Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Подготовила: воспитатель МДОАУ №100
Бондарь Ю.Ю.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе, своему здоровью и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков ЗОЖ, осознанную потребность в систематических занятиях физической культуры и спортом.
Для систематизации образовательной работы нами была разработана программа образовательного учреждения по формированию представлений и приобщению дошкольников к здоровому образу жизни «Здоровый малыш». Программа разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья взрослых и детей. Отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения в ДОУ
Программа построена на использовании здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающая технология –
это система мер, направленных на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования, то есть на сохранение здоровья детей, а так же на активное формирование здорового образа жизни воспитанников.
Здоровьесбережение в целом включает различные формы работы, которые в комплексе используются педагогами нашего ДОУ и включены в режим дня.
Ожидаемые результаты:
• Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;
• Благоприятная динамика в состоянии здоровья школьников (снижение числа случаев заболеваний в течении года) ;
• Совершенствование навыков самостоятельности;
• Повышение уровня стрессоустойчивости у детей , способствующее достижению высоких результатов в творчестве.
Утренняя гимнастика - это комплекс специально подобранных физичеких упражнений, нацеленных, настроить, «зарядить», ребенка на весь предстоящий день. Повышает эмоциональный тонус, стимулирует так называемую «мышечную» радость от движений в коллективе сверстников. Снимается психологическое напряжение от расставания с родителями, собирается внимание, дисциплинируется поведение.
Занятия по физическому развитию детей . Основными целями и задачами занятия являются: формирование двигательных умений и навыков; развитие двигательных (физических) качеств и оптимальной двигательной активности; удовлетворение естественной биологической потребности в движении и тренировке организма с помощью специально подобранных физических упражнениях.
Динамические паузы проводятся для всех детей во время занятий, в качестве профилактики утомления, в течении нескольких минут. Наполняют жизнь детей эмоциональной, веселой двигательной деятельностью. Содержание таких пауз составляют знакомые им подвижные игры и физические упражнения.
Подвижные и спортивные игры . Активные движения, бег, усиливают работу сердца и легких, увеличивается поступление кислорода в мозг, благоприятно влияет на все состояние, укрепляя нервную систему и психологическое состояние. Веселые и разнообразные игры помогают ребенку расширять свой кругозор, углублять представления о мире, познавать его и себя, как часть этого мира. Наилучший эффект достигается когда дети играют в подвижные игры на свежем воздухе .
Коррегирующая гимнастика или гимнастика пробуждения - это гимнастика в постели с щадящими элементами закаливания. Оказывая общеукрепляющее воздействие на организм ребенка, облегчает пробуждение после сна, стимулирует деятельность внутренних органов. Включает несложные упражнения, такие, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук и ног, движения конечностей в медленном темпе.
Хождение по «дорожкам здоровья». Массажные коврики- дорожки, которые мы ежедневно используем в целях оздоровительной работы после дневного сна, имеют несколько видов рельефной поверхности, а следовательно, отличаются степенью воздействия на стопы ребенка. Носят закаливающую функцию, кроме того, нервные окончания получают различные сигналы и в результате получается тренировка нервно-мышечной системы.
Пальчиковая гимнастика - это очень доступный и эффективных способ развития мелкой моторики рук. Многолетними исследованиями подтверждено, что развитие моторики рук положительным образом влияет на развитие речи детей и работу речевых зон коры головного мозга, на развитие тонкой моторики пальцев рук, подготавливая руку к письму, развивая координацию.
Зрительная гимнастика улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз, укрепляет глазодвигательные мышцы глаз, снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний.
Дыхательная гимнастика является хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, развивает несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма. Особенно полезны дыхательные упражнения детям, страдающим частыми простудными заболеваниями, бронхитами, бронхиальной астмой.
Релаксация является одним из нетрадиционных способов оздоровления дошкольников. Дети в детский сад приходят и трудятся наравне со взрослым целый день. Образовательная деятельность и большой детский коллектив часто приводит к тому, что организм ребенка начинает уставать и появляется потребность ребенка в расслаблении, снятии напряжения. Самый лучший способ снять напряжение, утомление, отвлечься от раздражителя - это расслабиться. Релаксация проводится под спокойную расслабляющую музыку. Дети ложатся на ковер на спину, руки вытягивают вдоль туловища, ноги выпрямляют, слегка раздвигают. Для релаксации в детском саду применяются упражнения на расслабление как отдельных частей тела, так и всего тела ребенка.
Упражнение на релаксацию «Птицы». Дети лежат на ковре с закрытыми глазами. Воспитатель негромким голосом читает: «Птицы поют с утра и до вечера. Слушать люблю, когда делать мне нечего. Вот и сейчас птицы поют. Я отдыхаю и думаю тут. Вырасту, стану большим, умным, красивым таким. Просто надо уметь отдыхать. А то можно быстро устать». Звучит аудиозапись «Голоса птиц»
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов. Для детей самомассаж - это и профилактика простудных заболеваний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Виды самомассажа: • Самомассаж Су-Джок шарами • Самомассаж ушных раковин • Массаж пальцев • Точечный массаж
Кинезиологические упражнения влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию общих способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. Наиболее известное упражнение – это зеркальное рисование, т.е. рисование одновременно обеими руками зеркально - симметричных рисунков, букв, цифр.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов, синхронизирует работу речевой и мелкой моторики.
Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. В результате логоритмических упражнений развивается фонематическое восприятие, развивается слуховое внимани и двигательная память, совершенствуется общая и мелкая моторика, координация движений во взаимосвязи с речью.
«Игрушки» Вот большая пирамидка (потянуться вверх) И веселый мячик звонкий (прыжки на месте) Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы) Все живут в большой коробке (показать большой квадрат) Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза) Начинают все играть (изобразить любое движение)
Реализация здоровьесберегающей технологии в рамках разработанной программы «Здоровый малыш» позволяет говорить не только об охране или поддержании, а именно о развитии здоровья наших детей.