СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МР по СР МДК.01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (Хоровое пение и практика работы с хором)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельных работ для специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования с дополнительной подготовкой в области музыкальной деятельности

Просмотр содержимого документа
«МР по СР МДК.01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (Хоровое пение и практика работы с хором)»

Управление образования и науки липецкой области

Государственное областное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Усманский многопрофильный колледж»













Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы студентов


по МДК.01.02. Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (хоровое пение и практика работы с хором)

ПМ.01 Преподавание в области музыкальной деятельности

Программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)

по специальности: 44.02.03 Педагогика дополнительного образования


по программе углубленной подготовки













Усмань 2017



Методические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов по МДК.01.02. Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (хоровое пение и практика работы с хором)

по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.





Разработчики: ГОБПОУ «Усманский многопрофильный колледж».





Разработчик: Смольянинов О. А., преподаватель музыки













Одобрено на заседании цикловой комиссии ________________________

(дата)

Председатель цикловой комиссии _________ ____________________

(роспись) (инициалы, фамилия)







Утверждаю

Заместитель директора

по учебно-методической работе ____________ ______________________

(роспись) (инициалы, фамилия)

Введение

Федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед преподавателями СПО задачу подготовки компетентного специалиста обладающего не только значительной суммой необходимой профессиональных знаний, но и умеющего самостоятельно добывать и применять знания на практике.

Достижение поставленной цели осуществляется через обучение студентов основным навыкам организации и проведения самостоятельной работы.

Самостоятельная работа студента - это способ активного, целенаправленного приобретения студентом профессиональных и общих компетенций, практического опыта, знаний, умений в процессе групповой и индивидуальной учебной деятельности, осуществляемой под руководством преподавателя, но без непосредственного участия педагога.

Цель самостоятельной работы - научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.

Самостоятельная работа студентов может быть направлена на:

  • систематизацию и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

  • углубление и расширение теоретических знаний и практических умений;

  • формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную и специальную литературу;

  • развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

  • развития исследовательских умений;

  • выработку навыков эффективной самостоятельной профессиональной (практической и научно-теоретической) деятельности.

В учебном процессе выделяются два вида самостоятельной работы по учебной дисциплине или профессиональному модулю:

Аудиторная - выполняется на учебных занятиях, под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию;

Внеаудиторная - выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Общий объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу (ВСР), согласно ФГОС, представляет собой разницу между максимальной и обязательной учебной нагрузкой. На все циклы обучения на самостоятельную работу отводится 50% времени от обязательной аудиторной нагрузки.

Увеличение доли внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся при реализация новых ФГОС, требует соответствующей организации учебного процесса и составления учебно-методической документации, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного усвоения обучающимися учебного материала.

В процессе творческой деятельности преподаватель формирует собственную систему руководства самостоятельной работой студентов, подбирает виды самостоятельной работы в соответствии со спецификой дисциплины или профессионального модуля, вырабатывает свои критерии оценки и т.д.

В данном методическом пособии описаны общие правила и подходы к организации и проведению СР студентов, наиболее распространенные виды СР, даны методические рекомендации по их организации, которые составлены в соответствии с содержанием рабочей программы МДК.01.02. Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (хоровое пение и практика работы с хором) специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.

МДК.01.02. Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (хоровое пение и практика работы с хором) изучается в течении 5 семестров, общий объём времени, отведённый на самостоятельную работу, составляет в соответствии с учебным планом и рабочей программой – 147 часов.

Методические указания призваны помочь студентам правильно организовать самостоятельную работу и рационально использовать свое время при овладении содержанием МДК.01.02. Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (хоровое пение и практика работы с хором).

Самостоятельная работа направлена на освоение студентами следующих результатов обучения согласно ФГОС специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования и требованиям рабочей программы МДК.01.02. Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (хоровое пение и практика работы с хором):

умения:

- находить и использовать информацию, необходимую для подготовки к занятиям;

- определять цели, задачи занятия в области музыкальной деятельности;

- разрабатывать планы, конспекты, сценарии занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, специфики области музыкальной деятельности;

- педагогически обоснованно выбирать и реализовывать разные формы, методы, приёмы обучения и воспитания при работе с одновозрастным или разновозрастным объединением детей по интересам в области музыкальной деятельности с учетом возрастных, индивидуальных и личностных особенностей;

- демонстрировать способы, приёмы деятельности в области музыкальной деятельности дополнительного образования детей;

- стимулировать познавательную активность на занятии, создавать условия для развития мотивации детей к области музыкальной деятельности дополнительного образования детей;

- создавать на занятии условия для самопознания и самосовершенствования;

- выявлять и поддерживать одаренных в музыкальной деятельности детей;

- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми и родителями;

- использовать информационно-коммуникационные технологии и технические средства обучения в образовательном процессе;

- контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся, освоения программы дополнительного образования;

- осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий, корректировать цели, содержание, методы и средства обучения по ходу и результатам проведения;

- вести учебную документацию.

знания:

- технологические основы музыкальной деятельности в области дополнительного образования детей;

- психолого-педагогические основы проведения занятий с детьми по программам дополнительного образования детей в музыкальной деятельности;

- особенности дополнительного образования детей в музыкальной деятельности;

- теоретические основы и методику планирования занятий в музыкальной деятельности дополнительного образования детей;

- принципы отбора и структурирования содержания дополнительного образования детей в музыкальной деятельности;

- методы, методики и технологии организации деятельности детей в музыкальной деятельности дополнительного образования;

- основы комплектования, виды и функции одновозрастного и (или) разновозрастного объединения детей по интересам дополнительного образования детей;

- способы активизации учебно-познавательной деятельности детей разного возраста, педагогические условия развития мотивации к избранной области деятельности;

- педагогические и методические основы развития творческой индивидуальности личности в области музыкальной деятельности;

- основные виды технических средств обучения (ТСО), информационно-коммуникационные технологии и их применение в образовательном процессе;

- педагогические и гигиенические требования к организации обучения музыкальной деятельности;

- виды документации, требования к ее оформлению.

Профессиональные компетенции:

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия.

ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия.

ПК 1.3. Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования.

ПК. 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы.

ПК. 1.5. Анализировать занятия.

ПК. 1.6. Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс.

ПК 3.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся.

ПК. 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду.

ПК. 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

ПК. 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК. 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников).

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

Распределение часов на выполнение самостоятельной работы студентов по разделам и темам МДК.01.02. Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (хоровое пение и практика работы с хором).

Наименование раздела, темы

Количество часов на ВСР

Раздел 1. Элементы хорового пения. Овладение хоровым мастерством.

84

Тема 1.1. Разделение функций хоровых партий.

21

Тема 1.2. Сущность эстетики академического пения как соотношение стационарных и переходных процессов

21

Тема 1.3. Строй в хоре

21

Тема 1.4. Эмоционально-образная природа музыкально-певческого исполнительства.

21


Раздел 2. Практическая работа с хором.

63


Тема 2.1. Координация между дирижерским жестом и звучанием хора.

21


Тема 2.2. Репертуарная стратегия развития учебного хорового коллектива.

21

Тема 2.3. Коллективный характер работы в хоре.

21



Виды и формы самостоятельной работы студентов по

МДК.01.02. Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (хоровое пение и практика работы с хором).

  1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы;

  2. Самостоятельное изучение материала и конспектирование лекций по учебной литературе;

  3. Написание и защита рефератов по заданной теме (с учетом использования Интернет-ресурсов);

  4. Работа со справочной литературой;

  5. Оформление отчетов по практическим заданиям и подготовка к их защите;

  6. Игра партитур произведений, соответствующих репертуарному плану;

  7. Написание аннотаций на произведения;

  8. Игра фортепианного сопровождения;

  9. Интонирование своей партии a cappella сольфеджио;

  10. Пение своей партии с произнесением текста a cappella;

  11. Пение своей партии с одновременной игрой других голосов в произведениях a cappella;

  12. Пение своей партии с игрой фортепианного сопровождения;

  13. Чтение с листа сольфеджио всех остальных партий произведений, находящихся в работе.

  14. Подготовиться к дифференцированному зачёту, экзамену.

Контрольные требования к точкам отчётности

Оценка работы студентов за каждый семестр в соответствии с учебным планом (зачет, экзамен или академический концерт) имеет несколько составляющих:

1. Обязательное участие во всех концертных выступлениях хорового коллектива;

2. Сценическая активность и высокий уровень исполнительского мастерства в концертных выступлениях;

3. Отсутствие пропусков хоровых репетиций без уважительной причины;

4. Активная и плодотворная работа на занятиях, оценивающаяся преподавателем на «4» и «5»;

5. Уверенное знание своей партии в каждом произведении хорового репертуара;

6. Своевременная сдача партий наизусть в трио, квартетах, квинтетах (в соответствии с количеством голосов в произведениях).

Методические рекомендации для студентов

по конкретным видам самостоятельной работы:

  1. Подготовка к тестовому контролю, дифференцированному зачёту, экзамену.

  2. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной музыкально-методической литературы.

1. Внимательно прочитайте материал по конспекту, составленному на учебном занятии.

2. Прочитайте тот же материал по учебнику, учебному пособию.

3. Постарайтесь разобраться с непонятными терминами.

4. Ответьте на контрольные вопросы для самопроверки, имеющиеся в учебнике или предложенные в данных методических указаниях.

5. Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».

6. Заучите «рабочие определения» основных понятий, законов.

7. Освоив теоретический материал, приступайте к выполнению заданий, упражнений.

Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:

- качество уровня освоения учебного материала;

- умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач или ответе на практико-ориентированные вопросы;

- обоснованность и четкость изложения ответа.

3. Самостоятельное изучение материала и конспектирование лекций по учебной и специальной музыкально-методической литературе.

1. При подготовке задания используйте рекомендуемые по данной теме учебники, музыкально-педагогическую литературу, материалы электронных библиотек или другие Интернет-ресурсы.

2. Внимательно прочитайте материал, по которому требуется составить конспект.

3. Постарайтесь разобраться с непонятным, в частности новыми терминами и понятиями.

4. Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».

5. Составьте план конспекта, акцентируя внимание на наиболее важные моменты текста.

6. В соответствии с планом выпишите по каждому пункту несколько основных предложений, характеризующих ведущую мысль описываемого пункта плана.

Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:

- краткое изложение (при конспектировании) основных теоретических положений темы;

- логичность изложения ответа;

- уровень понимания изученного материала.

4. Написание и защита доклада, подготовка к сообщению или беседе на занятии по заданной преподавателем теме.

1. Выберете тему из предложенной преподавателем тематики докладов и сообщений. Вы можете самостоятельно предложить тему с учетом изучаемого теоретического материала.

2. При подготовке доклада, сообщения используйте музыкально-методическую литературу по выбранной теме, электронные библиотеки или другие Интернет-ресурсы.

3. Сделайте цитаты из книг и статей по выбранной теме (обратите внимание на непонятные слова и выражения, уточнить их значение в справочной литературе).

4. Проанализируйте собранный материал и составьте план сообщения или доклада, акцентируя внимание на наиболее важных моментах.

5. Напишите основные положения сообщения или доклада в соответствии с планом, выписывая по каждому пункту несколько предложений.

6. Перескажите текст сообщения или доклада, корректируя последовательность изложения материала.

7. Подготовленный доклад должен сопровождаться презентацией, иллюстрирующей его основные положения.

Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:

- полнота и качественность информации по заданной теме;

- свободное владение материалом сообщения или доклада;

- логичность и четкость изложения материала;

- наличие и качество презентационного материала;

- грамотное использование справочной литературы.

5. Работа со справочной литературой.

1. При подготовке задания используйте рекомендуемые по данной теме учебники, материалы электронных библиотек или другие Интернет-ресурсы.

2. Внимательно прочитайте материал, по которому требуется составить конспект.

3. Постарайтесь разобраться с непонятными, в частности новыми терминами и понятиями.

4. Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».

5. Составьте план конспекта, акцентируя внимание на наиболее важные моменты текста.

6. В соответствии с планом выпишите по каждому пункту несколько основных предложений, характеризующих ведущую мысль описываемого пункта плана.

Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:

- краткое изложение (при конспектировании) основных теоретических положений темы;

- логичность изложения ответа;

- уровень понимания изученного материала.

6. Оформление отчетов по практическим заданиям и подготовка к их защите.

  1. Обратитесь к методическим указаниям по проведению практических работ и оформите работу, указав название, цель и краткий порядок проведения работы.

  2. Повторите основные теоретические положения по теме лабораторной или практической работы, используя конспект лекций или методические указания.

  3. Сформулируйте выводы по результатам работы, выполненной на учебном занятии. В случае необходимости закончите выполнение расчетной части.

  4. Подготовьтесь к защите выполненной работы: повторите основные теоретические положения и ответьте на контрольные вопросы, представленные в методических указаниях по проведению лабораторных или практических работ.

Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы

- оформление практических работ в соответствии с требованиями, описанными в методических указаниях;

- качественное выполнение всех этапов работы;

- необходимый и достаточный уровень понимания цели и порядка выполнения работы;

- правильное оформление выводов работы;

- обоснованность и четкость изложения ответа на контрольные вопросы к работе.

7. Развернутый анализ хоровой партитуры должен состоять из следующих основных разделов:

1. Общие сведения о произведении и его авторах.

2. Анализ литературного текста.

3. Анализ музыкально-выразительных средств (музыкально-теоретический

анализ).

4. Анализ хоровой фактуры (вокально-хоровой анализ).

5. Разработка исполнительского плана.

План анализа хоровой партитуры (развернутый).

1. Общие сведения о произведении и его авторах.

Общие сведения о произведении. Точное и подробное название произведения. Год создания. Авторы музыки и текста. Вид хорового творчества (хор - а капелла, хор с сопровождением).

Хоровой жанр (хоровая песня, миниатюра, хор крупной формы, обработка, переложение, часть оратории, кантаты, сюиты, сцена из оперы и др.).

Если анализируемое произведение является частью более крупного сочинения, то следует кратко охарактеризовать остальные части (состав исполнителей, количество и название частей, роль хора и др.).

Сведения о жизни и творчестве композитора. Годы жизни. Общая характеристика творчества. Более подробная характеристика хорового творчества.

Краткие сведения об авторе литературного текста. Годы жизни. Общая характеристика творчества.

2. Литературный текст.

Содержание литературного текста, его тема, идея, образы, форма изложения, размер (количество строф, куплетов и т.п.).

Сравнение текста, использованного композитором, с литературным оригиналом: возникшие изменения и их причины. Если использованный текст является фрагментом более крупного произведения (стихотворения, поэмы и др.), необходимо дать общую характеристику всего произведения. Изложение литературного текста (выписать весь использованный текст).

Взаимосвязь текста и музыки. Степень их соответствия. Воплощение средствами музыки литературных тем и образов. Взаимосвязь строения текста и формы хорового произведения.

3. Музыкально-выразительные средства.

Определение формы: одночастная (период), двухчастная, трехчастная (простая и сложная), куплетная (число куплетов), куплетно-вариационная и др.

Разбор музыкально-тематического материала. Характеристика мелодии-темы: характер интонации, метроритмические и ладовые особенности. Темп (темпы). Тональный план (отклонения, модуляции). Определение основной тональности. Ладовые особенности (использование народных диатонических ладов или характерных ладовых оборотов).

Гармонический анализ с общепринятым обозначением функции и названия каждого аккорда; характеристика гармонического языка произведения, его особенностей и сложности.

Характеристика фактуры: гармоническая (аккордово-гармоническая, гомофонно-гармоническая), полифоническая (имитационная, контрастная, подголосочная), смешанная. Взаимосвязь фактуры с содержанием произведения и выразительными средствами хора.

4. Вокально-хоровой анализ (хоровая фактура).

Состав хора (однородный, смешанный, число голосов-партий). Диапазоны партий и всего хора. Тесситурные условия. Степень вокальной загруженности хора и отдельных партий.

Тесситурное и динамическое соотношение между партиями (хоровой ансамбль). Роль различных партий в произведении (исполнение основного мелодического материала, подголосков, аккомпанемента и др.). Использование специфических тембровых качеств хора и его партий.

Особенности интонирования (хоровой строй). Выявление наиболее сложных в интонационном отношении моментов с учетом закономерностей мелодического (горизонтального) и гармонического (вертикального) строя. Способы преодоления интонационных трудностей.

Дикция. Вокальность литературного текста и особенности его произношения (орфоэпия). Особенности подтекстовки. Бестекстовое пение (с «закрытым ртом» и др.).

Приемы хорового изложения (tutti, использование неполного состава хоровых групп, «чистых тембров», divisi, сопоставление, обособление партий или хоровых групп, постепенное включение, дублирование, перекрещивание, колористические приемы).

Установление других вокально-хоровых особенностей. Специфика певческого дыхания (по фразам, цепное); характер звука («светлый», «темный» и др.); приемы звуковедения (штрихи) - legatо, поп 1еgatо, staccato, marcato.

Определение количественного состава хора, необходимого для исполнения данного произведения (большой, малый, средний) и его квалификация (профессиональный, опытный самодеятельный, начинающий).

5. Исполнительский план.

Разработка исполнительского плана на основе раскрытия содержания произведения и исходя из литературного, музыкального и хорового анализа.

Общий характер произведения, его частей. Темповый план (точный перевод и объяснение всех темповых обозначений). Метрономические указания. Агогика. Динамика. Артикуляция. Выявление специфических исполнительских трудностей в связи с особенностями жанра и формы произведения (хоровая миниатюра, крупная вокально-инструментальная форма, куплетность, репризность и пр.).

Определение характерного для данного произведения основного исполнительского принципа (цельность, непрерывность развития, эпизодичность, детализация, периодичность и др.).

Фразировка. Связь музыкальной и литературной фразы. Определение общей и частных динамических и смысловых кульминаций.

Приемы дирижирования. Дирижерская схема. Показы вступлений, дыхания, снятий. Наличие фермат и способы их показа. Характер дирижерского жеста. Темпо-метро-ритмические особенности.

Изложение собственного исполнительского замысла (интерпретация произведения).

Определение в произведении наиболее сложных и трудоемких моментов, требующих особого внимания в процессе репетиционной работы; методы эффективной работы над ними (сольфеджирование, транспонирование и др.).

6. Заключение.

Выявление некоторых стилевых черт творчества композитора в данном произведении. Наличие различных редакций партитуры, причина возникновения и их сравнительный анализ. Сравнение анализируемого произведения с другими произведениями, написанными на тот же текст или посвященных той же теме.

Собственное отношение к изучаемому произведению. Впечатление от его прослушивания в концерте, по радио, в записи. Сравнение различных исполнительских интерпретаций.

Определение значения произведения в наши дни, с позиций современного музыкально-хорового искусства.

В конце работы рекомендуется дать список литературы, использованной при анализе произведения (библиография).

ПЛАН АННОТАЦИИ (краткий).

Название произведения. Год создания.

Автор музыки (имя, отчество, фамилия). Годы жизни.

Автор литературного текста (имя, отчество, фамилия). Годы жизни. Название и год создания литературного произведения,

Вид хорового творчества (с инструментальным сопровождением или без сопровождения).

Хоровой жанр (песня, миниатюра, хор крупной формы, обработка, переложение). Если анализируемое произведение является частью более крупного сочинения - общие сведения обо всем цикле (количество и название частей, состав исполнителей и др.).

Состав исполнителей (хоровое произведение с сопровождением и солистами).

Форма (определение формы с указанием частей и их размера — количество тактов).

Тональность (основная, модуляции, отклонения). Темп и характер исполнения (перевод). Метроном. Метр и размер.

Ритмические особенности. Динамика. Звуковедение (штрихи). Фактура (общий тип фактуры). Состав хора. Диапазоны хоровых партий и общий диапазон всего хора. Тесситура.

Аннотация может быть дополнена краткими сведениями о творчестве композитора (перечислить основные произведения), а также отдельными наиболее существенными исполнительскими замечаниями. При наличии других редакций анализируемого произведения следует указать их.

Перечень рекомендуемой литературы

(примерный репертуарный план)

Основные источники:

  1. Адлер Е. "Тихо вечер догорает". Ст. Ф.Тютчева. "Колокольчики мои". Ст. А.Толстого. "Бушует полая вода". Ст. И.Бунина.

  2. Бортнянский Д. "Трехголосная литургия".

  3. Бриттен Б. "Рождественские песнопения". "Missa brevis in D".

  4. Гречанинов А. "Весна идет". Ст. Ф.Тютчева.

  5. Григоренко А. "Савка и Гришка". Обр. белорусской песни.

  6. Даргомыжский А. "На севере диком". Ст. М.Лермонтова. "Свет Наташа". Ст. А.Пушкина. ""Зимний вечер". Ст. А.Пушкина.

  7. Ипполитов-Иванов М. "Утро". Ст. А.Пушкина.

  8. Калинников В. "Во царствии твоем". "Жаворонок". Ст. В.Жуковского.

  9. Калистратов В. "Плач невесты - сироты". Сл. народные. "Тальянка". "Молитва матери" Ст.С.Есенина.

  10. Кюи Ц. "Весеннее утро". "Всюду снег". "Весенняя песня".Ст. Н.Белоусова. "Задремали волны". Ст. К.Романова.

  11. Лассо О. "Виланелла". Рус.текст Я.Серпина.

  12. Леонтович Н. "Пливе човен". "Женчичок-бренчичок". "Щедрик". "Дударик". Мурадели В. "Сны-недотроги".

  13. Парцхаладзе М. "Скоро осень". Ст. Е.Авдиенко. "Море спит". Ст. Л.Кондра¬шенко. "Ночь". Пер. с груз. Е.Николаевской. "У вечного огня" (вокализ). Попатенко Т. "Береза". Ст. С.Есенина.

  14. Попов В. "Не летай, соловей". "Милый мой хоровод".

  15. Рахманинов С. "Шесть хоров для женских голосов" на ст. русских поэтов. Ребиков В. "Горные вершины".Ст. Лермонтова."Люблю грозу". Ст.Ф.Тютчева. Римский-Корсаков Н. "Ночевала тучка золотая". Ст. М.Лермонтова.

  16. Рубцов Ф. "Веники". Обр. рус. нар. песни.

  17. Соколов В. "Повянь, повянь, бурь-погодушка". "Из-за лесу темного". "Таусень", "Пойду ль я". "Я пойду ли, молоденька". Обр. рус.песен. "Журавель". Обр. укр. песни. Свешников А. "Как по морю".

  18. Свиридов Г. "Ты запой мне ту песню". Ст Есенина

  19. Стравинский И. "Подблюдные песни".

  20. Григоренко А. "Савка и Гришка". Обр. белорусск.песни

  21. Кюи Ц. "Задремали волны". Ст. К.Романова

  22. Шебалин В. "Подснежник". "Ландыш". "Фиалка". "Незабудка". "Лютик". "Одуванчик". "Гвоздика". - на стихи Серовой.

  23. Шуберт Ф. "Весенняя песня". Русс. текст М.Павловой.

  24. Щедрин Р. "Утро" Ст. А.Пушкина.

  25. Чайковский П. "Без поры да без времени" Ст. Цыганова.

  26. Чесноков П. Фрагменты "Всенощного бдения", ор.9: "Благослови душе моя Господа", "Блажен муж", "Хвалите Имя Господне" "Душе моя", "Покаяния отверзи мне двери", "Взбранной воеводе". "Цикл женских хоров с сопровождением фортепиано".

  27. Произведения из Хрестоматий 1-8 класса Программы «Музыка» для общеобразовательной школы.

Дополнительные источники:

1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 336 с.

2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010. - 336 с.

3. Ермакова О.К. Краткий музыкальный словарь Изд.2-е - Ростов-н/Д: Феникс 2015.

Электронные ресурсы:

  1. http://www.edu.ru/ - портал «Российское образование».

  2. http://standart.edu.ru/ – сайт, на котором размещены стандарты Российского образования.

  3. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=531 – сайт, на котором размещены примерные программы начального образования в соответствии с современными стандартами Российского образования.

  4. http://www.n-shkola.ru/ – сайт журнала «Начальная школа

  5. http://nsc.1september.ru/– электронная версия газеты «1 сентября. Начальная школа».





Задания для самостоятельного выполнения

по МДК.01.02. Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (хоровое пение и практика работы с хором)

Вопросы и задания составлены в соответствии разделами и темами рабочей программы по МДК.01.02. Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (хоровое пение и практика работы с хором) для удобства при самостоятельной подготовке студентов к учебным занятиям.

Раздел 1. Элементы хорового пения. Овладение хоровым мастерством. (84 часа ВСР)

Тема 1.1. Разделение функций хоровых партий. (21 час)

  1. Игра партитур произведений, соответствующих репертуарному плану;

  2. Игра фортепианного сопровождения;

  3. Интонирование своей партии a cappella сольфеджио;

  4. Пение своей партии с произнесением текста a cappella.

  5. Пение своей партии с одновременной игрой других голосов в произведениях a cappella;

  6. Пение своей партии с игрой фортепианного сопровождения;

  7. Чтение с листа сольфеджио всех остальных партий произведений, находящихся в работе.

  8. Написать (нотами) несколько упражнений для развития детских голосов (примеры могут быть взяты из детских сборников песен или составлены студентами самостоятельно).

  9. Переписать детскую песню, сделать разбор ее текста, музыки, дать характеристику выразительных особенностей песни.

  10. Привести примеры упражнений или песен, которые можно использовать для начальной работы над многоголосием (2-3 примера).

Тема 1.2. Сущность эстетики академического пения как соотношение стационарных и переходных процессов. (21 час)

  1. Игра партитур произведений, соответствующих репертуарному плану;

  2. Игра фортепианного сопровождения;

  3. Интонирование своей партии a cappella сольфеджио;

  4. Пение своей партии с произнесением текста a cappella.

  5. Пение своей партии с одновременной игрой других голосов в произведениях a cappella;

  6. Пение своей партии с игрой фортепианного сопровождения;

  7. Чтение с листа сольфеджио всех остальных партий произведений, находящихся в работе.

  8. Подобрать и выписать на нотоносцах (в 4-х строчном изложении) не менее трех примеров из хоровых произведений, в которых необходимо создать динамический ансамбль путем искусственного уравновешивания хоровых голосов, сопроводив их объяснительным текстом.

  9. Выписать на нотоносцах правила интонирования мажорного и минорного звукорядов: а) по П. Чеснокову (Чесноков П. Хор и управление им. - М., 1961); б) по Н.Романовскому (Романовский Н. Принципы работы над строем в хоре - В кн. Хоровое искусство. - Л., 1967, вып.1) на основе ладовой взаимосвязи звуков.

  10. Сделать анализ интонационных трудностей (особенностей) в песне школьного репертуара; в произведении, изучаемом в классе хорового дирижирования; дать конкретные рекомендации по их преодолению.

  11. Охарактеризовать интонирование интервалов, аккордов, ладов (практический показ).

  12. Разработать систему тренировочных упражнений для настраивания хора во все тональности, обратив особое внимание на бемольные.

Тема 1.3. Строй в хоре. (21 час)

  1. Игра партитур произведений, соответствующих репертуарному плану;

  2. Игра фортепианного сопровождения;

  3. Интонирование своей партии a cappella сольфеджио;

  4. Пение своей партии с произнесением текста a cappella.

  5. Пение своей партии с одновременной игрой других голосов в произведениях a cappella;

  6. Пение своей партии с игрой фортепианного сопровождения;

  7. Чтение с листа сольфеджио всех остальных партий произведений, находящихся в работе.

  8. Записать орфоэпическую транскрипцию литературного текста школьной песни, выявив различия в речи и пении; отметить в тексте логические центры.

  9. Охарактеризовать особенности работы над дикцией в хоре.

  10. Продирижировать выбранной песней, основываясь на логическом анализе, обратив внимание на гибкость дирижерской схемы; произнести согласные и гласные звуки по установленным орфоэпическим правилам, следя за положением артикуляционного аппарата. (в качестве музыкального материала необходимо использовать песни школьного репертуара; произведения, изучаемые в классе дирижирования).

  11. Уметь задавать тон для всех мажорных и минорных тональностей голосом от звуков «ля» и «до».

  12. Уметь показать на фортепиано во всех тональностях одно из упражнений на проверку голоса при приеме в хор.

  13. Уметь показать на фортепиано во всех тональностях упражнения для распевания хора.

  14. Подготовить хоровую партитуру для работы с хором (на примере произведения, анализируемого в классе по дирижированию).

  15. Выбрать одно из произведений (на примере произведения, анализируемого в классе по дирижированию). Переписать его. Написать, какие способы вы применяли при его разучивании, с какими трудностями встретились, как их преодолели.

Понятие о хоровом строе как о процессе интонирования в хоровом пении, связанном с отсутствием темперации, условия хорового строя. Виды и закономерности хорового строя: мелодический, гармонический. Зависимость интонации от вокальных навыков хора и особенностей произведения. Влияние на строй метроритмической структуры, темпа, ладотональности, характера мелодии и голосоведения, гармонической структуры, фактуры, состава исполнителей, тесситуры, динамики, дыхания, орфоэпических особенностей литературного текста, ладогармонических факторов. Тональность хорового произведения. Наиболее часто встречающиеся тональности хоровых произведений a'cappella и редко употребляемые тональности. Приемы задавания тона. Камертон; виды камертонов, эталон высоты современного камертона. Настройка во всех тональностях (задавание тона голосом) от звуков «ля» и «до».

Тема 1.4. Эмоционально-образная природа музыкально-певческого исполнительства. (21 час)

  1. Игра партитур произведений, соответствующих репертуарному плану;

  2. Игра фортепианного сопровождения;

  3. Интонирование своей партии a cappella сольфеджио;

  4. Пение своей партии с произнесением текста a cappella.

  5. Пение своей партии с одновременной игрой других голосов в произведениях a cappella;

  6. Пение своей партии с игрой фортепианного сопровождения;

  7. Чтение с листа сольфеджио всех остальных партий произведений, находящихся в работе.

  8. Посетить хоровую репетицию и сделать ее анализ с точки зрения дирижирова-ния хором.

  9. Сделать краткий устный анализ ряда хоровых произведений (см. список «Произведения для изучения»).

  10. Раскрыть особенности вокально-хоровой работы, развития певческих навыков в народном хоре.

  11. Подобрать 2-3 попевки (из народных песен) для распевания хора, записать их. Как могут быть использованы эти попевки, какие навыки они развивают?

  12. Сделать анализ одной из народных песен. (Самостоятельно). Переписать выбранную песню.

  13. Сделать анализ хоровой партитуры (отметить бытовое предназначение, жанр). Разобрать характер подголосков и особенности голосоведения в данной песне.

Раздел 2. Практическая работа с хором (63 часа ВСР).

Тема 2.1. Координация между дирижерским жестом и звучанием хора. (21 час)

  1. Игра партитур произведений, соответствующих репертуарному плану;

  2. Игра фортепианного сопровождения;

  3. Интонирование своей партии a cappella сольфеджио;

  4. Пение своей партии с произнесением текста a cappella.

  5. Пение своей партии с одновременной игрой других голосов в произведениях a cappella;

  6. Пение своей партии с игрой фортепианного сопровождения;

  7. Чтение с листа сольфеджио всех остальных партий произведений, находящихся в работе.

Дирижирование хором. Понятие о дирижировании как о процессе управления коллективным исполнением музыкального произведения. Общие сведения о развитии дирижерского искусства (основные этапы):

•Выполнение роли руководителя исполнения ведущим певцом

(запевалой) - традиция народного исполнения.

•Искусство хейрономии (управление исполнением при помощи системы

условных движений рук, пальцев и др.).

•Дирижирование при помощи батуты (специального жезла).

•Управление исполнением при одновременной игре на каком-либо

инструменте (органе, клавесине, скрипке и др.), двойное и тройное

дирижирование.

•Объединение в лице дирижера различных функций (композитора,

исполнителя, педагога), исполнение исключительно собственных

сочинений.

•Выделение специальной профессии дирижера как исполнителя.

•Дирижирование лицом к публике и лицом к исполнителям.

•Дирижирование палочкой и без палочки.

•Использование и развитие различных традиций и способов

дирижирования в современном дирижерском искусстве.

Дирижерский аппарат. Сходство и различие в дирижировании хором и оркестром. Особенности хорового дирижирования (роль кистей рук, пальцев, лица, мимики, артикуляции и др.). Особое значение дирижерской воли, чувства ритма, внутреннего слуха.

Ауфтакты и дирижерская сетка. Основные дирижерско-исполнительские выразительные средства: агогика, динамика, артикуляция.

Понятие об агогике как о ведении (движении) музыки, связанном с темпо-метро-ритмическими факторами. Темп в хоровом произведении. Постоянные темпы (медленные, умеренные, быстрые). Переменные темпы (замедленные и ускоренные). Метроном.

Метр и ритм в хоровом произведении. Размеры и их дирижерские схемы: простые, сложные; смешанные, переменные, полиметрия и полиритмия, возможность сокращения числа долей в такте (дробление), ферматы (снимаемые, неснимаемые, между звуками и др.).

Фразировка. Динамика (нюансировка) в хоровом произведении. Артикуляция (выразительность исполнения) хорового произведения:

•характер исполнения,

•звуковедение (штрихи - легато, нон легато, маркато, стаккато),

•цезурность (паузы, дыхание, цезуры и др.).

Организация и построение репетиционного процесса:

•составление календарного плана репетиций,

•количество и частота их проведений (ежедневно - в профессиональном

хоре, 2-3 раза в неделю - в любительском (самодеятельном),

•продолжительность репетиций (не более 3-4 академических часов для

профессионального хора, не более 2-3 часов - для самодеятельного, при

10-15 минутных перерывах между часами),

•четкая организация в проведении каждой репетиции (точное ее начало и

окончание, аккуратное соблюдение перерывов для отдыха, порядок и

дисциплина в процессе работы),

•тщательная подготовка нотного материала (партитуры и комплекта

хоровых партий),

•различные формы проведения репетиций (общехоровые, по хоровым

группам, по партиям),

•построение репетиции (распевание), работа по партиям или группам над

изучением репертуара, сводное занятие для закрепления материала к

художественной отделке произведений),

•необходимость включения в репетиционную работу произведений,

различных по стилю, характеру, темпу, динамике, звуковедению,

тесситурному напряжению и т.п.),

•роль хормейстера (помощника дирижера) в репетиционном процессе,

•использование фортепиано (и других инструментов) и помощь

концертмейстера в репетиционной работе,

•репетиции хора с оркестром,

•генеральная репетиция,

•проведение репетиции в дни концертов,

•проблема творческого и «человеческого» общения дирижера с

коллективом в процессе репетиционной работы,

•необходимость создания дирижером подлинно творческой обстановки на репетиции.

Работа над хоровым произведением.

Работа над произведением - основное содержание всей творческой деятельности дирижера и коллектива. Три последовательных этапа работы дирижера над хоровым произведением:

• самостоятельное изучение (подготовка к работе с хором),

• репетиционная работа с хором,

• концертное исполнение.

Подготовка дирижера к работе с хором:

• исполнение произведения на фортепиано,

• вокально-интонационное освоение (пение хоровых партий и интонирование аккордов),

• дирижерско-техническое освоение (включая тактирование),

• анализ хоровой партитуры,

• подготовка нотного материала (партитуры и хоровых партий).

• необходимость знания произведения наизусть.

Значение и роль нотных хоровых партий в работе хорового коллектива, их тщательная предварительная подготовка:

• точное соответствие тексту партитуры,

• грамотное и аккуратное изложение (написание),

• ясное, просторное и удобное размещение материала (стереотипное для

всех экземпляров),

• внесение цифровых (или буквенных) обозначений тактов или разделов

произведения (в соответствии с партитурой),

• точная и отчетливая подтекстовка,

• внесение в хоровые партии всех исполнительских указаний (агогических, динамических, артикуляционных и др.),

• запись длительных пауз (указание числа тактов, отражение всех

темповых и метрических изменений, фермат, цифровых обозначений,

внесение реплик перед вступлением партии),

• необходимость особого внимания при создании хоровых партий на

основе клавирного изложения партитуры (перевод партии тенора в

другой ключ и ее транспонирование, правописание divisi, изменение

направления штилей, уточнение исполнительских указаний и др.),

• создание «контрольных» партий,

• использование хоровых партитур вместо хоровых партий,

• использование хоровых партий в концертной практике.

Процесс разучивания произведения с хором, его условное деление на фазы:

• знакомство коллектива с произведением,

• процесс его технического освоения,

• работа над произведением в художественном плане.

1. Знакомство хорового коллектива с произведением:

• раздача партий или партитур,

• показ произведения дирижером (исполнение на фортепиано с

одновременным пропеванием со словами основного тематического

материала),

• рассказ о произведении (его авторах, содержании, эпохе, основных

особенностях).

2. Техническое освоение произведения:

• разучивание нотного и литературного текста,

• работа над основными элементами вокально-хоровой техники (интонацией, ритмом, дикцией, характером звука, ансамблем, строем и др.),

• организация процесса разучивания (по партиям, по хоровым группам,

квартетами, сводные общехоровые занятия, деление произведения на

части, чередование в работе с различными хоровыми партиями или

группами, объединение различных хоровых партий),

• методы разучивания произведения (активное прослушивание при помощи

«внутреннего слуха», сольфеджирование, вокализация, пение на какой-

либо слог, транспонирование, мелодекламация при работе над

литературным текстом, скороговорка, пение с аккомпанементом

(поддерживающий аккомпанемент, игра партитуры, игра полного

аккомпанемента, если произведение с сопровождением) и без

аккомпанемента, пение с закрытым ртом, пение гармонических

последовательностей партитуры вне ритма произведения и др.),

• использование дирижером при разучивании произведения различных

вспомогательных приемов (тактирование, показ собственном голосом,

показ на фортепиано, поддержка фортепиано, устное объяснение и др.),

• степень использования фортепиано при разучивании произведений (а

капелла, с сопровождением),

• преимущественно педагогическая направленность деятельности дирижера в период технического освоения произведения (учет общего и музыкального развития участников коллектива на данном этапе работы, вокальных возможностей, музыкальных интересов и потребностей, принцип постепенности и последовательности).

3. Художественная «отделка» произведения:

• тесная взаимосвязь технической и художественной сторон в работе над

произведением,

• необходимость совершенного технического овладения произведением и

постоянного контроля над этой стороной исполнения,

• разработка дирижером исполнительского плана и доведение его до

сознания коллектива,

• тесное творческое единство и взаимопонимание между дирижером и

коллективом,

• особое внимание к выразительности исполнения (фразировке, дикции,

нюансировке, агогике, артикуляции и др.),

• использование дирижером в работе специальных эмоционально- художественных приемов (впечатляющих дирижерских показов, образных сравнений, различного рода «предупреждающих» жестов и др.),

• сочетание эмоционально-интуитивного и ационально-аналитического

начала в работе, процесс «впевания» произведения,

• преобладание творческой стороны дарования дирижера в период

художественной отделки произведения.

Особенности работы над одним произведением и над целой программой. Принципы подбора программы: учет вокально-хоровых, тесситурных и интонационных особенностей произведений и их соотношение. Учет размеров, характера, эмоциональной напряженности отобранных произведений; соотношение тональностей отобранных произведений.

Концертное исполнение произведения:

• предварительная «настройка» дирижера и коллектива перед концертом,

• выход и поведение коллектива и дирижера на эстраде,

• задавание тона,

• необходимость собранного, волевого и уверенного состояния дирижера

при наличии эмоционального подъема и творческой взволнованности,

• характерные недостатки, возникающие при концертном исполнении

произведения малоопытными исполнителями (ускорение или замедление

темпа, понижение или повышение интонации, нечеткий показ вступлений

и др.),

• исполнение произведений в концерте наизусть и по нотам,

• исполнение произведения «на бис».

Анализ хоровой партитуры. Общее понятие о хоровой партитуре как о способе нотной записи хоровой музыки, при котором хоровые партии излагаются в их одновременном сочетании. Виды партитур (в зависимости от количества нотных строк). Влияние на вид партитуры:

• состава исполнителей (хор однородный, смешанный, а капелла, с

сопровождением, с участием солистов),

• числа голосов (хоровых партий),

• фактуры произведения.

Специальные партитурные обозначения и правила их записи (акколады, ключи, исполнительские указания, обозначения сокращений, запись divisi, «перетяжек» и др.), правила записи литературного текста (подтекстовка).

Анализ хоровой партитуры как один из методов изучения хорового произведения. Значение анализа партитуры в работе дирижера хора. Типы анализа: краткая аннотация, развернутый анализ.

План анализа хоровой партитуры:

• изложение общих сведений о произведении и его авторах,

• анализ литературного текста,

• анализ музыкально-выразительных средств,

• анализ хоровой фактуры (вокально-хоровой анализ),

• разработка исполнительского плана (исполнительский анализ),

• заключение.

Целенаправленность анализа хоровой партитуры, его вокально-хоровой аспект. Понятие о хоровой фактуре как о совокупности специфических выразительных средств хора.

Основные стилистические направления в хоровом изложении (условная классификация):

• строгий(«классический»),

• свободный («современный»),

• сочетание элементов строгого и свободного стилей хорового изложения в одном произведении.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоит роль дирижера в хоре (на занятиях, репетициях, выступлениях)?

2. Какие основные функции выполняют жесты дирижера? Какова роль

правой и левой рук при дирижировании?

3. Объясните роль кисти, предплечья, локтя, всей руки дирижера в изображении жестом различных штрихов.

4. Что собой представляет дирижерский аппарат?

5. Что такое «замах» (ауфтакт)? Охарактеризуйте его значение при дирижировании.

6. Дайте определение понятия техники дирижирования.

7. Каковы исторические этапы развития техники дирижирования?

8. Чем отличается тактирование от дирижирования? Перечислите виды дирижерских схем.

9. Перечислите дирижерские средства выразительности.

10. Какими дирижерскими средствами можно передать разнообразие штрихов, музыкальной динамики?

11. Раскройте связь предмета «Хороведение и хоровая аранжировка» с практической работой учителя музыки в школе.

12. Перечислите основные принципы отбора музыкального репертуара.

13. Что собой представляет историко-теоретический анализ хорового произведения?

14. Из чего складывается музыкально-теоретический анализ хорового произведения?

15. В чем специфика вокально-хорового анализа хорового произведения?

Тема 2.2. Репертуарная стратегия развития учебного хорового коллектива. (21 час)

  1. Игра партитур произведений, соответствующих репертуарному плану;

  2. Игра фортепианного сопровождения;

  3. Интонирование своей партии a cappella сольфеджио;

  4. Пение своей партии с произнесением текста a cappella.

  5. Пение своей партии с одновременной игрой других голосов в произведениях a cappella;

  6. Пение своей партии с игрой фортепианного сопровождения;

  7. Чтение с листа сольфеджио всех остальных партий произведений, находящихся в работе.

План анализа хорового произведения

I. Историко-теоретические сведения

1.Общие сведения о произведении и его авторах:

–точное и подробное название;

–год издания;

–авторы музыки и текста;

–хоровой жанр (если произведение – часть более крупного сочинения, дать сведения обо всем произведении: состав исполнителей, количество и название частей, роль хора и др.);

–вид хорового творчества (хор a'capella или с сопровождением).

2.Литературный текст:

–содержание, тема, идея, образы, форма изложения;

–построение (количество строф, куплетов и т. п.);

–степень соответствия содержания литературного текста содержанию музыки;

–взаимосвязь строения литературного текста и формы хорового произведения.

3.Музыкально-выразительные средства:

–форма;

–темп;

–динамика;

–характеристика мелодии-темы: характер, интонационный строй, метроритмические и ладовые особенности.

4.Ладотональные особенности произведения:

–основная тональность;

–характеристика тонального плана;

–ладовые особенности (использование композитором народных диатонических ладов или характерных ладовых оборотов).

5.Гармонический анализ: общая характеристика гармонического языка произведения, его особенностей.

6.Характеристика фактуры; взаимосвязь фактуры с содержанием произведения и выразительными средствами хора.

7.Тесситурные условия (диапазоны хоровых партий и всего хора).

II. Анализ хоровой партитуры

1.Особенности интонирования (хоровой строй):

–выявление интонационных сложностей и способы их преодоления;

–выявление сложностей строя и способы их преодоления.

2. Установление характерных особенностей вокально-хоровой фактуры:

–артикуляции;

–фонетики и орфоэпии;

–певческого дыхания;

–характера звука;

–приемов звуковедения.

  1. Разработка исполнительского плана на основе анализа партитуры:

–агогика

–динамика

–общие и частные динамические и смысловые кульминации

–фразировка.

Тема 2.3. Коллективный характер работы в хоре. (21 час)

  1. Игра партитур произведений, соответствующих репертуарному плану;

  2. Игра фортепианного сопровождения;

  3. Интонирование своей партии a cappella сольфеджио;

  4. Пение своей партии с произнесением текста a cappella.

  5. Пение своей партии с одновременной игрой других голосов в произведениях a cappella;

  6. Пение своей партии с игрой фортепианного сопровождения;

  7. Чтение с листа сольфеджио всех остальных партий произведений, находящихся в работе.

Варианты распевания хора. Самостоятельное разучивание несложного произведения с хором. Аннотация на произведения. Владение методами показа хору и эмоционального воздействия на коллектив. Подготовка к зачету по управлению хором. Самостоятельная работа над произведениями, выносимыми на государственный экзамен. Выступление в качестве руководителя хора.



32