Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373; Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, на основании приказа №1576 от 31.12.2015 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373», на основании приказа №1577 от 31.12.2015 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897», Федеральным перечнем учебников в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, учебными программами к УМК, рекомендованными МО и Н РФ, учебным планом ОУ.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373) данная рабочая программа для 1—4 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре. Результаты освоения программного материала по предмету “Физическая культура” в 1-4 классах оцениваются по трем базовым уровням, сходя из принципа “общее – частное - конкретное”, и представлены соответственно личностными, метапреметными и предметными результатами.
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета “Физическая культура”. \
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения физической культуры, отражают:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
в формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Метапредметные результаты характеризуют сформированность универсальных компетенций, проявляющихся в применении накопленных знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Метапредметные результаты отражаются прежде всего в универсальных умениях, необходимых каждому учащемуся и каждому современному человеку. Это:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанною выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе . согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета “Физическая культура”. Предметные результаты отражают:
понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма;
приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий , физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности;
формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
Личностными результатами программы является формирование следующих умений
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке другие участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на занятии.
Принимать и сохранять, цели и задачи при выполнении упражнений и участии в игре и эстафете.
Принимать инструкцию учителя и четко следовать ей.
Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД
Ознакомление с ролью физической культуры в жизни человека.
Ознакомление содержанием и правилами игр.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всех учащихся.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания из различных источников, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД
Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой деятельности
Взаимодействовать со сверстниками в игре.
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в спортзале и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
2.Содержание учебного предмета, курса
В процессе овладения физической культурой происходит формирование умений, навыков и овладение способами деятельности. Так, в структуре познавательной деятельности это простейшие наблюдения за собственным физическим развитием и физической подготовленностью, умения принимать творческие решения в процессе подвижных игр или соревнований. В речевой деятельности это умение участвовать в диалоге при обучении двигательным действиям или объяснять правила подвижных игр, умение элементарно обосновывать качество выполнения физических упражнений, используя для этого наглядные образцы. У школьников развиваются организационные умения, связанные с самостоятельным выполнением задания, установлением последовательности упражнений при проведении утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, с изменением физической нагрузки с учетом индивидуальных показаний частоты сердечных сокращений и самочувствия. Развиваются также умения сотрудничать в коллективе сверстников в процессе проведения подвижных игр и спортивных соревнований.
Знания о физической культуре. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Утренняя зарядка, ее роль и значение, гигиенические требования и правила выполнения комплексов утренней зарядки. Физкультминутки, их роль и значение, правила проведения и выполнения комплексов физкультминуток. Физкультпаузы, их роль и значение, правила проведения и выполнения комплексов упражнений (дыхательных, на профилактику нарушения зрения и т.п.). Закаливающие процедуры, их роль и значение, гигиенические требования, правила и способы проведения. Общие представления об осанке, ее влиянии на здоровье человека, правила выполнения упражнений на формирование правильной осанки.
Правила поведения в спортивном зале и на спортивной площадке, требования к одежде и обуви для занятий физической культурой.
Деятельность оздоровительной направленности. Составление комплексов упражнений утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз. Проведение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, комплексов упражнений на формирование правильной осанки и коррекции физического развития (по индивидуальным заданиям), закаливающих процедур (способами обтирания и обливания под душем).
Проведение подвижных игр со сверстниками во время активного отдыха и досуга, подготовка мест для игр, подбор соответствующего инвентаря и оборудования.
Простейшие наблюдения за своим самочувствием в процессе занятий физической культурой. Измерения своего роста, массы тела, определение правильности осанки и формы стопы.
Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью. Комплексы общеразвивающих упражнений на укрепление мышц опорно-двигательного аппарата, дифференцирование мышечных усилий и координацию движений, развитие подвижности суставов и гибкости. Комплексы корригирующей гимнастики на формирование правильной осанки и телосложения, профилактику нарушения зрения. Упражнения дыхательной гимнастики. Специальные упражнения адаптивной физической культуры (в соответствии с индивидуальными показателями здоровья и физического развития).
Физическое развитие и физическая подготовка .
Знания о физической подготовке (6ч.). Общие представления о физических упражнениях и их отличии от бытовых движений и действий, правила выполнения общеразвивающих физических упражнений. Правила и приемы организующих команд.
Общие представления о физическом развитии человека, правила измерения роста и массы тела. Общие представления о физической подготовке человека и сведения об упражнениях по ее измерению. Правила измерения силы, быстроты, гибкости и координации. Физическая нагрузка и ее связь с тренировкой систем дыхания и кровообращения (общие представления).
Правила самостоятельного освоения физических упражнений. Составление комплексов упражнений на развитие основных физических качеств и самостоятельное их выполнение. Изменение физической нагрузки во время выполнения физических упражнений (по скорости и темпу выполнения, по количеству повторений и продолжительности выполнения).
Наблюдение за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, измерение показателей физической подготовки.
Физическая подготовка с общеразвивающей направленностью.
Жизненно-важные двигательные навыки и умения.
1.Легкая атлетика.( 15 часов)
Ходьба, бег, прыжки разными способами и из разных исходных положений; с различной амплитудой, траекторией и направлением движений; на ровной, наклонной и возвышенной опоре. Преодоление малых препятствий прыжком с места, разбега. Прыжки в высоту с прямого разбега и способом «перешагивание». Прыжки в длину с места и способом «согнув ноги». Бег с высокого старта на короткие (30 и 60 м) и длинные (1000м) дистанции. Метание малого мяча с места и разбега в неподвижную и подвижную мишень, а также на дальность.
2.Гимнастика.( 31часов)
Лазание по гимнастической стенке различными способами и с различной направленностью передвижения. Лазание по гимнастическому канату (произвольным способом). Преодоление полосы препятствий с использованием разных способов передвижения.
Акробатические упражнения с элементами гимнастики
Организующие команды и приемы: построение и перестроение в шеренгу и колонну; размыкание приставным шагом; повороты на месте и в движении; передвижение в колонне по прямой, по кругу, змейкой. Акробатические комбинации, состоящие из стоек, упоров, поворотов, перекатов, кувырков (вперед и назад), прыжковых упражнений (стоя на месте и с продвижением в разные стороны). Простейшие композиции ритмической гимнастики, состоящие из стилизованных, общеразвивающих, беговых, прыжковых и танцевальных упражнений, выполняемых с различным темпом и амплитудой движений.
Упражнения на спортивных снарядах: простейшие комбинации на гимнастической (низкой) перекладине, состоящие из висов и махов. Простейшие комбинации на напольном гимнастическом бревне, включающие в себя ходьбу простым и стилизованным шагом, боком приставными шагами; повороты, стойки (на удержание равновесия); опорные прыжки без разбега.
3.Подвижные игры с элементами спортивных игр.(17часов)
Подвижные игры с элементами гимнастики, акробатики, легкой атлетики, лыжных гонок. Направленно воздействующие на развитие физических качеств (силы, выносливости, быстроты, координации, ловкости, выносливости). Психических качеств (внимания, памяти, оперативного мышления) . Социальных качеств (взаимодействия, сдержанности, смелости, честности и др.). Простейшие технические действия из спортивных игр: футбола, баскетбола, волейбола.
4. Лыжные гонки.(9часов)
Передвижение на лыжах разными способами. Повороты; спуски; подъёмы; торможение.
5. Баскетбол. (12часов)
Специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
6. Национально региональный компонент. (9часов)
Национальные прыжки «Кылыы», «Ыстанга», «Куобах».Национальные подвижные игры.
Физические упражнения и комплексы упражнений, ориентированные на развитие силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости и ловкости. Подвижные игры и эстафеты. Преодоление специализированных полос препятствий.
Планирование учебного материала по четвертям. 1 класс
Раздел программы | Количество часов |
общее | по учебным четвертям |
I | II | III | IV |
Знания о физической культуре | 6 | 6 | 0 | 0 | 0 |
Гимнастика с элементами акробатики | 31 | 6 | 21 | 0 | 4 |
Легкая атлетика | 15 | 6 | 0 | 0 | 9 |
Лыжная подготовка | 9 | 0 | 0 | 9 | 0 |
Подвижные игры | 17 | 9 | 0 | 0 | 8 |
Баскетбол | 12 | 0 | 0 | 9 | 3 |
Национальные прыжки | 9 | 0 | 0 | 9 | 0 |
Всего | 99 | 27 | 21 | 27 | 24 |
Тематическое планирование (99 ч)
№п/п | Тема | Количество часов |
| I четверть | |
1. | Организационно – методические указания | 1 |
2. | Бег 30 м | 1 |
3. | Челночный бег 3х10м | 3 |
5. | Метание мяча на дальность | 3 |
6. | Русская народная подвижная игра «Горелки» | 1 |
7. | Ритм и темп | 1 |
8. | Подвижная игра «Мышеловка» | 1 |
9. | Личная гигиена человека. Высокий старт | 1 |
10. | Тестирование метания на точность | 1 |
11. | Тестирование наклона вперед из положения стоя | 1 |
12. | Тестирование подъема туловища из положения лежа за 30 сек. | 1 |
13. | Тестирование прыжка в длину с места | 1 |
14. | Тестирование подтягивания на низкой перекладине | 1 |
15. | Тестирование виса на время | 1 |
16. | Стихотворение сопровождение как элемент развития координации | 1 |
17. | Ловля и броски мяча в парах | 1 |
18. | Подвижная игра «Осада города» | 1 |
19. | Индивидуальная работа с мячами | 4 |
20. | Подвижные игры «Ночная охота» | |
| II четверть | |
21. | Перекаты | 2 |
22. | Кувырок вперед | 2 |
23. | Стойка на лопатках. Мост | 2 |
24. | Стойка на голове | 1 |
25. | Лазание по гимнастической стенке | 2 |
26. | Висы на перекладине | 4 |
27. | Круговая тренировка | 4 |
28. | Прыжки со скакалкой | 2 |
29. | Вращение обруча | 2 |
| III четверть | |
30. | Прыжок с ноги на ногу «Ыстанга». Подвижная игра «Мунха» (Невод) | 3 |
31. | Прыжок на одной ноге «Кылыы». Подвижная игра «Волк и жеребята» | 3 |
32. | Прыжок на двух ногах «Куобах».Подвижная игра «Сокол и утки» | 3 |
33. | Броски и ловля мяча в парах. | 2 |
34. | Ведение мяча. | 2 |
35. | Ведение мяча в движении. | 2 |
36. | Эстафеты с мячом. | 3 |
37. | Скользящий шаг на лыжах без палок | 1 |
38. | Повороты переступанием на лыжах без палок | 1 |
39. | Ступающий шаг на лыжах с палками | 1 |
40. | Скользящий шаг на лыжах с палками | 1 |
41. | Повороты переступанием на лыжах с палками | 1 |
42. | Подъем и спуск под уклон на лыжах без палок | 1 |
43. | Подъем и спуск под уклон на лыжах с палками | 1 |
44. | Прохождение дистанции 1 км на лыжах | 1 |
45. | Скользящийшаг на лыжах с палками змейкой | 1 |
| IV четверть | |
46. | Броски мяча через волейбольную сетку | 3 |
47. | Броски набивного мяча | 3 |
48. | Тестирование виса на время | 1 |
49. | Тестирование наклона вперед из положения стоя | 1 |
50. | Тестирование прыжка в длину с места | 1 |
51. | Тестирование подтягивания на низкой перекладине | 1 |
52. | Тестирование подъема туловища из положения лежа за 30 сек. | 1 |
53. | Тестирование метания на точность | 2 |
54. | Подвижные игры для зала | 1 |
55. | Челночный бег | 2 |
56. | Бег 30 м | 1 |
57. | Тестирование метания на точность | 1 |
58. | Командная спортивная игра «Хвостики» | 1 |
59. | Русская народная подвижная игра «Горелки» | 2 |
60. | Подвижные игры с мячом | 1 |
61. | Подвижные игры | 1 |