МБОУ Землянозаимская СШ
Чановского района
Новосибирской области
Согласовано зам.директора по УВР ____________(Романова Л.В) «___» ______2014г. | Утверждаю Директор школы ____________( Вагнер В. А) «____»_________________2014г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по патриотическому воспитанию
«Я живу в России»
за курс начальной школы
2014 -2015 уч. год.
Количество часов: 135ч
Составитель:
учитель начальных классов
Куринная А.П.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа “Я живу в России” разработана на основе РБУП для государственных и муниципальных образовательных учреждений НСО, реализующих программы общего образования на 2014- 2015 г., утверждённого приказом Министерства образования науки НСО от 05.07.2013г. №1724; на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учётом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения. В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Программа “Я живу России” является основой к программе духовно-нравственного , патриотического развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учётом воспитательной, учебной, внеурочной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России. Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях сохранения преемственности “славных боевых и трудовых традиций”; проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
Беседы
Предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО)
Классный час
Сообщения
Встречи с интересными людьми
Литературно – музыкальные композиции
Просмотр и обсуждение видеоматериала
Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
Поездки, походы по историческим и памятным местам
Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
Творческие конкурсы
Выставки декоративно-прикладного искусства
Коллективные творческие дела
Соревнования
Праздники
Викторины
Интеллектуально-познавательные игры
Трудовые дела
Тренинги
Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране, селе
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
Заочные путешествия
Акции благотворительности, милосердия
Творческие проекты, презентации
Проведение выставок семейного художественного творчества
Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная)
Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования.
Время проведения: четверг 13.30.
Общая характеристика курса
Программа “Я живу в России” используется с 1-4 классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
1. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.
Задачи:
-формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
-формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
-воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
-формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
Предполагаемый результат деятельности:
высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте», конкурс «Ученик года», беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании, дни Здоровья, спортивные мероприятия, выпуск тематических газет, беседы по профориентации, акции милосердия.
2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.
Задачи:
-формировать уважение к членам семьи;
-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Предполагаемый результат деятельности:
-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама – самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я – дружная семья», концерт для родителей «От всей души», праздники «Семейные традиции», «Только раз в году», фотовыставка «Я и моя семья», классные часы с привлечением родителей, совместные праздничные вечера, день открытых дверей «День школы», родительские собрания, педагогический лекторий для родителей.
3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству.
Задачи:
-воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина
Предполагаемый результат деятельности:
умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.
Мероприятия: экскурсии в музеи, на художественные выставки и фотовыставки, посещение театров и кинотеатров, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок, конкурс художественной самодеятельности «Звездопад» (конкурсы мастеров художественного слова, вокалистов, хоровых коллективов, инструменталистов, театральных и танцевальных коллективов), выставки книг, книжкина неделя, КВН.
4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.
Задачи:
- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат деятельности:
осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном Уставе «Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя учительница», организация дежурств, игры «Самое сильное звено», «Проще простого о вежливости», конкурс сочинений «Наша школа в будущем», конкурс поздравлений, выпуск плакатов ко Дню учителя, концерт для учителей, акция «Библиотеке - нашу помощь», конкурс классных комнат «Самый уютный класс», конкурс классных уголков, трудовой десант «Укрась территорию школы», акция «Неделя пятерок».
5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Задачи:
- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности:
убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, встреча с работниками прокуратуры «Об ответственности несовершеннолетних», лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн.
6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Задачи:
- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Предполагаемый результат деятельности:
обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Мероприятия: круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы. «Укрась кусочек планеты», «Цветник у школы», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима», «В гости к зелёной аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой».
Описание места курса внеурочной деятельности
Организация работы по программе “Я живу в России ” в 1-4 классах рассчитана на 1 час в неделю и предполагает 4 ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся:
1 ступень – 1 класс «Маленькие Россияне»;
2 ступень – 2 класс «Моя Малая Родина»;
3 ступень – 3 класс «Россия – Родина моя»;
4 ступень – 4 класс «Я – гражданин России».
Описание ценностных ориентиров содержания внеурочной деятельности
Программа “Я живу в России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
-воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
-становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- уважительное отношение к иному мнению, истории, культуре других народов, родной природе.
-потребность ведения здорового образа жизни.
Метапредметные результаты:
-использование основных интеллектуальных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение для осуществления целей и задач учебной деятельности,
-умение слушать собеседника и вести диалог;
-овладение навыками смыслового чтения;
-умение формулировать собственное мнение и позицию.
Предметные результаты:
В познавательной сфере:
-ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке;
-открытие родного языка как предмета изучения;
-осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры;
-осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, понятий о добре и зле, дружбе, честности.
-понимание особой роли России в мировой истории.
В ценностно - ориентированной сфере:
-формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
-осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации;
-формирование представлений о Родине;
-природе , как одной из важнейших основ здоровья и гармоничной жизни человека и общества.
Ценностные установки и планируемые результаты курса:
Ценностные установки:
любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,
долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
родная земля, заповедная природа, планета Земля;
красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
Планируемые результаты:
Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.
Критерии | Индикатор | Измеритель |
Обретение чувства гражданственности, патриотизма и уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Имеет четкое представление о принадлежности к РФ | Анкета |
Испытывает чувство гордости за родную страну | Анкета, педагогическое наблюдение, педагогический анализ |
Имеет представление о понятии «гражданин» | Анкета |
Имеет начальные представления о правах, свободах и обязанностях человека | Анкета, анализ творческих работ, собеседование |
Сформированность моральных норм и правил поведения | Соблюдает моральные нормы и правила поведения | Методика изучения уровня воспитанности, наблюдение педагогов, родителей |
Ценностное отношение к учебному труду; сформированность первоначальных навыков общественно-полезной и личностно-значимой деятельности | Имеет ценностную установку «Учение», «Труд» | Методика изучения ценностных установок и ориентаций, портфолио обучающихся, результаты выполнения проектных работ |
Участвует в общественно-полезной деятельности | Мониторинг участия в общественно-полезных делах, акциях |
Ценностное отношение к природе, окружающей среде | Имеет ценностную установку «Природа» | Методика изучения ценностных установок и ориентаций, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ |
Ценностное отношение к прекрасному, сформированность представления об эстетических идеалах | Имеет ценностную установку «Прекрасное», интерес к чтению, произведениям искусства, спектаклям, концертам, выставкам, музыке. | Методика изучения ценностных установок и ориентаций, педагогическое наблюдение, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ |
Ценностное отношение к семье, старшему поколению | Имеет ценностную установку «Семья», начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями | Анкета, анализ творческих и проектных работ, собеседование, отзывы родителей |
Развитое социальное партнерство | Степень участия и эффективность взаимодействия с учреждениями дополнительного образования | Анализ воспитательной работы класса, отзывы социальных партнеров, достижения обучающихся |
В результате реализации программы ожидается:
-развитие творческих способностей;
-осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
-способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
-осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:
доброжелательный;
порядочный;
самодисциплинированный;
уверенный;
терпимый (толерантный);
самостоятельный;
ответственный;
целеустремленный (особенно к знаниям);
внимательный к сверстникам;
аккуратный;
уважительный;
любящий;
интеллектуальный;
здоровый;
общительный;
любознательный;
сопереживающий;
воспитанный;
трудолюбивый;
открытый;
активный;
коммуникабельный;
социально зрелый и др.
В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом.
Содержание программы 1 класс
Раздел № п/п | Название раздела | Количество часов |
1. | « Я и я» | 4 |
2. | «Я и семья» | 6 |
3. | «Я и культура» | 5 |
4. | « Я и школа» | 8 |
5. | «Я и моё Отечество» | 6 |
6. | «Я и планета» | 4 |
Итого: | | 33 |
Содержание учебного курса
1 класс «Маленькие Россияне» - 33ч
Общий годовой план работы составляет -33ч, из них: теоретических -12, практических -21
1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Я, ты, мы. Мой сосед по парте.
Кто что любит делать.
Антиреклама вредных привычек. Диагностика
2.“Я и семья”(6ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь?
Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки.
Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.
Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки
3.“Я и культура”(5ч) – формирование отношения к искусству.
Дары природы. Мисс осени.
История моего города.
Откуда пришли елочные игрушки. Встречаем Масленицу.
Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала.
4.“Я и школа”(8ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости.
Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор.
Экскурсии по школе, по школьному двору. Акции.
5.“Я и мое Отечество”(6ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Мои права и обязанности.
Они защищают Родину. Мои родные – защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина?
Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(4ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Планета просит помощи. Маленькая страна.
Мягкие лапки, а в лапках царапки. В гости к зеленой аптеке. Конкурсы рисунков. Экскурсии, экологические акции.
Содержание программы 2 класс
Раздел № п/п | Название раздела | Количество часов |
1. | «Я и я» | 4 |
2. | « Я и семья» | 5 |
3. | «Я и культура» | 4 |
4. | «Я и школа» | 6 |
5. | «Я и моё Отечество» | 9 |
6. | «Я и планета» | 6 |
Итого: | | 34 |
2 класс «Моя Малая Родина» - 34ч
Общий годовой план работы составляет -34ч, из них: теоретических -13, практических -21
1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе, другим людям.
Я – ученик. Мой портфель.
Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.
Диагностика. Сбор игр.
2.“Я и семья”(5ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
Я помощник в своей семье.
Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья.
Конкурсы рисунков, сочинений.
3.“Я и культура”(4ч) – формирование отношения к искусству.
Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города.
Что посеешь, то и пожнешь.
Широкая Масленица.
Экскурсии в музей, на выставки.
4.“Я и школа”(6ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка. Школьная символика (гимн, герб, флаг).
Конкурсы сочинений. Трудовой десант.
5.“Я и мое Отечество”(9ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права.
Моё любимоесело. Наше село. О чем шепчут названия улиц родного села.
След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану.
Конкурсы рисунков, экскурсии в музей, на выставки, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(6ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном селе. Знай и люби свой край.
Экология нашего села. День добрых волшебников.
Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.
Вывешивание кормушек, выставки рисунков.
Содержание программы 3 класс
Раздел № п/п | Название раздела | Количество часов |
1. | «Я и я» | 4 |
2. | « Я и семья» | 5 |
3. | «Я и культура» | 5 |
4. | «Я и школа» | 7 |
5. | «Я и моё Отечество» | 8 |
6. | «Я и планета» | 5 |
Итого: | | 34 |
3 класс «Россия – Родина моя» - 34ч
1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать.
Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком.
Диагностика.
2.“Я и семья”(5ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали.
Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мой папа – мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки.
Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел.
Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Операция «Красный крест».Народный лечебник. Бабушкины советы.
Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам.
3.“Я и культура”(5ч) – формирование отношения к искусству.
Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука.
Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской.
Мои любимые книги. Дети войны. Встреча с местными поэтами.
Новогодние зарисовки. Экскурсия в снежный городок «Новогодняя сказка».
Экскурсии в музей, на выставки, , библиотеку.
4.“Я и школа”(7ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем.
Вежливая улица. По каким правилам мы живем.
Мастерская по изготовлению сувениров. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка.
Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Диагностика. Трудовой десант. Высаживание рассады.
5.“Я и мое Отечество”(8ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России.
Село, в котором я живу. Наша республика. Дорогая моя столица. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. История страны в названиях улиц. История Отечества. Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории? Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества!
О подвигах женщин в военное время.
Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(5ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном селе. Сад на окошке.
Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены. Сад на окошке.
Чем живет планета Земля? Судьба Земли – наша судьба.
Акции. Конкурсы сочинений, рисунков. Высаживание рассады.
Содержание программы 4 класс
Раздел № п/п | Название раздела | Количество часов |
1. | «Я и я» | 4 |
2. | « Я и семья» | 5 |
3. | «Я и культура» | 6 |
4. | «Я и школа» | 6 |
5. | «Я и моё Отечество» | 7 |
6. | «Я и планета» | 6 |
Итого: | | 34 |
4 класс «Я – гражданин России» - 34ч
1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Кто я? Какой я? Откуда я родом? Хочу и надо. Тест «Познай себя».
Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов.
Конкурсы на лучшее письмо. Диагностика.
2.“Я и семья”(5ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
День пожилого человека. Песни бабушек. Панорама добрых дел.
Забота о родителях – дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.
Акции. Конкурсы песен. Мини – проект. Оформление фотовыставки.
3.“Я и культура”(6ч) – формирование отношения к искусству.
Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины.
О красоте, моде и хорошем вкусе.
Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию».
Как встречают Новый год в разных странах. Масленица.
Конкурс на лучший рецепт блинов.
4.“Я и школа”(6ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Продолжаем изучать Школьный Устав.
Школьный двор. Десант чистоты и порядка.
Я и мой класс. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.
Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика. Высаживание рассады.
5.“Я и мое Отечество”(7ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика России. Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения.
Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш интерес.
От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин России.
Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. Мы – россияне.
О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города – герои.
Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(6ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
В ответе за тех, кого приручили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.
Тропы природы. Волшебный мир руками детей. Природа в поэзии.
Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены.
Моё село. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Новый год шагает по планете. Я - житель планеты Земля. Берегите природу.
Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологических сказок, стихов.
Календарно- тематическое планирование 1 – 4 класс
1 класс «Маленькие Россияне» - 33ч
Тема по программе. Тема и номер урока. | Всего | Теория | Прак- тика |
1. Праздник первого звонка. | 1 | | 1 |
2. Мой школьный дом. Экскурсия по школе. | 1 | 1 | |
3. Моя семья – моя радость. | 1 | 1 | |
4. Правила поведения в школе. Урок – игра. | 1 | | 1 |
5. Экскурсия по школьному двору. | 1 | 1 | |
6. Я, ты, мы. Игра. | 1 | | 1 |
7. Кто что любит делать. Конкурс викторина. | 1 | | 1 |
8. Мисс Осени. | 1 | | 1 |
9. Дары природы. Конкурс поделок из природного материала. | 1 | | 1 |
10. Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь? | 1 | 1 | |
11. Моя красивая мама. Конкурс рисунков. | 1 | | 1 |
12. Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием. | 1 | 1 | |
13. История моего села. Экскурсия в музей | 1 | 1 | |
14. Мой сосед по парте. Час откровенного разговора. | 1 | 1 | |
15. Законы жизни в классе. Урок – игра. | 1 | | 1 |
16. Откуда пришли елочные игрушки. Экскурсия. | 1 | 1 | |
17. Фотографии из семейного альбома. Презентация. | 1 | | 1 |
18. Школа вежливости. Беседа. | 1 | 1 | |
19. Маленькая страна. Экологическая акция. | 1 | | 1 |
20. Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков. | 1 | | 1 |
21. Они защищают Родину. Конкурс стихов. | 1 | | 1 |
22. Загляните в мамины глаза. Праздник. | 1 | | 1 |
23. Встречаем Масленицу. | 1 | | 1 |
24. Планета просит помощи. Конкурс рисунков посвященные Дню Земли. | 1 | | 1 |
25. Слушаем сказки моей бабушки. | 1 | 1 | |
26. Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина. | 1 | | 1 |
27. Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен. | 1 | | 1 |
28. В гости к зеленой аптеке. Экскурсия в природу. | 1 | 1 | |
29. Мои родные – защитники Родины. Фотовыставка. | 1 | | 1 |
30. Маленькие герои большой войны. Урок Мужества. | 1 | 1 | |
31. Десант чистоты и порядка. | 1 | | 1 |
32. Самый красивый школьный двор. Акция. | 1 | | 1 |
33. С чего начинается Родина? КВН | 1 | | 1 |
2 класс «Моя Малая Родина» - 34 ч
Тема по программе. Тема и номер урока. | Всего | Теория | Прак- тика |
1. Урок Мира. | 1 | 1 | |
2. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). | 1 | 1 | |
3. Обязанности ученика в школе. Беседа. | 1 | 1 | |
4. Осень в родном селе. Фотоконкурс. | 1 | | 1 |
5. Подумай о других. Беседа с элементами игры. | 1 | 1 | |
6. Я – ученик. Беседа с творческим заданием. | 1 | 1 | |
7. Родной край в древности. Экскурсия в музей. | 1 | 1 | |
8. Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры. | 1 | 1 | |
9. Я люблю свою школу. Конкурс сочинений. | 1 | | 1 |
10. Мой портфель. Игра – экспромт. | 1 | | 1 |
11. Моя любимая мамочка. Презентация. | 1 | | 1 |
12. Школьная символика (гимн, герб, флаг) | 1 | 1 | |
13. Моё любимое село. Беседа. | 1 | 1 | |
14. Наше село. Конкурс визиток. | 1 | | 1 |
15. О чем шепчут названия улиц родного села. Конкурс рисунков. | 1 | | 1 |
16. Самый уютный класс. Конкурс. | 1 | | 1 |
17. Экология нашего села. Беседа. | 1 | 1 | |
18. День добрых волшебников. Вывешивание кормушек. | 1 | | 1 |
19. Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры. | 1 | 1 | |
20. Мы и наши права. Урок – игра. | 1 | | 1 |
21. Игры на развитие произвольных процессов. | 1 | | 1 |
22. Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений. | 1 | | 1 |
23. Мама, папа, я – дружная семья. Конкурс – соревнование. | 1 | | 1 |
24. По каким правилам мы живем в школе? Игра. | 1 | | 1 |
25.Широкая масленица. Игра.
26. Творческие люди нашего села. Выпуск буклетов. | 1 | | 1 |
27. Здесь живет моя семья. Заочное путешествие. | 1 | | 1 |
28. Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие. | 1 | | 1 |
29. День птиц. Выставка рисунков. | 1 | | 1 |
30. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Экскурсия в музей. | 1 | 1 | |
31. Герои Советского союза – наши земляки. Урок Мужества. | 1 | 1 | |
32. Открытка ветерану. Акция. | 1 | | 1 |
33. Десант чистоты и порядка. | 1 | | 1 |
34. Знай и люби свой край. Викторина. | 1 | | 1 |
3 класс «Россия – Родина моя » - 34 ч
Тема по программе. Тема и номер урока. | Всего | Теория | Прак- тика |
1.Кому нужна помощь? | 1 | 1 | |
2.Кто что любит и умеет делать? | 1 | | 1 |
3.Мы все такие разные. | 1 | 1 | |
4.Для чего я рождён? Моё имя. | 1 | | 1 |
5.Мой папа и мама – мастера на все руки. | 1 | | 1 |
6.Доброта в стихах и сказках. | 1 | 1 | |
7.Что такое хорошо, а что такое плохо. | 1 | 1 | |
8.Пожилые люди добрые люди. | 1 | 1 | |
9.Моя семья -моя радость. | 1 | 1 | 1 |
10.Музыкальная азбука. Песни о Родине. | 1 | | 1 |
11.Богатыри Земли Русской. | 1 | 1 | |
12.Дети войны. | 1 | 1 | |
13.Снежный городок. «Новогодняя сказка» | 1 | | 1 |
14.Мои любимые книги. | 1 | 1 | |
15. Мои права и обязанности. Школьный Устав. | 1 | 1 | |
16.Наша школа в будущем. | 1 | | 1 |
17.Мастерская по изготовлению сувениров. | 1 | | 1 |
18.Десант чистоты и порядка. | 1 | | 1 |
19. Мой класс- моя семья. | 1 | 1 | |
20.Какая я в школе? | 1 | 1 | |
21. Сценки из школьной жизни. | 1 | | 1 |
22. Конституция – основной закон страны. | 1 | 1 | |
23.Урок мира и добра. | 1 | 1 | |
24.Символы Российского государства. | 1 | 1 | |
25. Село, в котором я живу. | 1 | 1 | |
26.Дорогая моя столица. | 1 | 1 | |
27.О подвигах женщин в военное время. | 1 | 1 | |
28.Они служили в армии. | 1 | 1 | |
29.Путешествие по стране. | 1 | 1 | |
30.Весна в родном селе. | 1 | | 1 |
31.Животные из Красной книги. 32.Животные- рекордсмены. | 1 | 1 1 | |
33.Судьба Земли- наша судьба. 34.Высаживание рассады. | 1 | 1 | 1 |
4 класс « Я – гражданин России » - 34 ч
Тема по программе. Тема и номер урока. | Всего | Теория | Прак- тика |
1.Кто я? Какой я? | 1 | 1 | |
2.Письмо самому себе. | 1 | | 1 |
3.Мир моих интересов. | 1 | | 1 |
4.Правила честного человека | 1 | 1 | |
5.День пожилого человека. | 1 | | 1 |
6.Забота о родителях – дело совести каждого. | 1 | | 1 |
7.Фотовыставка «Я и моя семья» | 1 | | 1 |
8.Наша домашняя коллекция. | 1 | | 1 |
9.Мои семейные обязанности. | 1 | | 1 |
10.Знаменитые писатели и поэты. | 1 | 1 | |
11.Образ русской женщины. | 1 | 1 | |
12.О красоте, моде и хорошем вкусе. | 1 | 1 | |
13.Новый год в разных странах. | 1 | 1 | |
14.Масленица. | 1 | | 1 |
15.Музыкальный калейдоскоп. | 1 | 1 | |
16.Школьный Устав. | 1 | 1 | |
17.Мой лучший школьный друг. | 1 | 1 | |
18.Наши классные обязанности. | 1 | | 1 |
19.Зачем нужно учиться в школе? | 1 | 1 | |
20.Конкурс рисунков о школе. | 1 | | 1 |
21.Десант чистоты и порядка. | 1 | | 1 |
22.Символика России. | 1 | 1 | |
23.Поговорим о толерантности. | 1 | 1 | |
24.Государственный праздник –День согласия и примирения. 1
25.Есть такая профессия –Родину защищать. | 1 | 1 | |
26.Победа деда – моя победа. | 1 | 1 | |
27.Герои войны. Города-герои. | 1 | 1 | |
28.Изготовление праздничных открыток. | 1 | | 1 |
29.Природа в поэзии. 30.Мы в ответе за тех, кого приручили. | 1 | 1 1 | |
31.Растения – рекордсмены. | 1 | 1 | |
32.Забота о птицах в разное время года. | 1 | | 1 |
33.Поделки из природного материала (бросовый материал) | 1 | | 1 |
34.Берегите природу! | 1 | 1 | |
Материально - техническое обеспечение образовательного процесса
1.Компьютер с принтером.
2. Электронное приложение к учебным предметам (диски СД)
3.Наглядный материал школьного музея.
4.Набор детской художественной литературы по патриотическому направлению (из ресурса школьной библиотеки и КДЦ ).
Список литературы
1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
2. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004г..
3. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
4. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.
5. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
6. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
7. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников
[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
8. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
9. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
10. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.
11. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.
12. Сборник рабочих программ «Школа России» Москва «Просвещение» 2011 г. Авторы: С.В. Анащенкова, М. А. Бантова и др.