Главный смысл деятельности учителя естественно-математического цикла состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении такого трудного предмета, как математика. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Учитель может помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед классом.
Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:
Мы, учителя предметники, должны знать, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости учителю и классному руководителю должны помочь школьные узкие специалисты, родители ученика, он сам и его одноклассники.
Мероприятия | Срок |
1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей. б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. | Сентябрь |
2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком. | Сентябрь |
3. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний. | В течение учебного года. |
4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока. | В течение учебного года. |
5. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата. | В течение учебного года. |
6. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить. | В течение учебного года. |
7. Поставить в известность классного руководителя и родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок. | В течение учебного года. |
8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса. | В течение учебного года. |
9. Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих. Учить детей навыкам самостоятельной работы. | В течение учебного года. |
Систему работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников можно распределить на этапы
| 1-й этап | 2-й этап | 3-й этап |
К содержанию учебного материала | Наиболее легкий занимательный материал, независимо от его важности, значимости | Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого | Существенный, важный, но не привлекательный материал |
К процессу учения (усвоения знаний) | Действует учитель – ученик только воспринимает | Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса | Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса |
К себе, своим силам | Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий | Поощрение успехов в работе, требующей некоторых усилий | Поощрение успехов в работе, требующий значительных усилий |
К учителю (коллективу) | Подчеркнутая объективность, нейтралитет | Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие | Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др. |
Этапы урока | Виды помощи в учении |
Контроль подготовленности учащихся | Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой |
Изложение нового материала | 1.Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала. 2.Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д. 3.Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником |
Самостоятельная работа учащихся на уроке | 1.Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. 2.Напоминание приема и способа выполнения задания. 3.Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. 4.Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. 5.Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. 6.Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. 7.Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления |
Организация самостоятельной работы вне класса | 1.Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. 2.Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. 3.Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий |
Этапы урока | Акценты в обучении |
Контроль подготовленности учащихся | Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания |
Изложение нового материала | Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал |
Самостоятельная работа учащихся на уроке | Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль |
Организация самостоятельной работы вне класса | Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников |
Ф.И. ученика | Причины неуспеваемости | Использованы виды опроса | Формы ликвидации пробелов. |
Алибеков Ерасыл (5кл.) | Не внимателен, не делает д/з, не успевает записывать | Устный, письменный, индивидуальный | Регулярный и систематический опрос, следить за выполнением д/з |
Немченко Евгений (5кл.) | Не внимателен, не делает д/з | Устный, письменный, индивидуальный | Регулярный и систематический опрос, следить за выполнением д/з |
Дильмухамедова Анжелика (6кл.) | Медлительна, иногда не делает д/з. | Устный, письменный, индивидуальный | Регулярный и систематический опрос, следить за выполнением д/з |
Фасхиева Алина (6кл.) | Не внимателен, иногда не делает д/з. | Устный, письменный, индивидуальный | Регулярный и систематический опрос, следить за выполнением д/з |
Строкатова Анастасия | Не внимателен, иногда не делает д/з. | Устный, письменный, индивидуальный | Регулярный и систематический опрос, следить за выполнением д/з |
Томилова Дарья (6кл.) | Иногда не делает д/з. | Устный, письменный, индивидуальный | Регулярный и систематический опрос, следить за выполнением д/з |
Силиванов Виктор (8кл.) | Медлителен, иногда не делает д/з, не внимателен. | Устный, письменный, индивидуальный | Регулярный и систематический опрос, следить за выполнением д/з |
Томилов Владимир (8кл.) | Медлителен, иногда не делает д/з, не внимателен. | Устный, письменный, индивидуальный | Регулярный и систематический опрос, следить за выполнением д/з |
Дятчин Иван (8кл.) | Иногда не делает д/з, не внимателен, медлителен. | Устный, письменный, индивидуальный | Регулярный и систематический опрос, следить за выполнением д/з |
Дустов Артем (8кл.) | Иногда не делает д/з, не внимателен, медлителен. | Устный, письменный, индивидуальный | Регулярный и систематический опрос, следить за выполнением д/з |
Архипов Артур (9кл.) | Иногда не делает д/з, не внимателен, медлителен. | Устный, письменный, индивидуальный | Регулярный и систематический опрос, следить за выполнением д/з |
Шимолин Олег (9кл.) | Иногда не делает д/з, не внимателен, медлителен. | Устный, письменный, индивидуальный | Регулярный и систематический опрос, следить за выполнением д/з |