СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Хочу знать!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Хочу знать!»  составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования 2009г., с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», а так же на основе  авторской программы Шевченко Е.А. и реализует научно-познавательное направление во внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Хочу знать!»»












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

« Хочу знать!»

Для 3 класса

Направление: общеинтеллектуальное

































2017 -2018 учебный год



Содержание


1.Пояснительная записка

2. Структура курса

3.Учебно-тематическое планирование

4.Содержание программы

5.Характеристика основных результатов

6.Формы и виды контроля

7.Информационно-методическое обеспечение




































1.Пояснительная записка

Программа «Хочу знать!» составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования 2009г., с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», а так же на основе авторской программы Шевченко Е.А. и реализует научно-познавательное направление во внеурочной деятельности.

С детства каждого ребенка окружает множество привычных вещей. Но откуда они появились? Когда были созданы? Кто дал им название? На эти и многие другие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности «Хочу знать!».

Предлагаемая программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области русского языка, математики, литературы, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося, обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.

Цель:    создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.

Задачи:

Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.

Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.

Формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор.

Развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей.

Создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.

Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.

Принципы: 

- доступность, познавательность и наглядность

- учёт возрастных особенностей

- сочетание теоретических и практических форм деятельности

- усиление прикладной направленности обучения

- психологическая комфортность

Виды деятельности младшего школьника:

Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).

Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в  учебные коммуникации, парную и групповую работу).

Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).

Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).

Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).

Программа «Хочу знать!» педагогически целесообразна, так как способствует более  разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его предварительной подготовки, уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Русский язык», «Математика», « Литература», «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.

Программы может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях младших школьников. Для проведения занятий необходимо классное помещение. Для оснащения: учителю – компьютер с проектным оборудованием для показа презентаций; детям – рабочее место для выполнения практических работ. Необходимые принадлежности: пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, альбом, краски, кисти, картон, иголки, нитки, ткань, конструктор (металлический или пластмассовый), и т. д. Программа составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий. Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами. Кроме того, в состав программы входят экскурсионная и игровая деятельность.


Место курса в учебном плане

В учебном плане на изучение данной программы отводится 1 ч. в неделю, всего 135 часов: 33 часа в 1 классе (2011-2012 уч. год), 34 ч. во втором классе (2012-2013 уч.) и 68 часов в 3-4 классе (2013-2014 уч. г; 2014-2015 уч. г.)



2.Структура курса

Курс включает в себя еженедельные занятия, каждое из которых состоит из теоретической и практической частей, и имеет следующие направления:




3 класс (2013-2014 учебный год)


1

Почитаем и узнаем

18


Одежда

10


Праздник

8

2

Веселая грамматика

3

Занимательная математика

4

Литературная страничка


итого

34


4 класс (2014-2015 учебный год)


1

Почитаем и узнаем

18


Предприятия, сооружения, здания

10


Транспорт

4


Полезные изобретения

4

2

Веселая грамматика

3

Занимательная математика

4

Литературная страничка


итого

34




3.Учебно-тематическое планирование

3 класс (2017-2018 уч. год)

Наименование разделов, тем

Всего


Количество часов

Характеристика

деятельности

обучающихся




Аудиторные

Неаудиторные

план

факт


1.

Первые рисунки, кто изобрел перо, ручку, карандаш.

1

1

08.09


Рисование карандашами (тема любая)


2.

Кто изобрел бумагу, ноты

1


1

15.09


Аппликация из бумаги


3.

Когда появились первые книги.

1


1

22.09


Составление классного сборника произведений


4.

Калейдоскоп задач

1

1

22.09


Составление задачника №2


5.

Кто написал первую энциклопедию

1

1

29.09


Выставка энциклопедий


6.

Как появились первые библиотеки

1


1

06.10


Посещение библиотеки


7.

Языковые игры

1

1


13.10


Разгадывание ребусов, анаграмм, шарад


8.

Как путешествует письмо?

1


1

20.10


Письмо своему другу


9

Литературное лото «Дядя Федор и его друзья»

1


1

27.10


Разгадывание литературных героев


10

Откуда пошли названия дней недели и как возникли единицы измерения

1

1

10.11


Составление распорядка мероприятий на неделю (или расписания уроков)


11

Крылатые слова и выражения

1


1

17.11


Составление словаря фразеологизмов


12

Старинные логические задачи

1

1

24.11


Решение логических задач


13

У какой страны впервые появился флаг

1

1

01.12


Рисование флага сказочной страны


14

Какие бывают ребусы


1

1

08.12


Составление и разгадывание ребусов


15

Первая марка

1

1

15.12


Изготовление «собственной» марки


16

Кто изобрел кроссворд

1

1

22.01


Разгадывание кроссвордов


17

Кто придумал первую карту

1


1

29.01


Игра «Найди клад»(по карте)


18

Кто автор микроскопа, скотча.

1

1

19.01


Рассматривание предметов под микроскопом и лупой


19

Хлеб из орехов

1


1

26.01


Поделки из скорлупы орехов


20

Как картофель попал в Россию

1


1

02.02


Поделки из картофеля


21

Кое-что из истории конфет

1


1

09.02


Плетение пояса из фантиков


22

Откуда фрукты и овощи получили свое название

1

1

16.02


Рисование овощей и фруктов


23

Каменный мед (сахар)

1


1

23.02


Составление сборника народных рецепты лечения (с медом)


24

Секретное мороженое

1


1


02.03


Составление рецепта мороженного


25

Где прячутся витамины

1

1


09.03


Поделки из овощей


26

Секрет каши

1


1

16.03


Аппликация с использованием крупы


27

Когда появились первые кулинарные книги

1


1

06.04


Составление рецепта (тема любая)


28

Такая разная капуста

1

1

13.04


Составление загадок о капусте


29

Где появились арбузы

1

1

20.04


«Все об арбузе» (изготовление книжки-малышки)


30

Из чего делают пряники

1


1

27.04


Лепка пряников из соленого теста


31

Откуда берутся изюм, мед,шоколад?

1

1

04.05


Рисование обертки шоколада


32

Такой разный чай

1


1

11.05


Заваривание чая


33

Викторина по сказкам А.С. Пушкина

1


1

18.05




34

Игровая программа «Хочу знать»

1

1


25.05





Итого

34ч

12

22







4.Содержание программы

1 класс

Раздел « Почитаем и узнаем»

Игры и игрушки. История происхождения игр и игрушек: кукла, мяч, калейдоскоп, шахматы, шашки, настольные игры, лыжи, воздушный змей, глиняные игрушки и сувениры. Настольный театр. Разучивание подвижных игр, игр в шашки, шахматы.

Все для дома. История происхождения вещей для дома: подсвечник, иголка, ножницы, расческа, зеркало, шкатулка, замок, гвозди, тарелка, вилка, шкаф, окно, дверь, мыло, кровать, кирпич, часы, скатерть. Уход за комнатными растениями.

Раздел « Веселая грамматика»

Знакомимся с фразеологизмами, языковые игры

Радел «Занимательная математика»

Составляем веселые задачи, учимся играть в шашки и шахматы

Раздел « Литературная страничка»

Составляем сказки, стишки, загадки


2 класс

Раздел « Почитаем и узнаем»

Школа. История происхождения школьных принадлежностей: рисунки, перо, карандаш, шариковая ручка, ноты, бумага, книга, энциклопедия, библиотека, дни недели, единицы измерения, карта, марка, микроскоп, скотч, полезные ископаемые, ребус, флаг, настольные приборы. Их назначение и использование.

Еда. История происхождения продуктов питания: хлеб, картофель, конфеты, фрукты и овощи, сахар, мороженое, каша, витамины, капуста, пряники, шоколад, чай, витамины, кулинарная книга. Польза и вред, применение продуктов. Составление рецептов.

Раздел « Веселая грамматика»

Знакомимся с фразеологизмами, языковые игры

Радел «Занимательная математика»

Составляем веселые задачи, учимся играть в шашки и шахматы

Раздел « Литературная страничка»

Составляем сказки, стишки, загадки.

3 класс

Раздел « Почитаем и узнаем»

Одежда. История возникновения одежды: пуговицы, шапки, сарафан, башмаки, носовые платки, юбки и брюки. Одежда для дома: халат и пижама. Мода и аксессуары. Назначение и использование предметов одежды.

Праздник. Предметы и обычаи, связанные с праздниками. Сувениры и игрушки к праздникам. Правила этикета. Праздничные конкурсы и игры.

Раздел « Веселая грамматика»

Знакомимся с фразеологизмами, языковые игры

Радел «Занимательная математика»

Составляем веселые задачи, учимся играть в шашки и шахматы

Раздел « Литературная страничка»

Составляем сказки, стишки, загадки

4 класс

Раздел « Почитаем и узнаем»

Предприятия, сооружения, здания. История возникновения зданий, предприятий. Современные и древние сооружения.

Транспорт. История возникновения разных транспортных средств, их необходимость в современном обществе. Общественный транспорт, велосипед, самолет, автомобиль, луноход, лайнер, пароход, железнодорожный транспорт, уборочные машины. Специальные машины: машина «Скорой помощи». Оказание первой помощи на дороге.

Полезные изобретения. Изобретения, которые принесли пользу человечеству: светофор, дорожные знаки, флюгер, спички, зонтик, деньги, телефон, аквариум. Упаковочный материал. Интернет и компьютер. Вред изобретений.

Раздел « Веселая грамматика»

Знакомимся с фразеологизмами, языковые игры

Радел «Занимательная математика»

Составляем веселые задачи, учимся играть в шашки и шахматы

Раздел « Литературная страничка»

Составляем сказки, стишки, загадки

5 .Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа:

Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Хочу знать!» можно считать следующее:

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;

  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

  • формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

Основным объектом оценки результатов  освоения программы служит  сформированность  у  обучающегося    коммуникативных  и  познавательных универсальных  действий,  которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

  • способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную   задачу   в   практическую;

  • умение   контролировать   и   оценивать   свои действия,  вносить  коррективы  в  их  выполнение  на  основе оценки  и  учёта  характера  ошибок,  проявлять  инициативу  и самостоятельность в обучении;

  • способность  к  осуществлению  логических  операций сравнения, анализа, установлению  аналогий,  отнесению  к  известным понятиям;

  • умение  сотрудничать  с  педагогом  и  сверстниками  при решении  различных задач,  принимать  на  себя  ответственность за результаты своих действий;

  • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  • любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.



6. Формы и виды контроля


Формой подведения итогов в каждом классе могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу. Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить а слайдовую презентацию по направлениям и в дальнейшем использовать на уроках по смежным темам в «Технологии», «Изобразительном искусстве», «Окружающем мире», «Музыке», «Физической культуре».

Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.

Письменный итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения».

Пример. Раздел «Все для дома»: «Ручной инструмент, устройство или машина для резки (стрижки) различных материалов – это … (ножницы)

Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала каждого года обучения.

Ключ к результату усвоения материала:

1-й уровень (70-80% ) — 3 балла

2-й уровень (80-90% ) — 4 балла

3-й уровень (90-100%) — 5 баллов

Самоконтроль: В 1 классе учитель (или родители), а со 2 классе, когда дети умеют писать, дети ведут Листы самооценки «Мои достижения». Основными задачами их введения являются:

  • развитие познавательных интересов обучающихся

  • создание ситуации успеха для каждого ученика

  • повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях

  • максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка

  • приобретение навыков саморефлексии.






7. Методические рекомендации

В 2011-2012 учебном году для учащихся 1 б и 1г классов был организован кружок «Хочу знать».

Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся, средствами познавательной деятельности Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося, обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Программа кружка «Хочу знать!» педагогически целесообразна, так как способствует более  разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Программа составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий. Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами.

Кружок «Хочу знать»- эффективная форма организации внеурочной деятельности, в основе которой лежат: технология формирования умений исследовательской деятельности, системно-деятельностный подход, концепция формирования универсальных учебных.

В течение года проводились различные диагностики. С целью выявления эффективности организации работы кружка « Хочу знать» было проведено анкетирование учащихся и родителей. Оно выявило, что 91% учащихся класса нравиться данная форма внеурочной деятельности, и они хотели бы посещать кружок « Хочу знать» в следующем году. 81 % родителей класса считают, что кружок способствует развитию интеллектуальных и познавательных способностей учащихся и готовы организовать посещение учащимися кружка в следующем году

Следует отметить активное участие учащихся посещающих кружок «Хочу знать» в различных конкурсах, олимпиадах, проектах, исследовательской деятельности.

Вывод:

Организация внеурочной деятельности через работу кружка « Хочу знать» позволила повысить уровень школьной мотивации, общий уровень развития учащихся и уровень познавательных интересов.

Наблюдая за ребятами, вижу, что при проведении регулярных развивающих занятий кружка:

  • Дети включаются в поисковую деятельность

  • Создаются условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся

  • Возрастает их познавательная возможность в самостоятельной деятельности

  • Повышается интерес

  • Появляются первые положительные результаты.

Предложения:

1. Необходимость в проведении кружка «Хочу знать» в школе в новом учебном году;


8. Информационно – методическое обеспечение

  1. Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.

  2. История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.kostyor.ru/history.html

  3. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.

  4. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.

  5. Чудакова, Н. Энциклопедия праздников [Текст] /Н. Чудакова.- М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1998.

  6. Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 1997.

  7. Шпагин М.. Что было до …[Текст] / - М.: Детская литература, 1989.

  8. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор Издательство: Просвещение, 2010г.




10