ГБОУ «Гимназия Назрановского района» с.п. Али-юрт
Методическое объединение учителей начальных классов
Открытый урок
По литературному чтению
по теме:
«Сказка о рыбаке и рыбке»
2 «Б» класс
Учитель начальных классов:
Тумгоева А.Б.
2016-2017 уч.г.
Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Цели:
Учить детей подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, через характеристику образов.
Учить подкреплять цитатами из текста нарисованную иллюстрацию.
Обогащать словарный запас учащихся и их речь.
Формировать навыки выразительного чтения.
Оборудование:
Корыта и ветхой землянки,домик.
Рисунок рыбки у каждого ученика, иллюстрации с изображением моря, рисунок золотой рыбки,тексты напечатанных пословиц,
Книга «Сказки А.С.Пушкина»,
Презентация.
Ход урока
1.Орг.момент
-Здравствуйте ребята.Сегодня на нашем уроке гости давайте их поприветствуем и им будет приятно увидеть, чему вы уже научились и что вы умеете. Сегодня мы будем работать в группе. Помните о правилах работы в группе.Давайте улыбнемся друг другу, ведь улыбка делает нас намного добрее.
а) Работа со словариком настроения
Какое у вас сегодня настроение? Давайте поработаем со словариками настроения. Пусть каждый выберет слово, которое в большей степени подходит под его настроение.
б) Развитие дикции: работа со скороговоркой.
ТРИ СОРОКИ ТАРАТОРКИ ТАРАТОРИЛИ НА ГОРКЕ
-Что значит тараторить?
-Кого называют тараторкой?
-Какие звуки помогает научиться правильно произносить эта скороговорка?
-В скольких словах встретились звуки [р], [р,]?
-Прочитайте скороговорку самостоятельно.
-Сейчас вам предстоит работа в группах. Прочитайте её самостоятельно, затем каждый произнесет скороговорку быстро своей группе.
-Договоритесь, кто будет читать первым.
(-Задача группы – выбрать представителя для произнесения скороговорки вслух.)
Молодцы, начинаем работать.
2. Актуализация знаний учащихся
а) Какие люди могут оставить яркий след в истории? (писатели, поэты, художники, изобретатели, композиторы)?
Давайте о них послушаем стихотворение.
Сколько жив на свете человек?(Аушев Адам)
Ровно столько, сколько помнят люди.
Кто-то год, а кто-то целый век.
Кто-то вечно в этом мире будет.
Есть ли смерть для творческих людей?
Нет. Лишь шаг в другое измеренье.
-Как вы понимаете эти слова?
-А каких поэтов вы знаете?
3.Сообщение темы и цели урока.
-Итак, сегодня мы побываем у моря, где жили старик и старуха из сказки А.С.Пушкина.
4. Рассказ о поэте.
Но для начала давайте послушаем краткую биографию о жизни поэта.
(Евлоев Адам)
-А.С.Пушкин родился 6 июня 1799 г.в Москве. Маленький Саша научился рано читать. Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими ему людьми. Представьте себе: старый дом, зимний вечер, за окном валит снег, поёт в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку. А поэт гусиным пером торопливо записывает её. Сюжеты этих сказок Пушкин использовал при создании своих сказок.
(Показ книги со сказками А.С.Пушкина)
Проходят годы. Но время не властно над памятью поэта. В Москве на Пушкинской площади стоит бронзовый памятник великому поэту. Этот памятник создан архитектором Опекушиным на средства, собранные народом. Имя Пушкина везде с нами.
Где родился писатель?
Как звали няню поэта?
Какие сказки написал А.С.Пушкин?(Сказка о рыбаке и рыбке, сказка о попе и его работнике Балде, сказка о царе Салтане,сказка о золотом петушке, сказка о мертвой царевне и семи богатырях )
2. Подготовка к разбору сказки.
Вы дома работали со сказкой.
- Что понравилось в сказке? Что не понравилось? (Рассуждения учеников).
- Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку, проведём игру.
Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы на отдельных листочках будете записывать ответы на вопросы. Значит я читаю вопрос, вы думаете, записываете и обсуждаете в команде в течении 30 секунд.Потом даете ответ.
Где жили старик и старуха? (У синего моря в ветхой землянке).СЛАЙДЫ
С чем первый раз пришёл невод? (С тиной).
Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (Ударила по щеке).
Что ела за столом старуха-царица? (Пряник).
Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (На конюшню).
(думают , записывают и обсуждают в команде)
3. Работа со сказкой.
1. Анализ сказочных примет.
- Давайте, ребята, докажем, что это произведение – сказка. А для этого найдём все сказочные приметы в «Сказке о рыбаке и рыбке».
( зачин «Жил старик со своею старухой…», троекратный повтор (три раза старик закидывал невод), сказочный герой – золотая рыбка,
« жили тридцать лет и три года» - магическое число лет, чудеса (рыбка говорит), поучительный характер сказки
2. Характеристика героев – персонажей сказки
- Назовите главных героев сказки.
- Я предлагаю вам соотнести героев с теми качествами характера, которыми они обладают.
( на доске карточки со словами:
старик, доброта, старуха, скромность, послушание, скромность, жестокость, смирение, ворчливость, искренность, бескорыстность, жадность, скупость, вежливость, отзывчивость)
- Почему вы так считаете?
- Кто из героев вам больше нравится? Почему?
- Казалось бы, что автор наделил одного героя только отрицательными чертами, а другого только положительными?
- Но почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, податливым, добрым характером?
- Являются ли положительными такие качества, как безвольность, безответность?
(Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) - отрицательная черта.)
- Смиренность, безответность, податливость - положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он «не смел ей перечить», слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.
- Случается ли такое в жизни?
- В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать - нет. Например, если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.
ФИЗМИНУТКА(золотая рыбка)
3. Инсценировка фрагмента.
А сейчас давайте посмотрим фрагмент из сказки и скажем к чему привило корыстность, жадность старухи.
- Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность?
- Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать, выражение «остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в речи. Что оно означает? (Остаться ни с чем, потерять всё, что имел).
4. Работа с пословицами.
- Ребята, для вас золотая рыбка приготовила необычные пословицы.
- Объясните смысл каждой пословицы.
(Много захочешь - Много потеряешь. Жадность всякому горю начало. Ненасытному всё мало).
5. Выразительное чтение отрывков из сказки.
-Кто из вас желает рассказать понравившийся отрывок?
(Анализ ответов детей)
6. Работа с рисунками детей.
-На доске перед вами «Картинная галерея», созданная вашими руками. В ней я поместила ваши рисунки по «Сказке о рыбаке и рыбке».
-Расставьте последовательность рисунков к нашей сказке.
7.Творческая работа. Подбирают слова к образу золотой рыбки .
- А вы бы выпустили рыбку или загадали желание?
-Как вы думаете, любое ли желание может исполнить золотая рыбка?
(у каждого ученика нарисованная рыбка)
- Ребята, у каждого из вас на парте есть золотая рыбка.
Я предлагаю вам на обратной стороне рисунка написать ваше желание.
- Зачитайте, пожалуйста, что бы вы попросили у золотой рыбки. Почему именно это?
- Давайте отпустим ваших рыбок в море, пусть гуляют там себе на просторе.)
( дети прикрепляют рыбок на рисунок моря)
2.Итог. Рефлексия
Сегодня мы с вами говорили о какой сказке?
Чему научила вас эта сказка?(не надо быть жадным, нужно ценить, то что имеем).
Благодарю вас за хорошую работу на уроке.
Давайте поблагодарим наших гостей и скажем им спасибо.
Хорошо вы потрудились,
Вам пора и отдыхать.
Переменку веселитесь
И начнем урок опять