СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа русский язык 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа Русский язык 7 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа русский язык 7 класс»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Московской области


 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

"СОЗВЕЗДИЕ ВЕНТА"





ПРИНЯТО

На Педагогическом совете

Протокол № 1 от 30.08.2022

УТВЕРЖДАЮ.

Директор школы

_____________В.В.Петухова

_________________________




Рабочая программа


по предмету «Русский язык»

для 7 «Д» класса основного общего образования

на 2022-2023 учебный год





Составитель:

Королева Марина Борисовна,

учитель русского языка и литературы



Цветковский



2022





Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку и рабочей Программы по русскому языку к учебнику для 7 класса общеобразовательной школы авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского и др. (М.: Просвещение, 2016).

Рабочая программа разработана с учётом программы воспитания.




Раздел III. Содержание тем учебного курса.

РАЗДЕЛ I. Раздел I. Русский язык как развивающееся явление. Язык и культура народа. Лингвистика как наука о языке и речи. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности.

Раздел II.

Повторение пройденного в 5-6 классах. Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности. Орфографические, пунктуационные условия написания слов. Морфемные признаки слова.

Морфологические признаки частей речи. Опознавательные признаки морфемики, орфографии, морфологии, синтаксиса, пунктуации.

Раздел III. Морфология. Орфография. Культура речи.

Причастие. Повторение пройденного о глаголе. Свойства прилагательных и глагола у причастия. Синтаксическая роль. Действительные и страдательные причастия. Обособление причастного оборота. Не с причастиями. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в суффиксах причастий. Описание внешности человека.

Деепричастие. Повторение пройденного о глаголе. Свойства наречия и глагола у деепричастия. Синтаксическая роль. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Обособление деепричастного оборота и одиночного деепричастия. Не с деепричастиями.

Рассказ по картине.

Наречие. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль. Текстообразующая роль. Словообразование наречий. Не с наречиями. Правописание суффиксов наречий. Н и НН в суффиксах наречий.

Описание действий как вид текста.

Категория состояния. Категория состояния как часть речи. Отличие от наречий. Синтаксическая роль.

Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

Раздел IV. Служебные части речи. Культура речи.

Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные. Текстообразующая роль предлогов. Слитное и раздельное написания предлогов. Дефис в предлогах.

Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов. Сочинительные и подчинительные союзы. Простые и составные. Текстообразующая роль союзов. Слитное и раздельное написания союзов.

Устное рассуждение на дискуссионную тему, языковые особенности.

Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц. Текстообразующая роль. Формообразующие и смысловые частицы. Различение НЕ и НИ, их правописание.

Рассказ по данному сюжету.

Междометие. Звукоподражательные слова.

Междометие как часть речи. Синтаксическая роль. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

Раздел V. Повторение и систематизация изученного материала в 7 классе.

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.



На изучение предмета отводится 4 часа в неделю, итого 136 часов за учебный год.



Планируемые  результаты освоения курса


Личностные результаты

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


Метапредметные результаты

1) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

  • вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

  • осуществление речевого самоконтроля в процессе учебой деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др. );

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.


Предметные результаты:

1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Речь и речевое общение

Выпускник научится:

• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Выпускник получит возможность научиться:

• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Речевая деятельность

Аудирование

Выпускник научится:

• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).

Выпускник получит возможность научиться:

• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.

Чтение

Выпускник научится:

• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистических жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Выпускник получит возможность научиться:

• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение

Выпускник научится:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Выпускник получит возможность научиться:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и

жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-

культурной и деловой сферах общения;

• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;

• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;

• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

Письмо

Выпускник научится:

• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально- культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Выпускник получит возможность научиться:

• писать рецензии, рефераты;

• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;

• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Текст

Выпускник научится:

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в

соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка

Выпускник научится:

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Выпускник получит возможность научиться:

• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Общие сведения о языке

Выпускник научится:

• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

• оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Фонетика и орфоэпия. Графика

Выпускник научится:

• проводить фонетический анализ слова;

• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и

справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование

Выпускник научится:

• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

• различать изученные способы словообразования;

• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Лексикология и фразеология

Выпускник научится:

• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

• группировать слова по тематическим группам;

• подбирать к словам синонимы, антонимы;

• опознавать фразеологические обороты;

• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);

• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

• опознавать омонимы разных видов;

• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Морфология

Выпускник научится:

• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи;

• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства морфологии;

• различать грамматические омонимы;

• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис

Выпускник научится:

• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства синтаксиса;

• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

Правописание: орфография и пунктуация

Выпускник научится:

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью

графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Выпускник получит возможность научиться:

• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Язык и культура

Выпускник научится:

• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;

• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.





Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Количество тестов и контрольных работ

Развитие речи

Русский язык как развивающееся явление

1

-

-

Повторение изученного материала в 5-6 классах

14

1


Причастие.

28

-


Деепричастие.

12

1


Наречие.

26

-


Категория состояния.

4

-


Предлог.

11

-


Союз.

14

-


Частица.

17

1


5. Междометие.

3

-

-

6. Повторение изученного материала в 5-7 классах

6

1


ИТОГО

136

4




Календарно – тематическое планирование по русскому языку

№ урока

Наименования разделов и тем

Дата


Введение (1 ч)


1

Русский язык как развивающееся явление.

01.09.2022-02.09.2022


Повторение (12+2Р=14)


2

Повторение. Синтаксис. Синтаксический разбор

01.09.2022-02.09.2022

3

Пунктуация. Пунктуационный разбор

01.09.2022-02.09.2022

4

Лексика и фразеология.

01.09.2022-02.09.2022

5

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.

05.09.2022-09.09.2022

6

Фонетика и орфография.

05.09.2022-09.09.2022

7

Словообразование и орфография

05.09.2022-09.09.2022

8

Морфемный и словообразовательный разбор

05.09.2022-09.09.2022

9

Морфология и орфография. Самостоятельные части речи

12.09.2022-16.09.2022

10

Морфология и орфография. Служебные части речи

12.09.2022-16.09.2022

11

Р. Текст. Диалог как текст. Виды диалога

12.09.2022-16.09.2022

12

Р. Стили литературного языка. Публицистический стиль

12.09.2022-16.09.2022

13

Контрольная работа №1 по теме «Повторение изученного в 5-6 классах»

19.09.2022-23.09.2022

14

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

19.09.2022-23.09.2022


Причастие ( 23+5 Р=28 )


15

Причастие как часть речи.

19.09.2022-23.09.2022

16

Склонение причастий.

19.09.2022-23.09.2022

17

Правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

26.09.2022-30.09.2022

18

Причастный оборот.

26.09.2022-30.09.2022

19

Выделение причастных оборотов на письме запятыми.

26.09.2022-30.09.2022

20

Р.р. Описание внешности человека

26.09.2022-30.09.2022

21

Действительные и страдательные причастия.

03.10.2022-07.10.2022

22

Краткие и полные страдательные причастия.

03.10.2022-07.10.2022

23

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах ДПНВ.

03.10.2022-07.10.2022

24

Гласные в суффиксах ДПНВ.

03.10.2022-07.10.2022

25

Практикум по теме «Действительные причастия настоящего и прошедшего времени»

17.10.2022 – 21.10.2022

26

Р.р. Изложение по тексту Т.Л. Сухотиной

17.10.2022 – 21.10.2022

27

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах СПНВ.

17.10.2022 – 21.10.2022

28

Страдательные причастия прошедшего времени

17.10.2022 – 21.10.2022

29

Гласные перед н-нн в полных и кратких страдательных причастиях

24.10.2022 – 28.10.2022

30

Н-нн в суффиксах СППВ. Одна буква н в отглагольных прилагательных

24.10.2022 – 28.10.2022

31

Н-нн в суффиксах СППВ. Одна буква н в отглагольных прилагательных (закрепление темы)

24.10.2022 – 28.10.2022

32

Н-нн в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

24.10.2022 – 28.10.2022

33

Р. Подготовка к выборочному изложению №156

31.10.2022 –04.11.2022

34

Р.р. Выборочное изложение №156

31.10.2022 –04.11.2022

35

Морфологический разбор причастия.

31.10.2022 –04.11.2022

36

Слитное и раздельное написание не с причастиями.

31.10.2022 –04.11.2022

37

Слитное и раздельное написание не с причастиями (закрепление темы)

07.11.2022 – 11.11.2022

38

Буквы е, ё после шипящих в суффиксах причастий.

07.11.2022 – 11.11.2022

39

Развитие речи. Сочинение по личным наблюдениям на тему «Вы с ним знакомы»

07.11.2022 – 11.11.2022

40

Повторение изученного по теме «Причастие».

07.11.2022 – 11.11.2022

41

Проверочная работа по теме «Причастие»

14.11.2022 – 18.11.2022

42

Анализ проверочной работы. Работа над ошибками.

14.11.2022 – 18.11.2022


Деепричастие (10+2Р=12)


43

Деепричастие как часть речи.

14.11.2022 – 18.11.2022

44

Деепричастный оборот и знаки препинания при нём

14.11.2022 – 18.11.2022

45

Практикум по теме «Выделение деепричастных оборотов на письме»

28.11.2022 – 02.12.2022

46

Раздельное написание не с деепричастиями.

28.11.2022 – 02.12.2022

47

Деепричастия несовершенного вида.

28.11.2022 – 02.12.2022

48

Деепричастия совершенного вида.

28.11.2022 – 02.12.2022

49

Р. Подготовка к сочинению-описанию по картине

05.12.2022 – 09.12.2022

50

Р.р. Сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь»

05.12.2022 – 09.12.2022

51

Морфологический разбор деепричастия.

05.12.2022 – 09.12.2022

52

Обобщение изученного по теме "Деепричастие"

05.12.2022 – 09.12.2022

53

Контрольная работа №2 по теме «Деепричастие».

12.12.2022 – 16.12.2022

54

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

12.12.2022 – 16.12.2022


Наречие (21+5Р=26)


55

Наречие как часть речи.

12.12.2022 – 16.12.2022

56

Разряды наречий

12.12.2022 – 16.12.2022

57

Степени сравнения наречий.

19.12.2022– 23.12.2022

58

Морфологический разбор наречия.

19.12.2022– 23.12.2022

59

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями

19.12.2022– 23.12.2022

60

Не с наречиями на –о и –е.

19.12.2022– 23.12.2022

61

Практикум по теме «Употребление НЕ с разными частями речи»

26.12.2022 – 30.12.2022

62

Не и ни в отрицательных наречиях

26.12.2022 – 30.12.2022

63

Н-нн в наречиях на –о и –е.

26.12.2022 – 30.12.2022

64

Практикум по теме «Правописание Н и НН в разных частях речи

26.12.2022 – 30.12.2022

65

Р.р. Описание действий

09.01.2023 – 13.01.2023

66

Р. Сочинение-описание действий №264

09.01.2023 – 13.01.2023

67

Буквы о, е после шипящих на конце наречий.

09.01.2023 – 13.01.2023

68

Буквы о и а на конце наречий

09.01.2023 – 13.01.2023

69

Р.р. Сочинение по картине Е.Широкова «Друзья»

16.01.2023 – 20.01.2023

70

Дефис между частями слова в наречиях.

16.01.2023 – 20.01.2023

71

Практикум по теме «Дефис между частями слова в наречиях».

16.01.2023 – 20.01.2023

72

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

16.01.2023 – 20.01.2023

73

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных (закрепление)

23.01.2023 – 27.01.2023

74

Ь после шипящих на конце наречий.

23.01.2023 – 27.01.2023

75

Повторение изученного по теме «Наречие».

23.01.2023 – 27.01.2023

76

Практикум по теме «Наречие».

23.01.2023 – 27.01.2023

77

Проверочная работа по теме "Наречие"

30.01.2023– 03.02.2023

78

Анализ проверочной работы. Работа над ошибками.

30.01.2023– 03.02.2023

79

Развитие речи. Учебно-научная речь. Отзыв

30.01.2023– 03.02.2023

80

Развитие речи. Учебный доклад

30.01.2023– 03.02.2023


Категория состояния (3+1Р=4)


81

Слова категории состояния.

06.02.2023 – 10.02.2023

82

Синтаксическая роль слов категории состояния в предложении

06.02.2023 – 10.02.2023

83

Морфологический разбор категории состояния.

06.02.2023 – 10.02.2023

84

Р.р. Сжатое изложение «Обыкновенная земля»

06.02.2023 – 10.02.2023



Служебные части речи

Предлог (9+2Р=11)


85

Самостоятельные и служебные части речи

13.02.2023 – 17.02.2023

86

Предлог как часть речи.

13.02.2023 – 17.02.2023

87

Употребление предлогов

13.02.2023 – 17.02.2023

88

Производные и непроизводные предлоги.

13.02.2023 – 17.02.2023

89

Простые и составные предлоги.

27.02.2023 –03.03.2023

90

Морфологический разбор предлога.

27.02.2023 –03.03.2023

91

Р. Сочинение-описание по картине Сайкиной "Детская спортивная школа"

27.02.2023 –03.03.2023

92

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

27.02.2023 –03.03.2023

93

Слитное и раздельное написание производных предлогов (практическая работа)

06.03.2023 –10.03.2023

94

Обобщение по теме «Предлог». Тест.

06.03.2023 –10.03.2023

95

Р. Сочинение "Как наступает весна"

06.03.2023 –10.03.2023


Союз (12+2Р=14)


96

Союз как часть речи.

06.03.2023 –10.03.2023

97

Простые и составные союзы

13.03.2023 –17.03.2023

98

Сочинительные и подчинительные союзы.

13.03.2023 –17.03.2023

99

Р.р.Употребление сочинительных и подчинительных союзов в художественной речи

13.03.2023 –17.03.2023

100

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении.

13.03.2023 –17.03.2023

101

Сочинительные союзы.

20.03.2023 –24.03.2023

102

Подчинительные союзы.

20.03.2023 –24.03.2023

103

Морфологический разбор союза.

20.03.2023 –24.03.2023

104

Р.р. Сочинение- рассуждение о книге

20.03.2023 –24.03.2023

105

Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато.

27.03.2023–31.03.2023

106

Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от омонимичных слов.

27.03.2023–31.03.2023

107

Повторение сведений о предлогах и союзах

27.03.2023–31.03.2023

108

Проверочная работа по теме «Предлоги и союзы».

27.03.2023–31.03.2023

109

Анализ проверочной работы. Работа над ошибками.

10.04.2023 – 14.04.2023


Частица (14+3=17)


110

Частица как часть речи.

10.04.2023 – 14.04.2023

111

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

10.04.2023 – 14.04.2023

112

Смысловые частицы.

10.04.2023 – 14.04.2023

113

Раздельное и дефисное написание частиц.

17.04.2023 – 21.04.2023

114

Р. Сочинение-описание по картине Юона "Конец зимы. Полдень"

17.04.2023 – 21.04.2023

115

Морфологический разбор частиц.

17.04.2023 – 21.04.2023

116

Отрицательные частицы не и ни.

17.04.2023 – 21.04.2023

117

Правописание отрицательных частиц не и ни.

24.04.2023 – 28.04.2023

118

Различие на письме частицы не и приставки не.

24.04.2023 – 28.04.2023

119

Практическая работа «Различие на письме частицы не и приставки не».

24.04.2023 – 28.04.2023

120

Р.р. Сочинение- рассказ по данному сюжету

24.04.2023 – 28.04.2023

121

Частицы не и ни, приставка ни, союз ни..ни.

03.05.2023 - 05.05.2023

122

Частицы не и ни, приставка ни, союз ни..ни (практикум)

03.05.2023 - 05.05.2023

123

Р. Сочинение-рассуждение "Береги родную природу"

03.05.2023 - 05.05.2023

124

Повторение изученного по теме «Частица»

03.05.2023 - 05.05.2023

125

Контрольный диктант №3 по теме "Частицы"

10.05.2023 - 12.05.2023

126

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

10.05.2023 - 12.05.2023


Междометие (3)


127

Междометие как часть речи. Дефис в междометии.

10.05.2023 - 12.05.2023

128

Знаки препинания при междометиях

10.05.2023 - 12.05.2023


Повторение (6).


129

Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи.

15.05.2023 – 19.05.2023

130

Фонетика и графика.

15.05.2023 – 19.05.2023

131

Лексика

15.05.2023 – 19.05.2023

132

Повторение. «Морфемика и словообразование»

15.05.2023 – 19.05.2023

133

Повторение «Морфология»

22.05.2023 – 26.05.2023

134

Повторение «Синтаксис и пунктуация»

22.05.2023 – 26.05.2023

135

Итоговое повторение. Тест №4.

22.05.2023 – 26.05.2023

136

Подведение итогов года

22.05.2023 – 26.05.2023


Итого

136









Темы проектов:

1 Предлоги в нашей жизни

2 Самая интересная часть речи в 7 классе.