СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Питание как экологический фактор

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлены методические материалы для проведения лекционного занятия по дисциплине «Экология человека»для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Техносферная безопасность и природообустройство» по специальности 20.02.01 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов». Форма проведения занятия – комбинированный урок: лекция-беседа с элементами дискуссии.

Просмотр содержимого документа
«Питание как экологический фактор»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«КРАСНОЛУЧСКИЙ ГОРНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»




УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора

по учебной работе









ПИТАНИЕ КАК ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР

Методическаяразработка открытого лекционного занятия




Разработал:

преподаватель экологических дисциплин

Гончаренко О.М.








г. Красный Луч

2020 г.

Разработал (автор): Гончаренко Ольга Михайловна – преподаватель экологических дисциплин, специалист высшей категории.


Рецензент




Рассмотрено на заседании цикловой комиссии экологических дисциплин

Протокол № 3 от «21» октября 2020г.








В работе представлены методические материалы для проведения лекционного занятия по дисциплине «Экология человека» для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Техносферная безопасность и природообустройство» по специальности 20.02.01 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов». Форма проведения занятия – комбинированный урок: лекция-беседа с элементами дискуссии.

Рассматриваемая тема имеет большое значение не только для студентов-экологов, а и для любого человека, поскольку заставляет задуматься о влиянии питания человека на его здоровье и работоспособность, раскрывает назначение пищевых добавок и их воздействие на организм человека. Наряду с этим применение различных инновационных педагогических технологийпри изучении дисциплин профессионального цикла позволяет обучающимся сформировать соответствующие профессиональные и общие компетенции (ПК4.1 – 4.3., ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 6, ОК 7).

В теме прослеживаются межпредметные связи с биологией, химией, аналитической химией, физико-химическим анализом, общей экологией, безопасностью жизнедеятельности и дисциплинами профессионального цикла.



Содержание


Лист

Введение

4

Структура занятия

  1. Организационный момент (2-3 мин.);

  2. Актуализация опорных знаний (5-7 мин.);

  3. Сообщение темыи целей занятия. Мотивация учебной деятельности студентов (5 мин.);

  4. Основная часть - изучение нового материала (50 мин.)

План лекции:

    1. Экологические особенности питания

    2. Питание как основной фактор здоровья человека

    3. Понятие рационального питания

    4. Гигиенические проблемы применения и использования пищевых добавок

  1. Закрепление изученного материала. Обобщение и систематизация знаний (10 мин.)

8





9









19

  1. Подведение итогов занятия

20

  1. Выдача домашнего задания и самостоятельной работы (5 мин.)


Список использованной литературы

21

Приложения

Приложение 1 Словарь терминов

Приложение 2 Тестовый опрос по пройденным темам

Приложение 3 Тестовый итоговый опрос по изученной теме

22

22

24

26



Введение

Никогда ранее здоровье человека так не зависело от экологических факторов, как на современном этапе развития человеческой цивилизации. Вызвано это прогрессирующей техногенной нагрузкой на природу, нарушением в ней равновесия, тотальным ухудшением состояния окружающей среды, обострением противоречий между результатами деятельности человека и законами развития природы.

Питание – один из важных экологических факторов, определяющих здоровье человека, поскольку является одной из наиболее существенных форм взаимосвязи организма человека с окружающей средой, которая обеспечивает поступление в организм человека в составе пищевых продуктов питательных веществ и энергии. Наряду с этим пища и вода – важнейшие пути поступления в организм человека различных веществ антропогенного происхождения, что является сегодня актуальной медико-экологической проблемой.

В современных условиях интенсивного химического загрязнения окружающей природной среды остро стоит вопрос о том, чтобы найти пути препятствующие накоплению в организме человека вредных химических веществ. Только правильное питание может обеспечить ослабление негативного действия вредных факторов на органы и системы человека. В сложных экологических условиях именно рациональное питание способствует повышению защитных и адаптационных возможностей организма человека.

Особое значение имеет рациональное питание для людей, проживающих в городских условиях, испытывающих тяжелые физические нагрузки, подвергающихся воздействию вредных факторов, длительное время находящихся в стрессовых ситуациях.Поэтому вопросы, изучаемые в данной теме лекционного занятия,имеют практическое значение для обучаемых.

Актуальность темыобусловлена необходимостью анализа значения правильного и экологического питания в формировании нормальной жизнедеятельности и здорового образа жизни людей.

Итогом занятия должно стать стремление студентов изменить свои пищевые привычки в сторону рационального питания, вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.




























Тема занятия:«Питание как экологический фактор»

Цели занятия:

- Дидактические:

  • сформироватьпонятие «рационального питания» и его основных принципов;

  • изучить научные основы рационального питания и основные направления организации режима питания человека;

  • выявить основные проблемы в питании людей, проживающих в городских условиях;

  • оценить влияние питания на качество жизни и здоровье человека.

- Развивающие:

  • развивать умение организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

  • вырабатывать умения и навыки рационального использования Интернет-ресурсов и литературных источников, необходимых для осуществления профессиональной деятельности, эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

  • развитие коммуникативных навыков, в том числе умения корректно и аргументированно отстаивать свою точку зренияи умения работать в коллективе и команде.

- Воспитательные:

  • воспитание заинтересованности в профессиональной принадлежности обучающихся;

  • привитие экологической культурыи умений коллективной работы;

  • воспитание культуры изложения мыслей, логического мышления;

  • воспитание умения применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях.

Форма проведения занятия: лекция-беседа с элементами дискуссии

Методы обучения: словесный, проблемный, исследовательский, создание ситуационной заинтересованности, мозговой штурм, экологический тренинг.

Применяемые технологии: проблемная, развивающая, информационно-компьютерная. Межпредметные связи: биология, аналитическая химия, физико-химический анализ, общая экология, БЖД, дисциплины профессиональных модулей ПМ.02, ПМ.04

Материально-техническое обеспечение и дидактические средства:

  1. Мультимедийный проектор и экран;

  2. Видеоролики о «вредных» продуктах, пищевых добавках, принципах рационального питания;

  3. Электронная презентация материала лекции;

  4. Тестовые задания;

  5. Задания для экологического тренинга.




















Структура занятия.


  1. Организационный момент (2мин.)

Проверка присутствующих студентов по списку. Общие вопросы по проведению занятия.

  1. Актуализация опорных знаний.Цель: систематизировать и закрепить полученные знания в форме тестового опроса

  1. Из каких основных элементов формируется организм человека?

  2. Зачем мы едим? Что дает нам пища?

  3. Какие основные составляющие, необходимые человеческому организму, включает в себя пища?

  4. На какие группы можно разделить минеральные вещества, присутствующие в организме?

  5. Какие минеральные вещества относятся к макро- и микроэлементам? В чем их значение для организма?

Опрос по пройденным темам в форме тестирования (Приложение 2).

  1. Сообщение темы, целей и задач занятия. Мотивация учебной деятельности студентов

Наше время – это время компьютеров, Интернета, огромной интеллектуальной нагрузки в колледже, снижения интереса к спорту, время фаст-фудов и многих продуктовых изысков, вкусных, но не приносящих пользы здоровью, особенно растущему организму….

Все эти реалии способствуют увеличению количества людей (детей, подростков и взрослых), имеющих избыточный вес, часто болеющих, со сниженным зрением и слаборазвитых физически. И не последнюю роль в этом играет правильность и полноценность питания, так как пища обеспечивает формирование организма и способствует сохранению здоровья.

А как вы считаете, правильно ли вы питаетесь?...




  1. Основная часть занятия – изучение нового материала.

План лекции.

    1. Экологические особенности питания

    2. Питание как основной фактор здоровья человека

    3. Понятие рационального питания

    4. Гигиенические проблемы применения и использования пищевых добавок

ПИТАНИЕ КАК ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР

Питание и среда обитания человека — сильно взаимосвязанные факторы. Сбалансированное питание и экологически чистая среда обитания человека, животных и растений – это основа здоровья и правильного развития организма. Существует прямая связь между экологией, гигиеной питания человека и его здоровьем.

  1. Экологические особенности питания

Процесс потребления энергии и вещества называется питанием. Человек употребляет в пищу продукты растительного и животного происхождения. Содержание вредных соединений в продуктах питания напрямую зависит от загрязнения окружающей среды, потому что в природе существует определённый круговорот веществ и на каждом из его этапов продукты питания получают определенный набор элементов.

Рассмотрим этот процесс немного подробнее.

Под воздействием солнца, воды, воздуха и почвы сельскохозяйственные культуры получают конкретные вещества и соединения для своего роста и развития.  Эти растения затем попадают на наш стол в виде хлебобулочных и макаронных изделий, каш, фруктов и овощей, их скармливают животным и птицам, которые также станут продуктами питания.

Если продукция растениеводства и животноводства выращивается рядом с промышленными зонами, то и продукты питания будут содержать вредные примеси и токсические вещества. А затем все эти вещества из продуктов питания попадут в организм человека.

  1. Вспомните из изученных ранее лекций, какими путями возможно поступление загрязняющих веществ из окружающей среды в организм человека? Как осуществляется миграция химических элементов в организм человека?

Ответы: В зависимости от среды и форм протекания миграционных процессов выделяют биогенную, водную, коллоидную, воздушную, техногенную миграции.

  1. К какому типу миграции химических элементов можно отнести поступление загрязняющих веществ в наш организм с продуктами питания?

Ответ: Это биогенная миграция, т.е. перемещение химических элементов с помощью микроорганизмов, растений и животных.

  1. Приведите примеры и краткие характеристики вредных и опасных химических веществ и элементов, которые могут поступать в организм человека с продуктами питания при неблагоприятных экологических условиях.

Ответы.

  1. В результате индустриализации городов и возникновения большого количества промышленных гигантов, степень загрязнения внешней среды фтором, кадмием и свинцом увеличивается с каждым годом. Эти элементы из почвы попадают в растения. Выращенные в этих зонах овощи и фрукты нельзя скармливать животным и употреблять человеку из-за высокого содержания в них токсинов.

  2. Для повышения урожайности зерновых, корнеплодов и зелёных культур производители значительно превышают допустимые дозы внесения удобрений. Интенсивное применение азотных удобрений привело к загрязнению почвы нитратами и нитритами, которые с пищей попадают в организм животных и человека, вызывая их интоксикацию.

  3. Употребление пестицидов для борьбы с сорняками приводит к увеличению содержания ртути в почве и в пищевых продуктах. Высокое содержание ртути выявлено в донных отложениях озёр, рек и морей. Сначала ртутью заражаются рыбы, а потом, согласно пищевой цепочке, ртуть попадает в организм человека и вызывает многочисленные заболевания вплоть до смертельного исхода.

  4. Нарушение технологии выращивания, уборки и условий хранения зерновых вызывает их заражение микроскопическими грибами плесени. В результате в организм человека и животных поступают высокотоксичные побочные продукты их обмена и жизнедеятельности – канцерогенные микротоксины.

Таким образом, видим, что степень загрязнения воды, почвы и воздуха,качество продуктов питания и, следовательно, здоровье человека тесно взаимосвязаны.



  1. Питание как фактор здоровья человека

Питание – это один из факторов здоровья человека. Принимая пищу несколько раз на протяжении дня, организм получает набор необходимых строительных материалов и элементов метаболизма (обмена).

Современный человек употребляет в пищу большое количество сахара, мучных изделий, кондитерских продуктов и мало живых неконсервированных овощей, зелени и фруктов. Это приводит к многочисленным болезням, нарушению обмена веществ и снижению энергетики организма.

Какие же самые распространенные продукты питания мы особенно часто употребляем в пищу, забывая о факторе «вредности»?

Демонстрация видеоролика «10 самых вредных продуктов». Обсуждение увиденного.

Возвращение к здоровому питанию – это увеличение потребления салатов из живых корнеплодов, зелёной лиственной массы овощей, введение в рацион хлеба из муки грубого помола, кисломолочной продукции и каш, рыбы и нежирного мяса.

В зависимости от биологического действия пищи существует 4 типа питания —лечебное, лечебно-профилактическое, профилактическое ирациональное.

Лечебное питание – это питание больного человека. Его ещё называют диетическим из-за определённых ограничений в приёме пищи. Применяют его при необходимости ограничить или увеличить поступление в организм определённых компонентов. Например, ограниченное употребление сахара при диабете или белковой пищи при болезнях почек.

Лечебно-профилактическое питание – это питание здоровых людей, которые работают в тяжёлых или вредных условиях. Используются витаминные смеси, чаи, молоко и кисломолочные продукты благодаря которым повышается сопротивляемости организма к неблагоприятным условиям.  

Профилактическое питание – это питание пока здоровых людей, которых относят к группам риска в результате их склонности к определённым заболеваниям неинфекционного происхождения из-за нехватки некоторых элементов. При таком питании предупреждается возможность возникновения заболеваний, связанных с нехваткой некоторых веществ путём включения их в рацион. Например, при проживании на территории, где нет йода, включают в рацион продукты, богатые на йод: рыбу, морепродукты, морскую капусту, орехи.

Рациональное питание — это полноценное питание здоровых людей и снабжение их организма необходимой энергией и строительным материалом для обменных процессов. Регулярное употребление пищи предохраняет организм от заболеваний, вызванных белково-энергетической недостаточностью, а также нехваткой или избытком разнообразных витаминов и минералов.

Здоровье человека, экология и питание тесно взаимосвязаны друг с другом. Если учитывать эти основные факторы, то можно правильно откорректировать питание человека в зависимости от них и сохранить здоровье и долголетие.


  1. Понятие рационального питания

Рациональное питание – это пищевой рацион, который по составу соответствует оптимальной потребности человека в основных пищевых веществах.

Рациональное сбалансированное питание — это полноценное питание, характеризующееся оптимальным (соответствующим физиологическим потребностям организма) количеством и соотношением всех компонентов пищи. То есть, рациональное питание восполняет энергетические затраты организма, обеспечивает потребность в белках, жирах, углеводах, витаминах, макро- и микроэлементах, клетчатке.

Основные принципы рационального питания

  1. Соблюдение энергетического баланса

Энергетический баланс — это состояние, при котором количество поступающей в организм энергии примерно равно расходу. В процессе жизнедеятельности человека энергия тратится на работу внутренних органов, переваривание, всасывание еды, во время физической активности и т. д. При недостаточном поступлении энергии с пищей организм начинает использовать собственные жир и мышцы. Избыток энергии, напротив, приводит к накоплению жира в жировой ткани. Именно поэтому необходимо получать примерно столько энергии из пищи, сколько необходимо организму.

  1. Баланс белков, жиров, углеводов

Согласно рекомендациям ВОЗ энергетическая ценность рациона должна обеспечиваться за счёт углеводов, преимущественно сложных. Особенно важно употреблять много овощей и фруктов. Это обеспечивает требуемое количество клетчатки. Белки необходимы для роста и развития. Каждому необходимо регулярно получать с пищей полноценный белок. В противном случае организму придётся разрушать клетки мышц, печени, плазмы крови. Только так он сможет раздобыть необходимые аминокислоты для первостепенных нужд. Кроме того, белки запасаться не могут. Их образуется ровно столько, сколько необходимо клеткам в данный момент. Количество жиров, особенно насыщенных, рекомендуется ограничивать. Лучше делать упор на полиненасыщенные жиры. А именно – нерафинированные масла, рыбу и рыбий жир. Длительное время рекомендуемая формула соотношения Б:У:Ж выглядела так: 1:4:1. Согласно последним данным соотношение белков, углеводови жиров при сбалансированном питании приобретает некоторые изменения — 1: 4: 0,8.

  1. Соблюдение режима питания

Режим включает в себя количество приёмов пищи, интервалы между отдельными приёмами, распределение пищи по калорийности и объёму в течение дня. Рекомендуется минимум 4-разовое питание. Лучше 5-6 разовое. Небольшие интервалы в 3–4 часа минимизируют переедание, наиболее благотворно влияют на пищеварение. Частые перекусы в течение дня всё же нежелательны. Больший объём пищи лучше употреблять в первой половине дня.

  1. Умеренность

Означает умение остановиться, когда вы наелись. Есть только тогда, когда в еде есть потребность. Так проще поддерживать энергетический баланс, а значит и стабильный вес. А также необходима умеренность в употреблении промышленно переработанных рафинированных продуктов.

  1. Разнообразие

Не нужно есть постоянно одну и ту же еду. Для человека важна разнообразная еда. Даже самые полезные «супер» продукты не способны удовлетворить все нужды организма. Поэтому разнообразие и ещё раз разнообразие.

Данные принципы составляют основу рационального питания и обязательны для соблюдения.

(Просмотр видео ролика «Основы рационального питания»)

Рациональное питание имеет актуальное значение в современных экологических условиях. Оно учитывает такие факторы, как степень подвижности (активность), затраты энергии, пол, вид деятельности, возраст, особенности климата и места проживания, скорости протекания обменных процессов.

Задачи питания в условиях интенсивного химического загрязнения состоят в том, чтобы препятствовать накоплению в организме человека вредных химических веществ. Рациональное питание должно обеспечить ослабление негативного действия химических веществ и других вредных факторов на организм, на преимущественно поражаемые органы и системы. Рациональное питание в сложных экологических условиях должно способствовать повышению защитно-приспособительных возможностей организма человека.

Особенно актуальны вопросы рационального питания для людей, проживающих в городских условиях, подвергающихся воздействию тяжелых металлов, электромагнитных излучений, испытывающих тяжелые физические нагрузки, длительное время находящихся в стрессовых ситуациях.

Рекомендации по рациональному питанию

  1. Употребляйте много овощей и фруктов, желательно по 500 г ежедневно.    

  2. Регулярно ешьте цельнозерновые продукты.

  3. Ограничивайте простые углеводы, сахар.    

  4. Выбирайте продукты, богатые качественными жирами. Например, рыба, нерафинированные масла, авокадо, орехи, семечки.    

  5. Ешьте продукты, богатые белком.    

  6. Выбирайте чистую воду чаще других напитков.

  7. Ограничьте потребление соли до 5г, следите за достаточным потреблением йода.

  8. Внимательно читайте этикетки на продуктах.

Питание неотъемлемая часть нашей жизни, а значит вполне естественно, что существуют правила и рекомендации, регулирующие правильное питание. Пища должна быть разнообразной, и, конечно, нужно учитывать возраст, национальные традиции и место проживания. В целом эти рекомендации сводятся к пирамиде питания, рекомендованной Всемирной Организацией здравоохранения.

  • Основание пирамиды - три группы продуктов: овощи и фрукты, цельнозерновые продукты - хлеб грубого помола, неочищенный рис, макаронные изделия из цельнозерновой муки, каши. Также в этой группе находятся и растительные жиры, содержащие полиненасыщенные жирные кислоты (оливковые, подсолнечные, рапсовое и другие масла). Такие продукты следует употреблять при каждом приёме пищи(6-11 порций в день).

  • Белоксодержащие продукты растительного (орехи, бобовые, семечки подсолнуха и тыквы) и животного происхождения (рыба и морепродукты, мясо птицы, яйца). Употреблять нужно 2-3 порции в день.

  • Молоко и молочные продукты, йогурты, сыр и т.д. Людям с непереносимостью лактозы следует заменить молочные продукты на препараты, содержащие кальций и витамин D3.  Употреблять нужно 2-3 порции в день.

  • На самой верхней ступени пирамиды находятся продукты, употребление которых следует сократить. К ним относятся животные жиры, содержащиеся в красных сортах мяса (свинине, говядине) и сливочном масле, а также продукты с большим содержанием так называемых «быстрых углеводов»: продукты из белой муки (хлеб и хлебобулочные изделия, макаронные изделия), очищенный рис, газированные напитки, сладости. Недавно в последнюю группу стали включать и картофель из-за большого содержания в нём крахмала.Употребление этих продуктов следует сократить или, по - возможности, полностью исключить из рациона.

Из всего выше изложенного можно сделать вывод: пища – топливо для человека: чтобы жить, необходимо питаться. Фундаментальный закон природы – закон сохранения материи и энергии – имеет прямое отношение к человеку.  

Все затраты вещества и энергии люди восполняют только пищей – значит, человеку надо есть столько, чтобы между получаемым извне веществом и затраченной энергией установился баланс.  Помимо энергетической ценности пищи, надо, чтобы рацион питания был разнообразным и содержал определенное количество и соотношениебелков, жиров, углеводов,а также витаминов и минеральных веществ.


  1. Гигиенические проблемы применения и использования пищевых добавок

Каждыйчеловекзнает, что пища необходима для нормальной жизнедеятельности организма. В течение всей жизни в организмечеловеканепрерывно совершаетсяобмен веществ и энергии. Источником необходимых организму строительныхматериалов и энергии являются питательные вещества, поступающие из внешней среды в основном с пищей. Если пища не поступает в организм, человек чувствуетголод. Но голод, к сожалению, не подскажет, какие питательные вещества и в каком количестве необходимычеловеку. Мы часто употребляем в пищу то, что вкусно, что можно быстро приготовить, и не очень задумываемся о полезности и доброкачественности употребляемых продуктов.

Питание человека может быть как фактором, укрепляющим здоровье, так и этиологическим фактором, вызывающим ряд заболеваний. По оценкам Всемирной организации здравоохранения 30% населения промышленно развитых стран ежегодно страдают от болезней пищевого происхождения. Поэтому сегодня безопасность продуктов питания составляет весомую проблему охраны здоровья и ее значение продолжает расти.

Нерациональноепитаниеявляется одной из главных причин возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний органов пищеварения, болезней, связанных с нарушением обмена веществ.

Регулярное переедание, потребление избыточного количествауглеводови жиров – причина развития таких болезней обмена веществ, какожирениеисахарный диабет.Они вызывают поражение сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и других систем, резко понижают трудоспособность иустойчивостьк заболеваниям, сокращая продолжительность жизни человека в среднем на 8-10 лет.

Всех нас волнует проблема качества продуктов питания, ведь не зря говорят: «Мы то, что мы едим….»

Еще совсем недавно мы знали, что сгущенное молоко делается из сахара и молока, селедка маринуется в соли, уксусе и подсолнечном масле, что шоколад сделан из какао, что сок – это фруктовый сок, а мороженое все-таки сливочное, значит сделано из молока и сливок.

Сегодня же в составе всех этих продуктов десятки компонентов, большинство из которых имеют названия, похожие на те сложные соединения, которые когда-то изучались в школе на уроках химии.

Так, например, фраза на упаковке «идентичный натуральному» и количество Е с непонятными трехзначными кодами уже никого не удивляет. Консерванты, антиоксиданты, стабилизаторы, загустители, ароматизаторы, красители, усилители вкуса…. И правда, состав практически всех продуктов сегодня по сути химический.

Каждый из этих составляющих по-своему оказывает влияние на наш организм.Некоторые из них считаются невредными, другие не до конца исследованными, но большинство из них достаточно опасны и наносят нашему здоровью непоправимый ущерб.

Пищевые добавки влияют на деятельность всех без исключения органов и часто приводят к патологиям и хроническим заболеваниям, про причины которых мы даже не подозреваем, потому что не в силах обвинить любимый фаст-фуд, чипсы, газированные напитки, копчености, сладости…

Пищевые добавки – это природные или синтезированные вещества, которые специально вводятся в продукты питания, с целью придания им необходимых свойств и не употребляются самостоятельно в виде продуктов питания или обычных компонентов пищи.

Внесение пищевых добавок в продукты ускоряет процесс их приготовления, сохраняет внешний вид и качество продуктов при их хранении.

В зависимости от своего назначения выделяются четыре большие группы пищевых добавок:

  1. вещества, регулирующие вкус продукта (ароматизаторы, вкусовые добавки, которые подслащают вещества, кислоты и регуляторы кислотности);

  2. вещества, улучшающие внешний вид продукта (красители, стабилизаторы цвета, отбеливатели);

  3. вещества, регулирующие консистенцию, которые формируют текстуру (загустители, стабилизаторы, эмульгаторы);

  4. вещества, повышающие сохранность продуктов и увеличивающие срок их хранения (консерванты, антиоксиданты и др.).

Каждая пищевая добавка имеет свой цифровой код с индексом Е, который гарантирует проверку на безопасность и может использоваться при необходимости только в установленных дозах.

Просмотр видео про суть пищевых добавок Е (обсуждение увиденного).


Полезные советы

  1. Внимательно читайте этикетки, знайте расшифровку основных кодов и не обращайте внимания на торопящихся покупателей, которые хватают все подряд.

  2. Не покупайте продукты с неестественно яркой кричащей окраской. Скорее всего в них полно красителей.

  3. Не покупайте продукты с чрезвычайно продолжительным сроком хранения.

  4. Отдавайте предпочтение свежим сырым овощам и фруктам. И помните, что импортные овощи и фрукты (яблоки, помидоры, лимоны и т.д.) обрабатывают специальными веществами для лучшего хранения и блеска.

  5. Чем меньше список ингредиентов в готовых продуктах, тем меньше добавок. Продукты с изысканным пикантным вкусом, скорее всего, содержат множество различных добавок.

  6. Вместо того, чтобы покупать готовые соки, готовьте их сами.

  7. Не перекусывайте чипсами, готовыми завтраками, супами из пакетика, хот-догами, различными бургерами.

  8. Откажитесь от переработанных или законсервированных мясных продуктов, таких как колбаса, сосиски, тушенка.

  9. И, в конце концов, готовьте сами без всяких пищевых добавок!


Вывод.

Здоровое питание - одно из основ здорового образа жизни. Вести здоровый образ жизни - это значит постоянно выполнять правила сохранения и укрепления здоровья: соблюдать чистоту, правильно питаться, сочетать труд и отдых, много двигаться, не иметь вредных привычек.

Таким образом, питание является важнейшим экологическим фактором внешней среды, воздействующим на состояние организма и его развитие. Для правильной жизнедеятельности организма необходимо, чтобы питание было рациональным, правильным, экологически чистым, физиологически полноценным. Это означает, что как по количеству, так и по своему качественному составу пища должна отвечать физиологическим требованиям организма. Рациональное (здоровое) питание является необходимым условием обеспечения здоровья людей; устойчивости к воздействию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов.

Ваше здоровье – самое ценное, что у вас есть. На всю жизнь человеку даётся только один организм. Если вы небрежно обращаетесь с какими-то предметами, их можно заменить, но заменить свой организм вы не сможете!

Главное, всегда помните: «Ваше здоровье в ваших руках!».










Обобщение и систематизация знаний

Для обобщения полученных знаний проведение игры-тренинга. Выполнение упражнений творческого и проблемного характера.

Экологический тренинг

Помнитеободном:оченьнемногоенужно,

чтобысделатьЖизньсчастливой.

Марк Аврелий, римский император

1 упражнение.

«Мои потребности»

Индивидуальное задание каждому. Студентам предлагается следующее задание: «В течение 2-3минподумайте и запишите пять наиболее важных для вас продуктов питания, без которых вы не можете обойтись в течение дня; следующую пятерку составит то, что необходимо вам хотя бы раз в неделю; еще пять — то, что необходимо вам не чаще чем раз в месяц».

После того, как участники составят список, они делятся своими соображениями со всеми. После составления списка примерно из 10-15 пунктов делаем обобщение о том, каковы основные пищевые потребности человека, как они изменяются с возрастом.

2 упражнение.

«От чего бы я мог отказаться»

Парная работа. Партнеры обмениваются списками своих потребностей в продуктах питания. Каждый из них вычеркивает из списка те продукты, от которых его напарник мог бы отказаться (или сократить их употребление) в первую очередь. Затем знакомят друг друга со своими записями, комментируя их, аргументируя свой выбор, выслушивая замечания «противоположной стороны».

Задача тренинга—попытаться разобраться в своих потребностях и потребностях товарищей, увидеть основные ошибки, откорректировать свои пристрастия в питании, которые во многом зависят от интересов, характера, образа жизни.

После завершения упражнения обсуждение: «Что означает принцип разумного ограничения потребностей в питании? Как правильно построить режим питания в течение дня?»


Подведение итогов занятия

Тестирование по итоговым тестам (Приложение 3).

Выставление оценок за участие в лекции и усвоение нового материала.

Домашнее задание.

Подготовиться к выполнению практической работы на тему «Разработка экологически сбалансированного питания».

Изучить самостоятельно тему «Категория «здоровье человека». Критерии здоровья человека». Представить проделанную по данной теме работу в виде реферата, конспекта или презентации.


















СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ


  1. Лысенко И.О., Толоконников В.П., Коровин А.А., Гридчина Е.Б. Экология человека: курс лекций. – Ставрополь, 2013. – 256с.

  2. Прохоров Б.Б. Экология человека. Учебник. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 320с.

  3. Козлов А.И.Экология человека. Питание. Учебное пособие для академического бакалавриата. –2-е изд., испр. и доп.– М.: Издательство Юрайт, 2016. – 187с.

  4. http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=8876081&lfrom=203296980

  5. http://ekolog.org/books/43/http://ekolog.org/books/43/
























Приложение 1

Словарь терминов

Авитаминоз – заболевание человека, вызванное недостаточным количеством в пищевом рационе витаминов.

Адаптация – приспособление организма на индивидуальном и популяционном уровнях к условиям внешней среды, выработанное в процессе эволюционного развития.

Аллергия – повышенная чувствительность организма к действию различных раздражителей (аллергенов), которые обуславливают образование в нем антител.

Биологически активные добавки (БАДы) – композиции натуральных или идентичных натуральным биологически активные вещества, предназначенные для непосредственного употребления с едой или внесения в состав пищевых продуктов с целью обогащения рациона определенными пищевыми биологически активными веществами и их комплексами.

Биофилы – химические вещества, обязательно присутствующие в составе любого живого организма.

Витамины – биологически активные органические соединения, жизненно необходимые для организма человека (принимают участие в обмене веществ).

Гомеостаз организма – возможность организма или системы организмов поддерживать устойчивое динамическое равновесие при изменяющихся условиях среды.

Заболевание – процесс, характеризующийся нарушением структур и функций организма, снижением его приспособленности к внешней среде при одновременной мобилизации защитных сил организма.

Здоровье человека– процесс сохранения и развитие психических, физиологических и биологических способностей человека, его оптимальной работоспособности, социальной занятости при максимальной продолжительности жизни.

Индивидуальное здоровье – состояние организма, при котором он способен полноценно выполнять свои функции, физическое и духовное благополучие, отсутствие заболеваний.

Интоксикация – болезненное состояние организма, вызванное действием экзогенных токсинов или вредных веществ эндогенного происхождения.

Качество жизни – совокупность условий, обеспечивающих (или не обеспечивающих) здоровье человека, т.е. соответствие среды жизни человека его потребностям; соответствие среды жизни социально-психологическим установкам личности; комплексная характеристика экономических, политических, социальных и идеологических факторов, определяющих состояние человека в обществе.

Отравление – заболевание, вызванное действием отравляющих веществ (ядов) на организм.

Пищевые добавки – это природные или синтезированные вещества, которые специально вводятся в продукты питания, с целью придания им необходимых свойств и не употребляются самостоятельно в виде продуктов питания или обычных компонентов пищи.

Рациональное питание – пищевой рацион, который по составу соответствует оптимальной потребности человека в основных пищевых веществах.

Токсины – отравляющие продукты (полипептиды и белки), которые выделяются ядовитыми растениями, бактериями, вирусами, некоторыми животными для защиты от внешних раздражителей и врагов.

Функциональные продукты – продукты, которые содержат в своем составе физиологически (биологически) активные ингредиенты, восполняющие дефицит незаменимых составляющих в питании человека, благоприятствуют поддержанию и улучшению состояния здоровья и снижению риска возникновения определенных болезней.


Приложение 2

Тестовый опрос по пройденным темам

Выберите один правильный ответ.

  1. Витамина «С» больше всего содержится:

а) в капусте;

б) в моркови;

в) в черной смородине;

г) в шиповнике.

  1. Продукт, являющийся основным источником фосфора:

а) курага, урюк;

б) горох, фасоль;

в) рыба;

г) печень говяжья, яйца.

  1. Основная биологическая роль углеводов:

а) являются источником энергии;
б) являются структурными элементами клеток и тканей;
в) играют защитную роль;
г) являются источником витаминов.

  1. Основная функциональная роль белков как питательных веществ:

а) энергетическая;

б) пластическая;

в) литическая;

г) каталитическая.

  1. Источником кальция в пище является:

а) творог;

б) печень говяжья;

в) картофель;

г) изюм.



  1. Основная биологическая роль жиров:

а) источник энергии;
б) источник фосфатов и жирных кислот;
в) источник жирорастворимых витаминов;
г) источник витаминов группы «В».

  1. Продукты, являющиеся источниками железа:

а) творог;

б) печень;

в) рыба;

г) изюм.

  1. Продукт, содержащий полноценный белок:

а) квашеная капуста;

б) гранат;

в) сливочное масло;

г) мясо.

  1. Основной источник йода для человека:

а) пища;

б) вода;
в) воздух;

г) все перечисленное верно.

  1. Основной источник фтора для человека:

а) пища;

б) вода;
в) воздух.

г) все перечисленное верно.

Эталон ответа:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

г

в

а

б

а

а

б

г

а

б




Приложение 3

Тестовый итоговый опрос по изученной теме

Выберите из предложенных ответов один правильный.

1. Для чего организму нужно здоровое питание:
а) для роста и развития;
б) для обеспечения хорошего самочувствия;
в) для развития микрофлоры организма.

2. Строительным материалом для нашего организма являются:
а) жиры
б) углеводы
в) белки

3. Питательные вещества, которые дают организму энергию:
а) углеводы
б) жиры
в) белки

4. Что содержится в жирах:
а) минеральные соли
б) холестерин
в) белки

5. В состав чего входят вещества целлюлоза и пектин:
а) Витамины
б) Минеральные соли
в) Пищевые волокна

6. Структурным компонентом чего служат минеральные вещества в первую очередь:
а) костей, зубов
б) ногтей, мышц
в) кожи, волос

7. Носителем чего является рафинированный сахар:
а) витаминов
б) «пустых» калорий
в) холестерина

8. Фитонциды содержатся в:
а) хурме
б) лимонах
в) помидорах

9. Функции клетчатки в организме:
а) создаёт условия для подавления развития полезных бактерий
б) растворяется в воде и полностью усваивается организмом
в) стимулирует перистальтику кишок

10. Какие жиры из перечисленных имеют самую низкую усвояемость организмом человека:
а) рыбий жир
б) говяжий жир
в) свиной жир

11. Питательные вещества, потребность в которых у человека больше в 4-5 раз, чем во всех других веществах:
а) углеводы
б) белки
в) жиры

12. Какой витамин называют еще «витамином роста»:
а) витамин В
б) витамин А
в) витамин С

13. Выберите ошибку: для сохранения витамина С при кулинарной обработке овощи и плоды:
а) варить нужно при закрытой крышке, равномерном кипении, не допуская переваривания
б) следует варить в небольшом количестве воды или бульона
в) следует чаще готовить на пару

14. Магний влияет на нервную, мышечную, сердечную деятельность. Больше всего его содержится в:
а) хлебе
б) рыбе
в) мясе

15. Важнейшая составная часть мяса рыбы:
а) углеводы
б) белки
в) вода.

16. Источником полноценных (содержащих все незаменимые аминокислоты) белков является:
а) молоко
б) масло сливочное
в) макаронные изделия.

17. Главная функция углеводов:
а) защита тела от ударов
б) обеспечение организма энергией
в) участие в образовании биологически важных соединений.

18. С точки зрения питания важнейшей составной частью пищи человека являются:
а) жиры
б) углеводы
в) белки.

19. Рыбий жир используется в детском и диетическом питании, так как он способствует:
а) повышению холестерина в крови
б) понижению холестерина в крови
в) никак не влияет на холестерин.

20. Наибольшее количество фосфора содержится в:
а) хлебе
б) икре
в) сыре.

21. Суть пищеварения в организме заключается:
а) в химическом расщеплении органических соединений на неорганические;
б) в ферментном расщеплении крупных органических соединений на более мелкие;
в) в механическом раздроблении пищи на мелкие частички.

22. Выберите ошибку: Усвояемости пищи способствует:
а) отсутствие режима питания
б) внешний вид, вкус, запах
в) кулинарная обработка пищи.

23. Основной обмен – это энергия, которая расходуется на:
а) физическую работу
б) рост и дыхание
в) работу внутренних органов и теплообмен.

24. Режим питания:
а) распределение пищи по времени, калорийности и объёму
б) распределение пищи по калорийности и объёму
в) распределение пищи по времени и объёму.

25. Обмен веществ и энергии – это процесс:
а) поступления веществ в организм;
б) потребления, превращения, использования, накопления и потери веществ и энергии;
в) удаления из организма непереваренных остатков.


Эталон ответа:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

а

в

б

б

в

а

б

б

в

б

а

б

б

а

б


16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

а

б

в

б

в

б

а

в

а

б



Критерии и система оценивания по тестированию:

Применяется дихотомическая система оценивания, критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталону) выставляется 1 бал, за неправильное решение (несоответствующее эталону) выставляется 0 баллов.


По тестовому опросу по пройденным темам:

Максимальное количество заработанных баллов -10 баллов.

«Отлично» ставится, если студент набрал 10-9 баллов.

«Хорошо» ставится, если студент набрал 8-7 баллов.

«Удовлетворительно» ставится, если студент набрал 6-5 баллов.

«Неудовлетворительно» ставится, если студент набрал 4 и менее баллов.


По тестовому итоговому опросу по изученной теме:

Максимальное количество заработанных баллов -25 баллов.

«Отлично» ставится, если студент набрал 25-23 балла.

«Хорошо» ставится, если студент набрал 22-19 баллов.

«Удовлетворительно» ставится, если студент набрал 18-15 баллов.

«Неудовлетворительно» ставится, если студент набрал менее 15 баллов.