Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена и адаптирована на основании образовательной программы школы, авторской программы « Литературное чтение.» 1 - 4 классы, разработанной под руководством Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы» М.: Просвещение, 2016 г. с учетом годового календарного учебного графика на 2019-2020 учебный год
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества. Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
Согласно учебному плану на изучение литературного чтения в 3 классе отводится 140 часов из расчета: 4 часа в неделю (35 учебных недель).
Планируемые результаты изучения курса.
Предметные результаты.
Виды речевой и читательской деятельности.
Учащиеся научатся:
осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, ее элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать значимость великих русских писателей и поэтов (А. Пушкина, Л. Толстого, А. Чехова, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова и др.) для русской культуры;
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая свое отношение к содержанию и героям произведения;
пользоваться элементарными приемами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и этические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ;
участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;
формулировать вопросы проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
делить текст на части, подбирать заглавия к ним, самостоятельно составлять план для пересказа, продумывать связки для соединения частей;
домысливать образ, данный автором лишь намеком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла;
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, делать логические ударения, паузы, учитывая особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет);
готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.
Творческая деятельность.
Учащиеся научатся:
сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом-повествованием;
пересказывать содержание произведения выборочно и сжато;
сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.
Учащиеся получат возможность научиться:
пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, ученых по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на темы «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
писать отзыв на прочитанную книгу.
Литературоведческая пропедевтика.
Учащиеся научатся:
понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять ее своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства их различия и сходства;
находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
Учащиеся получат возможность научиться:
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор; средства художественной выразительности – сравнение, олицетворение, метафора);
определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Формулировать учебную задачу урока в мини-группе или в паре, принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).
Составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока. Выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов. Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).
Определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока. Фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+», «–», «?»).
Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+», «–», «?»). Фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные универсальные учебные действия
Считывать информацию с новых, еще неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений.
Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника. Подбирать к тексту репродукции картин художников и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников. Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока не менее чем из 7–8 предложений.
Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Чехова, Л. Толстого, А. Крылова и др.) как часть русской национальной культуры.
Осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника, композитор, музыкальное произведение, первые печатные книги на Руси, сказки народные и литературные.
Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей.
Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения не менее чем из 7–8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Осознавать цель своего высказывания. Пользоваться элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.
Строить связное высказывание не менее чем из 7–8 предложений по выбранной теме. Оформлять 3–4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента. Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности.
Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения. Выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении. Опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивания событий.
Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять ее на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции. Вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм. Руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения.
Объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации. Приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений.
Находить нужную информацию в беседах со взрослыми, в учебных книгах, словарях, справочниках, энциклопедиях для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ.
Готовить небольшую презентацию (6–7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, рисунки, графические схемы, модели и пр.). Озвучивать презентацию с опорой
на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
Личностные результаты
Понимать, что отношение к Родине начинается с отношений в семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках.
Ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним. Собирать о таких поэтах и писателях информацию, создавать свои альбомы (проекты), посвященные художникам слова, с гордостью пишущих о своей Родине.
Называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (не менее 5–6), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных.
Знать наизусть не менее 2–3 стихотворений о Родине, красоте ее природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.
Предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине (например, в стихах, рассказах, песнях, в подборе к ним иллюстраций и т. д.).
Находить произведения писателей и поэтов других народов, читать их, знакомить с ними слушателей (класс), находить общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей.
Делиться чувствами, в том числе и негативными, в корректной форме, искать причины своих негативных чувств, объяснять, почему то или иное высказывание собеседника вызывает раздражение или агрессию. Предлагать способы выхода из конфликтных ситуаций.
Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.
Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения.
Предлагать варианты литературно-творческих работ (литературных проектов, тем для сочинений и др.).
Предлагать собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от формы урока, предлагать варианты санкций за нарушение правил работы в группе или коллективной работы на уроке.
Фиксировать собственные неудачи по выполнению правил, задумываться над их причинами.
Пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке.
Осознавать, что свобода всегда связана с ответственностью за свои поступки, что быть свободным – значит выбирать из многих альтернатив одну на основе морали и нравственных принципов.
Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности.
Переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования.
Самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению.
Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто ее чувствует и понимает, часто к ней обращается.
Понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов.
Осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений.
Находить необычные сравнительные обороты, эпитеты, испытывать при этом чувства радости и удовольствия от того, что заметил, отличил, зафиксировал оригинальность автора (по сути, сделал открытие в литературном произведении).
Осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения (взгляда на жизнь, на ее проявления, события и пр.).
Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения.
Строить морально-этическое суждение не менее чем из 7–8 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.
Предлагать свой альтернативный вариант решения морально-нравственной дилеммы.
Приводить примеры пословиц и поговорок, отражающих нравственные ценности своего народа.
Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях. Знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения при решении общих задач.
Применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть бесконфликтного поведения, показывать на их примере эффективность такой модели поведения.
Знать комплекс упражнений, снимающих напряжение с глаз и мышц туловища, проводить их в классе по просьбе учителя.
Осознавать ценность здоровья для своего будущего, для успешного достижения учебных целей.
Находить в литературных произведениях примеры, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят. Осознавать значение юмора для отдыха, находить подтверждение этому в литературных текстах. Проявлять стремление осуществлять активный отдых, чередовать виды деятельности.
Содержание учебного предмета.
Виды речевой и читательской деятельности.
Умение слушать (аудирование).
Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника), слушание различных текстов. Адекватное понимание содержания звучащей речи; умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения; определение последовательности событий; осознание цели речевого высказывания; умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, особенностью авторского стиля.
Чтение.
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся, формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно готовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание ее особенностей.
Работа с разными видами текста.
Общее представление о разных видах текста – художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать мотивацию поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умения отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура.
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начале книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание, или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации
Умение самостоятельно составлять аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельная работа с соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения.
Определение особенностей художественного текста, своеобразия выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватности содержанию.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Ознакомление с понятием «Родина», формирование представлений о выражении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с привлечением специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; составление плана (в виде назывных предложений из текста, вопросов, самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении художественных текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательность событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими видами текста.
Понимание заглавия произведения, его соотнесение с содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые, или опорные, слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения).
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Умение доказывать собственную точку зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознание прямого и переносного значения слов, их многозначности), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, ее эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, от художественного произведения, произведений изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учетом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, его отдельных сюжетных линий; короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения.
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, рассказами Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX–XX вв., классиков детской литературы; с произведениями современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов; произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности; юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности – синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор – и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев)
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений).
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умений различать сезонные состояния природы, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи, сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями; формирование умений находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Учебно-тематический план
№ раздела | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
1. | Самое великое чудо на свете. | 3 |
2. | Устное народное творчество. | 13 |
3. | Поэтическая тетрадь. | 9 |
4. | Великие русские писатели. | 24 |
5. | Поэтическая тетрадь. | 7 |
6. | Литературные сказки. | 8 |
7. | Были – небылицы. | 9 |
8. | Поэтическая тетрадь. | 6 |
9. | Люби живое. | 15 |
10. | Поэтическая тетрадь. | 10 |
11. | Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. | 13 |
12. | По страницам детских журналов. | 9 |
13. | Литература зарубежных стран. | 14 |
| Итого: | 140 |
График проведения тематического контроля.
№ п/п | Вид контроля | Дата |
1. | Входящий контроль навыков техники чтения | сентябрь |
2. | Текущий контроль навыков техники чтения | декабрь |
3. | Текущий контроль навыков техники чтения | март |
4. | Текущий контроль навыков техники чтения | май |
5. | Итоговый контроль навыков чтения | Май ( конец) |
Тематический и текущий контроль над усвоением знаний, умений и навыков учащихся по изучаемым темам осуществляется на основе контрольно-измерительных и дидактических материалов:
С.В.Кутявина.-4-е изд.
Приложение №1 к рабочей программе по литературному чтению 3 класс
Календарно-тематическое планирование.
4 часа в неделю. ( 140 часов)
№ п/п | Тема урока. | Дата по плану. | Дата по факту. |
Самое великое чудо на свете (3 часа) |
1. | Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги. Рукописные книги Древней Руси | | |
2. | Начало книгопечатания (общее представление) | | |
3. | Первопечатник Иван Федоров | | |
Устное народное творчество (13 часов) |
4. | Особенности русского народного фольклора. Русские народные песни, небылицы. | | |
5. | Народные художественные промыслы, произведения прикладного искусства | | |
6. | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок | | |
7. | Добро и зло в русской народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | | |
8. | Добро и зло в русской народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | | |
9. | Фантастические события и волшебные предметы в русской народной сказке «Иван-царевич и Серый Волк» | | |
10. | Фантастические события и волшебные предметы в русской народной сказке «Иван-царевич и Серый Волк» | | |
11. | Составление плана сказки «Иван-царевич и Серый Волк» | | |
12. | Осуждение грубости и лени в русской народной сказке «Сивка-Бурка» | | |
13. | Осуждение грубости и лени в русской народной сказке «Сивка-Бурка» | | |
14. | Составление плана сказки «Сивка-Бурка». | | |
15. | Проверка и оценка достижений | | |
16. | «Русские народные сказки» Наши проекты «Сочиняем волшебную сказку» | | |
Поэтическая тетрадь (9 часов) |
17. | Как научиться читать стихи. | | |
18. | Русские поэты XIX– XX веков. Ф. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья» | | |
19. | Русские поэты XIX– XX веков. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…» | | |
20. | Русские поэты XIX– XX веков. Обновление природы, отраженное в стихах И. С. Никитина. «Полно, степь моя, спать беспробудно…» | | |
21. | Русские поэты XIX– XX веков. Поэтическая картина зимы. И. Никитин «Встреча зимы» | | |
22. | Русские поэты XIX–XX веков. Образы детей в произведениях И. Сурикова «Детство», «Зима» | | |
23. | Русские поэты XIX–XX веков. Образы детей в произведениях И. Сурикова «Детство», «Зима» | | |
24. | Урок-концерт «Знай и люби родную природу!» | | |
25. | Обобщение. Страницы русской классики | | |
Великие русские писатели (24 часа) |
26. | А. С. Пушкин – великий русский писатель. Биография и творчество | | |
27. | А. С. Пушкин. Лирические стихотворения | | |
28. | А. С. Пушкин. Лирические стихотворения | | |
29. | Сходство русской народной сказки и ав-торской сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…». Тема сказки. События сказочного текста | | |
30. | Сходство русской народной сказки и ав-торской сказкиА. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…». Тема сказки. События сказочного текста | | |
31. | А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Сравнение народной и литературной сказки | | |
32. | А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Сравнение народной и литературной сказки | | |
33. | А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Особенности волшебной сказки | | |
34. | А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Особенности волшебной сказки | | |
35. | И. А. Крылов. Биография и творчество | | |
36. | Басни И. А. Крылова | | |
37. | Басни И. А. Крылова | | |
38. | Инсценирование басен И. А. Крылова | | |
39. | М. Ю. Лермонтов – выдающийся русский поэт. Биография и творчество | | |
40. | М. Лермонтов. Лирические стихотворения | | |
41. | М. Лермонтов. Лирические стихотворения | | |
42. | Детство Л. Н. Толстого | | |
43. | Л. Толстой «Акула» | | |
44. | Л. Толстой «Прыжок» | | |
45. | Л. Толстой «Лев и собачка» | | |
46. | Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» | | |
47. | Подробный и выборочный пересказ. Проверка и оценка достижений | | |
48. | Внеклассное чтение «Великие русские писатели» | | |
49. | Внеклассное чтение «Великие русские писатели» | | |
Поэтическая тетрадь (7 часов) |
50. | Н. А. Некрасов. Стихотворения о природе | | |
51. | Повество-вательное произведение в стихах. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | | |
52. | Повество-вательное произведение в стихах. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | | |
53. | К. Бальмонт «Золотое слово» | | |
54. | И. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги…» | | |
55. | И. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги…» | | |
56. | Обобщение по теме «Поэтическая тетрадь». Проверка и оценка достижений | | |
Литературные сказки (8 часов) |
57. | Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» | | |
58. | Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» | | |
59. | Составление отзыва на литературную сказку. | | |
60. | В. Гаршин «Лягушка- путешественница». Характеристика героев сказки | | |
61. | В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказки | | |
62. | В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказки | | |
63. | Внеклассное чтение | | |
64. | Обобщение по разделу «Литературные сказки» | | |
Были-небылицы (9 часов) |
65. | М. Горький «Случай с Евсейкой» | | |
66. | М. Горький «Случай с Евсейкой» | | |
67. | Человек и животные. К. Паустовский «Растрепанный воробей» | | |
68. | Человек и животные. К. Паустовский «Растрепанный воробей» | | |
69. | Краткий пересказ рассказа К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей» | | |
70. | А. Куприн «Слон» | | |
71. | А. Куприн «Слон» | | |
72. | А. Куприн «Слон» | | |
73. | Путешествие по «Былям-небылицам». Проверка и оценка достижений | | |
Поэтическая тетрадь (6 часов) |
74. | Саша Черный. Стихи о животных: «Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон» | | |
75. | Саша Черный. Стихи о животных: «Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон» | | |
76. | А. Блок. Картины зимних забав | | |
77. | А. Блок. Картины зимних забав | | |
78. | Природа в стихотворении С. Есенина «Черемуха» | | |
79. | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | | |
Люби живое (15 часов) |
80. | Автобиографическое повествование. М. Пришвин «Моя Родина» | | |
81. | О братьях наших меньших. И. Соколов-Микитов «Листопадничек» | | |
82. | О братьях наших меньших. И. Соколов-Микитов «Листопадничек» | | |
83. | Верность и преданностьВ. Белов «Малька провинилась» | | |
84. | В. Белов «Еще про Мальку» | | |
85. | В. Бианки «Мышонок Пик» | | |
86. | В. Бианки «Мышонок Пик» | | |
87. | Б. Житков «Про обезьянку» | | |
88. | Б. Житков «Про обезьянку» | | |
89. | Б. Житков «Про обезьянку» | | |
90. | В. Астафьев «Капалуха». Герои произведения | | |
91. | В. Драгунский. «Он живой и светится» | | |
92. | Обобщение по разделу «Люби живое». Проверка и оценка достижений | | |
93. | Внеклассное чтение по теме «Люби живое» | | |
94. | Внеклассное чтение по теме «Люби живое» | | |
Поэтическая тетрадь (10 часов.) |
95. | Образы русской природы. С. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной...» | | |
96. | Стихи о детях. А. Барто «Разлука», «В театре» | | |
97. | Стихи о детях. С. Михалков «Если» | | |
98. | Любовь к животным в стихах Е. Благининой «Кукушка», «Котенок» | | |
99. | Проект «Времена года» | | |
100. | Проект «Времена года» | | |
101. | Литературная игра. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | | |
102. | Проверка и оценка достижений по разделу «Поэтическая тетрадь» | | |
103. | Внеклассное чтение по теме: «Стихи о детях» | | |
104. | Внеклассное чтение по теме: «Стихи о детях» | | |
Собирай по ягодке – наберешь кузовок (13 часов) |
105. | Положительные качества человека. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» | | |
106. | А. Платонов «Цветок на земле» | | |
107. | Рассказы о детях. А. Платонов «Еще мама». Выборочный пересказ эпизодов, замена диалогов косвенной речью | | |
108. | Рассказы о детях. А. Платонов «Еще мама». Выборочный пересказ эпизодов, замена диалогов косвенной речью | | |
109. | Образы детей в произведении М. Зощенко «Золотые слова» | | |
110. | Образы детей в произведении М. Зощенко «Золотые слова» | | |
111. | Общение и поступки детей. М. Зощенко «Великие путешественники» | | |
112. | Общение и поступки детей. М. Зощенко «Великие путешественники» | | |
113. | Юмористические рассказы для детей. Н. Носов «Федина задача», «Телефон» | | |
114. | Юмористические рассказы для детей. Н. Носов «Федина задача», «Телефон» | | |
115. | Обобщение по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» | | |
116. | Внеклассное чтение по теме «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» | | |
117. | Внеклассное чтение по теме «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» | | |
По страницам детских журналов (9 часов) |
118. | «Мурзилка» и «Веселые картинки» – самые старые детские журналы | | |
119. | «Мурзилка» и «Веселые картинки» – самые старые детские журналы | | |
120. | Рассказ Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой» | | |
121. | Юмор в рассказе. Ю. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели» | | |
122. | Юмор в рассказе. Ю. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели» | | |
123. | Веселые стихи для детей. Г. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды» | | |
124. | Шутливое искажение действительности. Р. Сеф. «Веселые стихи» | | |
125. | Обобщение по разделу «По страницам детских журналов». Проверка и оценка достижений | | |
126. | Обобщение по разделу «По страницам детских журналов». Проверка и оценка достижений | | |
Зарубежная литература (14 часов) |
127. | Древнегреческий миф. Храбрый Персей | | |
128. | Древнегреческий миф. Храбрый Персей | | |
129. | Древнегреческий миф. Храбрый Персей | | |
130. | Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утенок» | | |
131. | Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утенок» | | |
132. | Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утенок» | | |
133. | Нравственный смысл сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок» | | |
134. | Внеклассное чтение по теме «Зарубежная литература» | | |
135. | Внеклассное чтение по теме «Зарубежная литература» | | |
136. | Внеклассное чтение по теме «Зарубежная литература» | | |
137. | Обобщение по разделу «Зарубежная литература» | | |
138. | Итоговая проверочная работа | | |
139. | Проверка техники чтения. | | |
140. | Итоговый урок «Что читать летом» | | |
Итого | 140 часов | | |
Список литературы
Литература для учителя.
1. Стефаненко, Н. А. Литературное чтение. 3 класс: метод. пособие / Н. А. Стефаненко. – М.: Просвещение, 2012.- 52 с.
2. В мире природы, истории и литературы: сборник загадок / сост. М. П. Филипченко. – Волгоград: Учитель, 2008.- 42 с.
3. Литературное чтение. 1–4 классы: формирование читательской компетенции: уроки-исследования текста, уроки-игры, обобщающие уроки / авт.-сост. Т. В. Данилюк [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2011. - 36 с.
4. Литературное чтение. 2–4 классы: внеклассные занятия / авт.-сост. Г. Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2007. - 142 с.
5. Мисаренко, Г. Г. Развитие речи учащихся 2–4 классов: конструирование и анализ предложений / Г. Г. Мисаренко. – Волгоград: Учитель, 2011. - 56 с.
6. Чтение. 1–4 классы: тексты для проверки техники и выразительности чтения / авт.-сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2012.- 186 с.
2. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2. КМ-школа – образовательная среда для комплексной информатизации школы. – Режим доступа: http://www.km-school.ru
3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september. ru/urok
5. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
6. Начальная школа – детям, родителям, учителям. – Режим доступа: http:www.Nachalka.com
7. Детские презентации: коллекция. – Режим доступа: http:www.viku.rdf.ru
8. Архив учебных программ и презентаций. – Режим доступа: http:www.rusedu.ru
9. Международная ассоциация «Развивающее обучение». – Режим доступа: http://www.maro. newmail.ru
10. Детские песни, мультфильмы, сказки, звуковые сказки. – Режим доступа: http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html
11. Интернет-ресурсы учителю начальной школы. – Режим доступа: http://www.int-edu.ni
3. Наглядные пособия (таблицы).
1. Жанры устного народного творчества.
2. Фольклор народов России.
3. Народные сказки.
4. Сказки народов России.
5. Литературные сказки.
6. Сказки русских писателей.
7. Сказки зарубежных писателей.
8. По страницам любимых книг.
4. Информационно-коммуникативные средства.
1. Начальная школа. Наука без скуки. Математика. Русский язык. Чтение / авт.-сост. И. В. Блинова [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
2. Справочник учителя начальных классов / сост. Е. М. Елизарова [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
3. «Я помню чудное мгновенье...». Антология русской поэзии ХIХ века. Для детей школьного возраста. – М. : Весть-ТДА, 2008. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
4. «Заюшкина избушка». Сказки русских писателей про животных. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Весть-ТДА, 2007. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
20