СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации проектно - исследовательской деятельности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по организации проектно - исследовательской деятельности младших школьников, заинтересованных изучением природы родного края.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации проектно - исследовательской деятельности младших школьников»

Аннотация

Методические рекомендации по организации проектно - исследовательской деятельности младших школьников, заинтересованных изучением природы родного края, подготовлены учителем - практиком. Описан опыт работы с детьми сельской школы. В содержании определены этапы работы, алгоритм разработки проекта, даются методы и приёмы, приводится фрагмент урока. Источником практического опыта стала, начиная с 2008 года, работа «Клуба почемучек». Это детское объединение начальной школы положило начало проектно- исследовательской деятельности эколого – биологической направленности. Сейчас работа продолжается также в рамках внеурочной деятельности по социальному направлению (модуль «Я и природа»). Настоящий материалбудет интересен учителям и учащимся начальных классов, которые занимаются проектно-исследовательской деятельностью индивидуально, в паре и группах.



























Об авторе: Козьминых Нина Владимировна, учитель начальных классов первой квалификационной категории МКОУ СОШ с. ФилипповоКирово – Чепецкого района, сот.тел. 8 – 922-915-37-53

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Филиппово

Кирово-Чепецкого района Кировской области



Заочный конкурс методических материалов по дополнительному образованию эколого – биологической направленности



Номинация  «Методическое обеспечение учебного процесса»





Методическая разработка по организации

учебно-исследовательской деятельности




Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности эколого – биологической направленности в начальной школе







Разработчик: КозьминыхНина Владимировна

МКОУ СОШ с. Филиппово

Кирово – Чепецкого района

учитель начальных классов первой

квалификационной категории


Адрес школы: Кирово – Чепецкий район

с. Филиппово ул. Заева, 41







2014г

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности эколого – биологической направленности

в начальной школе.


Исследовательскую деятельность младших школьников следует определить как учебно-исследовательскую, так как она направлена на «открытие» субъектных знаний, формирование умений необходимых для  осуществления поиска новой информации, усвоение приёмов и способов самостоятельного познания.Основным отличительным признаком исследовательской деятельности является наличие таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.

Прежде чем охарактеризовать эти этапы работы в процессе исследования, необходимо обозначить, с какими проблемами столкнётся учитель, желающим заниматься исследовательской деятельностью со своим учениками, а также на особенности содержания и представления результатов исследования.

Проблемы при организации исследовательской деятельности:

  • развитие исследовательских умений учащихся тормозится, если учебная деятельность на уроках идёт спреобладанием репродуктивных методов обучения.Знания подаются в готовом виде, а не «открываются» учащимися;

  • большинство методик исследований по биологии и экологии не адаптированы для начальной школы, трудны математические расчёты;

  • родители практически не участвуют в исследовательской деятельности детей из-за нехватки свободного времени и низкой компетентности;

  • исследовательские умения формируются длительно, их оценка учителем затруднена.


Стремление к познанию через исследование создаёт условия для исследовательского обучения, а работа в эколого – биологическом направлении способствует формированию стойкого интереса к самостоятельному общению с природой. Организовать исследовательское обучение младших школьников мне помогает методика доктора психологических и педагогических наук, профессора Савенкова А.И.Рассмотрим содержание этапов работы учащегося в процессе исследования.

Практика моей работы показала, что одним из самых сложных этапов исследовательской работы с детьми  в методическом отношении, является момент первичного включения учащихся в собственную исследовательскую практику. Мною выбраны два пути решения. Первый путь: приглашённый специалист (библиотекарь, учитель химии, агроном и т.д.)даёт краткий курс введения в тему исследования, а затем задаёт вопросы сначала на повторениеуслышанного, на понимание, а затем углубляет первоначальные знания детей, ставя проблемы, обозначая «загадки», ответы на которые нужно найти.Такие встречи очень расширяют кругозор детей и создаёт базу для их собственных изысканий. При организации встречи необходимо обсудить со специалистом время выступления, характер вопросов, возможные трудности при восприятии материала.Такая методика  предполагает, что ребёнок постепенно превращается из «слушателя» в «собеседника», а затем и в исследователя. В результате этого, на доступном уровне, младший школьник с интересом включается в учебно-исследовательскую работу.

Другой путь проверен временем. Исследование с младшими школьниками,  как правило, начинается  с экскурсии, чтобы они могли увидеть предмет исследования в естественных условиях.  Экскурсия позволяет изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действии, даёт бесконечно большой материал для собственных наблюдений.  В ходе работы я активно использую эту форму организации. Экскурсия  служит стартовой площадкой для детских исследований, даёт мощный импульс детскому мышлению, позволяет увидеть  множество интересных проблем для собственных изысканий.

В составлении списка необходимой для изучения литературы обязательно участие самого ученика - исследователя. Ему даётся возможность приобрести навык самостоятельной работы в библиотеке: знакомства с системой библиотечных, в том числе электронных, каталогов, с приёмами правильного оформления библиографических данных. Как же лучше её организовать?

Общие рекомендации:

1. Работая с литературой по теме, учащийся должен владеть различными типами чтения, определяющими различную степень глубины изучения материала.

а. Просмотровое чтение желательно использовать в тех случаях, когда требуется познакомиться с общим содержанием книги, её глав или параграфов, автором произведения. При этом обычно читается титульный лист, оглавление, аннотация, отдельные абзацы и предложения.

б. Ознакомительное (выборочное) чтение поможет в поиске ответов на определённые вопросы по нескольким источникам и для найденной информации.

в. Изучающее чтение – это активный вид подобного чтения. Он предполагает, что вы читаете внимательно, останавливаясь и обдумывая информацию.

2. Приёмы фиксирования нужной информации в виде карточек, записей в тетради, переноса информации на электронный носитель.


Пусковой механизм  выявления проблемы – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон, чтобы увидеть то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Для этого беседуя, играя, предлагаем упражнения: продолжи мой неоконченный рассказ;       составь рассказ от имени  предмета нашего разговора;  вообрази и опиши  один день его жизни; определи, сколько значений и признаков уобъекта исследования.
Используем приём «тонких»  (Кто? Где? Когда? Сколько? и др. вопросов репродуктивного характера) и «толстых» (вопросы причинно-следственных связей). Затем идёт формулировка   основных вопросов, ответы на которые мы хотели бы найти. Таким образом, определяется сфера исследования,  её границы (что мы будем изучать).  Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Самые интересные исследования– это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. 
Этап подготовки к презентации исследования начинается, когда собраны все сведения, сделаны все необходимые расчёты и наблюдения, проведены  диагностики и опыты. Презентация творчески раскрывает потенциал каждого учащегося. Многое нужно продумать, чтобы представление результатов исследования было значимо для слушателей, а выступающему принесло радость и удовлетворение. Некоторые приёмы, позволяющие сделать презентацию интересной для слушателей: 
«интригующее начало», загадка, опыт, спор, диалог;     принятие роли  в групповом исследовании: биолог, краевед, эколог и т.д.

Таблица №1


Этап

Задачи

Формы, методы, приёмы работы

Актуализация проблемы.

Выявить проблему и определить направление будущего исследования.

Экскурсия. Приём - задание «Найди возможную причину». Приёмы: продолжи мой неоконченный рассказ; составь рассказ от имени предмета нашего разговора; вообрази и опиши один день его жизни; определи, сколько признаков и значений у объекта исследования

Определение сферы исследования.

Сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.

Приём «тонких» (Кто? Где? Когда? Сколько? и др. вопросов репродуктивного характера) и «толстых» (вопросы причинно-следственных связей) вопросов. Социологический опрос.

Выбор темы, объекта и предмета исследования

Обозначить границы исследования.


Выработка гипотезы и адекватных ей методов исследования

Выдвинуть гипотезу или гипотезы; определить методы исследования.

Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения проблемы.

Определение этапов исследования.

Определить последовательность проведения исследования

коллективный учебный диалог, моделирование

Сбор информации, проведение наблюдений, экспериментов

Собрать и систематизировать уже известную информацию, провести практическую экспериментальную работу, наблюдения.

Чтение-рассматривание, чтение и обработка информации из разных источников. Наблюдение. Опыты с реальными предметами и их свойствами. 

Анализ и обобщение полученных материалов.

Зафиксировать полученные знания в определённой форме.

Таблица, схема.

Подготовка презентации

Создать продукт (сообщение, доклад и т.д.) по результатам исследования

электронная презентация, раздаточные материалы: буклет, таблица, « интригующее начало», загадка, опыт, спор – диалог;

принятие роли в групповом исследовании: биолог, краевед, эколог.

Презентация.

Публично выступить по теме исследования

Публичное выступление, ответ на вопросы

Рефлексия.

Осмыслить результаты и способы деятельности

Беседа, анкетирование, опрос, коллективный учебный диалог, Сформированность регулятивных УУД ( методика А.Г.Осмолова)


Исследовательская работа способствует развитию универсальных учебных действий школьников. Навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности:

- это мыслительные навыки. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д;

- это исследовательские навыки: проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить;

- это социальные навыки: умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают.

- это коммуникативные навыки: учиться говорить самому и слушать других, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.

Кроме того, диагностирование показывает, что в ходе исследовательской деятельности происходят качественные изменения в развитии познавательных и мыслительных процессов школьников, повышается уровень самостоятельной учебной деятельности.

Оценить сформированность исследовательских умений учащихся начальных классов позволяют критерии(по А.Н.Поддьякову, А.И. Савенкову): 
1. Практическая готовность к осуществлению исследовательской деятельности проявляется в том, что обучающийся самостоятельно выбирает значимую для него тему исследования, намечает шаги работы по данной теме, применяет разные методы исследования (работа с литературными источниками, наблюдение и т.д.), оформляет и представляет результат.
2. Мотивированность исследовательской деятельности.

3. Проявление креативности в исследовательской деятельности

4. Степень проявления самостоятельности.


Оценка каждого из данных критериев соотносилась с уровнями сформированности умений исследовательской деятельности учащихся младших классов.


Таблица №2 Уровни сформированности исследовательских умений младших школьников


Критерий 
_____ 
Уровень 

Практическая готовность в реализации учебного исследования 

Мотивированность исследовательской деятельности 

Проявление креативности в исследовательской деятельности 

Самостоятельность в осуществлении исследовательской работы 

Исходный уровень


1 класс 

Нет знаний и конкретных умений исследовательской деятельности 

Низкая мотивация 

Действия по аналогии 

Только под руководством учителя 

Начальный 
уровень


2-3 классы 

Первоначальные знания и элементарные умения осуществления коллективного учебного исследования 

Преобладают внешние мотивы 

Коллективное творчество: новые идеи генерируются в коллективном поиске 

Коллективный поиск по аналогии может осуществятся без непосредственного участия педагога, затруднения в индивидуальной самостоятельной работе 

Продуктивный 
уровень 


4 класс

Умения, связанные с определением темы, поиском информации в книгах, умения работать с текстом, выделять главное; умения представлять результаты учебного исследования. 

Внешние и внутренние мотивы к исследованию 

Способность выбрать оригинальную тему, интересно представить результат работы 

Некоторые 
этапы исследования может осуществлять самостоятельно другие- с помощью родителей и педагога 


Список используемой и рекомендуемой литературы

  1. КазанцеваЛ.А. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Л.А.Казанцева. - М.:Просвещение, 2001. - 34с.

  2. Кривобок Е. В, Саранюк О.Ю. «Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся» – Волгоград: Учитель, 2009. – 138с.

  3. Савенков А.Н. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 208 с.

  4. А. Савенков  Методика исследовательского обучения младших школьников / « Учебная литература», 2010.

  5. Поддьяков Н.Н. Закономерности психического развития ребенка. - Краснодар: "МЭГУ – Краснодар", 1997. – 153с.

  6. Ушачёв В.П. Обучение основам творческой деятельности: учебное пособие [Текст] / В.П.Ушачёв - Магнитогорск: ЭЛПИС, 1991 - 55 с.

  7. www.issl.dnttm.ru— сайт журнала «Исследовательская работа школьника».



Приложение 1

План - конспект занятия «Клуба почемучек»

Тема: Представляем информацию о парке. Учимся задавать вопросы.

Учитель: Давайте вспомним основные символы нашего клуба: глаз, книга, вопрос. Есть такое мудрое изречение «Умеющие мыслить, умеют задавать вопросы». По своей форме вопросительный знак похож на рыболовный крючок. Любой знает, что на крючок можно поймать… (рыбу), и ты всегда будешь с уловом. Наш улов – это знания. Сегодня мы будем учиться задавать и отвечать на вопросы. Давайте усвоим правило: не знать ответа - это нормально. Мы для того и учимся, чтобы преодолевать своё незнание. Первый приём называется «Вопросительные слова». Перед вами таблица из двух граф. В правую колонку предлагаю записать основные слова – понятия нашего проекта ( предлагают учащиеся), а во 2 колонку – вопросительные слова, с которых мы начинаем вопросы: кто, сколько …продолжите. Итак, перед нами таблица. Теперь, соединив их, сформулируйте вопросы

Приём «Вопросительные слова»

Вопросительные слова

Основные понятия темы

Кто? Что?

тема

Где?

цель

Почему?

объект

Сколько?

гипотеза

Какой?

Исследование, проект

Зачем?

парк

Из чего состоит?

деревья

Когда?

полезные свойства

Каково назначение?

опыт

Примеры: Какие исследование мы проведём? Зачем в центре села стоит парк? Почему объектом исследования стали полезные (в том числе лечебные) свойства деревьев?

Итак, мы учились создавать вопросы. Но вопрос вопросу рознь. Понять, осмыслить глубину, сложность и важность вопроса вам поможет

приём «Толстый и тонкий вопросы». Вот «тонкий» вопрос. Как вы думаете, какого ответа он требует? (короткого, однозначного, фактического, это вопросы репродуктивного характера)). А какой ответ предполагает «толстый» вопрос? (развёрнутый, обстоятельный, долгий, подробный, доказательный, это вопросы причинн - следственных связей) Предлагаю вам поучиться задавать толстые и тонкие вопросы во время представления информации о парке.

3. Представление проектной папки: Мы считаем достопримечательностью нашего села парк, окружающий территорию Филипповской участковой больницы. В исследование вошло изучение состава и определение полезных свойств деревьев. Мы выдвинули гипотезу, что парк исцеляет и дарит красоту. Планируем создать путеводитель для проведения очных и заочных (виртуальных) экскурсий по парку. Необходимую информацию мы получали из письменных источников ( книг и энциклопедий), электронных ( сайты интернета) и устных ( социологический опрос, беседа), а представляем её вам в виде сообщений, презентации, таблиц и диаграмм .

4. Рассказ историка – краеведа

Филиппово – старинное село. Важным событием в его истории стало торжественное открытие в 1903 года Филипповской земской больницы. Место для больницы было выбрано в конце главной улицы, где находился большой пустырь. Здесь было достаточно места для размещения всего больничного двора. Это было первое двухэтажное каменное здание в селе и выглядело великолепно. Мы предполагаем, что первые деревья были посажены приблизительно в это же время и растут до сих пор. Рядом с больницей располагались другие постройки: дома для медперсонала, прачечная, баня и др. В 1906 году начал работу барак для заразных больных (больных инфекционными заболеваниями), в 1953 году благодаря усилиям главного врача Владимира Павловича Карга на месте инфекционного отделения было открыто туберкулёзное. Для лечения туберкулёза люди приезжали даже из соседних районов. Не забыли и о внешнем виде больничного городка. С северной стороны главного корпуса разбит сад, где посажены яблони, берёзы, черёмухи, рябины, ясень, кустарники. Территория больницы превратилась в тенистый парк, где и теперь растут сосны, кедры, лиственницы. Вокруг корпуса разбили клумбы, за которыми ухаживали не только санитарки, но и больные. Парк служил больным и жителям села местом отдыха и прогулок. Масштаб парка превосходил его размеры в настоящее время.

5.Рассказ биолога

Парк имеет прямоугольную форму, деревья посажены рядами на расстоянии 4 – 6 метров друг от друга. С южной стороны идёт ряд хвойных деревьев для защиты от постоянного ветра. В старой части кроны деревьев сомкнулись, летом здесь всегда тень. Мы насчитали в парке 10 лип, 25 тополей, 40 берёз, 13 елей, по 2 лиственницы и кедра, 15 сосен. С помощью рулетки определили диаметр самых крупных деревьев каждого вида. Например, диаметр кедра 2 м20 см, а сосны 1 м75 см. Рекордсменом оказался тополь, его диаметр – 3 с половиной метра. Из литературы мы узнали, что «этажи», которыми растёт ёлка, укажут на её возраст. Мы проделали такой опыт, прибавив 3-4 года, необходимых для образования первого яруса. Получилось 57-58 лет.

6.Рассказ зоолога

Хотя животные не являются предметом нашего исследования, но хочется рассказать, что деревья стали домом для птиц и животных. Шишки хвойных деревьев, ягоды рябины, черёмухи шиповника, вишни, семена липы – их основной корм Летними вечерами здесь часто можно встретить ежей. Среди деревьев увидеть белку Здесь живут грачи, вороны, галки. Зимой слетаются стаи снегирей, синиц.

7. Рассказ математика

Наш парк представляет интерес для математиков. На экскурсии мы измерили длину и ширину. Зная эти величины, можно измерить периметр и площадь парка. Площадь 12 000 м2, периметр = 460м

Нам стало известно, что тополь очищает воздух, поглощает 20-30 килограммов сажи за лето. В нашем парке 25 тополей. Значит, за одно лето они поглощают из воздуха 500-650 кг пыли и сажи

Это подтверждает полезные свойства тополя. Для измерения высоты деревьев есть специальный прибор – высотомер, но в нашем лесничестве его нет. Но мы решили поискать другие пути и обратились за помощью к математикам. Действительно, с помощью несложного прибора и геометрических формул можно определить высоту деревьев. Прибор мы сделали сами на кружке по дереву.

8. Рассказ социолога

В нашем селе Филиппово проживает 1221 человек, сельском поселении всего 1675 человек. Все жители пользуются услугами больницы, значит, были на территории парка. Нами было опрошено 56 человек, которые мы разделили на три возрастные группы. Самому молодому участнику было 6 лет, самому пожилому – 75 лет. Ответы на первый вопрос: «Считаете ли вы парк самым красивым местом нашего села?» мы представили в таблице:

Возраст

Утвердительно

Отрицательно

Всего

1

Дети школьного возраста

14

13

27

2.

Взрослые 21 - 40 лет

5

11

16

3.

Взрослые от 41 и выше

9

4

13



Итого


28


28


56

Участники опроса поясняли ответ «да»:

1.В парке красиво, спокойно – 8 человек

2.Место удобно для прогулок (есть беседка, тротуары) – 6 человек

3.В парке свежий воздух – 1

4.Много деревьев, зелени, поют птицы – 5 человек

5.Не объяснили свой ответ – 8 человек

Ответ «нет» пояснили так:

  1. Там много мусора - 9 человек

  2. Там собираются пьяные компании – 3 человека

  3. Парк не оборудован скамейками, портят вид старые постройки – 3 человека

  4. В селе есть места красивее -2

Большинство участников опроса с затруднением ответили на вопрос: « Какие полезные свойства деревьев в парке вы знаете?»

Вот какие ответы мы получили:

Возраст

Знают следующие полезные свойства деревьев

Не знают ответа

1

Дети школьного возраста

1.У деревьев чистый воздух, они вырабатывают кислород

2.У рябины полезные ягоды.

3. Берёза весной даёт берёзовый сок.

4.Кедр очищает воздух, из орешков делают масло, сами орешки вкусные и полезные


11 человек

2

Взрослее 21-40 лет

1.Очищают воздух от пыли, грязи, сажи, поглощают углекислый газ, вырабатывают кислород. Под деревьями можно укрыться от жары.

2.Выделяют фитонциды, которые убивают вредные микробы.

3.В ягодах рябины много витаминов.

4.Кедр – полезное дерево

5. Липовый мёд лечебный.


5 человек

3

Взрослые от 41 и выше

1.Деревья очищают воздух от пыли, газов, углекислого газа, выделяют кислород, поглощают шумы

2.Зелень успокаивает глаза.

3.В тени деревьев хорошо отдыхать.

4.Липовый мёд самый полезный, цветами липы лечатся от простуды

5.Кедровые орешки питательны.


4 человека


Итого

36

20


На третий вопрос: « Как уберечь парк от загрязнения?» ответили все участники опроса. Приведём ответы в порядке убывания:

  1. Убирать мусор вовремя, не сорить самим.

  2. Скашивать траву, отпиливать сухие ветки, обрезать кусты.

  3. Поставить урны, оградить забором (как когда-то было), чтобы не ездили машины.

  4. Чаще устраивать субботники, чтобы прибираться в парке.

  5. Поставить скамейки.

  6. Снести старое здание, около которого и скапливается основная часть мусора, а на его месте посадить новые деревья и кусты.

Вывод: Мнения жителей нашего села разделились. Одни считают его красивым местом села, уголком природы, который дарит нам покой и здоровье, другим заметить эту красоту мешают «следы цивилизации»: мусор, отсутствие удобств.

Не все жители задумываются над тем, какую пользу человеку могут принести деревья. А ведь это, возможно, изменило бы их отношение к парку. Участники всех возрастных групп отмечают, в основном, одни и те же полезные свойства. Ответы на третий вопрос показали, что люди видят, какие меры могут вернуть парку чистоту и уют и даже сами предлагают выйти на субботники. Опрос показал, что люди с интересом отнеслись к теме нашего исследования

9. Рассказ эколога

Парк находится в центре села. Множество тропинок пересекает его территорию, Раньше въезд был закрыт. Сейчас машины могут проехать. Это ведёт к вытаптыванию травы, повреждению почвы. Жители села отмечают, что место у здания бывшего инфекционного отделения становится похоже на свалку, особенно заметно это осенью. Упаковки, бумага, бутылки и прочий мусор должны складываться в урны. Следующей проблемой парка являются старые тополя, во время сильного ветра или дождя часть веток обламывается, это угрожает жизни людей, наносит хозяйственный вред. Тополь живёт примерно 80 лет. Потом дерево нужно спилить, иначе оно упадёт. Такую работу можно провести только спецтехникой. На месте старых деревьев нужно садить новые и ухаживать за ними, чтобы лет через 50 также радовал людей наш старинный красивый парк. Любите природы и будьте здоровы!

10. Итог занятия. Рефлексия

Итак, ребята, мы представили информацию о проекте, учились задавать толстые и тонкие вопросы. И важно, что желание найти ответ на вопрос продвигает нас дальше от незнания к знанию. Хотелось бы, чтобы вы оценили свою работу, насколько успешны вы были сегодня на занятии. Приём «Дерево». Зелёный листочек - вам было комфортно, вы активно слушали, выступали. Жёлтый листочек – вашей хорошей работе мешали какие-либо причины, но вы старались с ними справиться. Красный листочек – испытывали дискомфорт, неуверенность, не смогли участвовать в беседе

А теперь украсьте дерево своим листочком. Я рада, что наше занятие прошло для вас успешно.


Приложение 2


Отзыв руководителя

на исследовательскую работу


Отзыв даётся перед публикацией или защитой исследовательской работы и представляет собой общую характеристику работы, содержит практические рекомендации автору работы.


Объем отзыва не более 0,5 - 1 страницы печатного текста.


План составления отзыва

  1. Предмет анализа. ( В представленной работе...).

  2. Актуальность темы. (Работа посвящена актуальной теме…).

  3. Формулировка основного тезиса. (Основным вопросом работы является...)

  4. Краткое содержание работы.

  5. Степень самостоятельности автора.

  6. Общая оценка. ( Таким образом, рассматриваемая работа..., Автор проявил умение разбираться в...)

  7. Недостатки, недочёты. К недостаткам (недочетам) работы следует отнести допущенные автором... (недостаточную ясность при изложении...) Работа построена …, следовало бы сократить... (дать рекомендации...) Существенным недостатком работы является…)

  8. Выводы.(Представляется, что в целом исследовательская работа... имеет важное значение... и может быть представлена… (на уровне, в конкурсе …, для публикации в …).Работа оценена положительно, а ее автор заслуживает...)

Приложение 3


Рекомендации по оформлению слайдов презентации


  1. Стиль:

соблюдайте единый деловой стиль оформления слайдов; вспомогательная информация не должна преобладать над основной.

  1. Фон:

для фона используйте более холодные тона (стальной, синий, зеленый). На одном слайде рекомендуется использование не более трех цветов: один – для фона, один – для заголовков, один – для текста. Для фона и текста используйте контрастные тона.

  1. Анимационные эффекты:

используйте особенности компьютерной анимации, которые не потребуют больших затрат времени для их появления. Для представления информации на слайде не стоит включать несколько видов анимации.

  1. Содержание информации:

используйте короткие слова и предложения; заголовки должны привлекать внимание аудитории. Возможно выделение ключевых слов. На слайде не должно повторяться то, что говорится в сопроводительном тексте.

  1. Расположение информации на странице:

наиболее важная информация располагается в центре экрана. Если на слайде есть картинка, надпись должна располагаться под ней.

  1. Шрифты:

для заголовков – не менее кегля 24; для информации – не менее 18; для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

  1. Способы выделения информации:

следует использовать рамку, заливку; разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы.

  1. Объем информации:

не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации; на слайде - не более 7 – 8 строк.

  1. Виды слайдов:

для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицей, с диаграммой, с рисунком или фотографией.

10.Количество слайдов:

не перегружайте презентацию слайдами со второстепенной информацией.








Приложение 4


Понятия, необходимые для проведения

исследовательской работы


  • Аспект (лат. aspeсtus - вид, взгляд) - точка зрения, с позиции которой рассматриваются или воспринимаются те или иные предметы, понятия, явления.

  • Апробация (лат. approbatio) - одобрение, утверждение, основанное на проверке, испытании.

  • Аргумент (лат. argumentum) - суждение или совокупность суждений, приводимые в подтверждение истинности другого суждения (концепции, теории); основание доказательства.

  • Гипотеза (греч. hypothesis - основание, предположение) - научно обоснованное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее опытной проверки, подтверждения фактами для того, чтобы стать достоверной научной теорией.

  • Классические источники информации— энциклопедии, справочники, атласы - определители и другие книги, видеокассеты, материалы на компакт-дисках, экскурсии.

  • Объект исследования - процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

  • Предмет исследования - то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.

  • Принцип (лат. principium - начало, основание) - основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.

  • Проблема (греч. problema - задача, задание) - теоретический или практический вопрос, требующий разрешения.

  • Проект – буквально «брошенный вперёд», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности.

  • Тезаурус (греч. thesaurus - сокровище) - словарь, в котором максимально полно представлены слова языка с примерами их употребления в тексте.

  • Тезис (греч. thesis - положение, утверждение) - утверждение, требующее доказательства; более широко - любое утверждение в споре или в изложении некоторой теории.

  • Теория (греч. theoria - рассмотрение, исследование) - система основных идей в той или иной отрасли науки; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.






Приложение 5


Фотоматериалы





«Изучение внешнего вида и особенностей поведения немецкой овчарки»

2008-2009 уч. год







«Изучение влияние личинок колорадского жука на урожайность картофеля» 2009-2010 уч.год



«Крыловский родник: изучение органолептических свойств воды»

2010 год



«Наш парк» (групповое исследование)

2011-2012 уч. год


«Изучение поведения и повадок трёхшёрстной кошки Мурки»

2013-2014 уч. год