ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
Развитие современного общества, многомерное и стремительное, вносит свои коррективы во все сферы жизнедеятельности человека. Быстроменяющиеся информационные технологии, глобальные открытия в области науки и техники, стимулируют человека к постоянному совершенствованию, непрерывному образованию на протяжении всей жизни. От этого зависит успешность человека в современном обществе, его социальная и профессиональная востребованность. Причем, общество предъявляет к человеку высокие требования. Сегодня важно способствовать развитию "профессиональной мобильности", предполагающей адаптированность, гибкость личности в профессиональной сфере.
Программа "Умелые руки" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности.
Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром. Данная программа ориентирована на формирование, развитие и самореализацию личности ребёнка, что является доминирующей установкой современного воспитания и образования в сфере социально-культурной деятельности.
При создании программы учтен опыт имеющихся программ по отдельным видам декоративно-прикладного искусства, методической литературы и собственного практического опыта.
Ведущей идеей программы является оптимальное сочетание творческого и интеллектуального развития личности ребенка на занятиях по декоративно-прикладному творчеству в условиях учреждения дополнительного образования детей.
Цель и задачи программы
Представленная образовательная программа реализуется через деятельность творческого объединения «Умелые руки».
Целью данной программы является создание условий для развития художественно-творческих способностей через обучение работе с различными декоративными материалами.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
развить мотивацию личности к познанию и творчеству;
сформировать знания, практические умения и навыки работы с различными материалами, первоначально основанных на знаниях школьного курса по трудовому обучению;
обеспечить обучающихся возможностью познания мира профессии дизайнера, художника-витражиста;
сформировать общетрудовые навыки, умения (преимущественно ручного труда), основ трудовой и экологической культуры, умения сотрудничества в трудовом процессе;
развить наблюдательность, зрительное воображение, фантазию, аккуратность и усидчивость;
развить самостоятельность и способности решать творческие задачи, создавать творческие работы.
Теоретическая новизна, практическая значимость
и особенности программы
Содержание программы оптимально объединяет разнообразные виды детского творчества (выжигание по дереву, витражи, работа с тестом, природными материалами, бисером, изготовление картин из кожи, а также каркасные куклы, обереги и украшения), которые ориентированы на развитие фантазии. Ведь в любом деле важно не только обладать необходимыми знаниями, но и уметь их применять, а это уже предопределяет умение комбинировать, искать новые пути. Фантазия, предполагающая независимость мышления, формирует умение самостоятельно мыслить, что является основной составляющей социальной адаптации и успеха в наш век жестокой рыночной конкуренции. Программа «Умелые руки» учит ребенка быть наблюдательным.
Новизна программы в том, что весь материал выдаётся под необычным углом зрения, заставляет ребенка задуматься, обсудить вместе с ним «маленькие творческие проблемы», как с равным.
Практическая значимость программы заключается в том, что занятия в объединении «Умелые руки» предоставляют детям возможность приобрести практический опыт, узнать, как сочетать разнообразные не сочетаемые материалы, проводить эксперименты и опыты.
Особенности программы. На основе заложенных в программу знаний обучающиеся получают дополнительные сведения о специфике профессии дизайнера, художника-витражиста, людей, связанных с работой по изготовлению сувениров, а также поможет познать свои профессионально важные качества, степень и потенциал их развития, понять свои склонности, способности и сориентировать учащихся на дальнейшее обучение. Это может быть художественно-эстетический профиль – отделение дизайна института искусств и культуры, что способствует уменьшению вероятности ошибки в выборе профиля будущей профессии.
Большое внимание в процессе реализации данной программы уделяется развитию творческой активности личности. Выявление и развитие потенциала каждого обучаемого, раскрытие его способностей требуют учета индивидуальных особенностей мышления в процессе обучения. Для педагога важна максимальная ориентация на творческое начало в работе. В основе обучения лежит индивидуально-групповая работа, которая позволяет дифференцированно и с учетом возрастных, психологических особенностей подойти к каждому ребенку. Разноуровневое содержание заданий позволяет строить образовательный процесс на основе личностно-ориентированного подхода – не научить и передать свои знания ребенку, а подвигнуть его к самоизменению, к раскрытию природной одаренности, что помогает найти оптимальный уровень для развития творческих способностей каждого.
Формы и методы реализации программы
Методика преподавания в объединении художественно-эстетической направленности предоставляет возможность для внедрения разнообразных форм, методов и приемов обучения и воспитания. Обоснованность применения различных методов обусловлена тем, что нет ни одного универсального метода для решения разнообразных творческих задач.
Используются традиционные методы обучения:
- словесные (рассказ, описание, объяснение, беседа);
-наглядные (демонстрация образцов, дидактических материалов, натуральных объектов, пособий);
-практические (упражнения, работа с природными материалами, выполнение заданий).
Типы занятий: изучение новой информации, занятия по формированию новых умений, обобщение и систематизация изученного, практическое применение знаний, умений (закрепление), комбинированные занятия, контрольно-проверочные занятия.
Разные типы и формы занятий создают условия для развития познавательной активности, повышения интереса детей к обучению. Стимулирующим методом является поощрение (похвала, одобрение, благодарность).
Реализация вышеперечисленных методов дополняется методами контроля: педагогическое наблюдение, беседы, устные опросы, анализ результатов деятельности, психологические вопросники.
Сроки реализации программы
Программа составлена с учетом возрастных особенностей обучаемых и рассчитана на год обучения. На занятия отводится 72 часа, по 8 часов в неделю. Возраст обучающихся - средний и старший школьный (от 10 до 16 лет).
В результате освоения программы «Умелые руки» воспитанники получат целый комплекс знаний и приобретают определенные умения.
Учебно-тематический план
№ | Тема занятий | Всего | Теория | Практика |
1. | Вводные занятия | | | |
| 1.1. Сувениры | 2 | 0,5 | 1,5 |
| 1.2. Материалы и принадлежности | 2 | 0,5 | 1,5 |
2. | Каркасные куклы | | | |
| 2.1. Изготовление каркаса | 4 | 0,5 | 3,5 |
| 2.2. Формирование фигуры | 6 | 1 | 5 |
| 2.3. Изготовление костюма на куклу | 2 | 0,5 | 1,5 |
3. | Выжигание по дереву | | | |
| 3.1. Материалы и принадлежности. | 2 | 0,5 | 1,5 |
| 3.2. Разработка шаблонов, эскизов | 2 | 0,5 | 1,5 |
| 3.3. Перевод рисунка на доску | 2 | 0,5 | 1,5 |
| 3.4. Выжигание на доске | 4 | 1 | 3 |
| 3.5. Оформление работы орнаментом, покрытие лаком | 6 | 1 | 5 |
4. | Витражи | | | |
| 4.1. Материалы и принадлежности | 2 | 0,5 | 1,5 |
| 4.2. Изготовление эскизов, схем | 2 | 0,5 | 1,5 |
| 4.3. Нанесение контура | 4 | 0,5 | 3,5 |
| 4.4. Заливка цветом | 4 | 0,5 | 3,5 |
| 4.5. Оформление работ | 2 | 0,5 | 1,5 |
5. | Народный зимний календарь | | | |
| 5.1. «Мастерская Деда Мороза» (новогодние сувениры) | 4 | 1 | 3 |
| 5.2. Снежинки | 2 | | 2 |
6. | Ткачество | | | |
| 6.1. Разработка рисунка, подбор орнамента | 2 | 0,5 | 1,5 |
| 6.2. Плетение различных узоров | 2 | 0,5 | 1,5 |
| 6.3. Плетение пояса | 2 | 0,5 | 1,5 |
7. | Работа с тестом | | | |
| 7.1. Замешивание теста, работа с цветом | 2 | 0,5 | 1,5 |
| 7.2. Создание различных фигурок | 4 | 0,5 | 3,5 |
8. | Работа с кожей | | | |
| 8.1. Материалы и принадлежности | 2 | 0,5 | 1,5 |
| 8.2. Изготовление лепестков розы | 2 | 0,5 | 1,5 |
| 8.3. Изготовление листьев и стеблей | 2 | 0,5 | 1,5 |
| 8.4. Соединение деталей, создание композиции | 2 | 0,5 | 1,5 |
| Всего: | 72 | 14,5 | 57,5 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вводные занятия.
Беседа о разнообразии сувениров и о сырье для их изготовления. Отображения красоты окружающей жизни и родной природы. Знакомство с материалом и оборудованием.
2. Каркасные куклы
Знакомство с каркасными куклами. Изготовление каркаса из проволоки. Формирование фигуры куклы. Работа с различными лоскутами ткани, ватой, синтипоном. Знакомство с национальными костюмами. Разработка костюма для куклы.
3. Выжигание по дереву.
Знакомство с таким видом декоративно-прикладного творчества, как выжигание. Работа с выжигательным прибором, проработка точных линий развивает тонкую моторику руки и усидчивость, что особенно важно для развития ребёнка.
Основы подбора рисунка. Виды орнамента. Знакомство с необходимыми материалами и инструментами.
4. Витражи.
Знакомство с видами современных витражей. Как создаются витражи; как выбрать рисунок для витража; способы переноса рисунка на витражное стекло; материалы и инструменты для самостоятельного изготовления витража.
5. Народный зимний календарь.
Изготовление новогодних сувениров. Знакомство с различными поверьями, сказками и легендами. Изготовление поздравительных открыток. Основы вырезания ажурных снежинок.
6. Ткачество.
Знакомство с таким ремеслом, как ткачество. Подбор рисунка и цветовой гаммы. Основы плетения поясов на ткацком станке. Виды поясов и головных уборов.
7. Работа с тестом.
Секреты замешивания теста. Работа с цветом. Лепка различных фигурок. Декорирование готовых изделий.
8. Работа с кожей.
Знакомство с таким непростым материалом, как кожа. Изучение инструментов для работы, а также материалов. Специфика изготовления лепестков, листьев, стеблей. Создание композиции.