Беседы к проекту «Космос»
Беседа «Что такое космос? Первый космонавт».
Задачи: Дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу. Познакомить с биографией первого космонавта Ю.А.Гагарина; расширять представление о современных профессиях - профессии космонавта; рассказать о значимости работы наших российских космонавтов в космосе.
Материал: Плакат с солнечной системой. Иллюстрации по теме космос. Портрет Ю.А.Гагарина.
Ход беседы:
Воспитатель: Я прочитаю Вам отрывок из стихотворения Сергея Михалкова. А вы послушайте и скажите о ком говориться в этом стихотворении?
К далёким планетам
Пути пролегли-
По трассам Вселенной
Летят корабли.
По трассам Вселенной
Ведут корабли
Отважные люди Земли.
- Кто же такие эти отважные люди Земли? - (космонавты). - А кто такие космонавты и чем они занимаются? - (ответы детей).
Эта профессия появилась совсем недавно. Космонавт – это человек, который испытывает космическую технику и работает на ней в космосе.
- А что такое космос? - (весь мир за пределами земли, называется космосом или другим словом Вселенная)
- Кто первым полетел в космос? - (животные) Правильно, первыми в космосе побывали животные. Учёные хотели знать, с чем придётся столкнуться человеку в космическом полёте. Поэтому сначала решили отправить в космическую неизвестность различных животных. Первыми «космонавтами» - разведчиками стали собаки, кролики, насекомые и даже микробы. Первая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шерстке появились белые волоски. Они поседели от солнечных лучей, но мышка вернулась живой.
- Кого ещё из животных космонавтов вы знаете? - (собаки Белка и Стрелка)
Учёные убедились, что живые существа могут жить в космосе и тогда в космос полетел человек.
- Кто стал первым космонавтом? - (ответы детей)
Первым космонавтом Земли был Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года на корабле «Восток» он облетел вокруг Земли один раз за 1 час 48 минут. Он вернулся на Землю живым и здоровым, и учёные решили, что человек может жить и работать в космосе.
Сейчас в космонавты по многу месяцев, а некоторые больше года проводят на космических научных станциях. Космонавты – мужественные люди. Они живут и работают в необычных условиях – в невесомости, в безмолвном и опасном космосе.
- Как вы думаете, кто может стать космонавтом? - (ответы детей)
Космонавтом может стать каждый человек, но при этом у него должно быть крепкое здоровье, хорошее образование.
- Вы хотите стать космонавтами? - (ответы детей) Тогда давайте пройдём маленькую подготовку.
1.Физминутка
Раз-два, стоит ракета дети поднимают руки вверх
Три-четыре, скоро взлет. разводят руки в стороны
Чтобы долететь до солнца круг руками
Космонавтам нужен год . берется руками за щеки, качает головой
Но дорогой нам не страшно
руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево
Каждый ведь из нас атлет, сгибают руки в локтях
Пролетая над землею разводят руки в стороны
Ей передадим привет. поднимают руки вверх и машут
2. Дидактическая игра «Найди и назови космическую технику»
Задача: Закреплять умение находить, различать и назвать космическую технику.
Воспитатель предлагает выбрать из набора картинок космическую технику и правильно назвать её.
«МАРШ ЮНЫХ КОСМОНАВТОВ» Сергей Михалков
Таинственны звездные дали
И цель наша: их разгадать!
Луну космонавты достали,
А мы будем дальше летать!
К далеким планетам пути пролегли -
По трассам Вселенной летят корабли.
По трассам Вселенной ведут корабли -
Отважные люди Земли.
Всегда и во всем пионеры,
Добьемся всего, что хотим!
Ведя космоплан на Венеру,
На Марс по пути залетим!
К далеким планетам пути пролегли -
По трассам Вселенной летят корабли.
По трассам Вселенной ведут корабли -
Отважные люди Земли.
Свой подвиг Отчизне подарим!
Не струсит у нас ни один!
Нам служит примером Гагарин -
Великой страны гражданин!
К далеким планетам пути пролегли -
По трассам Вселенной летят корабли.
По трассам Вселенной ведут корабли -
Отважные люди Земли.
Беседа на тему «Наша голубая планета Земля»
Программное содержание:
-формировать представления детей о космическом пространстве,
-познакомить детей с небесными телами: планетами, звездами, спутниками планет,
-конкретизировать знания детей о планете Земля,
-развивать речь детей.
Материал : глобус, сюжетные картины, лист ватмана, разноцветные маркеры.
Ход беседы:
Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие в Космос. Где много небесных тел: планет, звезд, спутниковых планет. Во время путешествия вы узнаете много интересного о них.
-Обратите внимание на глобус. Глобус - маленькая копия планеты, на которой мы живем, и которую называют Земля. Глобус круглый, и наша Земля тоже круглая. И все планеты круглые. Такими они становятся в космосе под силой собственной тяжести.
Посмотрите на картину (обращаю внимание детей на сюжетную картину)
-Видите, какая красивая наша Земля?
Космонавты, которые видели ее из Космоса, говорят, что Земля кажется голубой и хрупкой, как стеклянный шар.
-А почему она кажется голубой?
-Видите, как много воды покрывает ее поверхность. Это моря, океаны. Рассмотрите их на глобусе и на картине.( дети рассматривают глобус и картину)
-А что мы видим еще на поверхности Земли?
Верно: это горы, леса, пустыни. Они разные, поэтому Земля кажется разноцветной. Для всех живущих на ней людей Земля - как мама. И люди должны беречь и любить Землю, как любят и берегут маму. Мы должны охранять природу, нас окружающую, потому что
больше нигде в Космосе нет такой живой и красивой планеты, как наша Земля.
Да, Земля кажется живой, но вообще-то все планеты и их спутники - холодные в отличии от звезд, раскаленных шаров. И если звезды светятся, потому что они очень горячие, то планеты сами не светятся, их освещает Солнце. Мы с вами наблюдали за Солнцем во время прогулок, и нам казалось, что оно движется по небу. На самом деле это Земля движется вокруг Солнца.
Посмотрите, я возьму желтый маркер и нарисую в центре листа большой круг и закрашу его. Это Солнце. Теперь возьму голубой маркер и нарисую в стороне от Солнца маленький кружок и закрашу его. Это Земля. А теперь я нарисую красным маркером линию, по которой наша планета Земля вращается вокруг раскаленного светила.
Это путь Земля проходит ровно за один год. Именно за это время на смену зиме приходит весна, потом лето, потом осень, и снова наступает зима.
Но кроме того, что Земля вращается вокруг Солнца, она вращается еще и вокруг своей оси. Посмотрите, как вращается глобус. Большая и тяжелая Земля делает это медленно, ровно за сутки совершает она один оборот. Именно за это время на смену утру приходит день, потом вечер, потом ночь, снова наступает утро. На той стороне Земли, которая обращена к Солнцу - день, а на другой ее стороне –ночь.
У Земли есть спутник - Луна, обратите внимание на картину. Художник нарисовал, как Земля держит Луну за ручку. На самом деле Луна быстро движется вокруг Земли.
Мы с вами наблюдали за Луной, видели, какой она бывает разной, то она похожа на большой светящийся шар, то на половину шара, то на тоненький рогатый серп.
Мы с вами уже говорили о том, что планеты сами не светятся. Луна нам кажется светящейся. И мы с вами видим с Земли только ту часть Луны, которую освещает Солнце.
Иногда это вся Луна, а иногда это только ее часть.
Ребята! На Луне в отличии от Земли нет ни воды, ни лесов, ни полей. А вот горы и кратеры есть. А еще на Луне нет жизни, поэтому она кажется серой.
Контрольные вопросы:
Как называется наша планета?
Какую форму она имеет?
Есть ли у нее спутник?
Как называется спутник Земли?
Есть ли на Луне вода?
Земля вращается вокруг Солнца или Солнце вращается вокруг Земли?
Почему светятся звезды?
Светятся ли планеты?
Беседа в подготовительной группе. Луна - спутник земли
♦ Кто из вас знает, какая планета является спутником Земли?
Конечно, это Луна. Представьте себе лунную ночь. Голубоватый свет Луны, словно легкий прозрачный дым, наполняет парк. На тропинках лежат узорные тени ветвей и листьев, а на спокойной глади сонного озера протянулась серебристая лунная дорожка.
Луна
Вышла ясная луна,
Посмотрела вниз она
На березки, на луга,
На речные берега.
«Как чудесно на земле!
Соловей поет во мгле.
Только я всегда одна!» —
Плачет бледная луна.
Звезды на небе горят,
Они шепчут, говорят:
«Не печалься зря, луна,
В небесах ты не одна!
Хоть не очень ты ярка,
Все же солнышку — сестра.
Темной ночью ты сияй,
Путь-дорогу озаряй!»
Луна — верная спутница Земли, ее ближайшая соседка в космосе.
♦ Как вы думаете, какую форму имеет Луна?
Правильно, Луна имеет форму шара.
♦ А теперь подумайте, Луна по размеру больше Земли или меньше?
Луна меньше Земли в четыре раза.
♦ Но почему же маленькая (по космическим меркам) Луна кажется нам больше звезд и планет?
Так происходит оттого, что Луна находится ближе к Земле.
Поверхность нашего спутника холодная и темная. Луна не светится сама, она, как зеркало, лишь отражает падающие на нее солнечные лучи.
На каменистой поверхности спутника много впадин и глубоких ям. Их называют кратерами.
Кратеры появляются, когда на Луну из космоса падают огромные каменные и ледяные метеориты.
На Земле таких кратеров очень мало.
♦ Как вы думаете, почему?
Землю защищает атмосфера, в которой метеориты сгорают или расплавляются. А у нашей соседки Луны атмосферы нет.
Воды на нашем спутнике тоже нет, поэтому Луна безжизненна. Ведь растениям и животным необходимы воздух, вода и тепло.
♦ Попробуйте дополнить то, что я скажу.
Луна вращается вокруг ... (Земли) и вместе с Землей — вокруг ... (Солнца).
Луна всегда повернута к Земле одной и той же стороной. Противоположную сторону Луны мы не можем увидеть с Земли!
♦ Как вы думаете, Луна и месяц — это одно и то же небесное тело или разные тела?
Правильно! Одно и то же. Но каждую ночь Луна выглядит по- другому. То она похожа на тонкую сережку на темно-синем фоне, совсем как в загадке: «Золотая сережка лежит на синей рогожке», то на ломтик дыни, то на золотой рожок.
Неполную Луну называют месяцем.
Золотой рожок
Под ногой скрипит снежок,
Звездочки мерцают,
Месяц золотой рожок
Ночью зажигает.
С ним светлей и веселей
В небе темно-синем.
Россыпью цветных огней
Вспыхивает иней.
Полная Луна похожа на круглый блин.
* * *
Висит ночью в небе блин,
Его съесть мы хотим,
А он спрячется за тучку,
Не достанешь его ручкой!
♦ Отчего же Луна каждую ночь выглядит по-разному?
Вы уже знаете, что Луна светит не собственным, а отраженным светом. Мы видим Луну потому, что ее освещают солнечные лучи.
Луна вращается вокруг Земли. Если участок Луны оказывается в тени нашей планеты, то Солнце освещает не всю ее поверхность, а только открытую часть. Эту часть мы наблюдаем в ночных небесах и называем ее месяцем.
Луна всегда интересовала и притягивала взоры людей. Ученым хотелось разгадать лунные загадки. Поэтому на Луну отправляли автоматические станции и луноходы. С помощью приборов, установленных на луноходах, удалось узнать, что на спутнике Земли есть горы, а также низменности, которые называют «морями». Но в лунных «морях» нет ни капли воды!
Побывали на Луне и люди. Первым астронавтом, ступившим на поверхность Луны, стал американец Нил Армстронг.
Вопросы для закрепления
♦ Какая планета является спутником Земли?
♦ Какую форму имеет Луна?
♦ Во сколько раз Луна меньше Земли?
♦ Как выглядит лунная поверхность?
♦ Есть ли на Луне атмосфера?
♦ Есть ли в лунных морях вода?
♦ Как называется неполная Луна?
Беседа в подготовительной группе «Солнце - источник жизни на земле»
♦ Попробуйте разгадать загадку: «Оно свет на землю льет и тепло нам всем дает».
Верно! Это Солнце.
♦ Помните, почему древние славяне называли Солнце Даждьбогом?
Да, Солнце дает нам свет и тепло. После холодной пасмурной зимы люди и животные особенно радуются его ласковым лучам.
♦ А как называется праздник, посвященный проводам зимы и встрече весны?
Правильно, Масленица. В этот праздник жгли костры, водили хороводы, славили Солнце песнями и торопили его к лету повернуть.
«На Масленицу — Солнцу радость!» — говорили люди.
На Масленицу
Мы на Масленой неделе
Будем жарко жечь костры,
Чтобы искорки летели
Над землей во все концы,
Чтобы Солнце разбудили:
«Освети нас и согрей!
Покажись в красе и силе.
Ждем тебя мы много дней!»
Мы на Масленой неделе
Испечем румяный блин:
«Солнышко! Вставай с постели!
Угостить тебя хотим!»
♦ А почему на Масленицу пекут блины?
Блин напоминает нам горячее солнышко.
Если посмотреть на небо, то Солнце кажется плоским и маленьким. Но на самом деле — это огромный огненный шар, состоящий из раскаленных газов.
Солнце кажется нам небольшим потому, что находится очень далеко от нас, на расстоянии 150 млн км.
Даже свет, который пробегает за одну секунду триста тысяч километров, доходит от Солнца до Земли за 8 минут.
♦ Давайте вместе подумаем, что общего между Землей и Солнцем и чем они отличаются.
Солнце и Земля имеют форму шара. Оба небесных тела движутся в космическом пространстве. Но Солнце — звезда, а Земля — планета. Звезды состоят из раскаленных газов и излучают в окружающее пространство яркий свет и тепло. Земля — твердый шар, поверхность ее не горячая. (Хотя ученые предполагают, что в центре Земли находится раскаленное расплавленное ядро.) Солнце очень горячее, а его поверхность — газы.
Планеты сами не светятся. Это огромные шары, освещенные звездами, например Солнцем.
Наконец, Солнце во много раз больше Земли.
Если представить Землю в виде пшеничного зернышка, то Солнце рядом с ним будет размером с арбуз. Оно в 109 раз больше Земли!
Есть в космическом пространстве звезды и более крупные и более яркие, но Солнце — самая близкая к нам звезда.
♦ Почему Солнце называют источником жизни на Земле?
Если бы Солнце не согревало и не освещало своими лучами Землю, то наша планета превратилась бы в мертвую ледяную пустыню, на ней царила бы вечная ночь.
Погибли бы растения. Ведь для жизни им необходимы солнечный свет и тепло.
А растениями в свою очередь питаются люди и животные. Кроме того, растения забирают из атмосферы углекислый газ, выделяют в нее кислород, который нужен нам для дыхания.
Вот и получается, что благодаря Солнцу на Земле есть растения, животные, люди!
* * *
С неба высокого солнышко светит —
Рады лучам его взрослые, дети...
Рады лучам его звери и птицы.
Речка на солнце блестит, серебрится.
Солнце на землю глядит с добротой,
Мир одаряя теплом, красотой!
Вопросы в конце беседы
♦ Как называется самая близкая к нам звезда?
♦ Какую форму имеет Солнце? Из чего оно состоит?
♦ Что больше— Солнце или Земля?
♦ Почему Солнце называют источником жизни на Земле?