СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя Россия" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя Россия" 4 класс»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11»

г. Сергиев Посад


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №11

_______________

августа 201 г.

приказ № от августа 201 г.




Рабочая программа внеурочной деятельности

по духовно-нравственному направлению

«Моя Россия»

для 4 Б класса

(базовый уровень)

2019 – 2020 учебный год


Рабочая программа составлена на основе авторской программы Л.Н. Михеевой «Праздники, традиции и ремёсла народов России», М.: Вентана-Граф, 2011 г.

Разработчик программы Давлетова Елена Михайловна, учитель начальных классов первой квалификационной категории.



2019 г.

Планируемые результаты изучения программы

Метапредметные;


  • познакомить с особенностями крестьянской одежды;

  • ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером.

  • продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь, полати, лавки, клеть, сени, крестьянский двор, хозяйственные постройки);

  • показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянкой избой;

  • оценить достоинства традиционной русской кухни;

  • уметь приготовить несколько простейших блюд (каша; «взвар» компот);

  • разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта);

  • сравнить учебу детей в старину с современной школой;

  • сравнивать букварь — «Азбуковник» и современные учебные книги;

  • проанализировать их различия;

  • показать изысканную красоту парков и садов, особняков и дворцов (Москва, Петербург; провинция);

  • разучить несколько элементов старинного танца (менуэт, полонез и т. д.);

  • прочитать несколько стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова;

  • проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых;

  • разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи;

  • познакомить с пословицами и поговорками о праздниках;

  • изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала;

  • воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор;

  • разучить песни и игры;

  • научиться печь блины, красить пасхальные яйца;

  • разучить игры с катанием пасхальных яиц;

  • разучить песни о завивании берёзки, хороводы;

  • научиться плести венки;

  • нарисовать картинку на тему осенней ярмарки;

  • показать сценку с куклами «Петрушка на ярмарке»;

  • нарисовать несколько гжельских орнаментов;

  • раскрасить узоры хохломских ложек и жостовских подносов;

  • изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской и богородской игрушки;

  • разучить несколько игр (прятки, гуси-лебеди, коршун, бояре и др.);

  • разучить несколько песенок, считалок;

  • научиться разгадывать загадки;

  • разучить хороводы, игры-хороводы.


Личностные:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости;

  • умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Данная программа «Моя Россия» рассчитана на 34 часа (1час в неделю).

Авторская программа используется без изменений.

Содержание курса

Тема

Кол-во

часов

Краткое содержание учебной темы

Перечень лабораторных и практических работ, экскурсий, проектной деятельности

Старинный русский быт.

7

Знакомство с бытом крестьянской и городской семей. Распорядок дня. Замкнутая жизнь женщин в городе. Боярские хоромы. Крестьянская изба. Элементы старинного русского костюма, его функциональный характер. Особенности боярской одежды. Достоинства традиционной русской кухни. Рецепты простейших блюд (каша, «взвар», компот). Наиболее известные игры (горелки, жмурки, прятки, лапта). Семейные праздники.

Экскурсия в краеведческий музей.

Учеба. Школа.

1

Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы. Сравнение с современной школой.

Новый русский быт (со времён Петра I).

8

Новый русский быт (со времён Петра I). Царский указ о запрете носить русскую старинную одежду. Наряды девушек и дам 19 века. Одежда дворян –мужчин. Русские пословицы и поговорки об одежде. Привилегированные учебные заведения. Учёба дворянских детей, их распорядок дня и отдых. Званые обеды. Этикет. Изысканная красота парков и садов, особняков и дворцов (Москва, Петербург; провинция). Старинный танец (менуэт, полонез и т. д.). Деятели культуры и искусства. Поэзия А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. Музыкальные салоны.

Электронный ресурс.

Русские народные праздники

9

Будни и праздники на Руси. Сочетание языческих и христианских праздников. Святки. Рождество. Крещение. Масленица. Пасха. Красная горка. Колядки, рождественские и новогодние стихи. Пословицы и поговорки о праздниках. Маски и костюмы для новогоднего карнавала. Блины. Пасхальные яйца. Игры с катанием пасхальных яиц. Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы. Зимние посиделки.

Электронный ресурс.

Русские народные промыслы

4

Народные промыслы. Гжель. Хохлома. Жостовские подносы. Богородская игрушка. Вятская игрушка.

Экскурсия в краеведческий музей или музей Матрёшки.

Русские народные игры

5

Игры (прятки, гуси-лебеди, коршун, бояре и др.).Песенки, считалки; загадки. Хороводы, игры-хороводы, командные игры.

Экскурсия в краеведческий музей.




















Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Дата план.

Дата факт.

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Использование учебно- лабораторного оборудования

Старинный русский быт (7 ч)

1

05.09


Экскурсия в краеведческий музей. Экспозиция «Вслед за археологами».

Познакомить с особенностями боярской одежды;

ознакомить с элементами старинного русского

костюма, его функциональным характером.


2

12.09


Старинный русский быт. Одежда и обувь бояр.

Электронный ресурс

3

19.09


Экскурсия в краеведческий музей. «Путешествие в русскую деревню». Жилище. Палаты. Терем.

Показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянкой избой.


4

26.09


Традиционная русская кухня.

Оценить достоинства традиционной русской кухни;

уметь приготовить несколько простейших блюд (каша; «взвар» компот).

Электронный ресурс

5

03.10


Традиционные кушанья.

6

10.10


Семейные праздники.

Разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта).


7

17.10


Семейные обряды. Именины

Познакомиться с бытом крестьянской и городской семей. Распорядок дня. Замкнутая жизнь женщин в городе.

Электронный ресурс

Учеба. Школа. (1 ч)

8

24.10


Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы.

Сравнить учебу детей в старину с современной школой.

Электронный ресурс

Новый русский быт (со времён Петра I) (8 ч)

9

07.11


Новый русский быт

(со времён Петра I).

Проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых.

Электронный ресурс

10

14.11


Обычаи, привычки дворян.

Познакомить с царским указом о запрете носить русскую старинную одежду. Наряды девушек и дам 19 века.

Одежда дворян – мужчин.

Русские пословицы и поговорки об одежде.

Электронный ресурс

11

21.11


Усадьба. Убранство комнат господ.

Показать изысканную красоту парков и садов, особняков и дворцов. (Москва, Петербург; провинция).

Разучить несколько элементов старинного танца (менуэт, полонез и т. д.).

Электронный ресурс

12

28.11


Дворцы Петербурга. Архитектура: колонны, купол, фронтон.

13

05.12


Быт дворянской семьи. Литературно-музыкальные салоны.

Познакомить с бытом дворянских семей.

Показать воспитание детей.


14

12.12


Традиционные званые обеды. Строгое соблюдение этикета.

Электронный ресурс

15

19.12


Привилегированные учебные заведения.

Проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых.

Электронный ресурс

16

26.12


Знакомство с деятелями культуры и искусства.

Электронный ресурс

Русские народные праздники (9 ч)

17

.01


Будни и праздники на Руси.

Разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи.

Познакомить с пословицами и поговорками о праздниках.


Изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала.



Научиться печь блины, красить пасхальные яйца.

Разучить игры с катанием пасхальных яиц.


18

.01


Сочетание языческих и христианских праздников.

Электронный ресурс

19

.01


Канун нового года.


20

.02


Экскурсия в краеведческий музей. Тематическая экскурсия «Рождество да Святки». Крещение

Электронный ресурс

21

.02


Весна-веснянка. Масленица.


22

.02


Красная горка.


23

.02


Экскурсия в краеведческий музей. Тематическая экскурсия «Зелёные Святки».

Разучить песни о завивании берёзки, хороводы;

научиться плести венки.

Электронный ресурс.


24

.03


Осень золотая. Спасы.



25

.03


Разделение осени и зимы.

Начало зимних посиделок.

Сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы;

нарисовать картинку на тему осенней ярмарки.

Показать сценку с куклами «Петрушка на ярмарке».

Домашний кукольный театр.

Русские народные промыслы (4 ч)

26

.03


Экскурсия в краеведческий музей. «В гости к Матрёшке». Русские народные промыслы.


Экскурсия

26

.03


Экскурсия в краеведческий музей.

«В гости к Матрёшке».

Русские народные промыслы.

Нарисовать несколько гжельских орнаментов.

Раскрасить узоры хохломских ложек и Жостовских подносов. Изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской и Богородской игрушки.

Электронный ресурс.


27

.04


Деревянная расписная посуда. Расписные металлические подносы.

28

.04


Экскурсия в краеведческий музей. Интерактивная программа «Приглашение на ярмарку».


Экскурсия

29

.04


Мастера резчики Богородской игрушки.


Электронный ресурс



Русские народные игры (5 ч)

30

.04



Экскурсия в краеведческий музей. Обзорная игровая экскурсия «Жили-были».

Разучить несколько игр (прятки, гуси-лебеди, коршун, бояре и др.).


Электронный ресурс

31

.05



Командные игры

Разучить несколько песенок, считалок; учиться разгадывать загадки. Разучить хороводы, игры-хороводы, командные игры.



32

.05



Старинные русские игры

33

.05



Темы труда, красоты природы в хороводах.







34

.05


Экскурсия в краеведческий музей. Интерактивная программа «Аты-баты».






СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО начальных классов заместитель директора по УВР

от августа 201 г. ____________

протокол № августа 201 г.