СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» для 4 класса МБОУ «Армакская СОШ » на 2014-2015 учебный год разработана на основе:
примерной программы по курсу « Литературное чтение» (1-4 классы) автор: Е.И. Матвеева (Сборник учебных программ для начальной школы. Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.- М.,Вита-Пресс,.2011г.
учебного плана МБОУ «Армакская СОШ»:
Курс предмета "Литературное чтение", который входит в систему развивающего обучения, способствует реализации в ребёнке скрытых возможностей, росту творческого потенциала. В качестве системообразующей задачи развивающего обучения в начальной школе указывается формирование учебной деятельности учащегося, создание условий для превращений ученика в субъект учения, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.
Цель - обеспечение интенсивного совершенствования чтения учащихся через освоение «смыслов» литературного текста; открытие разных способов (техник) понимания произведения для развития творческих и коммуникативных способностей ребенка; воспитание культуры восприятия текста; стимулирование потребности ребенка в творческом чтении.
Достижение данной цели предполагает решение
1) образовательных задач:
• развитие потребности читать любой текст (художественный и нехудожественный) через освоение приемов синтагматического чтения, способов интонирования текста и техник понимания произведения;
• развитие способности творческого «видения» смыслов художественного текста;
• открытие и освоение учениками позиций читателя и автора;
• формирование в сознании читателя эстетических (эмоционально-ценностных) и герменевтических (образно-понятийных, смысловых) установок для постижения сущности изучаемого предмета;
• развитие «чувства художественного слова», литературного вкуса;
• развитие коммуникативных способностей;
• развитие речи;
3) воспитательных задач:
• формирование культуры творческого восприятия литературного произведения;
• воспитание эстетического отношения к книге как источнику духовности, отражающему многогранность жизни.
Достижение указанной цели есть планируемые личностные, метапредметные (универсальные учебные действия), предметные результаты. Данный курс органически связывает в себе следующие содержательные моменты:
- открытие мира литературы (знакомство с новыми именами авторов, новыми произведениями, разными жанрово-видовыми особенностями текстов, приемами выражения авторской позиции; рассмотрение одной темы в представлении разных авторов);
- овладение приемами понимания художественного текста (развитие образного мышления на этапе восприятия текста и создания собственного высказывания; освоение способов «тщательного» чтения; формирование умения раскрывать творческий потенциал любого произведения; применение открытых приемов для создания собственного высказывания, выражения личной авторской позиции);
- совершенствование навыка синтагматического чтения;
- применение законов русской речи в ситуациях речемыслительной деятельности
(овладение законами и нормами этикетного общения).
.Литературное чтение является фундаментом для всего последующего обучения читателя, способного самостоятельно добывать знания, обладающего основным умением – умением учиться. Этот предмет закладывает основу формирования учебной деятельности – систему учебно-познавательных мотивов, умение ставить, принимать и реализовывать учебные цели, решать учебные и учебно-практические задачи, планировать, контролировать, оценивать учебные действия, их результат.
Планируемые универсальные учебные действия
В результате освоения программы по курсу «Литературное чтение» планируется достижение младшими школьниками следующих
1) личностных результатов:
- учащиеся способны видеть в поступках литературных персонажей ответствие или несоответствие нравственным ценностям;
- понимают общечеловеческий характер нравственных ценностей при многообразии народов, культур и эпох;
- следуют этическим нормам поведения в коллективе, в паре, в группе при чтении, слушании и обсуждении художественных произведений;
- проявляют взаимопомощь в случае затруднения собеседников во время исследования произведений;
- понимают изменение эмоций в художественном произведении и эмоций, проявляющихся при чтении, слушании и обсуждении художественного произведения;
- проявляют интерес к самостоятельному выбору книги для чтения.
2) метапредметных результатов:
- правильно читают словосочетаниями, интонируют в соответствии с пунктуацией незнакомые тексты разных жанров;
- самостоятельно придумывают заглавия к тексту объемом 200 слов (выбором ключевого словосочетания);
- в устной и письменной форме дают развернутый ответ на вопрос по самостоятельно прочитанному тексту;
- имеют представление о таблице и схеме как способе предъявления информации;
- структурируют самостоятельно прочитанный текст в соответствии с заданным количеством микротем;
- составляют модели жанров и изобразительных средств языка;
- имеют представление о библиотеке, се назначении и устройстве;
- в диалоге и коллективном обсуждении могут выступить с развернутым ответом;
- оценивают ответ одноклассника по предложенным учащимися критериям;
-способны пользоваться школьным толковым словарем и детскими энциклопедиями под руководством учителя;
- выступают в роли редактора собственного текста с целью коррекции недочетов;
З) предметных результатов:
- имеют представление о лирическом и юмористическом стихотворениях, миниатюре, этюде, строфе, звукописи, аллегории;
- определяют жанры (рассказ, басню, стихотворение, драму) по характерным признакам;
- в произведениях, предложенных учебником, выделяют примеры сравнения, олицетворения, метафоры, эпитета, звукописи, звукоподражания;
-. имеют опыт наблюдения пейзажа и портрета в прочитанных в классе произведениях;
- различают описание и повествование, настроение лирического стихотворения и юмористического;
- в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют поступки, способы отражения внутреннего мира персонажа, авторского отношения к изображаемому;
-пересказывают сюжет небольшого по объему произведения с использованием авторских изобразительных средств;
-пересказывают сюжет небольшого по объему произведения от имени определенного лица;
- восстанавливают порядок событий в произведении (по предложенным пунктам плана);
- инсценируют фрагмент прочитанного произведения под руководством учителя;
- отличают художественный текст от научно-популярного по существенным признакам;
- создают в устной и письменной форме рассуждение на заданную тему по прочитанному и
обсужденному в классе произведению;
- создают этюды на заданную тему, редактируют собственный текст;
- делают записи в читательском дневнике об авторе, названии, теме и персонаже самостоятельно прочитанного произведения.
Список литературы
1. Матвеева Е.И. 11 Литературное чтение: Программа для четырехлетней начальной школы//Сборник программ для начальной общеобразовательной школы (Система Б. Эльконина — В. В. Давыдова). — М.: Вита-Пресс, 2011.
2. Литературное чтение. Учебник: В 2-х частях. Матвеева Е.И. — М.: Вита - Пресс, 2012.
3. Матвеева Е.И. Обучение литературному чтению в начальной школе. Пособие для учителя. М.: Вита - Пресс, 2002.
4. Тетрадь по литературному чтению: В 2-х частях. Матвеева Е.И. — М.: Вита - Пресс, 2012.
Содержание обучения
Совершенствование навыка чтения: освоение синтагматического способа чтения Синтагматическое, интонационно оформленное чтение вслух любого текста: прозаического и поэтического. Чтение прозаического текста без предварительной подготовки, чтение поэтического текста без «партитуры» (индивидуально). Формирование навыка чтения «про себя» на основе многократного перечитывания текста в контексте его литературного анализа. Чтение публицистического текста. Чтение информативного учебного текста. Художественный образ Детства. Средства его создания. Детство – начало творческой биографии автора – ключ к пониманию дальнейшей жизни. Приемы создания художественного образа «детства». Образ детства в поэзии и прозе разных авторов, рассказывающих о себе. Создание «страны детства» в художественном тексте. Приемы создания образа детства. Выбор авторами изобразительных средств с целью замысла показать свою «страну детства». Образ детства в миниатюре. Приемы создания образа детства в миниатюре. Понятие творческой биографии автора. Понятие биографии и автобиографии. Использование автобиографических черт в художественном произведении. Личность автора, автор биографии, герой автобиографического произведения. Тема, главная мысль, замысел автобиографического произведения. Сюжет и композиция автобиографического произведения. Автопортрет в художественном тексте. Приемы его создания. Автобиографическая проза. Раскрытие личности автора через характер главного героя произведения, через выражение отношения к другим героям и событиям. Автобиографическая поэзия. Раскрытие личности автора через образ лирического героя. Тема материнства. Тема памяти. Тема дружбы и взаимопонимания. «Жизненный урок» – кульминация автобиографического повествования. Эссе: тематика, проблематика, средства языка.
№ |
Название раздела, тема; Кол-во часов
| Личностные результаты
| Метапредметные результаты
| Предметные результаты
| Формы и виды самостоятельной деятельности учащихся
| Формы и вопросы контроля
|
Раздел 1Когда сбываются мечты
| ||||||
| Тема мечты в произведениях разных авторов. Реализация авторского замысла в художественных образах детства. Изобразительные средства создания образов в поэзии и прозе. Творчество ребенка, создающего свою Страну Детства. Образы любопытства, любознательности, фантазии,«вообразилии» в стихах для детей. Грустное и веселое в детстве – одна из основных тем поэтов и писателей. «Приметы детства». Зачем и для кого В.Ф. Одоевский создал свой городок в табакерке? О чём в детстве мечтали взрослые? Мечта как особый случай. Странное желание ребёнка. Если бы… Пора, когда возможным становится всё…Тема мечты в переводах зарубежных детских поэтов и современного автора. Счастливые ощущения своего «Я» в Детской стране. Я и Пушкин… Пейзажная лирика поэта и тема творчества.
| Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика». Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно - познавательные и внешние мотивы. Учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей. Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения. Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Проявление особого интереса к школьному содержанию занятий. Знакомство с культурно- историческим наследием России, общечеловеческими ценностями. Восприятие литературного произведения как особого вида искусства. Навыки сотрудничества в разных ситуациях. Полноценное восприятие художественной литературы. Высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы | Познавательные Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета. Осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ. Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов). Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера. Владеть алгоритмом основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и т.д.). Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Р. Формулировать и удерживать учебную задачу. Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. контроле способа решения. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по ре_ зультату (в случае работы в интерактивной среде пользовать_ ся реакцией среды решения задачи). Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области. Адекватно воспринимать предложения и оценку учите_ лей, товарищей, родителей и других людей. Различать способ и результат действия. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском языке. Коммуникативные. Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Формулировать собственное мнение и позицию. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения Интересов. Строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет. Задавать вопросы. Контролировать действия партнёра. Использовать речь для регуляции своего действия. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи | Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде. Определять тему и главную мысль текста. Делить тексты на смысловые части, составлять план текста. Вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность. Упорядочивать информацию по заданному основанию. Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах. Читать выразительно поэтическое произведение. Находить и выделять необходимую информацию в словарях – эпиграф. Создавать письменный текст, отбирать целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. Устно передавать содержание текста по плану. Находить и выделяет необходимую информацию в словарях – фантастическое произведение, событие, изобразительные средства, строфа, лирическое произведение. Воспринимать на слух прозаическое произведение в исполнении учителя, отвечать на вопросы по содержанию текста, оценивать свои эмоциональные реакции. Читать выразительно поэтическое произведение. Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого этикет | Работа с обращением к учащимся автора учебника; комплексная работа с текстом; членение текста на микротемы, составление плана. Сочинение ми страна Детства». Чтение текстов, поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Групповая и парная работа по созданию образа Страны детства. ниатюры «Моя страна Детства». Чтение текстов, поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Групповая и парная работа по созданию образа Страны детства. | Стартовая работа. Проверочная работа по разделу. Сочинение миниатюры на одну из тем: «Здорово! Моя мечта сбылась!»; «Грустно… Увы, моя мечта не сбылась…». |
Раздел 2. Детские пристрастия | ||||||
| Изображение увлечений, детских пристрастий в творчестве писателей. Разные способы представления этих пристрастий. Тема весёлого и грустного – одна из самых популярных тем литературы. Тема утверждения своего Я героев литературных произведений. Тема «рая» в понимании детей и авторов , рассказывающих о нём. Герой – рассказчик в повествовательных произведениях, способы изображения его тхарактера. Раскрытие внутреннего мира, детских переживаний. Особенности детской поры. Отношение взрослого к своему детству. Образ поэта Н.С. Гумилёва и образ героя в лирическом стихотворении. Автор размышляет о детстве. Внутренний мир героя… Волнующая тема. Зачем детям знать о деньгах? | Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие. Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню. Развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. Проявление особого интереса к школьному содержанию занятий. Навыки сотрудничества в разных ситуациях. Самооценка на основе успешности учебной деятельности. Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру. | Познавательные. Строить сообщения в устной и письменной форме. Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов). Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Осуществлять синтез как составление целого из частей. Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. Устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. контроле способа решения. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по ре_ зультату (в случае работы в интерактивной среде пользовать_ ся реакцией среды решения задачи). Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области. Коммуникативные. Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. | Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде. Определять тему и главную мысль текста. Делить тексты на смысловые части, составлять план текста. Вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность. Упорядочивать информацию по заданному основанию. Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах. Читать выразительно поэтическое произведение. Воспринимать на слух прозаическое произведение в исполнении учителя, отвечать на вопросы по содержанию текста, оценивать свои эмоциональные реакции. Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечть на них в соответствии с правилами речевого этикета. Находить и выделять необходимую информацию в словарях – герой- рассказчик, внутренний мир героя, повествователь. | Пояснение смысла прочитанного текста согласно тем учебным задачам, которые ставятся на уроке; выразительное чтение текста; Изложение произведения (отрывка) близко к тексту и выражение в рассказе своей читательской позиции по отношению к ее героям и событиям; критическая оценка своего чтения (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения; чтение вслух незнакомого текста целыми словами, ориентируясь на ключевые слова, знаки препинания; оценивание своего чтения; отвечают на вопросы по содержанию прочитанного текста; находят книгу по библиографическим данным (автор, заглавие, титульный лист). Сравнительный анализ текстов о детстве, детях. Сочинение миниатюры «Кто такие дети?» Групповая и парная работа по созданию образа детских увлечений. | Проверочная работа по разделу. Написание отзыва по рассказу А. Аверченко «Серёжкин рубль». Контрольная работа по итогам 1 триместра. |
3 раздел Штрихи к портрету () | ||||||
| Чудеса детства. Тема любви, взаимоотношений между людьми, тонких переживаний нежной детской души. Человек и его выбор в окружающем мире. Дружба. Мастерство автора произведения в умении передавать читателю свое отношение к героям в повествовательном тексте. Описание человека. Использование художественной детали для создания словесного портрета. Портрет и автопортрет. Портрет героя произведения. | Проявление особого интереса к школьному содержанию занятий. Самооценка на основе успешности учебной деятельности. Навыки сотрудничества в разных ситуациях. Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру. Ценить и принимать базовые ценности: «добро», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». Принятие образа «хорошего ученика» Способность к оценке своей учебной деятельности. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика». | Познавательные. Осознанно и произвольно строить сообщения в письменной форме. Осуществлять анализ текста с выделением существенных и несущественных признаков объектов. Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию. Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Делить текст на смысловые части, составлять план текста. Осуществлять синтез как составление целого из частей. Регулятивные. Формулировать и удерживать учебную задачу. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Использовать речь для регуляции своего действия. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Отбирать целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. Коммуникативные. Отбирать целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. Вести устный диалог, слушать собеседника. Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. | Пересказывать текст подробно и сжато. Соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую. Формулировать несложные выводы, основываясь на текст. Находить аргументы, подтверждающие вывод. Сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию. Составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Создавать письменный текст, отбирать целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. Устно передавать содержание текста по плану. Находить и выделять необходимую информацию в словарях – портрет, художественная деталь. | Работа с обращением к учащимся автора учебника; комплексная работа с текстом; членение текста на микротемы, составление плана. Чтение текстов, поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Сравнительный анализ текстов о разных персонажах. Групповая и парная работа по созданию образа персонажа, его портрета и внутреннего мира. Создание творческой работы по установленным критериям. | Диагностическая работа. Сочинение – миниатюра «Мой портрет». Контрольная работа по разделу. |
Раздел 4. Любимых строк прелестное звучанье | ||||||
| Образ средневековой и современной библиотеки – «храма науки и искусства Художественный образ «храма науки». Чудо общения с книгой. Детские читательские пристрастия. | Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы. Навыки сотрудничества в разных ситуациях. Ценить и принимать базовые ценности: «добро», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. Принятие образа «хорошего ученика». Способность к оценке своей учебной деятельности. | Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета. Осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ. Регулятивные. Оценивать правильность выполнения действия. Формулировать и удерживать учебную задачу. Определять правильность выполнения задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. Принимать и сохранять учебную задачу. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. контроле способа решения. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по ре_ зультату (в случае работы в интерактивной среде пользовать_ ся реакцией среды решения задачи). Коммуникативные. Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Формулировать собственное мнение и позицию. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде. Определять тему и главную мысль текста. Делить тексты на смысловые части, составлять план текста. Вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность. Упорядочивать информацию по заданному основанию. Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах. Читать выразительно поэтическое произведение. Находить и выделять необходимую информацию в словарях – описание. Создавать письменный текст, отбирать целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. Устно передавать содержание текста по плану | Пояснение смысла прочитанного текста согласно тем учебным задачам, которые ставятся на уроке; выразительное чтение текста. Изложение произведения (отрывка) близко к тексту и выражение в рассказе своей читательской позиции по отношению к ее героям и событиям; критическая оценка своего чтения (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения; чтение вслух незнакомого текста целыми словами, ориентируясь на ключевые слова, знаки препинания; оценивание своего чтения; отвечают на вопросы по содержанию прочитанного текста; находят книгу по библиографическим данным (автор, заглавие, титульный лист). Групповая и парная работа по созданию образа храма науки, его описания. | Диагностическая работа. |
Книга 2 Все мы родом из детства. Раздел 1. Когда рождаются настоящие герои и выдумщики… | ||||||
| Образ истинного и ложного героизма. Тема подвига. Отношение к совершенному поступку персонажа. Способы выражения авторской позиции в разных произведениях. Любимые детские места. Игры, которые становятся жизнью… Давайте поиграем в рыцарство! | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика». широкая Мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно - познавательные и внешние мотивы. Учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей. Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Знакомство с культурно- историческим наследием России, общечеловеческими ценностями. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. | Познавательные. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета. Строить сообщения в устной и письменной форме. Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов). Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Составлять план текста, уметь передавать содержание текста в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Регулятивные. Использовать речь для регуляции своего действия. . Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе. Формулировать и удерживать учебную задачу. Определять правильность выполнения задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Различать способ и результат действия. Коммуникативные. Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных ситуаций. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. Вести устный диалог, слушать собеседника. Допускать возможность ролям, участвовать в драматизации; передавать особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, тембр, интонация речи, мимика, жесты). существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Воспринимать на слух прозаическое произведение в исполнении учителя, отвечает на вопросы по содержанию текста, оценивает свои эмоциональные реакции. Находить и выделять необходимую информацию в словарях – – художественный образ, портрет, художественные детали изобразительные средства, лирическое стихотворение, повествование, рассказ (эпическое произведение), идея, драма, пьеса, конфликт, реплика. Читать выразительно поэтическое произведение. Создавать письменный текст (рассказ, сказка, стихотворение и др.), отбирать целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. Инсценировать художественное произведение (его части): читать по ролям, участвовать в драматизации; передавать особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, тембр, интонация речи, мимика, жесты). | Сравнительный анализ сказки, лирического стихотворения, рассказа на одну тему. Поиск изобразительных средств в произведении и определение их роли для создания образов. Работа с обращением к учащимся автора учебника; комплексная работа с текстом; членение текста на микротемы, составление плана. Создание творческой работы по установленным критериям. Работа с разными информационными источниками. Групповая и парная работа по созданию образа истинного героя, его описания. | Создание текста собственного сочинения на заданную тему (характеристика персонажа). Контрольная работа по итогам 2 триместра. Проверочная работа по разделу. |
Раздел 2. Уроки детства | ||||||
| Изображение в произведениях «проступков», ошибок персонажей, способов исправлениях совершенных ошибок. Тема взамопонимания и взаимопомощи персонажей друг к другу. Воспитание словом и делом. Тема понимания в отношениях взрослых и детей, родных и чужих. Счастливое воспоминание о школе.. Художественные произведения, в которых авторы специально описывают событие, где герой входит в противоречие с другими героями или с самим собой. Смелость детских поступков. Чему научил зимний дуб взрослого и ребёнка? Почему человек и дерево – родственные души? Зачем ребёнку дарят неразменный рубль? Тепло дерева – тепло человеческого сердца… | Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. Учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей. Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности | Познавательные. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера. Строить сообщения в устной и письменной форме. Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов). Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Регулятивные. Определять правильность выполнения задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. Использовать речь для регуляции своего действия. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе. Формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные. Вести устный диалог, слушать собеседника. Формулировать собственное мнение и позицию. Критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Создавать письменный текст, отбирать целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. Находить и выделять необходимую информацию в словарях – тема, основная мысль (идея), риторический вопрос, эпическое произведение, экспозиция. Читать выразительно поэтическое произведение. Воспринимать на слух прозаическое произведение в исполнении учителя, отвечает на вопросы по содержанию текста, оценивает свои эмоциональные реакции. Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде. Определять тему и главную мысль текста. Делить тексты на смысловые части, составлять план текста | Анализ и интерпретация произведений. Сравнительный анализ текстов с разными описаниями проступков персонажей. Пояснение смысла прочитанного текста согласно тем учебным задачам, которые ставятся на уроке; выразительное чтение текста. Изложение произведения (отрывка) близко к тексту и выражение в рассказе своей читательской позиции по отношению к ее героям и событиям; критическая оценка своего чтения (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения; чтение вслух незнакомого текста целыми словами, ориентируясь на ключевые слова, знаки препинания; оценивание своего чтения; отвечают на вопросы по содержанию прочитанного текста; находят книгу по библиографическим данным (автор, заглавие, титульный лист). Групповая и парная работа по созданию образа персонажа, совершившего проступок, его описание. | Диагностическая работа. Проверочная работа по разделу. |
Раздел 3. «Микрогеография « детства» | ||||||
| Образ бабочки в текстах разных жанров. Автор о себе, о детских годах, о памятных событиях детства. Жанр автобиографии, художественных мемуаров. Тема детства, детских воспоминаний в мемуарах. Переживаний, счастливых моментов. Тема материнства. Тема памяти в произведениях разных жанров. Переживания детства. Воспоминания поэта о детстве. Зачем человеку писать воспоминания? Дневниковые записи – память о прошлом | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика». широкая Мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно - познавательные и внешние мотивы. Учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей. Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Знакомство с культурно- историческим наследием России, общечеловеческими ценностями. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. | Произвольные. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета. Осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ. Регулятивные. Определять правильность выполнения задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. Использовать речь для регуляции своего действия. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе. Формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные. Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных ситуаций. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. Вести устный диалог, слушать собеседника. | Создавать письменный текст (рассказ, сказка, стихотворение и др.), отбирать целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. Находить и выделять необходимую информацию в словарях – биографический очерк, дневник мемуары. Определять тему и главную мысль текста. Делить тексты на смысловые части, составлять план текста Вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность. Упорядочивать информацию по заданному основанию. Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах. | Наблюдение за разными авторскими воспоминаниями в жанре мемуаров о себе и другом человеке. . Работа с обращением к учащимся автора учебника; комплексная работа с текстом; членение текста на микротемы, составление плана. Создание творческой работы по установленным критериям. Работа с разными информационными источниками. Групповая и парная работа по созданию образа памяти о детстве. Создание творческой работы по определённым критериям. | Диагностическая работа. Контрольная работа по итогам года. |
Раздел 4. «Куда уходит детство?» | ||||||
| Тема взросления человека. Образ Страны детства, созданный в произведениях разных авторов. Отношение к персонажам, живущим в этой стране. Тема взросления читателя. Качества современного читателя. Рождение новых образов детства Прелести детства. Романтика детства. | Оценка ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. Освоение личностного смысла учения Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно - познавательные и внешние мотивы. Учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | Познавательные. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера. Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов). Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Регулятивные. Определять правильность выполнения задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. Использовать речь для регуляции своего действия. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе. Формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные. Вести устный диалог, слушать собеседника. Формулировать собственное мнение и позицию. Критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми | Воспринимать на слух прозаическое произведение в исполнении учителя, отвечать на вопросы по содержанию текста, оценивать свои эмоциональные реакции. Создавать письменный текст- рассуждение, отбирать целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. Читать выразительно поэтическое произведение. Находить интересные факты из жизни автора, используя разные источники информации. Находить и выделять необходимую информацию в словарях – биографический очерк. | Анализ и интерпретация произведений. Сравнительный анализ текстов с разными описаниями проступков персонажей. Пояснение смысла прочитанного текста согласно тем учебным задачам, которые ставятся на уроке; выразительное чтение текста. Изложение произведения (отрывка) близко к тексту и выражение в рассказе своей читательской позиции по отношению к ее героям и событиям; критическая оценка своего чтения (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения; чтение вслух незнакомого текста целыми словами, ориентируясь на ключевые слова, знаки препинания; оценивание своего чтения; отвечают на вопросы по содержанию прочитанного текста; находят книгу по библиографическим данным (автор, заглавие, титульный лист). Групповая и парная работа . |
|
Календарно-тематическое планирование
по литературному чтению
Книга 1. «Детства чудная страна» Раздел 1. «Когда сбываются мечты…»
№ | Тема урока | Тип урока | Основные виды деятельности | Ведущие формируемые умения |
1 | Стартовая работа | Урок контроля и оценки | Применение полученных знаний | Анализ ошибок. |
2-3 | Тема мечты в стихотворениях О. Дриза, Ю. Мориц, А. Меляковской. | Урок решения частных задач. | Наблюдение за темой детской мечты и способами её раскрытия в игровом и лирическом стихотворении. Чтение текста и поиск ответов на вопросы к тексту произведения. Выразительное чтение произведения. Выявление авторского отношения к теме мечты в стихотворении. Нахождение изобразительных средств. | Выявление авторского отношения к теме мечты в стихотворении. Освоение способов выражения этого отношения посредством выбора изобразительных средств. Сочинение в любом жанре «Моя страна Детства». П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера. Р. Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной формах. К. Формулировать собственное мнение и позицию |
4.5. | Чудеса в сказке В. Одоевского «Городок в табакерке» |
| Наблюдение за темой детской мечты и способами её раскрытия в жанре сказки. Чтение текста и поиск ответов на вопросы к тексту произведения. Выявление особенностей жанра сказки. Выразительное чтение произведения. Иллюстрирование произведений о детстве. | Разбивка текста на микротемы, составление плана. Нахождение изобразительных средств создания сказочной страны. П. Владеть алгоритмом основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений. Р. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. К. Вести устный диалог, слушать собеседника. |
6 | О чём в детстве мечтали взрослые? В.Д. Берестов «Исполнение желаний» |
| Наблюдение за темой детской мечты и способами её раскрытия в игровом и лирическом стихотворении. Чтение текста и поиск ответов на вопросы к тексту произведения. Выразительное чтение произведения. Выявление авторского отношения к теме мечты в стихотворении. Нахождение изобразительных средств | Выявление авторского отношения к теме мечты в стихотворении. Освоение способов выражения этого отношения посредством выбора изобразительных средств. П. Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию. Р. Использовать речь для регуляции своего действия. К. Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания. |
7-8, | Мечта как особый случай. Странное желание ребёнка. В. Иванова «Трудный случай |
| Наблюдение за темой детской мечты и способами её раскрытия в жанре рассказа. Чтение текста и поиск ответов на вопросы к тексту произведения. Выразительное чтения с последующим оцениванием. Наблюдение за переживаниями героя, способами их изображения в произведении. | Определение роли события в рассказе, способов его изображения. Разбивка текста на микротемы, составление плана. П. Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию. Р. Использовать речь для регуляции своего действия. К. Владеть основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы. |
9 | Тема мечты в переводах зарубежных детских поэтов и современного автора. У.Д. Смит «Слон». Шэл Силверстейн «Если я был бы» |
| Наблюдение за темой детской мечты и способами её раскрытия в стихотворении. Чтение текста и поиск ответов на вопросы к тексту произведения. Выразительное чтение произведения с последующим оцениванием. Выявление авторского отношения к теме мечты в стихотворении. Нахождение изобразительных средств. | Наблюдение за переводными произведениями, использованием в них изобразительных средств. П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера. Р. Формулировать и удерживать учебную задачу. К. Формулировать собственное мнение и позицию. |
10-11 | Счастливые ощущения своего «Я» в Детской стране. С. Чёрный «Невероятная история» |
| Наблюдение за темой детской мечты и способами её раскрытия в жанре рассказа. Чтение текста и поиск ответов на вопросы к тексту произведения. Наблюдение за приёмами создания образа героя произведения. Сопоставление повествовательного и стихотворного произведений. Членение текста на микротемы, составление плана | Выявление основных фрагментов сюжета. Пересказ текста по плану. П. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Р. Формулировать и удерживать учебную задачу. К. Вести устный диалог, слушать и слышать собеседника. |
12-13 | Образ детства в стихотворениях М. Агафоновой «Хорошо быть маленьким», М Цветаевой «Мирок» |
| Наблюдение за темой детской мечты и способами её раскрытия в лирическом стихотворении. Чтение текста и поиск ответов на вопросы к тексту произведения. Выразительное чтение произведения. Выявление авторского отношения к теме мечты в стихотворении. Нахождение изобразительных средств | Выявление изобразительных средств автора для создания художественного образа детства. Чтение наизусть. П. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Р. Формулировать и удерживать учебную задачу. К. Вести устный диалог, слушать и слышать собеседника. |
14-16 | Я и Пушкин… Пейзажная лирика поэта и тема творчества. А.С. Пушкин «Осень» |
| Деление лирического стихотворения на смысловые части (строфы). Определение смысла каждой строфы. Выявление отношения лирического героя к осени. | Выявление чувств и переживаний лирического героя. Выразительное чтение произведения с последующим оцениванием. Р. Использовать речь для регуляции своего действия. К. Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания |
17 | Урок – рефлексия. Беседа по произведениям из рубрики «Читай, удивляйся, размышляй» | Урок - рефлексия | Наблюдение за темой детской мечты и способами её раскрытия в разных жанрах. Сравнительный анализ текстов о детстве. Сочинение миниатюры на одну из тем: «Здорово! Моя мечта сбылась!»; «Грустно… Увы, моя мечта не сбылась…». Обсуждение критериев оценивания сочинения – миниатюры. | Создание текста собственного сочинения на заданную тему. П. Строить рассуждения в форме простых суждений. Р. Составлять план и последовательность действий. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. |
18 | Проверочная работа по разделу. |
| Применение полученных знаний при работе с текстом. | Анализ ошибок. |
Раздел 2. «Детские пристрастия». | ||||
19 | Вводный урок. В чём заключаются секреты детства? Н. Матвеева «Радость» | Урок решения частных задач. | Наблюдение за темой детских интересов, увлечений в произведении. Определение настроения произведения. Выявление изобразительных средств, передающих переживания героя. Создание миниатюры «Кто такие дети?» | Выявление способа выражения авторской позиции в лирическом стихотворении. Выразительное чтение произведения с последующим оцениванием. П. Строить сообщения в устной форме. Р. Использовать речь для регуляции своего действия. К. Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания. |
20 | Особенности детской поры. Отношение взрослого к своему детству. Образ поэта Н.С. Гумилёва и образ героя в лирическом стихотворении. Н.С. Гумилёв «Детство» |
| Наблюдение за темой детских интересов, увлечений в произведении. Определение настроения произведения. Выявление изобразительных средств, передающих переживания героя. Анализ и интерпретация произведения. | Выявление способа выражения авторской позиции в лирическом стихотворении. Выразительное чтение произведения с последующим оцениванием. П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме творческого характера. Р. Формулировать и удерживать учебную задачу. К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности |
21-22 | Автор размышляет о детстве. В.Ю. Драгунский «Что я люблю…, …И чего не люблю» |
| Наблюдение за темой детских интересов, увлечений в произведении. Анализ и интерпретация произведения. Иллюстрирование произведения о детстве. Создание миниатюры на тему «Что я люблю», «И … что я не люблю» | Создание текста собственного сочинения на заданную тему. П. Обработка информации (определение основной и второстепенной информации). Р. Соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. |
23-24 | Внутренний мир героя… Ю.Д. Левитанский «Что-то случилось» А.А. Лиханов. «Магазин ненаглядных пособий» |
| Раскрытие внутреннего мира героя. Сравнительный анализ текстов о детстве, детях. Сопоставление повествовательного и стихотворного произведений. Наблюдение за раскрытием авторского замысла в рассказе. Чтение текста и поиск ответов на вопросы к тексту произведения. Выразительное чтение произведения. | Разбивка текста на микротемы, составление плана. Выявление основных фрагментов сюжета. П. Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию. Р. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. К. Вести устный диалог, слушать собеседника. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывания по поводу художественного произведения |
25-26-27 | Волнующая тема. Зачем детям знать о деньгах? В.Д. Берестов «Деньги в детстве» А.Т. Аверченко «Серёжкин рубль» |
| Наблюдение за способами изображения внутреннего мира персонажа. Выявление кульминации рассказа. Определение особенностей отзыва. Чтение текста и поиск ответов на вопросы к тексту произведения. Написание отзыва по рассказу. Обсуждение критериев оценивания отзыва. | Выявление основных фрагментов сюжета. Создание текста собственного сочинения на заданную тему. П. Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию. Р. Формулировать и удерживать учебную задачу. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. |
28-29
| Весёлое и грустное в детстве… В. Шульжик «Грустный клоун» С. Чёрный «Счастливый карп» |
| Наблюдение за темой детских интересов, увлечений в произведении. Выявление роли художественной детали на раскрытие авторского замысла. Герой – рассказчик в повествовательных произведениях, способы изображения его характера. | Определение роли художественной детали на раскрытие авторского замысла. Выделение в рассказе и стихотворении деталей, характеризующих поведение персонажа. П. Поиск и выделение необходимой информации в художественном тексте. Делить текст на смысловые части, составлять план текста. Р. Использовать речь для регуляции своего действия. К. Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания |
30 | Проверочная работа по разделу. | Урок контроля и оценки | Применение полученных знаний при работе с текстом. | Анализ |
31 | «Момент высшей радости». С. Чёрный «В раю» |
| Наблюдение за темой детских интересов, увлечений в произведении. Определение настроения произведения. Выявление изобразительных средств, передающих переживания героя. Выразительное чтение с последующим оцениванием. | Выявление изобразительных средств автора для создания художественного образа рая. П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера. Р. Формулировать и удерживать учебную задачу. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. |
32 | Урок – рефлексия. Беседа по произведениям из рубрики «Читай, удивляйся, размышляй». | Урок- рефлексия | Наблюдение за темой детских интересов, увлечений и способами изображения увлечений персонажей в произведениях, разных по жанру, настроению, образности, эмоциональной окрашенности. Иллюстрирование произведений. Презентация отзыва по прочитанному произведению. | Презентация по прочитанному произведению. П. Строить рассуждения в форме связи простых суждений. Р. Использовать речь для регуляции своего действия. К. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. |
33 | Контрольная диагностическая работа | Урок контроля и оценки |
|
|
Раздел 3. «Штрихи к портрету» | ||||
34 | Чем впечатляет портрет детского поэта? О.О. Дриз «Мой портрет» | Урок решения частных задач. | Наблюдение за автопортретом персонажа, способами его создания. Сочинение – рассуждение «Каким я представляю себе поэта». Обсуждение критериев оценивания. | Создание текста сочинения на заданную тему. Выразительное чтение произведения. П. Осуществлять анализ текста с выделением существенных и несущественных признаков объектов. Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. К. Вести устный диалог, слушать собеседника. |
35-36 | Литературный автопортрет. А.С. Пушкин «Вы просите у меня мой портрет», С. Чёрный «Детям» |
| Наблюдение за автопортретом персонажа, способами его создания. Наблюдение за разными авторскими описаниями персонажей. Работа с изобразительными средствами. Работа с устаревшими словами (толковый словарь Даля). | Знание литературных терминов портрет, автопортрет) Выразительное чтение произведения. П. Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию. Р. Использовать речь для регуляции своего действия. К. Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания. |
37-38 | Портреты героев в рассказе. А.П. Чехов «Детвора» |
| Наблюдение за разными авторскими описаниями персонажей. Чтение текста и поиск ответов на вопросы к тексту произведения. Выявление роли художественной детали для создания словесного портрета. Сравнительная характеристика персонажей. Составление плана в соответствии с микротемами, выделенными в повествовательном произведении. | Наблюдение за портретом персонажа, способами его создания. П. Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию. Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. К. Вести устный диалог, слушать собеседника |
39-40 | Что есть красота? Н.А. Заболоцкий. «Некрасивая девочка» |
| Наблюдение за разными авторскими описаниями персонажей. Выявление роли художественной детали для создания словесного портрета. Выявление авторского отношения к герою стихотворения. Сравнение внешнего портрета и внутреннего мира героя стихотворения. Выразительное чтение стихотворения с последующим оцениванием | Наблюдение за портретом персонажа, способами его создания. Выразительное чтение стихотворения с последующим оцениванием. П. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Делить текст на смысловые части, составлять план текста. Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество |
41-42 | Портрет первоклассника в стихотворениях С. Чёрного «Приготовишка» и М. Бородицкой «Первоклассник» |
| Наблюдение за разными авторскими описаниями персонажей. Выразительное чтение портретных характеристик. Анализ и интерпретация произведений. | Наблюдение за портретом персонажа, способами его создания. Бородицкой «Первоклассник» Иллюстрирование произведений. Выявление авторского отношения к героям. Выразительное чтение стихотворения с последующим оцениванием. П. Осуществлять синтез как составление целого из частей. Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. К. Вести устный диалог, слушать собеседника |
43 | Диагностическая работа. |
|
|
|
44 | Чудеса детства в стихотворении М. Цветаевой «Наши царства |
| Наблюдение за разными авторскими описаниями персонажей. Выразительное чтение портретных характеристик. Анализ и интерпретация произведения. Определять жанровые признаки лирического стихотворения. | Выявление способов создания образа в лирическом произведении. |
45 | Сочинение – миниатюра «Мой портрет» |
|
| Презентация |
46-47 | Роль художественной детали в портретах героев повести Л. Толстого «Детство» |
| Чтение текста и поиск ответов на вопросы к тексту произведения. Наблюдение за разными авторскими описаниями персонажей. Выявление роли художественной детали для создания словесного портрета. Наблюдение за поступками и переживаниями героев. Выявление авторского отношения к героям произведения. Введение понятия «внутренний портрет». Сопоставление внешнего и внутреннего портрета. | Разбивка текста микротемы на составление плана. Выявление основных фрагментов сюжета. Создание текста собственного сочинения на заданную тему (характеристика героев) |
48 | Образ рая в стихотворении Б. Окуджавы «Рай» |
| Работа с прямым и переносным значением слов. Определение настроения произведения. Выявление изобразительных средств, передающих переживания героя. Выразительное чтение с последующим оцениванием | Выразительное чтение произведения. П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме творческого и исследовательского характера. Р. Отбирать целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста К. Формулировать собственное мнение и позицию. |
49 | Урок – рефлексия. Беседа по произведениям из рубрики «Читай, удивляйся, размышляй». |
| Парная и групповая работа по созданию образа персонажа, его портрета и внутреннего мира. Сравнительный анализ текстов о разных персонажах. Презентация отзыва по прочитанному произведению | Презентация работы по прочитанному произведению. П. Строить рассуждения в форме связи простых суждений. Р. Использовать речь для регуляции своего действия. К. Допускать возможность существования у людей |
50 | Контрольная работа по разделу. Анализ работы. |
|
|
|
Раздел 4. «Любимых строк прелестное звучанье» | ||||
51-52 |
Общение героя с книгой в стихотворениях В. Лалетиной «Бабушка! А, бабушка…» и М. Цветаевой «»В субботу» |
| Выявление изобразительных средств, передающих переживания героя. Выразительное чтение с последующим оцениванием | Выразительное чтение с последующим оцениванием. П. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Р. Формулировать и удерживать учебную задачу. К. Вести устный диалог, слушать собеседника. |
53 | Образ скриптория в отрывке из романа «Имя Розы |
| Чтение текста и поиск ответов на вопросы к тексту произведения. Наблюдение за темой храма науки в произведении. Парная и групповая работа по созданию образа храма науки, его описания. Составление плана в соответствии с микротемами, выделенными в произведении. | . Выявление способов создания образа средневековой библиотеки. П. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Р. Определять правильность выполнения задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. |
54-55 | Образ библиотеки в произведениях разных жанров. В. Берестов «Итак, библиотека…». А. Лиханов «Детская библиотека» |
| Наблюдение за разными авторскими описаниями помещений для чтения книг. Выявление изобразительных средств, передающих переживания героя. Выразительное чтение с последующим оцениванием | Выр. Чт с последующим оцениванием. П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера. Р. Определять правильность выполнения задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. |
56-57 | Читательские интересы авторов. А. Ахматова «В Царском селе, М. Басин «В садах лицея»» |
| Наблюдение за читательскими интересами авторов, способами изображения этих интересов. Работа с устаревшими словами. |
|
58 | Диагностика |
|
|
|
Книга 2. «Все мы – родом из детства» Раздел 1. «Когда рождаются настоящие выдумщики и герои» | ||||
59 | Образ настоящего героя. Ю. Левитанский «Кораблик» |
| Способы создания образа героев. Выразительное чтение с последующим оцениванием. | Поиск изобразительных средств в стихотворении и определении их роли для создания образов |
60-61 | Образ настоящего героя. Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» |
| Определение жанровых особенностей авторской сказки. Умение различать тему, основную идею произведения. . Чтение текста и поиск ответов на вопросы к тексту произведения. Деление сказки на смысловые части и составление плана. Характеристика главного героя. Сравнительный анализ сказки и лирического стихотворения. | Создание текста собственного сочинения на заданную тему (характеристика персонажа). П. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Р. Использовать речь для регуляции своего действия. К. Формулировать собственное мнение и позицию |
62 | Художественный образ капитанов в стихотворении Н.С. Гумилёва « Капитаны |
| Определение жаровых признаков лирического стихотворения. Способы выражения чувств лирического героя. Парная работа по созданию образа истинного героя, его описания. Выразительное чтение наизусть. | Выр. Чт последующим оцениванием. П. Строить сообщения в письменной форме. Р. Принимать и сохранять учебную задачу. К. Формулировать собственное мнение и позицию |
63-64 | Истинные и ложные герои. Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася» В.А. Бахревский «Светлячок» |
| Наблюдение за темой истинного и ложного героизма в произведении, описанием настоящих героев. Способы создания образа героев. Выявление роли художественной детали для создания словесного портрета. Сравнительная характеристика персонажей. Составление плана в соответствии с микротемами, выделенными в повествовательном произведении. Определение важнейших черт настоящего рыцаря. Написание работы творческого характера. | Выявление основных фрагментов сюжета. Сравнение внешнего портрета и внутреннего мира героя. Создание текста собственного сочинения на заданную тему: Можно ли Васю назвать настоящим рыцарем? |
65 | Образ детства в лирических стихотворениях М. Цветаевой. |
| Определение настроения произведения. Выявление изобразительных средств, передающих переживания героя. Выразительное чтение с последующим оцениванием. | Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Р. Формулировать и удерживать учебную задачу. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. |
66-67 | Игры, которые становятся жизнью… А.Т. Аверченко «Предводитель Лохмачёв |
| Наблюдение за темой истинного и ложного героизма в произведении, описанием настоящих героев. Способы создания образа героев. Чтение текста и поиск ответов на вопросы к тексту произведения. Деление рассказа на смысловые части и составление плана. Характеристика главного героя. | Выявление основных фрагментов сюжета. Создание текста собственного сочинения на заданную тему (характеристика героя). |
68 | Диагностическая работа |
|
|
|
69-70 | Давайте поиграем в рыцарство! В.В. Медведев. Экзамен на Рыцаря, или Рыцарь на экзамене |
| Определение особенностей драматических произведений. Знакомство с литературными понятиями (пьеса, конфликт, действие, реплика, действующие лица). Чтение текста и поиск ответов на вопросы к тексту произведения. Драматизация произведения | П. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Р. Использовать речь для регуляции своего действия. К. Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания |
70 | Урок-рефлексия Обмен впечатлениями по выполненным заданиям в рабочей тетради |
| Парная и групповая работа |
|
71 | Диагностическая работа |
|
|
|
Раздел 2. «Уроки детства» | ||||
72 | Счастливое воспоминание о школе. Лирическое стихотворение А.С. Пушкина «В начале жизни школу помню я…» |
| Определение настроения произведения. Выявление изобразительных средств, передающих переживания героя. Выразительное чтение с последующим оцениванием. Работа с устаревшими словами. Лирическое воспоминание. Мифологические образы в стихотворении | Выразительное чтение наизусть. Работа с изобразительными средствами. П. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Р. Использовать речь для регуляции своего действия. К. Формулировать собственное мнение и позицию. |
73 | Смелость детских поступков. Лирическое стихотворение В.Д. Берестова «Пловец» |
| Определение настроения произведения. Выявление изобразительных средств, передающих переживания героя. Выразительное чтение с последующим оцениванием. | Работа с изобразительными средствами. П. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Р. Использовать речь для регуляции своего действия. К. Формулировать собственное мнение и позицию |
74 | Чему научил зимний дуб взрослого и ребёнка? Ю.М. Нагибин «Зимний дуб» |
| Наблюдение за темой уроков детства в рассказе. Составление плана в соответствии с микротемами, выделенными в повествовательном произведении. Композиция рассказа. Выявление авторского отношения к героям рассказа. Описание персонажей, раскрытие их внутреннего мира. |
|
75 | Диагностическая работ |
|
|
|
76 | Почему человек и дерево – родственные души? А.А. Фет «Одинокий дуб» |
| Выразительное чтение с последующим оцениванием |
|
77 | Зачем ребёнку дарят неразменный рубль? Н.С. Лесков «Неразменный рубль» |
| Парная и групповая работа по созданию образа персонажа, совершившего проступок, его описание. Конфликт в повествовательном произведении. Сюжет и композиция. | Выделение основных событий рассказа. Описание персонажа, раскрытие его внутреннего мира. |
78 | Тепло дерева – тепло человеческого сердца… Как его ощутить? А.А. Фет «Учись у них – у дуба, у берёзы…» В.Д. Берестов «Сердцевина |
| Выявление способов раскрытия авторского отношения к «событию», описанному в лирическом произведении. Определение настроения произведения. Выявление изобразительных средств, передающих переживания героя. Выразительное чтение с последующим оцениванием | Работа с изобразительными средствами. |
79 | Проверочная работа по разделу. Сочинение отзыв «Урок, рассказанный автором» |
|
| Презентация работы |
Раздел 3. «Микрогеография детства» | ||||
80 | 115 Воспоминания о детстве в стихотворениях Ю. Левитанского «Воспоминание о скрипке», В. Берестова «Новая песенка». |
| Парная работа по созданию образа памяти о детстве. Определение настроения произведения. Выявление изобразительных средств, передающих переживания героя. Выразительное чтение с последующим оцениванием. | чтение наизусть. |
81-83 | Переживания детства. Самые яркие впечатения ребёнка. В.А. Бахревский. «Бабочка» К.Д. Бальмонт «Бабочка» В.В. Набоков «Ночные бабочки» |
| Наблюдение за темой памятных событий детства, воспоминаний о детстве в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности. Составление плана в соответствии с микротемами, выделенными в повествовательном произведении. Композиция рассказа. Выявление авторского отношения к героям рассказа. Описание персонажей, раскрытие их внутреннего мира | Выделение темы и основной мысли в произведении. Пересказ. |
84 | Воспоминания поэта о детстве. И.В. Одоевцева «На берегах Невы» |
| Наблюдение за развитием темы детства в произведениях – воспоминаниях. Чтение текста и поиск ответов на вопросы к тексту произведения. Деление рассказа на смысловые части и составление плана. Определение жанровых особенностей мемуаров. | Определение жанровых особенностей мемуаров. Способы передачи впечатлений детства в мемуарах. |
85 | Зачем человеку писать воспоминания? А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (отрывок); В.П. Авенариус « О Пушкине. Отроческие годы Пушкина» А.С. Пушкин «Царское Село» |
| Наблюдение за темой памятных событий детства, воспоминаний о детстве в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности. Составление плана в соответствии с микротемами, выделенными в повествовательном произведении. Композиция рассказа. Выявление авторского отношения к героям рассказа. Описание персонажей, раскрытие их внутреннего мира. Выразительное чтение. Определение жанровых особенностей мемуаров, биографических очерков. Работа с устаревшими словами. | Способы передачи впечатлений детства в мемуарах, биографических очерков. Выразительное чтение |
86 | Дневниковые записи – память о прошлом. М.М. Пришвин «Времена года» В.А. Лалетина «Маленькое солнышко – жёлтый одуванчик» В.Д. Берестов |
| Наблюдение за темой памятных событий детства, воспоминаний о детстве в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности. Особенности миниатюры. Выявление способов раскрытия авторского отношения к «событию», описанному в лирическом произведении. Определение настроения произведения. Выявление изобразительных средств, передающих переживания героя. Выразительное чтение |
|
87 | Кто возвращается в детство? М.М. Пришвин «Дитя» |
| Выявление способов раскрытия темы памяти в миниатюре. Знание жанровых особенностей миниатюры. Выразительное чтение миниатюры. Определение темы, основной мысли произведения .Сочинение – рассуждение (ответ на вопрос) по миниатюре. |
|
88 | Что такое эссе? |
| Определение жанровых особенностей эссе. Моделирование жанра эссе. Сочинение миниатюры, эссе на заданную тему. | Определение жанровых особенностей эссе, миниатюры. Создание текста собственного сочинения по определённым критериям. |
89 | Контрольная работа по итогам года. Анализ работы. |
|
|
|
Раздел 4. «Куда уходит детство?» | ||||
90 | Вводный урок. Дети и взрослые. |
| Чтение статьи – обращения автора. Сочинение-миниатюра на одну из тем: «Кто такие взрослые?», «Кто такие дети?» Презентация работ. | Создание текста собственного сочинения. Редактирование |
91 | Рождение новых образов детства. Ю.Д. Левитанский «Дети». И. Бардин «Трудная пора» |
| Наблюдение за темой взросления человека. Чтение текста и поиск ответов на вопросы к тексту произведения. Выразительное чтение произведения. Выявление авторского отношения к теме детства в стихотворении. Нахождение изобразительных средств. | Авторское отношение к стих. |
92 | Прелести детства. М. Агафонова «Ноты под листочками музыкантов ждут», С. Павлютина «Земляничный рай» |
| Наблюдение за темой взросления человека. Чтение текста и поиск ответов на вопросы к тексту произведения. Выразительное чтение произведения. Выявление авторского отношения к теме детства в стихотворении. Нахождение изобразительных средств |
|
93 | Романтика детства. В.П. Крапивин «Серая мгла редела…» |
| Наблюдение за темой взросления человека. Чтение текста и поиск ответов на вопросы к тексту произведения. Приёмы изобразительности, помогающие авторам создавать интересные образы детей, детства, детских воспоминаний. | Освоение способов выражения этого отношения посредством выбора изобразительных средств |
94-95-96-97 | Урок - рефлексия |
| Подготовка сообщений о том авторе, которые больше всего впечатлил своими произведениями. Парная, групповая и индивидуальная работа по выявлению читательских пристрастий. Участие в проекте «Какой он – современный читатель?» | Презентация |
98-99-100-101-102 | Резерв . Диагностические работы |
|
|
|