Конспект урока
Тема: Склонение и изменение порядковых числительных.
Цели урока: научить склонять порядковые числительные и правильно употреблять их в речи.
Задачи:
1) Образовательные: систематизировать и обобщить знания об имени числительном; формировать навыки правильного произношения и написания порядковых числительных.
2) Развивающие: создание условий для развития регулятивных УУД (самостоятельно формулировать выводы на основе своих наблюдений, анализа языкового материала); развитие памяти, внимания; речи, операции мышления для решения проблемной ситуации; коммуникативных навыков (готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение) средствами различных приемов работы с текстом.
3) Воспитательные: создать условия для воспитания устойчивого интереса к предмету, любви к русскому языку; воспитать языковой эстетический вкус (осознание богатства языка).
4) Коррекционная: развитие устной речи учащихся.
Планируемые результаты:
1. Личностные УУД: повышение интереса к изучению русского языка, совершенствование знаний, умений и навыков.
2. Коммуникативные УУД: формирование умения находить общее решение, умения аргументировать своё предложение, формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу.
3. Познавательные УУД: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Тип урока: урок – изучение нового материала.
Целевая аудитория: 6 класс.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Ход урока
1. Мотивационный этап.
Здравствуйте, дети! Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Садитесь. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем.
Для разминки я предлагаю вам выполнить небольшой тест всем вместе.
1. Укажите вариант, в котором числительное употреблено неверно.
1) трое котят 2) обеих рук 3) пятьюдесятью пятью рублями 4) в двух тысяч тринадцатом году
2. Укажите вариант, в котором числительное употреблено неверно.
1) около пятиста фотографий 2) в две тысячи пятом году 3) две седьмых
4) в течение тридцати шести минут
3. Укажите вариант, в котором числительное употреблено неверно.
1) семьюдесятью шестью процентами 2) шестьюстами учебниками
3) четверо волков 4) одна целая три восьмых
4.Какое утверждение ошибочно?
1) имя числительное может быть любым членом предложения.
2) порядковые числительные отвечают на вопрос «который?»
3)сложные числительные состоят из нескольких слов
4)собирательные числительные изменяются по падежам
5. Какое числительное является количественным?
1)семьсот двадцать четыре 2) шестеро 3) тридцать пятый 4) семнадцатый
6. Какое числительное изменяется по родам?
1)десять 2) пять 3)три 4) два
7.В каком ряду оба слова числительные?
1) четырех, удвоить 2) тройка, пятнадцатый 3) второй, двадцать 4) шестому, пятерка
8.В каком числительном на месте пропуска не пишется Ь ?
1) восем_сот 2) вос_мой 3) восем_десят 4) восем_надцать
9.Какое числительное написано с ошибкой?
1) двеннадцать 2) триста 3)миллион 4)двести
2.Актуализация знаний и этап целеполагания.
- Что такое имя числительное? (Имя числительное – часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете).
-На какие разряды делятся имена числительные? (они делятся на количественные и порядковые).
-Какие имена числительные называются количественными? (количественными числительными называются имена числительные, которые обозначают количество и число и отвечают на вопрос сколько?).
-Какие имена числительные называются порядковыми? (Порядковыми называются имена числительные, которые обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопрос какой?)
- Какие числительные мы изучали на последних уроках? К какому разряду они относятся?
Какой разряд числительных мы еще не обсуждали подробно на уроках? Следовательно, какая цель нашего сегодняшнего урока? Значит тема сегодняшнего урока: « Порядковые числительные» Запишите ее в тетрадь.
Что мы должны узнать о порядковых числительных?
Мы будем говорить об особенностях склонения и о правильном употреблении порядковых числительных в речи.
3. Этап решения поставленной проблемы.
Синтаксический разбор предложения (к доске)
Дети радуются первому белому снегу и лепят снежки.
Докажи что первому это числительное
А к какому разряду мы отнесем?
Просклоняйте словосочетание белому снегу самостоятельно.
Просклоняйте словосочетание первому снегу. (один у доски)
Какой вывод сделаем?
Следующее упражнение поможет определить как еще изменяются числительные.
Запишите словосочетания: первый день, первая победа, первое поражение, первые шаги. Определите число род. Какой вывод сделаем?
-Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопрос какой? (какая? Какое? Какие?)
Порядковые числительные изменяются, как и прилагательные по родам, числам и падежам. Поэтому окончания в порядковых числительных такие же, как и в прилагательных. Как определить окончание прилагательного? (по вопросу)
4. Этап закрепления
1) коллективная работа. Запишите числительные как порядковые.
- (к доске) Запишите числительные как порядковые.
51 – пятьдесят первый
287 – двести восемьдесят седьмой
11 – одиннадцатый
832 – восемьсот тридцать второй
5. Этап систематизации знаний
Конкурс “Отгадайте загадки с числительными”
1. Какое животное имеет два носа? (носорог)
2. Два брата купаются, а третий насмехается? два ведра и коромысло)
3. Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят. (12 месяцев)
4. Есть семь братьев: годами равные, именами разные? (дни недели)
5. Лежит брус на всю Русь. На том брусу 12 гнёзд. И во всяком гнезде по 4 птицы? (год)
6. Только одно дерево без ветра шумит. Какое? (осина)
7. Четыре ноги, а не зверь. Есть перья, да не птица? (кровать, постель)
8. Шесть ног, а бежит не быстрее, чем на четырёх? (всадник на коне)
9. Сто один брат и всё в один ряд. Вместе связаны стоят. Что это? (изгородь)
10. Что имеет два конца, но не имеет начала? (ножницы)
11. Стучит, гремит, вертится. Ничего не боится, считает наш век, а не человек? (часы)
6. Этап объяснения домашнего задания
Дома вам необходимо найти по 5 отрывков их художественных произведений с порядковыми числительными и просклоняйте их.
7. Этап подведения итогов.
-какие числительные сегодня на уроке мы изучали? (порядковые)
-как изменяются порядковые числительные? (как и прилагательные: по родам, числам и падежам).
-от чего зависит род, число, падеж порядкового числительного? (от существительного, к которому оно относится).
8. Этап рефлексии.
А сейчас давайте каждый из вас подумает и ответит на вопросы:
1. На уроке я работал активно/пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен
3. Урок для меня показался коротким/длинным
4. За урок я не устал/ устал
5. Мое настроение стало лучше/стало хуже
6. Материал урока мне был понятен/не понятен, полезен/бесполезен, интересен/скучен