Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Физическая культура» для 9-х классов составлена на основе:
- Федерального закона РФ от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании»
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (ФГОС основное общее образование// ФГОС.М: Просвещение, 2013):
-Примерной рабочей программы «Физическая культура» М.Я. Виленского, В.И. Ляха.- 5-9 классы М. «Просвещение» 2020г.
Учебник: Физическая культура для 8-9 классов общеобразовательных организаций. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации/ В.И.Лях ( М.:Просвещение,2017г.)
-Основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Коптевская ОШ»
-Учебного плана МОУ «Коптевская ОШ» 2022-2023 уч.год.
Данная рабочая программа рассчитана на 99 часов.
Курс «Физическая культура» изучается из расчёта 3ч в неделю. Два часа изучается за счёт Федерального государственного стандарта основного общего образования, третий час учебного предмета «Физическая культура» введён из части определяемой участниками образовательных отношений.
Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:
укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
овладение школой движений;
развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей;
выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные:
понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности;
формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств:
Ученик научится:
Рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе;
Характеризовать основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
Разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, планировать режим дня и учебную неделю;
Оказание первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями;
Руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
Получит возможность научиться:
Характеризовать развитие отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принёсших славу российскому спорту;
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
Содержание учебного курса
История физической культуры.
Мифы и легенды о зарождении Олимпийских игр древности. Исторические сведения о древних Олимпийских играх.
Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. Роль Пьера де Кубертена в их становлении и развитии. Цель и задачи современного олимпийского движения. Идеалы и символика Олимпийских игр и олимпийского движения. Первые олимпийские чемпионы современности.
Физическая культура (основные понятия).
Физическое развитие человека. Физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств. Техническая подготовка. Техника движений и её основные показатели. Всестороннее и гармоничное физическое развитие. Адаптивная физическая культура. Спортивная подготовка. Здоровье и здоровый образ жизни. Профессионально-прикладная физическая подготовка.
Физическая культура человека.
Режим дня, его основное содержание и правила планирования. Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования. Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.
Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения. Восстановительный массаж. Проведение банных процедур. Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности.
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой.
Подготовка к занятиям физической культурой.
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз (подвижных перемен).
Планирование занятий физической культурой.
Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.
Организация досуга средствами физической культуры.
Календарно - тематическое планирование 9 класс
№ п.п. | Тема урока | Домашнее задание | Дата проведения | | |
по плану | Фактически | | |
Лёгкая атлетика-12 | | |
1 | Правила безопасности на уроках л/а. Повторить технику низкого старта и стартовый разгон. Бег 2мин. Прыжки в высоту с 5-7 шагов разбега | Повторить технику низкого старта и стартовый разгон. | 4.09 | | | |
2 | Старт и стартовый разгон. Учёт - бег 30м. Бег 4мин. Прыжки в высоту с 5-7 шагов разбега. | Бег 4мин. | 5.09 | | | |
3 | Старт и стартовый разгон. Прыжки в высоту с 5-7 шагов разбега. Учёт – прыжок в длину с места. Бег 5мин. Подготовка к сдаче комплекса ГТО. | Бег 5мин. | 8.09 | | | |
4 | Тестирование. Учёт - прыжка в высоту с 5-7 шагов разбега. Эстафетный бег. ОРУ. Подготовка к сдаче комплекса ГТО. | Выполнять спец, беговые и прыжковые упражнения. | 11.09 | | | |
5 | Учёт техники низкого старта и стартовый разгон. Прыжки через скакалку. Бег до 7мин. | Прыжки через скакалку. Бег до 7мин. | 12.09 | | | |
6 | Техника прыжка в длину с разбега. Развитие выносливости: бег 8мин. | Развитие выносливости: бег 8мин. | 15.09 | | | |
7 | КУ – бег 60 метров. Прыжковые упражнения. Подготовка к сдаче комплекса ГТО. | Выполнять спец, беговые и прыжковые упражнения. | 18.09 | | | |
8 | Прыжок в длину с разбега. Метание мяча на дальность. ОРУ. Спец.беговые и прыжковые упражнения. | Спец.беговые и прыжковые упражнения. | 19.09 | | | |
9 | Прыжок в длину с разбега. Метание мяча на дальность. ОРУ. Спец.беговые и прыжковые упражнения. | Спец.беговые и прыжковые упражнения. | 22.09 | | | |
10 | КУ - прыжок в длину с разбега. Метание мяча на дальность. ОРУ. Спец.беговые и прыжковые упражнения. | Спец.беговые и прыжковые упражнения. | 25.09 | | | |
11 | КУ - Метание мяча на дальность. ОРУ. Спец.беговые и прыжковые упражнения. Подготовка к сдаче ГТО. | Спец.беговые и прыжковые упражнения. | 26.09 | | | |
12 | Бег 1500м – дев, 2000м – юн. Правила соревнований. Подготовка к сдаче ГТО. | | 29.09 | | | |
Баскетбол -15ч | | |
13 | Техника безопасности во время занятий спортивными играми. Ведение мяча на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника. . | Ведение мяча на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника. | 2.10 | | | |
14 | Передачи мяча двумя руками от груди на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника. | Передачи мяча двумя руками от груди на месте и в движении. | 3.10 | | | |
15 | Броски одной и двумя руками с места и в движении с пассивным сопротивлением защитника. | Броски одной и двумя руками с места и в движении. | 6.10 | | | |
16 | Перехват мяча. Комбинации из изученных элементов; ловля, передача, броски. | Комбинации из изученных элементов; ловля, передача, броски. | 16.10 | | | |
17 | Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4 на одну корзину. | Комбинации из изученных элементов; ловля, передача, броски. | 17.10 | | | |
18 | Штрафной бросок. Ловля, передача, броски. | Штрафной бросок. | 20.10 | | | |
19 | Взаимодействие игроков в нападении и защите через «заслон». | Взаимодействие игроков в нападении. | 23.10 | | | |
20 | Преодоление полосы препятствий. Игра «Пионербол». | Игра «Пионербол». | 24.10 | | | |
21 | Передачи мяча в тройках с перемещением. | Выполнять передачи мяча в тройках с перемещением. | 27.10 | | | |
22 | Броски мяча после ведения. | Выполнять броски мяча после ведения. | 30.10 | | | |
23 | Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4. | Выполнять личную защиту. | 31.10 | | | |
24 | Взаимодействие двух игроков в нападении и защите через «заслон». | Выполнять нападение и защита через «заслон». | 3.11 | | | |
25 | Учебная игра в баскетбол. | Учебная игра в баскетбол. | 6.11 | | | |
26 | Передачи мяча во встречных колоннах. | Выполнять передачи мяча. | 7.11 | | | |
27 | Учебная игра в баскетбол. Передачи мяча во встречных колоннах. | Выполнять передачи мяча. | 10.11 | | | |
Гимнастика-18ч | | |
28 | Техника безопасности во время занятий гимнастикой. Строевые упражнения | Выполнять строевые упражнения. | 13.11 | | | |
29 | Кувырки вперед и назад. | Выполнять кувырки вперед и назад. | 14.11 | | | |
30 | Лазанье по канату в три приема. | Преодоление препятствий. | 17.11 | | | |
31 | Кувырок назад в стойку ноги врозь, длинный кувырок (Ю); два кувырка вперед слитно (Д). | Выполнять кувырок назад в стойку ноги врозь, длинный кувырок (Ю); два кувырка вперед слитно (Д). | 20.11 | | | |
32 | Из виса на подколенках через стойку на руках опускание в упор присев (Ю); из упора на н\ж опускание вперед в вис присев (Д). | | 21.11 | | | |
33 | Стойка на голове и руках (Ю); мост и поворот в упор, стоя на одном колене (Д). | Выполнять стойку на голове и руках (Ю); мост и поворот в упор стоя на одном колене (Д) | 24.11 | | | |
34 | Лазанье по канату. | Выполнять преодоление препятствий. | 27.11 | | | |
35 | Подъем махом назад в сед ноги врозь (Ю); из виса присев на н\ж махом одной и толчком другой в вис прогнувшись с опорой на в\ж (Д). | Поднимание туловища из положения, лёжа на спине. | 28.11 | | | |
36 | Акробатические упражнения. | Повторить акробатические упражнения. | 1.12 | | | |
37 | Опорный прыжок: согнув ноги (м); прыжок боком с поворотом на 900 (Д). | Выполнять прыжки через скакалку. | 4.12 | | | |
38 | Учёт акробатической комбинации. | Повторить акробатическую комбинацию | 5.12 | | | |
39 | Опорный прыжок: согнув ноги (м); прыжок боком с поворотом на 90о (Д). | Прыжковые упражнения и многоскоки. | 8.12 | | | |
40 | Лазание по канату, упражнения в равновесии. | Закрепить упражнения на равновесие. | 11.12 | | | |
41 | Гимнастическая полоса препятствий. Опорный прыжок. Учёт поднимание туловища за 30сек. Подготовка к выполнению комплекса ГТО. | Повторить упражнение на поднимание туловища из положения, лежа на спине. | 12.12 | | | |
42 | Лазание по канату изученным способом. | Преодоление препятствий различными способами. | 15.12 | | | |
43 | Учёт техники длинного кувырка вперёд, кувырка назад в полушпагат. | Закрепить технику длинного кувырка вперёд. | 18.12 | | | |
44 | Соединение из 3-4 элементов. | Выполнять акробатическое соединение. | 19.12 | | | |
45 | Учёт подтягивание. Полоса препятствий. Подготовка к выполнению комплекса ГТО. | Выполнять подтягивание. | 22.12 | | | |
Лыжная подготовка -18ч |
46 | Техника безопасности во время занятий лыжной подготовкой. Познакомить с правилами безопасности на уроках лыжной подготовки, Выполнять технику попеременного и одновременного лыжных ходов. | Выполнять технику попеременного и одновременного лыжных ходов. | 25.12 | | |
47 | Скользящий шаг без палок и с палками. | Выполнять скользящий шаг без палок и с палками. | 26.12 | |
48 | Попеременный двухшажный ход. | Выполнять попеременный двухшажный ход. | 29.12 | |
49 | Повороты переступанием в движении. | Повторить повороты переступанием в движении. | 9.01 | |
50 | Подъем в гору скользящим шагом. | Закрепить технику подъема в гору скользящим шагом. | 12.01 | |
51 | Одновременный одношажный ход (стартовый вариант). | Выполнять технику одновременного одношажного хода. | 15.01 | |
52 | Одновременный одношажный ход (стартовый вариант). | Выполнять технику одновременного одношажного хода. | 16.01 | |
53 | Подъем «полуелочкой» Коньковый ход. | Выполнять подъем «полуелочкой». | 19.01 | |
54 | Торможение и поворот упором. | Выполнять торможения и поворот упором. | 22.01 | |
55 | Преодоление бугров и впадин при спуске с горы. | Выполнять преодоление бугров и впадин при спуске. | 23.01 | |
56 | Одновременные ходы. Попеременный двухшажный ход. | Закрепить технику одновременных ходов. Попеременный двухшажный ход. | 26.01 | | |
57 | Спуски и повороты. Коньковый ход. | Повторить технику спуска с горы. | 29.01 | |
58 | Прохождение дистанции до 4,5км Торможение и поворот упором. Подготовка к выполнению комплекса ГТО. | Прохождение дистанции до 4,5км. | 30.01 | |
59 | Одновременный одношажный ход. Развивать скоростную выносливость. | Прохождение дистанции до 4,5км. | 2.02 | |
60 | КУ – техника выполнения одновременного одношажного хода. Подготовка к выполнению комплекса ГТО. | Закрепить технику изученных ходов. | 5.02 | |
61 | Коньковый ход. Эстафеты. | Закрепить технику изученных ходов | 6.02 | |
62 | Преодоление бугров и впадин при спуске с горы. | Закрепить технику изученных ходов | 9.02 | |
63 | Попеременный двухшажный ход КУ - Прохождение дистанции 2 км – Дев. 3км - Юн. Подготовка к выполнению комплекса ГТО. | Закрепить технику изученных ходов | 12.02 | |
Волейбол-12ч |
64 65 | Учить технике передачи мяча двумя руками сверху. Преодоление полосы препятствий. Полоса препятствий. Закрепить передачи мяча двумя руками сверху. | Выполнять технику передачи мяча двумя руками сверху. Выполнять технику передачи мяча двумя руками сверху. | 13.02 16.01 | |
66 | Учить технике приёма мяча двумя руками снизу. | Закрепить технику приёма мяча двумя руками снизу. | 26.02 | | |
67 | Закрепить приём мяча двумя руками снизу. Совершенствовать передачи мяча двумя руками сверху. | Выполнять приём мяча двумя руками снизу. | 27.02 | |
68 | Учить технике нижней прямой подачи мяча. Совершенствовать технику передач мяча. | Выполнять технику нижней прямой подачи мяча. | 1.03 | |
69 | Закрепить технику прямой нижней подачи мяча. Совершенствовать технику приёма мяча снизу и передачи сверху. | Закрепить технику прямой нижней подачи мяча. | 4.03 | |
70 | Совершенствовать технику пройденных элементов волейбола. Тренировка в подтягивании. | Закрепить технику прямой нижней подачи мяча. | 5.03 | |
71 | Повторить элементы волейбола, игра: «Мяч в воздухе». | Учебная игра в волейбол. | 11.03 | |
72 | Тренировка в подтягивании, игра «Картошка». | Учебная игра в волейбол. | 12.03 | |
73 | Игры с элементами волейбола. Учёт по подтягиванию. Подготовка к выполнению комплекса ГТО. | Учебная игра в волейбол. | 15.03 | |
74 | Прием мяча снизу после подачи. | Закрепить технику прием мяча снизу после подачи. | 18.03 | |
75 | Отбивание мяча кулаком через сетку. | Закрепить технику прием мяча снизу после подачи. | 19.03 | | |
Лёгкая атлетика- 11ч | | |
76 | Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой. Контрольное тестирование. | Закрепить технику низкого старта. | 22.03 | | | |
77 | Бег 30 м, 100м. Медленный бег 6мин. Подготовка к выполнению комплекса ГТО. | Медленный бег 6мин. | 25.03 | | | |
78 | Разучить прыжок в длину с разбега в 15- 20 шагов. Медленный бег до 7мин. | Медленный бег до 7мин. | 26.03 | | | |
79 | Закрепить прыжок в длину с разбега в 15- 20 шагов. Медленный бег до 7мин. | Медленный бег до 7мин. | 29.03 | | | |
80 | Совершенствовать прыжок в длину с разбега в 15-20 шагов. | Выполнять прыжковые упражнения. | 1.04 | | | |
81 | Упражнения в парах на сопротивление. КУ - бег - 60м. Подготовка к выполнению комплекса ГТО. | Силовые упражнения. | 2.04 | | | |
82 | Метание мяча на дальность с 4-5 шагов. Медленный бег 6мин. | Медленный бег 6мин. | 5.04 | | | |
83 | Метание мяча на дальность с 4-5 шагов разбега. | Медленный бег 6мин. | 15.04 | | | |
84 | Учёт - по прыжкам в длину с разбега. Беговые и прыжковые упражнения. | Беговые и прыжковые упражнения. | 16.04 | | | |
85 | Учёт - Бег 2000 м (Ю); 1500м (Д). | Медленный бег до 6 минут. | 19.04 | | | |
86 | Учёт по метанию мяча на дальность. Подготовка к выполнению комплекса ГТО. | Выполнять метание мяча | 22.04 | | | |
| Спортивные игры | | | | | |
87 | Ведение мяча на месте и в движении с изменением высоты отскока. | Ведение мяча на месте и в движении с изменением высоты отскока. | 23.04 | | | |
88 | Передачи мяча в тройках с перемещением. | Выполнять передачи мяча в тройках с перемещением. | 26.04 | | | |
89 | Броски мяча после ведения. | Выполнять броски мяча после ведения. | 29.04 | | | |
90 | Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4. | Выполнять нападение и личная защита в игровых взаимодействиях. | 30.04 | | | |
91 | Взаимодействие двух игроков в нападении и защите через «заслон». | Выполнять взаимодействие двух игроков в нападении и защите через «заслон». | 3.05 | | | |
92 | Учебная игра в баскетбол. | Учебная игра в баскетбол. | 6.05 | | | |
93 | Передачи мяча во встречных колоннах. | Повторить передачи мяча во встречных колоннах. | 7.05 | | | |
94 | Прием мяча снизу после подачи. | Закрепить прием мяча снизу после подачи. | 13.05 | | | |
95 | Отбивание мяча кулаком через сетку. | Учебная игра | 14.05 | | | |
96 | Верхняя и нижняя передачи через сетку в парах. | Учебная игра | 17.05 | | | |
97 | Верхняя передача сверху на месте и с перемещением. | Учебная игра | 20.05 | | | |
98 | Игра по упрощенным правилам. | Учебная игра | 21.05 | | | |
99 | Учебная игра в волейбол. | Игра по упрощенным правилам. | 21.05 | | | |