МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТАТАРИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
УТВЕРЖДЕНО
Приказом И.о. директора
МБОУ «Татариновская СОШ»
от « » августа 2022г. №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре
(базовый уровень)
6 «а» класс
Составитель
Гильмутдинова Нина Сергеевна
учитель физической культуры
высшей квалификационной категории
с.Татариново, 2022г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Физическая культура» для 6 класса составлена на основе: программы по физической культуре для общеобразовательных учреждений. «Комплексная программа физического воспитания, 1 − 11 классы» Авторы: доктор педагогических наук В.И. Лях, кандидат педагогических наук А.А. Зданевич. – Москва «Просвещение», 2016г. Данная программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами: «Легкая атлетика», «Гимнастика с элементами акробатики», «Спортивные игры», «Лыжная подготовка». Раздел «Основы знаний о физической культуре» изучается в процессе уроков.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Личностные результаты
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
• знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;
• усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
• воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
• готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
• участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Они включают в себя основы гражданской идентичности, сформированную мотивацию к обучению; и познанию в сфере физической культуры, умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты освоения программного материала проявляются в следующих областях культуры.
В области познавательной культуры:
• владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастно-половым нормативам;
• владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;
• владение знаниями по организации и проведению занятий физическими упражнениями оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания индивидуальных занятий в соответствии с задачами улучшения физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
• способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований;
• способность принимать активное участие в организации и проведении совместных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
• владение умением предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций в процессе игровой и соревновательной деятельности на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
• умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок и отдыха;
• умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
• умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
• умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе разнообразных видов двигательной деятельности;
• формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и представлениями;
• формирование культуры движений, умения передвигаться легко, красиво, непринуждённо.
В области коммуникативной культуры:
• владение умением осуществлять поиск информации по вопросам современных оздоровительных систем (в справочных источниках, учебнике, в сети Интернет и др.), а также обобщать, анализировать и применять полученные знания в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом;
• владение умением формулировать цель и задачи индивидуальных и совместных с другими детьми и подростками занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
• владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы взаимодействия с партнёрами во время учебной, игровой и соревновательной деятельности.
В области физической культуры:
• владение умениями:
— в циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9—13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9—13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание»; проплывать 50 м;
— в метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10—12 м) с использованием четырёхшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с 3 шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10— 15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10—12 м;
— в гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из пяти-шести элементов на перекладине (мальчики) и на разновысоких брусьях (девочки); опорные прыжки через козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки); комбинацию движений с одним из предметов (мяч, палка, скакалка, обруч), состоящих из шести элементов, или комбинацию, состоящую из шести гимнастических элементов; выполнять акробатическую комбинацию из пяти-шести элементов, включающую кувырки вперёд и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперёд и назад в полу шпагат, «мост» и поворот в упор стоя на одном колене (девочки);
— в единоборствах: осуществлять подводящие упражнения по овладению приёмами техники и борьбы в партере и в стойке (юноши);
— в спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощённым правилам);
• демонстрировать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей;
• владеть способами физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений;
• владеть способами спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырёхборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта;
• владеть правилами поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
Метапредметные результаты
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
• умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности человека, в развитии его сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
• понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека, расширяющего возможности выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего длительную творческую активность;
• понимание физической культуры как средства организации и активного ведения здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося от норм) поведения.
В области нравственной культуры:
• бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
• проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и соперникам, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
• ответственное отношение к порученному делу, проявление дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
• добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, повышающих результативность выполнения заданий;
• приобретение умений планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность, организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
• закрепление умения поддержания оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности посредством активного использования занятий физическими упражнениями, гигиенических факторов и естественных сил природы для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
• знание факторов, потенциально опасных для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи, допинг), и их опасных последствий;
• понимание культуры движений человека, постижение значения овладения жизненно важными двигательными умениями и навыками, исходя из целесообразности и эстетической привлекательности;
• восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
• владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
• владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
• владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить её до собеседника.
В области физической культуры:
• владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования и наполнения содержанием;
• владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активно их использовать в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
• владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, величиной физических нагрузок, использования этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий.
Предметные результаты
В основной школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования результаты изучения курса «Физическая культура» должны отражать:
• понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
• овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
• приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
• расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
• формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
Предметные результаты, так же как личностные и мета-предметные, проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• знания по истории развития спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
• знания основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
• знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
• способность проявлять инициативу и самостоятельность при организации совместных занятий физическими упражнениями, доброжелательное и уважительное отношение к участникам с разным уровнем их умений, физических способностей, состояния здоровья;
• умение взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками, оказывать им помощь при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
• способность проявлять дисциплинированность и уважение к товарищам по команде и соперникам во время игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
• способность преодолевать трудности, добросовестно выполнять учебные задания по технической и физической подготовке;
• умение организовывать самостоятельные занятия физическими упражнениями разной функциональной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
• умение организовывать и проводить самостоятельные занятия по базовым видам школьной программы, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
• умение организовывать самостоятельные занятия с использованием физических упражнений по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
• умение организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений при выполнении упражнений разной направленности (на развитие координационных способностей, силовых, скоростных, выносливости, гибкости) в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
• способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития, осанки, показателями основных физических способностей, объективно их оценивать и соотносить с общепринятыми нормами и нормативами.
В области коммуникативной культуры:
• способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, умело применяя соответствующие понятия и термины;
• умение определять задачи занятий физическими упражнениями, включёнными в содержание школьной программы, аргументировать, как их следует организовывать и проводить;
• способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, проводить занятия в качестве командира отделения, капитана команды, владея необходимыми информационными жестами.
В области физической культуры:
• способность отбирать физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы в соответствии с их функциональной направленностью, составлять из них индивидуальные комплексы для осуществления оздоровительной гимнастики, использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки, улучшения физической подготовленности;
• способность составлять планы занятий с использованием физических упражнений разной педагогической направленности, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
• умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию основных физических (кондиционных и координационных) способностей, контролировать и анализировать эффективность этих занятий, ведя дневник самонаблюдения.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ТЕХНИКЕ ВЛАДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ:
Отметку «5» ставится, если: двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко.
Отметку «4» ставится, если: двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.
Отметку «3» ставится, если: двигательное действие выполнена основном правильно, но допущены одна или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.
Отметку «2» ставится, если: двигательное действие выполнено неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно, нечетко.
Мелкой ошибкой считается искажение второстепенных элементов, не влияющих на результат действия. Грубыми ошибками – пропуски основных элементов, нарушение согласованности движений.
Нормативы и зачеты -6 класс
Упражнения, 6 класс | Мальчики | Девочки |
5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 |
Челночный бег 4×9 м, сек | 9,8 | 10,3 | 10,8 | 10,1 | 10,5 | 11,3 |
Бег 30 м, с | 5,0 | 5,3 | 5,6 | 5,3 | 5,6 | 6,0 |
Бег 60 м, с | 9,4 | 10,0 | 10,8 | 9,8 | 10,4 | 11,2 |
Бег 500 метров, мин | | 2,15 | 2,25 | 2,40 |
Бег 1.000 метров, мин | 4,10 | 4,30 | 5,00 | |
Бег 2.000 метров, мин | 9,30 | 10,15 | 11,15 | 11,00 | 12,40 | 13,50 |
Бег на лыжах 2 км, мин | 12,30 | 13,30 | 14,00 | 13,30 | 14,00 | 15,00 |
Бег на лыжах 3 км, мин | 18,00 | 19,00 | 20,00 | 20,00 | 25,00 | 28,00 |
Прыжки в длину с места, см | 180 | 170 | 150 | 170 | 160 | 145 |
Подтягивание на перекладине | 9 | 7 | 5 | |
Отжимания в упоре лежа | 23 | 18 | 13 | 18 | 12 | 8 |
Наклон вперед из положения сидя | 11 | 7 | 4 | 16 | 13 | 9 |
Подъем туловища за 1 мин из положения лежа (прес), раз | 45 | 40 | 35 | 38 | 33 | 25 |
Прыжки на скакалке, за 20 секунд | 46 | 44 | 42 | 52 | 50 | 48 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Основы знаний о физической культуре- в процессе урока:
Техника безопасности на уроках физической культуры различной направленности, страховка и самостраховка.
История физической культуры. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.
История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.
Характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.
Физическая культура в современном обществе.
Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережному отношению к природе (экологические требования).
Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека.
Физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.
Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.
Всестороннее и гармоничное физическое развитие.
Здоровье и здоровый образ жизни. Допинг. Концепция честного спорта.
Физическая культура человека. Режим дня и его основное содержание.
Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.
Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.
Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.
Первая помощь во время занятий физической культурой и спортом.
Оказание первой помощи при получении различных травм.
способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток и физкультурных пауз (подвижных перемен).
Планирование занятий физической подготовкой.
Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.
Организация досуга средствами физической культуры.
Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.
физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.
Индивидуальные комплексы корригирующей физической культуры.
Наша страна в Олимпийском движении, международный олимпийский комитет в олимпийском движении, краткая история международного олимпийского комитета, программа античных олимпийских игр.
Правила волейбола, баскетбола, футбола.
Оказание первой помощи.
Контроль за нагрузкой во время занятий.
Физическая культура и здоровье.
Физическая культура личности.
Основные формы и виды физических упражнений.
Подвижные игры с элементами спортивных игр (22ч.)
На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.
На материале спортивных игр:
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.
Баскетбол: специальные передвижения с мячом; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол: передачи мяча «сверху» и «снизу» в парах; подача мяча; прием и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.
Гимнастика с основами акробатики(12ч.)
Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения: Совершенствование акробатических упражнений и развитие координационных способностей. Совершенствование висов и упоров, развитие силовых и координационных способностей, правильной осанки: вис завесом, вис на согнутых руках, на гимнастической стенке вис прогнувшись, подтягивание в висе, поднимание ног в висе.
Акробатические комбинации из 8-10 упражнений. Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.
Гимнастическая комбинация. Например, из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение, через вис сзади согнувшись со сходом вперед ноги.
Совершенствование навыков в опорных прыжках, развитие координационных, скоростно-силовых способностей: опорные прыжки на горку матов, через коня, козла; правильное приземление после прыжка. Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Общеразвивающие упражнения на материале гимнастики с основами акробатики: Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные комплексы по развитию гибкости. Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий; передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лежа, сидя); жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу. Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.
Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки ), комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанье с дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях и в упоре присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лежа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперед поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево), прыжки вверх-вперед толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический мостик.
Легкоатлетические упражнения (14ч.)
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами. Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6_минутный бег. Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15–20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1—2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание с последующим спрыгиванием.
Лыжная подготовка (15ч.)
Совершенствование техники лыжных ходов.
-попеременный двухшажный ход, одношажный ход, бесшажный ход, подъемы и спуски в различных стойках, передвижение на лыжах с различной скоростью, спуски со склонов, торможение плугом и разворотом, повороты махом, прохождение дистанции до 2 км.
Подвижные игры на лыжах.
Легкая атлетика (8ч.)
Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание;
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность, метание мяча 150гр. с разбега и с места.
Бег 30м., 60м., 1000м.
На материале легкой атлетики: Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно.
Челночный бег, эстафетный бег, кроссовая подготовка.
При неблагоприятных погодных условиях, лыжная подготовка заменяется спортивными и подвижными играми.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов | Количество часов |
Базовая часть: 47 |
| Подвижные игры, элементы спортивных игр. | 12 |
| Гимнастика с элементами акробатики | 12 |
| Легкоатлетические упражнения | 8 |
| Лыжная подготовка | 15 |
Вариативная часть: 22 |
5. | Легкоатлетические упражнения | 6 |
6. | Подвижные игры с элементами спортивных игр | 10 |
7. | Легкая атлетика | 6 |
| Итого: | 69ч. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ уроков | Наименование разделов и тем | По плану | По факту |
1.Подвижные игры, элементы спортивных игр (12ч.) |
1 | Правила поведения в спортивном зале и на спортивной площадке. Здоровье и физическое развитие человека. Повторение правил игры «Перестрелка». Подвижная игра «Пустое место». | 01.09-02.09.22г. | |
2 | Повторение и совершенствование строевых упражнений. Совершенствование высокого старта. | |
4 | Развитие скорости и ориентации в пространстве. Контроль двигательных качеств: челночный бег 4 по 9м. Игра «Пятнашки». | 05.09-09.09.22г. | |
5 | Совершенствование прыжков вверх и в длину с места. Игра «Удочка». | |
7 | Развитие ловкости, внимания в метании предмета на дальность. Игра «Кто дальше бросит». | 12.09-16.09.22г. | |
8 | Контроль двигательных качеств: метание на дальность. Эстафета «За мячом противника». | |
10 | Обучение бегу с изменением частоты шагов. Подвижные игры «Запрещенное движение» и «День и ночь». | 19.09-23.09.22г. | |
11 | Объяснение понятия «физические качества» Игра «Перестрелка». | |
13 | Развитие скоростных качеств в беге на различные дистанции. Контроль двигательных качеств: бег на 30 метров с высокого старта. Игра «Перестрелка» двумя мячами. | 26.09-30.09.22г. | |
14 | Правила безопасного поведения во время упражнений со спортивным инвентарем. Развитие координационных способностей в общеразвивающих играх. Разучивание игры «Гонки мячей по кругу». | |
16 | Совершенствование выполнения упражнения «вис на гимнастической стенке на время». Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования. | 03.10-07.10.22г. | |
17 | Строение тела человека. Положение его в пространстве. Основные формы движений Подвижная игра «Прыжки по полосам». | |
2.Гимнастика с элементами акробатики (12ч.) |
19 | Техника безопасности на уроках гимнастики. Развитие координационных способностей в упражнениях гимнастики с элементами акробатики. Группировка. Техника выполнения кувырков и стоек. Подвижная игра «Передача мяча в тоннели». | 17.10-21.10.22г. | |
20 | Упражнение «стойка на лопатках». Развитие ловкости и координации в подвижной игре «Посадка картофеля». | |
22 | Лазанье по наклонной скамейке в упоре стоя на коленях, в упоре лежа, лежа на животе, подтягиваясь руками. Контроль двигательных качеств: наклон вперед из положения стоя. | 24.10-28.10.22г | |
23 | Развитие координации движений, ловкости, внимания в лазанье по наклонной гимнастической скамейке Игра на внимание «Запрещенное движение». | |
25 | Развитие равновесия в упражнениях «цапля», «ласточка». Разучивание игры «Прокати быстрее мяч». | 31.10-04.11.22г. | |
26 | Обучение висам углом на перекладине и гимнастической стенке. Развитие памяти, внимания, координации движений в подвижной игре «Что изменилось?». | |
28 | Развитие гибкости в глубоких выпадах, наклонов вперед из положения стоя, сидя на полу, упражнениях «мост», «полушпагат». Развитие прыгучести в эстафете «Веревочка под ногами». | 07.11-11.11.22г. | |
29 | Развитие координации движений, внимания, ориентировке в пространстве в строевых упражнениях. Обучение упражнениям с гимнастическими палками. Разучивание эстафеты с гимнастическими палками. | |
31 | Объяснение значения закаливания для укрепления здоровья и способов закаливания. Совершенствование правил страховки. | 14.11-18.11.22г. | |
32 | Развитие равновесия и координации движений в упражнениях полосы препятствий. Игра «Ноги на весу». | |
34 | Разучивание игровых действий эстафет с обручем, скакалкой. Обучение выполнению строевых команд в различных ситуациях. | 28.11-02.12.22г. | |
35 | Развитие силы и ловкости в лазанье и перелазании по гимнастической стенке. Совершенствование комплекса упражнений для формирования правильной осанки. | |
3.Легкоатлетические упражнения (8ч.) |
37 | Совершенствование навыков перемещения по гимнастическим стенкам. Подвижная игра «Ноги на весу». | 05.12-09.12.22г. | |
38 | Ходьба различными способами. Челночный бег. | |
40 | Бросок набивного мяча. Игра «Попади в цель». | 12.12-16.12.22г. | |
41 | Бег на скорость. Эстафеты с предметами. | |
43 | Бросок набивного мяча. Игра «Попади в цель». | 19.12-23.12.22г. | |
44 | Бег на скорость. Эстафеты с предметами. | |
46 | Равномерный бег до 6 мин. Прыжковые упражнения. Эстафета с передачей эстафетной палочки, команды «старт», «финиш». | 26.12-30.12.22г. | |
47 | Прыжки через небольшие препятствия (высота 60 см.). Игра «Кто быстрее». | |
4.Лыжная подготовка (15ч.) |
49 | Повторение правил безопасного поведения на уроках лыжной подготовки. Температурный режим. Правила переноски и хранения лыжного инвентаря. | 09.01-13.01.23г. | |
50 | Требования к одежде и обуви во время занятий. Попеременный двухшажный ход. | |
52 | Совершенствование подъемов различными способами, спусков в основной стойке и торможению плугом. | 16.01-20.01.23г. | |
53 | Совершенствование подъемов различными способами, спусков в основной стойке и торможению разворотом. | |
55 | Подъемы и спуски под уклон. Передвижение на лыжах до 2 км. | 23.01-27.01.23г. | |
56 | Подъемы и спуски под уклон. Передвижение на лыжах до 2 км. | |
57 | Совершенствование поворотов на месте махом. Совершенствование падения на бок на месте и в движении под уклон. Игра «День и ночь». | |
58 | Совершенствование умения передвижения двухшажным ходом на дистанции до 2000 метров. Подвижная игра «Охотники и олени». | 30.01-03.02.23г. | |
59 | Совершенствование подъема на лыжах. Развитие выносливости в движении на лыжах до 2000 метров. | |
61 | Значение занятий лыжами для укрепления здоровья. Совершенствование умения передвижения на дистанции. | 06.02-10.02.23г. | |
62 | Закаливание. Подъемы и спуски. | |
64 | Требования к температурному режиму. Повороты в движении. | 13.02-17.02.23г. | |
65 | Обморожение. Первая помощь при обморожении. Совершенствование умения передвижения двухшажным ходом на дистанции до 2000 метров. Подвижная игра «Охотники и олени». | |
67 | Двухшажный ход с палками. Подъемы и спуски. | 27.02-03.03.23г. | |
68 | Подъемы и спуски. Игра «Кто дальше прокатится». | |
Легкоатлетические упражнения (6ч.) |
70 | Бег с изменением направления движения. Игра «Ловишка». | 06.03-10.03.23г. | |
71 | Эстафеты «Смена сторон» «Вызов номеров», «Круговая эстафета». | |
73 | Сочетание различных видов ходьбы. Подвижные игры. | 13.03-17.03.23г. | |
74 | Челночный бег. Эстафеты. | |
76 | Понятия: короткая дистанция, средняя дистанция и длинная дистанция. Бег на скорость, бег на выносливость. Подвижные игры. | 20.03-24.03.23г. | |
77 | Метание малого мяча с места на дальность. Бросок набивного мяча. | |
Подвижные игры с элементами спортивных игр (10ч.) |
79 | Повторение техники безопасности и правила поведения на занятиях подвижными играми с элементами спортивных игр. | 27.03-31.03.23г. | |
80 | Повторение основных стоек и передвижения баскетболиста. Перемещения. Эстафеты с передачей мяча. | |
82 | Совершенствование передач мяча в парах и в тройках. Игра «Мини-баскетбол». | 10.04-14.04.23г. | |
83 | Совершенствование передач в парах и в тройках. Игра «Баскетбол» по упрощенным правилам. | |
85 | Передвижения с баскетбольным мячом. Игра «Попади в цель». | 17.04-21.04.23г. | |
86 | Передача мяча способом снизу в парах и тройках. Игра «Точно в цель». | |
88 | Передача мяча в парах разными способами. Игра «Перестрелка». | 24.04-28.04.23г. | |
89 | Передвижения с баскетбольным мячом. Игра «Баскетбол». | |
91 | Обучение верхней передачи мяча в волейболе. | 01.05-05.05.23г. | |
92 | Совершенствование верхней передачи мяча. | |
Легкая атлетика (6ч.) |
94 | Техника безопасности на занятиях легкой атлетикой. Развитие силы (прыгучести) в прыжках в длину с места и с разбега. Эстафета « Кто дальше прыгнет». | 08.05-12.05.23г. | |
95 | Совершенствование метания теннисного мяча на дальность. Разучивание игры «Точно в мишень». | |
97 | Контроль пульса. Совершенствование строевых упражнений. | 15.05-19.05.23г. | |
98 | Контроль за развитием двигательных качеств: челночный бег 4*9 метров. Игра «Перестрелка». | |
100 | Контроль за развитием двигательных качеств: прыжок в длину с места и с разбега. Эстафета « Кто дальше прыгнет». | 22.05-26.05.23г. | |
101 | Развитие скорости в беге на 30 метров с низкого старта. Разучивание упражнений полосы препятствий. | |
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей,
преподающих на уровне ООО,СОО
Протокол №
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________Колбасина О.А.
«____»________________2022г.
20