Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «СОШ № 9»
_______________ / Гафурова Л.Н./
« 30» августа 2014 г.
Рабочая программа
учебного предмета «Русский язык»
(базовый уровень)
для 4 класса
Составитель
Фатеева И.Н, учитель начальных классов
первой квалификационной категории
г. Воскресенск
2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта 2004 года, базисного учебного плана 2002 г для специальных (коррекционных) классов VII вида, учебно–методического комплекта «Школа России», авторской программы Т.Г. Рамзаевой. Издательство: «М. Дрофа», г. Москва, 2009 г.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Цель обучения русскому языку – развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.
Задачиобучения русскому языку в начальных классах разнообразны и тесно взаимосвязаны между собой:
овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо,говорение, слушание);
усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень,приставка, суффикс, окончание);
формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков,речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разныхтипов;
эстетическое,эмоциональное,нравственное развитие школьника.
В программу отобраны те знания из области фонетики, графики, лексики,морфемики, грамматики (морфологии, синтаксиса), а также орфографии и пунктуации, которые наиболее часто используются (или уместно было быиспользовать) детьми 7—11 лет в процессе речевого общения.
При распределении программного материала по классам учитывается, прежде всего, внутренняя логика учебного предмета, те связи и зависимости, которые существуют между отдельными сторонами (подсистемами) языка, его категориями. Принимаются во внимание также и возрастные возможности детей 7—11 лет, особенности их познавательной деятельности.
Поскольку все стороны языка — фонетическая, грамматическая, словообразовательная, лексическая — взаимосвязаны между собой, то в каждом классе проводится изучение всех подсистем языка, при этом, каждая из них изучается не изолированно, а как составная часть такого сложного явления, какое представляет собой язык. Системно концентрический принцип построения курса позволяет осуществить усвоениеучебного материала крупными частями (блоками), выделение которых изцелостной системы обязательно основывается на связях и зависимостяхмежду его компонентами.
Весь начальный курс русского языка в целом представлен для учащихсякак совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и обеспечивающих общение людей.
Курс русского языка строится таким образом, чтобы дети осознали, что изучают они те самые единицы речи, которыми пользуются при общении: слово, предложение, текст. У каждой из данных единиц есть свои особенности, и их нужно знать, чтобы точно выражать свои мысли и правильно понимать мысли других людей.
Ведущим направлением по языку в 4 классе в отличие от 3 класса является словоизменение.Изучается изменение по падежам именсуществительных и имен прилагательных, изменение по лицам глаголов,формируются навыкиправописания безударных падежных и личных окончаний.
Изучение каждой части речи происходит исходя из тех признаков,которые позволяют сравнивать части речи между собой, устанавливать общее для всех и характерное для каждой из них.
Школьникиизучают часть речипо следующему алгоритму:
- что обозначает слово;
- на какие вопросы отвечает;
-как изменяется;
- с какой частью речи чаще всего связано в предложении;
- каким членом предложения чаще всего является.
В 4 классе дети изучают категории «падеж» и «лицо». С наречиями ичислительными обучающиеся знакомятся практически в процессе анализа текстов учебника и составления своих высказываний.
В 4 классе школьники продолжают изучать материал по лексике: синонимы, антонимы, многозначность слов, употребление слов в прямом и переносном значении.
В 4 классе усложняется раздел «Состав слова». Идет углубление знаний о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формирование навыковправописания безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов. Предметом усвоения при написании орфограмм в корне, приставке, окончании становится для обучающихся не только содержание орфографических правил, но и совокупность действий, выполняемых в определенном порядке в целях решения орфографической задачи.
Расширяются знания о главных и второстепенных членах, о связи слов в предложении, изучаются словосочетания. Углубляются знания о видах предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Дети учатся распознавать простые и сложные предложения, предложения с однородными членами. Происходитознакомление с типами связи слов в словосочетании – с управлением и согласованием.
В течение всего учебного года фактически на каждом уроке проводится работа с текстом в устной или письменной форме. Определены основные компоненты работы с текстом – тема текста, основная мысль текста, заголовок, структура текста, связь между частями текста, связь между предложениями в каждой части текста, изобразительные средства в тексте, виды текстов, понятие об изложении текста, сочинении.
Перед учителем ставится задача воспитать у школьников внимательное отношение к тем, с кем они общаются, познакомить их с принятыми в обществе устойчивыми выражениями, которые употребляются при общении. Иначе говоря, ставится задача заложить основы культурного общения,сформировать коммуникативные умения, а главное — доброжелательное отношение к людям.
Успешность обучения родному языку во многом зависит от методов обучения. Создание на уроке атмосферы творческого поиска благотворно влияет на общее развитие учащихся, на формирование у них интереса к родному языку и познавательных умений: поставить познавательную задачу, найти способ ее решения, провести анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков изучаемого понятия или составных частей правила, сравнивать, обобщать, точно формулировать вывод, применять правило в условиях разной степени сложности. Важно формировать у детей общие подходы к решению орфографических, грамматических, речевых задач. Ученик активен в процессе познавательной деятельности.
Предметом постоянного внимания учителя на всех этапах обучения является развитие навыков грамотного письма. Во II — IV классах обучение каллиграфии строится с учетом трудностей и недостатков каждого ученика в становлении почерка. Дифференцированный подход является ведущим методическим условием формирования каллиграфического навыка. Своевременное исправление ошибок в начертании букв, показ в тетрадях письменного образца буквы, ее соединений приобретают особую значимость для младших школьников, поскольку невнимание к ошибочному начертанию буквы вызывает у ребенка уверенность в правильном написании и серьезно тормозит развитие нужного качества письма. Данное обстоятельство обусловливает необходимость каждодневной работы учителя над совершенствованием каллиграфически правильного письма. 7—8 минут на уроке русского языка достаточно длятого, чтобы обсудить с детьми допущенные ошибки в начертании букв, показать образец каллиграфически правильного написания определенной группы букв и написать 2—3 строчки слогов и слов. А в дальнейшем на протяжении всего урока необходимо целенаправленно развивать каллиграфическую зоркость и глазомер, самоконтроль за правильным начертанием букв, аккуратность, совершенствовать ритмичность и скорость письма.Этому способствует строгая дозировка объема письменных заданий на урок, спокойная рабочая обстановка на уроке, систематическая проверка тетрадей, наличие наглядных пособий по технике письма.
При обучении русскому языку данная рабочая программа реализует основные дидактические принципы, особенно принципы доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, самостоятельности, учета индивидуальных особенностей учащихся.
Уроки русского языка строятся так, чтобы усвоение детьми знаний, формирование у них умений и навыков органически сочеталось с выработкой у каждого ученика положительных качеств, характерных для общественной, активной, критически конструктивно мыслящей личности.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане.
Количество часов по авторской программе – 170 ч.
Количество часов по учебному плану – 136 ч (4 часа в неделю).
Основное содержание программы.
В базисном учебном плане 2002 года для специальных (коррекционных) классов VIIвида на изучение русского языка отводится 136 часов, поэтому в рабочей программе были внесены необходимые корректировки. Было уменьшение количества часов на изучение данных разделов программы.
Таблица расхождений количества часов.
№ п/п | Тема | Кол- во часов по программе | Кол- во часов по рабочей программе | Причина расхождения |
1 | Повторение. | 16 часов | 18 часов | Уменьшение количества часов по учебному плану. |
2 | Предложение. | 12 часов | 6 часов |
3 | Текст | 5 часов | 5 часов |
4 | Части речи: 1. Имя существительное 2. Имя прилагательное 3. Местоимение 4. Глагол. | 48 часов 33 часа 7 часов 37 часов | 33 часа 22 часа 8 часов 32 часа |
5 | Повторение изученного за год. | 12часов | 12 часов |
| Итого | 170 часов | 136 часов |
Повторение – 18 ч.
Обобщение сведений о слове, предложении, тексте.
Предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Знаки препинания в конце предложений.
Связь слов в предложении. Словосочетание.
Связь слов в предложении. Словосочетание. Закрепление.
Текст - повествование, описание, рассуждение. Связь предложений в тексте.
Звуки и буквы. Слог. Ударение. Звуко - буквенный анализ слов.
Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание - значимые части слова. Однокоренные слова.
Способы проверки орфограмм в корне слова.
Обучение написанию изложения зрительно воспринятого текста по самостоятельно составленному плану «Медаль за отвагу»
Анализ изложений. Правописание приставок и предлогов.
Письмо слов с разделительным мягким, разделительным твердым
знаками. Систематизация изученных знаний.
Контрольный диктант № 1 по теме: «Слово. Предложение. Текст»
Анализ контрольного диктанта. Части речи. Роль имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, предлогов в общении.
Обобщение признаков имен существительных. Правописание родовых
окончаний. Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода.
Склонение имен существительных.
Обобщение признаков имен прилагательных. Правописание родовых окончаний имен прилагательных.
Написание глаголов, отвечающих на вопросы что делаешь?
что сделаешь? Систематизация изученных знаний.
Контрольный диктант № 2 по теме: «Повторение».
Предложение – 6 ч.
Анализ контрольного диктанта. Главные и второстепенные члены
предложения. Однородные члены предложения.
Предложения с однородными членами предложения, соединенными союзами и, а, но и без союзов.
Обучение написанию изложения повествовательного текста «Купание медвежат»
Анализ изложения. Написание предложений с однородными членами предложения. Интонация перечисления. Запятая в предложениях с однородными членами.
Сопоставление простых предложений с однородными членами.
Сопоставление предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений, без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания.
Текст – 5 ч.
Обобщение сведений о тексте, как связанном высказывании. Тема и основная
мысль. Заголовок текста. Виды текстов: повествование, описание, рассуждение.
Части текста, связь между ними. Связь между предложениями в каждой части. План текста.
Деление текста на части. Составление плана. Списывание текста.
Виды текстов. Изобразительно - выразительные средства текста. Систематизация изученных знаний.
Контрольный диктант № 3 по теме: «Текст».
Части речи. Имя существительное – 33 ч.
Анализ контрольного диктанта. Склонение имен существительных в единственном числе.
Несклоняемые имена существительные.
Особенности именительного падежа имен существительных. Способы его распознавания.
Особенности родительного падежа имен существительных. Способы его распознавания.
Особенности дательного падежа имен существительных. Способы его распознавания.
Особенности винительного падежа имен существительных. Способы его распознавания.
Особенности творительного падежа имен существительных. Способы его распознавания.
Особенности предложного падежа имен существительных. Способы его распознавания.
Обучение написанию изложения повествовательного текста «Случай с геологом»
Анализ изложения. Падежи имен существительных.
Способы распознавания именительного и винительного падежей имен существительных.
Способы распознавания винительного и предложного падежей имен
существительных. Систематизация изученных знаний.
Контрольный диктант № 4 по теме: «Падежи имен существительных»
Анализ контрольного диктанта. Склонение имен существительных.
Три типа склонения имен существительных. Определение склонения имен существительных.
Определение склонения существительных в косвенных падежах.
Правописание ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 1,2, 3 склонения в единственном числе.
Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном падеже.
Контрольное списывание «Спасённый сад»
Анализ контрольного списывания. Правописание безударных окончаний имен существительных в дательном падеже.
Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах.
Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном и винительном падежах.
Правописание безударных окончаний имен существительных в творительном падеже.
Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже.
Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах. Систематизация изученных знаний.
Контрольный диктант № 5 по теме: « Правописание ударных и безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе»
Анализ контрольного диктанта. Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах.
Склонение имен существительных во множественном числе.
Обучение написанию сочинения по рисунку и опорным словам «Снежные животные»
Анализ сочинения. Именительный и винительный падежи имен существительных во множественном числе.
Родительный падеж имен существительных во множественном числе.
Дательный, творительный и предложный падежи имен существительных во множественном числе. Систематизация изученных знаний.
Контрольный диктант № 6 по теме: «Имя существительное».
Имя прилагательное - 22 ч.
Анализ контрольных работ. Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении.
Изменение имен прилагательных по числам, родам.
Изменение имен прилагательных по падежам.
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.
Именительный и винительный падежи имен прилагательных.
Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.
Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.
Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода.
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных
женского рода. Систематизация изученных знаний.
Контрольный диктант № 7 по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных»
Анализ контрольного диктанта Различие безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода.
Различие безударных окончаний имен прилагательных женского и мужского рода.
Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода.
Обучение написанию изложения по рисунку и опорным словам «Зимний день»
Анализ изложения. Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Именительный и винительный падежи множественного числа имен прилагательных.
Родительный и предложный падежи множественного числа имен прилагательных.
Дательный и творительный падежи множественного числа имен прилагательных.
Склонение имен прилагательных множественного числа. Систематизация изученных знаний.
Контрольный диктант № 8 по теме: «Имя прилагательное».
Анализ контрольного диктанта. Имя существительное и прилагательное.
Местоимение - 8 ч.
Местоимение как часть речи.
Местоимения 1,2,3 лица единственного и множественного числа.
Правописание местоимений с предлогами.
Обучение написанию изложения повествовательного текста по картине И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».
Анализ изложения. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов.
Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Имя существительное, имя прилагательное, местоимение.
Глагол - 32 ч.
Особенности глагола как части речи по сравнению с именами существительными и именами прилагательными.
Изменение глаголов по временам.
Прошедшее время глагола: употребление в речи, изменение по числам и родам, правописание родовых окончаний.
Общее понятие о неопределённой форме глагола как начальной.
Неопределенная форма глагола – начальная форма.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение глаголов).
2 лицо глаголов единственного числа. Систематизация изученных знаний.
Контрольный диктант № 9 по теме: «Прошедшее время глагола. Правописание родовых окончаний».
Анализ контрольного диктанта. Глаголы I и II спряжения. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Глаголы I и II спряжения. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Обучение написанию изложения по самостоятельно составленному плану «На разливе»
Анализ изложения. Спряжение глаголов будущего времени.
Спряжение глаголов будущего времени.
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени.
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
Глаголы – исключения.
Глаголы – исключения.
Обучение написанию сочинения с элементами описания по картине
К. Юона «Конец зимы. Полдень»
Анализ сочинения. Глаголы – исключения. Закрепление.
Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени.
Изменение глаголов по временам.
Правописание глаголов настоящего, прошедшего, будущего времени. Систематизация изученных знаний.
Контрольный диктант № 10 по теме: «Глагол».
Анализ контрольного диктанта. Правописание глаголов.
Морфологический разбор глагола.
Использование в тексте глаголов-синонимов и глаголов – антонимов.
Правописание глаголов настоящего, прошедшего, будущего времени.
Правописание глаголов настоящего, прошедшего, будущего времени.
Обобщение знаний о глаголе.
Контрольное изложение повествовательного текста «Медаль».
Анализ изложения. Правописание глаголов.
Повторение - 12 ч.
Текст и предложение как единица языка и речи. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Виды текстов. Слово – единица языка и речи. Состав слова.
Грамматические признаки имен существительных.
Итоговый контрольный диктант за 4 класс
Анализ контрольного диктанта. Правописание в корне слова безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных.
Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных.
Грамматические признаки имен прилагательных.
Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен прилагательных.
Местоимение.
Грамматические признаки глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени.
Резерв времени.
Требования к уровню подготовки учащихся.
К концу обучения в четвертом классе обучающиеся должны знать:
- части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;
-части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;
-члены предложения: главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные.
- изученные части речи и их признаки;
- признаки однородных членов предложения.
К концу обучения в четвертом классе обучающиеся должны уметь:
- находить в словах орфограммы на изученные правила и обосновывать их написание;
- безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75-80 слов) с изученными орфограммами (падежные окончания имён существительных и имён прилагательных, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения, ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа) и знаками препинания между однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и не соединёнными союзами;
- производить фонетический разбор слов (типа лодка, школьный, площадь);
- производить разбор слова по составу: находить в слове окончания, выделять корень, приставку, суффикс (городской, дошкольный, позвонит);
- производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имён существительных; начальная форма, род, падеж, число имён прилагательных; начальная (неопределённая) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глаголов;
- производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;
- пользоваться в речи предложениями с однородными членами;
- определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована;
- озаглавить текст с опорой на тему или основной мысли текста;
- составлять план текста;
- распознавать тексты: повествование, описание, рассуждение – и использовать их в речи;
- в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинения, отказ, приглашение, поздравления;
- писать изложения повествовательного текста с элементами описания и рассуждения;
- писать сочинение повествовательного характера.
Требования к оценке знаний учащихся.
Контрольный диктант
«5» – ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
«1» – ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.
Ошибкой в диктанте следует считать:
нарушение правил орфографии при написании слов;
пропуск и искажение букв в словах;
замену слов;
отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку не считаются:
ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
два исправления;
две пунктуационные ошибки;
повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы».
Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются:
повторение одной и той же буквы в слове;
недописанное слово;
перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматическое задание
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее ¾ заданий;
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее ½ заданий;
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;
«1» – ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
Списывание текста
«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;
«4» – ставится, если в работе 1 ошибка и 1 исправление;
«3» – ставится, если в работе допущены 2 ошибки и 1 исправление;
«2» – 3 ошибки;
«1» – более 3 ошибок.
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Авторы программы: Т.Г. Рамзаева
Издательство: «Просвещение», г. Москва, 2009 г.
Авторы учебника: Т.Г. Рамзаева
Издательство: «Дрофа», г. Москва, 2013 г. -1часть.
Издательство: «Дрофа», г. Москва, 2013 г. – 2часть.
Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой.
Словари по русскому языку.
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ.
Перечень материально – технического обеспечения образовательного процесса
Компьютер.
Настенная доска с приспособлением для крепления картинок.
Экспозиционный экран.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/Андреева М.М./
« 25 » августа2014г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО
протокол № 1 от « 27 » августа 2014 г.
Руководитель ШМО
_____________ /Щербакова С.А./