РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
2 КЛАСС
Рабочая программа по физической культуре ориентирована на учащихся 2 класса и разработана на основе следующих документов:
1 Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897 (с изменениями на 31.12.2015 г. № 1577)
2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);
3. Программа Лях В.И. Физическая культура. 1-4 классы, М: Просвещение, 2014
Программой отводится на изучение физической культуры 68 часов во 2 классе, 2 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения физической культуры в начальной школе отражают:
формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Предметные результаты
Требования к уровню подготовки обучающихся (базовый уровень)
2 класс
В результате освоения программного материала по физической культуре
обучающийся научится:
-определять уровень развития физических качеств (силы, быстроты, гибкости);
-вести наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью;
-выполнять закаливающие водные процедуры (обтирание);
-выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки;
-выполнять комплексы упражнений для развития точности метания малого мяча;
-выполнять комплексы упражнений для развития равновесия;
-демонстрировать уровень физической подготовленности.
обучающийся получит возможность научиться:
-зарождении древних Олимпийских игр;
-физических качествах и общих правилах определения уровня их развития;
-правилах проведения закаливающих процедур;
-об осанке и правилах использования комплексов физических упражнений для формирования правильной осанки.
СОДЕРЖАНИЕ
2 класс 68 часов
Знания о физической культуре 3 часа
Физическая культура (1ч.)
Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.
Закаливание организма (обтирание) и правила проведения закаливающих процедур.
Роль органов зрения и слуха во время движений и передвижений человека. Строение глаза. Орган осязания — кожа. Уход за кожей.
Связь физической культуры с укреплением здоровья (физического, социального и психологического) и влияние на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное).
Из истории физической культуры (1 ч.)
Возникновение первых соревнований. Зарождение Олимпийских игр.
Исторические сведения о развитии современных Олимпийских игр (летних и зимних). Роль Пьера де Кубертена в их становлении. Особенности физической культуры разных народов. Ее связь с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа.
Физические упражнения (1ч.)
Физические упражнения, их влияние на развитие физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.
Специальные упражнения для органов зрения. Работа органов пищеварения. Вещества, которые человек получает вместе с пищей, необходимые для роста и развития организма и для пополнения затраченной энергии. Важность физических упражнений для укрепления мышц живота и работы кишечника. Питьевой режим при занятиях физическими упражнениями.
Способы физкультурной деятельности (3ч.)
Самостоятельные занятия (1ч.)
Выполнение простейших закаливающих процедур, оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Утренняя зарядка, правила её составления и выполнения. Физкультминутки, правила их составления и выполнения.
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью (1ч.)
Измерение длины и массы тела.
Измерение окружности грудной клетки, плеча и силы мышц. Тестирование физических (двигательных) способностей (качеств): скоростных, координационных, силовых, выносливости, гибкости.
Самостоятельные игры и развлечения (1ч.)
Организация и проведение подвижных игр и занятий физическими упражнениями во время прогулок. Игры и развлечения в зимнее время года.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность (в содержании соответствующих разделов программы)
Общеразвивающие упражнения из базовых видов спорта
Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.
Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность (62ч)
Гимнастика с основами акробатики (14ч)
Овладение знаниями:
Названия снарядов и гимнастических элементов, правила безопасности во время занятий, признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, осанки, значение напряжения и расслабления мышц, личная гигиена, режим дня, закаливание.
Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и в колонне; выполнение строевых команд.
Размыкание и смыкание приставными шагами.
Перестроение из колонны по одному в колонну по два.
Перестроение из одной шеренги в две.
Передвижение в колонне по одному по указанным ориентирам.
Команда «На два (четыре) шага разомкнись!»
Подвижные игры «Запрещенное движение», «Фигуры», «Светофор».
Общеразвивающие упражнения с предметами: с набивным мячом (1кг), обручем.
Общеразвивающие упражнения без предметов: основные положения и движения рук, ног, туловища, выполняемые на месте и в движении. Сочетание движений ног, туловища с одноимёнными и разноимёнными движениями рук. Комбинации (комплексы) общеразвивающих упражнений различной координационной сложности.
Танцевальные упражнения: приставные шаги; шаг галопа в сторону.
Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток.
Акробатические упражнения:
Кувырок вперед.
Стойка на лопаткахсогнув ноги.
Из стойки на лопатках, согнув ноги, перекат вперед в упор присев.
Кувырок в сторону.
Акробатическая комбинация.
Игры «Пройти бесшумно», «Космонавты», «Фигуры», «Светофор», «Запрещенное движение».
Перешагивание через набивные мячи.
Опорный прыжок с разбега через гимнастического козла.
Игры «Слушай сигнал», «Ветер, дождь, гром, молния». «Кто приходил?», «Парашютист».
Гимнастические упражнения прикладного характера:
Лазание по наклонной скамейке в упоре присев, в упоре стоя на коленях и лежа на животе, подтягиваясь руками.
Лазание по гимнастической стенке с одновременным перехватом рук и перестановкой ног.
Перешагивание через набивные мячи.
Перелезание через гимнастического коня.
Подтягивание в висе на высокой перекладине.
Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Сюжетно-ролевая игра «Мы туристы».
Игры «Иголочка и ниточка», «Кто приходил?», «Слушай сигнал», «Обезьянки».
На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.Игры «Ниточка и иголочка», «Три движения», «Светофор», «Обезьянки».
Сюжетно-ролевая игра «Мы туристы».
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные комплексы по развитию гибкости.
Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий; передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лежа, сидя); жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.
Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.
Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы), комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанье с дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях и в упоре присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лежа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперед поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево), прыжки вверх-вперед толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический мостик; переноска партнера в парах.
Самостоятельные занятия:
Выполнение освоенных общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов, упражнений на снарядах, акробатических упражнений на равновесие, танцевальных упражнений.
Легкая атлетика (15ч)
Овладение знаниями:
Понятия: короткая дистанция, бег на скорость, бег на выносливость; названия метательных снарядов, прыжкового инвентаря, упражнений в прыжках в длину и в высоту.
Техника безопасности на занятиях.
Ходьба обычная, на носках, на пятках, в полуприседе, с различным положением рук, под счёт учителя, коротким, средним и длинным шагом. Сочетание различных видов ходьбы с коллективным подсчётом, с высоким подниманием бедра, в приседе, с преодолением 2-3 препятствий по разметкам.
Беговые упражнения:
Обычный бег, с изменяющимся направлением движения по указанию учителя, коротким, средним и длинным шагом. Обычный бег в чередовании с ходьбой до 150 м, с преодолением препятствий (мячи, палки и т. п.). Обычный бег по размеченным участкам дорожки,
челночный бег3х5м, 3х 10м, эстафеты с бегом на скорость.
Равномерный, медленный, до 3-4 мин, кросс по слабопересечённой местности до 1 км. .
Бег в заданном коридоре.
Бег с ускорением (30 м). Бег (60 м).
Специально-беговые упражнения.
Чередование ходьбы и бега (бег - 60 м, ходьба - 90 м).
Преодоление малых препятствий.
Бег 1 км без учета времени.
Игры и эстафеты с бегом на местности.
Эстафеты «Смена сторон», «Вызов номеров», «Круговая эстафета» (расстояние 5-15 м). Бег с ускорением от 10 до 20м. Соревнования (до 60м). Игры «Пятнашки», «Пустое место», «Вызов номеров», «Рыбаки и рыбки», «День и ночь», «Команда быстроногих».
Прыжковые упражнения:
На одной и на двух ногах на месте и с продвижением, с поворотом на 1800, по разметкам, в длинус места, в длину с разбега, с зоны отталкивания 6О-70см, с высоты до 40см, В высотус 4-5 шагов разбега, с места и с небольшого разбега, с доставанием подвешенных предметов, через длинную вращающуюся и короткую скакалку, многоразовые (до 8 прыжков). Прыжки со скакалкой. Прыжки через стволы деревьев, земляные возвышения и т. п., в парах. Преодоление естественных препятствий.
Игры «К своим флажкам», «Прыгающие воробушки». «Волк во рву», «Удочка», «Резиночка».
Метание малого мячас места, из положения стоя грудью в направлении метания на дальность и заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (2х2м) с расстояния 4-5 м, на дальность отскока от пола и от стены.
Эстафеты. Подвижные игры «Защита укрепления», «Кто дальше бросит».
На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метание и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами.
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6-минутный бег.
Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15–20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1—2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание с последующим спрыгиванием.
Самостоятельные занятия:
Равномерный бег (до 6мин). Соревнования на короткие дистанции (до 30 м). Прыжковые упражнения на одной и двух ногах. Прыжки через небольшие (высотой 40см) естественные вертикальные и горизонтальные (до 100см) препятствия. Броски больших и малых мячей, других легких предметов на дальность и в цель (правой и левой рукой).
Лыжные гонки (10ч)
Овладение знаниями:
Основные требования к одежде и обуви во время занятий. Значение занятий лыжами для укрепления здоровья и закаливания. Особенности дыхания. Требования к температурному режиму, понятие об обморожении. Техника безопасности при занятиях лыжами.
Передвижения на лыжах разными способами: скользящий шаг с палками.
Подъёмы и спуски с небольших склонов.
Спуски в основной стойке.
Подъем «полуёлочкой».
Передвижения на лыжах до 1,5км.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижениях на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.
Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки); комплексы общеразвивающих упражнений с изменением поз тела, стоя на лыжах; скольжение на правой (левой) ноге после двух-трех шагов; спуск с горы с изменяющимися стойками на лыжах; подбирание предметов во время спуска в низкой стойке.
Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в чередовании с прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями; прохождение тренировочных дистанций.
Подвижные и спортивные игры (21ч)
Овладение знаниями:
Названия и правила игр, инвентарь, оборудование, организация, правила поведения и безопасности.
Эстафеты. Игры «К своим флажкам», «Два мороза», «Прыгуны и пятнашки», «Гуси-лебеди», «Невод», «Посадка картошки», «Прыжки по полоскам», «Попади в мяч», «Веревочка под ногами», «Вызов номера», «Западня», «Конники-спортсмены», «Птица в клетке», «Салки на одной ноге», «Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде», «Лисы и куры».
На материале спортивных игр:
Футбол
Остановка катящегося мяча; ведение мячавнутренней и внешней частью подъема по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками, с обводкой стоек; остановка катящегося мяча внутренней частью стопы; подвижные игры на материале футбола: «Гонка мячей», «Метко в цель», «Слалом с мячом», «Футбольный бильярд», «Бросок ногой».
Баскетбол
Специальные передвижения без мячав стойке баскетболиста, приставными шагами правым и левым боком; бег спиной вперед; остановка в шаге и прыжком; ловля и передача мяча в движении; броски в цель (мишень, щит, кольцо); ведение мяча правой (левой) рукой на месте, по прямой, по дуге, с остановками по сигналу;подвижные игры на материале баскетбола: «Мяч среднему», «Мяч соседу», «Бросок мяча в колонне», «Играй, играй, мяч не теряй», «Мяч водящему», «Школа мяча», «Мяч в корзину», «Попади в обруч».
Волейбол
Подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой подаче; специальные движения — подбрасывание мяча на заданную высоту и расстояние от туловища; подвижные игры на материале волейбола: «Волна», «Неудобный бросок», «У кого меньше мячей»,
«Игры народов России». Чувашские подвижные игры.
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
Самостоятельные занятия
Упражнения в бросках, ловле и передачах мяча, ударах и остановках мяча ногами, ведение мяча на месте, в ходьбе и беге, выполняемые обеими верхними и нижними конечностями.
Жизненно важное умение. (2ч.)
Плавание. Овладение знаниями. Название плавательных упражнений, способов плавания и предметов для обучения. Влияние плавания на состояние здоровья, правила гигиены и техники безопасности, поведение в экстремальной ситуации.
Всероссийский физкультурный спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»
ВФСК «ГТО».
Подготовка и выполнение нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС
РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ | ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ |
Глава 1. ЧТО НАДО ЗНАТЬ |
Что надо знать | Когда и как возникли физическая культура и спорт |
Современные Олимпийские игры | Современные Олимпийские игры Исторические сведения о развитии современных Олимпийских игр (летних и зимних). Роль Пьера де Кубертена в их становлении. Идеалы и символика Олимпийских игр. Олимпийские чемпионы по разным видам спорта. |
Что такое физическая культура | Что такое физическая культура. Физическая культура как система регулярных занятий физическими упражнениями, выполнение закаливающих процедур, использование естественных сил природы. Связь физической культуры с укреплением здоровья (физического, социального и психологического) и влияние на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное). Роль и значение занятий физической культурой и поддержание хорошего здоровья для успешной учёбы и социализации в обществе. |
Спорт и спортивная подготовка. | Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». |
Твой организм | Основные части тела человека. |
Основные внутренние органы. |
Скелет. |
Мышцы. |
Осанка. Упражнения на улучшение осанки, для укрепления мышц живота и спины. |
Сердце и кровеносные сосуды | Сердце и кровеносные сосуды. Работа сердечно-сосудистой системы во время движений и передвижений человека. Укрепление сердца с помощью занятий физическими упражнениями |
Органы чувств | Органы чувств. Роль органов зрения и слуха во время движений и передвижений человека. Строение глаза. Специальные упражнения для органов зрения. Орган осязания — кожа. Уход за кожей |
Личная гигиена | Личная гигиена. Правила личной гигиены (соблюдение чистоты тела, волос, ногтей и полости рта, смена нательного белья). |
Закаливание. | Закаливание. Укрепление здоровья средствами закаливания. Правила проведения закаливающих процедур. |
Мозг и нервная система | Мозг и нервная система Местонахождение головного и спинного мозга в организме человека. Центральная нервная система. Зависимость деятельности всего организма от состояния нервной системы. Положительные и отрицательные эмоции. Важная роль работы мозга и центральной нервной системы в физкультурной и спортивной деятельности. Рекомендации, как беречь нервную систему |
Органы дыхания | Органы дыхания. Роль органов дыхания во время движений и передвижений человека. Важность занятий физическими упражнениями и спортом для улучшения работы лёгких. Как правильно дышать при различных физических нагрузках. |
Органы пищеварения | Органы пищеварения Работа органов пищеварения. Важность физических упражнений для укрепления мышц живота и работы кишечника. |
Пища и питательные вещества | Пища и питательные вещества. Вещества, которые человек получает вместе с пищей, необходимые для роста и развития организма и для пополнения затраченной энергии. Рекомендации по правильному усвоению пищи. |
Вода и питьевой режим | Вода и питьевой режим. Питьевой режим при занятиях физическими упражнениями, во время тренировок и туристских походов |
Тренировка ума и характера | Тренировка ума и характера. Режим дня, его содержание и правила планирования. Утренняя зарядка и её влияние на самочувствие и работоспособность человека. Физкультминутки, их значение для профилактики утомления в условиях учебной и трудовой деятельности. Физические упражнения и подвижные игры на удлинённых переменах. |
Спортивная одежда и обувь | Спортивная одежда и обувь. Требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями и спортом (в помещении, на открытом воздухе, при различных погодных условиях). Рекомендации по уходу за спортивной одеждой и обувью. |
Самоконтроль | Самоконтроль. Понятие о физическом состоянии как уровне физического развития, физической готовности и самочувствия в процессе умственной, трудовой и игровой деятельности. Измерение роста, массы тела, окружности грудной клетки, плеча и силы мышц. Тестирование физических качеств: скоростных, координационных, силовых, выносливости, гибкости. |
Первая помощь при травмах | Первая помощь при травмах. Травмы, которые можно получить при занятиях физическими упражнениями (ушиб, ссадины и потёртости кожи). |
ГЛАВА 2. ЧТО НАДО УМЕТЬ |
| Бег, ходьба, прыжки, метание |
Овладение знаниями | Понятия: короткая дистанция, бег на скорость, бег на выносливость; названия метательных снарядов, прыжкового инвентаря, упражнений в прыжках в длину и в высоту. |
Освоение навыков ходьбы | Ходьба обычная, на носках, на пятках, в полуприседе, с различным положением рук, под счёт учителя, коротким, средним и длинным шагом. Сочетание различных видов ходьбы с коллективным подсчётом, с высоким подниманием бедра, в приседе, с преодолением 1-3 препятствий по разметкам. |
Освоение навыков бега, | Обычный бег, с изменением направления движения по указанию учителя, коротким, средним и длинным шагом. Обычный бег в чередовании с ходьбой до 150м, с преодолением препятствий (мячи, палки и т: п.). Обычный бег по размеченным участкам дорожки, челночный бег 3x5м, 3x10м, эстафеты с бегом на скорость. |
Совершенствование навыков бега. | Равномерный, медленный, до 3—4 мин, кросс по слабопересечённой местности до 1 км. |
Совершенствование бега. | Эстафеты «Смена сторон», «Вызов номеров», «Круговая эстафета» (расстояние 5—15м). Бег с ускорением от 10 до 15 м (в 1 классе), от 10 до 20м (во 2 классе). Соревнования (до 60 м). |
Освоение навыков прыжков. | На одной и на двух ногах на месте, с поворотом на 90°; с продвижением вперёд на одной и на двух ногах; в длину с места, с высоты до 30 см; с разбега (место отталкивания не обозначено) с приземлением на обе ноги, с разбега и отталкивания одной ногой через плоские препятствия; через набивные мячи, верёвочку (высота 30—40 см) с 3—4 шагов; через длинную неподвижную и качающуюся скакалку; многоразовые (от 3 до 6 прыжков) на правой и левой ноге. На одной и на двух ногах на месте с поворотом на 180°, по разметкам, в длину с места, в длину с разбега, с зоны отталкивания 60—70см, с высоты до 40см, в высоту с 4—5 шагов разбега, с места и с небольшого разбега, с доставанием подвешенных предметов, через длинную вращающуюся и короткую скакалку, многоразовые (до 8 прыжков). |
Закрепление навыков прыжков | Игры с прыжками с использованием скакалки. Прыжки через стволы деревьев, земляные возвышения и т. п., в парах. Преодоление естественных препятствий. |
Овладение навыками метания. | Метание малого мяча с места на дальность, из положения стоя грудью в направлении метания; на заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (2x2 м) с расстояния 3—4 м. Метание малого мяча с места, из положения стоя грудью в направлении метания на дальность и заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (2 x2 м) с расстояния 4—5 м, на дальность отскока от пола и от стены. |
Самостоятельные занятия. | Равномерный бег (до 6мин). Соревнования на короткие дистанции (до 30 м). Прыжковые упражнения на одной и двух ногах. Прыжки через небольшие (высотой 40 см) естественные вертикальные и горизонтальные (до 100 см) препятствия. Броски больших и малых мячей, других легких предметов на дальность и в цель (правой и левой рукой). |
Бодрость, грация, координация |
| Названия снарядов и гимнастических элементов, правила безопасности во время занятий. |
Освоение ОРУ. | Общеразвивающие упражнения с большими и малыми мячами, гимнастической палкой, набивным мячом(1кг.), обручем. |
Освоение акробатических упражнений | Группировка; перекаты в группировке, лёжа на животе и из упора стоя на коленях. Кувырок вперёд; стойка на лопатках согнув ноги; из стойки на лопатках согнув ноги перекат вперёд в упор присев; кувырок в сторону. |
Освоение навыков лазанья правильной осанки. | Лазанье по гимнастической стенке; по наклонной скамейке в упоре присев и стоя на коленях; подтягивание лёжа на животе по горизонтальной скамейке; перелезание через горку матов и гимнастическую скамейку. Лазанье по наклонной скамейке в упоре присев, в упоре стоя на коленях и лёжа на животе, подтягиваясь руками; по гимнастической стенке с одновременным перехватом рук и перестановкой ног. |
Освоение навыков в опорных прыжках. | Перелезание через гимнастического коня. |
Освоение навыков равновесия. | Стойка на носках, на одной ноге(на полу и гимнастической скамейке); ходьба по гимнастической скамейке; перешагивание через мячи; повороты на 90 градусов; ходьба по рейке гимнастической скамейки. Стойка на двух и одной ноге с закрытыми глазами; на одной и двух ногах; ходьба по рейке гимнастической скамейки; перешагивание через набивные мячи и их переноска; повороты кругом стоя и при ходьбе на носках и на рейке гимнастической скамейки. |
Освоение танцевальных упражнений | Шаг с прискоком; приставные шаги; шаг галопа в сторону. Стойка на двух и одной ноге с закрытыми глазами; ходьба по рейке гимнастической скамейки; перешагивание через набивные мячи и их переноска; повороты кругом стоя и при ходьбе на носках и на рейке гимнастической скамейки. |
Освоение строевых упражнений | Основная стойка; построение в колонну по одному и в шеренгу, в круг; перестроение по звеньям, по заранее установленным местам; размыкание на вытянутые в стороны руки; повороты направо, налево; команды «Шагом марш!», «Класс, стой!». Размыкание и смыкание приставными шагами; перестроение из колонны по одному в колонну по два, из одной шеренги в две; передвижение в колонне по одному на указанные ориентиры; команда «На два (четыре) шага разомкнись!». |
Освоение ОРУ без предметов | Основные положения и движения рук, ног, туловища, выполняемые на месте и в движении. Сочетание движений ног, туловища с одноимёнными и разноимёнными движениями рук. Комбинации (комплексы) общеразвивающих упражнений различной координационной сложности. |
Играем все! |
Играем все! | Названия и правила игр, правила поведения и безопасности. |
Закрепление навыков бега. | Подвижные игры «К своим флажкам», «Два мороза». |
Закрепление навыков в прыжках. | Подвижные игры «Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде», «Лисы и куры». |
Закрепление и совершенствование метаний на дальность и точность. | Подвижные игры «Кто дальше бросит», «Точный расчёт», «Метко в цель». |
Овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча. | Ловля, передача, броски и ведение мяча индивидуально, в парах, стоя на месте и в шаге. Ловля и передача мяча в движении. Броски в цель (кольцо, щит, мишень, обруч). Ведение мяча (правой, левой рукой) в движении по прямой (шагом и бегом). |
Закрепление держания, ловли, передачи, броска и ведения мяча. | Подвижные игры «Играй, играй, мяч не теряй», «Мяч водящему», «У кого меньше мячей», «Школа мяча», «Мяч в корзину», «Попади в обруч». |
Жизненно важное умение |
Овладение знаниями. | Названия плавательных упражнений, способов плавания и предметов для обучения. Влияние плавания на состояние здоровья, правила гигиены и техники безопасности, поведение в экстремальной ситуации. |
Освоение умений плавать | Специальные плавательные упражнения для освоения с водной средой (погружение в воду с открытыми глазами, задержка дыхания под водой, «поплавок», скольжение на груди, спине и др.). Движения ног и рук при плавании способами кроль на груди, кроль на спине или брасс. |
Все на лыжи! |
Овладение знаниями. | Основные требования к одежде и обуви во время занятий. Значение занятий лыжами для укрепления здоровья и закаливания. Особенности дыхания. Требования к температурному режиму, понятие об обморожении. Техника безопасности при занятиях лыжами. |
Освоение техники лыжных ходов. | Переноска и надевание лыж. Ступающий и скользящий шаг без палок и с палками. Повороты переступанием. Подъёмы и спуски под уклон. Передвижение на лыжах до 1 км. |
| Переноска и надевание лыж. Ступающий и скользящий шаг без палок и с палками. Повороты переступанием. Передвижение на лыжах до 1 км. Скользящий шаг с палками. Подъёмы и спуски с небольших склонов. Передвижение на лыжах до 1,5 км. |
Твои физические способности |
Твои физические способности | Твои физические способности. Понятие о физическом состоянии как уровне физического развития, физической готовности и самочувствия в процессе умственной, трудовой и игровой деятельности. Измерение роста, массы тела, окружности грудной клетки, плеча и силы мышц. |
Приёмы измерения пульса (частоты сердечных сокращений до, во время и после физических нагрузок). Тестирование физических (двигательных) способностей (качеств): скоростных, координационных, силовых, выносливости, гибкости. |
Тематическое планирование 2 класс 68 часов
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
ГЛАВА 1. ЧТО НАДО ЗНАТЬ | |
1 | Когда и как возникли физическая культура и спорт. | 1 |
ГЛАВА 2. ЧТО НАДО УМЕТЬ |
2 | Бег, ходьба, прыжки, метание. Инструктаж по ТБ. | 1 |
3 | Сочетание различных видов ходьбы. | 1 |
4 | Сочетание различных видов ходьбы. | 1 |
5 | Бег на 30 м с высокого старта. | 1 |
6 | Тест: бег на 30 м с высокого старта. | 1 |
7 | Понятие: бег на выносливость Правила поведения на занятиях. | 1 |
8 | Тест ГТО - прыжок в длину с места. | 1 |
9 | Кросс по пересеченной местности. | 1 |
Играем все! |
10 | Играем все! Инструктаж по технике безопасности. | 1 |
11 | Подвижные игры. | 1 |
12 | Тест ГТО - челночный бег 3 х 10 м. Подвижные игры. | 1 |
13 | Правила соревнований в беге, прыжках, метаниях. Подвижные игры | 1 |
14 | Подвижные игры. | 1 |
15 | Подвижные игры. | 1 |
16 | Подвижные игры. | 1 |
17 | Органы дыхания. Ловля и передача мяча в движении. | 1 |
18 | Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». | 1 |
Бодрость, грация, координация |
19 | Бодрость, грация, координация. Инструктаж по ТБ. | 1 |
20 | Осанка. | 1 |
21 | Размыкание и смыкание приставными шагами. | 1 |
22 | Перестроение из колонны по одному в колонну по два. | 1 |
23 | Перестроение из одной шеренги в две. | 1 |
24 | Передвижение в колонне по одному на указанные ориентиры. | 1 |
25 | Команда «На два (четыре) шага разомкнись!». | 1 |
26 | Повороты направо, налево. | 1 |
27 | Подвижные игры на удлинённых переменах. | 1 |
28 | Упражнения в равновесии. | 1 |
29 | Названия снарядов и гимнастических элементов. | 1 |
30 | Личная гигиена. | 1 |
31 | Закаливание. Переменный шаг. | 1 |
32 | Танцевальные упражнения. Полька. | 1 |
ГЛАВА 1. ЧТО НАДО ЗНАТЬ |
33 | Первая помощь при травмах. | 1 |
ГЛАВА 2. ЧТО НАДО УМЕТЬ |
34 | Все на лыжи! Инструктаж по ТБ. | 1 |
35 | Значение занятий лыжами для укрепления здоровья. | 1 |
36 | Скользящий шаг с палками. | 1 |
37 | Требования к одежде и обуви во время занятий. | 1 |
38 | Передвижение на лыжах. | 1 |
39 | Требования к температурному режиму. | 1 |
40 | Вода и питьевой режим. | 1 |
41 | Одежда лыжника. Понятие об обморожении. | 1 |
42 | Подъёмы и спуски с небольших склонов. | 1 |
43 | Передвижение на лыжах. | 1 |
44 | Твои физические способности. | 1 |
ГЛАВА 1. ЧТО НАДО ЗНАТЬ |
45 | Современные олимпийские игры. | 1 |
ГЛАВА 2. ЧТО НАДО УМЕТЬ |
46 | Играем все! Инструктаж по технике безопасности. | 1 |
47 | Подвижные игры. | 1 |
48 | Подвижные игры. | 1 |
49 | Подвижные игры. | 1 |
50 | Подвижные игры. | 1 |
51 | Подвижные игры. | 1 |
52 | Ловля, передача, броски, ведение мяча. | 1 |
53 | Ловля, передача, броски, ведение мяча. | 1 |
54 | Подвижные игры. | 1 |
55 | Подвижные игры. | 1 |
56 | Подвижные игры. | 1 |
57 | Режим дня, его содержание и правила планирования. | 1 |
58 | Самостоятельные игры и развлечения. | 1 |
Бег, ходьба, прыжки, метание |
59 | Названия метательных снарядов, прыжкового инвентаря. | 1 |
60 | Тест – бег 30 м с высокого старта. | 1 |
61 | Правила соревнований в беге, прыжках, метаниях. | 1 |
62 | Тест ГТО – отжимание, подтягивание. | 1 |
63 | Тест ГТО – прыжок в длину с места. | 1 |
64 | Кросс по слабопересечённой местности до 4 мин. | 1 |
65 | Пища и питательные вещества. | |
66 | Контрольный урок. Бег 60 м. на результат. | 1 |
Жизненно важное умение |
67 | Жизненно важное умение. Плавание. | 1 |
68 | Спортивные способы плавания. | 1 |