Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений
«Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией
Б.М. Неменского, 6-е издание, М. Просвещение 2010. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствие с целями изучения черчения, которые определены стандартом.
Рабочая программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий 6 разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.
«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства, живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство.
Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 6 классе – 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.
- программа разработана как целостная система введения в художественную культуру;
Развитие художественно-образного мышления, художественного переживания ведет к жесткому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанной поколениями. Эти ценности должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.
Формой проведения занятий по программе является урок. На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлеченности и творческой активности.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
№ п/п | Дата | Раздел, тема | Основные понятия | Контрольный результат | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
план | факт |
Четверть I. «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (8 ч) |
1 | | | Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств | Виды и направления искусства, художественные материалы, их выразительность в изобразительном искусстве | | Называть пространственные и временные виды искусства и объяснять в чем их различия |
2 | | | Рисунок – основа изобразительного творчества | Рисунок – основа мастерства художника. Виды рисунка, графические материалы и их выразительные возможности | Зарисовка с натуры и по памяти отдельных травянистых растений. Работа карандашами разной твердости | Приобретать представление о рисунке как виде художественного творчества. Овладевать начальными навыками рисунка с натуры |
3 | | | Линия и ее выразительные возможности. Ритм линии | Линия, ее виды, характер, выразительные возможности | | Приобретать представление о выразительных возможностях линии, о линии как выражении эмоций, чувств, впечатлений художника |
4 | | | Пятно как средство выражения. Ритм пятен | Роль пятна в изобразительном искусстве. Тон. Силуэт. Композиция листа. Ритм пятен | Изображение различных осенних состояний в природе | Овладевать навыками передачи настроения с помощью ритма и различного характера пятен |
5 | | | Цвет. Основы цветоведения | Цветовой круг, основные, составные, дополнительные цвета | Фантазийные изображения сказочных царств («Царство снежной королевы», «Изумрудный город»). Работа красками | Знать, понимать, объяснять значения: основной цвет, составной цвет, дополнительный цвет |
6 | | | Цвет в произведениях живописи | Локальный цвет. Колорит. Тон. Гармония цвета | Изображение осеннего букета с разным настроением – радость, грусть. Работа красками | Создавать образы, используя выразительные возможности цвета |
7 | | | Объемные изображения в скульптуре | Выразительные возможности объемного изображения, связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре и их свойства: глина, камень, металл, дерево и др. | Объемные изображения животных в различных материалах: пластилин, глина, бумага | Анализировать, осознавать, сравнивать объемные изображения |
8 | | | Основы языка изображения | Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства. Художественные материалы, их выразительные возможности | Свободная тема | Овладевать навыками языка изображения |
Четверть II. «Мир наших вещей. Натюрморт» (7 ч) |
9 | | | Реальность и фантазия в творчестве художника | Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выразительные средства и правила изображения | Работа карандашами на тему «Этот фантастический мир» | Узнавать о разных способах изображения предметов (осваивать, создавать) |
10 | | | Изображение предметного мира - натюрморт | Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре | Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов, например, кухонной утвари красками | Соотносить, сравнивать, изображать сложную форму предмета |
11 | | | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира | Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть на основе всего многообразия форм. Выразительность формы | Конструирование из бумаги простых геометрических тел | Изображать, соблюдать основные пропорции сложных форм предмета |
12 | | | Изображение объема на плоскости и линейная перспектива | Плоскость и объем. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса | Построение конструкций из нескольких геометрических тел, выполнить зарисовки карандашом | Строить, изображать, соблюдать правила линейной перспективы |
13 | | | Освещение. Свет и тень | Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия: свет, блик, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень. Свет как средство организации композиции в картине | Изображение геометрических тел из дерева или бумаги с боковым освещением. Работа красками | Понимать, соотносить, передавать |
14 | | | Цвет в натюрморте | Цвет в живописи и богатство выразительных возможностей. Собственный цвет предмета и цвет в живописи. Ритм цветовых пятен. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Натюрморт в графике. Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте | Работа над изображением натюрморта. Работа красками | Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла при создании натюрморта. Наблюдать, соотносить |
15 | | | Выразительные возможности натюрморта | Предметный мир в изобразительном искусстве и выражение переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений окружающего мира | Работа над изображением натюрморта. Работа в карандаше | Наблюдать, соотносить, компоновать |
Четверть III. «Вглядываясь в человека. Портрет» (10 ч) |
16 | | | Образ человека – главная тема в искусстве | Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира | Свободная тема. Работа красками | Характеризовать, сравнивать, формировать представление о человеке в искусстве |
17 | | | Конструкция головы человека и ее основные пропорции | Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта | Работа над рисунком по изображению головы с различно соотнесенными деталями лица (нос, губы, глаза, брови, подбородок и др.) | Приобретать, формировать представления о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорциях лица |
18 | | | Изображение головы человека в пространстве | Поворот и ракурс головы. Соотношение лицевой и черепной части головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа | Объемное конструктивное изображение головы. Работа карандашом | Осваивать, соотносить, сравнивать, овладевать первичными навыками изображения головы человека в процессе творческой работы |
19 | | | Портрет в скульптуре | Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Выразительные возможности скульптуры | Рисунок-набросок с натуры | Соотносить, сравнивать, передавать, овладевать первичными навыками создания портрета в рисунке |
20 | | | Графический портретный рисунок | Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Индивидуальные особенности, характер, настроение. Расположение на листе | Рисунок-набросок с натуры в цвете | Получать представление о графических средствах. Соотносить, сравнивать, передавать, овладевать первичными навыками создания портрета в рисунке |
21 | | | Сатирические образы человека | Сатирические образы в искусстве. Понятие «карикатура». История карикатуры. Дружеский шарж | Изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей | Находить, создавать, развивать художественное видение, наблюдательность, умение замечать индивидуальные особенности характера человека |
22 | | | Образные возможности освещения в портрете | Изменения образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет: направленный с боку, снизу, рассеянный, изображение против света, контрастность освещения | Наблюдение натуры и наброски «пятном» с изображением головы в различном освещении | Различать, выявлять, приобретать умение работать в тоне |
23 | | | Портрет в живописи | Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи | Зарисовки композиций портретов с натуры в карандаше | Развивать, приобретать умения в наблюдении и создании портретного образа человека |
24 | | | Роль цвета в портрете | Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура | Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи, друга) | Умение различать, передавать, находить цветовые решения образа в портрете |
25 | | | Великие портретисты прошлого | Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах | Работа карандашом, аппликация, индивидуальное и коллективное творчество | Вести поисковую работу, обсуждать и анализировать |
Четверть IV. «Человек и пространство в изобразительном искусстве» (9 ч) |
26 | | | Жанры в изобразительном искусстве | Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменение видения мира в разные эпохи | Тематическая картина: бытовой и тематический жанр. Жанры в изобразительном искусстве: портрет, натюрморт, пейзаж | Знать, называть, понимать жанры в изобразительном искусстве |
27 | | | Изображение пространства | Потребность в изображении глубины пространства, открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения | Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота | Находить, получать представление о различных способах изображения пространства |
28 | | | Правила построения перспективы. Воздушная перспектива | Виды перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Уменьшение удаленных предметов – перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы и изменение контрастности | Изображение уходящей в даль аллеи с соблюдением правил перспективы | Понимать, соотносить, передавать, различать способы изображения пространства и предметов в пространстве |
29 | | | Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства | Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Отношение художника к природе | Работа над изображением большого эпического пейзажа. Изображения уходящих планов и наполнение их деталями | Находить, создавать, получать представления о пейзаже в искусстве |
30 | | | Пейзаж в русской живописи | Развитие пейзажа в русской живописи. Биография великий русских пейзажистов | Работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе | Характеризовать, анализировать пейзаж в русской живописи, уметь рассуждать |
31 | | | Пейзаж – настроение. Природа и художник | Природа как отклик переживаний художника. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман. Роль колорита в пейзаже | Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман. Роль колорита в пейзаже. Работа в красках | Передавать, находить образ, характеризовать состояния в природе по времени суток |
32 | | | Пейзаж в графике | Графический пейзаж в творчестве мастеров | Изображение графического пейзажа. Работа в карандаше | Обсуждать, использовать графические средства выражения в изображении пейзажа |
33 | | | Городской пейзаж | Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве ХХ века | Городской пейзаж. Работа в красках | Вести поисковые работы, создавать |
34 | | | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл | Обобщение материала года. Значение изобразительного искусства в жизни человека | Выставка лучших работ учащихся за учебный год | Объяснять и участвовать в диалоге |
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана.
Программы общеобразовательных учреждений. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы, 6-е издание, М. Просвещение 2010.
Программно-методические материалы «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, 1-9 классы, 6-е издание, М. Просвещение 2010. – 140 с.
Павлова О.В. Изобразительное искусство 5 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского. – Волгоград: Учиель, 2008. -286 с.
Неменский Б.М., Неменская Л.А., Коротеева Е.И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.
Павлова О.В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.
Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей, - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.
Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.
Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.
Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.
Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.
Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 234 с.
Лялина Л.А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
Основы рисунка. – М.: АСТ, 2004. – 43 с.
Пауэл У.Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.
Свиридова О.В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.
Порте П. Учимся рисовать человека / пер. с фр. Э.А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги». 2005. – 123 с.
Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / пер. с фр. Э.А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги». 2005. – 124 с.
Порте П. Учимся рисовать диких животных / пер. с фр. Э.А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги». 2005. – 122 с.
Порте П. Учимся рисовать от А до Я / пер. с фр. Э.А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги». 2005. – 123 с.
Ушакова О.Д. Великие художники: Справочник школьника – СПб.: Издательский дом «Литера», 2004. – 37 с.