
Рабочая программа по литературному чтению
для 4 класса
МБОУ «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа»
на 2015-2016 учебный год
Разработала Воронцова Г.П.
учитель начальных классов
I квалификационная категория
Мари-Турек
2015 г.
Пояснительная записка.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК: учебниками «Литературное чтение» для 1–4 кл., рабочими тетрадями и методическими рекомендациями для учителя (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова и др.).
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.
Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
Общая характеристика учебного предмета.
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета
(извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:
4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
5) приобщение к литературе как искусству слова;
6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по литературному чтению: учебники «Литературное чтение» (1-й класс – «Капельки солнца»; 2-й класс – «Маленькая дверь в большой мир», в 2-х ч.; 3-й класс – «В одном счастливом детстве», в 2-х ч.; 4-й класс – «В океане света», в 2-х ч.), а также методические рекомендации для учителя и «Тетради по литературному чтению» для учащихся.
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательскойдеятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс по четыре класса в неделю (136 ч. в год) или по три часа в неделю (105 ч. в год). Общий объём учебного времени составляет 544 часа (обучение в школе с русским (родным) языком обучения) или 306 часов (обучение в школе с нерусским (родным) языком обучения со второго класса).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к при- роде – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
3–4-й классы
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)
свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков
своих и окружающих людей;
– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
– самостоятельно находить ключевые слова;
– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
– формулировать основную мысль текста;
– составлять простой и сложный план текста;
– писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
– аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
– понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
– иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
– относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
– относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
– видеть языковые средства, использованные автором.
Содержание учебного предмета.
Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Круг детского чтения.
2. Техника чтения.
3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
5. Литературоведческая пропедевтика.
6. Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.
1. КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ
Произведения современной детской литературы разных жанров (7ч). Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.
У истоков русской детской литературы (17 ч). Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.
Детская литература XIX в. (30 ч). Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жите- ли» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане…» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образ- ность произведений для детей, постепенно приходящая на смену пря- мой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвящённые русским детям.
Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.
Детская литература XX в. (51 ч). Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литера- тура 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Бар- то. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).
Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.
Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчествомдетских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.
2. ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:
1) способ чтения – чтение целыми словами;
2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
4) установка на постепенное увеличение скорости чтения. Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя.
4-й класс
Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста.
3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЁМОВ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО ПРИ ЧТЕНИИ И СЛУШАНИИ, ВИДЫ ЧИТАТЕЛЬСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»: нахождение авторского заглавия в ряду данных).
Обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий.
Развитие умений:
– выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;
– самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);
– составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана – повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста);
– сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;
– самостоятельно составлять план рассказа о герое;
– отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учи- теля по содержанию прочитанного или прослушанного текста;
– самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения или слушания;
– использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.
Развитие умений:
– самостоятельно осмысливать заглавие произведения;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;
– проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);
– самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;
– устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;
– находить в тексте материал для составления рассказа на определённую тему.
Дети, заканчивающие начальную школу, при чтении доступных им художественных текстов овладеваютправильным типом читательской деятельности, а именно могут:
– прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;
– самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;
– проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;
– формулировать главную мысль, соотносить её с заглавием текста;
– составлять простой и сложный план текста;
– пересказывать текст по плану.
4. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ПРОЧИТАННОГО. ЭЛЕМЕНТЫ АНАЛИЗА.
Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения.
Продолжение работы над образами литературных героев (см. соответствующий раздел в программе 3-го класса).
Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы. Наблюдение над языком художественных произведений. Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному.
5. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА
На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:
Детская литература, история детской литературы, темы произведений детской литературы.
Пролог и эпилог в художественном произведении. Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары). Басня, её особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл).
6.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока |
1. | Введение в курс литературного чтения. Понятие о прологе. Пролог.Знакомство с учебником. |
2. | Кто же будет сопровождать нас в путешествиях? (Г. Сапгир«Сегодня, завтра и вчера»). |
3. | Начало удивительных событий. (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 1 и 2). |
4. | Что может Электроник? (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 3). |
5. | Наука как искусство (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 4). Сходство и различие сказочной и фантастической повести. |
6. | Смешные стихи о серьёзных вещах (Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада»). |
7 . | Обобщение по разделу. Проверочная работа № 1. |
8. | Внеклассное чтение Книги о ребятах-сверстниках (урок по итогам самостоятельного домашнего чтения) |
9. | Введение в раздел 2. Летопись и летописцы. (А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой...») |
10 | «Повесть временных лет». «Расселение славян». |
11 | Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки. |
12 | «Похвала книгам» Ярослава Мудрого. |
13 | Почему не стареют наказы Владимира Мономаха? («Поучение» Владимира Мономаха детям). |
14 | Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт |
15 | Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина. |
16 | Обобщение по разделу. Древнерусская литература XI–XVII вв.) Проверочная работа № 2. |
17 | Внеклассное чтение.Книги о книгах |
18 | Путешествие 2.Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых. («Детские годы Багрова-внука», гл. 1) |
19 | Традиция семейного чтения. (С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука», гл. 2–3 |
20 | «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Автобиографическая книга и мемуары. |
21 | «Детское чтение для сердца и разума» (нравоучительные статьи Н.И. Новикова). |
22 | Образ «идеального ребёнка» в детских стихах А. Шишкова, в рассказе «Можно исправиться, когда твёрдо того захочешь» |
23 | Обобщение. Зарождение, становление и развитие детской литературы в XI–XVIII веках. Проверочная работа № 3 |
24 | Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги) |
25 | Путешествие 3. Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни? (И.А. Крылов «Слон и Моська»). |
26 | Характерные особенности жанра басни ( Басни И.А. Крылова «Квартет», «Свинья под Дубом»). |
27 | Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка |
28 | А. Погорельский «Чёрная курица...»Нелёгкий путь в подземное царство (ч. 2, 3). Встреча с подземными жителями (ч. 4, 5) |
29 | А. Погорельский «Чёрная курица...» Главный герой сказки (ч. 6). |
30 | Путешествие 5.Лето 1831 года. Как писать для детей? |
31 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Знакомство с героями сказки (ч. 1–3) |
32 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Сказочное и реальное в тексте сказки. Мир Салтана и мир Гвидона |
33 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Царь Салтан и царь Гвидон (ч.10-15)В чем главный смысл сказки? (Финал) |
34 | Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде» |
35 | Сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна». Литературные сказки. |
36 | Владимир Даль «Война грибов с ягодами» (русская сказка в обработке В. Даля), «Кузовок» (игра). |
37 | Как надо писать для детей? (А. Ишимова «Славяне») |
38 | Обобщение. Проверочная работа № 4. |
39 | Внеклассное чтение. «Вчера и сегодня». Книги о родном городе, его прошлом и настоящем или «Литературные сказки писателей XIX века» |
40 | Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг |
41 | Картины природы в книге С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» |
42 | Поэты XIX века о природе. Стихи А.К. Толстого и А.Плещеева. |
43 | Стихи А. Майкова и Ф. Тютчева о природе. |
44 | А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Картины русской природы в стихотворении. |
45 | Путешествие 7. Школа в Ясной Поляне |
46 | Л.Н. Толстой как учитель (сказка «Два брата») |
47 | Непростые простые тексты (Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья»). |
48 | Практикум «Учусь читать художественную прозу». |
49 | Учебная книга К.Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия» («Столица и губернский город». «Деревня и уездный город»,) |
50 | Как помочь детям полюбить свою родную землю? «Просёлочная дорога». «Наше Отечество»). |
51 | И. Куприн «Слон». 1. Непонятная болезнь |
52 | Можно ли выполнить желание Нади? (ч. 4–5) «Я уже совсем здорова!» |
53 | Обобщение. Проверочная работа № 5 |
54 | Внеклассное чтение. Мир детства в рассказе А.П. Чехова «Мальчики» |
55 | Путешествие 8(в... библиотеку). Загадка Лидии Чарской Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» Первый день Лены в гимназии (гл. 8). |
56 | Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» Друзья и враги Лены Икониной (гл. 10–11). |
57 | Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» Образ Лены Икониной. Обобщение |
58 | Внеклассное чтение. Мир детства |
59 | Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак |
60 | Настоящий капитан (Б. Житков «Николай Исаич Пушкин»). Т |
61 | Гимназисты Корнея Чуковского (К.И. Чуковский «Телефон») |
62 | Обэриуты. Стихи Д. Хармса. Т Стихи Ю. Владимирова и А. Введенского |
63 | Внеклассное чтение.Современные чудаки |
64 | Путешествие 10.Вокруг Маршака |
65 | Внеклассное чтение. Современные детские журналы |
66 | Е. Шварц «Два брата». Живой мир и мир вечного покоя (гл. 1–4) |
67 | Е. Шварц «Два брата». Спасение Младшего – победа живого мира (гл. 5–8) Мудрость сказки Е. Шварца (обобщение) |
68 | Превращение Пиноккио в Буратино (Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок), «Пишу на ту же тему по-своему») |
69 | Рассказ о сказке и детских фантазиях (А.Н. Толстой «Фофка»). |
70 | Птицы с «характерами» (М. Пришвин «Изобретатель»). |
71 | Так кто же он – Михаил Пришвин? (Статья С.Я. Маршака «Сила жизни») |
72 | Обобщение. Проверочная работа № 6 |
73 | Внеклассное чтение. «Творцы книг» (рассказы о писателях, о художниках-иллюстраторах) |
74 | Путешествие 11. 1928 год. Литературный утренник в Сокольниках. В. Маяковский и А. Барто. |
75 | Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». Живая кукла наследника Тутти (ч. 2) |
76 | Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». |
77 | Ю. Олеша «Три Толстяка», глава Три Толстяка и другие герои сказки (ч. 3, 4) «Простые высокие истины» (обобщение) |
78 | Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом» (Б. Галанов «Как найти город Трёх Толстяков?»). |
79 | Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки» (Р. Фраерман «Гайдар и дети») |
80 | А. Гайдар «Тимур и его команда» «Этот чердак был обитаем» (ч. 1, 2) |
81 | Игра или серьёзное дело? (ч. 3, 4) Тимур и тимуровцы (ч. 5, обобщение) |
82 | Путешествие 13 Смешные книжки. Проверка развития читательских умений (Н. Носов «Федина задача») |
83 | Юмористический рассказ на серьёзную тему (В. Драгунский «Что любит Мишка») |
84 | Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В. Драгунского, Ю. Сотника и Н. Носова |
85 | Стихи А. Барто Сатира или юмор? |
86 | Внеклассное чтение. «Не про меня ли это?» |
87 | Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца и др |
88 | Стихи И. Токмаковой и Г. Сапгира. Т Стихи Э. Мошковской и Э. Успенского |
89 | Стихи Саши Чёрного и В. Долиной |
90 | Миниатюры Г. Цыферова. Р/р Создание собственных миниатюр.Т |
91 | Стихи Н. Матвеевой |
92 | Внеклассное чтение. Любимые стихи |
93 | Практикум «Учусь читать лирический текст». |
94 | Обобщение. Проверочная работа № 7. |
95 | Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок». Знакомство с героями (картины 1, 2 |
96 | Пьеса-сказка С. Козлова«Снежный цветок». Мудрая сказка для малышей |
97 | Путешествие 15. Современные детские писатели. (К. Драгунская «Крайний случай») |
98 | Творческая манера Ксении Драгунской (К. Драгунская «Ерунда на постном масле!»). |
99 | Интервью с Тимом Собакиным. (Стихи и проза Тима Собакина) |
100 | Обобщение. Берём интервью у детских писателей |
101 | Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям. |
102 | Внеклассное чтение. «О чём можно, о чём хочется читать» |