Данная программа по физической культуре для учащихся 3 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ №375 от 06.10.2009; приказ Министерства образования РФ№1576 от 31.12.2015 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт») и разработана на основе:
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
планируемых результатов начального общего образования;
основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №9;
учебного плана на 2021-2022 учебный год МБОУ СОШ №9, на основании которого на изучение физической культуры выделено 3 часа в неделю (приказ Минобрнауки от 30.08.2010 г. №889);
авторской программой В.И.Ляха: Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: М.: Просвещение, 2013 г. и ориентирована на учебник: Лях В.И. Физическая культура. 1-4 классы. М.: Просвещение, 2013 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
По окончании 3 класса учащиеся научатся:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга,
излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение,
использовать физическую культуру её как средство укрепления здоровья и физического развития,
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий,
соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой,
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования, осуществлять объективное судейство,
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса.
Личностные результаты
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
формирование уважительного отношения к культуре других народов,
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств,
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций,
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
умение принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие координационных способностей и физических качеств;
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
планировать пути достижения целей;
устанавливать целевые приоритеты;
уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать свои действия при выполнении комплексов упражнений с предметами и без и условиями их реализации;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
выполнять учебные действия;
принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
Познавательные УУД
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
устанавливать причинно-следственные связи;
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;
Коммуникативные УУД
слушать собеседника и понимать речь других;
высказывать и обосновывать свою точку зрения, задавать вопросы;
управлять эмоциями в процессе игровой деятельности, демонстрировать сдержанность и терпимость к своим ошибкам и ошибкам товарищей;
общаться и взаимодействовать со сверстниками в процессе подвижных игр;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
взаимодействовать со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты
Раздел «Знания о физической культуре»
Основная содержательная линия «Из истории физической культуры»
Учащийся научится:
раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое и личностное развитие;
раскрывать связь физической культуры с традициями и обычаями народа,
приводить примеры трудовой и военной деятельности, получившей своё отражение в современных видах спорта.
Учащийся получит возможность научиться:
Основная содержательная линия. Понятие «Комплекс физических упражнений». Целевое назначение комплексов физических упражнений.
Учащийся научится:
характеризовать комплекс как упражнения, которые выполняют последовательно.
Учащийся получит возможность научиться:
выполнять комплексы физических упражнений для развития разных групп мышц,
приводить примеры комплексов физических упражнений и определять их направленность.
Раздел «Способы физкультурной деятельности»
Основная содержательная линия «Связь величины физической нагрузки и частоты сердечных сокращений»
Учащийся научится:
находить разницу в величинах пульса при выполнении упражнений с разной нагрузкой,
определять связь повышения физической нагрузки с повышением частоты пульса- чем выше нагрузка, тем чаще пульс.
Учащийся получит возможность научиться:
Основная содержательная линия «Закаливание организма»
Учащийся научится:
выполнять требования безопасности при проведении закаливающих процедур,
объяснять правила закаливания способом «обливание»,
объяснять правила закаливания принятием душа.
Учащийся получит возможность научиться:
Раздел «Физическое совершенствование»
Основная содержательная линия «Гимнастика с основами акробатики»
Учащийся научится:
выполнять подводящие упражнения для освоения кувырка назад в условиях учебной и игровой деятельности;
демонстрировать технику выполнения кувырка назад из упора присев в упор присев,
демонстрировать технику выполнения гимнастического моста,
запрыгивать на горку матов,
передвигаться по бревну, выполнять повороты на бревне, скамейке,
выполнять общеразвивающие упражнения с предметами,
выполнять акробатические упражнения, висы и упоры.
Учащийся получит возможность научиться:
преодолевать полосу препятствий, составленной из хорошо изученных упражнений,
выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
навыкам лазанья и перелезания через скамейку, бревно,
выполнять строевые упражнения;
выполнять опорный прыжок, стойку на лопатках,
сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
выполнять кувырок.
Основная содержательная линия «Лёгкая атлетика»
Учащийся научится:
называть метательные снаряды, прыжкового инвентаря, упражнений в прыжках в длину и в высоту;
бегать с изменением направления движения по указанию учителя, коротким, средним и длинным шагом;
бегу в чередовании с ходьбой на 150 м,
бегу с преодолением препятствий (мячи, палки и др.); обычного бега по размеченным участкам дорожки,
выполнять челночный бег 3x10, эстафеты с бегом на скорость;
выполнять прыжки на одной и двух ногах на месте, с поворотом на 90º,
выполнять прыжки с продвижением вперед на одной и на двух ногах; в длину с места, с высоты до 70 см, с разбега с приземлением на обе ноги, с разбега и отталкивания одной ногой через плоские препятствия, многоразовые на правой и левой ноге;
метать малый мяч с места на дальность, из положения стоя грудью в направлении метания, на заданное расстояние, в горизонтальную и вертикальную цель (2x2) c 5-6 метров; бросать набивной мяч (0,5 кг) двумя руками вперед-вверх,
демонстрировать прыжки в высоту с прямого и бокового разбега.
Учащийся получит возможность научиться:
навыкам ходьбы: обычной, на носках, на пятках, в полуприседе, с различным положением рук, под счет учителя, коротким, средним и длинным шагом, с коллективным подсчетом, с высоким подниманием бедра, в приседе, с преодолением 2-3 препятствий по разметкам;
навыкам кросса по слабопересеченной местности; равномерного, медленного бега до 12 мин,
соревноваться в беге на 30 - 60 м,
метать с 6 метров в цель,
применять разнообразные способы передвижения ходьбой, бегом, прыжками в стандартных и изменяющихся условиях,
развивать мышцы ног с помощью прыжковых упражнений,
выполнять прыжки на одной и двух ногах, в длину и высоту.
Основная содержательная линия «Лыжные гонки»
Учащийся научится:
подбирать одежду для занятий лыжной подготовкой в зависимости от погодных условий,
излагать правила индивидуального подбора лыж, лыжных палок и креплений;
выполнять подводящие упражнения для освоения техники одновременного двухшажного хода в условиях учебной и игровой деятельности,
выполнять передвижения на лыжах попеременным двухшажным ходом с равномерной скоростью на учебной дистанции (500м),
описывать технику перехода с попеременного двухшажного хода на одновременный двухшажный ход и обратно,
выполнять повороты переступанием,
выполнять подъемы «лесенкой» и «ёлочкой»;
выполнять спуски под уклон;
выполнять торможение плугом и упором;
передвигаться на лыжах до 2 км с равномерной скоростью; проходить дистанцию на лыжах до 2,5 км;
Учащийся получит возможность научиться:
подбирать одежду и обувь для занятий лыжной подготовкой,
выполнять передвижения на лыжах;
демонстрировать технику подъёмов и спусков в игровой и соревновательной деятельности;
выполнять повороты переступанием в движении в правую и левую стороны.
Основная содержательная линия «Подвижные и спортивные игры»
Учащийся научится:
излагать общие правила игры в баскетбол,
ведению баскетбольного мяча на месте и шагом по прямой,по дуге и «змейкой»;
ловить и передавать мяч двумя руками от груди, с передвижением приставным шагом в парах;
излагать общие правила игры в волейбол,
выполнять подводящие упражнения для освоения техники передачи мяча сверху двумя руками, приёма снизу двумя руками,
излагать общие правила игры в футбол,
выполнять удары внутренней стороной стопы («щёчкой») и ведение по разной траектории движения;
Учащийся получит возможность научиться:
владеть правилами организации и проведения подвижных игр,
регулировать эмоции, управлять ими в процессе игровой деятельности,
взаимодействовать со сверстниками в условиях соревновательной деятельности;
играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощенным правилам.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Знания о физической культуре
Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.
Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение ч.с.с. во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
Физическое совершенствование
Физкультурно – оздоровительная деятельность
Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушения осанки.
Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно – оздоровительная деятельность
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост.
Акробатические комбинации. Например: 1) мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок назад.
Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.
Опорный прыжок: вскок на стопку гимнастических матов и соскок.
Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Легкая атлетика. Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и в высоту; спрыгивание и запрыгивание;
Броски: большого мяча (1кг) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Лыжные гонки. Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъемы; торможение.
Подвижные и спортивные игры. На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале легкой атлетики: Прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале лыжной подготовки: Эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.
На материале спортивных игр.
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; прием и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отведенных на изучение каждой темы
№ п\п | Содержание программного материала | Количество часов |
Рабочая программа Ляха В.И. | Рабочая программа учителя |
1 | Знания о физической культуре | 4 | 4 |
2 | Способы физкультурной деятельности | 6 | 6 |
3 | Физическое совершенствование | 92 | 92 |
3.1 | Физкультурно-оздоровительная деятельность. | По всем разделам | По всем разделам |
3.2 | Спортивно-оздоровительная деятельность. | | |
| Гимнастика с основами акробатики | | 15 |
| Легкая атлетика | | 33 |
| Лыжные гонки | | 17 |
| Подвижные и спортивные игры | | 27 |
| Всего: | 102 | |