Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большечекмакская основная общеобразовательная школа»
Муслюмовского муниципального района РТ
«УТВЕРЖДЕНО»
Приказ №38 от 29.08.2018
Директор _________ Н.М. Шафигуллина
«ПРИНЯТО»
педагогическим
советом, протокол №1 от 29.08.2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАМА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«АКРОБАТИКА»
для 5,6 классов
Составитель: Фасхиева Сирена Марсельевна,
учитель высшей квалификационной категории
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР _______ И.Ш.Аюпова
«Рассмотрено» на заседании ШМО
Протокол №1 от 29.08.2018
Руководитель ШМО_____ Хасанова Р.Г.
2018 год
Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья школьников, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. На изучение отводится 70 часов в год.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
охрана и укрепление физического и психического здоровья младших школьников.
Цели конкретизированы следующими задачами:
Формирование:
представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
навыков конструктивного общения;
потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
пропаганда здорового образа жизни;
Формирование осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью;
отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование различных физических качеств:
а) повышение уровня выносливости,
б) укрепление основной группы мышц, увеличивая подвижность в суставах, улучшая координацию движений.
Обучение:
осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
упражнениям сохранения зрения.
Универсальными компетенциями учащихся по курсу являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия, использовать их при выполнении акробатических упражнений.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
представлять гимнастику с основами акробатики как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
выполнять технические действия из базовых упражнений, применять их выполнении сложных элементов;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Содержание программы
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы.
Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост.
Акробатические комбинации. Например: 1) мост из положения, лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение, лежа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев;
2) кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.
Гимнастические упражнения прикладного характера.
Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Гимнастика с основами акробатики будет способствовать развитию физических качеств:
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; разновидности ходьбы, глубокие выпады; наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты. «Выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений по развитию гибкости.
Развитие координации: преодоление простых препятствий; передвижение с изменяющимся направлением и остановками; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну, поворотами и приседаниями; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища, преодоление полос препятствий, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию, равновесие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.
Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.
Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы). Перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лежа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперед поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево), переноска партнера в парах.
В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности учащиеся 5 класса должны:
иметь представление:
о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
о режиме дня и личной гигиене;
о различных соединениях в акробатики из элементов;
о различных комбинациях на гимнастическом бревне и скамье;
о соблюдении правил выполнения гимнастических элементов.
уметь:
выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках по гимнастическому бревну;
выполнять опорные прыжки, лазания и акробатические соединения на матах;
соблюдать правила выполнения различных гимнастических и акробатических элементов.
Ожидаемый результат
Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.
Обобщение и углубление знаний об гимнастике с основами акробатики.
Развитие умений работать в коллективе.
Формирование у детей уверенности в своих силах.
Умение применять комплексы упражнений самостоятельно.
Выпускник научится:
·ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение закаливания, прогулок на свежем воздухе, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
·раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие;
·ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
·организовывать места занятий гимнастикой, соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями
·выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
·выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития основных физических качеств.
Распределение учебного материала
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Основы знаний и умений. Способы физкультурной деятельности | Во время занятий |
2 | Гимнастика с элементами акробатики | 50 |
3. | Гимнастические упражнения прикладного характера | 20 |
| Всего | 70 |
Тематическое планирование
№ п.п | Содержание программного материала | Количество часов | Дата прове дения |
1 | Правила безопасности на уроках гимнастики. Перекаты в группировке с последующей опорой руками за головой. Кувырки вперед и назад. | 4 | 5.09 12.09 |
2 | Группировка. Перекаты. Стойка на лопатках. Мост. Упражнения для развития гибкости. Стойка на голове. | 2 | 19.09 |
3 | Кувырок вперед в стойку на лопатках, кувырок назад в полушпагат. Подъем переворотом в упор толчком двумя ногами. Стойка на руках. | 4 | 26.09 3.10 |
4 | Лазание по гимнастической стенке. Силовая подготовка. | 2 | 10.10 |
5 | Лазанье по канату в три приема. ОФП. | 4 | 17.10 24.10 |
6 | Ходьба и бег по бревну и передвижение приставным шагом. Стойка на двух и одной ноге на бревне. Поворот на носках. Шаги «польки» на бревне. Шаги со взмахом ног и хлопками. | 2 | 7.11 |
7 | Кувырок назад в стойку на руках. Соединение из 3-4 элементов | 4 | 14.11 21.11 |
8 | Подтягивание в висе стоя и лежа, перелезание через горку матов, лазание по горизонтальной лестнице. | 4 | 28.11 5.12 |
9 | Лазание по наклонной скамейке в упоре присев, в упоре стоя на коленях и лежа на животе. | 2 | 12.12 |
10 | Лазание по гимнастической стенке с одновременным перехватом рук и перестановкой рук. | 2 | 19.12 |
11 | Упоры: присев, лёжа, согнувшись, лёжа сзади, стоя на коленях, махом одной и толчком другой оторвать ноги от опоры, прогнуться сгибая руки мягко опуститься на грудь и выполнить перекат назад в упор, лежа на бедрах. | 4 | 9.01 16.01 |
12 | Стойка на руках, кувырок вперёд. | 2 | 23.01 |
13 | Кувырок вперед, стойка на лопатках, согнув ноги. Из стойки на лопатках, согнув ноги ,перекат вперед в упор присев. Кувырок в сторону. Колесо. | 4 | 30.01 6.02 |
14 | Колесо, рондат. Прыжки с поворотами. | 2 | 13.02 |
15 | Опорный прыжок: наскок в упор; соскок. Напрыгивание на маты, спрыгивание с матов. Кувырок в прыжке. | 2 | 20.02 |
16 | Переворот назад. | 2 | 27.02 |
17 | Ходьба по гимнастической скамейке, перешагивание через предметы. Упражнения для формирования правильной осанки. | 4 | 6.03 13.03 |
18 | Выпады, наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах, выпады и полушпагаты. | 2 | 20.03 |
19 | ОРУ с гимнастической палкой, со скакалкой. | 4 | 27.03 3.04 |
20 | Акробатические соединения из 3-5 элементов. Переворот вперёд. | 2 | 10.04 |
21 | Акробатические соединения из 8-10 элементов. | 4 | 17.04 24.04 |
22 | Лазание по канату в два приема на скорость. Силовая подготовка. | 2 | 1.05 |
23 | Перевороты вперёд. Развитие гибкости. | 2 | 8.05 |
24 | Преодоление гимнастической полосы препятствий. | 6 | 15.05 22.05 29.05 |
Итого: | 70 | |