СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности «Живая планета»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Живая планета»»



«Рассмотрено»

На заседании методического совета

Протокол №__________

от «_______»_________2020 г.












«Утверждено»

На заседании педагогического совета

Протокол № __________

от «_____»______________ 2020 г.

Директор ОГБОУ

«Скопинская школа- интернат»

___________________ Н.Д. Фаткина




Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Скопинская школа-интернат»






Программа внеурочной деятельности

«Живая планета»

(общеинтеллектуальное направление)

для учащихся 5 класса

на 2021 – 2022 учебный год











Составитель:

Учитель Исайкин В.В.







Скопин, 2021 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности экологической напрвленности «Живая планета» для обучающихся 5 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана на основе следующих нормативных документов:

- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012;

- Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1);

-Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (приказ Минобразования РФ от 10.04. 2002г. № 29/2065-п);

-Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2015г.;

- Учебного плана ОГБОУ «Скопинская школа-интернат»;

- Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в специальной (коррекционной) школе-интернате.

Направленность программы: общеинтеллектуальная / естественнонаучная/ экологическая.

Цели программы:

  1. Обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду;

  2. Формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роли и места человека в биосфере, активной роли человека как социального существа;

  3. Формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране на основе знаний об организации и эволюции органического мира.

Задачи программы:


Обучающие:

  1. дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;

  2. научить применять на практике полученные знания;

  3. формировать представления о краеведческой работе, о воинском долге и верности отечеству.


Воспитательные:

  1. осуществлять индивидуальный подход к учащимся, подобрать такие виды деятельности для каждого, в которых в которых будут созданы ситуации успешности для каждого.

  2. прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;

  3. воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;

  4. воспитывать потребность в общении с природой;

  5. способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;

  6. способствовать укреплению здоровья ребят посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.


Коррекционные:

  1. развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;

  1. формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при  взаимодействии с миром природы;

  1. повышать общий интеллектуальный уровень подростков;

  1. развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.

Основная задача программы - не просто дать знания, а скорее научить учиться и воспитать человека, любящего свою Родину, счастливого, умеющего делать счастливыми других.

На занятиях учащиеся учатся ставить проблемные вопросы и их решать, проявляя при этом творческие способности, умение аналитически мыслить.

Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач данной программы .

Актуальность: Перед школой ставится задача формирования экологической культуры учащихся. Традиционный термин «охрана природы» лишь частично затрагивает весь комплекс экологических проблем современности, которые потребовали нового философского осмысления, коренного пересмотра ряда социально-экономических вопросов, новых научных поисков и более полного последовательного отражения аспектов экологии в школьной программе по биологии.

Новизна: Первой задачей экологического образования является формирование у личности адекватных экологических представлений, экоцентрического сознания. Развитие дополнительного экообразования – исключительно важное направление работы образовательных и природоохранных учреждений и общественных организаций.

Педагогическая целесообразность: Настоящая программа предоставляет возможность педагогу планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня в совместной с детьми внеурочной познавательной деятельности. Рассмотрение вопросов экологии родного края - это повод привлечь внимание школьников к гуманитарным проблемам общества. Организация обсуждения школьниками данных проблем дает возможность педагогу влиять на формирование их отношений к Природе и Человеку как к базовым ценностям современного общества, развивать в детях гуманистическое мировоззрение, воспитывать в них чувство уважения к жизни вообще. Это, в свою очередь, создает благоприятную почву для включения школьников в различные социально ориентированные, гуманитарные акции, позволяющие им приобретать важный для своего собственного развития опыт социальной деятельности.


Отличительные особенности: Внеурочная работа всегда способствует формированию у учащихся нравственности и духовности, развивает любознательность, интерес к предметам естественно – научного цикла, самостоятельность.

● Учащиеся учатся приобретать новые знания, самостоятельно находя их в дополнительной литературе.

● В связи с тем, что многие учащиеся знакомятся с алкоголем и никотином довольно рано, то антиалкогольные и противоникотиновые мероприятия помогают пропаганде среди школьников правильного образа жизни.

● Во внеурочной работе учащиеся могут лучше проявить свои знания, а также общепринятые человеческие качества.


Межпредметные связи:

1. Данная работа связывает экологию со всеми предметами (литературой, изобразительным искусством, музыкой, русским языком …)

2. При защите исследовательской работы учащиеся учатся делать компьютерные презентации, тем самым знакомятся с современными ИКТ.

3. Внеурочная работа способствует экологическому воспитанию детей, помогает им выбрать будущую профессию, и не стеснена рамкам урока.


УУД: личностные: жизненное, личностное, профессиональное самоопределение, действия смыслообразования и нравственно-эстетического оценивания, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях и др;

регулятивные: целеполагание, планирование, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция и др;

познавательные: самостоятельное определение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, анализ, синтез объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование и др;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, владение речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка и т.д.


Сроки реализации, режим занятий, возраст детей: Реализация программы опирается на полученные знания по природоведению, биологии, географии, краеведению. Программа кружка рассчитана на учащихся 5 класса, на 1 год, 1 занятие в неделю,34 часа в год.

Формы занятий: Программа предполагает организацию внеурочной деятельности в форме дополнительных занятий познавательной направленности. В течение всего курса предусматривается несколько направлений, которые объединяют всю программу: изучение истории и природы родного края, фенологические наблюдения, прослеживание демографической обстановки. Занятия осуществляются как в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий, так и в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций, на свежем воздухе для изучения объектов природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на природу, развития физической активности школьников и их оздоровления.

Одним из основных принципов организации деятельности программы является принцип занимательности. В течение всего периода на занятиях используются игровые моменты, физкультминутки. Уменьшить негативную эмоциональную и психическую нагрузку позволяет использование театрализованных постановок, сказок, что также даёт возможность быть успешным в центре внимания.

Вся деятельность учащихся при выполнении индивидуальных или групповых заданий имеет общественно полезную направленность. К общественно - полезной работе относится изготовление оборудования для проведения уроков экологии, выполнение исследовательских работ по изучению природы родного края, проведение акций «Чистый город», «Дорогою добра», «Зеленый листок», «Помоги ближнему» и др. Всё это даёт огромный воспитательный эффект, так как раскрывает практическое значение получаемых на занятиях кружка знаний, способствует их самостоятельному приобретению, вырабатывает умение на основе разрозненных внешних факторов выявлять закономерности. В ходе выполнения общественно полезных заданий у учащихся воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям и уважение к труду.

Содержание курса

Тема 1. Введение (1 час)

Что такое экология? Роль науки в рациональном использовании природных богатств.

Тема 2. Зеленый пояс Земли (7 часов)

Растения – необходимое условие здоровья человека. Что такое лес? Панорама лесов. Типы лесов. Правовая охрана лесных ресурсов. Заочная экскурсия в лес. Лесные этажи – ярусы лиственного леса. Зеленая аптека - лекарственные растения. Растения под охраной. Практическая работа «Изучение правил сбора, использования и хранения дикорастущих растений»

Тема 3. Жизнь под землей (4 часа)

Почва – среда жизни растений и организмов. Состав и структура почвы. Плодородие почвы. Деятельность червей, насекомых в процессе почвообразования. Практическая работа «Ознакомление с почвенным составом местности»

Тема 4. Разнообразие цветковых растений (7 часов)

Группы растений по их хозяйственному значению: дикорастущие и плодовоягодные. Медоносные растения. Значение пчел для нормальной жизни растений. Сорняки и их значение. Роль цветковых растений в природе и жизни человека. «Красная книга Рязанской области». Нормы и правила поведения по отношению к дикорастущим растениям. Создание презентации, проекта «Зачем нужны цветковые растения?» Практическая работа «Определение травянистых, лекарственных, древесных, кустарниковых растений с помощью определителя»

Тема 5. Удивительный мир животных (14 часов)

Муравьи – друзья леса, санитары леса. Охрана муравейников. Методика их расселения. Хищные насекомые, их роль в природе (жужелицы, божьи коровки, осы и др.) Насекомые – опылители. Пчела медоносная, бортовая, шмели. Действие антропогенного фактора на численность насекомых. Охрана насекомых. Видовой состав и разнообразие птиц . Причины перелетов птиц. Действие природного и антропогенного факторов на гибель птиц при перелете. Охрана птиц. 1 апреля – Всемирный день птиц. Изучение видового состава зимующих птиц. Наблюдения о наиболее интересных явлениях из жизни птиц. Видовое многообразие млекопитающих. Особенности отношений «Хищник - жертва». Что значит «вредное» и «полезное» животное? Правовая охрана диких животных. Охраняемые виды млекопитающих нашей местности. Практическая работа «По следам животных и птиц». Подкормка животных и птиц, развешивание кормушек для птиц.


Ожидаемый результат:

В ходе реализации программы учащиеся должны проявлять:

● познавательный интерес к изучению природы и влияния на неё человека;

● бережное отношение к природе;

● творческую активность к познанию окружающего мира;

● духовно-нравственные качества, воспринимать себя как человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

знать:

● что такое природа;

● правила поведения в природе;

● что такое охрана природы;

● основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды;

● глобальные экологические проблемы;

● экологическую ситуацию родного города, района и области;

● разнообразие комнатных растений, способы их выращивания;

● съедобные и ядовитые грибы, способы оказания первой помощи при отравлении грибами;

● особенности растительного и животного мира Рязанской области, Скопинского района, редкие и охраняемые растения и животные родного края;

● основы здорового образа жизни;

● влияние вредных факторов на здоровье человека;

● основы безопасности при возникновении опасных жизненных ситуаций;

● способы оказания первой помощи при травмах, ушибах, кровотечениях.

уметь:

● оценивать экологическую ситуацию;

● выполнять правила поведения в природе;

● ухаживать за комнатными растениями;

● наблюдать за погодой, явлениями природы;

● составлять температурные графики;

● составлять карту местности;

● оказать первую помощь при ушибах, переломах, кровотечениях, отравлениях;

● правильно вести себя в ситуациях, опасных для жизни;

● участвовать в природоохранных акциях;

● изготовлять поделки из природных материалов;

● работать с научной литературой;

● самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.


Формы подведения итогов реализации программы:

● выставки поделок из природных материалов;

● выставки рисунков;

● учебно-исследовательские конференции;

● демонстрация презентаций, экологических представлений;

● участие в школьных, муниципальных, областных, всероссийских, международных конкурсах, акциях.


Методическое обеспечение программы

Методы обучения:
Лекции, практические работы, экскурсии, фенологические наблюдения, практическая деятельность.


Материально-техническое обеспечение:

  • выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий, материалы для оформления и творчества детей,

  • наличие канцелярских принадлежностей,

  • аудиоматериалы и видеотехника,

  • компьютеры,

  • телевизор,

  • проектор,

  • экран и др.

  1. Вебмикс “Познавательная деятельность”

  2. Вебмикс "Тепловые двигатели" (http://eorhelp.ru/node/36130 ) - ЭОРы и ЦОРы

  3. Новый шаг для объединения - "Исследователь.ru" информационный Интернет-портал нового поколения для обеспечения исследовательской деятельности учащихся в условиях современного развития общества.

  4. Московское областное отделение Общероссийского общественного движения творческих педагогов  "Исследователь"

  5. Волгоградское региональное отделение общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь»

  6. ЛОТ «Образование для Новой Эры»  

  7. Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства

  8. Экологический цент "Экосистема"

  9. Фонд социальных проектов "Вертикаль"

  10. Я - исследователь  

  11. Иллюстративно-хронологические материалы по общеобразовательным предметам

  12. Экологическое образование и просвещение.

  13. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/24c23892-00cf-2fce-fe72-a5ccfc02b52c/44771/?interface=themcol

  14. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/21176/?interface=catalog

http://sc.uriit.ru/dlrstore/0aa16c08-ad07-4cf2-b53b-047d0bf26d18/site2/tests/tests_soc_eco.htm

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/24c23892-00cf-2fce-fe72-a5ccfc02b52c/44765/?interface=themcol

  1. Коллекция ЦОР: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/24c23892-00cf-2fce-fe72-a5ccfc02b52c/44771/?interface=themcol

  1. Технологии защиты атмосферы. ЦОР. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/61d0f1f5-4991-11dc-8314-0800200c9a66/?

  1. Демонстрация значения озонового слоя для защиты живых организмов от космического воздействия. ЦОР.  http://school-collection.edu.ru/catalog/res/78e7405a-0a01-022a-0054-616901603dec/?from=8584a783-5224-47ca-9b28-477942881364&interface=teacher&class=47&subject=26

  1. Сохранение ресурсов литосферы. ЦОР. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/21877a49-1394-48b1-ad31-e94ddc1dc03a/?interface=teacher&class=47&subject=26

  1. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования Режим доступа: [http://mon.gov.ru]

  1. Модель организации внеурочной деятельности обучающихся в рамках ФГОС НОО Режим доступа: [http://volsk-gymnazya.edusite.ru]

  1. Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования: Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 //Управление начальной школой.- 2011.-№8.-С.60-69

  1. Туровец, М. Н. Организация внеурочной деятельности по работе с одаренными детьми /М.Н. Туровец. Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/568079/]

  1. Буданова, О.В. Портфолио и внеурочная деятельность в начальной школе /О.В.

  1. Буданова //Завуч начальной школы.- 2011.-№6.-С.3-14

  1. Степанов, Е.Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов /Е.Н. Степанов //Завуч начальной школы.- 2011.-№6.-С.36-48

  1. Степанов, Е.Н. Некоторые формы организации внеурочной воспитывающей деятельности в начальной школе /Е.Н. Степанов //Завуч начальной школы.- 2011.-№6.-С.20-35

  1. Степанов, Е.Н. Внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования: вопросы, ответы, комментарии/Е.Н. Степанов //Завуч начальной школы.- 2011.-№6.-С.15-19

  1. Сабельникова, С.И. Организация внеурочной деятельности обучающихся /С.И. Сабельникова //Управление начальной школой.- 2011.-№3.-С.4-22



Учебно-тематический план

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теоретич.

занятия

Практич.

занятия

1

Введение.

1

1


2

Зеленый пояс Земли.

7

5

2

3

Жизнь под землей.

4

2

2

4

Разнообразие цветковых растений

7

5

2

5

Удивительный мир животных.

14

9

5


Итоговое занятие

1

1



ИТОГО

34

23

11



Список литературы

Для педагога:

  1. Конвенция о правах ребёнка. Нью – Йорк; ЮНИСЕВ 1991г.

  2. Постановление правительства РФ от 7. 03. 1995г. За№233 «Об утверждении типового положения об учреждении дополнительного образования детей».

  3. Энциклопедия большая советская. Москва 1978г. Том №29.

  4. Энциклопедия для детей. Биология. Москва «Аванта +» 1993г.

  5. Энциклопедия для детей. Геология. Москва «Аванта +» 1993г.

  6. Биология газеты.

  7. Биология в школе (журналы).

  8. Изгаршев А.В. «Поговорим о них». Общество 1993.

  9. Бадьева Э.А. «Животные в нашем доме». Свердловск 1990г.


Для учащихся:

  1. Брем А.Э. Жизнь животных в трёх томах. Терра 1992г.

  2. Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2000г.

  3. Кашинская Е.А. Всё обо всём. М 1999г.

  4. Тайны живой природы М. Росмэн 1995г.

  5. Соло для позвоночника А. Ситель Москва 2006г.

  6. Целительные силы Г. П. Малахов АО «Комплект» 1995г.

  7. Книга о здоровье под редакцией Ю.П. Лисицина Москва 1998г.

  8. Журналы «Юный натуралист», «Вокруг света».

  9. Александровская Л.П. Истории строки. Ростов-на-Дону, 2004.   









Календарно-тематическое планирование на 2021-2022 учебный год


Содержание темы

Дата

по плану

факти

чески


Тема 1. Введение (1 час)



1

Что такое экология? Роль науки в рациональном использовании природных богатств.




Тема 2. Зеленый пояс Земли (7 часов)



2

Растения – необходимое условие здоровья человека.



3

Что такое лес? Панорама лесов. Типы лесов. Правовая охрана лесных ресурсов.



4

Заочная экскурсия в лес



5

Лесные этажи – ярусы лиственного леса.



6

Зеленая аптека - лекарственные растения.



7

Растения под охраной



8

Практическая работа «Изучение правил сбора, использования и хранения дикорастущих растений»




Тема 3. Жизнь под землей (4 часа)



9

Почва – среда жизни растений и организмов.



10

Состав и структура почвы. Плодородие почвы.



11

Деятельность червей, насекомых в процессе почвообразования.



12

Практическая работа «Ознакомление с почвенным составом местности»




Тема 4. Разнообразие цветковых растений (7 часов)



13

Группы растений по их хозяйственному значению: дикорастущие и плодовоягодные.



14

Медоносные растения. Значение пчел для нормальной жизни растений.



15

Сорняки и их значение.



16

Роль цветковых растений в природе и жизни человека.



17

«Красная книга Рязанской области». Нормы и правила поведения по отношению к дикорастущим растениям.



18

Создание презентации, проекта «Зачем нужны цветковые растения?»



19

Практическая работа «Определение травянистых, лекарственных, древесных, кустарниковых растений с помощью определителя»




Тема 5. Удивительный мир животных (14 часов)



20

Муравьи – друзья леса, санитары леса. Охрана муравейников. Методика их расселения.



21

Хищные насекомые, их роль в природе (жужелицы, божьи коровки, осы и др.)



22

Насекомые – опылители. Пчела медоносная, бортовая, шмели.



23

Действие антропогенного фактора на численность насекомых. Охрана насекомых.



24

Видовой состав и разнообразие птиц Скопинского района



25

Причины перелетов птиц. Действие природного и антропогенного факторов на гибель птиц при перелете.



26

Охрана птиц. 1 апреля – Всемирный день птиц.



27

Изучение видового состава зимующих птиц.



28

Наблюдения о наиболее интересных явлениях из жизни птиц.



29

Видовое многообразие млекопитающих Скопинского района



30

Особенности отношений «Хищник - жертва». Что значит «вредное» и «полезное» животное?





31

Правовая охрана диких животных. Охраняемые виды млекопитающих нашей местности.



32

Практическая работа «По следам животных и птиц».



33

Подкормка животных и птиц, развешивание кормушек для птиц.



34

Итоговое занятие




Итого:

34