2
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Отдел образования Аяно - Майского муниципального района
МКОУ СОШ с. Нелькан
РАССМОТРЕНО Руководитель МО ________________________ Колесова И.И. Протокол №! от «24» август 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Завуч УР ________________________ Кузнецова Г.В. от «25» августа 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ________________________ Пахомова Т.С. Приказ №60 от «28» августа 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»
для обучающихся 1– 4 классов
с.Нелькан 2023
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«Литературное чтение на родном языке (русском)»1- 4 класс
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном языке (русском)» разработана на основе следующих документов:
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образования в РФ»;
ФГОС НОО;
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
ООП НОО МКОУ СОШ с.Нелькан (ФГОС);
программа «Литературное чтение на родном (русском) языке (Кузнецова М. И., Романова В. Ю., Рябинина Л. А., Соколова О.В.), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20).
учебный план, календарный учебный график, расписание занятий школы на текущий учебный год;
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
понимание ценностей многонационального российского общества, осознание важности уважительного отношения к истории и культуре других народов; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
познавательные универсальные учебные действия:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета;
2) коммуникативные универсальные учебные действия:
развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
3) регулятивные универсальные учебные действия:
развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы:
1) Обучающийся научится:
понимать родную русскую литературу как национально-культурную ценность народа, как особый способ познания жизни, как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
осознавать значимость чтения родной русской литературы для личного развития; для познания себя, мира, национальной истории и культуры; для культурной самоидентификации; для приобретения потребности в систематическом чтении русской литературы;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами, определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной выразительности;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: чтение вслух и про себя, владение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: умения участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть стихотворные произведения;
самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
2) Обучающийся получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
создавать серии иллюстраций по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотаций или отзыва;
создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями.
Содержание учебного предмета, курса
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.
Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.
Круг чтения
Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.
Тематическое планирование
по литературному чтению на родном языке (русском), 1 класс, 33 часа в год
№ п/п | Содержание темы (раздела) | Кол-во часов на изучение |
| Раздел 1. МИР ДЕТСТВА | 24 |
1 | Я и книги | 7 |
2 | Я взрослею | 9 |
3 | Я фантазирую и мечтаю | 6 |
| Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ | 9 |
5 | Что мы Родиной зовём | 3 |
6 | О родной природе | 6 |
| Всего | 33 |
Тематическое планирование
по литературному чтению на родном языке (русском), 2 класс, 34 часа в год
№ п/п | Содержание темы (раздела) | Кол-во часов на изучение |
| Раздел 1. МИР ДЕТСТВА | 22 |
1 | Я и книги | 5 |
2 | Я взрослею | 9 |
3 | Я и моя семья | 4 |
4 | Я фантазирую и мечтаю | 4 |
| Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ | 12 |
5 | Родная страна во все времена сынами сильна | 3 |
6 | Народные праздники, связанные с временами года | 3 |
7 | О родной природе | 6 |
| Всего | 34 |
Тематическое планирование
по литературному чтению на родном языке (русском), 3 класс, 34 часа в год
№ п/п | Содержание темы (раздела) | Кол-во часов на изучение |
| Раздел 1. МИР ДЕТСТВА | 22 |
1 | Я и книги | 6 |
2 | Я взрослею | 6 |
3 | Я и моя семья | 4 |
4 | Я фантазирую и мечтаю | 6 |
| Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ | 12 |
5 | Родная страна во все времена сынами сильна | 3 |
6 | От праздника к празднику | 4 |
7 | О родной природе | 5 |
| Всего | 34 |
Тематическое планирование
по литературному чтению на родном языке (русском), 4 класс, 34 часа в год
№ п/п | Содержание темы (раздела) | Кол-во часов на изучение |
| Раздел 1. МИР ДЕТСТВА | 21 |
1 | Я и книги | 5 |
2 | Я взрослею | 4 |
3 | Я и моя семья | 6 |
4 | Я фантазирую и мечтаю | 6 |
| Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ | 13 |
5 | Родная страна во все времена сынами сильна | 3 |
6 | Что мы родиной зовем | 4 |
7 | О родной природе | 6 |
| Всего | 34 |
Календарно – тематическое планирование уроков литературного чтения на родном языке (русском),
1 класс, 33часа в год (1час в неделю)
№ | Содержание темы урока | № урока по плану | Дата проведения урока |
По плану | По факту |
Раздел 1. МИР ДЕТСТВА (24 часа) | | | |
Я и книги.(7 часов) | | | |
1 | Не красна книга письмом, красна умом | | | |
2 | С. А. Баруздин. «Самое простое дело». | | | |
3 | С. А. Баруздин. «Самое простое дело». | | | |
4 | Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент). | | | |
5 | Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент). | | | |
6 | Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»). | | | |
7 | Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»). | | | |
| Я взрослею.(9 часов) | | | |
8 | Когда без друга в жизни туго. Пословицы о дружбе | | | |
9 | Н. К. Абрамцева. «Цветы и зеркало». | | | |
10 | И. А. Мазнин. «Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент). | | | |
11 | С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг». | | | |
12 | С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг». | | | |
13 | Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный. Пословицы о правде и честности. | | | |
14 | В. А. Осеева. «Почему?» | | | |
15 | В. А. Осеева. «Почему?» | | | |
16 | Л. Н. Толстой. «Лгун». | | | |
17 | Л. Н. Толстой. «Лгун». | | | |
| Я фантазирую и мечтаю (6 часов) | | | |
18 | Необычное в обычном С. А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент). | | | |
19 | С. А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент). | | | |
20 | В. В. Лунин. «Я видела чудо». | | | |
21 | М. М. Пришвин. «Осинкам холодно». | | | |
22 | М. М. Пришвин. «Осинкам холодно». | | | |
23 | А. С. Пушкин. «Ещё дуют холодные ветры». | | | |
24 | А. С. Пушкин. «Ещё дуют холодные ветры». Обобщение по разделу | | | |
| РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (9 ч) | | | |
| Что мы Родиной зовём (3 ч) | | | |
25 | С чего начинается Родина? Ф. П. Савинов. «Родное» (фрагмент). | | | |
26 | П. А. Синявский. «Рисунок». | | | |
27 | К. Д. Ушинский. «Наше Отечество». | | | |
| О родной природе (6 ч) | | | |
28 | Сколько же в небе всего происходит . Русские народные загадки о солнце, луне, звёздах, облаках. | | | |
29 | И. А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…» | | | |
30 | С. В. Востоков. «Два яблока». | | | |
31 | В. М. Катанов. «Жар-птица». | | | |
32 | А. Н. Толстой. «Петушки». Проверочная работа | | | |
33 | Обобщение по разделу | | | |
Календарно – тематическое планирование уроков литературного чтения на родном языке (русском),
2 класс, 34часа в год (1час в неделю)
№ | Содержание темы урока | № урока по плану | Дата проведения урока |
По плану | По факту |
Раздел 1. МИР ДЕТСТВА (22 часа) | | | |
Я и книги.(5 часов) | | | |
1 | Не торопись отвечать, торопись слушать | 1 | | |
2 | О. С. Бундур. «Я слушаю». | 2 | | |
3 | Е. Н. Егорова. «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины сказки»). | 3 | | |
4 | Е. Н. Егорова. «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины сказки»). | 4 | | |
5 | Т. А. Луговская. «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент). | 5 | | |
| Я взрослею (9 ч) | | | |
6 | Как аукнется, так и откликнется Пословицы об отношении к другим людям. | 6 | | |
7 | В. В. Бианки. «Сова». | 7 | | |
8 | Л. И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком». | 8 | | |
9 | Кто идёт вперёд, того страх не берёт Пословицы о смелости. | 9 | | |
10 | С. П. Алексеев. «Медаль». | 10 | | |
11 | В. В. Голявкин. «Этот мальчик». | 11 | | |
12 | В. Ю. Драгунский. «Рабочие дробят камень». | 12 | | |
13 | Воля и труд дивные всходы дают Пословицы о труде. Б. В. Шергин. «Пословицы в рассказах». | 13 | | |
14 | Е. А. Пермяк. «Маркел-самодел и его дети». | 14 | | |
| Я и моя семья (4 ч) | | | |
15 | Семья крепка ладом С. Г. Георгиев. «Стрекот кузнечика». | 15 | | |
16 | В. В. Голявкин. «Мой добрый папа» (фрагмент). | 16 | | |
17 | М. В. Дружинина. «Очень полезный подарок». | 17 | | |
18 | Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья». | 18 | | |
| Я фантазирую и мечтаю (4 часов) | | | |
19 | Мечты, зовущие ввысь. Н. К. Абрамцева. «Заветное желание». | 19 | | |
20 | Е. В. Григорьева. «Мечта». | 20 | | |
21 | Л. Н. Толстой. «Воспоминания» (глава «Фанфаронова гора»). | 21 | | |
22 | Обобщение по разделу. Проверочная работа по итогам изучения раздела | 22 | | |
| РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (12ч) | | | |
| Родная страна во все времена сынами сильна (3 ч) | | | |
23 | Люди земли русской В. А. Бахревский. «Виктор Васнецов» (глава «Рябово»). | 23 | | |
24 | М. А. Булатов, В. И. Порудоминский. «Собирал человек слова… Повесть о В. И. Дале» (фрагмент). | 24 | | |
25 | М. Л. Яковлев. «Сергий Радонежский приходит на помощь» (фрагмент) | 25 | | |
| Народные праздники, связанные с временами года (3 ч) | | | |
26 | Хорош праздник после трудов праведных Песни-веснянки. Л. Ф. Воронкова. «Девочка из города» (глава «Праздник весны»). | 26 | | |
27 | В. А. Жуковский. «Жаворонок». | 27 | | |
28 | И. С. Шмелёв. «Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»). | 28 | | |
| О родной природе (6 ч) | | | |
29 | К зелёным далям с детства взор приучен Русские народные загадки о поле, цветах. Ю. И. Коваль. «Фарфоровые колокольчики». | 29 | | |
30 | И. С. Никитин. «В чистом поле тень шагает». | 30 | | |
31 | М. С. Пляцковский. «Колокольчик». | 31 | | |
32 | В. А. Солоухин. «Трава» (фрагмент). | 32 | | |
33 | Ф. И. Тютчев. «Тихой ночью, поздним летом…» | 33 | | |
34 | Обобщение по разделу. Проверочная работа по итогам изучения раздела | 34 | | |
Календарно – тематическое планирование уроков литературного чтения на родном языке (русском),
3 класс, 34часа в год (1час в неделю)
№ | Содержание темы урока | № урока по плану | Дата проведения урока |
По плану | По факту |
Раздел 1. МИР ДЕТСТВА (22 часа) | | | |
Я и книги.(6 часов) | | | |
1 | Пишут не пером, а умом | 1 | | |
2 | В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»). | 2 | | |
3 | В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»). | 3 | | |
4 | В. П. Крапивин. Сказки Севки Глущенко (глава «День рождения»). | 4 | | |
5 | В. П. Крапивин. Сказки Севки Глущенко (глава «День рождения»). | 5 | | |
6 | В. П. Крапивин. Сказки Севки Глущенко (глава «День рождения»). | 6 | | |
| Я взрослею (6 ч) | | | |
7 | Жизнь дана на добрые дела. Пословицы о доброте. | 7 | | |
8 | Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй». | 8 | | |
9 | Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка». | 9 | | |
10 | Живи по совести. Пословицы о совести. | 10 | | |
11 | П. В. Засодимский. «Гришина милостыня». | 11 | | |
12 | Н. Г. Волкова. «Дреби-Дон». | 12 | | |
| Я и моя семья (4 ч) | | | |
13 | В дружной семье и в холод тепло | 13 | | |
14 | О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку». | 14 | | |
15 | А. Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок» (фрагмент). | 15 | | |
16 | В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент). | 16 | | |
| Я фантазирую и мечтаю (6 часов) | | | |
17 | Детские фантазии В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива»). | 17 | | |
18 | В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива»). | 18 | | |
19 | Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент). | 19 | | |
20 | Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент). | 20 | | |
21 | Проверочная работа по итогам изучения раздела | 21 | | |
22 | Обобщение по разделу | 22 | | |
| РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (12ч) | | | |
| Родная страна во все времена сынами сильна (3 ч) | | | |
23 | Люди земли русской . О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент). | 23 | | |
24 | Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент). | 24 | | |
25 | О. П. Орлов. «Возвращайся к нам, Маклай» (глава «Как Маклай ходил в дальнюю деревню»). | 25 | | |
| От праздника к празднику (4 ч) | | | |
26 | Всякая душа празднику рада А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент). | 26 | | |
27 | А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент). | 27 | | |
28 | С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент). | 28 | | |
29 | С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент). | 29 | | |
| О родной природе (5 ч) | | | |
30 | Неразгаданная тайна — в чащах леса… Русские народные загадки о лесе, реке, тумане. | 30 | | |
31 | В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент). В. Д. Берестов. «У реки». | 31 | | |
32 | И. С. Никитин. «Лес». К. Г. Паустовский. «Клад». | 32 | | |
33 | М. М. Пришвин. «Как распускаются разные деревья». И. П. Токмакова. «Туман». | 33 | | |
34 | Обобщение по разделу. Проверочная работа по итогам изучения раздела | 34 | | |
Календарно – тематическое планирование уроков литературного чтения на родном языке (русском),
4 класс, 34часа в год (1час в неделю)
№ | Содержание темы урока | № урока по плану | Дата проведения урока |
По плану | По факту |
Раздел 1. МИР ДЕТСТВА (21 часа) | | | |
Я и книги.(5 часов) | | | |
1 | Испокон века книга растит человека | 1 | | |
2 | С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы «Последовательные воспоминания»). | 2 | | |
3 | Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»). | 3 | | |
4 | Ю. Н. Тынянов. «Пушкин» (фрагмент). | 4 | | |
5 | С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент). | 5 | | |
| Я взрослею (4 ч) | | | |
6 | Скромность красит человека Пословицы о скромности. Е. В. Клюев. «Шагом марш». | 6 | | |
7 | И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша». | 7 | | |
8 | Любовь всё побеждает Б. П. Екимов. «Ночь исцеления». | 8 | | |
9 | И. С. Тургенев. «Голуби». | 9 | | |
| Я и моя семья (6 ч) | | | |
10 | Такое разное детство Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент). | 10 | | |
11 | М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик (главы «Маленький мир», «Мой первый «полет»). | 11 | | |
12 | М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик (главы «Маленький мир», «Мой первый «полет»). | 12 | | |
13 | О. В. Колпакова. «Большое сочинение про бабушку» (главы «Про печку»,«Про чистоту»). | 13 | | |
14 | О. В. Колпакова. «Большое сочинение про бабушку» (главы «Про печку»,«Про чистоту»). | 14 | | |
15 | К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» (фрагмент). | 15 | | |
| Я фантазирую и мечтаю (4 часа) | | | |
16 | Придуманные миры и страны Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент). | 16 | | |
17 | Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент). | 17 | | |
18 | В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты). | 18 | | |
19 | В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты). | 19 | | |
20 | Проверочная работа по итогам изучения раздела | 20 | | |
21 | Обобщение по разделу. | 21 | | |
| РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (13ч) | | | |
| Родная страна во все времена сынами сильна (3 ч) | | | |
22 | Люди земли русской | 22 | | |
23 | Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»). | 23 | | |
24 | Ю. М. Нагибин. «Маленькие рассказы о большой судьбе» (глава «В школу»). | 24 | | |
| Что мы Родиной зовём (4 ч) | | | |
25 | Широка страна моя родная А. С. Зеленин. «Мамкин Василёк» (фрагмент). | 25 | | |
26 | А. Д. Дорофеев. «Веретено». | 26 | | |
27 | В. Г. Распутин. «Саяны». | 27 | | |
28 | Сказ о валдайских колокольчиках. | 28 | | |
| О родной природе (6 ч) | | | |
29 | Под дыханьем непогоды Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе. | 29 | | |
30 | А. Н. Апухтин. «Зимой». | 30 | | |
31 | В. Д. Берестов. «Мороз». | 31 | | |
32 | А. Н. Майков. «Гроза». | 32 | | |
33 | Н. М. Рубцов. «Во время грозы». Проверочная работа по итогам изучения раздела | 33 | | |
34 | Обобщение по разделу. | 34 | | |