РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
8 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по физической культуре для 8 класса составлена на основе Основной образовательной программы основного общего образования по физической культуре МОУ «Лицей №230».
Программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета. Программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов, учитывает возможности межпредметных и внутрипредметных связей.
Структура документа
Рабочая программа включает четыре раздела:
Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии;
Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса.
Требования к уровню подготовки учащихся;
Требования к оснащенности учебного процесса.
Общая характеристика учебного предмета
Предметом образования в области физической культуры является двигательная (физкультурная) деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной деятельности человек формируется как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств. В соответствии со структурой двигательной деятельности, учебный предмет физической культуры структурируется по трем основным разделам: знания (информационный компонент деятельности), физическое совершенствование (мотивационно-процессуальный компонент деятельности) и способы деятельности (операциональный компонент деятельности).
В рабочей программе для 8 класса физическая культура представлена двумя содержательными линиями: физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивно-оздоровительная деятельность. Каждая из этих линий имеет соответствующие свои три учебных раздела (знания, физическое совершенствование, способы деятельности).
Первая содержательная линия «Физкультурно-оздоровительная деятельность» характеризуется направленностью на укрепление здоровья учащихся и создание представлений о бережном к нему отношении, формирование потребностей в регулярных занятиях физической культурой и использование их в разнообразных формах активного отдыха и досуга. В первом разделе «Знания о физкультурно- оздоровительной деятельности» даются сведения о правилах здорового образа жизни и различных формах организации активного отдыха средствами физической культуры, раскрываются представления о современных оздоровительных системах физического воспитания и оздоровительных методиках физкультурно-оздоровительной деятельности. Во втором разделе «Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью» даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем, направленно содействующих коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, адресованные учащимся, имеющим отклонения в состоянии здоровья (приобретенные или хронические заболевания). В третьем разделе «Способы физкультурно-оздоровительной деятельности» дается перечень способов по самостоятельной организации и проведению оздоровительных форм занятий физической культурой, приемов контроля и регулирования физических нагрузок, самомассажа и гигиенических процедур.
Вторая содержательная линия «Спортивно-оздоровительная деятельность» соотносится с возрастными интересами учащихся в занятиях спортом и характеризуется направленностью на обеспечение оптимального и достаточного уровня физической и двигательной подготовленности учащихся. В первом разделе «Знания о спортивно-оздоровительной деятельности» приводятся сведения по истории развития Древних и Современных Олимпийских Игр, раскрываются основные понятия спортивной тренировки (нагрузка, физические качества, техника двигательных действий), даются представления об общей и специальной физической подготовке
и формах их организации. Во втором разделе «Физическое совершенствование со спортивной
направленностью», приводятся физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта, имеющих относительно выраженное прикладное значение и вызывающих определенный интерес у учащихся. В третьем разделе «Способы физкультурно-спортивной деятельности» раскрываются способы деятельности, необходимые и достаточные для организации и проведении самостоятельных занятий спортивной подготовкой.
Цели обучения
Общей целью образования в области физической культуры является формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В соответствии с этим рабочая программа по физической культуре для 8 , класса своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих целей:
развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма, совершенствование технико-тактических действий в избранном виде спорта;
воспитание бережного отношения к собственному здоровью, развитие интереса к профессиональной деятельности специалиста физической культуры;
овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания и прикладной физической подготовки;
освоение простейших педагогических умений в организации и проведении занятий физическими упражнениями (на примере с учащимися младшего школьного возраста);
освоение знаний о физической культуре; ее связи с физическим воспитанием и спортивной подготовкой, роли в формировании здорового образа жизни и сохранении творческого долголетия;
формирование компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, творческого опыта в индивидуальных и коллективных формах занятий физическими упражнениями.
Место предмета в базисном учебном плане
Программа рассчитана на 102 учебных часов.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Физическая культура» на этапе основного общего образования являются:
В познавательной деятельности:
определение существенных характеристик изучаемого объекта;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности;
формулирование полученных результатов.
В информационно-коммуникативной деятельности:
поиск нужной информации по заданной теме;
умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога.
В рефлексивной деятельности:
понимание ценности образования как средства развития культуры личности;
объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности;
владение навыками организации и участия в коллективной деятельности.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся, оканчивающих основную школу и содержат три компонента: знатъ/пониматъ - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь - владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
(102 часов)
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности (4 час).
Предупреждение раннего старения и сохранение творческой активности человека средствами физической культуры. Общие представления о современных оздоровительных системах физического воспитания (ритмическая гимнастика, аэробика, атлетическая гимнастика), их цель, задачи, содержание и формы организации. Формирование индивидуального стиля жизни, приобретение положительного психосоциального статуса и личностных качеств, культуры межличностного общения и поведения.
Влияние регулярных занятий физическими упражнениями родителей на состояние здоровья их будущих детей. Занятия физической культурой в предродовой период у женщин, особенности их организации, содержания и направленности (материал для девушек).
Физическая культура в организации трудовой деятельности человека, основные причины возникновения профессиональных заболеваний и их профилактика оздоровительными занятиями физической культурой (гимнастика при занятиях умственной и физической деятельностью, простейшие сеансы релаксации и самомассажа, банных процедур).
Требования безопасности на занятиях физическими упражнениями в спортивных залах и открытых площадках.
Основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья (извлечения из статей, касающихся соблюдения прав и обязанностей граждан в занятиях физической культурой).
Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью (10 час).
Упражнения современных оздоровительных систем, содействующих коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, адресованные учащимся, имеющим отклонения в состоянии здоровья (приобретенные или хронические заболевания). Индивидуально-ориентированные здоровъесберегающие технологии: Гимнастика при умственной и физической деятельности. Элементы аутотренинга и релаксации, приемы массажа и самомассажа.
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности (3 ч).
Планирование содержания и физической нагрузки в индивидуальных оздоровительных занятиях, распределение их в режиме дня и недели.
Выполнение гигиенических сеансов самомассажа (состав основных приемов и их последовательность при массаже различных частей тела). Выполнение простейших приемов точечного массажа и релаксации.
Простейшие приемы оказания до врачебной помощи при травмах (ушибах, вывихах, переломах и
т.п).
Ведение дневника самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, состоянием здоровья и работоспособностью.
Спортивно-оздоровительная деятельность
Знания о спортивно-оздоровительной деятельности с прикладно-ориентированной физической
подготовкой (3 ч).
История развития Древних и Современных Олимпийских Игр. Понятие спортивной тренировки (нагрузка, физические качества, техника двигательных действий). Общая и специальная физическая подготовка и формы их организации. Общие представления об индивидуализации содержания и направленности тренировочных занятий (по избранному виду спорта), способы совершенствования техники в соревновательных упражнениях и повышения физической нагрузки (понятие режимов и динамики нагрузки). Особенности распределения тренировочных занятий в режиме дня и недели.
Физическое совершенствование со спортивно-оздоровительной и прикладно-ориентированной направленностью (79 ч).
Легкоатлетические упражнения. Старт (высокий, с опорой на одну руку; низкий) с последующим ускорением. Спортивная ходьба. Бег («спринтерский»; «эстафетный»; «кроссовый»).
Прыжки (в длину способом «согнув ноги» и «прогнувшись», с разбега; в высоту с разбега способом «перешаги ванне»)
Метание малого мяча на дальность, в горизонтальную и вертикальную цель с места и с полного разбега (14-16 м) с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов.
Гимнастические и акробатические упражнения: опорный прыжок согнув ноги (юноши), прыжок боком с поворотом на 90 градусов (девушки); комбинация из отдельных элементов со скакалкой, обручем или лентой акробатические комбинации из пяти элементов, включающую длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см, стойку на руках, переворот боком и другие ранее освоенные элементы (юноши), комбинацию из пяти ранее освоенных элементов (девушки); лазание по двум канатам без помощи ног и по одному канату с помощью ног на скорость (юноши); комплекс вольных упражнений (девушки).
Упражнения лыжной подготовки. Передвижение лыжными ходами (попеременный двухшажный; одновременный двухшажный, одновременный одношажный ход).
Коньковый ход, торможение и поворот «плугом».
Спортивные игры: применение в игре или в процессе выполнения специально созданного комплексного упражнения, основные технико-тактические действия одной из спортивных игр
(баскетбол, волейбол).
Плавание. Совершенствование техники плавания способами кроль на груди и спине, дельфин по элементам и в полной координации. Старты и повороты при плавании кролем на груди и спине, брассом. Ныряние в длину. Техника спасения утопающих.
Способы спортивно-оздоровительной деятельности (3 ч).
Технология разработки планов-конспектов тренировочных занятий, планирование содержания и динамики физической нагрузки в системе индивидуальной прикладно-ориентированной и спортивной
подготовки (по избранному виду спорта).
Контроль режимов физической нагрузки и их регулирование во время индивидуальных тренировочных занятий.
Тестирование специальных физических качеств (в соответствии с избранным видом спорта).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения физической культуры ученик должен: знать/понимать
* влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья,
профилактику профессиональных заболеваний и увеличение продолжительности жизни;
* формы занятий физической культурой, их целевое назначение и особенности проведения;
* требования безопасности на занятиях физической культурой;
подготовленности;
уметь
• выполнять приемы самообороны, страховки и самостраховки;
осуществлять судейство в избранном виде спорта;
проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, фрагменты уроков физической культуры (в роли помощника учителя);
выполнять простейшие приемы самомассажа;
оказывать первую до врачебную помощь при травмах;
выполнять требования физической и спортивной подготовки, определяемые вступительными экзаменами в профильные образовательные учреждения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;
« подготовки к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, МВД России, ФСБ России, МЧС России,
« организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;
демонстрировать;
Физические способности | Физические упражнения | Юноши | Девушки |
Скоростные | Бег 30 м | 5.5 с | 5.9 с |
| Бег 60 м | 9.7 с | 10.2 с |
Силовые | Подтягивание из виса на высокой перекладине Подтягивание в висе лежа на низкой перекладине Прыжок в длину с места | 9 раз 185 см | 15 раз 165 см |
Прыжок в длину с места, см | 175 см | 165 см |
К выносливости | Кроссовый бег на 2000 м Передвижение на лыжах 2 км | 10 мин 40 сек 16 мин 30 сек | 12 мин 20 сек 21 мин 00 сек |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ,
НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№ | Название | Необходимое кол-во | Примечание |
Гимнастика |
1. | Стенка гимнастическая | Г | |
2. | Бревно гимнастическое напольное | Г | |
3. | Бревно гимнастическое высокое | Г | |
4. | Козел гимнастический | Г | |
5. | Конь гимнастический | | |
6. | Перекладина гимнастическая | Г | |
7. | Брусья гимнастические, разновысокие | Г | |
8. | Брусья гимнастические, параллельные | Г | |
9. | Канат для лазания, с механизмом крепления | Г | |
10. | Мост гимнастический подкидной | Г | |
11. | Скамейка гимнастическая жесткая | Г | |
12. | Скамейка гимнастическая мягкая | Г | |
13. | Маты гимнастические | Г | |
14. | Мяч набивной (1 кг, 2кг, 3 кг) | Г | |
15. | Мяч малый (теннисный) | К | |
16. | Скакалка гимнастическая | К | |
17. | Мяч малый (мягкий) | К | |
18. | Палка гимнастическая | К | |
19. | Обруч гимнастический | К | |
20. | Коврики массажные | Г | |
21. | Пылесос | Д | Для влажной уборки зала и спортивного инвентаря |
22. | Сетка для переноса малых мячей | Д | |
Легкая атлетика |
23. | Планка для прыжков в высоту | д | |
24. | Стойки для прыжков в высоту | д | |
25. | Флажки разметочные на опоре | г | |
26. | Лента финишная | Д | |
27. | Дорожка разметочная для прыжков в длину с места | г | |
28. | Рулетка измерительная (Юм; 50м) | Д | |
29. | Номера нагрудные | г | |
Плавание |
30. | Доска для плавания | к | |
31. | Ласты | г | |
32. | Мяч надувной | г | |
33. | Круг надувной | г | |
34. | Разделительная дорожка | Д | |
35. | Матрац надувной | г | |
Спортивные игры |
36. | Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой | Д | |
37. | Шиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой | Г | |
38. | Мячи баскетбольные | Г | |
39. | Сетка для переноса и хранения мячей | д | |
40. | Жилетки игровые с номерами | г | |
41. | Стойки волейбольные универсальные | Д | |
42. | Сетка волейбольная | Д | |
43. | Мячи волейбольные | г | |
44. | Сетка для переноски и хранения баскетбольных мячей | Д | |
45. | Жилетки игровые с номерами | г | |
46. | Ворота для мини-футбола | Д | |
47. | Сетка для ворот мини-футбола | д | |
48. | Мячи футбольные | г | |
49. | Номера нагрудные | г | |
50. | Компрессор для накачивания мячей | Д | |
Средства доврачебной помощи |
51. | Аптечка медицинская | д | |
Дополнительный инвентарь |
52. | Доска аудиторная с магнитной поверхностью | д | Доска должна быть передвижная и легко перемещаться по спортивному залу |
Помещения |
53. | Спортивный зал игровой | | С раздевалками для мальчиков и девочек (шкафчики, мягкие гимнастические скамейки, коврики), туалетами для мальчиков и девочек. |
| | | |