СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Родничок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Родничок"»



Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Родничок» социально-педагогической направленности разработана на основе ФГОС ДО (Приказ №1155 Министерства образования и науки от 17.10.2013г), и парциальной программы О.Л. Князевой, М.Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры с учётом образовательной Программы МБДОУ «Детский сад №146».

Исследования известных педагогов и психологов (Л.Выготского, А.Запорожца, Н. Ветлугиной) показали, что дети дошкольного возраста способны глубоко понимать и эмоционально отзываться на произведения народной культуры и искусства.

Разные виды народного творчества: устно-поэтическое, игровое, музыкально-песенное, хореографическое, изобразительно-прикладное должны быть осмыслены, как составные части единого целого – народного самосознания.

         Веками собирались и копились народные традиции, обряды, игры и забавы. Они помогали коротать ненастные и длинные осенние или зимние вечера, украшали отдых, празднества, служили родником, из которого черпали народную мудрость многие поколения.

Наши предки проявили талант творца, сочиняя загадки, приметы, пословицы, поговорки, перевёртыши, небылицы, сказки, и это богатое наследие должно использоваться в работе с детьми и, обязательно передано следующим поколениям. К.Д. Ушинский писал «Воспитание, созданное своим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах». Произведения фольклора ставят перед ребёнком вечно волнующие человека вопросы: что такое добро и зло, справедливость, честность, сострадание, милосердие. Задача педагога, ведущего ребёнка по жизненному пути, способствовать пробуждению «духа», укреплять в ребёнке чувство гражданственности, любви к своей Родине, видения своего места в развитии родной и мировой культуры.

В последние годы в российской системе дошкольного воспитания произошли позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, введён ФГОС ДО. Сейчас имеется широкий выбор разнообразных программ, инновационных технологий. Внедряя новые программы и технологии, необходимо, в первую очередь, учитывать особенности развития воспитанников.

Проведённая мной диагностика показала, что у детей довольно низкий уровень эмоциональной отзывчивости на восприятие  русского народного фольклора. Отсутствуют элементарные знания о народных традициях, праздниках и обычаях:  как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Ответить на эти и подобные вопросы - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Чтобы восполнить этот пробел я на протяжении многих лет занимаюсь работой по приобщению детей к народной культуре. Ведь именно фольклор и народная культура являются особым средством формирования нравственно-патриотических качеств у детей, развития творческих способностей личности. Это то, с чего начинается становление личности ребёнка, воспитание его культуры и нравственных норм.

В программе большое внимание уделяется воспитанию у детей  патриотических чувств, любви к Родине. Решается задача воспитания уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям.

Программа нацелена на развитие у детей  познавательного интереса и любознательности. Одной из задач, которую ставит программа, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, потребности в двигательной активности (через народные игры и хороводы), воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что проявляется в уважении его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям и самовыражению.

Актуальность программы продиктована современным миром, дети отдаляются от своих истоков, теряется связь времён, поэтому очень важно сформировать у детей интерес к истории и культуре нашего народа, воспитать уважение к прошлому наших предков, желание сохранять и развивать традиции русского народа.

Новизна программы заключается в сочетании традиционных методов и форм обучения с инновационными: использованием ИКТ, что помогает повысить мотивацию, сформировать познавательный интерес у детей к деятельности, развить детскую познавательную и речевую активность. Особое место в программе уделяется индивидуализации занятий, личностно-ориентированному подходу, поддержке детской инициативы и самостоятельности, проявлению творчества

Цели реализации программы:

Развитие нравственно-патриотических качеств у дошкольников посредством ознакомления с фольклором и приобщения к народной культуре.

Задачи программы:

Обучающие:

Познакомить детей с предметами народного быта.

Дать представления о народных календарных праздниках.

Познакомить с произведениями малого фольклорного жанра.

Познакомить детей с народной игрушкой, с игрушкой Рязанского края, с материалами из которых они сделаны.

Развивающие:

Развивать у детей познавательный интерес к истории и культуре русского народа, к традициям Рязанского края.

Развивать любознательность, творческие способности детей.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к фольклору, народным играм.


Уровень сложности и направленность: базовый, социально-педагогическая

Категория обучающихся: дети от 4 до 5 лет. Специальный отбор не проводится.

Объём и срок освоения программы:

Год обучения

Общее количество часов

Количество часов

1

18

1 час в две недели



Форма обучения: очная.

Особенности организации образовательной деятельности: часть программы реализуется с использованием инновационных методов (музейная педагогика, региональный компонент)

Отличительные особенности: программа представляет собой синтез авторских методик и современных образовательных технологий. Программа построена на основе парциальной программы О.Л. Князевой, М.Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры с учётом образовательной Программы МБДОУ «Детский сад №146. Растим патриотов».

Условия реализации программы: формирование учебных групп осуществляется на добровольной основе. Специальный отбор не проводится. Наличие базовых знаний и специальных способностей не требуется.

Планируемые результаты освоения программы:

К концу обучения обучающийся:

Знает:

о предметах народного быта русского народа, о характерных особенностях русского костюма

знает и называет народные игрушки, в том числе игрушки Рязанского края имеет представления о некоторых народных праздниках Рождество, Сороки, Пасха

Умеет:

играть в народные подвижные игры, соблюдая правила

эмоционально читать фольклорные произведения, петь народные песенки

Приобретает навыки:

владеет определённым багажом фольклорных произведений и народных игр эмоционально отзывается на произведения народного искусства.







УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Раздел, тема

Количество часов

теория

практика

1

Обследование детей


-

1 час

2

«Знакомство с русской избой»

0,5 часа

0,5 часа

3

«Как у нашего кота»

-

1 час

4

«Народная игрушка – матрешка»

0,5 часа

0,5 часа

5

«Фока воду кипятит и как зеркало блестит»

0,5 часа

0,5 часа

6

«Маша варежку надела»

0,5 часа

0,5 часа

7

«Глиняная игрушка Рязанского края»

0,5 часа

0,5 часа

8

«Золотое веретено»

0,5 часа

0,5 часа

9

«Пришла Коляда, отворяй ворота»

-

1 час

10

«Сошью Дуне сарафан».

(женская одежда)

0,5 часа

0,5 часа

11

«Русский народный костюм»

(мужская одежда)

0,5 часа

0,5 часа

12

«Госпожа честная Масленица»

-

1 час

13

«Эх, лапти мои, лапти липовые...»

0,5 часа

0,5 часа

14

«Уж вы, пташечки, щебетушечки»

-

1 час

15

«Из прошлого ложки»

0,5 часа

0,5 часа

16

«Пасхальное яичко»

-

1 час

17

«Теремок»

0,5 часа

0,5 часа

18

«Народная игрушка – игрушка – самоделка»

0,5 часа

0,5 часа

Итого - 18 часов

СОДЕРЖАНИЕ

Месяц

Задачи

Содержание

сентябрь

Выявить уровень знаний детей о предметном мире наших предков, о знании фольклорного материала.

Рассматривание предметов быта, рассказ воспитателя.

Чтение четверостиший, загадывание загадок.



1 неделя



3 неделя















октябрь

1 неделя







3неделя

Знакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа. Расширять активный словарь. Развивать интерес к посещению мини-узея.

Экскурсия в русскую избу. Обыгрывание стихотворения и беседа по вопросам.

Эх, раз! Эх, два!

Колет старший брат дрова…

Беседа о печи, рассказ педагога о печи и предметах домашней утвари, рассматривание предметов быта.

Знакомить с обитателем избы - котом Васькой.

Заучивание потешки «Как у нашего кота».

Народная игра «Ходит Васька серенький»

Познакомить детей с народной игрушкой – матрёшкой.

Чтение потешки о матрёшке. Рассказ воспитателя о том из чего она сделана, как украшена. Продуктивная деятельность – роспись матрёшки.

ноябрь

Познакомить с историей возникновения чайника, его предшественником – самоваром.

Рассматривание и рассказ педагога о самоваре, о старинных обычаях, связанных с гостеприимством, загадывание загадок о самоваре, дидактическая игра «Напоим куклу чаем»

1 неделя







3 неделя

Знакомить с предметами рукотворного мира, используя малые фольклорные жанры.

Рассматривание варежек, чтение потешки , про варежки, слушание песенки «Завивайся ниточка», дидактическая игра «Подбери пару»

декабрь

Формировать интерес к русскому прикладному искусству – глиняной игрушке. Познакомить с Рязанской народной игрушкой.

Чтение р.н. сказки «Глиняный парень», рассказ педагога о глиняных игрушках, беседа с детьми, дидактическая игра с триггерами «Найди игрушки»

1 неделя

3 неделя

Знакомить с женским народным ремеслом – прядением, орудиями труда (прялкой, веретеном).

Рассматривание прялки, веретена, рассказ воспитателя о женском народном ремесле. Слушание песенки «Уж ты, прялица».

Русская народная игра «Золотые ворота».

январь

Познакомить с праздником народного календаря «Калядки».

Чтение стихотворения И.Рутенина «Рождество», рассказ педагога о Рождестве Христова. Слушание и исполнение колядок, народная игра «Тетёра шла».

1 неделя

3 неделя

Познакомить детей с русским народным костюмом (женская одежда).

Рассматривание предметов старинной женской одежды, рассказ педагога о русском костюме, беседа с детьми, загадывание загадок, народная игра «Колечко – колечко».

февраль

Познакомить детей с русским народным костюмом (мужская одежда).

Рассматривание предметов старинной мужской одежды, рассказ педагога о русском костюме, беседа с детьми, чтение пословиц. Рязанская народная игра «Голубки».

1 неделя

3 неделя

Продолжать знакомить детей с праздниками народного календаря «Масленицей», его традициями и обычаями.

Разучивание закличек, песенок о весне и Масленице.

Русская народная игра «Бабка шла, шла, шла…»

март

Развивать потребность в познании рукотворного мира.

Слушание р.н. песни «Валенки», рассматривание предметов старинной русской обуви. Рассказ педагога о лаптях, беседа с детьми, игровое упражнение «Примерь лапти», загадывание загадок о лаптях.

1 неделя

3 неделя

Познакомить с праздниками народного календаря «Сороки», его традициями и обычаями.

Рассказ педагога о празднике «Сороки», о русских обычаях встречи весны. Заучивание закличек о птицах. Чтение примет о весне. Народная игра «Грачи летят».

апрель

Продолжать знакомить с кухонной утварью, её возникновением и использованием.


Рассматривание ложек, рассказ педагога о старинных ложках, слушание р.н. песни «Ложки деревянные», загадывание загадок о ложках. Продуктивная деятельность «Роспись ложки».

1 неделя

3 неделя

Познакомить с народным праздником - Пасхой, её традициями и обычаями.

Рассматривание пасхальных яиц, рассказ педагога о великом православном празднике – Пасха. Народные игры «Прокати яичко», «Сколько яиц под шапкой».

май

Познакомить детей с жилищем наших предков, традициями строительства избы.

Показ презентации «Русские избы», рассказ педагога о строительстве изб на Руси, дидактическая игра «Что нужно для работы»

1 неделя

3 неделя

Познакомить с процессом изготовления куклы-самоделки.

Воспитывать интерес к народной игрушки и продуктивной деятельности.

Рассматривание кукол-самоделок в мини-музее ДОУ, рассказ педагога о них, беседа с детьми о куклах. Изготовление самодельной куклы (совместная деятельность педагога и детей).



ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Кадровые условия: педагог дополнительного образования

ФИО

Образование,

год окончания обучения

Повышения квалификации

/профессиональная переподготовка

Общий стаж работы/ стаж педагогической работы

Щелкунова Маргарита Юрьевна

СПО, Рязанское педагогическое училище, 1983год.


Учебное учреждение, программа обучения, год, количество часов

01.2020г., АНО ДПО «Институт дистанционного обучения»,

«Обучение чтению детей старшего дошкольного возраста»

72 часа, удостоверение №860400012682

08.2021г. ООО Центр инновационного образования и воспитания «Единый урок» г.Саратов

«Педагог дополнительного образования в объёме 250 часов для осуществления профессиональной деятельности в сфере образования по профилю «Педагог дополнительного образования»

524-2305993

год обучения 2021

38 лет/35 лет



Материально-техническое обеспечение: помещение для занятий, соответствующее нормам СП2.4.3648-20 и СанПиН 2.3./2.4.3590-20;

Используется следующее оборудование: проектор, ноутбук.

Учебно-методическое обеспечение:

Учебные и наглядные средства

Мини-музей ДОУ, предметы старинного быта, русские костюмы: мужские и женские, предметные картинки, карточки для игры «Четвертый лишний», авторские электронные образовательные ресурсы: презентации, игры с триггерами.

Расходные материалы

Заготовки для росписи: матрёшки, ложки, краски, цветные карандаши и мелки, глина, разные виды тканей.





ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Формы: Наблюдение, беседы, игровые творческие задания, оценка продуктов деятельности

Материалы: Предметы старинного быта, картинки

Критерии оценки освоения программы

  • Называет предметы старинного быта

  • Знает и называет народные игрушки, в том числе игрушки Рязанского края

  • Имеет представления о некоторых традиционных календарных праздниках русского народа

  • Проявляет интерес к народным играм

  • Знает фольклорные произведения соответственно возрасту, эмоционально отзывается на произведения народного искусства