Отчет о самообследовании учителя химии
МБОУ Гимназия имени А.И.Яковлева Денисовой Т.А.
Раздел 1. Профессиональное образование
1.1. Окончила с отличием в 1996 г. Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И.Менделеева с присвоением квалификации «учитель биологии и химии». В гимназии работаю с 2013 года. Общий педагогический стаж - 22 год. [1]
1.2. В межаттестационный период систематически повышала свою квалификацию. Приложение 1.[1]
1.3. По итогам прохождения курсовой подготовки откорректировано содержание рабочих программ по химии для профильных классов; разработаны программы олимпиадных тренингов и внеурочной деятельности для 7-11 классов; обновлены и дополнены электронные образовательные ресурсы; разработаны практикумы для классов с углубленным изучением химии; изучены и внедрены в учебный процесс современные технологии, формы и методы работы. О положительных результатах применения полученных знаний свидетельствует результативное выступление учащихся на олимпиадах различного уровня, а также стабильно высокие результаты во время прохождения ГИА. Приложение 5,6[1]
1.4. Повышая уровень профессиональной компетентности, осознала потребность в систематическом участии в педагогических мероприятиях разного уровня. Изучаю нормативные документы и образовательные Интернет-ресурсы, являюсь членом профессиональных сетевых сообществ ( «Мой университет», «Мультиурок», «Знанио», «Единый урок» и др.). Участвую в конкурсах педагогического мастерства. Регулярно посещаю уроки коллег. Успешно подтвердила свою профессиональную компетенцию, пройдя педагогическое тестирование по теме «Инструменты формирующего оценивания учебных достижений учащихся», организованное образовательным форумом «Знанио», и Всероссийское тестирование педагогов «Учитель химии» в соответствии с требованиями профессионального стандарта и ФГОС (Единый урок. РФ). Приложение 2.[1]
1.5. В соответствии со стратегическими ориентирами развития образования в автономном округе ХМАО - Югре до 2020 года и приоритетными направлениями повышения квалификации в ХМАО планируемая мною работа по самообразованию нацелена на расширение использования современных образовательных технологий работы с одаренными детьми; качественной подготовки учащихся к итоговой аттестации, олимпиадам и творческим конкурсам; технологий реализации деятельностного подхода в условиях внедрения ФГОС нового поколения (АМО, ТРКМ, междисциплинарного обучения, проблемного обучения).
Раздел 2. Представление о педагогической профессии и профессиональной миссии
2.1.Основная цель профессиональной деятельности, связанная с образованием обучающихся: повышение качества образования обучаемых в области химического образования через эффективные формы активизация познавательной деятельности учащихся, создание условий для проявления каждым ребенком своих потенциальных возможностей и способностей. Средний процент качества 71%, обученности 100%. А также, повышение качества подготовки к итоговой аттестации выпускников школы через изучение особенностей федерального государственного образовательного стандарта общего образования, внедрение ФГОС на ступени основного среднего образовании. Приложение 5.[1]
2.2. Основная цель педагогической деятельности, связанная с эффективностью работы образовательной организации: обеспечение повышения среднего балла при сдаче ЕГЭ и ОГЭ по предмету, вхождение МБОУ Гимназия в число лучших школ округа по результатам сдачи ОГЭ и ЕГЭ; увеличение количества призовых мест в олимпиадах и конкурсах различного уровня в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом.
2.3. Принимаю активное участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием учащихся. Реализую программу углубленного изучения химии на ступенях основного и среднего общего образования (УМК Н.Е.Кузнецовой). Разработала программу курса дополнительного образования: «Исследовательская деятельность» (7-8 кл.), направленную на удовлетворение познавательных запросов детей, развитие исследовательского подхода к изучению окружающего мира и умение применять свои знания на практике, расширение знаний учащихся о применении веществ в повседневной жизни. В рамках объединения «Умники и умницы» разработала программу «Олимпиадный тренинг по химии». Работаю в Городском ресурсном центре "Интеллектуал" на базе гимназии. Активно принимаю участие в организации и проведении предметной Декады. Все мои педагогические инициативы тесно связаны с образованием обучающихся и направлены на их развитие и социализацию. [1]
2.4. Для повышения эффективности работы образовательной организации участвовала в реализации инициативы по составлению основной образовательной программы гимназии в рамках реализации ФГОС ООО. Участвую в организации и проведении пробных экзаменов по химии в форме ОГЭ и ЕГЭ. Как учитель-предметник готовила КИМы для диагностических и контрольных работ в рамках внутришкольного контроля. Участвовала в работе ШМО, ГМО. В 2017-2018 учебном году являлась наставником молодого педагога. Являясь руководителем созданного на базе гимназии городского Ресурсного центра «Интеллектуал», разработала план его работы на 2017-2018 учебный год. Была избрана в Комиссию по трудовым спорам. Вхожу в рабочую группу по разработке Дней МДО.[1]
2.5. В рамках реализации целей и задач Программы воспитательной работы, направленной на создание условий для интеллектуального и творческого развития учащихся, установлено и поддерживается взаимодействие с МБУ «Музей истории города Урай», киноконцертным цирковым комплексом «Юность Шаима», Домом культуры «Нефтяник», МУ Центральная городская больница, центральной городской библиотекой, экологическим отделом ТПП Урайнефтегаз.
Организовано шефство над ветераном трудового фронта Зимовой Александрой Степановной.
В рамках научно-исследовательской работы учащихся, углубленно изучающих химию, налажено сотрудничество с товарной лабораторией нефтеперерабатывающего завода ТПП «Урайнефтегаз» и ООО "ЦНИПР" (Цех научно-исследовательских и производственных работ)
2.6. Работа в качестве классного руководителя строится на сотрудничестве с родителями.
Совместно с родителями проводятся внеклассные мероприятия, такие как Дни здоровья на свежем воздухе, посещения спектаклей, кинофильмов, музея. В рамках профессиональной ориентации школьников был осуществлен проект «Профессии наших родителей». В ходе реализации данного проекта на классных часах выступили 4 родителя, а также дети посетили две организации (МУ ЦГБ и Музей истории города Урай)
Как учитель-предметник выступаю на родительских собраниях (провожу консультации по вопросам изучения химии, подготовки к итоговой аттестации, участия в олимпиадах). Выступаю на общешкольных родительских собраниях по вопросам организации классов с углубленным изучением химии
2.7. Цели моей профессиональной деятельности совпадают со стратегическими ориентирами развития образования в ХМАО – Югра и направлены на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся (Концепция развития системы образования ХМАО– Югры до 2020 года). Особое внимание уделяю внедрению новых технологий направленных на поддержку талантливых детей. В раздел профориентации воспитательного плана включены мероприятия, пропагандирующие образовательные организации ВПО, СПО округа, анализ актуальных профессий. [1]
2.8. За участие в проектировании и реализации педагогических инициатив награждена благодарственным письмом Управления образования администрации города Урай за высокие достижения в профессиональной деятельности; имею Грамоты и Благодарственные письма за подготовку победителей и призёров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников (2015, 2016, 2018 год.), городской конференций молодых исследователей (2014, 2016, 2018 г.г.). Являюсь обладателем Гранта нефтяной компании Сибур за вклад в развитие интереса учащихся к профильному предмету и призовые места в олимпиадах. В 2017 году занесена на Доску почёта работников образования города Урай «Первые среди равных». Приложение 4. [1]
Раздел 3. Профессиональная деятельность.
3.1. Учебный процесс обеспечен программно-методической документацией, соответствующей ФГОС ООО и ГОС 2004 г. Составлены рабочие программы по предмету для 8-11 классов базового и профильного уровня подготовки, программы элективных курсов «Химия в вопросах и ответах» для 8 и 10 класса, программы внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность» для 7-8 классов. К каждому уроку имеется методическое обеспечение (презентации, материалы Единой коллекции ЦОР, тесты, карточки заданий, практические и контрольные работы, плакаты, видеофильмы, дидактические игры). Использую комплект видеоуроков с сайта «Videouruki.net» [1]
3.2. Преподавание химии, как и других предметов, предусматривает индивидуально-тематический контроль знаний учащихся. Наряду с традиционной системой оценивания применяю современные оценочные средства планируемых результатов обучения: мониторинг (базовый, тематический, одного урока), рейтинговую систему, дающую возможность определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса, самооценивание и взаимооценивание (развивают регулятивные и коммуникативные УУД); индивидуальные и групповые проекты (позволяют оценить уровень сформированности метапредметных результатов); тестирование в ходе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, в том числе с использованием Интернет-ресурса «Решу ЕГЭ и ГИА». В рамках методической темы школы изучаю и ввожу в практику технологию формирующего оценивания. Во внеурочной деятельности использую портфолио как способ оценки достижений учеников. [1]
3.3. Основываясь на знаниях возрастной психологии, педагогики и методики преподавания, выстраиваю свои уроки с исходя из принципов личностно-ориентированного обучения. Использую элементы проблемного обучения, включающие поисковые и исследовательские методы (активизирует познавательную деятельность учащихся и позволяет добиваться от них более осмысленного и прочного овладения знаниями); ИКТ; технологию активных методов обучения (групповая форма организации работы, вовлечение в учебный процесс всех органов чувств, развитие навыков рефлексии); парацентрическую технологию обучения (разнообразные средства обучения, высокая доля самостоятельности при изучении). Осваиваю технологию проблемно-диалогического обучения. Методологическая основа проводимых уроков – системно - деятельностный подход. Важное место в формировании практических умений и навыков у учащихся отвожу лабораторным и практическим работам, для создания проблемной ситуации использую демонстрационный эксперимент. В своей работе использую разнообразные цифровые ресурсы. С учащимися, которые проявляют наибольший интерес к химии, продолжаю занятия на олимпиадном тренинге и в подготовке исследовательских проектов к научно-практической конференции. С отстающими учащимися занимаюсь индивидуально, привлекая более способных учеников. [1]
3.4. Участие в инновационной деятельности обеспечено активностью в единых методических днях междисциплинарного обучения, с 2016 года вхожу в состав творческой группы, совместно с учителями гимназии провожу интегрированные уроки. В межаттестационный период принимала участие в работе опорной площадки «Технология активных методов обучения и технология модерации» АНО «Международный Институт Развития «ЭкоПро». Являюсь экспертом по апробации электронного образовательного ресурса по подготовке обучающихся к этапам всероссийской олимпиады школьников «Олимп Югры», разработанный в 2017 году АУ «Институт развития образования». [1]
3.5. Транслирование опыта профессиональной деятельности выражено в различных формах: очные выступления на педсоветах, ГМО, ШМО, педагогических фестивалях, семинарах; участие в профессиональных конкурсах, публикации в электронных СМИ. В течение 2017-2018 гг. являлась наставником молодого педагога. Приложение 4. [1]
3.6.Сохраняется стабильно хороший процент ежегодного участия моих учеников в муниципальном и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников, научно-практической конференции, дистанционных мероприятиях химической направленности. Приложение 7[1].
3.7. Внеурочная деятельность по химии доступна всем возрастным параллелям гимназии. Мною разработаны и реализуются программы «Исследовательская деятельность» для учащихся 7 и 8 классов, создающие благоприятные условия для повышения мотивации к проектной и творческой деятельности; программы «Олимпиадный тренинг по химии» для 9-11 классов, позволившие поднять на качественно новый уровень подготовку к олимпиадам разных уровней.
3.8. Вхожу в состав предметных комиссий по проверке олимпиадных работ на школьном и муниципальном уровне, составляю олимпиадные задания на муниципальном уровне; в межаттестационный период руководила Городским ресурсным центром «Интеллектуал» [1]
Раздел 4. Результаты профессиональной деятельности
4.1 Результаты освоения обучающимися образовательной программы по предметам у обучающихся стабильно высокие Приложение 5. [1]
4.2 Результаты освоения образовательных программ по итогам ОГЭ, ЕГЭ у учеников стабильно высокие, в среднем выше городских, региональных показателей. По результатам ОГЭ (2017, 2018) и ЕГЭ (2018) МБОУ Гимназия им.А.И.Яковлева признана одной из лучших школ округа. Приложение 6. [1]
4.3. Ежегодно мои ученики являются призерами и победителями регионального этапа ВОШ по химии. Приложение 7. [1]
4.4. Удаётся сохранить активность и успешность участия в дистанционных конкурсах разных уровней. Наблюдается положительная динамика результатов при подготовке учащихся к школьному и муниципальному этапам научно-практической конференции «Шаг в будущее». Приложение 7. [1]
4.5. В сотрудничестве с коллегами опыт межпредметного взаимодействия реализован в проведении интегрированных мероприятий. Принимала участие в разработке социального проекта экологической направленности. Вхожу в состав творческой группы по разработке и реализации Дней МДО. Разрабатывала блок метапредметных и личностных результатов для дисциплины «химия» для основной образовательной программы основного общего образования гимназии. [1]
4.6. В целях повышения эффективности воспитательного процесса организовано взаимодействие школы с учреждениями образовательной, культурной, профилактической направленности. Школа сотрудничает с учреждениями: ГИБДД (учащиеся вовлечены в профилактическую работу по безопасности дорожного движения, участвуют в акции «Внимание – дети»); ЦГБ (Совместная реализация программы «Здоровье»: медосмотры, вакцинация, пропаганда здорового образа жизни, Всемирный день борьбы со СПИДОМ, тематические лектории, встречи с мед. специалистами); Пожарная часть (участие в конкурсе пожарных дружин). Значимым результатом считаю сложившуюся систему взаимодействия с Музеем истории города Урай и структурными подразделениями ТПП «Урайнефтегаз». Участие классного коллектива в мероприятиях, организуемых нашими партнерами, всегда эффективно. [1]
4.7. В процессе профессиональной деятельности совместно с родителями и социально-психологической службой гимназии как классный руководитель работала над проблемой адаптации детей и сплочения коллектива. Мною было отмечено, что в адаптационный период у восьмиклассников резко снижается успеваемость по большинству предметов. Была поставлена задача, пройти процесс адаптации без существенного спада успеваемости. Для этого была успешно применена методика «Соревнование с самим собой».
Система воспитательной работы как классного руководителя позволила учащимся класса стать победителями и призерами в различных мероприятиях.
Раздел 5. Перспективы развития профессиональной деятельности
5.1. В соответствии с результатами анализа своей работы в межаттестационный период, со стратегией развития образовательной организации, определила следующие перспективные цели своей профессиональной деятельности: 1) совершенствование системы работы по сопровождению и поддержке одаренных детей (задачи: выстроить целостную систему работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой деятельности; разработать индивидуальные маршруты для учеников, склонных к научно-исследовательской деятельности; формировать универсальные учебные действия через использование потенциала активной и интерактивной системы обучения); 2) овладение технологиями создания новых оценочных средств в условиях внедрения ФГОС; повышение образовательного уровня в рамках изучения технологии формирующего оценивания (задачи: изучить наработки учѐных по проблеме, внести изменения в содержание рабочих программ и технологических карт уроков, усовершенствовать формы и методы организации контрольно-оценочной деятельности, осуществлять диагностику и коррекцию учебной деятельности).
5.2. Наиболее эффективные пути самосовершенствования профессиональной деятельности, на мой взгляд, это: курсовая подготовка по актуальной тематике, самообразование, обмен опытом, собственно инновационная деятельность.
5.3. Способы организации собственного профессионального развития: очная и
дистанционная формы курсовой подготовки, участие в деятельности педагогических
советов и научно-методических совещаний, изучение практического опыта коллег через
сетевое взаимодействие, посещение мероприятий по обмену опытом, разработка и внедрение новых форм и методов осуществления контрольно-оценочной деятельности, анализ и диагностирование полученных результатов, выработка методических рекомендаций. Считаю, что обозначенные перспективы развития профессиональной деятельности соответствуют стратегии развития образования организации и региона
Аттестуемый ________/Денисова Т.А/
Директор _____________/Овденко Н.Б./