Краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа – интернат № 11»
«Рассмотрена» На заседании МО учителей _____________/Шишканова С.Е./ Протокол № ___ от «__» __________20_г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР _____________/Пушкарева Л.И./ «__»____________20___г. | «Утверждаю» Директор _____________/Крымзина С.М./ Приказ № ___ от «__» __________20 г. |
Рабочая программа по физической культуре
в 1 классе
Разработала учитель
КГКСКОУ ШИ № 11
Капустина Наталья Васильевна
2016-2017 учебный год
п. Ванино
Пояснительная записка
Цели и задачи программы
Рабочая программа курса «Физическая культура» составлена на основе требований Стандарта ФГОС для детей с ОВЗ (умственная отсталость), примерной АООП для детей с ОВЗ, программы В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительных, 1-4 классов» М.: «Просвещение» 2009. Данная программа соответствует Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России и допущена Министерством образования РФ.
Физическая культура является составной частью образовательногопроцесса обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями). Она решает образовательные, воспитательные, коррекционно- развивающие и лечебно-оздоровительные задачи.
Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи сумственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением; занимаетодно из важнейших мест в подготовке этой категории обучающихся ксамостоятельной жизни, производительному труду, воспитываетположительные качества личности, способствует социальной интеграциишкольников в общество.
Цель программы обучения заключается: во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физическойкультуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширениииндивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.
Задачи программы обучения:
― коррекция нарушений физического развития;
― формирование двигательных умений и навыков;
― развитие двигательных способностей в процессе обучения;
― укрепление здоровья и закаливание организма, формированиеправильной осанки;
―раскрытие возможных избирательных способностей и интересовребенка для освоения доступных видов спортивно-физкультурнойдеятельности;
― формирование и воспитание гигиенических навыков привыполнении физических упражнений;
― формирование установки на сохранение и укрепление здоровья,навыков здорового и безопасного образа жизни;
― поддержание устойчивой физической работоспособности надостигнутом уровне;
― формирование познавательных интересов, сообщение доступныхтеоретических сведений по физической культуре;
― воспитание устойчивого интереса к занятиям физическимиупражнениями;
― воспитание нравственных, морально-волевых качеств(настойчивости, смелости), навыков культурного поведения;
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
― обогащение чувственного опыта;
― коррекцию и развитие сенсомоторной сферы;
― формирование навыков общения, предметно-практической ипознавательной деятельности.
Место учебного предмета «Физическая культура».
На изучение предмета«Физическая культура» в 1 классе отводится 3 часа в неделю, что соответствует 99 часам в год.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Предметные результаты по окончании 4 класса
Минимальный уровень:
представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя;
знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их применение;
выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд;
представления о двигательных действиях; знание основных строевых команд;
под счёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;
взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований; участие в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя;
знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
Достаточный уровень:
практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных и подвижных игр и других видов физической культуры;
самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики; владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки);
выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др.;
подача и выполнение строевых команд, ведение подсчёта при выполнении общеразвивающих упражнений.
совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах;
оказание посильной помощь и поддержки сверстникам в процессе участия в подвижных играх и соревнованиях;
знание спортивных традиций своего народа и других народов; знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности и их применение в практической
деятельности;
знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя;
знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием в повседневной жизни;
соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях
Предметные результаты по окончании 1 класса:
Правила поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Чистота зала, снарядов. Значение физических упражнений для здоровья человека. Формирование понятий: опрятность, аккуратность.
На уроках лёгкой атлетики знать: что такое ходьба, бег, прыжки, метания, как вести себя на занятиях лёгкой атлетикой.
На уроках гимнастики знать: что такое шеренга, колонна, круг. Где правая и левая сторона, верх и низ. Что называется гимнастическим упражнением и названия снарядов. Правила поведения на уроках гимнастики.
На уроках подвижных игр и игр коррекционной направленности знать: правила и поведение во время игры.
На уроках лёгкой атлетики уметь: чередовать бег с ходьбой, подпрыгивать на одной и двух ногах, метать мячи одной рукой с места, мягко приземляться при прыжках.
На уроках гимнастики уметь:
ходить в колонне по одному, построиться в одну шеренгу, пройти по гимнастической скамейке, выполнить задание по словесной инструкции учителя, выполнить общеразвивающие упражнения в определённом темпе.
На уроках подвижных игр и игр коррекционной направленности уметь: целенаправленно действовать в подвижных играх под руководством учителя.
Личностные результаты:
1.Осознавать себя как обучающегося, заинтересованного посещением школы, обучением.
2. Принимать новый статус «обучающегося», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного
отношения к школе, принимать образ «хорошего обучающегося».
3. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей.
4. Выполнять правила безопасного поведения в школе.
5. Адекватно воспринимать оценку учителя.
· Учебно-тематический план
Содержание учебной программы в 1 классе
Рабочая программа состоит из разделов:
1.«Знания о физической культуре».
2. «Гимнастика».
3. «Лёгкая атлетика».
4. «Игры».
Каждый из перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической подготовки обучающихся. В 1-4 классах два раза в год (в сентябре и мае) проводитсяучёт показателей физической подготовленности учащихся в беге на 30 м, прыжках в длину сместа, гибкости.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся в 1 классе
№ | Содержание учебного предмета | Характеристика деятельности обучающихся |
1. | Знания о физической культуре | Правила поведения в физкультурном зале, на спортивной площадке. Подготовка спортивной формы к занятиям, переодевание. Название снарядов и гимнастических элементов, понятие о правильной осанке, ходьбе, беге, метании, прыжках. Значение утренней зарядки. Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями. |
2. | Гимнастика с основами акробатики Строевые упражнения Общеразвивающие упражнения без предметов Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами Элементы акробатических упражнений Лазанье Висы Равновесие Переноска грузов | Основная стойка. Построение в колонну по одному, равнение в затылок. Построение в одну шеренгу, равнение по разметке. Перестроение из одной шеренги в круг, взявшись за руки. Размыкание на вытянутые руки в шеренге, в колонне. Повороты по ориентирам. Выполнение команд: «Встать!», «Сесть!», «Пошли!», «Побежали!», «Остановились!» Основные движения рук и ног, туловища, головы, выполняемые на месте и в движении. Сочетание движений ног, туловища с одноимёнными и разноимёнными движениями рук. Дыхательные упражнения и упражнения для формирования правильной осанки. Простые комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений. Комплексы упражнений с гимнастическими палками, флажками, малыми обручами, большими и малыми мячами. Группировка лежа на спине, в упоре стоя на коленях. Перекаты в положении лежа в разные стороны. Передвижение на четвереньках по коридору шириной 20—25 см, по гимнастической скамейке. Произвольное лазанье по гимнастической стенке, не пропуская реек. Подлезание под препятствие и перелезание через горку матов и гимнастическую скамейку. Упор в положении присев и лежа на матах. Ходьба по коридору шириной 20 см. Стойка на носках (3—4 с). Ходьба по гимнастической скамейке с различным положением рук. Кружение на месте и в движении. Перенос набивного мяча до 1 кг различными способами, гимнастических палок. Флажков. Обручей. Гимнастической скамейки, мата (вчетвером). |
3. | Лёгкая атлетика Ходьба Бег Прыжки Метание | Ходьба по заданным направлениям в медленном темпе. Ходьба парами, взявшись за руки. Ходьба по прямой линии, ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба сохранением правильной осанки, на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба в чередовании с бегом. Медленный бег с сохранением осанки, в колонне за учителем с изменением направлений. Перебежки группами и по одному. Чередование бега с ходьбой до 30 м (15 м — бег, 15 м — ходьба) Прыжки в длину с места (с широким использованием подводящих, различных по форме прыжков). Прыжки в высоту с места (подпрыгивание вверх на месте с захватом или касанием висящего предмета); подпрыгивание вверх на небольшое возвышение. Подготовка кистей рук к метанию. Упражнения на правильный захват мяча, своевременное освобождение (выпуск) его. Броски и ловля малых мячей. Метание малого мяча с места правой и левой рукой. Броски и ловля волейбольных мячей. Метание колец на шесты. |
4. | Коррекционные упражнения (для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений | Построение в обозначенном месте (в кругах, в квадратах). Построение в колонну с интервалом на вытянутые руки. Построение в круг по ориентиру. Увеличение и уменьшение круга движением вперед, назад, на ориентир, предложенный учителем. Шаг вперед, назад, в сторону и воспроизведение его с закрытыми глазами. Ходьба по ориентирам, начертанным на полу. Прыжок в длину с места в ориентир. Речевые упражнения с одновременным выполнением действий. |
5. | Игры Подвижные игры Коррекционные игры Игры с элементами общеразвивающих упражнений Игры с бегом и прыжками Игры с бросанием, ловлей и метанием Подвижные игры Игры зимой | «Слушай сигнал», «Космонавты» «Запомни порядок», «Летает — не летает», «Хоп, стоп, раз» «Вот так позы!», «Совушка», «Слушай сигнал», «Удочка», «Мы — солдаты» «Гуси-лебеди», «Прыгающие воробушки», «Быстро по местам!», «Кошка и мышки», «Десяточки» «Метко в цель», «Догони мяч», «Кого назвали — тот и ловит» По выбору учащихся «Снайпер», «К Деду Морозу в гости» |
Календарно – тематическое планирование
( 1 класс) 99 часов
1 четверть 27 часов (3 часа в неделю) |
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Вид контроля | Дата проведения |
Раздел программы «Знания о физической культуре» |
1 | Правила поведения в физкультурном зале, на спортивной площадке. Подготовка спортивной формы к занятиям, переодевание. Подвижные игры.
| 1 | | |
2 | Название снарядов и гимнастических элементов, понятие о правильной осанке, ходьбе, беге, метании, прыжках. Подвижные игры. | 1 | | |
3 | Значение утренней зарядки. Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями. Комплекс УГГ. Подвижные игры по выбору учащихся. | 1 | | |
Раздел программы «Гимнастика» |
|
4 | Строевые упражнения: построение в колонну по одному, равнение в затылок; построение в одну шеренгу, равнение по разметке; основная стойка. | 1 | | |
5 | Перестроение из одной шеренги в круг, взявшись за руки. Подвижная игра «Карусель». | 1 | | |
6 | Размыкание на вытянутые руки в шеренге, в колонне. Повороты по ориентирам. | 1 | | |
7 | Выполнение команд: «Встать!», «Сесть!», «Пошли!», «Побежали!», «Остановились!» | 1 | | |
Раздел программы «Лёгкая атлетика» |
8 | Ходьба по заданным направлениям в медленном темпе. | 1 | | |
9 | Ходьба парами, взявшись за руки. | 1 | | |
10 | Ходьба с сохранением правильной осанки, на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. | 1 | | |
11 | Ходьба в чередовании с бегом. | 1 | | |
12 | Медленный бег с сохранением осанки, в колонне за учителем с изменением направлений. | 1 | | |
13 | Перебежки группами и по одному 15 – 20 м. | 1 | | |
14 | Чередование бега с ходьбой до 30 м (15 м — бег, 15 м — ходьба). | 1 | | |
15 | Бег 30 м. | 1 | Тестирование | |
16 | Прыжки в длину с места: перепрыгивание через шнур, лежащий на полу. | 1 | | |
17 | Прыжки в длину с места: перепрыгивание через «ручеёк». | 1 | | |
18 | Прыжки в длину с места. | 1 | Тестирование | |
19 | Прыжки в высоту с места (подпрыгивание вверх на месте с касанием рукой предмета). | 1 | | |
20 | Прыжки в высоту с места: подпрыгивание вверх на небольшое возвышение. | 1 | | |
21 | Упражнения с большим мячом: бросок и ловля мяча над собой. | 1 | | |
22 | Упражнения с большим мячом: бросок и ловля мяча в парах. | 1 | | |
23 | Подготовка кистей рук к метанию. Упражнения на правильный захват мяча, своевременное освобождение (выпуск) его. | 1 | | |
24 | Произвольное метание малых и больших мячей в игре «Кого назвали, тот и ловит», «Догони мяч». | 1 | | |
25 | Метание с места малого мяча в стенку правой и левой рукой. | 1 | | |
26 | Наклоны туловища вперёд сидя ноги врозь. | 1 | Тестирование | |
27 | Подвижные игры по выбору учащихся. | 1 | | |
Календарно – тематическое планирование
2 четверть. 21час (3 часа в неделю) |
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Вид контроля | Дата проведения |
Раздел программы «Гимнастика» |
|
28 | Правила поведения на уроках гимнастики. Комплекс УГГ. Подвижные игры по выбору учащихся. | 1 | | |
Общеразвивающие упражнения без предметов |
29 | Основные движения рук и ног, туловища, головы, выполняемые на месте и в движении. | 1 | | |
30 | Сочетание движений ног, туловища с одноимёнными и разноимёнными движениями рук. | 1 | | |
31 | Дыхательные упражнения. | 1 | | |
32 | Упражнения для формирования правильной осанки. | 1 | | |
33 | Комплекс общеразвивающих упражнений. | 1 | | |
34 | Комплекс корригирующих упражнений. | 1 | | |
Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами |
35 | Комплекс общеразвивающих упражнений с гимнастической палкой. | 1 | | |
36 | Комплекс общеразвивающих упражнений с флажками. | 1 | | |
37 | Комплекс общеразвивающих упражнений с малым обручем. | 1 | | |
38 | Комплекс общеразвивающих упражнений с большим мячом. | 1 | | |
39 | Комплекс общеразвивающих упражнений с малым мячом. | 1 | | |
Элементы акробатических упражнений |
40 | Группировка лежа на спине, в упоре стоя на коленях. | 1 | | |
41 | Перекаты в положении лежа в разные стороны. | 1 | | |
42 | Передвижение на четвереньках по коридору шириной 20—25 см, по гимнастической скамейке. | 1 | | |
Лазанье |
43 | Произвольное лазанье по гимнастической стенке, не пропуская реек. | 1 | | |
44 | Подлезание под препятствие и перелезание через горку матов и гимнастическую скамейку. | 1 | | |
Висы |
45 | Упор в положении присев и лежа на матах. | 1 | | |
Равновесие |
46 | Ходьба по коридору шириной 20 см.Стойка на носках (3—4 с). | 1 | | |
47 | Ходьба по гимнастической скамейке с различным положением рук. | 1 | | |
48 | Кружение на месте и в движении. Упражнения для формирования правильной осанки. | 1 | | |
Календарно – тематическое планирование
3 четверть 28 часов (3 часа в неделю) |
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Вид контроля | Дата проведения |
Раздел программы «Игры» |
49 | Элементарные сведения о правилах игр, поведении во время игр. Комплекс УГГ. Подвижные игры по выбору учащихся. | 1 | | |
50 | Подвижные игры«Слушай сигнал», «Космонавты» | 1 | | |
51 | Подвижные игры«Кого назвали, тот и ловит», «Охотники и звери». | 1 | | |
52 | Коррекционные игры«Запомни порядок», «Летает — не летает» | 1 | | |
53 | Игры с элементами общеразвивающих упражнений«Вот так позы!», «Совушка», «Слушай сигнал». | 1 | | |
54 | Игры с бегом и прыжками«Гуси-лебеди», «Прыгающие воробушки». | 1 | | |
55 | Игры с бросанием, ловлей и метанием «Метко в цель», «Догони мяч». | 1 | | |
56 | Игры с элементами общеразвивающих упражнений«Удочка», «Мы — солдаты». | 1 | | |
57 | Игры с бегом и прыжками«Быстро по местам!», «Кошка и мышки». | 1 | | |
58 | Игры с бросанием, ловлей и метанием«Кого назвали — тот и ловит», «Охотники и звери». | 1 | | |
Коррекционные упражнения (для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений) |
59 | Построение в обозначенном месте (в кругах, в квадратах). | 1 | | |
60 | Построение в колонну с интервалом на вытянутые руки. Построение в круг по ориентиру. | 1 | | |
61 | Увеличение и уменьшение круга движением вперед, назад, на ориентир, предложенный учителем. | 1 | | |
62 | Шаг вперед, назад, в сторону и воспроизведение его с закрытыми глазами. | 1 | | |
63 | Ходьба по ориентирам, начерченным на полу. | 1 | | |
64 | Прыжок в длину с места толчком двух ног в ориентир. | 1 | | |
65 | Ходьба на месте в шеренге до 9 с, вторично – до 10 с. | 1 | | |
66 | Речевые упражнения с одновременным выполнением действий. | 1 | | |
67 | Игровое упражнение «Хоп, стоп, раз». | 1 | | |
Раздел программы «Гимнастика» |
Переноска груза |
68 | Перенос набивного мяча до 1 кг различными способами. | 1 | | |
69 | Перенос гимнастических палок, флажков. | 1 | | |
70 | Перенос обручей, гимнастической скамейки. | 1 | | |
71 | Перенос мата (вчетвером). | 1 | | |
72 | Прыжки через короткую скакалку. | 1 | Тестирование | |
73 | Броски набивного мяча сидя ноги врозь. | 1 | Тестирование | |
74 | Поднимание туловища. | 1 | Тестирование | |
75 | Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа. | 1 | Тестирование | |
76 | Подвижные игры по выбору учащихся | 1 | | |
Календарно – тематическое планирование
4 четверть 23 часа (3 часа в неделю) |
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Вид контроля | Дата проведения |
| Раздел программы «Знания о физической культуре» |
77 | Правила поведения на уроках лёгкой атлетики.Одежда и обувь для занятий физкультурой. Комплекс УГГ. Подвижные игры по выбору учащихся. | 1 | | |
Раздел программы «Лёгкая атлетика» |
78 | Обычная ходьба в умеренном темпе в колонне по одному в обход зала. | 1 | | |
79 | Ходьба по прямой линии, ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. | 1 | | |
80 | Ходьба в чередовании с бегом. | 1 | | |
81 | Медленный бег с сохранением правильной осанки до 1 мин, бег в колонне за учителем в заданном направлении. | 1 | | |
82 | Бег 30 м. | 1 | Тестирование | |
83 | Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперёд, назад, направо, влево. | 1 | | |
84 | Перепрыгивание через набивной мяч. | 1 | | |
85 | Прыжки с ноги на ногу на отрезках 10 м. | 1 | | |
86 | Подпрыгивание вверх на месте с захватом висящего предмета (мяча). | 1 | | |
87 | Прыжки в длину с места. | 1 | Тестирование | |
88 | Наклоны туловища вперёд сидя ноги врозь. | 1 | Тестирование | |
89 | Броски и ловля волейбольных мячей. | 1 | | |
90 | Метание колец на шесты. | 1 | | |
91 | Произвольное метание малых и больших мячей в игре. | 1 | | |
92 | Метание с места малого мяча в стенку правой и левой рукой. | 1 | | |
93 | Метание с места малого мяча вдаль. | 1 | | |
94 | Прыжки через короткую скакалку. | 1 | Тестирование | |
95 | Броски набивного мяча сидя ноги врозь. | 1 | Тестирование | |
96 | Поднимание туловища. | 1 | Тестирование | |
97 | Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа. | 1 | Тестирование | |
98 | Игровое упражнение со скакалкой «Десяточки». | 1 | | |
99 | Подвижные игры по выбору учащихся. | 1 | | |
Контрольно – измерительные материалы
| Девочки | Мальчики |
Показатели | Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий |
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа | 4 | 7 | 10 | 6 | 13 | 17 |
Поднимание туловища (30 с) | 9 | 15 | 19 | 8 | 15 | 20 |
Прыжок в длину с места | 96 | 120 | 137 | 108 | 134 | 145 |
Бег 30 м | 7,6 | 7 | 6 | 7,5 | 6,6 | 5,6 |
Броски набивного мяча | 214 | 244 | 280 | 234 | 262 | 291 |
Наклон вперёд | 2 | 7,5 | 12,5 | 1 | 4 | 9 |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Болонов Г.П. Физическое воспитание в системе коррекционно – развивающего обучения: Программа закаливания, оздоровления, организации игр, секций, досуга. –М.: ТЦ Сфера, 2003.
Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1997.
Матвеев А.П. Учебник для 1 класса «Физическая культура». - М.: Издательство «Просвещение», 2011.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Мячи (малые, большие, волейбольные), гимнастические скакалки, обручи малые, гимнастические палки, флажки, мешочки с песком, кольцеброс, набивные мячи, гимнастические маты, баскетбольные кольца, гимнастическая стенка, гимнастические скамейки, плакаты, бубен, погремушки, музыкальный центр.