II. Актуализация знаний. 1) Устная работа - Я предлагаю вам поиграть, как в детстве в игру «Найди лишнее». Вам предстоит в каждой группе уравнений выбрать лишнее и объяснить свой выбор (слайд) | Уравнения | Ответы | 1 группа | 2х2 + 4х – 7 = 0 9х2 – 6х + 9 = 0 5х2 – 2х = 0 7х2 + 10х - 9 = 0 | Лишнее третье уравнение, так как оно является неполным квадратным уравнением | 2 группа | 3х2 – 6х = 0 -х2 + 9 = 0 2х2 + 5х = 0 х2 - 6х - 7 = 0 | Лишнее четвертое уравнение, так как оно является полным квадратным уравнением | 3 группа | х2 - 3х + 4 = 0 -5х2 - х + 1 = 0 х2 + 6х + 7 = 0 х2 + 5х + 12 = 0 | Лишнее второе уравнение, так как оно имеет коэффициент а, отличный от нуля | 4 группа | х2 + 5х - 7 = 0 2х2 - 6 х + 1 = 0 2х2 – х + 9 = 0 2х2 + 4х + 5 = 0 | Лишнее первое уравнение, так как оно является приведенным квадратным уравнением | - Поскольку речь у нас о квадратных уравнениях, давайте вспомним, какие уравнения называются квадратными? - А какие виды уравнений вы знаете? - Теперь давайте проверим, насколько хорошо вы умеете определять виды квадратных уравнений. Вашему вниманию предлагается тест, в котором нужно определить вид пяти предлагаемых уравнений. Напротив каждого уравнения вы ставите «плюс» в той колонке, какому виду оно принадлежит (слайд) 2) Тест 1 вариант Уравнения | полное | неполное | приведённое | неприведённое | + 8х+3=0 | + | | + | | 6 + 9= 0 | | + | | + | – 3х = 0 | | + | + | | - + 2х + 4 = 0 | + | | | + | 3х + 6 +7 = 0 | + | | | + | 2 вариант Уравнения | полное | неполное | приведённое | неприведённое | + 8х =0 | | + | + | | 6 + 9 х – 7 =0 | + | | | + | – 3х + 15= 0 | + | | + | | - - 3х + 14 =0 | + | | | + | 3 -6х = 0 | | + | | + | -Теперь обменяйтесь своими тестами с соседом по парте. Посчитайте количество правильных ответов (слайд) и результаты занесите в карту результативности 3) Задание на соответствие. Работа в паре - С видами уравнений мы разобрались и пришло время повторить всю теорию по нашей теме. Предлагаю вашему вниманию задание на соответствие (задание на интерактивной доске). Необходимо соединить стрелками начало и конец предложений Квадратное уравнение – это уравнение вида… | | а =1 | Квадратное уравнение будет неполным, если… | | Д 0 | Квадратное уравнение будет приведённым, если… | | Числу с | Квадратное уравнение имеет 2 корня, если… | | Д | Квадратное уравнение имеет 1 корень, если… | | а + bх + с = 0 | Квадратное уравнение не имеет корней, если… | | Д = 0 | В приведённом квадратном уравнении произведение корней равно… | | b = 0, с = 0 | (Посчитайте количество правильных ответов (слайд) и результаты занесите в карту результативности. Один из учеников идет к доске, выполняет это задание, попутно делая комментарии, остальные учащиеся сверяют результаты и заносят их в карту результативности) Работа в группе: - Давайте проверим наши знания по данной теме: каждому ряду даётся четыре уравнения. Сверим ответы. Внимание на экран! (слайд) (На экране высвечиваются три группы уравнений с ответами) | Уравнения | Ответы | 1 группа | х2 - 3х – 10 = 0 х2 – 7х + 10 = 0 х2 – 6х + 8 = 0 х2 – 3х - 4 = 0 | (-2; 5) (2; 5) (2; 4) (-1; 4) | 2 группа | х2 – 1 = 0 х2 – 3х + 2 = 0 х2 + х - 6 = 0 х2 + 5х + 6 = 0 | (-1;1) (2; 1) (2; -3) (-2; -3) | 3 группа | х2 + 4х + 4 = 0 х2 + х - 2 = 0 4х2 – 4х = 0 -2х2 – 4х = 0 | (-2; -2) (1; -2) (1; 0) (-2; 0) | - Поставьте себе в карту результативности столько баллов, сколько совпало ответов. Релаксация - Ребята, пришло время немного отдохнуть. Закройте глаза, расслабьте тело, Представьте, вы – птицы, вы вдруг полетели! Теперь в океане дельфином плывете, Теперь в саду яблоки спелые рвете. Направо, налево, вокруг посмотрели… Ну что, дорогие, снова за дело! 6) Из истории математики (слайд) - Ребята, вы знаете, что математика – очень древняя наука. Но спорим, вы не знаете, когда появились первые квадратные уравнения? Их решали в Вавилоне еще до нашей эры. Но в Европе квадратные уравнения стали известны только в 1202 году, когда итальянский ученый Леонард Фибоначи изложил формулы для решения квадратных уравнений. Так что 2012 год был для квадратных уравнений юбилейным. Правда, только в17 веке, благодаря Исааку Ньютону и Рене Декарту, формулы приняли современный вид. И раз мы говорим об истории, я предлагаю решить старинную задачу с помощью квадратного уравнения (задача индийского ученого Бхаскары) (слайд. Обезьянок резвых стая, Всласть поевши, развлекалась. Часть восьмая их в квадрате На поляне забавлялась. А двенадцать по лианам… Стали прыгать, повисая… Сколько ж было обезьянок, Вы скажите, в этой стае? (Ответ: 16 или 48) Индивидуальная работа. Решить уравнения. 1 Вариант 5х² + 8х – 4 = 0 а=5 в=8 с=-4 Д= 144 (2 корня), х1=0,4; х2=-2 2 вариант 3х2 - 2х - 8 = 0. а=3 в=-2 с=-8 Д= 100 (2 корня), х1=4; х2=- Дескрипторы - определяет коэффициенты квадратного уравнения - вычисляет дискриминант уравнения - определяет количество корней - вычисляет корни квадратного уравнения -записывает ответ. Вносит в карту результативности. |