2. | Актуализация знаний с фиксацией индивидуальных затруднений | Послушайте слова: Слова неприятели спорят весь день: Один скажет: «Солнце!» Другой скажет: «Тень!» Один скажет: «Близко!» Другой: «Далеко!» Один скажет: «Низко!» Другой: «Высоко!» Какие особенные слова встречаются в этом стихотворении? А в математике есть ли противоположности? Назовите. Назовите несколько отрицательных чисел? (учитель записывает ответы учащихся на доске в столбец) Поставьте каждому из них в пару положительное число ( учитель записывает ответы учащихся на доске в столбец) Как мы можем назвать эти числа? -Как вы думаете, какими математическими понятиями мы с вами будем сегодня заниматься? Как мы сформулируем тему нашего урока? Запишем в тетрадях сегодняшнее число, тему урока. | Антонимы, противоположные Есть, сложение-вычитание; умножение-деление; положительные числа –отрицательные числа противоположные Противоположными числами Противоположные числа | Построение логической цепи рассуждений, Выдвижение гипотез и их обоснование Анализ, сравнение, подведение под понятие Прогнозирование; | Определение границы знания незнания; предвосхищение уровнем нового знания обнаруживают и формулируют тему совместно с учителем | Оформление мысли в устной речи с учётом речевых ситуаций; умение при необходимости отстаивать точку зрения, аргументируя её, подтверждая фактами; умениепринимать точку зрения другого; |
4 | Решение проблемной ситуации | Ребята, а где могут располагаться и где нам удобно расположить числа в математике упорядоченно, каждое на своём месте? -На каком рисунке изображена координатная прямая? Что она должна обязательно содержать? Дайте определение координатной прямой. Почему рис. 1 и 3 не соответствуют этому определению? Молодцы, правильно! Давайте посмотрим на координатную прямую в рабочих листах. Отметим точки с координатой 5 и -5 К 5 мы идём от нуля в какую сторону на? А к -5 мы идём ………….. . На сколько единиц? А теперь, ребята, глядя на доску скажите: как расположены эти числа на координатной прямой? как мы можем назвать эти числа? В математике - науке точной, всё должно быть строго и чётко. Попробуем, следуя схеме, дать определение противоположных чисел. Слайд. Какое же число противоположно 5? -3? Отметим на координатной прямой. -Числа 3 и -3 называются …(противоположными), т. к. они …(отличаются только знаком). Задание: найдите противоположное данному число (слайд) Назовите общие признаки этих чисел и их отличия. –Числа -2 и 5 отличаются знаком, они тоже являются противоположными, я права? -Значит, как точнее дать определение противоположных чисел? Заполним схему, для определения понятия противоположных чисел Сформулируйте определение противоположных чисел, на основе «Кластера» и расскажите друг другу. Отметьте в «карте успеха» как рассказал ваш товарищ: поставьте 1 балл- если определение составлено верно. | На координатной прямой Отвечают на вопросы: На рис.2 Начало отсчёта, единичный отрезок , направлений Прямая с выбранными на ней началом отсчёта, ед. отрезком и направлением называется координатной прямой -не задано направление; -не выбран единичный отрезок, нач. отсчёта Работают в листах, отмечают точки вправо влево, на 5 ед. отрезков противоположные составление кластера для определения противоположных чисел выбирают противоположные Равное расстояние до начала отсчёта, лежат на одной координатной прямой, отложены от одной и той же точки О Лежат по разные стороны от точки О. Возможные ответы: разные знаки. Нет, так как расстояния от нуля до этих чисел не равны. Числа, которые отличаются только знаком, называются противоположными. Учащиеся в парах рассказывают определение противоположных чисел, отмечают результат в «карте успеха». | Определение способов разрешения проблемы Анализ, доказательство; подведение под понятие, выведение следствий в диалоге с учителем совершенствуют критерии оценки и пользуются ими в ходе оценки и самооценки, самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; Передают содержание в сжатом (развёрнутом) виде | ; контроль, коррекция; оценка | умеют оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций; умеют слушать других, принять другую точку зрения, изменить свою точку зрения; высказывают свою точку зрения и учатся её обосновывать, приводя аргументы; организовывают учебное взаимодействие в группе, строят конструктивные взаимоотношения со сверстниками |
5 | Закрепление учебного материала с включением в общую систему знаний Физминутка | Число, противоположное числу а, обозначается -а Если а=21, то -а=-21 Читаем: число противоположное 21, это число -21. Если а=-7,8 , а=7,8 Читаем: число противоположное -7,8 это число 7,8 Если а = 4,2 , то -а = -4,2 читаем: Если а = -14.8, то –а = 14.8 Читаем -(-15)=? Как прочитать это выражение? И что это за число? Прочитайте и ответьте: -(-2¼) = Устно выполним №926- учебника : найдем противоположные числа для данных. -Сколько можно подобрать противоположных для каждого числа? -Всегда ли это так? -Есть ли число противоположное самому себе? Вывод: у каждого числа, кроме 0, только одно противоположное число. Выполним упражнение № 2 из рабочих лисов в парах: решите уравнение, запишите ответ и число, противоположное ответу. Проверим. Оцените. Выполним задание № 3 Запишите числа противоположные данным и расшифруйте фамилию математика -1½; 4,7; 0; -6,91; 5¾; -9 В И Д М А Н Проверим. Оцените. Как же в жизни и практике помогают нам противоположные знаки «+» и «-». Мини-проект учащегося. -А теперь давайте отдохнём. Физминутка (проводит ученик) Молодцы! Ребята, скажите, пожалуйста, у каждого ли числа есть противоположное? Сколько противоположных чисел у числа 8? 27? Как называются числа 8, 27? Все натуральные числа, им противоположные и ноль называют целыми числами. Натуральные числа + 0 + числа, противоположные натуральным Целые числа Отметим точки с координатами 3 и -3. Посмотрите на координатную прямую: какие целые числа находятся между -3 и 3? -7 и -2 Выполните задание №4 в рабочих листах: Запишите все целые числа, которые находятся между : 1 вар: -2 и 3 2 вар: -4 и 2 Проверим по ключу Оцените в карте успеха | Записывают в тетради с комментированием число, противоположное числу 4,2 это число -4,2 число, противоположное числу -15 – это 15 число, противоположное числу -2¼ – это 2¼ одно нет 0 Двое учащихся работают у доски Выполняют упражнения в парах Выступление учащегося: Очень давно знаки «+» и « - « широко применялись в торговой практике. Купцы, торговавшие вином, на пустых бочках ставили «-«, означавший «убыль». Если бочку заполняли вином, то знак «-« перечёркивали и получался «+», означавший «прибыль». Символы «+» и « - « как математические знаки ввёл в 15 веке чешский математик Ян Видман. Я даю вам задание, а вы выполняете противоположное. 1. Наклоны влево туловища: раз, два, три, четыре; вправо: раз, два, три, четыре. 2. наклоны головы влево-вправо: раз, два, 3. Наклоны головы вверх-вниз : раз, два, 4.Плечи подняли-опустили. Да По одному: -8 и -27 Запись схемы -2; -1; 0; 1; 2 -6; -5; -4; -3 Выполнение задания по вариантам | Самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; записывают выводы в виде правил «если …., то …..», делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи, знаково-символические обозначения Синтез Передают содержание в сжатом (развёрнутом) виде, Построение логической цепи рассуждений Классификация знаково-символические | Планирование; сличение способа действий с образцом в диалоге с учителем совершенствуют критерии оценки и пользуются ими в ходе оценки и самооценки контроль, коррекция; оценка; волевая саморегуляция используют наряду с основными и дополнительные средства(справочная литература, средства ИКТ) Контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция | Планирование учатся организовывать учебное взаимодействие в группе, строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками; Слушают других Управляют поведением |
6 | Самостоятельная работа | Задание №5 в рабочих листах. Проведём с вами графический диктант. Если вы согласны с утверждением, ставите «+», а если не согласны «-». Эти противоположные знаки помогут нам сегодня оценить вашу работу. Два числа, отличные друг от друга только знаками называются противоположными. существует число, имеющее два противоположных числа. число 0 противоположно самому себе прямую, с выбранными на ней началом отсчёта и единичным отрезком и направлением, называют координатной прямой натуральные числа и ноль называют целыми числами число, показывающее положение точки на прямой называют координатой этой точки Проверяем в парах, карандашом. На доске вы увидите правильные ответы. + - + - - + Проверим. Оцените в карте успеха Определения мы с вами запомнили, а теперь проверим ваши практические навыки. Двое учащихся у доски решают задачи на прямую и обратную пропорциональные зависимости, записывают ответ и число, противоположное ответу задачи. Проведём тест в парах: Задание №6 Читаете задание, смотрите ответы и записываете букву правильного ответа, получаете слово: 1. Найди среди чисел пару противоположных: А. -3,4 и 3,45; Б. ; В. ; Г. 2. Поставьте вместо * такое число, чтобы получилось верное равенство -(-5¾) = * Д. ¾ Е. 5¾ Ж. -5¾ З. -¾ 3. какие целые числа расположены на координатной прямой между числами -4 и 2 П. -4, -3, -2, -1, 0, 1 Р. -3, -2, -1, 0, 1 Н. -3, -2, -1, 0 О. -4, -3, -2, -1, 0, 1, 2 4. Дано отрицательное число. Каким будет ему противоположное? Л. отрицательное М. 0 Н. положительное 5. Найдите координаты точки - противоположной точке А(3,5): Н. 3,5 О. -3,5 П. 4 Р. -4 Вы, наверное, уже получили ответ на вопрос «Правильно ли вы ответили». У тех, кто всё сделал правильно, получилось слово: ВЕРНО Оцените в карте успеха, у кого получилось слово «верно». А теперь подсчитайте количество верных ответов на сегодняшнем уроке. Оцените, согласно критериям. | Выполнение заданий Проверяют работу одноклассника по ключу Решение задач у доски двумя учащимися Учащиеся выполняют тест | знаково-символические делают предположения об информации, которая нужна для решения предметной учебной задачи, Анализ, выведение следствия, логическая цепь рассуждений | в диалоге с учителем совершенствуют критерии оценки и пользуются ими в ходе оценки и самооценки, Контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция прогнозорование Работают по составленному плану Контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция прогнозорование | выполняют различные роли в группе, сотрудничают; |
7 | Домашнее задание , Рефлексия, | Урок подходит к концу. Давайте вернёмся к целям, которые мы ставили вначале урока и определим всего ли мы достигли. Д/з с выбором задания на карточках А сейчас при помощи снежинок, украсим зимнюю красавицу знаний нашего класса, в зависимости от того как вы работали на уроке и всё ли у вас получалось: Синие - я работал хорошо и у меня всё получалось; Фиолетовые – материал урока мне понятен, но я допускал небольшие ошибки, белые – я допускал много ошибок, мне было непонятно и тяжело на уроке. | Учащиеся анализируют и делают выводы, опираясь на схему целей урока ; Оценивают свою рабо-ту на уроке | Передают содержание в сжатом , выборочном или развёрнутом виде | оценка; волевая саморегуляция прогнозирование | умеют оформлять свои мысли в устной речи с учётом ситуаций; умеют высказывать свою точку зрения и пытаются её обосновать |