ГКОУ РО Донецкая школа-интернат
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ
Выступление на педсовете
педагога-психолога Коваленко Т.Д.
2024г.
Сейчас время нестабильности в мире. Особенно остро это стало ощущаться в последнее время. Трагические события, которые происходят сейчас "выбивают из колеи" очень многих людей. Давайте подумаем, ведь мы сами выбираем то, каким образом на это будем реагировать. В отличии от всех живых существ, такой возможностью обладает только человек. У него есть воля и свобода выбора реакций.
Как организовать экстренную допсихологическую помощь сразу после травматического события?
Слайд 2. Получение первичной информации об эмоциональном состоянии пострадавшего и о своем собственном состоянии.
Не пытайтесь помочь ребенку/подростку, если не уверены в своей безопасности.
Не переоценивайте собственные способности и при необходимости обращайтесь за помощью к профильным специалистам.
Если вы чувствуете, что не готовы оказать несовершеннолетнему помощь, вам страшно, неприятно разговаривать с обучающимся, не делайте этого. Знайте, это нормальная реакция, и вы имеете на нее право. Ребенок всегда чувствует неискренность по позе, жестам, интонациям, и попытка помочь через силу все равно будет неэффективной.
Стоит задать себе вопросы:
«Я понимаю, что со мной происходит?»
«Я готова замедлиться»
«Я понимаю, что я сейчас чувствую»
«Это состояние сейчас про меня или про него?»
«Какое у меня сейчас истинное состояние?»
Слайд 3. ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОСТРАДАВШИХ, НАХОДЯЩИХСЯ В КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ
- Снижение степени интенсивности переживания.
- Поиск продуктивных способов выражения эмоций.
- Принятие обратившегося и его состояния.
- Формирование жизнестойкости и повышения ценности жизни.
Какие техники допсихологической помощи можно применять с обучающимися?
Слайд 4. Тревога.
Тревога – это отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание отрицательных событий, трудноопределимые предчувствия.
Как проявляется?
Внутреннее напряжение, проявляющееся вербально (невербальные проявления уточняем вопросами)
Тревога, как правило, не имеет объекта, она связана с возможной ситуацией.
ЧТО делать?
•Вербализировать чувства, задавать уточняющие вопросы, чтобы понять причины тревоги.
•Если тревога связана с ситуацией, то предложить обратившемуся продуктивные действия, связанные с происходящим.
•Тревогу в текущий момент снимаем техниками работы с тревогой.
ЧТО НЕ делать
•Не убеждать, что тревожиться незачем, особенно если это не так.
•Не оставлять одного. В ситуациях повышенной тревожности ребенку лучше не быть одному (особенно при звонках в ночное время).
Быть с ним до снижения симптомов тревожности.
ЗАЧЕМ мы это делаем
Помогаем справиться с тревогой, чтобы она не длилась долго, вытягивая из обратившегося силы, лишая возможности отдыха, парализуя его деятельность.
Что делать: Тревога прямо сейчас. Рекомендации
Как предложить помощь?
«Я вижу, что у тебя сейчас (проявления)… Я вижу, что ты сильно переживаешь (какое-то событие)… Я готова предложить тебе небольшое упражнение, чтобы тебе стало легче. Готов попробовать его сейчас вместе со мной?».
«Я вижу, в какой сложной ситуации ты сейчас находишься, вижу твои переживания. Вероятно, это может мешать тебе, негативно влиять на твою жизнь. Мы можем проговорить сейчас с тобой некоторые рекомендации, которые помогут, когда ты тревожишься особенно сильно».
Слайд 5. ТЕХНИКА «5-4-3-2-1»
5 — Найдите пять вещей, на которых сможете остановить взгляд.
4 — Почувствуйте четыре сенсорных ощущения.
3 — Прислушайтесь к трем различным звукам.
2 — Сконцентрируйте внимание на двух запахах.
1 — Найдите одну вещь со вкусом.
Слайд 6. Техника на мобилизацию и на расслабление.
Когда нас накрывает стресс, мы можем не чувствовать сильнейшего напряжения, которое сковывает все тело, не дает нормально дышать. Чтобы эти «оковы» ослабить, сначала придется их затянуть потуже – крепко сжать кулаки, стиснуть зубы и изо всех сил напрячь все мышцы секунд на 10. А затем расслабить тело, ощутив приятное тепло и покой.
Можно напрягать группы мышц по отдельности – кисти рук, предплечья и плечи, перейти на мышцы шеи и спины, затем – задействовать голени и бедра. Исходное положение может быть любым – и стоя, и сидя, и лежа с закрытыми глазами. Главное – помнить о дыхании.
Слайд 7 ГНЕВ, АГРЕССИЯ – отрицательно окрашенная реакция, выражающаяся в недовольстве каким-либо явлением или негодованием, возникающим у человека в результате действий объекта его гнева с последующим стремлением устранить этот объект.
КАК проявляется
Активная энергозатратная реакция. Гнев, злость, выражающиеся в словах или действиях. Действия направлены на окружающих, на себя.
ЧТО делать
•Говорить спокойно.
•Постепенно снижать темп и громкость речи.
•Принятие чувств обратившегося «Я понимаю, что тебе хочется все разнести».
•Задавать уточняющие вопросы «Как ты думаешь, что лучше сделать, это или это?»
•Дать возможность отреагировать эмоции (дыхание, физическая активность и пр.)
ЧТО НЕ делать
•Не считать, что агрессия обратившегося проявляется у него постоянно и является его чертой.
•Не спорить, не переубеждать обратившегося (даже если он не прав).
•Не обесценивать и не подавлять реакции фразами: «успокойся», «возьми себя в руки», «так нельзя».
ЗАЧЕМ мы это делаем
Принимаем право обратившегося на такую эмоциональную реакцию.
Если обращается родитель, то проговариваем, что агрессия только косвенно направлена на них, она направлена на обстоятельства, в которых сейчас отказался ребенок.
Ребенку помогаем выразить эмоциональную боль (вербализация, отражение).
Слайд 8. ТЕХНИКА Увлекательный поступок
Если кто-то критикует вас или говорит вам неприятные вещи, то прежде чем выпускать из надпочечников порцию разрушительного адреналина, сделайте эмоциональную паузу (для этого можно выдохнуть и на время задержать дыхание), после чего спросите себя: «Какую пользу я могу извлечь из данных слов?»
Точно так же и из запальчивой критики вы, если постараетесь, можете извлечь какую-то новую информацию о себе или о собеседнике.
А дальше нужно совершить самый трудный, но увлекательный поступок: похвалить своего оппонента! За что? Это вы можете придумать сами, например: за то, что он помогал вам тренировать выдержку и терпение; за то, что он помог вам посмотреть на себя со стороны; за радость победы над собой и над ситуацией (если вы все-таки не поддались на провокацию и не дали волю гневу и раздражению).
Слайд 9. Плач.
Плач - это самая адаптивная реакция человека на стрессовую ситуацию.
ПЛАЧ, СЛЕЗЫ – эмоциональная реакция, позволяющая выразить переполняющие эмоции
КАК проявляется
Обратившийся за психологической помощью плачет, подавлен, нет активности в поведении.
Слезы приносят облегчение.
ЧТО делать
•Постарайтесь выразить человеку свою поддержку и сочувствие. Не обязательно делать это словами, можно просто сесть рядом, дать почувствовать, что вы ему сочувствуете и сопереживаете. Можно просто держать человека за руку.
•Если общение на проработку эмоций – дать выплакаться; если на проработку запроса – переключаем (дыхание, вода, отвлечение).
•Выражать поддержку обратившемуся (я- сообщения).
•Активное слушание, поощрение высказываниям.
ЧТО НЕ делать
•Если работаем над чувствами, не пытаться останавливать слезы.
•Не убеждать не плакать.
•Не считать слезы проявлением слабости. Принятие обратившегося и его чувств.
ЗАЧЕМ мы это делаем.
Помогаем осуществить эмоциональную разрядку через слезы.
Слайд10. ИСТЕРИКА – способ реагирования психики на травмирующие события.
КАК проявляется
Ребенок бурно выражает свои эмоции, выплескивая их на окружающих: - кричит, одновременно плачет. Истерика всегда происходит в присутствии зрителей.
Что делать
•Рекомендовать ребенку (родителям) уйти от зрителей.
•Применять приемы активного слушания, перефразирование.
•Обращаться по имени.
•Говорить мало, спокойно, короткими простыми фразами.
•Если не подпитывать истерику, то через 10-15 минут наступает упадок сил.
•Дать ребенку отдохнуть.
Что не делать
• Не совершать неожиданных действий (встряхивания, обливания, пощечины).
•Не спорить, не вступать в активный диалог, пока не пройдет реакция.
•Не считать, что ребенок намеренно привлекает к себе внимание.
•Не обесценивать и не подавлять реакции фразами: «успокойся», «возьми себя в руки», «так нельзя».
Зачем мы это делаем.
Помогаем разрядить, выплеснуть негативные эмоции. Истерика заряжает окружающих.
Слайд 11. Страх – внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием.
КАК проявляется
Поверхностное дыхание, снижение самоконтроля поведения.
Опасен страх оцепеняющий, блокирующий мысли или действия ребенка.
ЧТО делать
•Отвлекать на спокойные задачи (чтение книг, музыка и пр.).
•Снимать ситуативную тревожность, приводящую к страху методами переключения внимания.
•Дышать глубоко и ровно, возможно применение дыхательных техник.
•Проявить заинтересованность, понимание. Активное слушание.
ЧТО НЕ делать
•Не оставлять одного при ощущении небезопасности.
•Не пытаться убедить, что страх неоправданный.
•Не обесценивать страх «не думай об этом», «это глупости», «так не бывает» и пр.
ЗАЧЕМ мы это делаем
Помогаем справиться со страхом: чем быстрее обратившийся справиться со страхом, тем меньше вероятность, что он закрепится на долгое время.
Слайд12. Техника по снижению состояния страха.
1.Энергично разотрите ладони 5 сек.
2.Быстро потрите пальцами щеки вверх – вниз 5сек.
3.Постучите расслабленными пальцами по макушке головы («барабанная дробь») 5сек.
4.Кулаком правой руки интенсивно разотрите плечо и предплечье левой руки 8 сек. То же для правой руки.
5.Осторожно надавите 4 раза на щитовидную железу (ниже кадыка) большим и указательным пальцами правой руки.
6.Нащупайте большим пальцем впадину в основании черепа, нажмите, сосчитайте до трех, отпустите. Повторите 3 раза.
7.Плотно захватите большим и указательным пальцами руки ахиллово сухожилие, сдавить его, отпустить. Повторите по 3 раза для каждой ноги.
Слайд 13. Апатия
АПАТИЯ – отсутствие стремления к какой-либо деятельности, отсутствии отрицательного и положите6льного отношения к действительности, отсутствии внешних эмоциональных проявлений.
КАК проявляется
Реакция сниженной эмоциональной, интеллектуальной, поведенческой активности.
Речь вялая с паузами.
Безразличие к окружающему.
Апатия может длиться от нескольких часов до нескольких недель (тяжело проходит без проработки эмоционального состояния)
ЧТО делать
•Задавать односложные вопросы: «Как ты себя чувствуешь?», «Хочешь пить?»
•Найти комфортное место для продолжения разговора с ребенком.
•Поддерживать возможность испытывать негативные эмоции.
•Для стабилизации состояния в текущий момент предложить самомассаж пальцев, мочек ушей.
ЧТО НЕ делать
•Не говорить резко, не выдергивать обратившегося из этого состояния.
•Не обесценивать реакции обратившегося: «так нельзя», «ты должен», «соберись».
ЗАЧЕМ мы это делаем
Помогаем в комфортном режиме осознать произошедшее и вернуться в продуктивное состояние.
Предотвращаем возможное появление аутодеструктивных тенденций.
Слайд 14. КУДА ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ?
Памятки «Как стабилизировать эмоциональное состояние у взрослых и детей разного возраста».
ПАМЯТКА!
Как стабилизировать эмоциональное состояние у взрослых и детей разного возраста?
Сейчас время нестабильности в мире. Особенно остро это стало ощущаться в последнее время. Трагические события, которые происходят сейчас "выбивают из колеи" очень многих людей.
Давайте подумаем, ведь мы сами выбираем то, каким образом на это будем реагировать. В отличии от всех живых существ, такой возможностью обладает только человек. У него есть воля и свобода выбора реакций.
Важный принцип - определить зоны КОНТРОЛЯ и БЕСПОКОЙСТВА. Понимается это так: если я могу на это повлиять, изменить, если ситуация реально находится в зоне моей ответственности, то я действую в сфере своих ВОЗМОЖНОСТЕЙ. Но если я не могу повлиять на ситуацию, то думая о ней, я буду только беспокоиться, терять силы и энергию. Поэтому из такой зоны беспокойства нужно осознанно переключиться в сферу своего ВЛИЯНИЯ.
Рекомендации самопомощи взрослым по стабилизации своего эмоционального состояния:
1. Принять ситуацию, которая произошла.
Принять, как случившийся факт. Это сложно, потому что изначально идёт протест и сопротивление, но это только заберёт Вашу энергию и силы.
2. Признайте тот факт, что изменить внешний мир Вы не можете.
Вы можете изменить своё отношение к этому, быть примером для других в самообладании, оказывать поддержку и помощь себе и другим.
3. Устанавливать тайминг на горевание и тревогу.
Дайте возможность себе прожить это горе перемен. Особенно это будет остро в первые дни. Потом установите себе тайминг на тревогу и горевание, например, три дня и скажите себе, что вот эти три дня, я активно горюю, затем «собираюсь». Вы увидите, как Вас это сделает более собранным и организованным. Если, впоследствии снова накрыла волна тревоги и страха, то признаться в этих чувствах и дать себе разрешение попереживать, но всего 10-15 минут (можно поставить таймер), если хочется, то поплакать или пожалеть себя. Как только будильник прозвенит, перестать переживать, дав себе команду "стоп.
Если Вас захватили эмоции, воспользуйтесь дыхательной гимнастикой.
«Дыхание — это самый эффективный метод быстрого снижения гнева и тревоги», — говорят врачи. Его необходимо замедлить. Самый простой способ - «ровное дыхание». Нужно сконцентрироваться на том, чтобы вдох и выдох были равными по длине (3-5 сек.) Продолжать 30 секунд – 1 минуту.
4. Живите здесь и сейчас.
Тревога бывает о будущем, которое не наступило. Живя в ситуации перемен, Ваше сознание будет адаптироваться, вспомните ситуацию с короновирусом, как много страхов было в начале, потом к возможным рискам привыкаешь и начинаешь действовать для разрешения реальных текущих проблем.
Занимайтесь своими обычными обязанностями и делами. Это позволит Вам сохранять чувство стабильности и упорядоченности.
5. Уделяйте внимание физическим нагрузкам.
Наше физическое и психологическое состояния связаны. Физическая активность способствует снятию мышечного и нервного напряжения, помогает отвлечься от тревожных навязчивых мыслей. Во время физической активности выделяются эндорфины, которые помогают бороться с депрессивными состояниями и оказывают успокаивающий эффект.
6. Подготовьте себя к «самому страшному».
Прокрутите в своем сознании и примите решение, что Вы будете делать, если произойдут самые страшные для Вас события из возможных.
Во-первых, Вы тогда получите "прививку от стресса", во- вторых будете знать, что делать в этой ситуации.
7. Поддержите себя тем, что любите.
Обязательно оставляйте время для выполнения любимых занятий. Любимое дело "лечит" в таких ситуациях, создаёт смысловую наполненность жизни, радует. У Вас может быть свой источник радости, придерживайтесь его.
8. Защитите себя от потока информации.
Установите временной лимит просмотра новостей и обсуждение происходящих событий. Выделите, например, 20 минут в день, чтобы быть в курсе событий. Берите информацию из достоверных источников.
9. Обращайтесь за помощью.
Разделенная радость удваивается, а печаль на половину уменьшается. Если Вам трудно справиться со своими страхами и тревогой обратитесь за поддержкой к людям, которым Вы доверяете или видите, что они на данный момент лучше справляются с ситуацией. Если в Вашем окружении Вы не находите такого человека или по каким-то причинам не желаете к нему обращаться, идите за помощь к соответствующим специалистам (психологу, неврологу, психиатру).
10. Проявляйте заботу о ближнем.
Забота об окружающих – это основа мирного сосуществования, добрых взаимоотношений и понимания между людьми. Еще Конфуций говорил: «Забота, то есть внимание к другим, - это основа хорошей жизни, основа хорошего общества».
В непростое для нашей страны время в социальных сетях активизировались провокаторы. В мессенжерах неизвестные распространяют предложения подросткам о совершении теракта. Поэтому, именно сейчас необходимо сохранять особую бдительность.
Дети и подростки являются наиболее уязвимыми категориями, которые могут не осознавать последствия противоправных действий. В телефонах детей родители должны настроить мессенджеры таким образом, чтобы дети могли получать сообщения только от абонентов, которые записаны в их телефонных книгах. При получении провокационных сообщений следует обязательно уведомить об этом правоохранительные органы.
Детям важно объяснить, что, если им пишет незнакомец, или наоборот знакомый со странными предложениями (чей аккаунт могли взломать) – в первую очередь об этом надо сообщить родителям и не поддерживать беседу.
Родителям надо помнить, что тактика провокаторов постоянно меняется, и задача родителей быть внимательными к своим детям, поддерживать с ними контакт, проявляя искренний интерес к его делам и занятиям.
Как разговаривать с детьми о тревожащих их вопросах?
Есть люди, которым необходима Ваши внимание, помощь, поддержка, забота.
Рекомендации по сохранению психологического благополучия детей.
1. Помните - психологическое благополучие детей в большей степени определяется психологическим благополучием родителей (взрослых)!
Ваша эмоциональная устойчивость будет способствовать ощущению опоры у ребенка и чувству безопасности.
2. Личным примером поддерживайте существующий порядок и уклад в семье.
3. Установите временной лимит на новости и другие информационные передачи, которые могут вызвать тревогу и страх.
Для детей младшего возраста важно:
- проводить с ребенком время, занимаясь его любимыми занятиями;
- обращать внимание на появление нехарактерных для него проявлений в поведении (апатия, подавленность или напротив раздражительность, плаксивость, агрессивность);
- если ребенок задает Вам тревожащие его вопросы, как прямые: «а мы не умрем?», так и косвенные «а я не останусь один?», «а Вы не забудете меня в садике» - его необходимо успокоить, давая очень четкие ответы по существу вопроса, добавить, как Вы его любите, какая у вас замечательная семья, классная собака…, затем постепенно перевести внимание на какую-либо приятную для него деятельность - предложить порисовать, почитать сказку и т.п. Адаптивные возможности детей превосходят возможные взрослых и созданные взрослыми благоприятные условия быстро находят отклик в душе ребенка.
Для подростков важно:
- иметь возможность высказаться и быть услышанным;
- если позиция отлична от Вашей постарайтесь удержаться от резкой критики давления и уж тем более перехода на личности (что ты можешь понимать), вместо этого лучше сказать «я рад(а), что ты стараешься разобраться»;
- подростки могут задавать вопросы, связанные со смыслом происходящего, в таком случае важно отметить, что единого смысла и одной правды в любых событиях нет;
- важно также ориентировать подростка на выполнение своих повседневных обязанностей и дел, учебы.
Помните для подросткового возраста характерны ряд поведенческих реакций, выражающихся в протестном поведении. Данная ситуация может стать поводом для выражения подростком своей отличной от родителей позиции, как заявка на признание себя как личности.
В общении с детьми любого возраста важно: уделить время, сохранять спокойствие и выдержку, быть готовым к утешению и поддержке.
Если состояние Вашего ребенка вызывает у Вас беспокойство, то следует также обратиться за консультацией к психологу, неврологу, врачу-психиатру.
Ресурсы помощи:
Горячая кризисная линия по оказанию психологической помощи несовершеннолетним и их родителям (законным представителям) Министерства просвещения РФ
8-800-600-31-14
Общероссийский детский телефон доверия для детей, родителей и педагогов
8 800 2000 122
Единый телефон доверия МЧС России
+7 (495) 400-99-99, +7 (495) 983-79-01
Горячая линия центра экстренной психологической помощи МЧС России
+7 (495) 989-50-50 (круглосуточно)
Линия психологической помощи Российского Красного Креста
+7 (800) 250-18-59
Горячая линия психологической помощи благотворительного фонда «Просто люди»
+7 (800) 100-19-41
ГБУ РО центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
8 (863) 251-14-10