СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области
Муниципальное образование "Ульяновский район"
Ульяновской области
МОУ Тимирязевская СШ
. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______Е.Н.Мурзина 28. 08. 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ______ В. Б. Селиванова Приказ №400 от «28» августа 2023 г. Приказ № 1 |
(Идентификатор240778)
Для обучающихся5-9 классов
Составитель: Шепталова Валентина Михайловна,
учитель русского языка и литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Программапорусскомуязыкунауровнеосновногообщегообразованияподготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения русского языка,местовструктуреучебногоплана,атакжеподходыкотборусодержанияиопределениюпланируемыхрезультатов.
Содержаниеобученияраскрываетсодержательныелинии,которыепредлагаютсядляобязательногоизучениявкаждомклассенауровнеосновногообщегообразования.Планируемыерезультатыосвоенияпрограммыпорусскомуязыкувключаютличностные,метапредметныерезультатызавесьпериодобучениянауровнеосновногообщегообразования,атакжепредметныедостиженияобучающегосязакаждыйгод
обучения.
ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА «РУССКИЙЯЗЫК»
Русскийязык–государственныйязыкРоссийскойФедерации,языкмежнационального общения народов России, национальный язык русского народа.Как государственный язык и язык межнационального общения русский язык являетсясредствомкоммуникациивсехнародовРоссийскойФедерации,основойихсоциально-экономической,культурной идуховнойконсолидации.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функцийгосударственногоязыкаиязыкамежнациональногообщенияважныдлякаждогожителя России, независимо от места его проживания и этнической принадлежностиЗнаниерусскогоязыкаивладениеимвразныхформахегосуществованияифункциональныхразновидностях,пониманиеегостилистическихособенностейивыразительныхвозможностей,умениеправильноиэффективноиспользоватьрусскийязыквразличныхсферахиситуацияхобщенияопределяютуспешностьсоциализацииличностиивозможностиеёсамореализациивразличныхжизненноважныхдлячеловека областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли,обеспечиваетмежличностноеисоциальноевзаимодействиелюдей,участвуетвформированиисознания,самосознанияимировоззренияличности,являетсяважнейшимсредствомхраненияипередачиинформации,культурныхтрадиций,историирусскогоидругихнародовРоссии.
Обучениерусскомуязыкунаправленонасовершенствованиенравственнойикоммуникативнойкультурыобучающегося,развитиеегоинтеллектуальныхитворческихспособностей,мышления,памятиивоображения,навыковсамостоятельнойучебной деятельности,самообразования.
Содержание по русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации;
овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира;
овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;
совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;
совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации в процессе изучения русского языка;
развитие функциональной грамотности в части формирования умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и другие); осваивать стратегии и тактик информационно-смысловой переработки текста, способы понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Общее число часов, отведенных на изучение русского языка : в 5 классе – 102 часа(3 часа в неделю),
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 5 КЛАСС
Общие сведения о языке
Богатство и выразительность русского языка. Лингвистика как наука о языке.
Основные разделы лингвистики.
Язык и речь
Язык и речь. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая, полилог.
Виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо), их особенности.
Создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы.
Устный пересказ прочитанного или прослушанного текста, в том числе с изменением лица рассказчика.
Участие в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений.
Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности.
Сочинения различных видов с опорой на жизненный и читательский опыт, сюжетную картину (в том числе сочинения-миниатюры).
Виды аудирования: выборочное, ознакомительное, детальное.
Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое.
Текст
Текст и его основные признаки. Тема и главная мысль текста. Микротема текста.
Ключевые слова.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение; их особенности.
Композиционная структура текста. Абзац как средство членения текста на композиционно-смысловые части.
Средства связи предложений и частей текста: формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова.
Повествование как тип речи. Рассказ.
Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках изученного).
Подробное, выборочное и сжатое изложение содержания прочитанного или прослушанного текста. Изложение содержания текста с изменением лица рассказчика.
Информационная переработка текста: простой и сложный план текста.
Функциональные разновидности языка
Общее представление о функциональных разновидностях языка (о разговорной речи, функциональных стилях, языке художественной литературы).
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Фонетика. Графика. Орфоэпия
Фонетика и графика как разделы лингвистики.
Звук как единица языка. Смыслоразличительная роль звука. Система гласных звуков.
Система согласных звуков.
Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение. Свойства русского ударения.
Соотношение звуков и букв. Фонетический анализ слова.
Способы обозначения [й’], мягкости согласных. Основные выразительные средства фонетики.
Прописные и строчные буквы.
Интонация, её функции. Основные элементы интонации.
Орфография
Орфография как раздел лингвистики.
Понятие «орфограмма». Буквенные и небуквенные орфограммы. Правописание разделительныхъ и ь.
Лексикология
Лексикология как раздел лингвистики.
Основные способы толкования лексического значения слова (подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов); основные способы разъяснения значения слова (по контексту, с помощью толкового словаря).
Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения слова.
Тематические группы слов. Обозначение родовых и видовых понятий.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.
Разные виды лексических словарей (толковый словарь, словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов) и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
Лексический анализ слов (в рамках изученного).
Морфемика. Орфография
Морфемика как раздел лингвистики.
Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова. Виды морфем (корень, приставка, суффикс, окончание).
Чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулём звука). Морфемный анализ слов.
Уместное использование слов с суффиксами оценки в собственной речи.
Правописание корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми гласными (в рамках изученного).
Правописание корней с проверяемыми, непроверяемыми, непроизносимыми согласными (в рамках изученного).
Правописание ё – о после шипящих в корне слова.
Правописание неизменяемых на письме приставок и приставок на -з(-с). Правописание ы – и после приставок.
Правописание ы – и после ц.
Орфографический анализ слова (в рамках изученного).
Морфология. Культура речи. Орфография
Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного. Роль имени существительного в речи.
Лексико-грамматические разряды имён существительных по значению, имена существительные собственные и нарицательные; имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Род, число, падеж имени существительного. Имена существительные общего рода.
Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Типы склонения имён существительных. Разносклоняемые имена существительные. Несклоняемые имена существительные.
Морфологический анализ имён существительных.
Нормы произношения, нормы постановки ударения, нормы словоизменения имён существительных.
Правописание собственных имён существительных.
Правописание ь на конце имён существительных после шипящих. Правописание безударных окончаний имён существительных.
Правописание о – е (ё) после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных.
Правописание суффиксов -чик- – -щик-; -ек- – -ик- (-чик-) имён существительных.
Правописание корней с чередованием а // о: -лаг- – -лож-; -раст- – -ращ- – -рос-; -
гар- – -гор-, -зар- – -зор-; -клан- – -клон-, -скак- – -скоч-.
Слитное и раздельное написание не с именами существительными.
Орфографический анализ имён существительных (в рамках изученного). Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного. Роль имени прилагательного в речи.
Имена прилагательные полные и краткие, их синтаксические функции. Склонение имён прилагательных.
Морфологический анализ имён прилагательных (в рамках изученного).
Нормы словоизменения, произношения имён прилагательных, постановки ударения (в рамках изученного).
Правописание безударных окончаний имён прилагательных.
Правописание о – е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён прилагательных.
Правописание кратких форм имён прилагательных с основой на шипящий. Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными.
Орфографический анализ имён прилагательных (в рамках изученного).
Глагол
Глагол как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола. Роль глагола в словосочетании и предложении, в речи.
Глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные.
Инфинитив и его грамматические свойства. Основа инфинитива, основа настоящего (будущего простого) времени глагола.
Спряжение глагола.
Морфологический анализ глаголов (в рамках изученного).
Нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах (в рамках изученного).
Правописание корней с чередованием е // и: -бер- – -бир-, -блест- – -блист-, -дер-
– -дир-, -жег- – -жиг-, -мер- – -мир-, -пер- – -пир-, -стел- – -стил-, -тер- – -тир-.
Использование ь как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2- го лица единственного числа после шипящих.
Правописание -тсяи -тьсяв глаголах, суффиксов -ова- – -ева-, -ыва- – -ива-. Правописание безударных личных окончаний глагола.
Правописание гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола.
Слитное и раздельное написание не с глаголами.
Орфографический анализ глаголов (в рамках изученного).
Синтаксис. Культура речи. Пунктуация
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание и его признаки. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (именные, глагольные, наречные). Средства связи слов в словосочетании. Синтаксический анализ словосочетания.
Предложение и его признаки. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Смысловые и интонационные особенности повествовательных, вопросительных, побудительных; восклицательных и невосклицательных предложений.
Главные члены предложения (грамматическая основа). Подлежащее и способы его выражения: именем существительным или местоимением в именительном падеже, сочетанием имени существительного в форме именительного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом; сочетанием имени числительного в форме именительного падежа с существительным в форме родительного падежа. Сказуемое и способы его выражения: глаголом, именем существительным, именем прилагательным.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Предложения распространённые и нераспространённые. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство. Определение и типичные средства его выражения. Дополнение (прямое и косвенное) и типичные средства его выражения. Обстоятельство, типичные средства его выражения, виды обстоятельств по значению (времени, места, образа действия, цели, причины, меры и степени, условия, уступки).
Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения, их роль в речи. Особенности интонации предложений с однородными членами. Предложения с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но). Предложения с обобщающим словом при однородных членах.
Предложения с обращением, особенности интонации. Обращение и средства его выражения.
Синтаксический анализ простого и простого осложнённого предложений.
Пунктуационное оформление предложений, осложнённых однородными членами, связанными бессоюзной связью, одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но).
Предложения простые и сложные. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Предложения сложносочинённые и сложноподчинённые (общее представление, практическое усвоение).
Пунктуационное оформление сложных предложений, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да.
Предложения с прямой речью.
Пунктуационное оформление предложений с прямой речью. Диалог.
Пунктуационное оформление диалога на письме. Пунктуация как раздел лингвистики.
Пунктуационный анализ предложения (в рамках изученного) ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по русскому языку на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство);
патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России, проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России, ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки,
а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовыхнорм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальныхпоступков,свободаиответственностьличностивусловияхиндивидуальногоиобщественного пространства;
эстетическоговоспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего идругихнародов,пониманиеэмоциональноговоздействияискусства,осознаниеважностихудожественнойкультурыкаксредствакоммуникацииисамовыражения;
осознаниеважностирусскогоязыкакаксредствакоммуникацииисамовыражения;пониманиеценностиотечественногоимировогоискусства,ролиэтническихкультурныхтрадицийинародноготворчества,стремлениексамовыражениювразныхвидах искусства;
физическоговоспитания,формированиякультурыздоровьяиэмоциональногоблагополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательскийопыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образжизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режимзанятийи отдыха,регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья,соблюдениеправилбезопасности,втомчисленавыкибезопасногоповедениявинформационно-коммуникационнойсети«Интернет»впроцессешкольногоязыковогообразования;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт ивыстраиваядальнейшие цели;
умениеприниматьсебяидругих,неосуждая;
умениеосознаватьсвоёэмоциональноесостояниеиэмоциональноесостояниедругих,использоватьадекватныеязыковыесредствадлявыражениясвоегосостояния,в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных нарусском языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права наошибкуи такогоже права другогочеловека;
трудовоговоспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,школы, города, края) технологической и социальной направленности, способностьинициировать,планироватьисамостоятельновыполнятьтакогородадеятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в томчисленаосновепримененияизучаемогопредметногознанияиознакомлениясдеятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатамтрудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траекторииобразованияи жизненныхплановс учётом личныхи общественныхинтересов ипотребностей;
умениерассказатьосвоихпланах набудущее;
экологическоговоспитания:
ориентациянаприменениезнанийизобластисоциальныхиестественныхнаукдлярешения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки ихвозможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражатьсвоюточкузренияна экологические проблемы;
повышениеуровняэкологическойкультуры,осознаниеглобальногохарактераэкологическихпроблемипутейихрешения,активноенеприятиедействий,приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве слитературнымипроизведениями,поднимающимиэкологическиепроблемы,осознаниесвоейроликакгражданинаипотребителявусловияхвзаимосвязиприродной,технологическойисоциальнойсред,готовностькучастиювпрактическойдеятельностиэкологической направленности;
ценностинаучногопознания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений обосновных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязяхчеловекасприроднойисоциальнойсредой,закономерностяхразвитияязыка,овладениеязыковойичитательскойкультурой,навыкамичтениякаксредствапознаниямира,овладениеосновныминавыкамиисследовательскойдеятельности,установканаосмыслениеопыта,наблюдений,поступковистремлениесовершенствоватьпутидостиженияиндивидуальногоиколлективногоблагополучия;
адаптацииобучающегосякизменяющимсяусловиямсоциальнойиприроднойсреды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм иправил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,включаясемью,группы,сформированныепопрофессиональнойдеятельности,атакжеврамках социального взаимодействияслюдьмииздругойкультурнойсреды;
потребностьвовзаимодействиивусловияхнеопределённости,открытостьопытуизнаниям других, потребность в действии в условиях неопределённости, в повышенииуровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умениеучиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки икомпетенцииизопытадругих,необходимостьвформированииновыхзнаний,уменийсвязывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах иявлениях, втомчислеранеенеизвестных,осознаниедефицитасобственныхзнанийикомпетенций,планированиесвоегоразвития,умениеоперироватьосновнымипонятиями,терминамиипредставлениямивобластиконцепцииустойчивогоразвития,анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оцениватьсвоидействиясучётомвлияниянаокружающуюсреду,достиженияцелейипреодолениявызовов,возможных глобальныхпоследствий;
способностьосознаватьстрессовуюситуацию,оцениватьпроисходящиеизменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт,восприниматьстрессовуюситуациюкаквызов,требующийконтрмер;оцениватьситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулироватьи оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное всложившейсяситуации,бытьготовымдействоватьвотсутствиегарантийуспеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие метапредметные результаты: познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, эмоционального интеллекта как части регулятивных универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого
человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 5 КЛАСС
Общие сведения о языке
Осознавать богатство и выразительность русского языка, приводить примеры, свидетельствующие об этом.
Знать основные разделы лингвистики, основные единицы языка и речи (звук, морфема, слово, словосочетание, предложение).
Язык и речь
Характеризовать различия между устной и письменной речью, диалогом и монологом, учитывать особенности видов речевой деятельности при решении практико-ориентированных учебных задач и в повседневной жизни.
Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 5 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно- популярной литературы.
Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и в диалоге/полилоге на основе жизненных наблюдений объёмом не менее 3 реплик.
Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным – научно-учебных и художественных текстов различных функционально- смысловых типов речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 100 слов.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объёмом не менее 150 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в письменной форме содержание исходного текста (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 100 слов; для сжатого изложения – не менее 110 слов).
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
Соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 90–100 слов; словарного диктанта объёмом 15–20 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 90–100 слов, составленного с
учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение первого года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями); уметь пользоваться разными видами лексических словарей; соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета.
Текст
Распознавать основные признаки текста; членить текст на композиционно- смысловые части (абзацы); распознавать средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова); применять эти знания при создании собственного текста (устного и письменного).
Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев.
Характеризовать текст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); с точки зрения его принадлежности к функционально- смысловому типу речи.
Использовать знание основных признаков текста, особенностей функционально- смысловых типов речи, функциональных разновидностей языка в практике создания текста (в рамках изученного).
Применять знание основных признаков текста (повествование) в практике его создания.
Создавать тексты-повествования с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на сюжетную картину (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 3 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 70 слов).
Восстанавливать деформированный текст; осуществлять корректировку восстановленного текста с опорой на образец.
Владеть умениями информационной переработки прослушанного и прочитанного научно-учебного, художественного и научно-популярного текстов: составлять план (простой, сложный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; передавать содержание текста, в том числе с изменением лица рассказчика; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Редактировать собственные/созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания (проверка фактического материала, начальный логический анализ текста – целостность, связность, информативность).
Функциональные разновидности языка
Иметь общее представление об особенностях разговорной речи, функциональных стилей, языка художественной литературы.
Система языка
Фонетика. Графика. Орфоэпия
Характеризовать звуки; понимать различие между звуком и буквой, характеризовать систему звуков.
Проводить фонетический анализ слов.
Использовать знания по фонетике, графике и орфоэпии в практике произношения и правописания слов.
Орфография
Оперировать понятием «орфограмма» и различать буквенные и небуквенные орфограммы при проведении орфографического анализа слова.
Распознавать изученные орфограммы.
Применять знания по орфографии в практике правописания (в том числе применять знание о правописании разделительныхъ и ь).
Лексикология
Объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту, с помощью толкового словаря).
Распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значения слова.
Распознавать синонимы, антонимы, омонимы; различать многозначные слова и омонимы; уметь правильно употреблять слова-паронимы.
Характеризовать тематические группы слов, родовые и видовые понятия. Проводить лексический анализ слов (в рамках изученного).
Уметь пользоваться лексическими словарями (толковым словарём, словарями синонимов, антонимов, омонимов, паронимов).
Морфемика. Орфография
Характеризовать морфему как минимальную значимую единицу языка.
Распознавать морфемы в слове (корень, приставку, суффикс, окончание), выделять основу слова.
Находить чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулём звука).
Проводить морфемный анализ слов.
Применять знания по морфемике при выполнении языкового анализа различных видов и в практике правописания неизменяемых приставок и приставок на -з (-с); ы – и после приставок; корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми, чередующимися гласными (в рамках изученного); корней с проверяемыми, непроверяемыми, непроизносимыми согласными (в рамках изученного); ё – о после шипящих в корне слова; ы – и после ц.
Проводить орфографический анализ слов (в рамках изученного). Уместно использовать слова с суффиксами оценки в собственной речи.
Морфология. Культура речи. Орфография
Применять знания о частях речи как лексико-грамматических разрядах слов, о грамматическом значении слова, о системе частей речи в русском языке для решения практико-ориентированных учебных задач.
Распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Проводить морфологический анализ имён существительных, частичный морфологический анализ имён прилагательных, глаголов.
Проводить орфографический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов (в рамках изученного).
Применять знания по морфологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
Имя существительное
Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного; объяснять его роль в речи.
Определять лексико-грамматические разряды имён существительных.
Различать типы склонения имён существительных, выявлять разносклоняемые и несклоняемые имена существительные.
Проводить морфологический анализ имён существительных.
Соблюдать нормы словоизменения, произношения имён существительных, постановки в них ударения (в рамках изученного), употребления несклоняемых имён существительных.
Соблюдать правила правописания имён существительных: безударных окончаний;
о – е (ё) после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях; суффиксов -чик- – -щик-, -ек-
– -ик- (-чик-); корней с чередованием а // о: -лаг- – -лож-; -раст- – -ращ- – -рос-; -
гар-– -гор-, -зар- – -зор-; -клан- – -клон-, -скак- – -скоч-; употребления (неупотребления) ь на конце имён существительных после шипящих; слитное и раздельное написание не с именами существительными; правописание собственных имён существительных.
Имя прилагательное
Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного; объяснять его роль в речи; различать полную и краткую формы имён прилагательных.
Проводить частичный морфологический анализ имён прилагательных (в рамках изученного).
Соблюдать нормы словоизменения, произношения имён прилагательных, постановки в них ударения (в рамках изученного).
Соблюдать правила правописания имён прилагательных: безударных окончаний; о
– е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях; кратких форм имён прилагательных с основой на шипящие; правила слитного и раздельного написания не с именами прилагательными.
Глагол
Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола; объяснять его роль в словосочетании и предложении, а также в речи.
Различать глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные.
Называть грамматические свойства инфинитива (неопределённой формы) глагола, выделять его основу; выделять основу настоящего (будущего простого) времени глагола.
Определять спряжение глагола, уметь спрягать глаголы.
Проводить частичный морфологический анализ глаголов (в рамках изученного).
Соблюдать нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах (в рамках изученного).
Соблюдать правила правописания глаголов: корней с чередованием е // и; использования ь после шипящих как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа; -тсяи -тьсяв глаголах; суффиксов -ова- – - ева-, -ыва- – -ива-; личных окончаний глагола, гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола; слитного и раздельного написания не с глаголами.
Синтаксис. Культура речи. Пунктуация
Распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение); проводить синтаксический анализ словосочетаний и простых предложений; проводить пунктуационный анализ простых осложнённых и сложных предложений (в рамках изученного); применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
Распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова (именные, глагольные, наречные); простые неосложнённые предложения; простые предложения, осложнённые однородными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах, обращением; распознавать предложения по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные), эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), количеству грамматических основ (простые и сложные), наличию второстепенных членов (распространённые и нераспространённые); определять главные (грамматическую основу) и второстепенные члены предложения, морфологические средства выражения подлежащего (именем существительным или местоимением в именительном падеже, сочетанием имени существительного в форме именительного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом; сочетанием имени числительного в форме именительного падежа с существительным в форме родительного падежа) и сказуемого (глаголом, именем существительным, именем прилагательным), средства выражения второстепенных членов предложения (в рамках изученного).
Соблюдать на письме пунктуационные правила при постановке тире между подлежащим и сказуемым, выборе знаков препинания в предложениях с однородными членами, связанными бессоюзной связью, одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но); с обобщающим словом при однородных членах; с обращением; в предложениях с прямой речью; в сложных предложениях, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да; оформлять на письме диалог.
Проводить пунктуационный анализ предложения (в рамках изученного)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС
№п/п | Наименованиеразделовитемпрограммы | Количествочасов | Электронные(цифровые)образовательныересурсы | |||
Всего | Контрольныеработы | Практическиеработы | ||||
Раздел1. Общиесведения оязыке | ||||||
1.1 | Богатствоивыразительностьрусскогоязыка.Лингвистикакакнаука о языке | 2 | | | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 | |
1.2 | Повторениеизученноговначальнойшколе | 5 | 1 | | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 | |
Итогопоразделу | 7 | | ||||
Раздел2.Языкиречь | ||||||
2.1 | Язык и речь. Монолог. Диалог. Полилог.Видыречевой деятельности | 7 | | | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 | |
Итогопоразделу | 7 | | ||||
Раздел3.Текст | ||||||
3.1 | Текст и его основныепризнаки.Композиционнаяструктуратекста.Функционально-смысловыетипыречи. Повествованиекактипречи. Рассказ. Смысловой анализ текста. Информационнаяпереработкатекста.Редактированиетекста | 11 | | 3 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 | |
Итого по разделу | 11 | | ||||
Раздел4.Функциональныеразновидностиязыка | ||||||
4.1 | Функциональныеразновидностиязыка(общее представление) | 4 | | 1 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 | |
Итого по разделу | 4 | |
Раздел5.Системаязыка | |||||
5.1 | Фонетика.Графика.Орфоэпия.Орфография | 13 | | | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
5.2 | Лексикология | 11 | | | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
5.3 | Морфемика.Орфография | 13 | | 1 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
Итогопоразделу | 37 | | |||
Раздел6. Морфология.Культураречи.Орфография | |||||
6.1 | Системачастейречив русскомязыке | 2 | 1 | | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
6.2 | Имясуществительное | 22 | | 3 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
6.3 | Имяприлагательное | 12 | | 1 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
6.4 | Глагол | 24 | | 3 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
Итогопоразделу | 60 | | |||
Раздел7. Синтаксис.Культураречи.Пунктуация | |||||
7.1 | Синтаксисипунктуациякакразделылингвистики. Словосочетание | 2 | | | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
7.2 | Простоедвусоставноепредложение | 9 | | | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
7.3 | Простоеосложнённоепредложение | 6 | | 1 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
7.4 | Сложноепредложение | 7 | | 2 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
7.5 | Прямаяречь | 2 | | | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
7.6 | Диалог | 2 | | 1 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
Итогопоразделу | 28 | | ||
Повторениепройденногоматериала | 5 | 1 | | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
Итоговый контроль (сочинения, изложения, контрольныеипроверочныеработы, диктанты) | 12 | 12 | | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГРАММЕ | 102 | 12 | 16 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ5 КЛАСС
№п/п | Темаурока | Количествочасов | Дата изучения | Электронныецифровыеобразовательныересурсы | ||
Всего | Контрольныеработы | Практическиеработы | ||||
1 | Богатствоивыразительностьрусскогоязыка. Лингвистикакакнаукаоязыке | 1 | | | 05.09. | |
2 | Повторение. Орфография.Правописание гласных исогласных в корне | 1 | | | 06.09 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa251ffa |
3 | Повторение. Орфография.Правописание разделительногомягкого (ь) и разделительноготвердого (ъ) знаков) | 1 | | | 07.09 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa252126 |
4 | Повторение. Состав слова | 1 | | | 12.09 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa252252 |
5 | Повторение.Морфология.Самостоятельные и служебныечасти речи | 1 | | | 13.09 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa2523b0 |
6 | Повторение. Повторение. Синтаксис | 1 | | | 14.09 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa252522 |
7 | Входная контрольная работа (повторениеизученноговначальнойшколе) | 1 | 1 | | 19.09 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa2526f8 |
8 | Языки речь. Языкиобщение.Речьустнаяиписьменная.Монолог. | 1 | | | 20.09 | |
9 | Прямаяречь. Диалог.Полилог. | 1 | | | 21.09 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25286a |
10 | Читаемпо-разному. Слушание.Аудирование. | 1 | | | 26.09 | |
11 | Сочинение/изложение(обучающее) | 1 | Р.р | | 27.09 | |
12 | Понятиео тексте. Текст и его основные признаки.Тема,главнаямысль,абзац. | 1 | | | 26.09 | |
13 | Средства связи предложений ичастейтекста | 1 | | | 03.10 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa252ea0 |
14 | Функционально-смысловые типыречи: описание, повествование,рассуждение | 1 | | | 04.10 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa252b4e |
15 | Повествование как тип речи.Рассказкакразновидностьтекста. Практикум. | 1 | | 1 | 05.10 | |
16 | Описание как функционально-смысловойтип речи. | 1 | | | 17.10 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa253350 |
17 | Описание предмета. Сочинение-описание. | 1 | | 1 | 18.10 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa2534cc |
18 | Рассуждениекакфункционально-смысловойтип речи. Доказательстваврассуждении | 1 | | | 19.10 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25362a |
19 | Функционально-смысловые типыречи: описание, повествование,рассуждение.Практикум | 1 | | 1 | 24.10 | |
20 | Изложение(обучающее).Подробное изложение текста | 1 | Р.р | | 25.10 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa253a30 |
21 | Функциональныеразновидностиязыка.Практикум | 1 | | 1 | 26.10 | |
22 | Повторение и обобщение потемам"Текст","Функциональныеразновидностиязыка" | 1 | | | 31.10 | |
23 | Система языка.Фонетика.Графика.Орфография.Фонетика как раздел лингвистики.Букваи звук. | 1 | | | 01.11 | |
24 | Гласныезвукииобозначающиеих буквы. Правописание безударныхгласных вкорнеслова | 1 | | | 02.11 | |
25 | Согласныезвукииобозначающиеих буквы. Согласные твёрдые имягкие | 1 | | | 07.11 | |
26 | Согласные звонкие и глухие.Правописаниесогласныхвкорне слова.Типыорфограмм | 1 | | | 08.11 | |
27 | Графика.Алфавит. Обозначениемягкостисогласногоспомощью мягкого знака | 1 | | | 09.11 | |
28 | ДвойнаярольбуквЕ,Ё,Ю,Я. | 1 | | | 14.11 | |
29 | Слог. Ударение. Орфоэпия.Орфоэпическиенормы Интонация,еёфункции. | 1 | | | 15.11 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa256ed8 |
30 | Фонетическийанализслова Практикум | 1 | | 1 | 16.11 | |
31 | Орфография.Орфограмма | 1 | | | 28.11 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa254ad4 |
32 | Раздельноенаписаниепредлоговсдругимисловами. РазделительныеЪиЬ | 1 | | | 29.11 | |
33 | Повторение.Проверочнаяработа | 1 | | 1 | 30.11 | |
34 | Лексикология как разделлингвистики. Лексическоезначениеслова.Толковыесловари | 1 | | | 05.12 | |
35 | Однозначныеимногозначныеслова Понятие о лексическойсочетаемости. Прямое ипереносноезначениеслов | 1 | | | 06.12 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa254d36 |
36 | Сочинение.Устныйрассказ | 1 | Р.р. | 1 | 07.12 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa254ebc |
37 | Тематические группы слов.Омонимы. Синонимы | 1 | | | 12.12 | |
48 | Антонимы. Паронимы | | | | 13.12 | |
39 | Словари.Основныеспособытолкованияслов. Лексическийанализслова | | | | 14.12 | |
40 | Повторениетемы"Лексикология".Практикум | 1 | 1 | | 19.12 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa2553d0 |
41 | Проверочнаяработапотеме"Лексикология" | 1 | 1 | | 20.12 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa2554fc |
42 | Морфемика как разделлингвистики. Морфема какминимальная значимая единицаязыка Окончаниеиоснова | 1 | | | 21.12 | |
43 | Приставки Суффиксы.Морфемный разбор | 1 | | | 26.12 | |
44 | Правописание ё-о после шипящихвкорнеслова | 1 | | | 27.12 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa255ce0 |
45 | Правописаниенеизменяемыхнаписьмеприставок. Правописаниеприставокна-з-с) | 1 | | | 28.12 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa255e16 |
46 | Правописаниеы-ипослец. Правописаниеы-ипослеприставок | 1 | | | 09.01 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25632a |
47 | Повторениетемы«Морфемика.Орфография», Практикумпотеме«Морфемика.Орфография» | 1 | | 1 | 10.01 | |
48 | Проверочнаяработапотеме «Морфемика.Орфография» | 1 | 1 | | 11.01 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa2565a0 |
49 | Системачастейречиврусскомязыке. Самостоятельные ислужебныечастиречи. Имясуществительноекакчастьречи | 1 | | | 16.01 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25674e |
50 | Род имён существительных.Именасуществительныеобщегорода | 1 | | | 17.01 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa256898 |
51 | Изложениевыборочное | 1 | Р.р | | 18.01 | |
52 | Падежимёнсуществительных Типы склонения имёнсуществительных | 1 | | | 23.01 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa256afa |
53 | Правописание мягкого знака наконце имён существительных. | 1 | | | 24.01 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa256d5c |
54 | Буквы Е и И в падежныхокончаниях имёнсуществительных.Практикум | 1 | | 1 | 25.01 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa2575f4 |
55 | Разносклоняемые и несклоняемыеименасуществительные. Роднесклоняемыхимёнсуществительных | 1 | | | 30.01 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa2578ba |
56 | Морфологическийанализименисуществительного | 1 | 1 | | 31.01 | |
57 | Буквы О и Е после шипящих и Ц вокончанияхимён Существительных. Правописание суффиксов -ек-/-ик-именсуществительных. Правописание суффиксов -чик-/-щик-именсуществительных | 1 | | | 01.02 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa257a04 |
58 | Правописание О и Е (Ё) послешипящихиЦвсуффиксах именсуществительных. Слитное и раздельное написаниеНЕсименамисуществительными | 1 | | | 06.02 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa2583d2 |
59 | Правописаниекорнейс чередованием а//о: -гар- — -гор-, -зар-— -зор-.Практикум | 1 | | 1 | 07.02 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa258580 |
60 | Правописаниекорнейс чередованиема//о:-лаг-—-лож- -раст-— -ращ-— -рос Практ. | 1 | | 1 | 08.02 | |
61 | Правописаниекорнейс чередованием -клан- — -клон-, -скак-— -скоч- | 1 | | | 13.02 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa258918 |
62 | Повторениеиобобщениепотеме"Имясуществительное" | 1 | | | 14.02 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa258bde |
63 | Контрольнаяработапотеме"Имясуществительное" | 1 | 1 | | 15.02 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa258d28 |
64 | Имяприлагательноекакчастьречи | 1 | | | 27.02 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa258fe4 |
65 | Общее грамматическое значение,морфологические признаки исинтаксические функции имениприлагательного | 1 | | | 28.02 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25939a |
66 | Правописание безударныхокончанийименприлагательных | 1 | | | 29.02 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa259246 |
67 | Буквы О и Е после шипящих и Ц вокончанияхименприлагательных | 1 | | | 05.03 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa259110 |
68 | Именаприлагательныеполныеикраткие, их синтаксическиефункции. Морфологический анализ именприлагательных | 1 | | | 06.03 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa2595ca |
69 | Сочинение-описаниекартины | 1 | | Р.р | 07.03 | |
70 | Буквы О и Е после шипящих и Ц всуффиксахименприлагательных Практикум | 1 | | 1 | 12.03 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25976e |
71 | Слитное и раздельное написаниеНЕсименамиприлагательными.Повторение. | 1 | | | 13.03 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa2599d0 |
72 | Повторение по теме «Имяприлагательное».Практикум | 1 | | 1 | 14.03 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa259afc |
73 | Проверочнаяработапотеме"Имяприлагательное" | 1 | 1 | | 19.03 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa259c1e |
74 | Глаголкакчастьречи. Глагол как часть речи. Рольглагола в словосочетании ипредложении,вречи | 1 | | | 20.03 | |
75 | Инфинитивиегограмматическиесвойства | 1 | | | 31.03 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25a114 |
76 | Глаголы совершенного инесовершенноговида Глаголывозвратныеи невозвратные(практикум) | 1 | | 1 | 26.03 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25a5ce |
77 | Сочинениенатему | 1 | | Р.р | 27.03 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25b1b8 |
78 | Изменениеглаголовповременам Изменение глаголов по лицам ичислам | 1 | | | 28.03 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25ad6c |
80 | Изменение глаголов по лицам ичислам. Типы спряжения глагола | 1 | | | )2.04 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25b046 |
81 | Правописаниемягкогознака(Ь)винфинитиве, в форме 2-го лицаединственногочислапосле шипящих | 1 | | | 03.04 | |
82 | Морфологическийанализглагола | 1 | | 1 | 04.04 | |
83 | Правописание корней счередованиеме//и .Практикум | 1 | | | 16.04 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25b398 |
84 | Правописаниегласнойперед суффиксом -л- в формахпрошедшеговремениглагола | 1 | | | 17.04 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25b514 |
85 | Слитное и раздельное написаниенесглаголами | 1 | | | 18.04 | |
86 | Повторениепотеме«Глагол».Проверочнаяработа | 1 | | 1 | 23.04 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25b686 |
87 | Чтоизучаетсинтаксис. Словосочетание. Предложение - основная единицаречевогообщения | 1 | | | 24.04 | |
88 | Виды предложений по целивысказывания. Грамматическаяосновапредложения. Второстепенные члены | 1 | | | 26.04 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25b7ee |
89 | Сочинение-описаниекартины | 1 | Р.р. | | 30.04 | |
90 | Знакипрепинанияв предложениях с однороднымичленами.Практикум0 | 1 | | 1 | 02.05 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25c1ee |
91 | Обращение | 1 | | | 07.05 | |
92 | Изложениесэлементамисочинения(обучающее) | 1 | Р.р. | | 08.05 | БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25c98c |
93 | Предложенияпростыеисложные. Сложныепредложенияс бессоюзнойисоюзнойсвязью | 1 | | | 14.05 | |
94 | Предложенияспрямойречью.Диалог. | 1 | | | 15.05 | |
95 | Повторениетемы «Синтаксисипунктуация».Практикум | 1 | | | 16.05 | |
96 | Итоговая контрольная работа закурс5 класса | 1 | | | 21.05 | |
97 | Повторение. Фонетика. Графика.Орфография.Орфоэпия | 1 | | | 22.05 | |
98 | Повторение. Лексикология.Культураречи | 1 | | | 23.05 | |
99 | Повторение. Морфология.Культураречи | 1 | | | 24.05 | |
100 | Повторение.Синтаксис.Культураречи. | 1 | | | | |
101 102 | Обобщение изученного за курс 5класса.Подведениеитогов. | 2 | | | | |
| | 102 | 12 | 16 | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯУЧЕНИКА
Русский язык (в 2 частях), 5 класс/ Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и другие, Акционерноеобщество«Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧИТЕЛЯ
Учебник по орфографии и пунктуации: http://www.naexamen.ru/gram;Коллекцииэлектронныхобразовательныхресурсов:
«Единое окно доступа к образовательным ресурсам»http://windows.edu/ru
«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»http://school-collektion.edu/ru
«Федеральныйцентринформационныхобразовательныхресурсов»http://fcior.edu.ru,http://eor.edu.ru
КаталогобразовательныхресурсовсетиИнтернетдляшколыhttp://katalog.iot.ru/
Mеtodkabinet.eu:информационно-методическийкабинетhttp://www.metodkabinet.eu/
Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет»http://catalog.iot.ru
Российский образовательный порталhttp://www.school.edu.ru
Портал «Российское образованиеhttp://www.edu.ru
Русская фонетика: Интернет-учебник по фонетике русского языкаhttp://fonetica.philol.msu.ru;
ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫ СЕТИИНТЕРНЕТ
БиблиотекаЦОКhttps://m.edsoo.ru/7f413034
Сайт«Культураписьменнойречи»http://www.gramma.ru
Проект «Русские словари» http://www.slovari.ru4.МЭОhttps://mob-edu.com/
РЭШhttps://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК https://infourok.ru/МУЛЬТИУРОКhttps://multiurok.ru/