СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа профессиональной учебной дисциплины «Базы данных»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа профессиональной учебной дисциплины «Базы данных» предназначена для организации занятий по базам данных, реализующем профессиональную программу среднего образования в пределах освоения ППКРС СПО по профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов, на базе основного общего образования, сроком обучения 1 год 10 месяцев.

Программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Базы данных» для профессиональных образовательных утверждённой протоколом федерального учебно-методического объединения в системе среднего профессионального образования по УГПС 09.00.00: Протокол №10/2023 от «27» июня 2023 г.

Программа содержит требования к результатам обучения, структуру и содержание курса, условия реализации и сведения по контролю и оценке результатов.

Просмотр содержимого документа
«Программа профессиональной учебной дисциплины «Базы данных»»



Приложение
















ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП. 03 БАЗЫ ДАННЫХ






























- 2024 -

Программа профессиональной учебной дисциплины «Базы данных» предназначена для организации занятий по базам данных, реализующем профессиональную программу среднего образования в пределах освоения ППКРС СПО по профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов, на базе основного общего образования, сроком обучения 1 год 10 месяцев.

Программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Базы данных» для профессиональных образовательных утверждённой протоколом федерального учебно-методического объединения в системе среднего профессионального образования по УГПС 09.00.00: Протокол №10/2023 от «27» июня 2023 г.

Программа содержит требования к результатам обучения, структуру и содержание курса, условия реализации и сведения по контролю и оценке результатов.






СОДЕРЖАНИЕ


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 4

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 11

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 12







ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
    1. Место дисциплины в структуре профессиональной образовательной программы

Профессиональная дисциплина «Базы данных» является обязательной частью профессионального цикла профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов, на базе основного общего образования

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 02


    1. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:

      1. Цель общеобразовательной дисциплины

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются

Умения:

  • анализировать задачу, выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;

  • использовать современное программное обеспечение;

  • использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач;

  • грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе;

  • кратко обосновывать и объяснять свои действия;

  • создавать новые и использовать стандартные шаблоны документов;

  • сохранять документы в различных цифровых форматах;

  • преобразовывать и перекомпоновывать данные;

  • формировать отчеты с помощью запросов к базам данных;

  • выполнять обновление информацию в базах данных.

Знания:

  • приемов структурирования информации;

  • формата оформления результатов поиска информации, современных средств и устройств информатизации; порядка их применения и программного обеспечения в профессиональной деятельности в том числе с использованием цифровых средств;

  • особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений

  • правила чтения текстов профессиональной направленности

  • создания структурированных документов и документов слияния;

  • создания документов на основе шаблонов;

  • преобразования форматов и осуществление перекомпоновки данных в текстовых документах;

  • принципа организации информационных и архитектуру баз данных;

  • основных положений теории баз знаний.

  • видов и правил построения запросов к базам данных.


      1. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО

Общие компетенции

Планируемые результаты обучения

Общие

Дисциплинарные

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

OK 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

ПК 1.2. Выполнять преобразование данных, связанных с изменениями структуры документов

ПК 1.6. Формировать запросы для получения информации в базах данных

ПК 1.7. Выполнять операции с объектами базы данных


Метапредметные результаты:

работа с информацией:

  • владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

  • создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

базовые исследовательские действия:

  • владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

  • способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;

  • осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;

  • уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

  • уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

  • выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;

  • ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;


  • анализировать задачу, выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;

  • использовать современное программное обеспечение;

  • использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач;

  • грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе;

  • кратко обосновывать и объяснять свои действия;

  • создавать новые и использовать стандартные шаблоны документов;

  • сохранять документы в различных цифровых форматах;

  • преобразовывать и перекомпоновывать данные;

  • формировать отчеты с помощью запросов к базам данных;

  • выполнять обновление информацию в базах данных;

  • знать приемы структурирования информации;

  • знать формата оформления результатов поиска информации, современных средств и устройств информатизации; порядка их применения и программного обеспечения в профессиональной деятельности в том числе с использованием цифровых средств;

  • знать особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений

  • знать правила чтения текстов профессиональной направленности

  • знание создания структурированных документов и документов слияния;

  • знание создания документов на основе шаблонов;

  • знание преобразования форматов и осуществление перекомпоновки данных в текстовых документах;

  • знать принцип организации информационных и архитектуру баз данных;

  • знать основные положения теории баз знаний.

  • Знать виды и правила построения запросов к базам данных.





Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы)

Код

Выражающий осознанную готовность к непрерывному образованию и самообразованию в выбранной сфере профессиональной деятельности.

ЛР29

Понимающий специфику профессионально-трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений, готовый учиться и трудиться в современном высокотехнологичном мире на благо государства и общества

ЛР30

Обладающий сформированными представлениями о значении и ценности выбранной профессии, проявляющий уважение к своей профессии и своему профессиональному сообществу, поддерживающий позитивный образ и престиж своей профессии в обществе.

ЛР32

Умеющий выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.

ЛР40

Использующий современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.

ЛР41




  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Объем дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Объем в часах

Объем общеобразовательной программы

36

в том числе:


Основное содержание, в том числе:

36

теоретическое обучение

8

практические занятия

26

Самостоятельная работа студента

2



2.2. Тематический план и содержание дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное). Лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии).

Объем часов

Формируемые

компетенции

1

2

3

4

Раздел 1. Виды информации и методы ее обработки

8
(6+2)

OK 01 OK 02 OK 04
OK 05 OK 09.

ПК 1.2 ПК 1.6 ПК 1.7

ЛР29 ЛР30 ЛР32 ЛР40 ЛР41

Тема 1.1 Основные понятия баз данных

Содержание учебного материала

2

Основные понятия теории БД. Анализ предметной области

Тема 1.2 Взаимосвязи в моделях

Содержание учебного материала

2

Логическая и физическая независимость данных

Тема 1.3 Реляционный подход к построению моделей

Содержание учебного материала

2

Типы моделей данных. Реляционная модель данных. Реляционная алгебра

Тема 1.4 Общие сведения о базах данных

Практическая работа №01

2

Как устроены базы данных и как они работают. Что такое электронные библиотеки и для чего они применяются. Форматы файлов электронных документов.

Раздел 2. Проектирование баз данных

12
(2+10)

OK 01 OK 02 OK 04
OK 05 OK 09

ПК 1.2 ПК 1.6 ПК 1.7

ЛР29 ЛР30 ЛР32 ЛР40 ЛР41

Тема 2.1 Этапы проектирования баз данных

Содержание учебного материала

2

Основные этапы проектирования БД. Концептуальное проектирование БД

Тема 2.2 Нормализация баз данных

Практическая работа №02

2

Нормализация БД

Тема 2.3 Средства проектирования баз данных

Практическая работа №03

2

Средства проектирования структур БД. Организация интерфейса с пользователем

Тема 2.4 Создание проекта БД

Практическая работа №04

2

Создание проекта БД. Создание БД. Редактирование и модификация таблиц

Тема 2.5 Создание файла проекта базы данных

Практическая работа №05

2

Создание файла проекта базы данных. Создание интерфейса входной формы. Использование исполняемого файла проекта БД, приемы создания и управления.

2

Тема 2.6 Проектирование реляционной БД

Практическая работа №06

2

Проектирование реляционной БД. Нормализация таблиц.

Раздел 3. Организация запросов SQL

16
(0+14+2СРС)

OK 01 OK 02 OK 04
OK 05 OK 09

ПК 1.2 ПК 1.6 ПК 1.7

ЛР29 ЛР30 ЛР32 ЛР40 ЛР41

Тема 3.1 Основные понятия языка SQL

Практическая работа №07

2

Основные понятия языка SQL. Синтаксис операторов, типы данных.

Тема 3.2 Создание, модификация и удаление таблиц

Практическая работа №08

2

Создание, модификация и удаление таблиц. Операторы манипулирования данными

Тема 3.3 Организация запросов на выборку данных

Практическая работа №09

2

Организация запросов на выборку данных при помощи языка SQL

Тема 3.4 Сортировка и группировка данных

Практическая работа №10

2

Сортировка и группировка данных в SQL

Тема 3.5 Создание и модификация таблиц БД

Практическая работа №11

2

Создание и модификация таблиц БД. Выборка данных из БД. Модификация содержимого БД.

Тема 3.6 Обработка транзакций

Практическая работа №12

2

Обработка транзакций. Использование функций защиты для БД

Тема 3.7 Создание базы данных

Самостоятельная работа студента

2

Создание базы данных

Тема 3.8 Дифференцированный зачет

Практическая работа №13

2

Дифференцированный зачет

ВСЕГО:

36 часов



  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

    1. Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Оборудование учебного кабинета:

  • Оборудование компьютерной лаборатории:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • маркерная доска;

  • учебно-методическое обеспечение.

Технические средства обучения:

  • компьютеры по количеству обучающихся;

  • локальная компьютерная сеть и глобальная сеть Интернет;

  • лицензионное системное и прикладное программное обеспечение;

  • лицензионное антивирусное программное обеспечение;

  • лицензионное специализированное программное обеспечение;

  • мулыимедиапроектор



3.2 Информационное обеспечение обучения

3.2.1 Основные источники

Нестеров С. А. БАЗЫ ДАННЫХ 2-е изд. Учебник и практикум для СПО М.:Издательство Юрайт 06.10.2023

Стружкин Н. П., Годин В. В. БАЗЫ ДАННЫХ: ПРОЕКТИРОВАНИЕ. Учебник для СПО М.:Издательство Юрайт 15.05.2019

Стасышин В. М., Стасышина Т. Л. БАЗЫ ДАННЫХ: ТЕХНОЛОГИИ ДОСТУПА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО М.:Издательство Юрайт 24.05.2018

Б. Я. Советов, В. В. Цехановский, В. Д. Чертовской. БАЗЫ ДАННЫХ 4-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО М.:Издательство Юрайт 24.01.2024


Основные электронные издания

1. Голицына, О. Л. Основы проектирования баз данных [Электронный ресурс]: учебное пособие / О. Л. Голицына, Т. Л. Партыка, И. И. Попов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2021. — 416 с. - Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/1190668

2. Грошев, А. С. Основы работы с базами данных: учебное пособие для СПО / А. С. Грошев. — Саратов: Профобразование, 2021. — 255 c. — ISBN 978-5-4488-1006-0. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/102199

3. Молдованова, О. В. Информационные системы и базы данных: учебное пособие для СПО / О. В. Молдованова. — Саратов: Профобразование, 2021. — 177 c. — ISBN 978-5-4488-1177-7. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/106617

4. Швецов, В. И. Базы данных: учебное пособие для СПО / В. И. Швецов. — Саратов: Профобразование, 2019. — 219 c. — ISBN 978-5-4488-0357-4. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/86192

5. Волк, В. К. Базы данных. Проектирование, программирование, управление и администрирование / В. К. Волк. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 340 с. — ISBN 978-5-8114-9682-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/198584


Интернет-ресурсы:

www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — ФЦИОР).

www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

www.intuit.ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу «Базы данных»).

www.lms.iite.unesco. org (Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по информационным технологиям).

http://ru.iite.unesco.org/publications (Открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕСКО» по ИКТ в образовании).

www.megabook. ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Математика.

Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»).

www.ict.edu.ru (портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»).

www.digital-edu.ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образования»).

www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Федерации).

www.freeschool.altlinux.ru (портал Свободного программного обеспечения).

www.heap.altlinux.org/issues/textbooks (учебники и пособия по Linux).

www.books.altlinux.ru/altlibrary/openoffice (электронная книга «ОpenOffice.org: Теория и практика»).

https://urait.ru/ образовательная платформа



  • КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций



Общая/профессиональная компетенция/личностные результаты

Раздел/Тема

Тип оценочных мероприятий

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

Раздел 1. Темы 1.1-1.4

Раздел 2. Темы 2.1-2.6

Раздел 3. Темы 3.1-3.8


- устный опрос;

- фронтальный опрос;

- оценка контрольных работ;

- наблюдение за ходом выполнения лабораторных работ;

- оценка выполнения лабораторных работ;

- оценка практических работ (решения качественных, расчетных, профессионально ориентированных задач);

- оценка тестовых заданий;

- наблюдение за ходом выполнения индивидуальных проектов и оценка выполненных проектов;

- оценка выполнения домашних самостоятельных работ;

- наблюдение и оценка решения кейс-задач;

- наблюдение и оценка деловой игры;

- дифференцированный зачет

OK 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

ПК 1.2 Выполнять преобразование данных, связанных с изменениями структуры документов

ПК 1.6. Формировать запросы для получения информации в базах данных

ПК 1.7. Выполнять операции с объектами базы данных

ЛР29

ЛР30

ЛР32

ЛР40

ЛР41




7