Титульный лист
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 23
имени Героя Советского Союза Ачкасова С. В.»
Курского района Курской области
Принято на заседании МО протокол № 1 от «30» августа 2017г. Руководитель МО ____________ В.А.Гришаев | Принято на заседании педагогического совета протокол № 1 от «30» августа 2017г. | Утверждено и введено в действие приказом по школе №1.11-60/1 от «1» сентября 2017г. Директор школы ____________И.М. Даирова |
Рабочая программа учебного курса
«Физическая культура»
11 класс
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Количество часов по учебному плану: 102 ч, 3 ч в нед.
Составитель:
Гришаев Владимир Александрович
Учитель физической культуры
2017-2018 год
Планируемые образовательные результаты обучающихся.
На конец 11 класса ученик научится и получит возможность научиться :
Личностные результаты обучения:
владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
умение предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
обладать красивой (правильной) осанкой, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и пере движений;
обладать хорошим телосложением, желанием поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;
Предметные результаты обучения:
владение знаниями по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Содержание программы
Основы знаний. Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни. Профилактика вредных привычек. Олимпийские игра древности и современности. Правила поведения и техники безопасности при выполнении физических упражнений. Правила соревнований одного из видов спорта (волейбол). Способы закаливания организма. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах.
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы утренней и дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, элементы релаксации и аутотренинга. Комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, регулирования массы тела и формирования телосложения. Комплексы упражнений для развития основных физических качеств, функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Упражнения и комплексы из современных оздоровительных систем физического воспитания, адаптивной физической культуры.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Гимнастика с элементами акробатики. Кувырки, перекаты, стойки, упоры, прыжки с поворотами, переворотами, перевороты. Комбинации на спортивных снарядах: висы, упоры, махи, перемахи, повороты, передвижения, стойки и соскоки. Гимнастическая полоса препятствий. Опорные прыжки. Лазание по канату. Упражнения и комбинации ритмической гимнастики, аэробики и танцевальные движения.
Легкоатлетические упражнения. Упражнения, направленные на развитие выносливости, быстроты, силы, координационных способностей. Прыжки в высоту с прямого разбега способом «перешагивание». Прыжки в длину с места, с разбега способом «согнув ноги». Спортивная ходьба, бег с высокого старта на короткие и длинные дистанции. Метание малого мяча, гранаты с места и разбега в неподвижную мишень, а также на дальность. Эстафетный бег. Полосы препятствий.
Лыжная подготовка. Виды лыжных ходов. Переход с одного конькового хода на другой. Полуконьковый ход. Требования к одежде и обуви занимающегося лыжами. Основные способы передвижения на лыжах. Подъем ступающим шагом и способом «лесенка». Торможение палками, падением и способом «плуг». Спуски в основной и низкой стойке по «прямой» и «змейкой». Прохождение дистанции на время.
Спортивные игры. Совершенствование технических приемов и командно-тактических действий в спортивных играх (баскетболе, волейболе, футболе, мини-футболе). Технические действия, сопряженные с развитием основных психических процессов (скорость реакции, внимание, память, оперативное мышление).
Элементы единоборств. Стойки и передвижения в стойке. Захваты рук и туловища. Выполнения захватов и освобождения от них. Приёмы борьбы за выгодное положение. Совершенствование приёмов страховки.
Туризм. Основы туристической подготовки. Преодоление препятствий с включением бега, лазания, прыжков, гимнастических скамеек, каната. Разработка маршрута, распределение обязанностей, групповое снаряжение, эстафета туриста. Преодоление горизонтальных препятствий.
Бадминтон. Упражнения «Школы мяча», знакомство с воланом. Упражнения с воланом, обучение движению, производимому одновременно с отстукиванием волана. Упражнения с ракеткой и воланом, обучение движению с ракеткой по площадке. Упражнения на отбивание волана ракеткой. Упражнения на подбрасывание волана ракеткой вверх. Отработка ударов, удары ракеткой по волану. Отработка ударов справа через сетку. Отработка ударов слева через сетку. Короткая подача. Высоко-далекая подача. Основные удары в бадминтоне (удары сверху открытой и закрытой стороной ракетки, удары справа, слева).
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся по окончании 10-го класса должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Знать:
• основы истории развития физической культуры в России (в СССР);
• физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения:
• возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;
• способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями;
• правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
Уметь:
• технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации;
• проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
• контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций.
Двигательные умения, навыки и способности
В циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 15 мин. (мальчики и девочки); после быстрого разбега с 9—13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9—13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание»; выполнять имитацию движений рук и ног при выполнении упражнений в плавание.
В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из четырех элементов на перекладине (мальчики) и на разновысоких брусьях (девочки); комбинацию движений с одним из предметов (мяч, палка, скакалка, обруч), состоящую из шести элементов, или комбинацию, состоящую из шести гимнастических элементов; выполнять акробатическую комбинацию из четырех элементов, включающую кувырки вперед и назад, кувырок вперед и назад в полушпагат, мост и поворот в упор стоя на одном колене (девочки).
В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощенным правилам).
Физическая подготовленность: должна соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития основных физических способностей.
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений.
Способы спортивной деятельности: участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
№ урока | № упр. | задание | девочки | мальчики |
1,28,31,61, 91 | №1 | Подтягивание в висе (мальчики) и в висе лежа (девочки) | 10 раз | 10 раз |
2,29,32,62, 92 | № 1 | Подтягивание в висе (мальчики) и в висе лежа (девочки) | 11 | 11 |
3,30,33,63,93 | № 1 | Подтягивание в висе (мальчики) и в висе лежа (девочки) | 12 | 12 |
4,34,64, 94 | № 2 | Прыжки на скакалке за 30 сек | 66 раз | 56 раз |
5,35,65, 95 | № 2 | Прыжки на скакалке за 30 сек | 68 | 58 |
6,36,66, 96 | № 2 | Прыжки на скакалке за 30 сек | 70 | 60 |
7,37,67, 97 | № 3 | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа | 14 раз | 22 раз |
8,38,68, 98 | № 3 | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа | 15 | 24 |
9,39, 69, 99 | № 3 | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа | 16 | 26 |
10,40, 70, 100 | № 4 | Приседания на одной ноге | 5 раз | 8 раз |
11,41, 71, 101 | № 4 | Приседания на одной ноге | 6 | 9 |
12,42, 72, 102 | № 4 | Приседания на одной ноге | 7 | 10 |
13,43, 73,88 | № 5 | Прыжки в длину с места | 165 см | 180 см |
14,44, 74,89 | № 5 | Прыжки в длину с места | 170 | 185 |
15,45, 75,90 | № 5 | Прыжки в длину с места | 175 | 190 |
16,46,58, 76 | № 6 | Наклоны вперед | 13 см | 11 см |
17,47,59,77 | № 6 | Наклоны вперед | 14 | 12 |
18,48,60,78 | № 6 | Наклоны вперед | 15 | 13 |
19,49, 79 | № 7 | Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой | 16 | 20 |
20,50,80 | № 7 | Поднимание туловища из положения лежа на спине руки за головой | 18 | 22 |
21,51,81 | № 7 | Поднимание туловища из положения лежа на спине руки за головой | 20 | 24 |
22,52, 82 | № 8 | Прыжки вверх из приседа | 10 | 13 |
23,53,83 | № 8 | Прыжки вверх из приседа | 11 | 15 |
24,54, 84 | № 8 | Прыжки вверх из приседа | 12 | 17 |
25,55, 85 | № 9 | Бег на месте в течение 10 сек. (количество шагов) | 16 | 17 |
26,56, 86 | № 9 | Бег на месте в течение 10 сек. (количество шагов) | 17 | 18 |
27,57, 87 | № 9 | Бег на месте в течение 10 сек. (количество шагов) | 18 | 19 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧАСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п/ № | Дата проведения | Наименование разделов и тем | Кол- во часов |
| По плану | фактически | I ЧЕТВЕРТЬ (24 часа) | |
| | | ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА (10 часов) | |
1 | 6.09 | | Техника безопасности на уроках л/а. Повторить низкий старт и стартовый разгон. | 1 |
2 | 7.09 | | Бег 30 м. Прыжок в длину с трех шагов разбега | 1 |
3 | 7.09 | | Прыжковые упражнения. Совершенствовать технику игровых приёмов. | 1 |
4 | 13.09 | | Беговые и прыжковые упражнения. Совершенствовать элементы низкого старта. | 1 |
5 | 14.09 | | Учёт бега на 100 м. Совершенствовать технику прыжка в длину с разбега. | 1 |
6 | 14.09 | | Учить метанию гранаты с 4 – 5 шагов разбега. Совершенствовать прыжок в длину с разбега. | 1 |
7 | 20.09 | | Учёт прыжка в длину с разбега. преодоление полосы препятствий. | 1 |
8 | 21.09 | | Полоса препятствий. Метание гранаты с разбега на дальность. | 1 |
9 | 21.09 | | Полоса препятствий. Учёт техники в метании гранаты с разбега на дальность. | 1 |
10 | 27.09 | | Полоса препятствий. Учёт в беге на 800 м. ОРУ в парах на сопротивление. | 1 |
| | | СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ (14 часов) | |
11 | 28.09 | | Техника безопасности во время занятий спортивными играми. | 1 |
12 | 28.09 | | Варианты ловли и передач мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника | 1 |
13 | 4.10 | | Варианты ведения без сопротивления и с сопротивлением защитника | 1 |
14 | 5.10 | | Действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват) | 1 |
15 | 5.10 | | Комбинации из изученных элементов техники перемещений и владений мячом. | 1 |
16 | 11.10 | | Игра в баскетбол по правилам | 1 |
17 | 12.10 | | Верхняя и нижняя передачи мяча в парах через сетку | 1 |
18 | 12.10 | | Прием мяча, отраженного от сетки | 1 |
19 | 18.10 | | Варианты техники приема и передач мяча | 1 |
20 | 19.10 | | Варианты подач мяча | 1 |
21 | 19.10 | | Варианты нападающего удара через сетку | 1 |
22 | 25.10 | | Варианты блокирования (одиночное и вдвоем) | 1 |
23 | 26.10 | | Учебная игра в волейбол | 1 |
24 | 26.10 | | Игра в волейбол по правилам | 1 |
| | | II ЧЕТВЕРТЬ (24 часа) | |
| | | ГИМНАСТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ АКРОБАТИКИ (24 часа) | |
25 | 8.11 | | Техника безопасности во время занятий гимнастикой. | 1 |
26 | 9.11 | | Длинный кувырок через препятствие на высоте до 90см (ю); сед углом (д) | 1 |
27 | 9.11 | | Лазанье по канату на скорость. | 1 |
28 | 15.11 | | Подъем в упор силой, вис согнувшись, угол в упоре | 1 |
29 | 16.11 | | Упражнения в равновесии (д); элементы единоборства (м). | 1 |
30 | 16.11 | | Стойка на руках с помощью, кувырок назад через стойку на руках | 1 |
31 | 22.11 | | Стойка на плечах из седа ноги врозь; Равновесие на в/ж, упор присев на одной ноге, махом соскок | 1 |
32 | 23.11 | | Упражнения в равновесии (д); элементы единоборства (м) | 1 |
33 | 23.11 | | Лазанье по канату | 1 |
34 | 29.11 | | Упражнения на брусьях | 1 |
35 | 30.12 | | Акробатическая комбинация | 1 |
36 | 30.12 | | Упражнения в равновесии (д); элементы единоборства (м) | 1 |
37 | 6.12 | | Упражнения на брусьях | 1 |
38 | 7.12 | | Опорный прыжок: ноги врозь через коня в длину (ю); Прыжок углом с разбега под углом к снаряду и толчком одной ногой (д) | 1 |
39 | 7.12 | | Упражнения в равновесии (д); элементы единоборства (м) | 1 |
40 | 13.12 | | Акробатическая комбинация – зачетный урок | 1 |
41 | 14.12 | | Опорный прыжок | 1 |
42 | 14.12 | | Упражнения в равновесии (д); элементы единоборства (м) | 1 |
43 | 20.12 | | Опорный прыжок | 1 |
44 | 21.12 | | Комбинация из ранее изученных элементов | 1 |
45 | 21.12 | | Комбинация из ранее изученных элементов на гимнастическом бревне | 1 |
46 | 27.12 | | Упражнения на высокой перекладине | 1 |
47 | 28.12 | | Опорный прыжок – зачетный урок | 1 |
48 | 28.12 | | Упражнения на высокой перекладине – зачетный урок | 1 |
| | | III ЧЕТВЕРТЬ (30 часа) | |
| | | ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА (22 часа) | |
49 | 17.01 | | Техника безопасности во время занятий лыжной подготовкой | 1 |
50 | 18.01 | | Скользящий шаг без палок и с палками | 1 |
51 | 18.01 | | Попеременный двушажный ход | 1 |
52 | 24.01 | | Подъем в гору скользящим шагом | 1 |
53 | 25.01 | | Одновременные ходы. Эстафеты | 1 |
54 | 25.01 | | Повороты переступанием в движении | 1 |
55 | 31.01 | | Передвижение коньковым ходом. | 1 |
56 | 1.02 | | Попеременные ходы. Эстафеты | 1 |
57 | 1.02 | | Торможение и поворот упором | 1 |
58 | 7.02 | | Переход с одновременных ходов на попеременные | 1 |
59 | 8.02 | | Преодоление подъемов и препятствий | 1 |
60 | 8.02 | | Переход с одновременных ходов на попеременные | 1 |
61 | 14.02 | | Преодоление подъемов и препятствий | 1 |
62 | 15.02 | | Прохождение дистанции до 5км (д); 6км (ю) | 1 |
63 | 15.02 | | Передвижение коньковым ходом. | 1 |
64 | 21.02 | | Повороты переступанием в движении. | 1 |
65 | 22.02 | | Переход с одновременных ходов на попеременные ходы | 1 |
66 | 22.02 | | Преодоление подъемов и препятствий | 1 |
67 | 28.02 | | Переход с попеременных ходов на одновременные ходы | 1 |
68 | 29.03 | | Прохождение дистанции до 5км (д); 6км (ю) | 1 |
69 | 29.03 | | Передвижение коньковым ходом. | 1 |
70 | 7.03 | | Переход с одновременных ходов на попеременные ходы | 1 |
| | | СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ (8 часов) | |
71 | 8.03 | | Верхняя передача мяча в парах. | 1 |
72 | 8.03 | | Подачи мяча оценка техники | 1 |
73 | 14.03 | | Верхняя передача в прыжке. | 1 |
74 | 15.03 | | Верхняя передача в прыжке. | 1 |
75 | 15.03 | | Передача мяча двумя руками снизу. | 1 |
76 | 21.03 | | Нападение через третью зону. | 1 |
77 | 22.03 | | Учебная игра. Волейбол. | 1 |
78 | 22.03 | | Игра в волейбол по всем правилам | 1 |
| | | IV ЧЕТВЕРТЬ (24 часа) | |
| | | СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ (14 часов) | |
79 | 4.04 | | Варианты ловли и передач с сопротивлением защитника. | 1 |
80 | 5.04 | | Варианты ведения мяча с сопротивлением защитника | 1 |
81 | 5.04 | | Варианты бросков мяча с сопротивлением защитника. | 1 |
82 | 11.04 | | Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. | 1 |
83 | 12.04 | | Учебная игра в баскетбол | 1 |
84 | 12.04 | | Игра в баскетбол по правилам | 1 |
85 | 18.04 | | Верхняя и нижняя передачи через сетку в парах | 1 |
86 | 19.04 | | Варианты техники приема и передач мяча | 1 |
87 | 19.04 | | Варианты подач в волейболе. | 1 |
88 | 25.04 | | Варианты нападающего удара через сетку. | 1 |
89 | 26.04 | | Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. | 1 |
90 | 26.04 | | Игра по упрощенным правилам | 1 |
91 | 2.05 | | Учебная игра в волейбол | 1 |
92 | 3.05 | | Игра в волейбол по всем правилам | 1 |
| | | ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА (10 часов) | |
93 | 3.05 | | Бег 60 м. | 1 |
94 | 9.05 | | Бег с ускорениями по 20-30 м 2-3 раза. | 1 |
95 | 10.05 | | Медленный бег до 20 мин. Бег 100м – учёт. | 1 |
96 | 10.05 | | Метание гранаты из различных положений. | 1 |
97 | 16.05 | | Метание гранаты на дальность. | 1 |
98 | 17.05 | | Бег на средние дистанции. | 1 |
99 | 17.05 | | Бег 2000 на результат зачет. | 1 |
100 | 23.05 | | Эстафетный бег. | 1 |
101 | 24.05 | | Челночный бег зачет | 1 |
102 | 24.05 | | Подведение итогов за год | 1 |
Список литературы
Физическая культура. 10 -11 кл. Под ред. Мейксона Г.Б., Любомирского Л.Е., Кофмана Л.Б. - Просвещение, 2009.
Физическая культура. 10 - 11 кл. Под ред. Ляха В.И., Любомирского Л.Е., Мейксона Г.Б. - Просвещение, 1908.
Физическое воспитание учащихся.. Пособие для учителя. Под ред. Ляха В.И. - Просвещение, 1997.
Искусство быть красивыми. Книга для учащихся и родителей. Бендарская И.Г. - Просвещение, 1994.
Аэробика на все вкусы. Лисицкая Т.С. Книга для учащихся. - Просвещение, 1994.
Мы - атлеты. Акопянц И.Н. Книга для учащихся и родителей. - Просвещение, 1994.
Учебная гимнастика. Книга для учащихся. Баллингер Э. - Просвещение, 1996.
Методика физического воспитания учащихся В.И.Лях. / пособие для учителя, 2005.
Физическая культура. Планирование и организация занятий. 10, 11 классы. Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов. – М.: Дрофа, 2008.
Здоровье – организационные шаги по созданию школы, содействующей здоровью. В.Н. Касаткин, С.М. Чечельницкая, Е.Л. Рачевский.
В.И. Лях. Твой друг – физкультура. – М.: Просвещение, 2005 г.