И.о.директора МКОУ Юрловской основной школы педагог - наставник ________________________Е.Ю.Конкина _____________________Е.В.Вавилкина
"________" ____________________2020 г. "__________"__________________2020г.
Наставник: Вавилкина Елена Витальевна, учитель истории и музыки МКОУ Базарносызганской средней школы №1
Программа разработана на основании Положения о категории педагог - наставник, утвержденного Министерством образования и науки Ульяновской области (приказ №3 от 31 января 2020 г.)
Поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики.
Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.
Начинающему учителю необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности, в этом ему поможет педагог - наставник.
Программа «Становление молодого педагога» предусматривает организацию системной работы учителя-наставника с целью помощи молодому учителю в процессе его профессионального становления.
Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодого специалиста в коллективе, в процессе адаптации поддерживать педагога эмоционально, укреплять веру педагога в себя.
Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодого специалиста, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками.
Дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего учителя.
Повышать профессиональный уровень педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений.
Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности педагога.
Повышать продуктивность работы педагога и результативность образовательной деятельности.
Способствовать планированию карьеры молодого специалиста, мотивации к повышению квалификационного уровня.
№ | Перечень | Содержание | Сроки | Планируемый результат |
1 год |
1. | Выявление профессиональных проблем и образовательных запросов молодого специалиста | Подбор/разработка диагностических материалов, методик. Осуществление диагностических процедур (анкетирование, собеседование) | сентябрь | Индивидуальный образовательный маршрут молодого специалиста (далее – МС) |
2. | Изучение нормативно-правовой базы. Ведение школьной документации | Деятельность по изучению «Закона об образовании в РФ», локальных актов ОО. Составление рабочей программы. Обучение правилам заполнения журнала, заполнение электронного журнала | Сентябрь | Компетентность МС в заполнении школьной документации |
3. | Ознакомление с Профстандартом педагога | Разработка программы индивидуального профессионального саморазвития педагога | Октябрь | Наличие программы индивидуального профессионального развития |
4. | Обеспечение каналов многосторонней связи с МС | Создание на личном сайте/блоге наставника страницы для МС; организация общения посредством электронной почты | Сентябрь - октябрь | Возможность постоянного взаимодействия и общения |
5. | Проектирование и анализ образовательной деятельности в контексте требований ФГОС | Открытые занятия наставника, педагогов школы, их анализ. Практикумы по планированию каждого этапа учебного занятия. Разработка инструментария для самостоятельного проектирования урока МС. | В течении года | Компетентность молодого педагога в проектировании и анализе урока системно-деятельностного типа |
6. | Освоение современных образовательных технологий | Планирование и организация мастер-классов наставника и педагогов школы. Организация работы педмастерской по проектированию урока с использованием конкретных технологий обучения | В течении года | Обогащение опыта, умение молодого педагога использовать широкий арсенал современных методов и технологий обучения, динамика в освоении образовательных технологий. |
7. | Формирование позитивного имиджа педагога | Подборка материалов по вопросам педагогической этики, риторики, культуры. Сборник методических рекомендаций. Практикумы по решению педагогических ситуаций | В течении года | Культура общения с педагогами, родителями обучающихся, обучающимися, освоенные эффективные приемы. |
8. | Создание портфолио МС | Организация деятельности по изучению вопроса. Презентация портфолио наставником. | Ноябрь | Наличие портфолио МС |
9. | Мониторинг профессионального роста МС | Выбор диагностических методик. Осуществление мониторинга | В течении года | Коррекция индивидуального образовательного маршрута МС |
10. | Планирование работы на следующий год | Составление и корректировка плана на следующий год (с учетом результатов мониторинга и на основе перспектив работы на следующий год) | Май-июнь | Коррекция индивидуального образовательного маршрута МС |
11. | Итоги реализации программы | Подготовка отчета наставника и МС | Август | Отчет наставника и МС |
2 год |
1. | Моделирование воспитательной работы класса | Организация деятельности по изучению вопросов моделирования воспитательной работы в классе (проектирование целей, методы сплочения классного коллектива, особенности проектирования рабочей программы, оценка ее эффективности и др.) Консультации по созданию рабочей программы по воспитательной работе. Подборка методических рекомендаций для работы с родителями (тематика родительских собраний, тесты, памятки, сценарии тематических бесед и др.) | Сентябрь | Самостоятельное оформление МС школьной документации. Наличие рабочей программы по предмету, по воспитательной работе. |
2. | Описание методической темы МС | Оказание методической помощи наставником | Октябрь | Выбор методической темы МС, освоение технологии работы над выбранной темой |
3. | Введение в процесс аттестации. Требования к квалификации. | Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников | Ноябрь | Подготовка МС к прохождению аттестации. |
4. | Организация продуктивной деятельности | Разработка КИМов, ЦОР, УПЗ и др. | В течении года | Методические продукты |
5. | Проектирование уроков в контексте требований ФГОС | Организация самостоятельного проектирования урока МС. Видеосъемка уроков МС. Анализ и самоанализ уроков. | В течении года | Компетентность молодого педагога в проектировании и анализе урока системно-деятельностного типа |
6. | Аттестация | Консультирование по оформлению документов | Декабрь | Аттестация МС на первую квалификационную категорию |
7. | Мониторинг профессионального роста МС | Выбор диагностических методик. Осуществление мониторинга | Апрель - май | Коррекция индивидуального образовательного маршрута МС |
8. | Определение плана на следующий год | Разработка плана работы с МС (с учетом результатов мониторинга и на основе перспектив работы на следующий год) | Май- июнь | Коррекция индивидуального образовательного маршрута МС |
9. | Итоги реализации программы | Подготовка отчета наставника и МС | Август | Отчет наставника и МС |
3 год |
1. | Разработка рабочей программы учителя, программы воспитательной работы с классом. Ведение школьной документации. | Индивидуальное консультирование по возникающим вопросам | Сентябрь | Самостоятельно разработанные рабочие программы по предмету, программы воспитательной работы с классом. Компетентность в оформлении школьной документации. |
2. | Организация внеурочной деятельности | Организация и проведение практикум по разработке программы внеурочной деятельности. | Сентябрь | Наличие программы внеурочной деятельности МС |
3. | Подготовка к профессиональным конкурсам | Организация мероприятий по подготовке МС к профессиональным конкурсам | В течение года | Участие МС в профессиональных конкурсах |
4. | Продуктивная деятельность | Организация деятельности педагогической мастерской по разработке и реализации телекоммуникационной инициативы | В течение года | Совместный проект |
5. | Методическая выставка достижений МС | Оказание методической помощи | Январь | Систематизация наработок профессиональной деятельности. |
6. | Мониторинг профессионального роста МС | Выбор диагностических методик. Осуществление мониторинга | Май - июнь | Опредение уровня профессионализма молодого педагога |
7. | Итоги реализации программы | Подготовка отчета наставника и МС | Август | Отчет наставника и МС |
1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.