Программа кружка ''ГТОшка''
Пояснительная записка
Организация в дошкольных образовательных учреждениях физкультурно-спортивных кружков – одно из перспективных направлений работы по формированию здорового образа жизни, привлечению детей к систематическим занятиям физкультурой и спортом.
«Готов к труду и обороне» (ГТО) – это программа физической подготовки, которая существовала не только в общеобразовательных, но и в спортивных, профильных, профессиональных организациях Советского Союза. Программа ГТО поддерживалась и финансировалась государством, ведь была частью системы патриотического воспитания. Просуществовала ГТО ровно 60 лет, успев стать частью жизни нескольких поколений наших соотечественников[7].
Сегодня ГТО возрождается, преобразившись в новой форме и новых условиях. Президент России 11 июня 2014 года издал соответствующее постановление, которое возобновляет забытый на 23 года комплекс [5]. В данном случае преследуется немного другая цель. Программа ГТО создается для того, чтобы увеличить процент населения, которое регулярно занимается спортом, а также в целом продлить жизни россиян. Система получила много изменений. Так, дети теперь будут заниматься спортом по этой системе с 6 лет. На сегодняшний момент наша задача заключается в том, чтобы привить интерес у дошкольников к комплексу ГТО, к занятиям спортом, к сохранению здоровья в целом.
Комплекс предусматривает подготовку и выполнение установленных нормативов населением различных возрастных групп от 6 до 70 лет и старше.
Структура комплекса включает 11 ступеней, для каждой из которых установлены виды испытаний и нормативы их выполнения (приложение 3) для права получения бронзового, серебряного или золотого знака.
Первая ступень ориентирована на детей старшего дошкольного возраста и младших школьников 6-8 лет,
Программа кружка «ГТОшка» разработана в рамках физкультурно-спортивной и оздоровительной направленности в соответствии с ФГОС ДО.
В данной программе показана работа по формированию у детей потребности в изучении истории ГТО в России, потребностей в сдаче норм ГТО в условиях общеобразовательной организации.
Почему ГТО стоит прививать, именно, начиная с дошколят?
•Физическое развитие ребенка – это, прежде всего двигательные навыки. Координацию движений определяют развитием мелкой и большой моторики.
•Именно в дошкольном возрасте закладывается основа для физического развития, здоровья и характера человека в будущем. Этот период детства характеризуется постепенным совершенствованием всех функций детского организма. Ребенок этого возраста отличается чрезвычайной пластичностью.
•Для развития координации движений сензитивным является старший дошкольный возраст. Именно в это время ребёнку следует приступать к занятиям гимнастикой, фигурным катанием, балетом и т. п.
•Этот период – период самого активного развития ребенка, в двигательном, так и в психическом развитии.
•С точки зрения же психологов, динамика физического развития неразрывно связана с психическим и умственным развитием.
Возраст обучающихся: программа предназначена для воспитанников подготовительной группы детского сада,
Программа физкультурной подготовки «ГТОшка» МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Сказка» Первомайского района разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"[11];
СанПиН 2.4.1.3049-13 - «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"; - Указ Президента РФ от 24 марта 2014 г. N 172 "О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)" [6];
Постановление Правительства РФ от 11 июня 2014 г. № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) [5].
Цели и задачи реализации рабочей программы
Цель: сохранение, укрепление и развитие здоровья, повышение иммунитета, физическое совершенствование, формирование у воспитанников основ здорового образа жизни.
Задачи:
1.Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
2.Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к различным заболеваниям.
3.Формирование правильной осанки и укрепление всех групп мышц.
1. Создавать условия для реализации потребности детей в двигательной активности.
2.Развивать двигательные способности детей и физические качества (быстрота, сила, выносливость, гибкость, подвижность в суставах, ловкость)
3.Формировать у детей умения и навыки правильного выполнения движений.
1.Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
2.Воспитывать положительные черты характера.
3.Воспитывать чувство уверенности в себе.
Программа реализуется посредством основных методов и форм работы:
- метод круговой тренировки
- соревновательный метод
- наглядные методы
- групповые формы работы
При планировании работы кружка необходимо учитывать:
- индивидуально психологические особенности ребенка;
- возрастные особенности;
Программа рассчитана на 30 часов. Занятия проводятся с учетом предусмотренного учебного плана.
Занятия проводятся с сентября по апрель 1 раз в неделю по 30 минут, во второй половине дня.
Место проведение – спортивный зал.
Форма одежды – спортивная форма, удобная обувь.
Для успешной реализации кружковой деятельности созданы условия
1.Наличие разнообразного спортивного оборудования и инвентаря.
2.Использование разнообразной фонотеки.
3.Создание эмоциональной положительной обстановки.
4.Учет нагрузки и дозировки упражнений рассчитан на возраст детей. Нагрузка должна возрастать постепенно, соблюдая принцип «от простого к сложному».
5.Каждое мероприятие носит развивающий характер, продумана активность, самостоятельность, творчество и индивидуальность каждого ребенка.
Принципы реализации программы.
Принцип индивидуальности
Программа учитывает уникальность каждого ребенка и предоставляет возможности для развития детей по своим индивидуальным образовательным траекториям.
Принцип доступности.
Постановка задач, помощь и поддержка взрослого, предлагаемые формы активности должны быть адекватны возрастным возможностям ребенка. Предлагая новые образовательные идеи и стимулы, взрослые должны опираться на уже имеющиеся знания, понимания, желания, особенности, предпочтения и интересы ребенка.
Принцип систематичности.
Суть принципа раскрывается в чередовании нагрузки и отдыха.
Принцип активности, самостоятельности, творчества.
Дети старательно, терпеливо и настойчиво занимаются какой – либо деятельностью, если это им интересно. Опыт показывает, что дети испытывают радость и эмоциональный подъем тогда, когда им позволяют свободно играть, выряжать себя в различных видах деятельности.
Принцип сознательности – основополагающий принцип обучения движениям. Он направлен на понимание детьми сути производимого ими того или иного движения.
Принцип наглядности - заключается в создании у ребенка при помощи различных органов чувств представления о движении
Принцип эмоционального благополучия каждого ребенка
Решающим условием успешного развития детей и важнейшей характеристикой взаимодействия их со взрослыми и другими детьми является эмоциональная атмосфера, в которой протекает образовательный процесс.
Осознанное выстраивание атмосферы доверия и эмоционального комфорта является важным направлением педагогической работы кружка.
Принцип оздоровительной направленности.
Специфический принцип физического воспитания – предполагает укрепление здоровья средствами физических упражнений, физические нагрузки должны быть адекватны возрасту и уровню физического развития и здоровья детей, сочетать двигательную активность с общедоступными закаливающими процедурами, включая в комплексы физических упражнений элементы дыхательной гимнастики.
Принцип педагогической компетентности
Программа кружка поддерживает компетентный подход к образованию всех участников образовательных отношений и уделяет особое внимание формированию компетентности главных действующих лиц образовательного процесса: педагогов (приложение 2) и семей воспитанников (приложение 1), а также руководства и партнёров детского сада.
Структура программы.
Комплектование группы детей для занятий в физкультурно-оздоровительном кружке «ГТОшка» допускаются лица, отнесенные к I и II и группам. Допуск осуществляется врачами-педиатрами.
Способ организации детей на занятии в физкультурно-оздоровительной группе зависит от поставленной цели и задач каждого занятия. На занятиях используются три основных способа организации детей: фронтальный, групповой, индивидуальный.
Программа состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседы с воспитанниками на темы, предусмотренные программой, показ изучаемых элементов, подвижных игр, просмотр видеороликов. Практическая часть более чем на 90 % представлена практическими действиями – физическими упражнениями. Двигательный опыт воспитанников обогащается подвижными играми, гимнастическими упражнениями.
Для эмоционального комфорта во время организации и проведения двигательной активности детей способствует музыкальное сопровождение физкультурно оздоровительных занятий
Ожидаемый итоговый результат освоения программы:
Повышение уровня физического, психического здоровья детей.
Снижение количества дней, пропущенных одним ребенком по болезни.
Усвоение программы.
Нормализация статистических и динамических функций организма, общей и мелкой моторики.
Положительный результат темпов прироста физических качеств.
Скоординированность действий педагога и специалиста в физкультурно оздоровительной работе с детьми.
Повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей.
Содержание образовательной деятельности
Перспективный план
№ | Темы занятия | Кол-во часов |
1 | Комплекс ГТО в общеобразовательной организации | 1 |
2 | Правила поведения и техники безопасности при выполнении физических упражнений | 1 |
3 | Разминка и ее значение в занятиях физическими упражнениями | 1 |
4 | Метание теннисного мяча в цель (57 гр.) дистанция 6 м | 5 |
5 | Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамейке (от уровня скамьи – см) | 4 |
6 | Прыжки в длину с места толчком двумя ногами | 4 |
7 | Поднимание туловища из положения лежа на спине | 4 |
8 | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу | 5 |
9 | Челночный бег 30 м (с) | 3 |
10 | Смешанные передвижения 1000 м (мин, с) | 3 |
Тематический план
Основы знаний (3 часа).
Вводное занятие Комплекс ГТО в общеобразовательной организации: понятие, цели, задачи, структура, значение в физическом воспитании детей дошкольного возраста. Виды испытаний 1-й ступени комплекса ГТО, нормативные требования.
Занятие образовательно-познавательной направленности. Правила поведения на учебно-тренировочных занятиях в спортивном зале и на пришкольной площадке. Техника безопасности при выполнении физических упражнений комплекса ГТО. Требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями.
Занятия образовательно-познавательной направленности. Разминка и ее значение в занятиях физическими упражнениями. Упражнения для разминки и последовательность их выполнения. Дозирование физической нагрузки в разминке.
Двигательные умения и навыки.
Развитие двигательных способностей (27 часов)
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия | Наименование раздела | 1 | | Что такое ВФСК ГТО? | Основы знаний | 2 | | Правила поведения и техники безопасности при выполнении физических упражнений | Основы знаний | 3 | | Разминка и ее значение в занятиях физическими упражнениями | Основы знаний | 4 | | Челночный бег 30 метров | Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей | 5 | | Смешанные передвижения | Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей | 6 | | Смешанные передвижения | Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей | | 7 | | Прыжки в длину с места толчком двумя ногами. | Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей | | 8 | | Подтягивание туловища из положения лежа на спине. | Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей | | 9 | | Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье | Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей | | 10 | | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа | Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей | | 11 | | Прыжки в длину с места толчком двумя ногами. | Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей | | 12 | | Подтягивание туловища из положения лежа на спине | Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей | | 13 | | Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье | Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей | | 14 | | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа | Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей | | 15 | | Прыжки в длину с места толчком двумя ногами. | Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей | | 16 | | Подтягивание туловища из положения лежа на спине | Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей | | 17 | | Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье | Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей | | 18 | | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа | Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей | | 19 | | Прыжки в длину с места толчком двумя ногами. | Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей | | 20 | | Подтягивание туловища из положения лежа на спине | Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей | | 21 | | Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье | Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей | | 22 | | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа | Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей | | 23 | | Прыжки в длину с места толчком двумя ногами. | Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей | | 24 | | Подтягивание туловища из положения лежа на спине | Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей | | 25 | | Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье | Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей | | 26 | | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа | Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей | | 27 | | Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 метров | Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей | | 28 | | Метание мяча способом «из-за спины через плечо» из исходного положения стоя боком к направлению броска | Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей | | 29 | | «Мы готовы к ГТО!». Выполнение нормативов комплекса ВФСК ГТО (бег 30 м., метание мяча в цель) | Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей | | 30 | | «Мы готовы к ГТО!». Выполнение нормативов комплекса ВФСК ГТО (бег 30 м., метание мяча в цель) | Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей | |
ЧЕЛНОЧНЫЙ БЕГ 3Х10 МЕТРОВ
Челночный бег проводится на любой ровной площадке с твердым покрытием, обеспечивающим хорошее сцепление с обувью.
СМЕШАННОЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЕ
Смешанное передвижение состоит из бега, переходящего в ходьбу в любой последовательности. Проводится по беговой дорожке стадиона или любой ровной местности. Максимальное количество участников забега — 20 человек.
НАКЛОН ВПЕРЕД ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ СТОЯ НА ГИМНАСТИЧЕСКОЙ СКАМЬЕ
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье выполняется из исходного положения: стоя на гимнастической скамье, ноги выпрямлены в коленях, ступни ног расположены параллельно на ширине 10-15 см. Величина гибкости измеряется в сантиметрах. Результат выше уровня гимнастической скамьи определяется знаком «-», ниже – знаком «+».
МЕТАНИЕ ТЕННИСНОГО МЯЧА В ЦЕЛЬ, ДИСТАНЦИЯ 6 МЕТРОВ
Метание теннисного мяча в цель производится с расстояния 6 метров в закрепленный на стене гимнастический обруч диаметром 90 см. Нижний край обруча находится на высоте 2 метра от пола. Для метания теннисного мяча в цель используется мяч весом 57 грамм.
ПОДНИМАНИЕ ТУЛОВИЩА ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ЛЕЖА НА СПИНЕ
Поднимание туловища из положения лежа на спине выполняется из исходного положения: лежа на спине, на гимнастическом мате, руки за головой «в замок», лопатки касаются мата, ноги согнуты в коленях под прямым углом, ступни прижаты партнером к полу. Участник выполняет максимальное количество поднимание туловища за 1 минуту, касаясь локтями бедер (коленей), с последующим возвратом в исходное положение.
ПРЫЖОК В ДЛИНУ С МЕСТА ТОЛЧКОМ ДВУМЯ НОГАМИ
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами выполняется в соответствующем секторе для прыжков. Измерение производится по перпендикулярной прямой от места отталкивания до ближайшего следа, оставленного любой частью тела участника.
СГИБАНИЕ И РАЗГИБАНИЕ РУК В УПОРЕ ЛЕЖА НА ПОЛУ
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа выполняется из исходного положения: упор лежа на полу, руки на ширине плеч, кисти вперед, локти разведены не более чем на 45 градусов относительно туловища, плечи, туловище и ноги составляют прямую линию. Стопы упираются в пол без опоры. Засчитывается количество правильно выполненных циклов, состоящих из сгибаний и разгибаний рук, фиксируемых счетом судьи вслух или с использованием специальных приспособлений (электронных контактных платформ).
Список литературы
Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость - М. «Просвещение», 1981.
Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам - М. «Владос», 2001.
Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет - М. Творческий центр «Сфера», 2008.
Методические рекомендации по организации проведения испытаний (тестов), входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО)», одобренные на заседании Координационной комиссии Министерства спорта Российской Федерации по введению и реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» протоколом № 1 от 23.07.2014
Методические рекомендации по тестированию населения в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)», одобрен на заседании Координационной комиссии Министерства спорта Российской Федерации по введению и реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) протоколом № 1 от 23.07.2014 пункт II/1 и на заседаниях Экспертного совета по вопросам Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса 28.05.2014 и 27.08.2014г.).
Муравьёв В.А., Назарова Н.Н. Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста - М. «Айрис пресс», 2004.
Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 540 г. Москва «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)»
Приказ Минспорта России от 8 июля 2014 г. № 575 «Об утверждении Государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)»
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.06.2014 № 1165-р «О внедрении Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)»
Серых Л.В. Готовим дошкольников к сдаче норм физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)»: методические рекомендации/ Л.В. Серых, С.А. Невмывака, Л.Я. Кокунько, М.Г. Шламова и др. - Белгород: Графит, 2016. - 105 с.
Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ - М. ТЦ Сфера, 2005.
Утробина К.К. Занимательная физкультура для дошкольников - М. «Гном и Д», 2003.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Филиппова С.О., Волосникова Т.В. Олимпийское образование дошкольников - Санкт-Петербург. «Детство-пресс», 2007.
Шебеко В.Н. Дошкольный возраст: психомоторная одарённость - «Дошкольное воспитание» № 10, 2008.