Сафоновский филиал областного государственного бюджетного
профессионального образовательного учреждения
«Смоленская академия профессионального образования»
(Сафоновский филиал ОГБПОУ СмолАПО)
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.05 Аналитическая химия
для специальности 18.02.07 Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров
(базовая подготовка)
2017г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 18.02.07 Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров |
Разработчик_____ Т.Н.Бовтунова, преподаватель Сафоновского областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Смоленская академия профессионального образования» |
Согласовано с работодателями АО « Авангард» | |
Утверждено методическим советом Сафоновского филиала областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Смоленская академия профессионального образования» Протокол №1 от «01» сентября 2017г. Заместитель директора_________ Г.Л. Полежаева |
Рассмотрено и одобрено цикловой комиссией химико-технологических дисциплин Протокол №1 от «01» сентября 2017г. Председатель _________ Г.В.Никулина |
Рецензент______ Г.В.Никулина, /преподаватель Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО/ Рецензент______ В.С.Сидоренкова /Главный химик АО «Авангард»/ |
|
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ | стр. | ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 | ПЕРЕЧЕНЬ РАЗВИВАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ | 6 | СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 8 | условия реализации учебной дисциплины | 18 | Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 19 | |
|
|
|
|
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Аналитическая химия
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена (ОПОП СПО-ППССЗ) базовой подготовки в соответствии с ФГОС по специальности СПО 18.02.07 Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих основные образовательные программы СПО.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Аналитическая химия» по специальности 18.02.07 Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров является общепрофессиональной дисциплиной и принадлежит к профессиональному циклу.
Дисциплина «Аналитическая химия» обеспечивается следующими дисциплинами: «Органическая химия», «Физическая и коллоидная химия», «Неорганическая химия».
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-описывать механизм химических реакций количественного и качественного анализа;
-обосновывать выбор методики анализа, реактивов и химической аппаратуры по конкретному заданию;
-готовить растворы заданной концентрации;
-проводить количественный и качественный анализ с соблюдением правил техники безопасности;
-проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-агрегатное состояние вещества;
-аппаратуру и технику выполнения анализов;
-значение химического анализа, методы качественного и количественного анализа химических соединений;
-способы выражения концентрации веществ;
-теоретические основы методов анализа;
-технику выполнения анализов;
-типы ошибок в анализе;
-устройство основного лабораторного оборудования и правила его эксплуатации.
1.4 Количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 198 часов в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 132 часов;
самостоятельной работы обучающегося 66 часов.
2. ПЕРЕЧЕНЬ РАЗВИВАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Результатом освоения учебной дисциплины является овладение общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ПК 1.1. | Организовывать и производить приемку сырья. |
ПК 1.2. | Контролировать качество поступившего сырья. |
ПК 1.3. | Организовывать и осуществлять хранение сырья. |
ПК 2.1. | Контролировать соблюдение требований к сырью при производстве хлеба и хлебобулочных изделий. |
ПК 2.2. | Организовывать и осуществлять технологический процесс изготовления полуфабрикатов при производстве хлеба и хлебобулочных изделий. |
ПК 2.3. | Организовывать и осуществлять технологический процесс производства хлеба и хлебобулочных изделий. |
ПК 2.4. | Обеспечивать эксплуатацию технологического оборудования хлебопекарного производства. |
ПК 3.1. | Контролировать соблюдение требований к сырью при производстве кондитерских изделий. |
ПК 3.2. | Организовывать и осуществлять технологический процесс производства сахаристых кондитерских изделий. |
ПК 3.3. | Организовывать и осуществлять технологический процесс производства мучных кондитерских изделий. |
ПК 3.4 | Обеспечивать эксплуатацию технологического оборудования при производстве кондитерских изделий. |
ПК 4.1 | Контролировать соблюдение требований к качеству сырья при производстве различных видов макаронных изделий. |
ПК 4.2 | Организовывать и осуществлять технологический процесс производства различных видов макаронных изделий. |
ПК 4.3 | Обеспечивать эксплуатацию технологического оборудования при производстве различных видов макаронных изделий. |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 198 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 132 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 90 |
Самостоятельная работа студента (всего) | 66 |
решение задач, подготовка докладов, составление конспектов по темам, подготовка отчетов по лабораторным работам | 4 3 25 34 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «аналитическая химия»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение. | | 4 | |
Содержание учебного материала | | |
| Лекционное занятие Задачи аналитической химии. Значение аналитической химии в производственной и научно - исследовательской деятельности человека. Химические, физические и физико – химические методы анализа. Качественный и количественный анализ. Чувствительность, селективность, точность и быстрота анализа. Возможность автоматизации и компьютеризации процесса анализа. Правила безопасной работы в лаборатории. Связь аналитической химии с учебными дисциплинами | 1 | 2 |
| Самостоятельная работа студента №1 | 3 | |
| 1 | Подготовить доклад по вопросам: -роль Д.И. Менделеева в развитии аналитической химии -история развития аналитической химии | |
Раздел 1 Оценка достоверности аналитических данных | | | 12 | |
| Содержание учебного материала | | |
| | Лекционное занятие Абсолютные и относительные недостоверности. Случайные погрешности. Доверительный интервал. Стандартное отклонение среднего результата. Методы математической обработки результатов анализа. | 8 | 2 |
| | Самостоятельная работа студента №2 | 4 | |
| 1 | Изучить вопросы по проблеме: типы ошибок в анализе | |
| 2 | Точность метода (дисперсия, стандартное отклонение) | |
| 3 | Принципы расчета стандартного отклонения | |
| | |
Раздел 2. Качественный анализ | 37 |
Тема 2.1. Катионы. | Содержание учебного материала | |
Лекционное занятие Основные понятия качественного химического анализа. Аналитические реакции, условия их выполнения. Дробный и систематический анализ. Аналитическая классификация ионов. Аппаратура и техника выполнения качественного химического полумикроанализа. Константа электролитической диссоциации. Произведение растворимости и его значение. Образование и растворение осадков. Ионное произведение воды. Буферные растворы. Гидролиз солей. Амфотерность. Комплексные ионы. Общая характеристика групп катионов. Групповые реактивы. | 6 | 2 |
Лабораторная работа №1. Аналитические реакции катионов | 2 | 3 |
Лабораторная работа №2. Действия групповых реактивов на катионы | 1 | 3 |
Лабораторная работа №3. Анализ смеси катионов | 4 | 3 |
Практическая работа №1. Вычисление величины произведения растворимости по растворимости малорастворимых электролитов и растворимости по значению произведения растворимости для бинарных соединений | 2 | |
Самостоятельная работа студента №3 | 5 4 1 | |
1 | Подготовить к зачету отчеты по лабораторным работам |
2 | Решение задач |
Тема 2.2. Анионы. | Содержание учебного материала | |
Лекционное занятие Аналитическая классификация анионов. Общая характеристика. Качественные реакции на анионы. | 1 | 2 |
| Лабораторная работа №4. Аналитические реакции: хлорид-, бромид-, иодид-, карбонат-, сульфат-, сульфит-, нитрат- ионов. | 1 | 3 |
| Лабораторная работа №5. Проведение анализа смеси анионов | 2 | 3 |
| Самостоятельная работа студента №4 | 4 | |
| Изучить вопросы: общие реакции анионов 2 группы, |
| общие реакции анионов 3 аналитической группы, |
| систематический анализ смеси анионов. |
| | |
Тема 2.3. Анализ солей | Содержание учебного материала | |
| |
Лекционное занятие Подготовка вещества к анализу. Методы переведения сухой соли в раствор. Предварительные испытания соли неизвестного состава, ход анализа. | 1 | 2 |
Лабораторная работа №6. Выбор, обоснование и проведение анализа соли, растворимой в воде | 3 | 3 |
| Контрольная работа по теме «Качественный анализ» | 1 | |
| Самостоятельная работа студента №5 | 4 |
| Изучить вопрос «Анализ твердого вещества (неметалла): оценка однородности, измельчения, испытания на окрашивание пламени, растворение» |
| |
Раздел 3. Количественный анализ. | | 87 |
| | |
| Содержание учебного материала | |
| Лекционное занятие. Задачи и методы количественного анализа. Посуда и оборудование. Расчеты и ошибки в количественном анализе | 1 |
2 |
| Самостоятельная работа студентов №6 | 4 | |
| Изучить вопрос по проблеме: случайные и систематические ошибки |
| Абсолютные и относительные ошибки анализа |
| | |
Тема 3.1. Гравиметрический анализ | Содержание учебного материала | |
| Лекционные занятия. Операции гравиметрического анализа (отбор средней пробы , взятие навески, ее растворение, осаждение, созревание осадка, фильтрование, промывание, высушивание, прокаливание). Расчеты в гравиметрическом анализе. Лабораторное оборудование в гравиметрическом анализе. Ошибки при оценке результатов определений (абсолютная, относительная). | 2 | 2 |
| Лабораторная работа №7 | 8 | 3 |
1 | Определение содержания бария в кристаллическом хлориде бария |
| | Практическая работа №2 | 2 | |
| | Расчеты навески, осадителя, результатов весовых определений |
| | Расчеты абсолютной и относительной ошибок |
| | Самостоятельная работа студента №7 | 5 | |
| 1 | Подготовить к защите отчет по лабораторным работам | 4 |
| 2 | Решение задач | 1 |
| | | |
Тема 3.2. Титриметрический анализ | Содержание учебного материала | |
| Лекционное занятие. Классификация методов титриметрического анализа. Методы установления точки эквивалентности, реакции титриметрического анализа. Способы приготовления рабочих (стандартных) растворов: растворы с установленной и приготовленной концентрацией. Установочные вещества, требования, предъявляемые к ним. Приемы титрования. Способы титрования. Способы выражения концентрации растворов в титриметрическом анализе. Титр. Поправочный коэффициент. | 1 | 2 |
| Практическая работа №3 | 2 | |
1 | Расчет навески для приготовления раствора заданной концентрации | | |
2 | Решение задач на переход от одного способа выражения концентрации к другому | | |
3 | Расчеты титров и молярной концентрации эквивалента рабочих растворов | | |
Самостоятельная работа студентов №8 | 4 | |
1 | Изучение вопросов: проверка емкости измерительной посуды, нормальные и молярные растворы; титрование и индикаторы |
Тема 3.2.1. Методы кислотно – основного титрования | Содержание учебного материала | |
| | Лекционное занятие Диссоциация воды. Ионное произведение воды, pH и pOH. Буферные растворы. Значение pH растворов сильных кислот и оснований; слабых кислот и оснований. Гидролиз солей. Методы кислотно – основного титрования и установления точки эквивалентности. Кривые титрования. Кислотно – основные индикаторы. Титрование с двумя индикаторами. Рабочие растворы. Установочные вещества. | 1 | 2 |
| | Практическая работа №4 | 1 | |
| 1 | Расчеты pH и pOH растворов | | |
| 2 | Вычисление результатов анализа | |
| | Лабораторная работа №8 | 14 | 3 |
| 1 | Приготовление рабочих (стандартных) растворов кислоты и щелочи | 2 | |
| 2 | Стандартизация рабочих растворов кислоты и щелочи по установочным веществам (установление титра, молярной концентрации, эквивалента). | 4 |
| 3 | Определение содержания едкого натра и карбоната натрия при совместном присутствии | 4 |
| 4 | Определение содержания серной кислоты в анализируемом растворе (контрольная задача) | 4 |
| | Самостоятельная работа студента №9 | 5 |
| 1 | Подготовка к защите отчетов по лабораторным работам | 4 |
| 2 | Решение задач | 1 |
Тема 3.2.2. Методы окисления - восстановления (оксидиметрия или редоксиметрия) | | Содержание учебного материала | |
| | Лекционное занятие Классификация методов оксидиметрии. Окислительно – восстановительные потенциалы. Фактор эквивалентности окислителей и восстановителей. Кривые титрования. Индикаторы. Перманганатометрия. Приготовление рабочего раствора перманганата калия и его стандартизация по установочному веществу. Автокатализ. Молярная масса эквивалента перманганата калия. Йодометрия. Приготовление и стандартизация рабочих растворов. Индикаторы. Анализ окислителей и восстановителей. | 1 |
2 |
| | Практическая работа №5 | 1 | |
| 1 | Расчет навески исходных веществ, концентрации рабочих растворов. | | |
| 2 | Вычисление результатов анализа | |
| | Лабораторная работа №9 | 16 | 3 |
| 1 | Приготовление рабочего раствора перманганата калия и его стандартизация по одному из установочных веществ (щавелевая кислота, оксалат аммония, оксалат натрия). | 4 | |
| 2 | Стандартизация рабочего раствора тиосульфата натрия по дихромату калия ( титрование методом замещения) | 4 |
| 3 | Определение массовой доли железа (2) в соли Мора (контрольная задача) | 4 |
| 4 | Определение массовой доли сульфитов в техническом образце методом обратного титрования (контрольная задача) | 4 |
| | Самостоятельная работа студентов №10 | 5 |
| 1 | Подготовка к защите отчетов по лабораторным работам | |
Тема 3.2.3. Метод комплексометрии и осаждения | | | |
| Лекционное занятие .Комплексные соединения, их строение, номенклатура. Диссоциация комплексных соединений. константа нестойкости (устойчивости) комплексного иона. Сущность методов комплексонометрии и осаждения. Тригонометрия. Аргентометрия, роданидометрия, меркурометрия, рабочие растворы, установочные вещества. Металл – индикаторы, их действие. | 1 | 2 |
| | Лабораторная работа №10 | 8 | 3 |
| 1 | Приготовление рабочего раствора трилона Б и его стандартизация по установочному веществу | 2 | |
| 2 | Определение общей жесткости воды | 2 |
| 3 | Определение в растворе одной из солей ионов двухвалентного металла (контрольная задача) | 4 |
| | Контрольная работа по теме «Количественный анализ» | 1 |
| | Самостоятельная работа студента №11 | 4 |
| 1 | Подготовка к защите отчетов по лабораторным работам | |
Раздел 4. Физико-химические методы анализа | | 58 |
| Содержание учебного материала | |
| Лекционное занятие Введение. Сущность и классификация физико – химических методов анализа, их роль в автоматизации и интенсификации производства | 2 |
| Самостоятельная работа студента №12 | 3 |
| 1 | Изучение вопроса: основной закон поглощения света, измерение интенсивности окраски растворов | |
| | | |
Тема 4.1. Фотометрические методы анализа | Содержание учебного материала | |
| Лекционное занятие. Основы фотометрии. Методы фотометрических определений, их точность. Основной закон светопоглощения Бугера-Ламберта-Бера. Абсобционность. Принципиальные схемы фотоэлектроколориметра, спектрофотометра и нефелометра. | 2 | 2 |
| | Лабораторная работа №11 | 11 | 3 |
| 1 | Определение концентрации ионов меди (2) в водном растворе сульфата меди (2) с помощью градуировочного графика методом фотоэлектроколориметрии | | |
| 2 | Нефелометрическое определение концентрации сульфат - ионов | |
| | Самостоятельная работа студентов №13 | 4 |
| 1 | Подготовка к защите отчетов по лабораторным работам | 3 |
| 2 | Решение задач | 1 |
Тема 4.2. Хроматографический метод анализа. | Содержание учебного материала | |
| Лекционное занятие. Теоретические основы хроматографии. Классификация хроматоргафических методов анализа, их преимущества. Принципиальная схема хроматографа | 2 | 2 |
| Лабораторная работа №12 | 10 | 3 |
| 1 | Определение концентрации соли меди (2) в растворе методом ионообменной хроматографии | | |
| | Самостоятельная работа студента №14 | 4 |
| 1 | Подготовка к защите отчетов по лабораторным работам | 3 |
| 2 | Изучение вопроса: бумажная хроматография | 1 |
Тема 4.3. Рефрактометрический метод анализа | Содержание учебного материала | |
Лекционное занятие .Сущность рефрактометрического метода и область применения. Зависимость показателя преломления от различных факторов. Типы рефрактометров | 1 | 2 |
Лабораторная работа №13 | 3 | 3 |
1 | Определение количественного состава смеси двух жидкостей (спирт-вода, глицерин-вода) |
| | Самостоятельная работа студентов №15 | 4 | |
| 1 | Подготовка к защите отчета по лабораторной работе | 3 |
| 2 | Изучение вопроса: установка нулевой точки рефрактометра | 1 |
Тема 4.4. Потенциометрический метод анализа | Содержание учебного материала | |
| Лекционное занятие Теоретические основы метода. Устройство электродов потенциометрии. Потенциал электрода. Индикаторные электроды для метода нейтрализации. Кривые потенциометрического титрования. Аппаратура для потенциометрического титрования. | 1 | 2 |
Лабораторная работа №14 | 7 | 3 |
1 | Теоретические основы метода. Устройство электродов потенциометрии. Потенциал электрода. Индикаторные электроды для метода нейтрализации. Кривые потенциометрического титрования. Аппаратура для потенциометрического титрования. | | |
| Самостоятельная работа студента №16 | 4 | |
1 | Подготовка к защите отчета | 3 | |
| 2 | Изучение вопроса: подготовка pH-метра к работе | 1 | |
| Всего | 198 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
4. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета химии, лаборатории аналитической химии, библиотеки, читального зала с выходом в сеть Интернет.
Оборудование учебного кабинета и лаборатории:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
перечень практических занятий;
методические рекомендации по выполнению практических работ;
методические рекомендации для организации самостоятельной деятельности студентов;
слайд – презентации к дисциплине;
- приборы, химическая посуда и реактивы.;
- электрофицированные таблицы
- плакаты;
4.2 Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература
Аналитическая химия под редакцией А.А. Ищенко. - М: Академик. 2006.
Дополнительная литература.
Шапиро М.А., Шапиро С.А. «Аналитическая химия». - М: Химия. 2006.
Ярославцев А.А. «Сборник задач и упражнений по аналитической химии». - М: Высшая школа. 2006.
Коренман Я.И., Лисицкая Р.П., «Практикум по аналитической химии» государственная технологическая академия, Воронеж,2007.
Кремков А.П., Ярославцев А.А. «Курс аналитической химии ч. 1. Качественный анализ». -М: Химия. 2006.
Кремков А.П., Ярославцев А.А. «Курс аналитической химии ч. 2. Количественный анализ». - М: Химия. 2006.
Лурье Ю.Ю. «Справочник по аналитической химии». - М: Химия. 2007.
Интернет-ресурсы:
"Аналитическая химия в России" - портал
Справочник "Кто есть кто". Подборка ресурсов по теме.
rusanalytchem.org
Аналитическая химия — Википедия
Аналитическая химия — раздел химии, изучающий химический состав и структуру веществ. Предмет её как науки — совершенствование существующих и разработка новых методов анализа, их практическое применение…
ru.wikipedia.org
Аналитическая химия
Предмет и задачи аналитической химии. Способы выражения состава раствора. Закон действующих масс. Химическое и гомогенное равновесие. Аналитические операции и реакции.
revolution.allbest.ru
Аналитическая химия - Химическая энциклопедия - Толковые...
Лит.: Золотев Ю. А., Очерки аналитической химии, М., 1977; Пиккеринг У. Ф., Современная аналитическая химия, пер. с англ, М., 1977; Бончев П., Введение в аналитическую химию, пер. с болт.
edudic.ru › hie/554/
Портал химиков-аналитиков: аналитическая химия и метрология
Аналитический форум Свежие темы форумов Работа
Аналитическое оборудование. Аналитическая химия и химический анализ в фокусе внимания. anchem.ru
5. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения семинарских занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: -описывать механизм химических реакций количественного и качественного анализа; -обосновывать выбор методики анализа, реактивов и химической аппаратуры по конкретному заданию; -готовить растворы заданной концентрации; -проводить количественный и качественный анализ с соблюдением правил техники безопасности; -проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: -агрегатное состояние вещества; -аппаратуру и технику выполнения анализов; -значение химического анализа, методы качественного и количественного анализа химических соединений; -способы выражения концентрации веществ; -теоретические основы методов анализа; -технику выполнения анализов; -типы ошибок в анализе; -устройство основного лабораторного оборудования и правила его эксплуатации. | Текущий контроль в форме: - устного и письменного опроса; - лабораторных и практических занятий - написания докладов и рефератов; - создания презентаций по предложенной тематике. Рубежный контроль в форме: - тестирования по темам; - защиты лабораторных работ. -контрольных работ Итоговый контроль в форме экзамена. |
6