Рабочая программа по предмету «Физическая культура» 3 класс
Результаты освоения учебного предмета
По окончании изучения курса «Физическая культура» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты:
– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Метапредметные результаты:
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
– формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости)
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
– выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;
– выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности.
Планируемые результаты
По окончании начальной школы учащиеся должны уметь:
– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;
– излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизни человека;
– использовать физическую культуры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;
– измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и развития основных физических качеств;
– оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
– организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство;
– соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой;
– организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
– характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса;
– выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации на высоком качественном уровне;
– выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
– выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях.
Уровень физической подготовленности
3 класс
Контрольные упражнения | Уровень |
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий |
Мальчики | Девочки |
Подтягивание в висе, кол-во раз | 5 | 4 | 3 | | | |
Подтягивание в висе лежа, согнувшись, кол-во раз | | | | 12 | 8 | 5 |
Прыжок в длину с места, см | 150 – 160 | 131 – 149 | 120 – 130 | 143 – 152 | 126 – 142 | 115 – 125 |
Бег 30 м с высокого старта, с | 5,8 – 5,6 | 6,3 – 5,9 | 6,6 – 6,4 | 6,3 – 6,0 | 6,5 – 5,9 | 6,8 – 6,6 |
Бег 1000 м, мин. с | 5.00 | 5.30 | 6.00 | 6.00 | 6.30 | 7.00 |
Ходьба на лыжах 1 км, мин. с | 8.00 | 8.30 | 9.00 | 8.30 | 9.00 | 9.30 |
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:
старт не из требуемого положения;
отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.
В 1 – 4 классах оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, лазанье, с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать результат: секунды, количество, длину, высоту.
- Содержание тем учебного курса
Знания о физической культуре
Физическая культура у народов Древней Руси. Связь физических упражнений с трудовой деятельностью. Виды физических упражнений (подводящие, общеразвивающие, соревновательные). Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол. Физическая нагрузка и ее влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Закаливание организма (обливание, душ).
Способы физкультурной деятельности
Освоение комплексов общеразвивающих физических упражнений для развития основных физических качеств. Освоение подводящих упражнений для закрепления и совершенствования двигательных действий игры в футбол, волейбол, баскетбол. Развитие выносливости во время лыжных прогулок. Измерение частоты сердечных сокращений во время и после выполнения физических упражнений. Проведение элементарных соревнований.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики
Акробатические упражнения: кувырок назад до упора на коленях и до упора присев; мост из положения лежа на спине; прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом ее вращения.
Гимнастические упражнения прикладного характера: лазанье по канату (3 м) в два и три приема; передвижения и повороты на гимнастическом бревне.
Легкая атлетика
Прыжки в длину и высоту с прямого разбега, согнув ноги.
Лыжные гонки
Передвижения на лыжах: одновременный двухшажный ход, чередование одновременного двухшажного с попеременным двухшажным.
Поворот переступанием.
Подвижные игры
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Парашютисты», «Догонялки на марше», «Увертывайся от мяча».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Защита укрепления», «Стрелки», «Кто дальше бросит», «Ловишка, поймай ленту», «Метатели».
На материале раздела «Лыжная подготовка»: «Быстрый лыжник», «За мной».
На материале спортивных игр:
Футбол: удар ногой с разбега по неподвижному и катящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 м, длиной до 7 – 8 м) и вертикальную (полоса шириной 2 м, длиной 7 – 8 м) мишень; ведение мяча между предметами и с обводкой предметов; подвижные игры: «Передал — садись», «Передай мяч головой».
Баскетбол: специальные передвижения, остановка прыжком с двух шагов, ведение мяча в движении вокруг стоек («змейкой»), ловля и передача мяча двумя руками от груди; бросок мяча с места; подвижные игры: «Попади в кольцо», «Гонка баскетбольных мячей».
Волейбол: прием мяча снизу двумя руками; передача мяча сверху двумя руками вперед-вверх; нижняя прямая подача; подвижные игры: «Не давай мяча водящему», «Круговая лапта».
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
- Учебно-тематический план
№ | Разделы и темы | Количество часов отводимых на освоение темы |
Базовая часть | 68 |
1 | Знания о физической культуре | 3 |
2 | Способы физкультурной деятельности | 3 |
3 | Физическое совершенствование: | 16 16 16 14 |
| Вариативная часть (время на освоение отдельных видов программного материала пропорционально увеличивается) | 34 |
Учебно-тематическое планирование уроков физической культуры в 3 классе
Всего 102 часа, 3 раза в неделю
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Дата фактического проведения |
ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ (10 часов) |
1 | Техника безопасности во время занятий физической культурой. Ходьба и бег. | | | |
2 | Ходьба и бег. Тестирование | | | |
3 | Мониторинг | | | |
4 | «Круговая эстафета» (расстояние 15-30 м) | | | |
5 | Высокий старт. Учет | | | |
6 | Прыжки в длину с разбега | | | |
7 | Челночный бег. Учет | | | |
8 | Метание мяча с места в цель. Учет. | | | |
9 | Многоскоки | | | |
10 | Равномерный бег до 5 мин | | | |
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТИВНЫХ ИГР (17 часов) |
11 | Техника безопасности во время занятий играми | | | |
12 | Ведение мяча на месте и в движении | | | |
13 | Ведение мяча с изменением направления | | | |
14 | Ловля и передача мяча на месте и в движении | | | |
15 | Ловля и передача мяча на месте и в движении в тройках | | | |
16 | Броски в кольцо двумя руками снизу | | | |
17 | Броски в кольцо двумя руками снизу | | | |
18 | Ловля и передача мяча на месте и в движении по кругу | | | |
19 | Броски в кольцо одной рукой от плеча | | | |
20 | Верхняя передача мяча над собой | | | |
21 | Нижняя передача мяча над собой | | | |
22 | Верхняя и нижняя передачи мяча над собой | | | |
23 | Нижняя прямая подача | | | |
24 | Верхняя передача мяча в парах | | | |
25 | Нижняя передача мяча в парах | | | |
26 | Верхняя и нижняя передачи мяча в парах | | | |
27 | Верхняя и нижняя передача в кругу | | | |
ГИМНАСТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ АКРОБАТИКИ (21 час) |
28 | Техника безопасности во время занятий гимнастикой | | | |
29 | Перекаты в группировке с последующей опорой руками за головой | | | |
30 | Лазанье по канату | | | |
31 | Стойка на лопатках | | | |
32 | Лазанье по наклонной скамейке в упоре стоя на коленях, в упоре лежа на животе, подтягиваясь руками | | | |
33 | «Мост» из положения лежа на спине | | | |
34 | Упражнения в висе стоя и лежа | | | |
35 | Акробатическая комбинация | | | |
36 | Акробатическая комбинация Учет | | | |
37 | Лазанье по канату. Учет | | | |
38 | Упражнения в висе стоя и лежа | | | |
39 | Упражнения в равновесии на гимнастическом бревне | | | |
40 | Упражнения в висе на разновысоких брусьях | | | |
41 | Упражнения в равновесии на гимнастическом бревне | | | |
42 | Лазанье по наклонной скамейке в упоре стоя, лежа. Учет | | | |
43 | Упражнения на гимнастической стенке | | | |
44 | Комбинация из освоенных элементов на разновысоких брусьях | | | |
45 | Комбинация из освоенных элементов на разновысоких брусьях. Учет | | | |
46 | Комбинация из освоенных элементов на гимнастическом бревне. Учет. | | | |
47 | Преодоление гимнастической полосы препятствий | | | |
48 | Преодоление гимнастической полосы препятствий. Учет | | | |
ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА (30 часов) |
49 | Техника безопасности во время занятий лыжной подготовкой | | | |
50 | Ступающий шаг без палок | | | |
51 | Ступающий шаг с палками | | | |
52 | Скользящий шаг без палок | | | |
53 | Скользящий шаг без палок Учет | | | |
54 | Скользящий шаг с палками Учет | | | |
55 | Повороты переступанием вокруг пяток | | | |
56 | Скользящий шаг с палками | | | |
57 | Повороты переступанием вокруг носков | | | |
58 | Подъем ступающим шагом | | | |
59 | Повороты переступанием Учет | | | |
60 | Спуски в высокой стойке | | | |
61 | Подъем «лесенкой» Учет | | | |
62 | Спуски в низкой стойке | | | |
63 | Попеременный двухшажный ход без палок | | | |
64 | Попеременный двухшажный ход без палок | | | |
65 | Подъемы и спуски с небольших склонов | | | |
66 | Попеременный двухшажный ход без палок. Учет | | | |
67 | Попеременный двухшажный ход с палками под уклон | | | |
68 | Попеременный двухшажный ход с палками под уклон | | | |
69 | Подъемы и спуски с небольших склонов | | | |
70 | Повороты переступанием | | | |
71 | Попеременный двухшажный ход с палками. Учет | | | |
72 | Попеременный двухшажный ход с палками | | | |
73 | Игры на лыжах | | | |
74 | Передвижение на лыжах до 2-х км | | | |
75 | Передвижение на лыжах до 2-х км | | | |
76 | Подъемы и спуски с небольших склонов | | | |
77 | Передвижение на лыжах до 2-х км. Учет. | | | |
78 | Игры на лыжах | | | |
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТИВНЫХ ИГР (13 часов) |
79 | Техника безопасности во время занятий играми | | | |
80 | Ведение мяча на месте и в движении | | | |
81 | Ведение мяча с изменением направления | | | |
82 | Ловля и передача мяча на месте и в движении | | | |
83 | Ловля и передача мяча на месте и в движении в тройках, по кругу. Учет. | | | |
84 | Учебная игра в «мини-баскетбол» | | | |
85 | Верхняя и нижняя передачи мяча над собой | | | |
86 | Верхняя и нижняя передачи мяча в парах | | | |
87 | Нижняя прямая подача. Учет. | | | |
88 | Верхняя и нижняя передачи мяча в кругу | | | |
89 | Учебная игра в «Пионербол» | | | |
90 | Верхняя и нижняя передачи мяча в кругу | | | |
91 | Учебная игра в «Пионербол» | | | |
ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ (11 часов) |
92 | Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой. Прыжки в высоту с разбега способом «Перешагиванием» | | | |
93 | Прыжки в высоту с разбега | | | |
94 | Прыжки в высоту с разбега | | | |
95 | Прыжки в высоту с разбега. Учет. | | | |
96 | Метание мяча на дальность | | | |
97 | Метание мяча на дальность Учет | | | |
98 | Прыжки в длину с разбега Учет | | | |
99 | Медленный бег до 5 мин | | | |
100 | Бег 1500 м без учета времени Учет | | | |
101 | Тестирование | | | |
102 | Мониторинг | | | |