О.П. Алейникова
ГБПОУ КК КПК, г. Краснодар, Краснодарский край
Научный руководитель Е.В. Гассий
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ РАЗНОГО ТИПА
Изучение феномена праздника, развернувшееся в отечественной науке с конца XIX – начала XX в., оформило представление о празднике как противопоставлении будням; как особом дне, посвященном важному событию; как форме отдыха и самодеятельности населения; как культурном тексте.
Поподробнее рассмотрим виды праздников такие как:
- Народные и фольклорные (праздники народного календаря) – Святки, коляда, Масленица, «Сороки», Красная горка, Иваны Купалы, весеннее-летние игрища и забавы, Осенены;
- Государственно-гражданские – Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.;
- Международные – День матери, День защиты детей, Международный женский день;
- Православные – Рождество Христово, Благовещение, Пасха, Вербное воскресенье, Троица, Покров, престольные праздники и другие;
- Бытовые и семейные – день рождения, переход из детского сада в школу, Праздник Букваря, традиционные дни в детском учреждении, школе, группе или классе; праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость детям (праздник мыльных пузырей, оригами, воздушных шаров, бумажных корабликов) [4, с. 38].
Несмотря на то, что все эти виды связаны с музыкой, но в учреждениях дополнительного образования могут проводиться праздники в соответствии с традициями данной организации. Помимо этого, существуют музыкальные праздники, посвященные музыке, как виду искусства.
От того к какому образовательному типу принадлежит учреждение зависит форма проведения праздника, создание сценария и самого сюжета мероприятия. Перечислим несколько образовательных учреждений для детей:
Дошкольное образование:
- Детские сады – На основании п. 7 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утверждённом Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666, «детский сад» - это вид дошкольного образовательного учреждения, где реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности;
- Центры развития ребенка – это вид дошкольного образовательного учреждения, где реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям, таким, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое;
- Прогимназии при ОУ – общеобразовательное учреждение для детей от четырёх до десяти лет;
-Учреждения с этнокультурным образовательным компонентом – общеобразовательное учреждение с уклоном в народную культуру города, страны.
Общее образование – школьное образование:
- Начальная школа;
- Основная школа;
- Полная школа (средняя);
- Сменная школа;
- Гимназия;
- Центр образования;
- Кадетские школы;
- Учреждения с углубленным изучением определенных предметов.
Дополнительное образование – это образование, которое удовлетворяет всестороннее ребенка, в физическом, духовном, нравственном и профессиональном совершенствовании. Направления:
- Социально-педагогическое;
- Техническое;
- Естественнонаучное;
- Спортивное;
- Туристско-краеведческое;
- Художественное.
Как показала практика, музыкальное оформление развлечений имеет большое значение, независимо от учреждения (детского), в котором оно проходит. Как правило, оно звучит в исполнении музыкального работника или детского музыкального оркестра. Кроме того, можно использовать современную цифровую технику. Грамотное использование музыки помогает создать необходимое настроение, углубить впечатление детей, вызвать у них эмоциональный отклик на происходящие события. Следовательно, при планировании необходимо уделять этому вопросу особое внимание. Правильное использование музыкального оформления в сценарии помогает воспитателю. Музыкальный работник, который подбирает музыкальные произведения и советует, что лучше использовать – важный фактор интересного и увлекательного мероприятия. [4,с. 36].
Музыкальное произведение в живом исполнении, на мероприятии выполняет такие роли как:
- Средство для формирования нужных качеств ребенка;
- Цель изучения и анализа;
- Создание атмосферы [3, с. 24].
Вернемся к праздникам, которые посвящены музыке, как виду искусства. Учреждения дополнительного образования с музыкальным уклоном, которые в обязательном порядке проводят праздничные мероприятия, посвященные музыке как таковой. В учреждениях дополнительного образования без уклона так же проводятся музыкальные праздники, в которых музыка может быть фоном, может быть отдельным номером или полностью концертным мероприятием.
Перейдем к более подробному определению этих понятий. Почти каждый праздник сопровождается определенным музыкальным оформлением, которое отображает характер проводимого мероприятия. Музыка как ведущий компонент праздника соединяет все виды искусства, создает определенный эмоциональный настрой в соответствии с основной темой торжества. Она должна вызывать у ребят сопереживание. Так, веселая, задорная, шутливая музыка на новогоднем празднике настраивает детей на радостное ожидание сюрпризов; задушевные, лирические мелодии, звучащие в день 8 Марта, передают нежные и теплые чувства, обращенные к мамам и бабушкам. На празднике «Выпуск в школу» могут звучать нотки сожаления: ведь расставаться всегда грустно, но и здесь общее настроение должно быть светлым и жизнерадостным.
Следующий способ включения музыки как отдельного номера тоже можно использовать на любом празднике. Это отдельная песня отображающая характер этого праздника либо выступление участника с музыкальным номером. Полностью музыкальным является какой-либо концерт или театральное действие.
Для каждого из этих способов при составлении сценария важно серьёзно, вдумчиво отнестись к его содержанию. В первую очередь весь отобранный материал должен быть доступен ребенку. Не следует перегружать праздник излишними трудными произведениями, т.е. надо учитывать возможности ребенка и группы в целом. Следует помнить, что праздник делается для ребят, и они являются активными участниками. При этом используют малохудожественный материал, который не отвечает требованиям, предъявляемым к произведениям для детей [4, с. 42].
Игра на праздниках также является важным фактором. Использование разнообразных игр в образовательной области Музыка позволяет сделать обучение пению, музыкально-ритмическим движениям увлекательным и доступным. На музыкальных мероприятиях используются музыкальные игры. Они должны быть интересны, доступны и просты, т.к. только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания петь, слушать, играть и танцевать. В процессе таких игр у детей формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство ответственности и товарищества. Музыка активизирует восприятие и представление, будит фантазию и воображение. Она имеет познавательное значение.
В плане самореализации праздник предоставляет широкие возможности для занятий хобби или дела, которое предпочитает человек. Программа праздника предусматривает различные варианты оформления, создания творческой атмосферы, подготовку призов и подарков помогая участникам реализовывать творческие способности. Подготовка к следующему мероприятию, в случае организации масштабных праздников, начинается по завершению предыдущего. Этап подготовки из-за этого становится важнее, чем само проведение этого праздника. Структура праздника состоит из:
- Ценностей, которые зашифровывают в тексте праздника (природа, детство, творчество, патриотизм);
- Символическое и ритуальное оформление праздника (важен конкретный сюжет);
- Субъективности детей и взрослых, которые участвуют в празднике (должны предавать настрой и активно включаться в процессы подготовки и проведения праздничного мероприятия).
Следует, что по структуре праздник невозможно приравнять ни к одной форме организации досуга. Как известно у праздника есть свои формулы и ритуалы, дополняющие друг друга:
- Обеспечивающие подготовку к праздничному мероприятию (организация репетиций, оформления, закупки призов или изготовления их своими руками и так далее);
- Открывающие праздник (встреча гостей, приветственные слова или представление персонажей и так далее);
- Регулирующие ход праздника (подарки, танцы и песни, исполнения творческих представлений и так далее);
- Завершающие праздник (награждение победителей, финальная общая песня и так далее) [6, с. 190].
Из этого следует, что проблема мотивации ребенка одна из первоочередных задач педагога. Для того что бы повысить мотивированность, нужно уметь пробуждать интерес детей к проводимым мероприятиям. Мы выяснили, что у праздника присутствуют свои формулы и ритуалы, дополняющие друг друга. В особенности у музыкального праздника, в котором роль музыки, является одним из важных компонентов. Для музыкального развития особо ценны развлечения, которые закрепляют и углубляют музыкальные впечатления, духовно обогащают детей, развивают основы музыкальной культуры.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Гогоберидзе, А.Г.; В. А. Деркунская. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Музыкальное воспитание и развитие детей дошкольного возраста. [Текст]. – 2е издание: Академия, 2007г.
Гончарова О.В., Ю.С. Богачинская Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования [Текст]. 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2014.
Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей [Текст]. – М.: Владос, 2000г. [Текст].