I. Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» для 1 – 7 классов составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373 (с последующими изменениями)
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 г., рег. № 19993);
Программа внеурочной деятельности «Формула здорового питания» построена на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образования. Авторы программы М.М. Безруких, Т.А. Филлипова, А.Г. Макеева, М., издательство «Нестле. Правильное питание»».
Плана по внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 39 п. Дальнее Поле;
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, дисциплинам, курсам МБОУ СОШ № 39 по реализации ФГОС
Обучение ведется:
- по рабочей тетради «Разговор о правильном питании» Рабочая тетрадь/ М. М. Безруких, Т. А. Филиппова-М.: Олма Медиа Групп, 2017.; для детей 7-8 лет (1 и 2 класс)
- по рабочей тетради «Две недели в лагере здоровья» Рабочая тетрадь/ М. М. Безруких, Т. А. Филиппова-М.: Олма Медиа Групп, 2017.; для детей 9-10 лет (3 и 4 класс)
- по рабочей тетради «Формула правильного питания»: Рабочая тетрадь/ М. М. Безруких, Т. А. Филиппова-М.: Олма Медиа Групп, 2017.; для детей 11-12 лет (5 и 6 класс)
- по блокноту для школьников «Формула правильного питания»: Блокнот// М. М. Безруких, Т. А. Филиппова-М.: Олма Медиа Групп, 2017.; для детей 13 лет (7 класс)
Программа относится к спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности и реализуется через кружок «Разговор о правильном питании». Программа направлена на формирование культуры здоровья, осознание важности образования и воспитания правильного питания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов сохранения собственного здоровья, здоровья близких, как важнейшее национальное достояние России.
Отличительные особенности данной программы: Программа предусматривает организацию деятельности учащихся в форме школы правильного питания. Такая форма позволяет, с одной стороны, обеспечить максимально широкий охват обучающихся образованием в области жизненно важных вопросов собственного здоровья. Это способствует повышению учебной мотивации обучающихся, освоению их субъективной роли «обучаю других» как шага к следующему этапу «обучаю себя».
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Актуальность и новизна программы в том, что она дополняет и раскрывает содержание отдельных тем предметных областей «Биология», в ходе её изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, на формирование готовности соблюдать их, учатся осмысливать причинно-следственные связи формирования навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.
Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается увеличение числа больных детей по стране, по региону. Необходимо формировать ЗОЖ, начиная с раннего возраста.
Цель программы: формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
• формирование и развитие представления детей о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
• формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
• освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания;
• формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;
• информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
• развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности;
• развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
• просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.
Содержание курса «Формула правильного питания» отвечает следующим принципам:
возрастная адекватность - соответствие используемых форм и методов обучения возрастным физиологическим и психологическим особенностям младших подростков;
научная обоснованность - содержание комплекта базируется на данных исследований в области питания детей и подростков;
практическая целесообразность - содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания подростков;
динамическое развитие и системность - содержание комплекта цели и задачи обучения определялись с учетом тех сведений, оценочных суждений и поведенческих навыков, которые были сформированы у детей в результате изучения предыдущих модулей программы, учебные задачи всех тем взаимосвязаны друг с другом;
модульность структуры – учебно-методический комплект может использоваться на базе образовательного учреждения
вовлеченность в реализацию тем программы родителей учащихся;
культурологическая сообразность – в содержании комплекта учитывались исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся отражением культуры народа;
социально-экономическая адекватность – предлагаемые формы реализации программы не требуют использования дополнительных материальных средств, а рекомендации, которые даются в программе, доступны для реализации.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Программа составлена на основе программы «Разговор о правильном питании», разработанной сотрудниками Института возрастной физиологии Российской академии образования по инициативе компании «Нестле Россия», руководитель авторского коллектива — директор Института, академик Российской академии образования Марьяна Михайловна Безруких.
Цель курса «Разговор о правильном питании» - формирование у детей основных представлений и навыков рационального питания, связанных с соблюдением режима, правил гигиены, умением выбирать полезные продукты и блюда.
Преимущество курса заключается в том, что его материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.
Курс «Разговор о правильном питании» предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона.
Курс носит интерактивный характер, стимулирующий непосредственное участие школьников в процессе обучения, пробуждающий интерес и желание соблюдать правила питания и заботиться о собственном здоровье. Для организации процесса обучения используются различные типы игр (ролевые, ситуационные), создание проектов, проведение мини-тренингов, дискуссий. Большое значение уделяется самостоятельной творческой деятельности школьников (поиску новой информации, подготовке заданий и т.д.).
Одно из важнейших условий эффективного проведения курса — поддержка родителей. Поэтому в «Разговоре о правильном питании» часть заданий ориентирована на совместную деятельность детей и взрослых. Родители также участвуют в подготовке и проведении различных мероприятий — праздников, конкурсов, викторин.
В ходе изучения курса используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающие возможность проявить свои творческие способности. Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования ЗОЖ, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Поскольку игра является ведущей деятельностью для младших школьников, то и игровые методы являются основой организации обучения по программе. Можно выделить несколько типов игр, комбинация которых обеспечит эффективность процесса обучения: сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра.
Основные методы и формы работы
Программа будет реализовываться через внеурочную деятельность, учитывая возрастные особенности школьников-подростков – их стремление к самостоятельности, самореализации.
Методы обучения:
фронтальный метод;
групповой метод;
практический метод;
познавательная игра;
ситуационный метод;
игровой метод;
соревновательный метод.
Внеурочная деятельность включает занятия по программе «Разговор о правильном питании» через использование таких форм работы, как:
чтение, обсуждение, дискуссия;
экскурсии в продовольственный магазин;
встречи с интересными людьми;
практические занятия;
творческие домашние задания;
праздники хлеба, рыбных блюд и т.д.;
конкурсы (рисунков, рассказов, рецептов);
викторина
ярмарки полезных продуктов;
сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра;
мини – проекты;
совместная работа с родителями.
Все это носит преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.
Режим занятий - вторая половина дня
Основные принципы реализации программы
Важнейший из принципов здоровьесберегающих технологий «Не навреди!» - одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов.
Принцип сознательности - нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Повышению сознательности способствует применение педагогом специальных методических приемов, решающих проблемы здоровьесберегающих технологий педагогики оздоровления.
Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебно-воспитательном процессе на протяжении всего периода обучения в школе обеспечивают принцип систематичности. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучают учащихся постоянно соблюдать оздоровительный режим.
Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечаются пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам познавательной деятельности. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие.
Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах деятельности учащихся повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности предназначен для связи чувственного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе. У младших школьников зрительные анализаторы быстрее и эффективнее воспринимают информацию, чем слуховые.
Принцип активности - предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества. Соблюдение принципа активности в педагогической практике позволяет организовать занятия таким образом, чтобы не вредить здоровью детей.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника в процессе обучения.
Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
Принцип связи теории с практикой - призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.
ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРОГРАММЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Программа внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» предназначена для учащихся 1- 7 классов и составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1-2 класс — 33-35 часов в год, 3-4 классы - 35 часов в год, 5-6 класс — 35 часов в год, 7 класс - 35 часов в год.
Тематика курса охватывает различные аспекты рационального питания:
1. «Самые полезные продукты»,
2. «Что надо есть, если хочешь стать сильнее»,
3. «Где найти витамины весной»,
4. «Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты»,
5. «Каждому овощу свое время»;
«Как правильно есть»;
«Удивительные превращения пирожка»;
1. «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной»,-
2. «Плох обед, если хлеба нет»,
3. «Полдник. Время есть булочки»,
4. «Пора ужинать»,
5. «Если хочется пить»;
1. «На вкус и цвет товарищей нет»
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В результате изучения курса «Разговор о правильном питании» младшие школьники получат представления:
о правилах и основах рационального питания,
о необходимости соблюдения гигиены питания;
о полезных продуктах питания;
об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;
об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;
умения:
Полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;
Дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
Дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания с, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.
Формы контроля
Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий.
. Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся, праздников, игр, викторин. В том числе:
- оформление выставок работ учащихся в классе, школе;
- оформление выставки фотографий «Мы – за здоровое питание»
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
Одним из результатов преподавания программы «Разговор о правильном питании» является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) школьниками системы ценностей.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и
самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности-любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Данная программа предусматривает пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, программа вводит в процесс ценностного отношения к своему здоровью, а именно здоровому питанию ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Программа «Разговор о правильном питании» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к здоровью, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение программы состоит также в том, что в ходе её изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке; о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, на формирование готовности соблюдать их; учатся осмысливать причинно-следственные связи формирования навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
При умелом проведении интегрированных занятий, целесообразном планировании тем трудовой и изобразительной деятельности кружка, использовании доступного, известного с детства материала можно добиться определённых результатов.
Личностными результатами изучения курса является формирование умений:
проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;
овладение установками, нормами и правилами правильного питания;
готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания;
умение ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания;
умение сознательно выбирать наиболее полезные ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных предметов в рамках программы «Разговор о правильном питании», в том числе развитие представления об адекватности питания, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
понимание и сохранение учебной задачи;
понимание выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
принятие установленных правил в планировании и контроль способа решения;
осуществление итогового и пошагового контроля по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи).
Познавательные УУД:
осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе в контролируемом пространстве Интернета;
осуществление записи (фиксации) выборочной информации об окружающем мире и себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
построение сообщения в устной и письменной форме;
смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществление сравнения и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев для указанных логических операций.
Коммуникативные УУД:
использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
построение монологического высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
владение диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, и инструменты ИКТ и дистанционного общения.
Предметными результатами изучения курса являются формирование умений:
● знание детей о правилах и основах рационального питания, о необходимости соблюдения гигиены питания;
● навыки правильного питания как составная часть здорового образа жизни;
● умение определять полезные продукты питания;
● знание о структуре ежедневного рациона питания;
● навыки по соблюдению и выполнению гигиены питания;
● умение самостоятельно ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания.
Планируемые результаты изучения курса
Базовый уровень результатов «ученик научится» соблюдать гигиену питания;
ориентироваться в продуктах питания (полезные и вредные продукты, ассортимент продуктов);
оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни, с учетом собственной физической активности;
Повышенный уровень результатов « ученик получит возможность научиться» соблюдать правила рационального питания;
определять причины, вызывающие изменения в рационе питания (особенности питания в летний и зимний периоды);
различать основные группы питательных веществ – белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли (функциях этих веществ в организме);
корректировать несоответствия своего рациона и режима питания с учетом границ личностной активности;
самостоятельного выбора продуктов, в которых содержится наибольшее количество питательных веществ и витаминов.
Дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.
В процессе реализации программы нужно помнить ещё об одном существенном правиле: вся работа должна проводиться в системе и в союзе с родителями. Поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости проводимой педагогом работы – непременное условие эффективности решения поставленных задач.
Таким образом, чем раньше ребёнок получит представление об основах правильного питания, узнает о важности правильного выбора продуктов на своём столе, тем раньше он будет приобщён к здоровому образу жизни. Пропаганда здорового питания важна ещё и потому, что привычки питания, полученные человеком в детстве, сохраняются им на всю жизнь.
Именно здоровье - самое ценное достояние человека, так как определяет его работоспособность в современном обществе и, соответственно, уровень жизни и благополучия.
В результате обучения по данной программе обучающиеся научатся анализировать различные «пищевые ситуации», правильно подходить к вопросу питания, выбора пищи, научатся чувствовать потребности своего организма, быть разборчивым в еде, знать какие продукты полезны для здоровья.Все это будет способствовать повышению уровня компетентности в вопросах питания, что позволит грамотно делать выбор и принимать адекватные решения.
Система оценки планируемых результатов.
Проверка усвоения программного материала проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий, проектных и практических работ.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Разговор о правильном питании»
Выполнение программы рассчитано на четырёхлетний срок обучения, 1 занятие каждую неделю.
№ п⁄п | Раздел | 1/2 класс |
| 3/4 класс |
| 5/6 класс |
| 7 класс | | | |
| | | | | | | | | | |
1. | Разнообразие питания | 5 | | 5 | | 5 | | 5 | | | |
2. | Гигиена питания и приготовление пищи | 10 | | 12 | | 12 | | 14 | | | |
3. | Этикет | 8 | | 8 | | 8 | | 6 | | | |
4. | Рацион питания | 6 | | 5 | | 5 | | 5 | | | |
5. | Из истории русской кухни. | 6 | | 5 | | 5 | | 5 | | | |
Итого | | | 35 | | 35 | | 35 | | 35 |
|
Разнообразие питания (20 ч)
Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Самые полезные продукты. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Где найти витамины весной? Каждому овощу своё время. Особенности национальной кухни. Конкурс проектов «Витаминная семейка». Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень. Витамины. Сезонные гиповитаминозы и их профилактика. Викторина «Чипполино и его друзья».
Гигиена питания и приготовление пищи (48 ч)
Гигиена школьника. Здоровье – это здорово! Где и как готовят пищу. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Продукты быстрого приготовления. Всё ли полезно, что в рот полезло. Всегда ли нужно верить рекламе? Вредные и полезные привычки в питании. Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты. Полезные напитки. Ты – покупатель.
Этикет (30 ч)
Правила поведения в столовой. Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола. Как правильно вести себя за столом. Как правильно есть. На вкус и цвет товарищей нет! Кухни разных народов. Как питались на Руси и в России? За что мы скажем поварам спасибо. Необычное кулинарное путешествие.
Правила поведения в гостях. Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой.
Вкусные традиции моей семьи.
Рацион питания (21 ч)
Молоко и молочные продукты. Блюда из зерна. Какую пищу можно Блюда из зерна. Какую пищу можно найти в лесу. Что и как приготовить из рыбы. Дары моря. Плох обед, если хлеба нет. Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкуснее. Если хочется пить. Значение жидкости для организма человека. Бабушкины рецепты. Хлеб всему голова. Мясо и мясные блюда. Вкусные и полезные угощения. Составляем меню на день.
Из истории русской кухни (21ч)
Знания, умения, навыки, которые формирует данная программа у младших школьников:
В 1/2 – м классе:
знание детей о правилах и основах рационального питания, о необходимости соблюдения гигиены питания;
навыки правильного питания как составная часть здорового образа жизни;
умение определять полезные продукты питания.
В 3/4 – м классе:
знание о структуре ежедневного рациона питания;
навыки по соблюдению и выполнению гигиены питания;
умение самостоятельно ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания.
В 5/6 – м классе:
знание детей об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;
навыки самостоятельной оценки своего рациона с учётом собственной физической активности;
умение самостоятельно выбирать продукты, в которых содержится наибольшее количество питательных веществ и витаминов.
В 7 - м классе:
- знания детей об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;
навыки, связанные с этикетом в области питания;
- умение самостоятельно оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личной активности, корректировать несоответствия.
Проверка усвоения программы проводится в форме тестирования, выполнения творческих заданий.
Примерная тематика родительских собраний:
«Правильное питание – залог здоровья»
«Здоровая пища для всей семьи».
«Учите детей быть здоровыми».
«Полноценное питание ребёнка и обеспечение организма всем необходимым».
«Формирование здорового образа жизни младших школьников».
«Режим питания школьника».
«Основные принципы здорового питания школьников».
«Рецепты правильного питания для детей».
« Вредные для здоровья продукты питания».
«При ослаблении организма принимайте витамины».
Содержание программы «Разговор о правильном питании»
1/2 класс
Содержание | Теория | Практика |
1. Разнообразие питания. | Знакомство с программой . Беседа. | Экскурсия в столовую. |
2. Самые полезные продукты | Беседа « Какие продукты полезны и необходимы человеку». Учимся выбирать самые полезные продукты. | Работа в тетрадях, сюжетно-ролевые игры, экскурсии в магазин. |
3. Правила питания. | Формирование у школьников основных принципов гигиены питания. | Работа в тетрадях, оформление плаката с правилами питания. |
4. Режим питания. | Важность регулярного питания. Соблюдение режима питания. | Сюжетно-ролевая игра, соревнование, тест, демонстрация удивительного превращения пирожка |
5. Завтрак | Беседа «Из чего варят кашу». Различные варианты завтрака. | Игры, конкурсы, викторины. Составление меню завтрака. |
6. Роль хлеба в питании детей | Беседа «Плох обед, если хлеба нет».Рацион питания,обед. | Игры, викторины, конкурсы. Составление меню обеда. |
7. Проектная деятельность. | Определение тем и целей проекта, формы организации, разработка плана проекта. | Выполнение проектов по теме «Плох обед, если хлеба нет». |
8. Подведение итогов работы. | | Творческий отчет вместе с родителями. |
Календарно-тематическое планирование «Разговор о правильном питании»
1/2 класс
п/п | Содержание занятия | Всего часов | Дата |
1 | Если хочешь быть здоров | 1 | 5.09. |
2 | Из чего состоит наша пища | 1 | 12.09. |
3 | Полезные и вредные привычки | 1 | 19.09. |
4 | Самые полезные продукты | 1 | 26.09. |
5 | Как правильно есть (гигиена питания) | 1 | 3.10. |
6 | Удивительное превращение пирожка | 1 | 10.10. |
7 | Твой режим питания | 1 | 17.10. |
8 | Из чего варят каши | 1 | 24.10. |
9 | Как сделать кашу вкусной | 1 | 7.11. |
10 | Плох обед, коли хлеба нет | 1 | 14.11. |
11 | Хлеб всему голова | 1 | 21.11. |
12 | Полдник | 1 | 28.11. |
13 | Время есть булочки | 1 | 5.12. |
14 | Пора ужинать | 1 | 12.12. |
15 | Почему полезно есть рыбу | 1 | 19.12. |
16 | Мясо и мясные блюда | 1 | 26.12. |
17 | Где найти витамины зимой и весной | 1 | 16.01. |
18 | Всякому овощу – свое время | 1 | 23.01. |
19 | Как утолить жажду | 1 | 30.01. |
20-21 | Что надо есть – если хочешь стать сильнее | 2 | 6.02. 13.02. |
22 | На вкус и цвет товарищей нет | 1 | 20.02. |
23-24 | Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты | 2 | 27.02. 6.03. |
25 | Каждому овощу – свое время | 1 | 13.03. |
26-27 | Народные праздники, их меню | 2 | 20.03. 3.04. |
28 | Как правильно накрыть стол. | 1 | 10.04. |
29 | Когда человек началь пользоваться вилкой и ножом | 1 | 17.04. |
30 | Щи да каша – пища наша | 1 | 24.04. |
31 | Что готовили наши прабабушки. | 1 | 8.05. |
32 | Итоговое занятие «Здоровое питание – отличное настроение» | 1 | 15.05. |
33 34 | Праздник урожая | 1 | 22.05. 29.05. |
35 | Резерв | 1 | |
Предполагаемые результаты 1-го года обучения.
Ученики должны знать:
- полезные продукты;
- правила этикета;
- роль правильного питания в здоровом образе жизни.
После первого года обучения ученики должны уметь:
- соблюдать режим дня
- выполнять правила правильного питания;
- выбирать в рацион питания полезные продукты
Содержание программы «Разговор о правильном питании»
3/4 класс
Содержание | Теория | Практика |
1. Вводное занятие | Повторение правил питания | Ролевые игры |
2. Путешествие по улице «правильного питания». | Знакомство с вариантами полдника | Игра, викторины |
3. Молоко и молочные продукты. | Значение молока и молочных продуктов | Работа в тетрадях, составление меню. Конкурс-викторина |
4. Продукты для ужина. | Беседа «Пора ужинать» Ужин, как обязательный компонент питания | Составление меню для ужина. Оформление плаката «Пора ужинать».Ролевые игры |
5. Витамины. | Беседа «Где найти витамины в разные времена года». | Составление и отгадывание кроссвордов, практическая работа ролевые игры. |
6. Вкусовые качества продуктов. | Беседа «На вкус и цвет товарища нет». | Практическая работа по определению вкуса продуктов. Ролевые игры |
7. Значение жидкости в организме. | Беседа «Как утолить жажду» Ценность разнообразных напитков. | Работа в тетрадях. Ролевые игры. Игра – демонстрация «Из чего готовят соки» |
8. Разнообразное питание. | Беседа «Что надо есть, чтобы стать сильнее». Высококалорийные продукты. | Работа в тетрадях, составление меню второго завтрака в школе, ролевые игры. |
9. Овощи, ягоды, фрукты – витаминные продукты. | Беседа «О пользе витаминных продуктов» Значение витаминов и минеральных веществ в питании человека. | КВН «Овощи, ягоды, фрукты самые витаминные продукты». Каждому овощу свое время. Ролевые игры. |
10. Проведение праздника «Витаминная страна». | | Конкурсы, ролевые игры. |
11. Семейное творческое содружество детей и взрослых. Проект «Самый полезный продукт». | | |
12. Подведение итогов. | | Отчет о проделанной работе. |
Календарно-тематическое планирование «Разговор о правильном питании»
3/4 класс
п/п | Содержание занятий. | Всего часов | Дата |
1. | Вводное занятие. Повторение правил питания. | 1 | 6.09. |
2. | Путешествие по улице правильного питания. | 1 | 13.09. |
3. | Время есть булочки. | 1 | 20.09. |
4. | Оформление плаката молоко и молочные продукты. | 1 | 27.09. |
5. | Конкурс, викторина знатоки молока. | 1 | 4.10. |
6. | Изготовление книжки-самоделки «Кладовая народной мудрости» | 1 | 11.10. |
7. | Пора ужинать | 1 | 18.10. |
8. | Практическая работа как приготовить бутерброды | 1 | 25.10. |
9. | Составление меню для ужина. | 1 | 8.11. |
10 | Значение витаминов в жизни человека. | 1 | 15.11. |
11 | Практическая работа. | 1 | 22.11. |
12. | Морепродукты. | 1 | 29.11. |
13. | Отгадай мелодию. | 1 | 6.12. |
14. | «На вкус и цвет товарища нет» | 1 | 13.12. |
15. | Практическая работа «Из чего приготовлен сок?» | 1 | 20.12. |
16. | Как утолить жажду | 1 | 27.12. |
17. | Игра «Посещение музея воды» | 1 | 17.01. |
18. | Праздник чая | 1 | 24.01. |
19. | Что надо есть, что бы стать сильнее | 1 | 31.01. |
20. | Практическая работа « Меню спортсмена» | 1 | 7.02. |
21. | Практическая работа «Мой день» | 1 | 14.02. |
22. | Овощи, ягоды и фрукты - витаминные продукты | 1 | 21.02. |
23. | Практическая работа «Изготовление витаминного салата» | 1 | 28.02. |
24. | КВН «Овощи, ягоды, фрукты – самые витаминные продукты» | 1 | 7.03. |
25. | Оформление плаката «Витаминная страна» | 1 | 14.03. |
26. | Посадка лука. | 1 | 21.03. |
27. | Каждому овощу свое время. | 1 | 4.04. |
28. | Инсценирование сказки вершки и корешки | 1 | 11.04. |
29. | Конкурс «Овощной ресторан» | 1 | 18.04. |
30. | Изготовление книжки «Витаминная азбука» | 1 | 25.04. |
31. 32. | Проект | 2 | 16.05. 23.05. |
33. | Подведение итогов. Творческий отчет «Реклама овощей». | 1 | 30.05. |
34-35 | Резерв | 2 | |
Предполагаемые результаты 2-го года обучения.
Обучающиеся должны знать:
- основные правила питания;
- важность употребления в пищу разнообразных продуктов;
- роль витаминов в питании.
После 2-года обучающиеся должны уметь:
- соблюдать гигиену питания;
- готовить простейшие витаминные салаты;
- выращивать зелень в горшочках.
Содержание программы «Разговор о правильном питании»
5/6 класс
Содержание | Теория | Практика |
1. Вводное занятие. | Обобщение имеющихся знаний об основах рационального питания | Знакомство с рабочей тетрадью « Две недели в лагере здоровья» |
2. Состав продуктов. | Беседа «Из чего состоит пища». Основные группы питательных веществ | Оформление дневника здоровья. Составление меню. Оформление стенгазеты «Из чего состоит наша пища». |
3. Питание в разное время года | Беседа «Что нужно есть в разное время года» Блюда национальной кухни | Ролевые игры. Составление меню. Конкурс кулинаров. |
4. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. | Беседа «Что надо есть, если хочешь стать сильнее».Рацион собственного питания. | Дневник «Мой день». Конкурс «Мама папа я - спортивная семья». |
5. Приготовление пищи | Беседа « Где и как готовят пищу» Устройство кухни Правила гигиены. | Экскурсия на кухню в школьной столовой . Ролевые игры. Конкурс «Сказка, сказка, сказка». |
6. В ожидании гостей. | Беседа «Как правильно накрыть стол»Столовые приборы | Ролевые игры. Конкурс «Салфеточка». |
7. Молоко и молочные продукты | Беседа «Роль молока в питании детей». Ассортимент молочных продуктов. | Игра -исследование «Это удивительное молоко». Игра «Молочное меню». Викторина. |
8. Блюда из зерна | Полезность продуктов , получаемых из зерна. Традиционные народные блюда из продуктов, получаемых из зерна. | Ролевые игры. Конкурс «Хлебопеки». Праздник «Хлеб всему голова». |
9. Проект «Хлеб всему голова» | | |
10. Творческий отчет. | | |
Календарно-тематическое планирование «Разговор о правильном питании»
5/6 класс
п/п | Содержание занятий | Всего часов | Дата |
1. | Введение | 1 | 07.09. |
2. | Практическая работа. | 1 | 14.09. |
3. | Из чего состоит наша пища | 1 | 21.09. |
4. | Практическая работа «меню сказочных героев» | 1 | 28.09. |
5. | Что нужно есть в разное время года | 1 | 5.10. |
6. | Оформление дневника здоровья | 1 | 12.10. |
7. | Выпуск стенгазеты о составе нашей пищи | 1 | 19.10. |
8. | Игра «В гостях у тетушки Припасихи» | 1 | 26.10. |
9 | Конкурс кулинаров | 1 | 9.11. |
10 | Как правильно питаться, если занимаешься спортом | 1 | 16.11. |
11 | Составление меню для спортсменов | 1 | 23.11. |
12 | Оформление дневника «Мой день» | 1 | 30.11. |
13 | Конкурс «Мама, папа, я – спортивная семья» | 1 | 7.12. |
14 | Где и как готовят пищу | 1 | 14.12. |
15 | Экскурсия в столовую. | 1 | 21.12. |
16 | Конкурс «Сказка, сказка, сказка». | 1 | 28.12. |
17 | Как правильно накрыть стол. | 1 | 18.01. |
18 | Игра накрываем стол | 1 | 25.01. |
19 | Молоко и молочные продукты | 1 | 1.01. |
20 | Экскурсия на молокозавод | 1 | 8.02. |
21 | Игра-исследование «Это удивительное молоко» | 1 | 15.02. |
22 | Молочное меню | 1 | 22.02. |
23 | Блюда из зерна | 1 | 1.03. |
24 | Путь от зерна к батону | 1 | 15.03. |
25 | Конкурс «Венок из пословиц» | 1 | 22.03. |
26 | Игра – конкурс «Хлебопеки» | 1 | 5.04. |
27-28 | Выпуск стенгазеты | 2 | 12.04. 19.04. |
29 | Праздник «Хлеб всему голова» | 1 | 26.04. |
30 | Экскурсия на хлебкомбинат | 1 | 10.05. |
31-32 | Оформление проекта « Хлеб - всему голова» | 2 | 17.04. 24.05. |
33 | Подведение итогов | 1 | 31.05. |
34-35 | Резерв | 2 | |
Предполагаемые результаты 3-го года обучения должны знать:
- при недостатке того или иного питательного вещества организм не может справляться с работой;
- основные отличия рациона питания в летний и зимний периоды;
- здоровье и внешность человека во многом зависит от него самого;
- условия хранения продуктов;
- правила сервировки стола;
- важность употребления молочных продуктов.
После третьего года обучения ученики должны уметь:
- составлять меню;
- соблюдать правила техники безопасности при использовании кухонных принадлежностей и бытовых приборов;
- различать столовые приборы и столовую посуду, которая используется к завтраку, обеду.
Содержание программы « Разговор о правильном питании»
7 класс
Содержание | Теория | Практика |
1 Вводное занятие | Повторение правил питания | Ролевые игры |
2.Растительные продукты леса | Беседа: «Какую пищу можно найти в лесу» Правила поведения в лесу. Правила сбора грибов и ягод. | Работа в тетрадях. Отгадывание кроссворда. |
3.Рыбные продукты | Беседа «Что и как можно приготовить из рыбы» Важность употребления рыбных продуктов. | Работа в тетрадях Эстафета поваров « Рыбное меню» |
4.Дары моря | Беседа о морепродуктах. Блюда из морепродуктов Знакомство с обитателями моря. | Работа в тетрадях. Викторина « В гостях у Нептуна» |
5.Кулинарное путешествие по России» | Знакомство с традициями питания регионов, историей быта своего народа | Работа в тетрадях Игра – проект « кулинарный глобус» |
6 Рацион питания | Рассмотреть проблему « Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен» | Работа в тетрадях « Моё недельное меню» |
7.Правила поведения за столом | Беседа « Как правильно вести себя за столом». Знакомство со стихотворением « Назидание о застольном невежестве» | Работа в тетрадях. Сюжетно – ролевые игры. |
8.Накрываем стол | | |
9.Проектная деятельность. | Определение тем и целей проектов, форм их организации. Разработка планов работы, составление плана консультаций с педагогом | Выполнение проектов. Подбор литературы. Оформление проектов. |
10.Подведение итогов работы | | |
Календарно – тематическое планирование « Разговор о правильном питании»
7 класс
№ п/п | Содержание занятия | Всего часов | Дата |
1. | Вводное занятие | 1 | 5.09. |
2. | Какую пищу можно найти в лесу. | 1 | 12.09. |
3. | Правила поведения в лесу | 1 | 19.09. |
4. | Лекарственные растения | 1 | 26.09. |
5. | Игра – Что можно приготовить из рыбы. | 1 | 3.10. |
6. | Конкурсов рисунков «В подводном царстве» | 1 | 10.10. |
7. | Ты готовишь себе и друзьям | 1 | 17.10. |
8. | Кулинарные секреты | 1 | 24.10. |
9. | Дары моря. | 1 | 7.11. |
10. | Меню из морепродуктов | 1 | 14.11. |
11. | Кулинарное путешествие по России. | 1 | 21.11. |
12. | Кухни разных народов | 1 | 28.11. |
13. | Кулинарная история. | 1 | 5.12. |
14. | Традиционные напитки на Руси | 1 | 12.12. |
15. | Традиционные блюда нашего края | 1 | 19.12. |
16. | Практическая работа по составлению меню | 1 | 26.12. |
17. | Сахар его польза и вред | 1 | 16.01. |
18. | Игра – проект « Кулинарный глобус» | 1 | 23.01. |
19. | Праздник « Мы за чаем не скучаем» | 1 | 30.01. |
20. | Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен | 1 | 6.02. |
21. | Составление недельного меню | 1 | 13.02. |
22. | Конкурс кулинарных рецептов | 1 | 20.02. |
23. | Конкурс « На необитаемом острове» | 1 | 27.02. |
24. | Как правильно вести себя за столом | 1 | 6.03. |
25-26. | Практическая работа | 2 | 13.03. 20.03. |
27-28. | Изготовление книжки « Правила поведения за столом» | 2 | 3.04. 10.04. |
29-30. | Накрываем праздничный стол | 2 | 17.04. 24.04. |
31-33 | Проект | 3 | 08.04. 15.05. 22.05. |
34 | Подведение итогов | 1 | 29.05. |
35 | Резерв | 1 | |
Предполагаемые результаты четвёртого года обучения
Ученики должны знать:
- кулинарные традиции своего края;
- растения леса, которые можно использовать в пищу;
- необходимость использования разнообразных продуктов,
- пищевую ценность различных продуктов.
должны уметь:
- приготовить блюдо, если набор продуктов ограничен,
- выбирать из набора продуктов наиболее полезные для организма;
- накрывать праздничный стол.
Учебная деятельность школьников строится по следующим модулям:
- гигиена питания,
- режим питания,
-рацион питания,
- культура питания,
- разнообразие питания,
- этикет,
- традиции и культура питания.
Для занятий используются рабочие тетради « Разговор о правильном питании», «Две недели в лагере здоровья», «Формула правильного питания». Дети проводят исследовательскую работу по различным темам, ходят на экскурсии на различные предприятия, оформляют плакаты по правилам правильного питания , выполняют практические работы. Всё это позволяет реально сформировать у школьников полезные навыки и привычки в области рационального здорового питания.
Воспитывающая деятельность.
Работа в кружке даёт большие возможности для воспитания здорового поколения и для формирования коллективизма. Реализация программы ориентирована на творческую работу ребёнка – индивидуальную или групповую.
Индивидуально дети выполняют задания в рабочих тетрадях. Коллективно или в группах работают над творческими проектами, оформляют плакаты по правилам правильного питания, выставки, участвуют в конкурсах, праздниках.
В результате формируются такие качества как ответственность, взаимопомощь, взаимовыручка, любознательность, коллективизм.
Развивающая деятельность.
Работа по «Программе разговор о правильном питании» способствует развитию творческих способностей и кругозора у детей, их интересов и познавательных способностей, развитию коммуникативных навыков , умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблем.
III. МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Оборудование и обеспечение программы
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Разговор о правильном питании» необходимы следующие принадлежности:
- компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
- набор ЦОР по проектной технологии.
IV СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для детей.
1.Верзилин Н. По следам Робинзона Л. 1974,254с
2. Верзилин Н. Путешествие с комнатными растениями Л., 1974,254с
3.Кондова С. Н. Что готовить, когда мамы нет дома. М.,1990, 185.
4.Огуреева Г.Н. Краткий атлас – справочник грибника и ягодника. М., Издательство АСТ, 2001с.
Методическая литература:
Аленов М. Энциклопедия живописи. М., 2004.
Безруких М. М.,ФилипповаТ.А.,Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.-М.: Олма-Пресс,2011.
«Разговор о правильном питании» Рабочая тетрадь/ М. М. Безруких, Т. А. Филиппова-М.: Олма Медиа Групп, 2017.; для детей 7-8 лет (1 и 2 класс)
«Две недели в лагере здоровья» Рабочая тетрадь/ М. М. Безруких, Т. А. Филиппова-М.: Олма Медиа Групп, 2017.; для детей 9-10 лет (3 и 4 класс)
«Формула правильного питания»: Рабочая тетрадь/ М. М. Безруких, Т. А. Филиппова-М.: Олма Медиа Групп, 2017.; для детей 11-12 лет (5 и 6 класс)
«Формула правильного питания»: Блокнот// М. М. Безруких, Т. А. Филиппова-М.: Олма Медиа Групп, 2017.; для детей 13 лет (7 класс) Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология./ М., 2002. 414 с.
Климович Ю.П. Учимся правильно питаться. Для учителей, работающих по программе «Разговор о правильном питании»/- Волгоград: Учитель, 2007.
Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. 30 уроков здоровья: Методическое пособие/ - М.: ТЦ «Сфера», 2001.
Похлебкин В. В. История важнейших пищевых продуктов./- М., 2000. 350 с.
Похлебкин В. В. Из истории русской кулинарной культуры./-М., 2004.
Похлебкин В. В. Тайны хорошей кухни./- М., 2001. 330 с.
Похлебкин В. В. Кулинарный словарь./- М., 2000. 500 с.
Симоненко А. Основы потребительской культуры. Пособие для учителей./- М., 2005.