Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа п. Корнево» Багратионовского района Калининградской области
238441, п. Корнево, ул. Школьная, 5 тел/факс: 8-401-56-64-326
e-mail: [email protected]
Рассмотрено на Методическом совете протокол №____ «__»________2018 г. | Согласовано зам. директора по УВР протокол № ____ «__»_________2018 г. | Утверждаю директор школы __________В.А. Дворянов «___» __________ 2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Физическая культура»
Классы: 7
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы – 2018-2019 гг.
Количество часов по учебному плану: всего –105. в год; 3 ч. в неделю
Программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ООП ООО МБОУ «СОШ п.Корнево», основана на авторской программе по предметной линии учебников В.И. Ляха
Учебник - для общеобразовательных учреждений
В.И. Лях «Физическая культура. 5-9 классы» (М.: Просвещение) 2014г.
Рабочую программу составила: Яунене Светлана Олеговна
учитель физической культуры
первая квалификационная категория
2018
Данная рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основана на программе по предметной линии учебников В.И. Ляха и обеспечена учебником для общеобразовательных учреждений «Физическая культура. 5—9 классы» (М.: Просвещение), 2014г.
Физическая культура — обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Предмет «Физическая культура» в основной школе входит в предметную область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» и является основой физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения — физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй половины дня (гимнастика до занятий, физкультурные минутки, физические упражнения и игры на удлинённых переменах и в группах продлённого дня), внеклассной работой по физической культуре (группы общефизической подготовки, спортивные секции), физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья и спорта, подвижные игры и соревнования, спортивные праздники, спартакиады, туристические слёты и походы) — достигается формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными' видами физкультурно - спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.
Данная программа создавалась с учётом того, что система физического воспитания, объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения.
Образовательный процесс учебного предмета «Физическая культура» в основной школе направлен на решение следующих задач:
• содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды,
воспитание ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
обучение основам базовых видов двигательных действий;
дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости);
« формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
выработку представлений о физической культуре личности и приёмах самоконтроля;
углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
Общая характеристика учебного курса.
Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Место курса в учебном плане.
Рабочая программа в 7 классе рассчитана на 105 ч на 1год обучения (по 3 ч в неделю).
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 5—7 классов направлена надостижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Они включают в себя основы гражданской идентичности, сформированную мотивацию к обучению и познанию в сфере физической культуры, умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты освоения программного материала проявляются в следующих областях культуры.
В области познавательной культуры:
• владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастно-половым нормативам;
владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;
владение знаниями по организации и проведению занятий физическими упражнениями оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания индивидуальных занятий в соответствии с задачами улучшения физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
• способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований;
• владение умением предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций в процессе игровой и соревновательной деятельности на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
• умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок и отдыха;
умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
• умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
• умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе разнообразных видов двигательной деятельности;
формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и представлениями;
формирование культуры движений, умения передвигаться легко, красиво, непринуждённо.
В области коммуникативной культуры:
• владение умением осуществлять поиск информации по вопросам современных оздоровительных систем (в справочных источниках, учебнике, в сети Интернет и др.), а также обобщать, анализировать и применять полученные знания в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом;
• владение умением формулировать цель и задачи индивидуальных и совместных с другими детьми и подростками занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
• владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы взаимодействия с партнёрами во время учебной, игровой и соревновательной деятельности.
В области физической культуры:
• владение умениями:
в циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9—13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9—13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание»; проплывать 50 м;
в метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10—12 м) с использованием четырёхшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с 3 шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10— 15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10—12 м;
в гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из четырёх элементов на перекладине (мальчики) и на разновысоких брусьях (девочки); опорные прыжки через козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки); комбинацию движений с одним из предметов (мяч, палка, скакалка, обруч), состоящих из шести элементов, или комбинацию, состоящую из шести гимнастических элементов; выполнять акробатическую комбинацию из четырёх элементов, включающую кувырки вперёд и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперёд и назад в полушпагат, «мост» и поворот в упор стоя на одном колене (девочки);
в единоборствах: осуществлять подводящие упражнения по овладению приёмами техники и борьбы в партере и в стойке (юноши);
- в спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощённым правилам);
« демонстрировать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей;
владеть способами физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений;
владеть способами спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырёхборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта;
владеть правилами поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
« умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности человека, в развитии его сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека, расширяющего возможности выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего длительную творческую активность;
понимание физической культуры как средства организации и активного ведения здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося от норм) поведения.
В области нравственной культуры:
бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и соперникам, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
ответственное отношение к порученному делу, проявление дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, повышающих результативность выполнения заданий;
приобретение умений планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность, организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
закрепление умения поддержания оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности посредством активного использования занятий физическими упражнениями, гигиенических факторов и естественных сил природы для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
• знание факторов, потенциально опасных для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи, допинг), и их опасных последствий;
• восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить её до собеседника.
В области физической культуры:
• владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования и наполнения содержанием;
владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активно их использовать в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, величиной физических нагрузок, использования этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий.
Предметные результаты
В основной школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования результаты изучения курса «Физическая культура» должны отражать:
понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
• формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
Предметные результаты, так же как личностные и метапредметные, проявляются в разных областях культуры. В области познавательной культуры:
знания по истории развития спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
знания основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
» способность проявлять инициативу и самостоятельность при организации совместных занятий физическими упражнениями, доброжелательное и уважительное отношение к участникам с разным уровнем их умений, физических способностей, состояния здоровья;
умение взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками, оказывать им помощь при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
способность проявлять дисциплинированность и уважение к товарищам по команде и соперникам во время игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
способность преодолевать трудности, добросовестно выполнять учебные задания по технической и физической подготовке;
умение организовывать самостоятельные занятия физическими упражнениями разной функциональной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
умение организовывать и проводить самостоятельные занятия по базовым видам школьной программы, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
умение организовывать самостоятельные занятия с использованием физических упражнений по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
умение организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений при выполнении упражнений разной направленности (на развитие координационных способностей, силовых, скоростных, выносливости, гибкости) в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития, осанки, показателями основных физических способностей, объективно их оценивать и соотносить с общепринятыми нормами и нормативами.
В области коммуникативной культуры:
• способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, умело применяя соответствующие понятия и термины;
умение определять задачи занятий физическими упражнениями, включёнными в содержание школьной программы, аргументировать, как их следует организовывать и проводить;
о способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, проводить занятия в качестве командира отделения, капитана команды, владея необходимыми информационными жестами.
В области физической культуры:
способность отбирать физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы в соответствии с их функциональной направленностью, составлять из них индивидуальные комплексы для осуществления оздоровительной гимнастики, использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки, улучшения физической подготовленности;
способность составлять планы занятий с использованием физических упражнений разной педагогической направленности, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию основных физических (кондиционных и координационных) способностей, контролировать и анализировать эффективность этих занятий, ведя дневник самонаблюдения.
Промежуточная итоговая аттестация проводится в форме тестовых заданий для выявления уровня физической подготовленности.
Содержание курса
История физической культуры. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.
История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.
Характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.
Физическая культура в современном обществе.
Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережному отношению к природе (экологические требования).
Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека.
Физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.
Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.
Техническая подготовка. Техника движений и её основные показатели.
Всестороннее и гармоничное физическое развитие.
Адаптивная физическая культура.
Спортивная подготовка.
Здоровье и здоровый образ жизни. Допинг. Концепция честного спорта.
Профессионально-прикладная физическая подготовка.
Физическая культура человека. Режим дня и его основное содержание.
Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.
Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.
Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.
Восстановительный массаж.
Проведение банных процедур.
Первая помощь во время занятий физической культурой и спортом.
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток и физкульт-пауз (подвижных перемен).
Планирование занятий физической подготовкой.
Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.
Организация досуга средствами физической культуры.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и самоконтроль.
Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью.
Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения упражнений (технических ошибок).
Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.
Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приёмы.
Акробатические упражнения и комбинации.
Ритмическая гимнастика (девочки).
Опорные прыжки.
Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки).
Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики).
Легкая атлетика. Беговые упражнения.
Прыжковые упражнения.
Метание малого мяча.
Кроссовая подготовка длительный бег на выносливость
Спортивные игры. Баскетбол. Игра по правилам.
Волейбол. Игра по правилам.
Футбол. Игра по правилам.
Прикладно-ориентированная подготовка. Прикладно-ориентированные упражнения.
Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка.
Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости.
Лёгкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.
Баскетбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.
Футбол. Развитие быстроты, силы, выносливости.
Внутри предметный модуль по физической культуре «Спортивные игры»
Спортивная игра выступает как метод закрепления и совершенствования навыка, выполняемого в повышенном эмоциональном состоянии, в изменяющихся ситуациях, при внешних противодействиях.
Последовательность применения обучению основным элементам в спортивных играх на занятиях по внеурочной деятельности должна быть спланирована заранее. Выбор игры зависит главным образом от тех педагогических задач, которые ставятся перед занятием. Немаловажное значение имеет подготовленность класса (физическая и техническая). Необходимо чётко знать, что занимающиеся могут и что ещё не в их силах сделать. Подбор игр зависит также и от того, где проводится игра (в спортивном зале, на открытой площадке, стадионе), от наличия соответствующего инвентаря и оборудования.
Включая тот или иной элемент двигательного действия данной спортивной игры, важно следить, чтобы основная структура движения в ходе игры не нарушалась. Не следует, к примеру, в игре закреплять движения с максимальными усилиями, если это не проделывалось на занятии при формировании навыка.
Содержание внутрипредметного модуля:
1.Футбол
Техника передвижения. Удары по мячу головой, ногой.
Остановка мяча. Ведение мяча. Обманные движения.
Отбор мяча. Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Техника игры вратаря.
Тактика игры в футбол. Тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча, с мячом.
Тактика защиты. Индивидуальные действия. Групповые действия. Тактика вратаря.
2. Волейбол
Техника нападения. Действия без мяча. Перемещения и стойки.
Действия с мячом. Передача мяча двумя руками. Передача на точность. Встречная передача.
Подача мяча: нижняя прямая, нижняя боковая, подача сверху.
Техника защиты. Прием мяча: сверху двумя руками, снизу двумя руками. Блокирование.
Командные действия. Прием подач. Расположение игроков при приеме.
Контрольные игры и соревнования.
3.Настольный теннис
Основы техники и тактики игры. Правильная хватка ракетки, способы игры.
Техника перемещений.
Тренировка упражнений с мячом и ракеткой. Изучение подач.
Тренировка ударов «накат» справа и слева. Сочетание ударов.
Свободная игра. Игра на счет. Соревнования.
4. Баскетбол
Основы техники и тактики. Техника нападения. Техника передвижения.
Повороты в движении. Сочетание способов передвижений.
Техника владения мячом. Ловля мяча двумя руками с низкого отскока, одной
рукой на уровне груди.
Броски мяча двумя руками с места. Штрафной бросок. Бросок с трехочковой линии.
Ведение мяча с изменением высоты отскока и скорости ведения.
Обманные движения. Обводка соперника с изменением высоты отскока.
Групповые действия. Взаимодействие игроков с заслонами
Итоговым результатом являются соревнования по всем видам данного модуля.
Сроки реализации модуля
Модуль «Спортивные игры» рассчитана на 1 год, предназначена для детей в возрасте от 13 до 14 лет. Количество часов в год (7 класс) – 20 ч.
№ п/п | Тематика занятий | Кол – во ч |
Футбол-5. |
1 | Техника передвижения. Удары по мячу головой, ногой | 1 |
2 | Остановка мяча. Ведение мяча. Обманные движения. | 1 |
3 | Отбор мяча. Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Техника игры вратаря. | 1 |
4 | Тактика игры в футбол. Тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча, с мячом. | 1 |
5 | Тактика защиты. Индивидуальные действия. Групповые действия. Тактика вратаря. | 1 |
Волейбол -6. |
6 | Техника нападения. Действия без мяча. Перемещения и стойки. | 1 |
7 | Действия с мячом. Передача мяча двумя руками. Передача на точность. Встречная передача. | 1 |
8 | Подача мяча: нижняя прямая, нижняя боковая, подача сверху. | 1 |
9 | Техника защиты. Прием мяча: сверху двумя руками, снизу двумя руками. Блокирование. | 1 |
10 | Командные действия. Прием подач. Расположение игроков при приеме. | 1 |
11 | Контрольные игры и соревнования. | 1 |
Настольный теннис-4. |
12 | Основы техники и тактики игры. Правильная хватка ракетки, способы игры. Техника перемещений. | 1 |
13 | Тренировка упражнений с мячом и ракеткой. Изучение подач. | 1 |
14 | Тренировка ударов «накат» справа и слева. Сочетание ударов. | 1 |
15 | Свободная игра. Игра на счет. Соревнования. | 1 |
Баскетбол -5. |
16 | Техника владения мячом. Ловля мяча двумя руками с низкого отскока, одной рукой на уровне груди. | 1 |
17 | Броски мяча двумя руками с места. Штрафной бросок. Бросок с трехочковой линии. | 1 |
18 | Ведение мяча с изменением высоты отскока и скорости ведения. | 1 |
19 | Обманные движения. Обводка соперника с изменением высоты отскока. | 1 |
20 | Групповые действия. Взаимодействие игроков с заслонами. | 1 |
Тематическое планирование
7 класс, 105 часа.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
Кроссовая подготовка – 6часов |
1 | Техника безопасности . Организационно-методические требования на уроках физической культуры. | 1 |
2 | Равномерный бег (9 мин). Чередование бега и ходьбы. | 1 |
3 | Равномерный бег (10 мин). Чередование бега и ходьбы. | 1 |
4 | Равномерный бег (12 мин). Чередование бега и ходьбы. | 1 |
5 | Равномерный бег (15 мин). Чередование бега и ходьбы. | 1 |
6 | Бег по пересеченной местности, преодоление препятствий. | 1 |
Легкая атлетика – 12 часов |
7 | Высокий старт (15-20м.), стартовый разгон, бег по дистанции (20-30м.) | 1 |
8 | Встречные эстафеты. Эстафетный бег. | 1 |
9 | Бег на результат 30 метров. | 1 |
10 | Обучение отталкивания в прыжке в длину способом «согнув ноги», прыжок с 7-9 шагов. | 1 |
11 | Совершенствование отталкивания в прыжке в длину способом «согнув ноги», прыжок с 7-9 шагов. | 1 |
12 | Зачет прыжка в длину способом «согнув ноги», прыжок с 7-9 шагов. | |
13 | Метания малого мяча на точность | |
14 | Метание малого мяча на дальность | 1 |
15 | Контрольный урок. Метание малого мяча на дальность | 1 |
16 | Прыжок в высоту с прямого разбега | 1 |
17 | Прыжок в высоту с прямого разбега | 1 |
18 | Бег в равномерном темпе 1000 метров. | 1 |
Спортивные игры-30 часов |
19 | Баскетбол. Стойки, перемещения, остановки, остановки и повороты. Т.Б. | 1 |
20 | Баскетбол. Комбинации из элементов передвижений. Правила игры. | 1 |
21 | Баскетбол. Ловля и передача мяча на месте, в движении. Развитие физических качеств. | 1 |
22 | ВПМ Техника владения мячом. Ловля мяча двумя руками с низкого отскока, одной рукой на уровне груди. | 1 |
23 | ВПМ Броски мяча двумя руками с места. Штрафной бросок. Бросок с трехочковой линии. | 1 |
24 | ВПМ Ведение мяча с изменением высоты отскока и скорости ведения. | 1 |
25 | ВПМ Обманные движения. Обводка соперника с изменением высоты отскока. | 1 |
26 | ВПМ Групповые действия. Взаимодействие игроков с заслонами. | 1 |
27 | Баскетбол. Тактические действия в нападении | 1 |
28 | Баскетбол. Игра по упрощенным правилам. Развитие физических качеств. | 1 |
29 | Баскетбол. Стойки, перемещения, остановки, остановки и повороты. Т.Б. | 1 |
30 | Баскетбол. Комбинации из элементов передвижений. Правила игры. | 1 |
31 | Баскетбол. Ловля и передача мяча на месте, в движении. Развитие физических качеств. | 1 |
32 | Баскетбол. Ведение мяча на месте, в движении с изменением направления | 1 |
33 | Баскетбол. Броски мяча одной и двумя руками на месте ,в движении. | 1 |
34 | Баскетбол. Выбивание и вырывание мяча. Взаимодействие двух игроков | 1 |
35 | Баскетбол. Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок | 1 |
36 | Баскетбол. Комбинация из освоенных элементов: перемещений и владения мячом | 1 |
37 | Баскетбол. Тактические действия в нападении | 1 |
38 | ВПМ Техника нападения. Действия без мяча. Перемещения и стойки. | 1 |
39 | ВПМ Действия с мячом. Передача мяча двумя руками. Передача на точность. Встречная передача. | 1 |
40 | ВПМ Подача мяча: нижняя прямая, нижняя боковая, подача сверху. | 1 |
41 | ВПМ Техника защиты. Прием мяча: сверху двумя руками, снизу двумя руками. Блокирование. | 1 |
42 | ВПМ Командные действия. Прием подач. Расположение игроков при приеме. | 1 |
43 | ВПМ Контрольные игры и соревнования. | 1 |
44 | Волейбол. Нижняя прямая подача. Развитие физических качеств | 1 |
45 | Волейбол. Прямой нападающий удар после подбрасывания. | 1 |
46 | Волейбол .Комбинации из освоенных элементов. Развитие физических качеств. | 1 |
47 | Волейбол. Командно-тактические действия в нападении. | 1 |
48 | Волейбол. Учебная игра. | 1 |
Гимнастика с элементами акробатики 30 часов |
49 | Кувырок вперед | |
50 | Кувырок назад | 1 |
51 | Стойка на лопатках | 1 |
52 | Кувырок назад и перекатом стойка на лопатках | 1 |
53 | «Мост» из положения, лежа на спине | 1 |
54 | Комбинация из освоенных элементов | 1 |
55 | Контрольный урок комбинация из освоенных элементов | 1 |
56 | Висы | 1 |
57 | Лазанье по гимнастической стенке и висы | 1 |
58 | Перестроение разведением и слиянием. ОРУ с гимнастическими палками. Поднимание прямых ног в висе. Вскок в упор присев. Соскок прогнувшись. | 1 |
59 | Перестроение разведением и слиянием. ОРУ со скакалкой Вскок в упор присев. Соскок прогнувшись. | 1 |
60 | Перестроение разведением и слиянием. ОРУ со скакалкой Вскок в упор присев. Соскок прогнувшись. | 1 |
61 | Перестроение разведением и слиянием. ОРУ со скакалкой. Вскок в упор присев. Соскок прогнувшись. | 1 |
62 | ВПМ Основы техники и тактики игры. Правильная хватка ракетки, способы игры. Техника перемещений. | 1 |
63 | ВПМ Тренировка упражнений с мячом и ракеткой. Изучение подач. | 1 |
64 | ВПМ Тренировка ударов «накат» справа и слева. Сочетание ударов. | 1 |
65 | ВПМ Свободная игра. Игра на счет. Соревнования. | 1 |
66 | Лазанье по канату в два приема | 1 |
67 | Лазанье по канату в два приема | 1 |
68 | Висы | 1 |
69 | Лазанье по гимнастической стенке и висы | 1 |
70 | Висы и опоры. Опорные прыжки через козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки) | 1 |
71 | Опорный прыжок | 1 |
72 | Опорный прыжок | 1 |
73 | Опорный прыжок | 1 |
74 | Контрольный урок Опорный прыжок | 1 |
75 | Стойка на голове, с перекатом в упор присев. | 1 |
76 | Тестирование подъема туловища из положения лежа за 30 с | 1 |
77 | Тестирование виса на время | 1 |
78 | Лазанье по канату в два приема | 1 |
Кроссовая подготовка 6 часов |
79 | Равномерный бег (9 мин). Чередование бега и ходьбы. | 1 |
80 | Равномерный бег (10 мин). Чередование бега и ходьбы. | 1 |
81 | Равномерный бег (12 мин). Чередование бега и ходьбы. | 1 |
82 | Равномерный бег (12 мин). Чередование бега и ходьбы. | 1 |
83 | Равномерный бег (15 мин). Чередование бега и ходьбы. | 1 |
84 | Кросс(2км) по пересеченной местности | 1 |
Легкая атлетика 17 часов |
85 | Тестирование бега на 30 м с высокого старта наклон туловища из положения сидя. | |
86 | Тестирование бега на 60 м с низкого старта. | 1 |
87 | Тестирование челночного бега 3 х 10м | 1 |
88 | Контрольный урок. Бег на 60 м с высокого старта | 1 |
89 | Тестирование подтягивания в висе(м) из положения лежа (д) | 1 |
90 | Тестирование прыжка в длину с места | 1 |
91 | Техника прыжка в длину с разбега | 1 |
92 | Прыжок в длину с разбега на результат | 1 |
93 | Контрольный урок по прыжкам в длину с разбега | 1 |
94 | Метания малого мяча на точность | 1 |
95 | Метание малого мяча на дальность | 1 |
96 | Контрольный урок. Метание малого мяча на дальность | 1 |
97 | ВПМ Техника передвижения. Удары по мячу головой, ногой | 1 |
98 | ВПМ Остановка мяча. Ведение мяча. Обманные движения. | 1 |
99 | ВПМ Отбор мяча. Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Техника игры вратаря. | 1 |
100 | ВПМ Тактика игры в футбол. Тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча, с мячом. | 1 |
101 | ВПМ Тактика защиты. Индивидуальные действия. Групповые действия. Тактика вратаря. | 1 |
Промежуточная аттестационная работа 4 часа |
102 | Промежуточная аттестация. | 1 |
103 | Промежуточная аттестация. | 1 |
104 | Промежуточная аттестация. | 1 |
105 | Итоговый урок | 1 |