Семинар « Профилактика отклоняющегося поведения обучающихся»
«Как оформить работу с обучающимися
«группы риска»
Подготовила:
Методист:
СПб ГБПОУ «Садово-архитектурный колледж»
Лаптева Надежда Александровна
Что отразить в документации
по работе ОУ с обучающимися «группы риска».
В документации должны быть зафиксированы все формы работы, обеспечивающие социально-психолого - педагогическое сопровождение.
- Поименный состав « группы риска» с указателями фактора риска и сопутствующими сложностями
- План работы
- Содержание и результаты работы с обучающимися , педагогами, семьями
- Памятки и рекомендации для участников образовательного процесса
- Отчет по итогам работы
Кто входит в «группу риска»
«Группа риска» – категория обучающихся, объединяющая ровесников более подверженным любым негативным внешним воздействиям , ведущим к нарушениям успеваемости и поведенческим отклонениям в процессе обучения:
- обучающиеся с нарушениями психического и соматического здоровья и познавательного развития
- социально незащищенные обучающиеся
- обучающиеся с девиантным, делинквентным и аддиктивным поведением
- Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы (психическое здоровье, права, культура, мораль).
- Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии.
- Во-вторых, это поведение антисоциальное, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны их называют правонарушениями, а когда серьёзны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.
- Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у малышей, угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов.
- Адди́кция , в широком смысле, — ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности.
- Аддиктивное поведение - одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций.
- Деструкти́вное поведе́ние – практические или вербальные проявления внутренней деятельности индивида, направленные на разрушение чего-либо.
Состав «группы риска» в зависимости от фактора риска
Фактор риска
Проявления фактора риска
соматическое здоровье
Примеры
инвалидность, сенсорные дефекты
психическое здоровье и познавательное развитие
обучающийся с ДЦП; обучающийся с тугоухостью
шизофрения, олигофрения, эпилепсия, аутизм, ЗПР, педзапущенность
социальное неблагополучие
поведенческое неблагополучие
гиперактивный, длительно слабоуспевающий обучающийся
сиротство, алкоголизированные, криминальные, семьи мигрантов
обучающийся, родители которого не справляются с обязанностями; обучающийся под опекой
делинквентное и девиантное поведение, аддикции
обучающийся, состоящий на учете в КДН; с игровой зависимостью; подвергающийся буллингу
Данные для определения состава «группы риска»
медицинский работник
перечень обучающихся с ОВЗ и инвалидностью
фактор риска: соматическое здоровье
перечень обучающихся, состоящих на учете в КДН и ЗП, на ВШК, обучающихся – сирот, находящихся под опекой, социально незащищенных, мигрантов, из неблагополучных семей
фактор риска: поведенческие нарушения и социально незащищенные
социальный педагог
перечень обучающихся с нарушениями познавательного развития, ЗПР, педзапущенностью, состоящих на динамическом наблюдении у педагога-психолога
педагог-психолог
фактор риска: нарушения
психического здоровья и познавательного развития
Составьте аналитическую справку о составе «группы риска»
Бланк ОУ
Аналитическая справка
Численность и состав обучающихся «группы риска» в ОУ ...
за 2019/20 уч. год
«Группа риска» - обучающиеся, по разным причинам более ровесников подверженным любым негативным внешним воздействиям, ведущим к нарушениям успеваемости и поведенческим отклонениям в процессе обучения. В «группу риска входят»:
- обучающиеся с нарушениями психического и соматического здоровья и познавательного развития;
- социально незащищенные обучающиеся;
- обучающиеся с девиантным, делинквентным и аддиктивным поведением.
Поименный список обучающихся группы риска с указанием фактора риска и сложностей в обучении и поведении представлен в таблице 1.»»
Таблица 1. Поименный состав «группы риска» в ОУ, 2019/20 уч. год
№ п/п
Фамилия, имя,
1 курс
группа
Фактор риска
1
Сложности в обучении и поведении
2
6
тугоухость, ЗПР (заключение МППК), педагогическая запущенность
7
социально неблагополучная семья, алкоголизм родителей, социальное сиротство
снижены учебные возможности и темп деятельности
ЗПР, ЗРР, СДВГ (заключение МППК), педагогическая запущенность
социальная дезадаптация, низкие учебные возможности, снижена успеваемость
школьная дезадаптация, низкие учебные возможности, стойкая неуспеваемость, риск социальной дезадаптации
ВКК (стойкое агрессивное поведение) жертва буллинга, аутоагрессивное поведение
социальная дезадаптация, регулярные конфликты с ровесниками, девиантное поведение
№ п/п
2 курс
Фамилия, имя, группа
8
Фактор риска
Сложности в обучении и поведении
9
учет в КДН, ВШК (употребление алкоголя, участие в избиении)
10
девиантное и аддиктивное поведение, социальная дезадаптация, стойкие дисциплинарные трудности
ДЦП (заключение МППК, гор. больницы № 35)
15
низкие учебные возможности, снижен темп деятельности
учет в КДН, ВКК (воровство)
3 курс
девиантное поведение
учет в КДН, ВКК (прогулы, бродяжничество), педагогическая запущенность, социальное сиротство
социальная дезадаптация, девиантное поведение, низкие учебные возможности
Таким образом, из 20 обучающихся «группы риска» в ОУ на 1 курс приходится ...%, на 2 курс – ...%, на 3 курс –...% (таблица 2).
Таблица 2. Численность «группы риска» по курсам и группам , 2019/20 (данные в %)
процент обучающихся «группы риска»
по группам
По курсам
1курс
2 курс
3 курс
Пик приходится на 1 курс. Не выявлены обучающиеся «группы риска» в группе ... Больше всего обучающихся «группы риска» обучается в в … группе (...%). Распределение обучающихся по факторам риска представлено в таблице 3.
Таблица 3. Численность «группы риска» по факторам риска, 2019/20 (данные в %)
Фактор риска
поведенческое неблагополучие
Процент обучающихся
социальное неблагополучие
...
соматическое здоровье
...
психическое здоровье
...
...
Наиболее многочисленна «группа риска» по фактору «поведенческое неблагополучие» – ...% (из них в сочетании с социальным неблагополучием ...%). По остальным факторам распределение следующее:
социальное неблагополучие – ...%,
соматическое здоровье – ...%,
психическое здоровье и нарушения развития – ...%.
Список обучающихся «группы риска» составлен на основе данных от социального педагога __________________ (ФИО), педагога-психолога __________________ (ФИО), медицинского работника ОУ _________________________ (ФИО).
Экземпляр справки предоставлен директору ОУ, социальному педагогу, педагогу-психологу.
«____» ___________________ 20____
Заместитель директора по УВР ______________ __________________
подпись ФИО
Подготовьте план работы с обучающимися «группы риска»
Базовый документ
Структура:
- Цель и задачи работы
- Перечень направлений работы
- Датированный план мероприятий с обучающимися, педагогами, семьями
- Дата, подпись
Пример плана работы
Бланк ОУ
План работы с обучающимися «группы риска»
на 2019/2020 уч. год
Цель работы : организация работы ОУ с обучающимися «группы риска» по социально-психолого-педагогическому сопровождению.
Задачи работы:
- Организация выявления обучающихся «группы риска», уточнение факторов риска и сопутствующих трудностей в поведении и обучении.
- Пропаганда эффективных методов учебной и воспитательной работы с обучающимися «группы риска».
- Обеспечение комплексного характера работы ОУ по снижению негативного влияния факторов риска и коррекции трудностей в поведении и обучении «группы риска».
- Контроль динамики поведенческих и учебных трудностей у обучающихся «группы риска» с внесением корректив в организацию учебной и воспитательной работы с ними.
- Контроль ведения документации по сопровождению работы ОУ с обучающимися «группы риска».
Примеры мероприятий для решения задач
составление справки о составе «группы риска»; регулярные заседания Совета по профилактике
педсоветы, родительские собрания
план работы, банк рекомендаций педагогам, КПК в ОУ, консилиум, Совет по профилактике
мониторинг эффективности работы
папка «Содержание и результаты работы с обучающимися «группы риска»
Организация выявления обучающихся «группы риска», уточнение факторов риска и сопутствующих трудностей в поведении и обучении
Пропаганда эффективных методов учебной и воспитательной работы с обучающимися «группы риска»
Обеспечение комплексного характера работы ОУ по снижению негативного влияния факторов риска и коррекции трудностей в поведении и обучении
Контроль динамики поведенческих и учебных трудностей у обучающихся «группы риска» с внесением корректив в организацию воспитательной работы с ними.
Контроль ведения документации по сопровождению работы ОУ с обучающимися «группы риска»
Цель и задачи работы реализуются в шести направлениях :
- Экспертно-диагностическое
- Коррекционно-развивающее
- Профилактическое
- Работа с педагогами
- Работа с семьями обучающихся «группы риска»
- Методическая работа.
Содержание работы с обучающимися «группы риска» отражено в плане.
Качества педагога, необходимые при работе
напоминайте о необходимости ежедневной полезной активности, ясных заданий вариативного уровня; никому на уроке нельзя отсиживаться; надо оценивать по делу; проявлять внимание к сложностям; вызывать к доске, вовлекать в опрос, стимулировать высказывание личного мнения; обеспечивать опыт успеха в обучении (усилия имеют значение)
требовательность
возражайте обобщенным стереотипным оценкам; напоминайте о необходимости обучить каждого обучающегося и добиться того, чтобы каждый участвовал в уроке; расспрашивайте, помогая увидеть вариативность поведения или обучения.
преодоление стереотипов
настаивайте на необходимости положительных результатов, не ведите разговор «в общем», спрашивайте, что сделано, что планировали достичь, что еще можно попробовать, какая помощь нужна; какой вклад в трудности приписывают собственным действиям; говорите, что работа всегда дает какой-то результат: негативный либо позитивный; напоминайте, что нужны хотя бы минимальные позитивные сдвиги
результативность
этика
напоминайте действовать согласно этике, оставаться в профессиональной позиции, пресекайте агрессию в адрес обучающегося
Мониторинг результативности работы педагогического коллектива с «группой риска»
Соберите малый педсовет или консилиум .
Пригласите классных руководителей тех классов, где обучаются школьники группы риска, социального педагога, педагога-психолога.
Попросите сотрудников изложить, какие именно действия они предприняли (например, за текущую четверть) и к каким результатам они привели
Как зафиксировать результаты мониторинга
Специалист
Предпринятые действия
Классный руководитель
Персональное внимание
Результат действий
Преподаватель русского языка и литературы
Повысился уровень вовлеченности на уроке
Использование карточек
Социальный педагог
Выставлена положительная отметка за работу
Призывы к работе и ясные конкретные задания
Постоянный контроль присутствия на уроке
Педагог-психолог
Индивидуальные беседы
Ведется работа по коррекции познавательных трудностей
Коррекция агрессивности
Пример протокола мониторинга
Составляется на каждого обучающегося из списка «группы риска»
Фамилия, имя, группа:…
Классный руководитель...: индивидуальные беседы, ежедневный контакт с родителями, вовлечение в спортивные мероприятия, контроль посещаемости. Повысилась успеваемость, меньше прогулов (в ноябре …за месяц; в октябре было… за месяц)
Петрова М.И.: индивидуальные задания, выставление положительных оценок за карточки, использование похвалы. Поддержка во время ответа. Нет прогулов, повысилась активность на уроках.
Анисимова С.Ф.: увеличение требовательности, Дисциплина стала выше.
Макаров Д.Ю.: без изменений, проблем в поведении нет, уроки физкультуры не прогуливает.
Гаврилова Н.В.: без изменений, на замечания не реагирует, задания не выполняет.
Мурашова О.А.: постановка на ВКК, индивидуальные беседы дважды в неделю, контроль посещаемости
Жукова И.Г.: индивидуальное консультирование, консультация родителей, вовлечение в тренинговую работу, занятия по снижению агрессивности. Некоторое улучшение эмоционального состояния.
Сформулируйте общую оценку эффективности деятельности педагогов
Нерезультативная работа: негативная динамика или ее отсутствие
педагоги постоянно призывают обучающегося к соблюдению дисциплины, пытаются вовлечь в работу на уроке, держат семью в курсе трудностей, с обучающимся работает социальный педагог и педагог-психолог, но никакого заметного улучшения не наблюдается.
Нестойкая динамика: кратковременные или локальные позитивные изменения организована индивидуальная коррекционная работа: дополнительное инструктирование, повторение алгоритмов выполнения заданий, частый контроль деятельности на уроке, возможность закрыть неудовлетворительные оценки. Отмечается прогресс в некоторых базовых знаниях, но без дополнительной помощи педагога он все еще не может справиться с заданиями на уровне группы.
Положительная динамика: имеются позитивные изменения
снижены требования к учебной нагрузке; учебный материал и задания даются дозированно, чаще предоставляется возможность дать краткий ответ, устный ответ вместо письменного. Все правильные действия и ответы устно поощряются. Обучающийся стал проявлять более высокую активность на уроках, повысился уровень организованности, есть прогресс в уровне базовых знаний, появилась возможность выставлять положительные отметки за реальные учебные достижения
Мероприятие»
Цель
Индивидуальные консультации педагогов по работе с обучающимися «группы риска»
Сроки
Обсуждение затруднений, возникающих у педагогов в работе с обучающимися «группы риска», оказание методической и организационной помощи педагогу для преодоления затруднений в работе, по необходимости содействие в обучении на курсах повышения квалификации
Участники
по запросам
Зам
директора
Журнал учета консультаций педагогов (по желанию)
Дата
ФИО
Тема консультации
Мероприятие
Цель
Индивидуальные беседы с обучающимися «группы риска»
Сроки
Создание личного контакта с обучающимися, формирование конструктивных установок в отношении поведения и обучения, профилактика усугубления учебных и поведенческих трудностей
Индивидуальные беседы с родителями обучающихся «группы риска»
Участники
ежемесячно
Своевременное информирование семей о трудностях в обучении и поведении обучающегося «группы риска»; обсуждение возможных способов снижения трудностей, профилактика их усугубления
по запросам
Зам
директора
Зам
директора
Фиксация содержания работы педколлектива с каждым обучающимся «группы риска», систематизация данных по обучающимся «группы риска» с отражением достижений и трудностей в работе –
Папка на каждого обучающегося из списка «группы риска».
Составьте папку «Содержание и результаты работы с обучающимися « группы риска»
Собирайте в папку материалы на каждого обучающегося « группы риска» .
Минимум 3 документа:
- Анкета социального педагога
- Педагогическая характеристика
- Психологическое заключение
Туда же:
- копии медицинских документов , удостоверяющих наличие ОВЗ или нарушения психического развития у обучающегося
- заключения МППК ,
- копии документов из ОППН, КДН и ЗП, органов опеки,
- копии заявлений, жалоб, докладных от педагогов (проверьте, должны быть датированы и подписаны педагогом)
- протоколы с малых педсоветов (Совета по профилактике) и консилиумов (проверьте, должны быть датированы, подписаны вами и родителем / законным представителем)
- любые документы, отражающие и подтверждающие работу ОУ с обучающимся «группы риска»: АОП, копии документов, подтверждающих участие обучающегося в воспитательных мероприятиях (фотоотчет, грамота за участие и проч.)
- график родительских собраний, педсоветов, приема родителей
Примеры анкет социального педагога 1. Учетная карта обучающегося
1. Фамилия, имя, отчество: ________________________________________________
2. Дата рождения: _______________________________________________________
3. Адрес проживания, телефон: ____________________________________________
4. Физическое развитие, состояние здоровья: _________________________________
5. Сведения о семье: ______________________________________________________
6. Условия семьи (социально-демографические, жилищно-бытовые, криминогенные):
________________________________________________________________________
7. Взаимоотношения в семье, стиль воспитания: _______________________________
8. Характер отношения к ребенку: ____________________________________________
9. Актуальные проблемы в воспитании и обучении школьника: ____________________
10. Положительные качества поведения: ______________________________________
11. Отрицательные качества поведения: _______________________________________
12. Обучаемость, интеллектуальное развитие: _________________________________
13. Отношение к труду и обучению: ___________________________________________
14. Взаимоотношения в группе, в коллективе: __________________________________
15. Отношение к родителям, сверстникам: _____________________________________
16. Отношение к себе: ______________________________________________________
17. Занятия в свободное время, интересы: _____________________________________
Педагогические выводы (причина отнесения к «группы риска» , необходимые методы работы с ребенком): _______________________________________________
_________________________________________________________________________
2. Индивидуальная карта обучающегося «группы риска»
Фамилия, имя, класс, дата рождения, адрес
Состав семьи
Медицинские данные
Хронические заболевания, нарушения зрения, слуха
Частые ОРЗ, болеет более 40 дней в году
Состоит на учете у психоневролога, психиатра
Наличие ОВЗ, инвалидность
Социальные данные
Асоциальная семья
Жестокое обращение
Малообеспеченная семья
Неполная семья
Семья с низким уровнем родительских компетенций
Педагогические данные
Проблемы в развитии и обучении
Расторможенность, неусидчивость, агрессивность
Тревожность, страхи
Трудности в общении с взрослыми / ровесниками
Педагогическая запущенность
Выводы : находится в группе риска / факторы риска
Структура психологического заключения
для педагога-психолога
- Анкетные данные
- Жалобы
- Запрос
- Результаты наблюдения за поведением и деятельностью обучающегося
- Анамнез
- Содержание обследования
- Результаты обследования
- Заключение по результатам обследования, включая указание сильных сторон и факторов риска в развитии, соответствие развития норме, указание на наличие особых образовательных потребностей, степень социальной опасности
- Условно-вариативный прогноз
- Рекомендации
Какие разделы психологического заключения вам нужны
Заключение по итогам обследования, ответ психолога на запрос
Что именно с обучающимся (педзапущенность, расстройство личности, невроз…)?
Какие стороны развития сохранны?
Что нарушено? Почему? Поддается ли коррекции?
Мера социальной опасности?
а) как будет меняться состояние, если все остается по-прежнему?
б) что может осложнить состояние?
в) при каких условиях состояние ученика оптимизируется?
адресные (педагогам, семье, ученику, завучу)
конкретные (что сделать, чтобы …? Что учитывать, развивать, контролировать?)
Условно-вариативный прогноз
Рекомендации
О конфиденциальности характеристики и заключения
Внимание !
Характеристики ученика, составленные сотрудниками ОУ, можно передавать только в официальные инстанции , желательно в ответ на официальный запрос (если не предусмотрена стандартная процедура передачи данных, например, в КДН и ЗП).
Вы можете передать копию психологического заключения или педагогической характеристики по запросу в судебные органы, больницу, органы опеки.
Нельзя передавать характеристики ученика адвокатам, родителям других обучающихся, разведенному родителю ученика, не проживающему с ним, прочим лицам и инстанциям, не предоставившим официальный запрос.
О передаче документа в тот же день информируйте родителей / законных представителей ученика.
В папку «Содержание и результаты работы с обучающимися «группы риска» добавьте:
- Протоколы педсоветов по проблемам обучения и воспитания обучающихся «группы риска» (протокол + решение + презентация + памятки)
- Протоколы родительских собраний (протокол + презентация + памятки)
- Протоколы бесед с родителями (Журнал бесед с родителями)
Дата
Ф.И.О. родителя
Содержание беседы
Подпись родителя
Постановка на ВКК, необходимость контроля посещаемости и выполнения д/з
Дисциплинарные нарушения, рекомендации по воспитанию
Включите в папку памятки для педагогов: признаки риска экстремистского и суицидального поведения
Л. Берковиц: агрессивное поведение связано с фрустрацией.
Фрустрация – это состояние человека, возникающее в случае появления непреодолимых с его точки зрения препятствий на пути к цели. Агрессия – результат накопленных фрустраций. Фрустрации не обязательно находят выход в агрессивных действиях, но формируют готовность к ним. Характерно, что агрессия обычно выплескивается не на виновников фрустрации, а на тех, кто оказывается слабее.
Таким образом, подросток, чьи значимые потребности не удовлетворяются, накапливает фрустрации, с высокой вероятностью будет агрессивным и будет искать, на кого выплеснуть эту агрессию.
Кто входит в «группу риска» по агрессивности
- Дети и подростки с часто повторяющимися случаями прямой целевой вербальной, физической и виртуальной гетероагрессии, то есть те, кто инициирует оскорбления или избиения других людей.
- Дети и подростки с повторяющимися случаями спонтанной агрессии, возникающей без видимых причин.
- Аутоагрессивные дети и подростки.
- Дети и подростки с подавленной агрессивностью. Подавленная агрессивность становится «злокачественной». Ребенок или подросток утрачивает возможность управлять агрессией. Она может вылиться в неконтролируемой степени и форме.
- Дети и подростки, проявляющие стойкий интерес к насилию в разных формах: убийствам, вооруженным нападениям, войнам, терроризму, сексуальному насилию.
В «группе риска» обучающиеся со сложностями самореализации
Их можно определить по совокупности признаков:
- Не имеют успехов в обучении. Даже если успеваемость средняя и выше, не проявляют себя на уроках, не выражают свои интересы в обучении, пассивны, не инициативны, молчаливы, не вступают в дискуссии. Имеют низкий уровень принадлежности к коллективу. Необщительны, замкнуты, популярностью не пользуются. Имеют в группе не более чем одного друга, такого же по уровню популярности. Не участвуют в общих беседах и делах группы. Большинство одногруппников игнорирует их или подвергает насмешкам, оскорблениям. Сюда относятся и дети и подростки, подвергающиеся буллингу. Не посещают кружки, студии, секции, занятия по интересам (могут посещать репетиторов или курсы подготовки к поступлению в вузы). Не имеют привлекающего их совместного досуга с родителями. Свободное время тратят на такие виды активности, в которые можно уйти от реальности, чаще всего в виртуальном мире. Иногда – в мечты, в написание рассказов или стихов, которые никому не показывают, в рисование. Не заботятся о своей внешности и привлекательности. Могут переживать из-за того, что считают себя непривлекательными, но не проявляют активности в том, чтобы найти способы построить более привлекательный имидж. Все перечисленные признаки не объясняются нарушениями развития (отставанием в развитии интеллекта, психическими патологиями, инвалидностью).
- Не имеют успехов в обучении. Даже если успеваемость средняя и выше, не проявляют себя на уроках, не выражают свои интересы в обучении, пассивны, не инициативны, молчаливы, не вступают в дискуссии.
- Имеют низкий уровень принадлежности к коллективу. Необщительны, замкнуты, популярностью не пользуются. Имеют в группе не более чем одного друга, такого же по уровню популярности. Не участвуют в общих беседах и делах группы. Большинство одногруппников игнорирует их или подвергает насмешкам, оскорблениям. Сюда относятся и дети и подростки, подвергающиеся буллингу.
- Не посещают кружки, студии, секции, занятия по интересам (могут посещать репетиторов или курсы подготовки к поступлению в вузы). Не имеют привлекающего их совместного досуга с родителями. Свободное время тратят на такие виды активности, в которые можно уйти от реальности, чаще всего в виртуальном мире. Иногда – в мечты, в написание рассказов или стихов, которые никому не показывают, в рисование.
- Не заботятся о своей внешности и привлекательности. Могут переживать из-за того, что считают себя непривлекательными, но не проявляют активности в том, чтобы найти способы построить более привлекательный имидж.
- Все перечисленные признаки не объясняются нарушениями развития (отставанием в развитии интеллекта, психическими патологиями, инвалидностью).
Признаки суицидального риска в поведении обучающегося
- поведение по типу «замаскированное прощание»: нетипичное для этого обучающегося выражение любви и визиты к близким, друзьям, приведение дел в порядок, завершение всех незаконченных дел, дарение своих любимых и ценных вещей, прямые высказывания-прощания («хочу побыть с тобой напоследок», «я больше не приду», «вы меня больше не увидите» «заботьтесь о Барсике»);
- разговоры о суициде, о смерти, игры и шутки суицидальной тематики, внимание к литературе, фильмам, песням, материалам СМИ о суи цидах;
- почитание смерти в высказываниях , спонтанном творчестве, в учебных работах по гуманитарным предметам;
- повторяющиеся высказывания о собственной ненужности , виновности, недовольстве собой, о безразличии окружающих, своей ничтожной роли в мире, бессмысленности существования, убежденность в том, что его исчезновения никто не заметит;
Опасные симптомы в поведении обучающегося
- открытый или скрытый поиск средств для осуществления суицида: сбор таблеток, поиски оружия, ключей для выхода на крышу многоэтажного дома и т.п.;
- прямые высказывания о намерении покончить с соб ой, иногда – поиск помощи в связи с собственными амбивалентными чувствами по отношению к суициду;
- сужение контактов , видов деятельности, отказ от прежде любимых занятий, апатия, малоподвижность в сравнении с прежней активностью, уход в себя;
- внезапное успокоение после долгого периода беспокойства, тоски ;
- выходки вызывающего, чрезвычайного характера, ошарашивающе не похожие на обычное поведение подростка.
Суицид
- это умышленное самоповреждение со смертельным исходом, то есть осознанное лишение себя жизни.
СУИЦИДЫ
СКРЫТЫЕ
ИСТИННЫЕ
ДЕМОНСТРАТИВНЫЕ
ЧЕМ ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ОБУЧАЮЩЕМУСЯ
- Подбирайте ключи к разгадке суицида . Предотвращение самоубийства состоит не только в заботе и участии друзей, но и в способности распознать признаки грядущей опасности. Ваше знание ее принципов и стремление обладать этой информацией может спасти чью-то жизнь. Не позволяйте другим вводить вас в заблуждение относительно несерьезности конкретной суицидальной ситуации. Опасность, что вы растеряетесь, преувеличив потенциальную угрозу, ничто по сравнению с тем, что кто- то может погибнуть из-за вашего невмешательства.
- Нужно понять, что не каждый потенциальный самоубийца психически больной. Суицид не повод для осуждения. Да, человек выбрал не самый лучший способ решения проблем. Но не его вина, а его беда в том, что других способов он найти не сумел.
- Установите заботливые, доброжелательные взаимоотношения. Не существует всеохватывающих ответов на такую серьезную проблему, какой является самоубийство. Но вы можете сделать гигантский шаг вперед, если станете на позицию уверенного принятия отчаявшегося человека. В дальнейшем очень многое зависит от качества ваших взаимоотношений. Их следует выражать не только словами, но и поведением; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка.
- Будьте внимательным слушателем. Суициденты особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они бывают не настроены принять ваши советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли и того, о чем говорят: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить». Если человек страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем выслушивать чье-то мнение. Вы можете оказать неоценимую помощь, выслушав слова, выражающие чувства этого человека, будь то печаль, вина, страх или гнев. Если вы просто молча посидите с ним, это явится доказательством вашего заинтересованного и заботливого отношения.
- Не давите на чувство долга. Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто отвечают: «Подумай, ведь ты же живешь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу». Этот ответ сразу блокирует дальнейшее обсуждение; такие замечания вызывают у несчастного и без того человека еще большую подавленность. Желая помочь таким образом, близкие способствуют обратному эффекту. Можно часто встретить и другое знакомое замечание: «Ты понимаешь, какие несчастья и позор ты навлечешь на свою семью?». Но, возможно, именно этого и хочет суицидент. Ни в коем случае не проявляйте агрессию, если вы присутствуете при разговоре о самоубийстве, и постарайтесь не выражать потрясения тем, что услышали.
- Не предлагайте неоправданных утешений. Суицидальные люди с презрением относятся к замечаниям типа: «Ничего, ничего, у всех есть такие же проблемы, как у тебя», и другим аналогичным клише, поскольку они резко контрастируют с их мучениями. Эти выводы лишь минимизируют, уничижают их чувства и заставляют ощущать себя еще более ненужным и бесполезным.
- Предложите выходы из проблемной ситуации . Вместо того чтобы говорить суициденту: «Подумай, какую боль принесет твоя смерть близким», попросите поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не приходили ему в голову. Постарайтесь выяснить, что остается позитивно значимым для человека и что может помочь ему справиться с возникшей ситуацией.
- Вселяйте надежду. Не имеет смысла говорить: «Не волнуйся, все будет хорошо», когда все хорошо быть не может. Надежда не может строиться на пустых утешениях. Когда люди полностью теряют надежду на достойное будущее, они нуждаются в поддерживающем совете, в предложении какой-то альтернативы. Поскольку суицидальные лица страдают от внутреннего эмоционального дискомфорта, все окружающее кажется им мрачным. Очень важно, если вы укрепите силы и возможности человека, внушите ему, что кризисные проблемы обычно преходящи.
- Оцените степень риска самоубийства. Постарайтесь определить серьезность желания покончить жизнь самоубийством. Ведь намерения могут различаться, начиная с мимолетных расплывчатых мыслей о такой «возможности» и кончая разработанным планом суицида путем отравления, прыжка с высоты, использования огнестрельного оружия или веревки. Очень важно выявить и другие факторы, такие, как алкоголизм, употребление наркотиков, степень эмоциональных нарушений и дезорганизации поведения, чувство безнадежности и беспомощности.
- Обратитесь за помощью к специалистам. Если вы заметили в поведении, внешнем виде, при разговоре с учеником признаки приближающегося суицида, не пытайтесь решить проблему самостоятельно, не бойтесь обратиться к психологу учреждения. Это станет большим вкладом в помощь данному ученику.
Если Вы слышите
«ненавижу всех…»
Обязательно скажите
«Все безнадежно и бессмысленно»
Запрещено говорить
«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»
«Когда я был в твоем возрасте…
«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»
«Всем было бы лучше без меня»
«Вы не понимаете меня!»
«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»
«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»
Да ты просто несешь чушь!»
«Не говори глупостей. Поговорим о другом.»
«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять»
«Я совершил ужасный поступок»
«Где уж мне тебя понять!»
«У меня никогда ничего не получается»
«Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом»
«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»
«Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить»
«Не получается, значит, не старался!»
СКАЖИ «НЕТ» СУИЦИДАЛЬНЫМ МЫСЛЯМ !
ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА!
Составьте аналитический отчет по итогам работы за год
Структура отчета:
Вам понадобятся:
Краткое введение: цель, длительность, направления работы
План работы
Количественные данные по проведенной работе
Сводные данные (таблицы, графики, списки): охват участников, частота и количество мероприятий, количественная динамика
Сводные данные: характер изменений в дисциплине, успеваемости, педагогической и родительской компетентности. Достижения и сложности. Решенные и нерешенные задачи.
Качественный анализ работы
Перспективный план на 2020/21 с учетом достижений и сложностей
Выводы:
- В ОУ выявлена группа обучающихся «группы риска» (…% от общего количества обучающихся, из них % приходится на … курс …% на … курс, …% ).
- Определена частота встречаемости факторов риска и трудностей обучающихся. Наиболее типичными для ОУ оказались ….
- Разработана и апробирована комплексная модель сопровождения обучения и воспитания обучающихся «группы риска», охватывающая обучающихся, их родителей / законных представителей, педагогов.
Проведено … мероприятий по повышению эффективности обучения и воспитания обучающихся «группы риска»
- Поставленные задачи работы решены в полном объеме / частично. Достигнуто улучшение по показателям…, не выявлено динамики по …, обнаружена негативная динамика…
Перспективный план работы на 2020/21 уч. год строится с учетом достигнутых результатов. План прилагается к отчету.
План оформляется аналогично плану на текущий год. Задачи можно скорректировать, используя слова «усилить», «апробировать», «реализовать», «обеспечить», «продолжить», «дополнить».
Дата, подпись
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!