ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по физической культуре разработана на основе государственного стандарта основного общего образования. Она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, конкретизирует содержание его предметных тем и рекомендует примерное распределение учебных часов на их изучение.Рабочая программа составлена на основе: В.И.Лях,Зданевич. Примерная образовательная программа по физической культуре 2007 г. 102ч. 3ч в неделю
Программа предназначена для практического использования в учебно-образовательном процессе. Основная цель программы — сохранение единого образовательного пространства и преемственности между ступенями образования, предупреждение учебных перегрузок, соблюдение общих подходов к раскрытию дидактических единиц, установленных в государственном стандарте.
Предметом образования в области физической культуры является двигательная (физкультурная) деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения этой деятельности человек формируется как целостная личность, проявляющаяся в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств. В соответствии со структурой двигательной деятельности учебный предмет «Физическая культура» структурируется по трем основным разделам: знания (информационный компонент деятельности), физическое совершенствование (мотивационно-процессуальный компонент деятельности) и способы деятельности (операциональный компонент деятельности).
В программе для обучающихся 8 классов двигательная деятельность представлена двумя содержательными линиями: физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивно-оздоровительная деятельность. Каждая из этих линий имеет свои учебные разделы (знания, физическое совершенствование, способы деятельности).
Первая содержательная линия «Физкультурно-оздоровительная деятельность» имеет направленность на укрепление здоровья учащихся и создание у них представлений о бережном отношении к нему, она должна формировать у школьников потребность в регулярных занятиях физической культурой и разнообразных формах активного отдыха и досуга. В первом разделе «Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности» даются сведения о правилах здорового образа жизни и различных формах организации активного отдыха с использованием средств физической культуры, раскрываются представления о современных системах физического воспитания и оздоровительных методиках физкультурно-оздоровительной деятельности. Во втором разделе «Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью» даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем, направленно содействующие коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, адресованные обучающимся, имеющим отклонения в состоянии здоровья (приобретенные или хронические заболевания). В третьем разделе «Способы физкультурно-оздоровительной деятельности» предлагаются способы самостоятельной организации и проведения оздоровительных занятий, приемы контроля и регулирования физических нагрузок, некоторые виды самомассажа и гигиенических процедур.
Вторая содержательная линия «Спортивно-оздоровительная деятельность» учитывает возрастные интересы обучающихся и имеет направленность на обеспечение оптимального и достаточного уровня физической и двигательной подготовленности школьников. В первом разделе «Знания о спортивно-оздоровительной деятельности» приводятся сведения по истории Олимпийских игр, раскрываются основные понятия спортивной тренировки (нагрузка, развитие физических качеств, техника двигательных действий), даются представления об общей и специальной физической подготовке и формах их организации. Во втором разделе «Физическое совершенствование со спортивной направленностью» приводятся физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта, имеющих относительно выраженное прикладное значение и вызывающих определенный интерес у учащихся. В третьем разделе «Способы физкультурно-спортивной деятельности» раскрываются способы деятельности, необходимые и достаточные для организации и проведении самостоятельных занятий физической культурой.
Образовательная область "Физическая культура" призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической кондиционности, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В процессе освоения учебного материала данной области обеспечивается формирование целостного представления о единстве биологического, психического и социального в человеке, законах и закономерностях развития и совершенствования его психосоматической природы.
Образовательная область "Физическая культура" имеет своим учебным предметом один из видов культуры человека и общества, в системном основании которого лежит физкультурная деятельность. Данная деятельность характеризуется целенаправленным развитием и совершенствованием духовных и природных сил человека и выступает как условие и результат формирования физической культуры личности.
Учебный предмет физической культуры (физкультурная деятельность) является ведущим, но не единственным основанием образовательной области "Физическая культура" в школе. Его освоение осуществляется в единстве с содержанием таких важных организационных форм целостного педагогического процесса и самодеятельности учащихся, как физкультурные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования, физкультурные праздники, занятия в спортивных секциях.
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:
• укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
• обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
. развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
• приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
. воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
• содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе должны лежать идеи личностного и коллективного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.
Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Обучающихся необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.
Задачи физического воспитания обучающихся 8 классов
Решение задач физического воспитания учащихся направлено на:
• содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
• обучение основам базовых видов двигательных действий;
• дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей;
• формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
• выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
• углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
. воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
• выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
• формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
• воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
Уровень развития физической культуры учащихся, оканчивающих 8 класс.
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании основной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Знать:
• основы истории развития физической культуры в России (в СССР);
• особенности развития избранного вида спорта;
• педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;
• биодинамические особенности и содержание физических упражнений, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
• физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
• возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;
• психофункциональные особенности собственного организма;
• индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
• способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
• правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
Уметь:
• технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения; разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности; контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения; соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях; | пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
Демонстрировать:
| | | |
Физические | Физические | Мальчики | Девочки |
способности | упражнения | | |
Скоростные | Бег 60 м с высокого старта | | |
| низкого старта | 9,5 | 10,5 |
Силовые | Лазанье по канату на | | |
| расстояние 6 м, с | 12 | - |
| Прыжок в длину с места, см | 170 | 160 |
| Поднимание туловища из | | |
| положения лежа на спи- | | |
| не, руки за головой, кол- | | |
| во раз | — | 15 |
На выносли- | Кроссовый бег 2 км | 9мин 30 с | 10 мин 50 с |
вость | Передвижение на лыжах 2 км | 17 мин 30 с | 22 мин 00 с |
На координацию | Последовательное выполнение пяти кувырков, с | 10,0 | 14,0 |
| Бросок малого мяча в стандартную мишень, м | 12,0 | 10,0 |
Двигательные умения, навыки и способности
В циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9—13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9—13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание»; проплывать 50 м.
В метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10—12 м) с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с трех шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10—15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10—12 м.
В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из четырех элементов на перекладине (мальчики) и на разновысоких брусьях (девочки); опорные прыжки через козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки); выполнять акробатическую комбинацию из четырех элементов, включающую кувырки вперед и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперед и назад в полушпагат, мост и поворот в упор стоя на одном колене (девочки).
В спортивных играх: играть в две спортивные игры (по упрощенным правилам).
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений.
Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
Распределение учебного времени на различные виды
программного материала для учащихся 8 класса
(сетка часов при трехразовых занятиях в неделю)
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов (уроков) |
п/п | материала | |
| | | | | | |
1 | Базовая часть | | | | | 84 |
1.1 | Основы знаний о физической культуре | |
1.2 | Спортивные игры | | | | | 18 |
1.3 | Гимнастика с элементами акробатики и единоборств | | | | | 27 |
1.4 | Легкая атлетика | | | | | 21 |
1.5 | Лыжная подготовка | | | | | 18 |
| | | | | | |
| | | | | | |
2. | Вариативная часть | | | | | 18 |
2.1 | Подвижные и спортивные игры | | | | | 18 |
| Итого часов в год: | | | | | 102 |
Годовой план-график прохождения программного материала
для учащихся 8 класса при трёхразовых занятиях в неделю
№ п/п | Вид программного материала | Количество в год | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
| | недель | Количество недель в четверть |
| Учебные недели | 34 | 9 | 7 | 10 | 8 |
| | Часов (уроков) | Количество часов (уроков) в четверть |
| Количество часов | 102 | 27 | 21 | 30 | 24 |
1. | Базовая часть | 84 | 19 | 21 | 30 | 15 |
1.1. | Основы знаний о физической культуре | | В процессе уроков |
1.2. | Спортивная игра (баскетбол) | 18 | 9 | | 6 | 3 |
1.3. | Гимнастика с элементами акробатики и единоборств | 27 | | 21 | 6 | - |
| | | | | | |
1.5. | Лёгкоатлетические упражнения | 21 | 10 | | | 11 |
16. | Лыжная подготовка | 18 | - | - | 18 | - |
1.7. | Плавание | | | | | |
2. | Вариативная часть | 18 | 8 | | | 10 |
2.1. | Спортивные игры | 18 | 8 | | | 10 |
| | | | | | |
| Всего часов: | 102 | 27 | 21 | 30 | 24 |
Конструирование подразделов программного материала
по физической культуре
8 класс
1 четверть 27 уроков
Лёгкая атлетика с 1 по 10 урок | Спортивные игры с 11 по 18 урок | Спортивные игры с 19по 27 урок |
2 – четверть 21 уроков
гимнастика с 28 по 48 урок | |
четверть 30 уроков
Гимнастика с 49 по 54 урок Лыжная подготовка с 55 по 72 урок Спортивные игры с 79 по 91 урок | Спортивные игры с 73 по 78 урок 4 – четверть 24 урока Лёгкая атлетика с 92 по 102 урок |
Календарно-тематическое планирование
для обучающихся 8 класса при трёхдневных занятиях в неделю
№ урока | Да-та по плану | Раздел программы Тема | Основная направленность, понятия | домашнее задание | Дата по факту |
1 четверть | |
1 | | Лёгкая атлетика Правила ТБ на уроках л/а | Знакомство с правилами ТБ Овладение техникой стайерского бега | ОФП | |
2 | | Лёгкая атлетика Техника спринтерского бега | Овладение техникой спринтерского бега | Упр. со скакалкой | |
3 | | Лёгкая атлетика Спринт.техника низкого старта | Развитие скоростных способностей. | Прыжковые упражнения | |
4 | | Лёгкая атлетика Спринт.техника низкого старта | Развитие скоростных способностей. | Многоскоки | |
5 | | Лёгкая атлетика Техника бега на средние дистанции | Развитие выносливости | Прыжковые упражнения | |
6 | | Лёгкая атлетика Техника кроссового бега | Развитие скоростно-силовой выносливости у обучающихся | Упр. дыхательной гимнастики | |
7 | | Лёгкая атлетика Техника преодоления препятствий в кроссе | Развитие скоростно-силовой выносливости у обучающихся на дистанции в 1000 м. | Упр. дыхательной гимнастики | |
8 | | Лёгкая атлетика Техника метания малого мяча в цель | Развитие координационных способностей | ОФП | |
9 | | Лёгкая атлетика Техника прыжка в длину | Развитие скоростно-силовой выносливости у обучающихся | Упр. со скакалкой | |
10 | | Лёгкая атлетика Техника старта и финиша в эстафетном беге | Оценка техники бега и результатов | Многоскоки | |
11 | | Баскетбол Правила ТБ на уроках б/б | Знакомство с правилами ТБ | | |
Повторение правил игры в б/б | Упр. со скакалкой | |
12 | | Баскетбол Техника передвижения в б/б | Совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов и стоек | Упр. на гибкость | |
13 | | Баскетбол Ловля и передача мяча в баскетболе | Совершенствование техники ловли, передачи и ведения мяча | ОФП | |
Игра по упрощенным правилам баскетбола | |
14 | | Баскетбол Учебная игра | Повторение правил игры в б/б | Упр. со скакалкой | |
| |
15 | | Баскетбол Техника опорного броска в б/б | Совершенствование техники броска | Многоскоки | |
16 | | Баскетбол Техника опорного броска в прыжке | Совершенствование техники броска | Прыжковые упражнения | |
ОФП | |
17 | | Баскетбол Двухсторонняя игра | Соревнование | | |
Упр. на гибкость | |
18 | | Баскетбол Техника индивидуальной защиты | Обучение индивидуальной техники защиты | ОФП | |
19 | | Баскетбол Техника командной защиты | Обучение командной техники защиты | | |
Учебная игра | Упр. со скакалкой | |
20 | | Баскетбол Техника зонной защиты | Обучение командной техники защиты | Прыжковые упражнения | |
21 | | Баскетбол Учебная игра | Обучение основным приёмам индивидуальной и командной защиты | | |
ОФП | |
22 | | Баскетбол Техника индивидуальной игры в атаке | Обучение индивидуальной техники в атаке | Многоскоки | |
23 | | Баскетбол Техника штрафного броска в б/б | Совершенствование техники броска | Упр. со скакалкой | |
24 | | Баскетбол Техника броска в прыжке | Совершенствование техники броска | Упр. на гибкость | |
25 | | Баскетбол Техника командной игры в атаке | Обучение командной техники в атаке | ОФП | |
26 | | Баскетбол Учебная игра | Обучение основным приёмам индивидуальной и командной игры в атаке | Упр. на гибкость | |
27 | | Баскетбол Двухсторонняя игра | Соревнование | Упр. на гибкость | |
2 четверть | |
28 | | Гимнастика Правила ТБ на уроках гимнастики | Знакомство с правилами ТБ | Упр. на гибкость | |
29 | | Гимнастика Силовая гимнастика | Освоение общеразвивающих упражнений с предметами | ОФП | |
30 | | Гимнастика Акробатические упражнения. Классификация. | Знакомство обучающихся с разновидностями акробатических упражнений | Кувырок вперёд | |
31 | | Гимнастика Висы и упоры в гимнастике | Совершенствование техники висов и упоров | Силовые упр. | |
32 | | Гимнастика Висы и упоры на гимнастических брусьях и перекладине | Совершенствование техники висов и упоров | Силовые упр. | |
33 | | Гимнастика Техника опорных прыжков | Освоение техники разбега в опорных прыжках | Упр. со скакалкой | |
34 | | Гимнастика Связки в акробатических упражнениях | Знакомство обучающихся с разновидностями акробатических упражнений | Перекаты | |
35 | | Гимнастика Техника опорного прыжка (приземление) | Освоение техники приземления в опорных прыжках | Многоскоки | |
36 | | Гимнастика Техника лазания по канату | Освоение техники лазания по канату | ОФП | |
37 | | Гимнастика Техника выполнения равновесия на одной | Отработка техники выполнения элемента «Ласточка» | Упр. на гибкость | |
38 | | Гимнастика Техника выполнения комбинаций на брусьях | Освоение техники выполнения упражнений на параллельных (юноши) и разновысоких (девушки) брусьях | Кувырок назад | |
39 | | Гимнастика. Учебные соревнование | Отработка основных гимнастических элементов в ходе соревнований | ОФП | |
40 | | Гимнастика Силовая гимнастика | Развитие силовых способностей | Силовые упр. | |
41 | | Гимнастика Техника выполнения гимнастического моста, стойки на голове и руках | Развитие координационных способностей | Упр. на гибкость | |
42 | | Гимнастика Техника отталкивания в опорных прыжках | Развитие координационных способностей | Многоскоки | |
43 | | Гимнастика Техника выполнения подъёма переворотом | Развитие силовых способностей | Упр. на гибкость | |
44 | | Гимнастика Техника выполнения акробатических комбинаций | Развитие двигательных качеств гибкости, координации | ОФП | |
45 | | Гимнастика Техника полёта в опорных прыжках | Овладение техникой полёта в опорных прыжках | Прыжковые упражнения | |
46 | | Гимнастика Техника выполнения комбинаций на брусьях | Овладение техникой приёмов | ОФП | |
47 | | Гимнастика Техника лазания по канату | Овладение техникой приёмов | Упр. на гибкость | |
48 | | Гимнастика. Соревнования | Развитие координационных способностей. | Упр. со скакалкой | |
3 четверть | |
49 | | Гимнастика Силовая гимнастика | Развитие силовых способностей и силовой выносливости. | ОФП | |
50 | | Гимнастика Техника приземления в опорных прыжках | Овладение техникой приземления | Многоскоки | |
51 | | Гимнастика Гимнастические упражнения в единоборствах | Развитие координационных способностей | Упр. на гибкость | |
52 | | Гимнастика Акробатика и единоборства | Взаимосвязь акробатического и борцовского моста | Упр. на гибкость | |
53 | | Гимнастика Силовая гимнастика | Развитие силовых способностей и силовой выносливости. | ОФП | |
54 | | Гимнастика Соревнования | Развитие силовых способностей и силовой выносливости. | Многоскоки | |
55 | | Лыжная подготовка Правила ТБ на лыжной подготовке | Овладение техники лыжных ходов | ОФП | |
56 | | Лыжная подготовка Попеременный двухжажный ход – равнина | Овладение техники лыжных ходов | Имитация хода | |
57 | | Лыжная подготовка Одновременный бесшажный ход | Овладение техники хода | Имитация хода | |
58 | | Лыжная подготовка Коньковый ход на равнине | Овладение техники лыжных ходов | Имитация хода | |
59 | | Лыжная подготовка Попеременный двухшажный ход в пологий подъём | Овладение техники лыжных ходов | Имитация хода | |
60 | | Лыжная подготовка Коньковый ход в пологий подъём | Овладение техники лыжных ходов | Упр. со скакалкой | |
61 | | Лыжная подготовка Горнолыжная техника | Овладение техники лыжных ходов | Сгибание рук в упоре | |
62 | | Лыжная подготовка Одновременный одношажный коньковый ход | Овладение техники лыжных ходов | Многоскоки | |
63 | | Лыжная подготовка Попеременный двухшажный ход в крутой подъём | Овладение техники лыжных ходов | Многоскоки | |
64 | | Лыжная подготовка Техника старта и финиша в классических ходах | Овладение техники лыжных ходов | Упр. со скакалкой | |
65 | | Лыжная подготовка Прохождение дистанции в 2 км. (попеременный ход) | Проверка техники лыжных ходов | Имитация ходов | |
66 | | Лыжная подготовка Техника одновременных ходов на старте и финише | Овладение техники лыжных ходов | Упр. со скакалкой | |
67 | | Лыжная подготовка Прохождение дистанции в 2 км (классика) | Овладение техники лыжных ходов | Имитация ходов | |
68 | | Лыжная подготовка Горнолыжная техника | Овладение техники лыжных ходов | Упр. со скакалкой | |
69 | | Лыжная подготовка Соревнования на дистанции в 2 км. – конёк) | Проверка техники лыжных ходов | Упр. со скакалкой | |
70 | | Лыжная подготовка Техника одновременного одношажного хода на равнине | Овладение техники лыжных ходов | Имитация ходов | |
71 | | Лыжная подготовка Техника конькового хода в подъём без палок | Овладение техники лыжных ходов | Приседание на одной ноге 20 - 20 | |
72 | | Лыжная подготовка Техника лыжных ходов в спринте | Овладение техники лыжных ходов | Многоскоки | |
73 | | Баскетбол Техника перемещения в баскетболе с мячом | Закрепление техники перемещений, владения мячом | Сгибание рук в упоре | |
74 | | Баскетбол Техника перемещения в защите | Закрепление техники перемещений в защите | Беговые упр. | |
75 | | Баскетбол Техника выполнения финтов при движении с мячом | Закрепление техники выполнения финтов | Многоскоки | |
76 | | Баскетбол Тактика игры в защите | Совершенствование тактики игры | Многоскоки | |
77 | | Баскетбол Тактика игры в атаке | Совершенствование тактики игры | Упр. со скакалкой | |
78 | | Баскетбол Двухсторонняя игра | Соревнование | Упр. со скакалкой | |
4 четверть | |
79 | | Лапта Правила игры в лапту и правила Т.Б. | Совершенствование знаний правил игры в лапту | Челночный бег | |
80 | | Лапта Техника удара по мячу | Совершенствование подачи мяча из города лаптой | Многоскоки | |
81 | | Лапта Техника передвижения в игре лапта | Совершенствование техники передвижения | Челночный бег | |
82 | | Лапта Техника передачи и ловли малого мяча | Совершенствование техники передачи и ловли малого мяча | Метание малого мяча в цель | |
83 | | Лапта Техника броска малого мяча в цель | Совершенствование техники броска мяча в цель. | ОФП | |
84 | | Лапта Учебная игра | Отработка техники игры в лапту | Упр. со скакалкой | |
85 | | Лапта Тактика игры в городе | Развитие координационных способностей | | |
Многоскоки | |
86 | | Лапта Тактика игры в поле | Развитие скоростных качеств | | |
Челночный бег | |
87 | | Лапта Учебная игра | Соревнование | ОФП | |
88 | | Лапта Техника осаливания в лапте | Совершенствование техники броска мяча в цель | | |
Метание малого мяча в цель | |
89 | | Лапта Техника ловли малого мяча в лапте | Развитие скоростных качеств | | |
Упр. со скакалкой | |
90 | | Лапта Учебная игра | Соревнование | ОФП | |
91 | | Лапта Двухсторонняя игра | Соревнование | Многоскоки | |
Челночный бег | |
92 | | Лёгкая атлетика Техника прыжка в длину | Овладение техникой прыжка в длину | Многоскоки | |
93 | | Лёгкая атлетика Техника прыжка в высоту перешагиванием | Овладение техникой прыжка в высоту | Упр. со скакалкой | |
94 | | Лёгкая атлетика Техника спринта в беге на 100 м. | Развитие скоростно-силовых качеств | Беговые упр. | |
95 | | Лёгкая атлетика Техника спринта в эстафетном беге | Овладение техникой спринта и применение его в эстафетном беге | Многоскоки | |
96 | | Лёгкая атлетика Спринтерское многоборье | Соревнование | Упр. со скакалкой | |
97 | | Лёгкая атлетика Техника бега на средние дистанции | Совершенствование техники бега на средние дистанции | Челночный бег | |
98 | | Лёгкая атлетика Техника метания малого мяча в цель и на дальность | Совершенствование техники метания малого мяча в цель и на дальность | ОФП | |
99 | | Лёгкая атлетика Техника прыжка в высоту перекатом | Овладение техникой прыжка в высоту | Упр. со скакалкой | |
100 | | Лёгкая атлетика Соревнования по легкоатлетическим прыжкам | Развитие скоростно-силовых качеств | Многоскоки | |
101 | | Лёгкая атлетика Соревнования по легкоатлетическому многоборью | Развитие скоростно-силовых качеств | ОФП | |
102 | | Лёгкая атлетика Итоговый урок | Сдача зачётных норм | ОФП | |
Критерии оценки уровня физической подготовленности
Физическая культура в образовательных учреждениях как образовательная
дисциплина, как учебная дисциплина, важнейший базовый компонент гуманитарного
образования, гармонического развития личности обучающегося и направлена на
обеспечение необходимого уровня развития жизненно важных двигательных навыков
и физических качеств, формирование таких общечеловеческих ценностей, как
здоровье, физическое и психическое благополучие.
Для оценки уровня развития физических качеств и осуществления контроля за
двигательной подготовленностью занимающихся широко применяют различные
упражнения - тесты: прыжок в длину с места и разбега, метание набивного мяча,
шестиминутный бег, наклон вперед стоя на скамейке и сидя на полу, бег на различные
дистанции, поднимание туловища из положения лежа на спине, сгибание-разгибание
рук в упоре, подтягивание на перекладине, челночный бег и т.д. Существуют
множество тестов и для определения координации, равновесия, гибкости,
выносливости, ловкости, силы отдельных мышечных групп и других физических
способностей.
Тесты дают возможность получить объективные данные об уровне развития
двигательных способностей учащихся различных возрастов.
Преимущество названных тестов заключается в том, что они сравнительно
легко запоминаются и их выполнение не требует от школьников длительного
разучивания.
При проведении контрольных испытаний необходимо руководствоваться
следующими требованиями.
1. Контрольные испытания должны проводиться в одинаковой для всех детей
обстановке и в одно и то же время.
2. Методика контрольных проверок должна обеспечивать минимальные затраты
времени на выполнение тестов.
3. Контрольные упражнения должны быть доступными для всех учащихся, независимо
от их физической подготовленности и отличаться простотой измерения и оценки
результатов.
4. Рекомендуемая последовательность контрольных упражнений для проверки уровня
двигательной u подготовленности может быть следующей: в первый день – скоростные
и скоростно-силовые качества, во второй – сила и выносливость, в последующие –
координация, ловкость и другие физические качества.
5. Для получения предварительных данных, тестирование целесообразно проводить в
начале учебного года (сентябрь), а итоговую проверку за 2-3 недели до окончания
учебного года. Для контроля за ослабленными детьми дополнительную проверку
рекомендуется провести в начале второго полугодия.
6. Прежде чем приступить к проведению тестовых испытаний, контрольные
упражнения должны быть разучены на уроке физической культуры.
7. Осуществлять проверку физической подготовленности не только с учетом
возрастных особенностей развития учащихся, но и в соответствии с принципом
единства оценки их физического развития и физической подготовленности.
Проведение контрольных испытаний, способы их выполнения и оценка
результатов тестирования осуществляется по общепринятым правилам.
Для определения уровня физической подготовленности школьников обычно
используются следующие тесты: на быстроту - бег на 10, 20, 30 м с высокого старта, на
скоростно-силовую подготовленность - прыжки в длину с места, на ловкость -
челночный бег 3 х 10 м, на силу - сгибание-разгибание рук в упоре лежа, подтягивание
2
на перекладине хватом сверху из виса (мальчики) и из виса лежа (девочки), на
гибкость - наклон вперед из положения сидя на полу.
Критерии уровня физической подготовленности школьников
определяются по специальным таблицам
(приложение №1), а также по таблицам из комплексной программы физического
воспитания учащихся 1-11 классов. Результаты контрольных испытаний заносятся в
протокол.
Тестовые задания представлены физическими упражнениями, которые
сгруппированы по признаку основных физических качеств. Тестирование
рекомендуется проводить с помощью соревновательного метода, причем учащиеся
должны не только продемонстрировать выполнение нормативов требований, но и
выполнить нормативные упражнения, которые отражают разносторонность их
подготовленности по каждой конкретной группе физических способностей (силовых,
скоростных, к выносливости и координации). Критерием характеристики уровня
физической подготовленности выше среднего будут выполнение учащимися
основных нормативов требований и (с учетом индивидуального физического развития)
выполнение нормативов в соответствующих физических упражнениях. Для
характеристики уровня физической подготовленности среднего уровня —
соответственно выполнение учащимися только основных нормативов требований и
частичное (до ½) выполнение нормативов в физических упражнениях. Для
характеристики уровня физической подготовленности ниже среднего –
соответственно выполнение учащимися только основных нормативов требований.
Способы выполнения тестовых заданий
Бег 30 метров. Выполняется с высокого старта. В забеге принимают участие два-три
человека. По команде «На старт» участники подходят к линии старта и занимают
исходное положение. По команде «Внимание» наклоняются вперед и по команде
«Марш» бегут к линии финиша по своей дорожке. Время определяют с помощью
секундомера с точностью до 0,1 с.
Бег 60, 100 метров. Выполняется с низкого старта. В забеге принимают участие два-
три человека. По команде «На старт» участники подходят к линии старта и занимают
исходное положение (техника выполнения низкого старта). По команде «Внимание»
(техника выполнения низкого старта) и «Марш» бегут к линии финиша по своей
дорожке. Время определяют с помощью секундомера с точностью до 0,1 с.
Бег 300, 500 метров, 1000 м. Выполняется с высокого старта на беговой дорожке или
ровной местности, на земляном или асфальтном покрытии. Результат фиксируется с
помощью секундомера с точностью до 0,1 с.
Прыжок в длину с места. На площадке проводят линию и перпендикулярно к ней
закрепляют сантиметровую ленту (рулетку). Учащийся становится около линии, не
касаясь ее носками, затем отводит руки назад, сгибает ноги в коленях и,
оттолкнувшись обеими ногами, u делает резкий взмах руками вперед и прыгает вдоль
разметки. Расстояние измеряется по линии до пятки ноги, стоящей сзади. Даются три
попытки, лучший результат идет в зачет.
Челночный бег 3 х 10 метров. В забеге принимают участие один-два человека. Перед
началом бега на линию старта для каждого кладут два кубика. По команде «На старт»
участники выходят к линии старта. По команде «Внимание» они наклоняются и берут
по одному кубику. По команде «Марш» бегут к финишу, кладут кубик на линию, не
останавливаясь, возвращаются за вторым кубиком и также переносят его на линию
финиша. Бросать кубики запрещается. Секундомер включают по команде «Марш» и
выключают в момент, когда кубик касается пола. Результат фиксируется с точностью
до 0,1 с.
Подтягивание. Мальчики выполняют подтягивание из виса на высокой перекладине,
девочки - из виса лежа на низкой перекладине (до 80 см). Мальчики и девочки
подтягиваются хватом сверху. По команде «Упражнение начинай» производят
подтягивание до уровня подбородка и опускание на прямые руки. Выполнять
упражнение нужно плавно, без рывков. Тело не выгибать, сгибание ног в коленях и
дерганье ногами не допускается. В этом случае попытка не засчитывается. Количество
правильных выполнений идет в зачет. Девочки подтягиваются, не отрывая ноги от
пола.
Наклон вперед из положения сидя на полу. На полу мелом проводится линия А-Б, а к
ее середине перпендикулярная линия, которая размечается через каждый сантиметр.
Ученик садится так, чтобы пятки оказались на линии А-Б. Расстояние между пятками
20-30 сантиметров, ступни вертикальны. Один или два партнера прижимают колени
ученика к полу. Выполняется три разминочных наклона, а четвертый - зачетный,
результат которого определяется по касанию сантиметровой разметки средним
пальцем соединенных вместе рук.
Шестиминутный бег. Бег можно выполнять как в спортивном зале по размеченной
дорожке, так и на стадионе по кругу. В забеге могут принимать участие одновременно
4-6 человек. Столько же учеников по заданию учителя занимаются подсчетом кругов и
определением общего метража. Для более точного подсчета беговую дорожку
целесообразно разметить через каждые 10м. По истечении 6 мин бегуны
останавливаются, и «контролеры» подсчитывают метраж для каждого из них.
Поднимание туловища из положения лежа на спине. Учащийся лежит на спине,
ноги согнуты в коленях под углом 90°. Партнер держит ноги. Пятки находятся на
расстоянии не более 30 см от таза, спина плотно прижата к полу, руки скрещены на
груди и не отрываются от нее во время выполнения упражнения. Учащийся поднимает
туловище, сгибая его так, чтобы локти касались бедер, затем опускается на пол,
касаясь его лопатками. Фиксируется количество выполненных сгибаний за одну
минуту. Упражнение выполняется на гимнастическом мате в быстром темпе.
Бросок набивного мяча (1 кг) из положения сидя.
На полу мелом проводится линия А. Ученик садится так, чтобы пятки оказались на
линии А. Расстояние между пятками 20-30 сантиметров, ноги слегка согнуты, ступни
вертикальны. Выполняется наклон туловища назад, мяч в руках над головой.
Выпрямляя туловище выполнить бросок мяча из-за головы. Расстояние измеряется в
сантиметрах от линии А до точки соприкосновения мяча с поверхностью. Даются три
попытки, лучший результат идет в зачет.
Приложение №1
Уровень оценки результатов бега на 60 м. (сек.) - юноши
Возраст Выше среднего Средний Ниже среднего
14 лет 8,5-9.0 9,1-9.9 10,0-10,7
Уровень оценки результатов бега на 60 м. (сек.) - девушки
Возраст Выше среднего Средний Ниже среднего
14 лет 9,4-9,9 10.0-10,6 10,7-11,5
Уровень оценки результатов бега на 500 м. (мин. сек.)
юноши
Возраст Выше среднего Средний Ниже среднего
14 лет 1,25-1,30 1,31-1,39 1,40-1,45
Уровень оценки результатов бега на 300 м. (мин. сек.) -
девушки
Возраст Выше среднего Средний Ниже среднего
14 лет 0,52-0,55 0,56-1,05 1,09-1,15
Уровень оценки результатов челночного бега 3 х 10 м. (сек) – юноши
Возраст Выше среднего Средний Ниже среднего
14 лет 8.0 8,7-8,3 9.0
Уровень оценки результатов челночного бега 3 х 10 м. (сек) – девушки
Возраст Выше среднего Средний Ниже среднего
14 лет 8,6 9,4-8,9 9,9
Уровень оценки результатов шестиминутного бега (м) – юноши
Возраст Выше среднего Средний Ниже среднего
14 лет 1450 1200-1300 1050
Уровень оценки результатов шестиминутного бега (м) – девушки
Возраст Выше среднего Средний Ниже среднего
14 лет 1250 1000-1150 850
Уровень оценки результатов прыжка в длину с места (см) – юноши
Возраст Выше среднего Средний Ниже среднего
14 лет 205-220 187-204 162-186
Уровень оценки результатов прыжка в длину с места (см) – девушки
Возраст Выше среднего Средний Ниже среднего
14 лет 178-204 159-177 132-158
Уровень оценки результатов в броске набивного мяча 1 кг из положения сидя
(см) – юноши
Возраст Выше среднего Средний Ниже среднего
14 лет 505-597 442-504 349-441
Уровень оценки результатов в броске набивного мяча 1 кг из положения сидя
(см) –девушки
Возраст Выше среднего Средний Ниже среднего
14 лет 472-606 381-471 246-380
Уровень оценки результатов в наклоне туловища вперёд из положения сидя (см)
юноши
Возраст Выше среднего Средний Ниже среднего
14 лет 11 7-9 3
Уровень оценки результатов в наклоне туловища вперѐд из положения сидя (см)
девушки
Возраст Выше среднего Средний Ниже среднего
14 лет 20 12-14 7
Уровень оценки результатов в подтягивании на высокой перекладине (раз) –
юноши
Возраст Выше среднего Средний Ниже среднего
14 лет 12-14 8-11 3-7
Уровень оценки результатов в подтягивании на низкой перекладине (раз) –
девушки
Возраст Выше среднего Средний Ниже среднего
14 лет 15-19 9-14 5-8
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Сборник нормативных документов «Физическая культура» Федеральный компонент государственного стандарта. Примерная программа основного общего образования по физической культуре. Москва «Дрофа» 2008 г.
2.В.И. Лях, А.А. Зданевич. Примерная образовательная программа по физической культуре, рекомендованная министерством образования и науки РФ. Москва «Просвещение» 2007
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студентов высших учеб заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский дом «Академия», 2001. – 480 с.
Шестернинов Е.Е., Арцев М.Н. Методические рекомендации по разработке авторских учебных программ // Практика административной работы, 2003. - № 5. – С. 3 – 11.
Коваленко М.И., Пекшева А.Г. Справочник учителя 1-11 классов. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 192 с.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для студентов институтов физкультуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
Настольная книга учителя физической культуры: Справ. – метод. пособие / Сост. Б.И. Мишин. – М.: «Издательство АСТ; ООО «Издательство Астрель», 2003. – 626 с.