Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Станцию юных натуралистов»
Асбестовского городского округа
Методическая разработка
«Праздник семьи»
Составитель:
методист, педагог-организатор
Шуткина Н.В.
Асбест 2017
Праздник семьи
Н.В. Шуткина
Методист МБОУДО «Станция юных натуралистов».
г. Асбест.
Семья и учреждения дополнительного образования - это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы педагоги дополнительного образования и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями.
Взаимодействие с семьей в системе дополнительного образования важны, когда ребенок посещает начальную школу, но оно остается актуальным и в старшем возрасте, ведь очень часто именно в дополнительном образовании появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов, практических навыков, профессиональной ориентации и т.д. Конечно же, образование в целом ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские.
Дополнительное образование может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но, к сожалению, не может заменить семью или конкурировать с ней.
Что такое семья? Слово - это понятно всем, как слова «хлеб» и «вода». Семья это дом, это папа, мама, бабушка, дедушка, это любовь и забота, труд и радость, несчастия и печали, привычки и традиции. В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он, спросив у главы семьи: «Как вам удается жить, некогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел, удивился: на листе было написано сто раз одно и тоже слово – «понимание».
В наш скоростной век так не хватает понимания, внимания, сплочения в семье. Поэтому взаимодействие с семьей в системе дополнительного образования может, происходит не только через учебные программы дополнительного образования, проекты и модели сотрудничества, но и через досуговую деятельность которую предлагает, то или иное учреждение дополнительного образования для семей воспитанников, посещающих данное учреждение.
Вашему вниманию предлагается разработка сценария посвященная «Дню семьи», который отмечается 15 мая.
Цель:
- Воспитать у родителей и детей интерес к совместному проведению досуга.
- Сплотить родителей и детей.
Задачи:
- Укрепить родственные связи между родителями и детьми.
- Развивать у детей познавательную активность мышления, творческое воображение.
Оформление:
- На сцене плакат со словами «Здравствуй, семья!»
- Семь матрешек.
- Зал украшен шарами, лентами, цветами, плакатами, рисунками по теме праздника.
- На сцене сооружен дом из картона. (картон большой из под бытовой техники).
Предварительная подготовка:
- Домашнее задание для семейных команд: подготовить приветствие, театрализованное представление, электронный фото-альбом, фирменное кондитерское блюдо, рассказ или презентацию о происхождении своей фамилии, о генеалогическом древе, о традициях и обычаях.
- Выставка прикладного творчества команд.
Оборудование:
- мультимедийная техника.
- столы.
- стулья.
- мольберт
Реквизит: бумага, маркеры, бокалы, напитки, слайды с фотографиями, картонный дом.
Участники: 5-7 семей.
«Лишь сильная любовь
может загладить те мелкие недоразумения,
которые возникают при, совместной жизни».
Теодор Драйзер
Звучит фонограмма песни «Родительский дом».
Вступление.
Ведущий.
В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
Фонограмма микшируется.
Ведущий.
Здравствуй семья! Красивое слово. Но задумайтесь, а что такое семья? (ответы из зала). Это два вола в одной упряжке, это команда, это ячейка общества, это ….. Замечательно!
Ведущий.
А когда же родилась ее величество семья? Оказывается давно. Когда - то о ней, не слыхала земля, но….
Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?»
И Ева тихо ответила: «Я!»
«Кто их воспитает царица моя?»
И Ева тихо ответила: «Я!»
«Кто пищу сготовит, о радость моя?»
И Ева тихо ответила: «Я!»
«Кто платье сошьет? Постирает белье? Меня приголубит? Украсит жилье?»
«Я, я снова вторила Ева, - я, я… »
С этой поры и родилась семья!
Ведущий.
Так что я поздравляю тебя семья! У тебя давние и глубокие корни. У тебя высокая крона, устремленная в будущее!
Ведущий.
И так что мы имеем? Имеем команды. (Представление семейных команд.) Имеем гостей. И конечно же жюри. (Представление жюри.)
Ведущий.
В народе говорят, что каждый человек должен в своей жизни вырастить дерево, воспитать ребенка, построить дом. Вырастить дерево – значит, любить его и ухаживать за ним. Вырастить ребенка – не просто вырастить тело, а сотворить дух, не загубив его алчностью, эгоизмом, завистью, вот тогда весть о тебе будет доброй. И совесть твоя будет чиста.
Построить дом – не у всех есть сегодня средства на строительство собственного жилья.
Ведущий.
Графически, дом выглядит примерно так. (показывает домик из кирпичей на сцене). Правда эта «коробочка» ни о чем пока не говорит, так же как и человек, когда его совсем не знаешь. А когда ты в нем видишь душу да если она чистая, светлая, открытая, становится теплее тем, кто его окружает.
Ведущий.
Так и наше здание: оно молчит, пока не вдохнем в него душу. Практически она уже здесь – это семья…. . У меня к вам просьба – надо заполнить это здание словами – кирпичиками, на которых держится семья.
Все участники подходят к этому дому и пишут слова, на которых держится семья.
Ведущий. Зачитывает несколько слов олицетворяющих семью.
Ведущий.
А сейчас наши участники поведают нам о себе. Конкурс «Визитная карточка»
Визитные карточки (приветствие) семейных команд. Жюри подводит итоги.
Ведущий.
Как известно, слово «фамилия» заимствовано из латинского языка, оно означает «наследственное, семейное имя, переходящее от родителей к детям». В русском языке это слово получило распространение в эпоху Петра Великого, когда в разных учреждениях людей стали называть по фамилии, имени и отчеству. Фамилия присваивалась тогда на основе единственного признака – родства, конкурс «Наша фамилия».
Команды рассказывают о происхождении своей фамилии.
Жюри подводит итоги по двум конкурсам.
Ведущий.
Пока жюри подводит итоги, мы с вами продолжаем наш праздник.
Предлагаю вам поучаствовать в игре «Вспомним детство». Все участники каждой команды принесли на игру свои детские фотографии, а команды – соперницы должны угадать, кто есть кто. Внимание на экран.
Идет показ слайдов с фотографиями. Участники команды комментируют. После окончания показа фото – слайдов. Ведущий, озвучивает правильные ответы.
Ведущий.
До сих пор в старых деревенских домах на стенах висят фотографии всех членов семьи – это близкие и дальние родственники. А в центре этого ряда на видном месте – портреты отца и матери. «Родители» и «родина» однокоренные слова. Эти святые слова помогают нам понять и полюбить родной язык, родную природу, традиции нашего народа.
Ведущий.
Участники сегодняшнего праздника принесли свои семейные фотографии. Они обычно хранятся в фотоальбомах. В каждом таком альбоме – фотографии близких и дальних родственников, всех тех, кто дорог нашему сердцу. Но теперь в 21 веке фотографии хранятся в электронных фотоальбомах, внимание на экран! Конкурс «Наш фотоальбом»
Семейные команды представляют на суд жюри и зрителей свои семейные электронные фотоальбомы. Жюри оценивает объем, красочность, оригинальность оформления, содержательность.
Ведущий.
Пять ступеней, краской крытых,
Сколько раз вы мною мыты!
Пять простых ступеней в дом!
Как легко над тем крыльцом
Вьются комары столбом!
Это тыщи дум моих
Среди сумерек глухих
Вьются там уж без меня,
Тишине родной звеня.
Счастье – родину иметь
Да о ней всю жизнь болеть!
Вечно помнят свет села,
Дом родной, святые сени
И заветные ступени,
По котрым в мир сошла.
Ведущий.
Особое чувство вызывают у нас те люди, которые предали нам свои достоинства, традиции, интерес к своему роду – все это ветви одного большого дерева. Каждая из наших семей тоже составила свое генеалогическое древо. Я думаю, что познания о собственном происхождении не обрывается уже на третьем колене.
Семьи показывают свои работы, комментируют. Жюри оценивает ветвистость генеалогического древа. Жюри подводит итоги за третий и четвертый конкурсы и за четыре конкурса в целом.
Ведущий.
А теперь уважаемые гости, познакомимся поближе с каждой семье. И сейчас объявляется конкурс «Моя семья».
Команды рассказывают о традициях и обычаях своих семей. Жюри подводит итоги за пятый конкурс.
Ведущий.
А наша с вами развлекательная программа продолжается. Поиграем в художники.
В этой игре принимают участие по одному представителю от каждой команды (ребенок).
Ведущий.
Нарисуй круг большой,
Сверху маленький такой,
На макушке ушка два -
Это будет голова.
Нарисуем для красы
Попышней ему усы.
Вот пушистый хвост готов –
Ты красивей всех котов!
Ведущий.
Какие замечательные получились у нас коты! Это вам на память о сегодняшнем дне.
Ведущий.
Известный французский писатель, автор книги «Физиология вкуса» Ансельм Брилья-Саварен (1755-1826) однажды заметил, что «судьба нации зависит от того, как она питается».
И теперь настал тот час, когда объявляется самый вкусный конкурс под названием «Пальчики оближешь»! Наши мамы покажут всем нам свои кондитерские шедевры. Жюри оценит, а пробовать будет все вместе.
Пока жюри подводит итоги 6 – го конкурса и общий итог, ведущие проводят игру с семейными командами. В этой игре участвую дети, если ребенок затрудняется ответить, папа помогает.
Задание – три бокала с напитками одного цвета (например: клюква, брусника, красная смородина). Нужно попробовать и определить, из чего оно сделано.
Ведущий.
Ай да мы молодцы!
Ведущий.
Сколько добрых, ласковых слов сказано о маме и, о ее ласковых руках! Они моют, готовят, стирают, лечат, успокаивают, ласкают. Смогут ли наши дети узнать руки своих мам?
Задание – узнать мамину руку на ощупь.
Ведущий.
Отец – добытчик, кормилец. Мать – хозяйка, воспитатель детей. Дети радость и помощь дома. Все это одна большая семья. А где их можно всех вместе увидеть, конечно же, в театрализованном представлении!
Проходит конкурс семейных театрализованных представлений.
Жюри подводит итоги 7 - го конкурса и всей конкурсной программы.
Ведущие.
Говорят, чем мы старше становимся и чем труднее мы живем, тем нужнее нам праздники. А еще если из семьи уходят шутки, юмор, игра, тогда семья становится ущербной. А еще праздник – это детство, и если оно закрыто от нас годами и неточностью воспоминаний, значит мы , далеки от ребенка, который зовет нас в детство.
Ведущие.
И еще кто – то сказал, что взрослые - это очень уставшие дети, так это или нет судить вам взрослые. Так давайте же еще раз улыбнемся празднику!
Звучит фонограмма песни «Родительский дом» и ведущий читает стихотворение, с которого начался праздник.
Ведущий.
В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
Ведущий.
Наш праздник подходит к концу. Слово предоставляется жюри.
Жюри высказывает свое мнение о каждой семье. Подводятся итоги.
Награждение команд – победительниц. Общая фотография участников в конкурсе «День семьи».
В завершении мероприятия звучит песня «Родительский дом»