Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа п. Корнево» Багратионовского района Калининградской области
238441, п. Корнево, ул. Школьная, 5 тел/факс: 8-401-56-64-326
e-mail: [email protected]
Рассмотрен на Методическом совете протокол №____ «__»________2018 г. | Согласовано зам. директора по УВР протокол № ____ «__»_________2018 г. | Утверждаю директор школы __________В.А. Дворянов «___» __________ 2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Физическая культура»
Классы: 9
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы – 2018-2019 гг.
Количество часов по учебному плану: всего – 102. в год; 3 ч. в неделю
Программа составлена на основе: Государственного образовательного стандарта основного общего образования, ООП ООО МБОУ «СОШ п.Корнево», комплексной программы физического воспитания учащихся I – XI классов», В. И. Лях, А. А. Зданевич, Москва, «Просвещение», 2008 год.
Учебник - для общеобразовательных учреждений
В.И. Лях «Физическая культура. 8-9 классов» (М.: Просвещение) 2014г.
Рабочую программу составила: Яунене Светлана Олеговна
учитель физической культуры
первая квалификационная категория
2018
Физическая культура — обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Предмет «Физическая культура» в основной школе входит в предметную область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» и является основой физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй половины дня (гимнастика до занятий, физкультурные минутки, физические упражнения и игры на удлинённых переменах и в группах продлённого дня), внеклассной работой по физической культуре (группы общефизической подготовки, спортивные секции), физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья и спорта, подвижные игры и соревнования, спортивные праздники, спартакиады, туристические слёты и походы) — достигается формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными' видами физкультурно - спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.
Цель физического воспитания в школе:
Содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются:
Крепкое здоровье,
Хорошее физическое развитие,
Оптимальный уровень двигательных способностей,
Знания и навыки в области физической культуры и спорта,
Мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Задачи физического воспитания в школе:
Укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
Обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
Развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
Приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
Промежуточная итоговая аттестация проводится в форме тестовых заданий для выявления уровня физической подготовки.
Содержание программного материала:
История физической культуры. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.
История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.
Характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.
Физическая культура в современном обществе.
Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережному отношению к природе (экологические требования).
Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека.
Физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.
Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.
Техническая подготовка. Техника движений и её основные показатели.
Всестороннее и гармоничное физическое развитие.
Адаптивная физическая культура.
Спортивная подготовка.
Здоровье и здоровый образ жизни. Допинг. Концепция честного спорта.
Профессионально-прикладная физическая подготовка.
Физическая культура человека. Режим дня и его основное содержание.
Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.
Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.
Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.
Восстановительный массаж.
Проведение банных процедур.
Первая помощь во время занятий физической культурой и спортом.
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток и физкульт-пауз (подвижных перемен).
Планирование занятий физической подготовкой.
Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.
Организация досуга средствами физической культуры.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и самоконтроль.
Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью.
Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения упражнений (технических ошибок).
Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.
Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приёмы.
Акробатические упражнения и комбинации.
Ритмическая гимнастика (девочки).
Опорные прыжки.
Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки).
Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики).
Легкая атлетика. Беговые упражнения.
Прыжковые упражнения.
Метание малого мяча.
Кроссовая подготовка длительный бег на выносливость
Спортивные игры. Баскетбол. Игра по правилам.
Волейбол. Игра по правилам.
Футбол. Игра по правилам.
Прикладно-ориентированная подготовка. Прикладно-ориентированные упражнения.
Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка.
Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости.
Лёгкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.
Баскетбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.
Футбол. Развитие быстроты, силы, выносливости.
Содержание программного материала состоит из двух основных частей:
Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.
Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учёта индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школ. Учитывая условия проживания в районах Крайнего Севера, продолжительность полярной ночи, малую двигательную активность детей, а так же тот факт, что в период с 2000 года по настоящее время на территории Центрального района (г. Норильск) особой популярностью среди учащихся образовательных учреждений пользуется «Баскетбол», в целях более качественного развития двигательных качеств школьников, укрепления здоровья, вовлечение большего количества учащихся в спортивную жизнь школы и города в вариативную часть рабочей программы по физической культуре была введена спортивная игра «Баскетбол». При распределении учебного материала по четвертям были приняты во внимание, во-первых, климатические условия, во-вторых, возрастные особенности и, в-третьих, участие учащихся гимназии в «Школьной спортивной лиге».
Естественные основы:
Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов. Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции системы дыхания, кровоснабжения. Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям.
Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений., учитывающих возрастно-половые особенности школьников и направленно действующих на совершенствование соответствующих физических функций организма. Планирование и контроль индивидуальных физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Социально-психологические основы:
Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Совершенствование и самосовершенствование физических способностей, влияние этих процессов на физическое развитие, повышение учебно-трудовой активности и формирование личностно значимых свойств и качеств. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по объяснению.
Культурно-исторические основы:
Физическая культура и ее значение в формировании здорового образа жизни современного человека.
Изложение взглядов и отношений к физической культуре, к ее материальным и духовным ценностям.
Приемы закаливания:
Водные процедуры (обтирание, душ). Купание в открытых водоемах.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Объяснять:
Роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений;
Роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни.
Характеризовать:
Индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями;
Особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями, особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности и контроля их эффективности;
Особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности;
Особенности обучения и самообучения двигательным действиям, особенности развития физических способностей на занятиях физической культурой;
Особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями, основы их структуры, содержания и направленности;
Особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, их оздоровительную и развивающую эффективность.
Соблюдать правила:
Личной гигиены и закаливания организма;
Организации и проведения самостоятельных форм занятий физическими упражнениями и спортом;
Культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;
Профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;
Экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой.
Проводить:
Самостоятельные и самодеятельные занятия физическими упражнениями с общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью;
Контроль индивидуального физического развития и физической подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой;
Приёмы страховки и самостраховки во время занятий физическими
упражнениями, приёмы оказания первой помогли при травмах и ушибах;
Приёмы массажа и самомассажа;
Занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися
младших классов;
Судейство соревнований по одному из видов спорта.
Составлять:
Определять:
Уровни индивидуального физического развития и двигательнойподготовленности;
Эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное
состояние организма и физическую работоспособность;
Дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физическихупражнений.
Тематическое планирование, 9 класс, 102 часа.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
Кроссовая подготовка – 6часов |
1 | Техника безопасности . Организационно-методические требования на уроках физической культуры. | 1 |
2 | Равномерный бег (10 мин). | 1 |
3 | Равномерный бег (10 мин). | 1 |
4 | Равномерный бег (15 мин). | 1 |
5 | Равномерный бег (20 мин). | 1 |
6 | Бег по пересеченной местности, преодоление препятствий. | 1 |
Легкая атлетика – 12 часов |
7 | Высокий старт (15-20м.), стартовый разгон, бег по дистанции (20-30м.) | 1 |
8 | Встречные эстафеты. Эстафетный бег. | 1 |
9 | Бег на результат 30 метров. | 1 |
10 | Совершенствование отталкивания в прыжке в длину способом «согнув ноги», прыжок с 7-9 шагов. | 1 |
11 | Совершенствование отталкивания в прыжке в длину способом «согнув ноги», прыжок с 7-9 шагов. | 1 |
12 | Зачет прыжка в длину способом «согнув ноги», прыжок с 7-9 шагов. | |
13 | Метания малого мяча на точность | |
14 | Метание малого мяча на дальность | 1 |
15 | Контрольный урок. Метание малого мяча на дальность | 1 |
16 | Прыжок в высоту | 1 |
17 | Прыжок в высоту | 1 |
18 | Бег в равномерном темпе 3000 метров. | 1 |
Спортивные игры-30 часов |
19 | Баскетбол. Стойки, перемещения, остановки, остановки и повороты. Т.Б. | 1 |
20 | Баскетбол. Комбинации из элементов передвижений. Правила игры. | 1 |
21 | Баскетбол. Ловля и передача мяча на месте, в движении. Развитие физических качеств. | 1 |
22 | Техника владения мячом. Ловля мяча двумя руками с низкого отскока, одной рукой на уровне груди. | 1 |
23 | Броски мяча двумя руками с места. Штрафной бросок. Бросок с трехочковой линии. | 1 |
24 | Ведение мяча с изменением высоты отскока и скорости ведения. | 1 |
25 | Обманные движения. Обводка соперника с изменением высоты отскока. | 1 |
26 | Групповые действия. Взаимодействие игроков с заслонами. | 1 |
27 | Баскетбол. Тактические действия в нападении | 1 |
28 | Баскетбол. Игра по правилам. Развитие физических качеств. | 1 |
29 | Баскетбол. Стойки, перемещения, остановки, остановки и повороты. | 1 |
30 | Баскетбол. Комбинации из элементов передвижений. Правила игры. | 1 |
31 | Баскетбол. Ловля и передача мяча на месте, в движении. Развитие физических качеств. | 1 |
32 | Баскетбол. Ведение мяча на месте, в движении с изменением направления | 1 |
33 | Баскетбол. Броски мяча одной и двумя руками на месте ,в движении. | 1 |
34 | Баскетбол. Выбивание и вырывание мяча. Взаимодействие двух игроков | 1 |
35 | Баскетбол. Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок | 1 |
36 | Баскетбол. Комбинация из освоенных элементов: перемещений и владения мячом | 1 |
37 | Баскетбол. Тактические действия в нападении | 1 |
38 | Техника нападения. Действия без мяча. Перемещения и стойки. | 1 |
39 | Действия с мячом. Передача мяча двумя руками. Передача на точность. Встречная передача. | 1 |
40 | Подача мяча: нижняя прямая, нижняя боковая, подача сверху. | 1 |
41 | Техника защиты. Прием мяча: сверху двумя руками, снизу двумя руками. Блокирование. | 1 |
42 | Командные действия. Прием подач. Расположение игроков при приеме. | 1 |
43 | Контрольные игры и соревнования. | 1 |
44 | Волейбол. Нижняя прямая подача. Развитие физических качеств | 1 |
45 | Волейбол. Прямой нападающий удар после подбрасывания. | 1 |
46 | Волейбол .Комбинации из освоенных элементов. Развитие физических качеств. | 1 |
47 | Волейбол. Командно-тактические действия в нападении. | 1 |
48 | Волейбол. Учебная игра. | 1 |
Гимнастика с элементами акробатики 30 часов |
49 | Длинный кувырок вперед | |
50 | Длинный кувырок вперед | 1 |
51 | Кувырок назад | 1 |
52 | Кувырок назад | 1 |
53 | Стойка на лопатках | 1 |
54 | Стойка на лопатках | 1 |
55 | Кувырок назад и перекатом стойка на лопатках | 1 |
56 | «Мост» из положения стоя, «мост» и поворот в упор стоя на одном колене (девочки); | 1 |
57 | Стойка на голове. | 1 |
58 | Стойка на голове, с перекатом в упор присев. | 1 |
59 | Стойка на голове, с перекатом в упор присев. | 1 |
60 | Связки из акробатических элементов. | 1 |
61 | Контрольный урок комбинация из освоенных элементов | 1 |
62 | Висы | 1 |
63 | Лазанье по гимнастической стенке и висы | 1 |
64 | Висы и опоры. Опорные прыжки через козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки | 1 |
65 | Висы и опоры. Опорные прыжки через козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки | 1 |
66 | Опорный прыжок | 1 |
67 | Опорный прыжок | 1 |
68 | Опорный прыжок | 1 |
69 | Контрольный урок Опорный прыжок | 1 |
70 | Лазанье по канату в два приема | 1 |
71 | Лазанье по канату в два приема. | 1 |
72 | Лазанье по канату в два приема | 1 |
73 | Опорные прыжки через козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки | 1 |
74 | Опорные прыжки через козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки | 1 |
75 | Опорные прыжки через козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки | 1 |
76 | Уголок на параллельных брусьях. | 1 |
77 | Уголок на параллельных брусьях. | 1 |
78 | Тестирование виса на время | 1 |
Кроссовая подготовка 6 часов |
79 | Равномерный бег (10 мин). Чередование бега и ходьбы. | 1 |
80 | Равномерный бег (15 мин). Чередование бега и ходьбы. | 1 |
81 | Равномерный бег (15 мин). Чередование бега и ходьбы. | 1 |
82 | Равномерный бег (20 мин). Чередование бега и ходьбы. | 1 |
83 | Равномерный бег (20 мин). Чередование бега и ходьбы. | 1 |
84 | Кросс( 3км) по пересеченной местности | 1 |
Легкая атлетика 17 часов |
85 | Тестирование бега на 30 м с высокого старта наклон туловища из положения сидя. | |
86 | Тестирование бега на 60 м с низкого старта. | 1 |
87 | Тестирование челночного бега 3 х 10м | 1 |
88 | Контрольный урок. Бег на 60 м с высокого старта | 1 |
89 | Контрольный бег 100 м | 1 |
90 | Тестирование прыжка в длину с места | 1 |
91 | Техника прыжка в длину с разбега | 1 |
92 | Прыжок в длину с разбега на результат | 1 |
93 | Контрольный урок по прыжкам в длину с разбега | 1 |
94 | Метания малого мяча на точность | 1 |
95 | Метание малого мяча на дальность | 1 |
96 | Контрольный урок. Метание малого мяча на дальность | 1 |
97 | Тактика игры в футбол. Тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча, с мячом. | 1 |
98 | Тактика защиты. Индивидуальные действия. Групповые действия. Тактика вратаря. | 1 |
Промежуточная аттестационная работа 4 часа |
99 | Промежуточная итоговая аттестация. | 1 |
100 | Промежуточная итоговая аттестация. | 1 |
101 | Промежуточная итоговая аттестация. | 1 |
102 | Итоговый урок | 1 |