Рабочая программа по русскому языку для 9 класса МБОУ СОШ №1 с.Средняя Елюзань соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту ООО и составлена на основе образовательной программы основного общего образования по русскому языку МБОУ СОШ 1 с.Средняя Елюзань.
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса ориентирована на использование учебника « Русский язык 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений», авторы: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова .М.: Просвещение, 2014.
Учебный план МБОУ СОШ №1 с.Средняя Елюзань предусматривает изучение русского языка в объёме 68 часов, 2 часа в неделю.
Планируемые результаты
Личностные:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств языка для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные :
1) владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные :
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции русского языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание учебного предмета
Международное значение русского языка (1 ч)
Международное значение русского языка.
Повторение пройденного в 5 - 8 классах (7ч)
Комплексное повторение. Устная и письменная речь. Монолог и диалог. Комплексное повторение. Стили языка. Сжатое изложение. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с обособленными членами. Обращение, вводные слова и вставные конструкции. Изложение с продолжением.
Сложное предложение. Культура речи. (1 ч)
Сложные предложения. Союзные и бессоюзные сложные предложения.
Сложносочинённые предложения.(7ч)
Основные группы ССП. Сложносочинённые предложения с противительными союзами. Сложносочинённые предложения и знаки препинания в них. Повторение «Правописание союзов». Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения. Сочинение.
Сложноподчиненные предложения.(22ч.)
Строение СПП и пунктуация в нём. Обучающее сочинение на лингвистическую тему. Обучающее сочинение на лингвистическую тему. Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. СПП с придаточными определительными. СПП с придаточными изъяснительными. СПП с придаточными обстоятельственными. Придаточные предложения образа действия, степени и сравнительные. Придаточные предложения места и времени. Обучающее сочинение по прочитанному тексту. Обучающее сочинение по прочитанному тексту. Придаточные предложения причины и следствия. Придаточные предложения условные. Придаточные предложения уступительные. Придаточные предложения цели. Закрепление темы «СПП». СПП с несколькими придаточными. СПП с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения. Пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения. Контрольный диктант.
Бессоюзные сложные предложения.(9ч.)
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Запятая и точка с запятой в БСП. Сжатое изложение. Сжатое изложение. Двоеточие в БСП. Закрепление темы «БСП». Синтаксический и пунктуационный разборы. Контрольный диктант.
Сложные предложения с различными видами связи.(3ч.)
Сложные предложения с различными видами связи. Сложные предложения с различными видами связи. Тестирование формата ГИА
Общие сведения о языке(3ч)
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Русский литературный язык и его стили. Итоговый контрольный диктант.
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи(15ч)
Повторение «Фонетика. Графика. Орфография». Повторение «Лексика. Фразеология. Орфография». Повторение «Состав слова и словообразование. Орфография». Контрольное выборочное изложение по тексту(№259). Повторение темы «Морфология». Повторение темы «Морфология». Контрольное сжатое изложение. Контрольное сжатое изложение. Тестирование формата новой формы. Повторение темы «Предлог. Союз. Частица». Повторение темы «Синтаксис. Пунктуация». Знаки завершения предложения и их функции. Запятая и её функции. Двоеточие и тире и их функции. Скобки и кавычки и их функции и правила постановки. Способы введения чужой речи. Контрольное сочинение на лингвистическую тему.
Тематический план.
Темы | Кол-во часов | Кол-во контрольных работ, тестирования | Развитие речи |
Международное значение русского языка | 1 | | |
Повторение пройденного в 5 - 8 классах | 7 | | 1 |
Сложное предложение. Культура речи. | 1 | | |
Сложносочинённые предложения. | 7 | 1 | 1 |
Сложноподчиненные предложения. | 22 | 1 | 4 |
Бессоюзные сложные предложения. | 9 | 1 | 2 |
Сложные предложения с различными видами связи. | 3 | 1 | |
Общие сведения о языке | 3 | 1 | |
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи | 15 | | 4 |
ИТОГО | 68 | 5 | 12 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Наименования разделов и тем | |
| Международное значение русского языка. | 1 |
| Повторение изученного в 5-8 классах (8 ч + 2 ч РРч+ 1 ч к.р.) Р. р. Устная, письменная речь. Монолог. Диалог.(Алгоритм ведения диалога) Р.р. Стили речи | 1 |
| Словосочетание. Связь слов в словосочетании. | 1 |
| Простое предложение и его грамматическая основа | 1 |
| Односоставные и двусоставные предложения | 1 |
| Предложения с обособленными членами | 1 |
| Практическая работа по отработке нахождения обособленных членов | 1 |
| Обращение, вводные слова и вставные конструкции. | 1 |
| Закрепление по теме «Осложняющие конструкции» | 1 |
| Практикум по теме «Словосочетание. Простое предложение» | 1 |
| Р.р. Способы сжатия текста. Обучающее сжатое изложение | 1 |
| Входная контрольная работа | 1 |
| Сложное предложение. Культура речи (5 ч+ 2 чр.р.) Понятие о сложном предложении | 1 |
| Союзные и бессоюзные сложные предложения | 1 |
| Практикум по теме «Союзные и бессоюзные сложные предложения» | 1 |
| Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения | 1 |
| Практикум по теме «Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения» | 1 |
18-19 | Р.Р.Устное сочинение-описание по картинке (Алгоритм) (устное собеседование 3.1) Практикум | 1 |
20 | Сложносочинённые предложения (5 ч + 1 РР ч+ 1 ч к.р.) Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в ССП (повторение сочинительных союзов) | 1 |
21 | ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами | 1 |
22 | ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами | 1 |
23 | Разделительные знаки препинания между частями ССП | 1 |
24 | Р.р. Сжатое изложение | 1 |
25 | Синтаксический и пунктуационный разбор ССП | 1 |
26 | Контрольная работа по теме «Сложносочинённые предложения» | 1 |
27 | Сложноподчинённые предложения (16ч + 4 ч РР+ 3 ч к.р.) Понятие о сложноподчинённом предложении. Устное сочинение-повествование 3.2.(Алгоритм) | 1 |
28 | Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП | 1 |
29 | Контрольная работа за 1 полугодие в формате ОГЭ(тестовая часть) | 1 |
30 | Р.р. Сочинение-рассуждение 9.3 | 1 |
31 | Р.р. Обучающее сочинение 9.2 | 1 |
32 | Союзы и союзные слова в СПП | 1 |
| Роль указательных слов в СПП | 1 |
33 | Основные группы сложноподчинённых предложений СПП с придаточными определительными | 1 |
34 | СПП с придаточными изъяснительными | 1 |
35 | СПП с придаточными обстоятельственными. Устное сочинение-рассуждение 3.3. (Алгоритм) | 1 |
36 | СПП с придаточными места и времени | 1 |
37 | СПП с придаточными обстоятельственными цели, причины, условия, уступки, следствия | 1 |
38 | СПП с придаточными обстоятельственными цели, причины, условия, уступки, следствия | 1 |
39 | СПП с придаточными обстоятельственными образа действия, меры и степени и сравнительными | 1 |
40 | Р.р. Сочинение-рассуждение 9.3 | 1 |
41 | Р.р. Обучающее сочинение 9.3 | 1 |
42 | СПП с придаточными обстоятельственными образа действия, меры и степени и сравнительными | 1 |
43 | СПП с несколькими придаточными | 1 |
44 | СПП с несколькими придаточными | 1 |
45 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения | 1 |
46 | Сложноподчинённые предложения. Повторение | 1 |
47 | Контрольная работа «Сложноподчинённые предложения» | 1 |
48 | Бессоюзные сложные предложения (6 ч+ 1 к.р.) Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях | 1 |
49 | БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП | 1 |
50 | БСП со значением причины. пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП Повторение постановки двоеточия в предложениях | 1 |
51 | БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП Повторение постановки тире в предложениях | 1 |
52 | Повторение темы «Бессоюзные сложные предложения» Р.р.Фрагмент статьи на лингвистическую тему Повторение связи слов в словосочетаниях | 1 |
53 | Практикум. Отработка навыков постановки знаков препинания в БСП Повторение орфографии в приставках и корнях | 1 |
54 | Контрольная работа по теме «Бессоюзные сложные предложения» | 1 |
55 | Сложные предложения с разными видами связи (5 ч + 3 ч КР) Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях Повторение орфографии в суффиксах и окончаниях | 1 |
56 | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи Повторение темы «Грамматическая основа предложения» | 1 |
57 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи Повторение темы «осложняющие конструкции: обособленные члены предложения» | 1 |
58 | Сложное предложение с различными видами связи. Повторение Подготовка к контрольной работе Повторение темы «осложняющие конструкции: однородные члены, вводные слова, обращения» | 1 |
59 | Контрольная работа по теме «Сложные предложения с разными видами с.св.» | 1 |
60 | Повторение изученного в 9 классе. Подготовка к итоговой к.р. | 1 |
61 | Итоговая контрольная работа | 1 |
62 | Анализ контрольной работы | 1 |
63 | Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (4 ч) Фонетика и графика. Лексика и фразеология.Орфография | 1 |
64 | Морфемика. Словообразование. Морфология. Орфография | 1 |
65 | Синтаксис.Пунктуация | 1 |
66 | Синтаксис.Пунктуация. Подведение итогов | 1 |
67 | Практикум по заданиям ОГЭ | 1 |
68 | Практикум по заданиям ОГЭ | 1 |
| ИТОГО: | 68 ч |
.