Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 6»
Утверждена приказом руководителя
образовательного учреждения
№ _____________ от ________________
Директор МБОУ «Лицей № 6»
____________ А.М. Купцов
Рабочая программа
учебного курса «Математика» в 4а классе
к учебнику М.И. Моро, М.А. Бантова
(136 часов)
составлена на основе
Федерального Государственного Образовательного Стандарта
начального общего образования
УМК «Школа России»
учителя начальных классов:
Дружининой
Ольги Борисовны
Данная программа
Заслушана на ШМО «25» мая 2020г.
Руководитель ШМО: О. А.Трунёва / /
Согласована на МСШ «27» мая 2020г.
Председатель МСШ: В.И.Меньшикова/
г. Северобайкальск
2020 – 2021 учебный год
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения в четвёртом классе ученик НАУЧИТСЯ:
читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки (больше),
представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
пользоваться изученной математической терминологией;
записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия (со скобками и без них);
выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
выполнять вычисления с нулём;
выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные числа), проверку вычислений;
решать уравнения вида х±60 = 320, 125+х = 750, 2000-х= 1450, х-12 = 2400, х:5 = 420, 600:х = 25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;
решать задачи в 1—3 действия;
находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
узнавать время по часам;
выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);
применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами;
строить заданный отрезок;
строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.
К концу обучения в четвёртом классе ученик получит возможность научиться:
выделять признаки и свойства объектов (прямоугольник, его периметр, площадь и др.);
выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними;
определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные признаки;
формировать речевые математические умения и навыки, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания и т. д.), помогающие понять его смысл; ставить вопросы по ходу выполнения задания;
выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения задачи, уравнения и др.;
развивать организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий;
осуществлять контроль и оценку правильности действий, поиск путей преодоления ошибок;
сформировать умения читать и записывать числа, знание состава чисел, которые понадобятся при выполнении устных, а в дальнейшем и письменных вычислений:
формировать и отрабатывать навыки устных и письменных вычислений табличные случаи умножения и деления внетабличные вычисления в пределах 100, разнообразные примеры на применение правил о порядке выполнения действий в выражениях со скобками и без них:
пользоваться алгоритмами письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначного числа на однозначное и двузначное числа;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.),
сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе вместимости;
определения времени по часам (В часах и минутах).
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новымобщим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственной: воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решение учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре; исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками; представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Содержание учебного курса 136 часов
Числа от 1 до 1000 Повторение (13 ч)
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2-4 действия. Письменные приёмы вычислений.
Числа, которые больше 1000
Нумерация (12ч)
Новая счетная единица — тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Величины (12 ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности
Сложение и вычитание 11 ч)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь у компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания
Решение уравнений вида:
х + 312 = 654 + 79,
729 – х = 217 + 163,
х- 137 = 500-140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное — в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин.
Умножение и деление (80ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида 6 - х = 429 +120, х - 18 = 270-50, 360:х=630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
В течение всего года проводится:
вычисление значений числовых выражений в 2 — 4 действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения действий;
решение задач в одно действие, раскрывающих смысл арифметических действий;
нахождение неизвестных компонентов действий;
отношения больше, меньше, равно,
взаимосвязь между величинами;
решение задач в 2 — 4 действия:
решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных;
разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 — 3 ее частей;
- построение изученных фигур с помощью линейки и циркуля.
Итоговое повторение (8 ч)
Поурочно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Дата по факту |
| Числа от 1 до 1000. Повторение. | 13 ч | | |
| Повторение. Нумерация чисел. | 1 | 01.09-04.09 | 1 четв |
| Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание. | 1 | 01.09-04.09 | |
| Нахождение суммы нескольких слагаемых | 1 | 01.09-04.09 | |
| Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел | 1 | 07.09-11.09 | |
| Умножение трёхзначного числа на однозначное. Свойства умножения | 1 | 07.09-11.09 | |
| Алгоритм письменного деления | 1 | 07.09-11.09 | |
| Приёмы письменного деления | 1 | 07.09-11.09 | |
| Контрольная работа. Входная | 1 | 14.09-18.09 | |
| Анализ контрольной работы. | 1 | 14.09-18.09 | |
| Приёмы письменного деления | 1 | 14.09-18.09 | |
| Диаграмма | 1 | 14.09-18.09 | |
| Что узнали. Чему научились. | 1 | 21.09-25.09 | |
| Странички для любознательных. Закрепление изученного | 1 | 21.09-2509 | |
| Числа, которые больше 1000. Нумерация | 12 | | |
14 | Класс единиц и тысяч | 1 | 21.09-25.09 | |
15 | Чтение многозначных чисел | 1 | 21.09-25.09 | |
16 | Запись многозначных чисел | 1 | 28.09-02.10 | |
17 | Разрядные слагаемые | 1 | 28.09-02.10 | |
18 | Сравнение чисел | 1 | 28.09-02.10 | |
19 | Увеличение (уменьшение)числа в 10, 100, 1000 раз | 1 | 28.09-02.10 | |
20 | Закрепление изученного | 1 | 30.09-06.10 | |
21 | Класс миллионов. Класс миллиардов | 1 | 05.10-09.10 | |
22 | Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились | 1 | 05.10-09.10 | |
23 | Контрольная работа №2 | 1 | 05.10-09.10 | |
24 | Анализ контрольной работы. Наши проекты | 1 | 05.10-09.10 | |
25 | Что узнали. Чему научились. Закрепление изученного | 1 | 12.10-16.10 | |
| Величины | 12 | | |
26 | Единицы длины. Километр | 1 | 12.10-16.10 | |
27 | Единицы длины. Закрепление изученного | 1 | 12.10-16.10 | |
28 | Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр | 1 | 12.10-16.10 | |
29 | Таблица единиц площади | 1 | 19.10-23.10 | |
30 | Контрольная работа №3 за 1 четверть | 1 | 19.10-23.10 | |
31 | Анализ контрольной работы. | 1 | 19.10-23.10 | |
32 | Измерение площади с помощью палетки | 1 | 19.10-23.10 | |
33 | Единицы массы. Тонна, центнер | 1 | 26.10 -30.10 | |
34 | Единицы времени. Определение времени по часам | 1 | 26.10 -30.10 | |
35 | Определение начала, конца и продолжительности события. Секунда | 1 | 26.10 -30.10 | |
36 | Век. Таблица единиц времени | 1 | 26.10 -30.10 | |
37 | Что узнали. Чему научились | 1 | 09.11-13.11 | 2 четв |
| Сложение и вычитание | 11 | | |
38 | Устные и письменные приёмы вычислений | 1 | 09.11-13.11 | |
39 | Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого | 1 | 09.11-13.11 | |
40 | Нахождение несколько долей целого | 1 | 09.11-13.11 | |
41 | Решение задач | 1 | 16.11-20.11 | |
42 | Сложение и вычитание величин | 1 | 16.11-20.11 | |
43 | Решение задач | 1 | 16.11-20.11 | |
44 | Что узнали. Чему научились | 1 | 16.11-20.11 | |
45 | Странички для любознательных. Задачи расчёты | 1 | 23.11-27.11 | |
46 | Что узнали. Чему научились | 1 | 23.11-27.11 | |
47 | Контрольная работа №4 | 1 | 23.11-27.11 | |
48 | Анализ контрольной работы. Закрепление изученного | 1 | 23.11-27.11 | |
| Умножение и деление | 80 | | |
49 | Свойства умножения | 1 | 30.11-04.12 | |
50 | Письменные приёмы умножения | 1 | 30.11-04.12 | |
51 | Письменные приёмы умножения | 1 | 30.11-04.12 | |
52 | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями | 1 | 30.11-04.12 | |
53-54 | Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя | 2 | 07.12-11.12 | |
55 | Деление с числами 0 и 1 | 1 | 07.12-11.12 | |
56-57 | Письменные приёмы деления | 2 | 07.12-11.12 | |
58 | Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме | 1 | 14.12-18.12 | |
59 | Закрепление изученного. Решение задач | 1 | 14.12-18.12 | |
60 | Письменные приёмы деления. Решение задач | 1 | 14.12-18.12 | |
61 | Контрольная работа №5 Пробные ВПР | 1 | 21.12-25.12 | |
62 | Анализ контрольной работы | 1 | 21.12-25.12 | |
63 | Закрепление изученного | 1 | 21.12-25.12 | |
64 | Что узнали. Чему научились. Закрепление изученного | 1 | 21.12-25.12 | |
65-66 | Умножение и деление на однозначное число | 2 | 11.01-15.01 | 3 четв |
67 | Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием | 1 | 11.01-15.01 | |
68-71 | Решение задач на движение | 4 | 11.01-15.01 | |
72 | Странички для любознательных. Проверочная работа | 1 | 18.01-22.01 | |
73 | Умножение числа на произведение | 1 | 25.01-29.01 | |
74 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | 25.01-29.01 | |
75 | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями | 1 | 25.01-29.01 | |
76-77 | Решение задач | 2 | 25.01-29.01 | |
78 | Перестановка и группировка множителей | 1 | 01.02-05.02 | |
79 | Что узнали. Чему научились | 1 | 01.02-05.02 | |
80 | Закрепление изученного | 1 | 01.02-05.02 | |
81 | Контрольная работа №6 | 1 | 08.02-12.02 | |
82 | Анализ контрольной работы | 1 | 08.02-12.02 | |
83-84 | Деление числа на произведение | 2 | 08.02-12.02 08.02-12.02 | |
85 | Деление с остатком на 10, 100,1000 | 1 | 15.02-19.02 | |
86-87 | Решение задач | 2 | 15.02-19.02 | |
88-91 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 4 | 15.02-19.02 22.02-26.02 | |
92 | Решение задач | 1 | 01.03-05.03 | |
93 | Закрепление изученного .Что узнали. Чему научились | 1 | 01.03-05.03 | |
94 | Контрольная работа №7 | 1 | 01.03-05.03 | |
95 | Анализ контрольной работы. Наши проекты | 1 | 01.03-05.03 | |
96-97 | Умножение числа на сумму | 2 | 09.03-12.03 | |
98-99 | Письменное умножение на двузначное число | 2 | 09.03-12.03 | |
100-101 | Решение задач | 2 | 15.03-19.03 | |
102-103 | Письменное умножение на трёхзначное число | 2 | 15.03-19.03 | |
104 | Письменное умножение на трёхзначное число | 1 | 29.03-02.04 | 4 четв |
105 | Закрепление изученного | 1 | 29.03-02.04 | |
106 | Контрольная работа №8 | 1 | 29.03-02.04 | |
107 | Анализ контрольной работы | 1 | 29.03-02.04 | |
108 | Что узнали. Чему научились | 1 | 05.04-09.04 | |
109 | Письменное деление на двузначное число | 1 | 05.04-09.04 | |
110 | Письменное деление с остатком на двузначное число | 1 | 05.04-09.04 | |
111 | Алгоритм письменного деления на двузначное число | 1 | 05.04-09.04 | |
112-114 | Письменное деление на двузначное число | 3 | 12.04-16.04 | |
115-117 | Закрепление изученного | 3 | 12.04-16.04 19.04-23.04 | |
118 | ВПР | 1 | 19.04-23.04 | |
119 | Решение задач | 1 | 19.04-23.04 | |
120 | Письменное деление на двузначное число. Закрепление | 1 | 26.04-30.04 | |
121 | Закрепление изученного. Решение задач | 1 | 26.04-30.04 | |
122 | Письменное деление на трёхзначное число | 1 | 26.04-30.04 | |
123 | Закрепление изученного | 1 | 26.04-30.04 | |
124 | Деление с остатком | 1 | 03.05-07.05 | |
125 | Деление на трёхзначное число. Закрепление | 1 | 03.05-07.05 | |
126 | Контрольная работа №9 | 1 | 03.05-07.05 | |
127 | Анализ контрольной работы | 1 | 03.05-07.05 | |
128 | Что узнали. Чему научились | 1 | 10.05-14.05 | |
| Итоговое повторение | 8 | | |
129 | Нумерация | 1 | 10.05-14.05 | |
130 | Выражения и уравнения | 1 | 10.05-14.05 | |
131 | Арифметические действия: сложение и вычитание, умножение и деление | 1 | 10.05-14.05 | |
132 | Величины | 1 | 17.05-21.05 | |
133 | Итоговая контрольная работа | 1 | 17.05-21.05 | |
134 | Анализ контрольной работы | 1 | 17.05-21.05 | |
135 | Правила о порядке выполнения действий | 1 | 17.05-21.05 | |
136 | Геометрические фигуры. Итоговый урок | 1 | 24.05 | |