Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Родничок» социально-педагогической направленности разработана на основе ФГОС ДО (Приказ №1155 Министерства образования и науки от 17.10.2013г), и парциальной программы О.Л. Князевой, М.Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры с учётом образовательной Программы МБДОУ «Детский сад №146».
Исследования известных педагогов и психологов (Л.Выготского, А.Запорожца, Н. Ветлугиной) показали, что дети дошкольного возраста способны глубоко понимать и эмоционально отзываться на произведения народной культуры и искусства.
Разные виды народного творчества: устно-поэтическое, игровое, музыкально-песенное, хореографическое, изобразительно-прикладное должны быть осмыслены, как составные части единого целого – народного самосознания.
Веками собирались и копились народные традиции, обряды, игры и забавы. Они помогали коротать ненастные и длинные осенние или зимние вечера, украшали отдых, празднества, служили родником, из которого черпали народную мудрость многие поколения.
Наши предки проявили талант творца, сочиняя загадки, приметы, пословицы, поговорки, перевёртыши, небылицы, сказки, и это богатое наследие должно использоваться в работе с детьми и, обязательно передано следующим поколениям. К.Д. Ушинский писал «Воспитание, созданное своим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах». Произведения фольклора ставят перед ребёнком вечно волнующие человека вопросы: что такое добро и зло, справедливость, честность, сострадание, милосердие. Задача педагога, ведущего ребёнка по жизненному пути, способствовать пробуждению «духа», укреплять в ребёнке чувство гражданственности, любви к своей Родине, видения своего места в развитии родной и мировой культуры.
В последние годы в российской системе дошкольного воспитания произошли позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, введён ФГОС ДО. Сейчас имеется широкий выбор разнообразных программ, инновационных технологий. Внедряя новые программы и технологии, необходимо, в первую очередь, учитывать особенности развития воспитанников.
Проведённая мной диагностика показала, что у детей довольно низкий уровень эмоциональной отзывчивости на восприятие русского народного фольклора. Отсутствуют элементарные знания о народных традициях, праздниках и обычаях: как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Ответить на эти и подобные вопросы - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Чтобы восполнить этот пробел я на протяжении многих лет занимаюсь работой по приобщению детей к народной культуре. Ведь именно фольклор и народная культура являются особым средством формирования нравственно-патриотических качеств у детей, развития творческих способностей личности. Это то, с чего начинается становление личности ребёнка, воспитание его культуры и нравственных норм.
В программе большое внимание уделяется воспитанию у детей патриотических чувств, любви к Родине. Решается задача воспитания уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям.
Программа нацелена на развитие у детей познавательного интереса и любознательности. Одной из задач, которую ставит программа, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, потребности в двигательной активности (через народные игры и хороводы), воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что проявляется в уважении его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям и самовыражению.
Актуальность программы продиктована современным миром, дети отдаляются от своих истоков, теряется связь времён, поэтому очень важно сформировать у детей интерес к истории и культуре нашего народа, воспитать уважение к прошлому наших предков, желание сохранять и развивать традиции русского народа.
Новизна программы заключается в сочетании традиционных методов и форм обучения с инновационными: использованием ИКТ, что помогает повысить мотивацию, сформировать познавательный интерес у детей к деятельности, развить детскую познавательную и речевую активность. Особое место в программе уделяется индивидуализации занятий, личностно-ориентированному подходу, поддержке детской инициативы и самостоятельности, проявлению творчества
Цели реализации программы:
Развитие нравственно-патриотических качеств у дошкольников посредством ознакомления с фольклором и приобщения к народной культуре.
Задачи программы:
Обучающие:
Познакомить детей с предметами народного быта.
Дать представления о народных календарных праздниках.
Познакомить с произведениями малого фольклорного жанра.
Познакомить детей с народной игрушкой, с игрушкой Рязанского края, с материалами из которых они сделаны.
Развивающие:
Развивать у детей познавательный интерес к истории и культуре русского народа, к традициям Рязанского края.
Развивать любознательность, творческие способности детей.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к фольклору, народным играм.
Уровень сложности и направленность: базовый, социально-педагогическая
Категория обучающихся: дети от 4 до 5 лет. Специальный отбор не проводится.
Объём и срок освоения программы:
Год обучения | Общее количество часов | Количество часов |
1 | 18 | 1 час в две недели |
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательной деятельности: часть программы реализуется с использованием инновационных методов (музейная педагогика, региональный компонент)
Отличительные особенности: программа представляет собой синтез авторских методик и современных образовательных технологий. Программа построена на основе парциальной программы О.Л. Князевой, М.Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры с учётом образовательной Программы МБДОУ «Детский сад №146. Растим патриотов».
Условия реализации программы: формирование учебных групп осуществляется на добровольной основе. Специальный отбор не проводится. Наличие базовых знаний и специальных способностей не требуется.
Планируемые результаты освоения программы:
К концу обучения обучающийся:
Знает:
о предметах народного быта русского народа, о характерных особенностях русского костюма
знает и называет народные игрушки, в том числе игрушки Рязанского края имеет представления о некоторых народных праздниках Рождество, Сороки, Пасха
Умеет:
играть в народные подвижные игры, соблюдая правила
эмоционально читать фольклорные произведения, петь народные песенки
Приобретает навыки:
владеет определённым багажом фольклорных произведений и народных игр эмоционально отзывается на произведения народного искусства.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов |
теория | практика |
1 | Обследование детей | - | 1 час |
2 | «Знакомство с русской избой» | 0,5 часа | 0,5 часа |
3 | «Как у нашего кота» | - | 1 час |
4 | «Народная игрушка – матрешка» | 0,5 часа | 0,5 часа |
5 | «Фока воду кипятит и как зеркало блестит» | 0,5 часа | 0,5 часа |
6 | «Маша варежку надела» | 0,5 часа | 0,5 часа |
7 | «Глиняная игрушка Рязанского края» | 0,5 часа | 0,5 часа |
8 | «Золотое веретено» | 0,5 часа | 0,5 часа |
9 | «Пришла Коляда, отворяй ворота» | - | 1 час |
10 | «Сошью Дуне сарафан». (женская одежда) | 0,5 часа | 0,5 часа |
11 | «Русский народный костюм» (мужская одежда) | 0,5 часа | 0,5 часа |
12 | «Госпожа честная Масленица» | - | 1 час |
13 | «Эх, лапти мои, лапти липовые...» | 0,5 часа | 0,5 часа |
14 | «Уж вы, пташечки, щебетушечки» | - | 1 час |
15 | «Из прошлого ложки» | 0,5 часа | 0,5 часа |
16 | «Пасхальное яичко» | - | 1 час |
17 | «Теремок» | 0,5 часа | 0,5 часа |
18 | «Народная игрушка – игрушка – самоделка» | 0,5 часа | 0,5 часа |
Итого - 18 часов
СОДЕРЖАНИЕ
Месяц | Задачи | Содержание |
сентябрь | Выявить уровень знаний детей о предметном мире наших предков, о знании фольклорного материала. | Рассматривание предметов быта, рассказ воспитателя. Чтение четверостиший, загадывание загадок. |
1 неделя 3 неделя октябрь 1 неделя 3неделя |
Знакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа. Расширять активный словарь. Развивать интерес к посещению мини-узея. | Экскурсия в русскую избу. Обыгрывание стихотворения и беседа по вопросам. Эх, раз! Эх, два! Колет старший брат дрова… Беседа о печи, рассказ педагога о печи и предметах домашней утвари, рассматривание предметов быта. |
Знакомить с обитателем избы - котом Васькой. | Заучивание потешки «Как у нашего кота». Народная игра «Ходит Васька серенький» |
Познакомить детей с народной игрушкой – матрёшкой. | Чтение потешки о матрёшке. Рассказ воспитателя о том из чего она сделана, как украшена. Продуктивная деятельность – роспись матрёшки. |
ноябрь | Познакомить с историей возникновения чайника, его предшественником – самоваром. | Рассматривание и рассказ педагога о самоваре, о старинных обычаях, связанных с гостеприимством, загадывание загадок о самоваре, дидактическая игра «Напоим куклу чаем» |
1 неделя 3 неделя |
Знакомить с предметами рукотворного мира, используя малые фольклорные жанры. | Рассматривание варежек, чтение потешки , про варежки, слушание песенки «Завивайся ниточка», дидактическая игра «Подбери пару» |
декабрь | Формировать интерес к русскому прикладному искусству – глиняной игрушке. Познакомить с Рязанской народной игрушкой. | Чтение р.н. сказки «Глиняный парень», рассказ педагога о глиняных игрушках, беседа с детьми, дидактическая игра с триггерами «Найди игрушки» |
1 неделя |
3 неделя | Знакомить с женским народным ремеслом – прядением, орудиями труда (прялкой, веретеном). | Рассматривание прялки, веретена, рассказ воспитателя о женском народном ремесле. Слушание песенки «Уж ты, прялица». Русская народная игра «Золотые ворота». |
январь | Познакомить с праздником народного календаря «Калядки». | Чтение стихотворения И.Рутенина «Рождество», рассказ педагога о Рождестве Христова. Слушание и исполнение колядок, народная игра «Тетёра шла». |
1 неделя |
3 неделя | Познакомить детей с русским народным костюмом (женская одежда). | Рассматривание предметов старинной женской одежды, рассказ педагога о русском костюме, беседа с детьми, загадывание загадок, народная игра «Колечко – колечко». |
февраль | Познакомить детей с русским народным костюмом (мужская одежда). | Рассматривание предметов старинной мужской одежды, рассказ педагога о русском костюме, беседа с детьми, чтение пословиц. Рязанская народная игра «Голубки». |
1 неделя |
3 неделя | Продолжать знакомить детей с праздниками народного календаря «Масленицей», его традициями и обычаями. | Разучивание закличек, песенок о весне и Масленице. Русская народная игра «Бабка шла, шла, шла…» |
март | Развивать потребность в познании рукотворного мира. | Слушание р.н. песни «Валенки», рассматривание предметов старинной русской обуви. Рассказ педагога о лаптях, беседа с детьми, игровое упражнение «Примерь лапти», загадывание загадок о лаптях. |
1 неделя |
3 неделя | Познакомить с праздниками народного календаря «Сороки», его традициями и обычаями. | Рассказ педагога о празднике «Сороки», о русских обычаях встречи весны. Заучивание закличек о птицах. Чтение примет о весне. Народная игра «Грачи летят». |
апрель | Продолжать знакомить с кухонной утварью, её возникновением и использованием. | Рассматривание ложек, рассказ педагога о старинных ложках, слушание р.н. песни «Ложки деревянные», загадывание загадок о ложках. Продуктивная деятельность «Роспись ложки». |
1 неделя |
3 неделя | Познакомить с народным праздником - Пасхой, её традициями и обычаями. | Рассматривание пасхальных яиц, рассказ педагога о великом православном празднике – Пасха. Народные игры «Прокати яичко», «Сколько яиц под шапкой». |
май | Познакомить детей с жилищем наших предков, традициями строительства избы. | Показ презентации «Русские избы», рассказ педагога о строительстве изб на Руси, дидактическая игра «Что нужно для работы» |
1 неделя |
3 неделя | Познакомить с процессом изготовления куклы-самоделки. Воспитывать интерес к народной игрушки и продуктивной деятельности. | Рассматривание кукол-самоделок в мини-музее ДОУ, рассказ педагога о них, беседа с детьми о куклах. Изготовление самодельной куклы (совместная деятельность педагога и детей). |
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Кадровые условия: педагог дополнительного образования
ФИО | Образование, год окончания обучения | Повышения квалификации /профессиональная переподготовка | Общий стаж работы/ стаж педагогической работы |
Щелкунова Маргарита Юрьевна | СПО, Рязанское педагогическое училище, 1983год. | Учебное учреждение, программа обучения, год, количество часов 01.2020г., АНО ДПО «Институт дистанционного обучения», «Обучение чтению детей старшего дошкольного возраста» 72 часа, удостоверение №860400012682 08.2021г. ООО Центр инновационного образования и воспитания «Единый урок» г.Саратов «Педагог дополнительного образования в объёме 250 часов для осуществления профессиональной деятельности в сфере образования по профилю «Педагог дополнительного образования» 524-2305993 год обучения 2021 | 38 лет/35 лет |
Материально-техническое обеспечение: помещение для занятий, соответствующее нормам СП2.4.3648-20 и СанПиН 2.3./2.4.3590-20;
Используется следующее оборудование: проектор, ноутбук.
Учебно-методическое обеспечение:
Учебные и наглядные средства | Мини-музей ДОУ, предметы старинного быта, русские костюмы: мужские и женские, предметные картинки, карточки для игры «Четвертый лишний», авторские электронные образовательные ресурсы: презентации, игры с триггерами. |
Расходные материалы | Заготовки для росписи: матрёшки, ложки, краски, цветные карандаши и мелки, глина, разные виды тканей. |
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Формы: Наблюдение, беседы, игровые творческие задания, оценка продуктов деятельности
Материалы: Предметы старинного быта, картинки
Критерии оценки освоения программы
Называет предметы старинного быта
Знает и называет народные игрушки, в том числе игрушки Рязанского края
Имеет представления о некоторых традиционных календарных праздниках русского народа
Проявляет интерес к народным играм
Знает фольклорные произведения соответственно возрасту, эмоционально отзывается на произведения народного искусства