СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка технологической карты урока. Технологическая карта урока "Решение уравнений 6 класс"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка технологической карты урока. Технологическая карта урока "Решение уравнений 6 класс"»















«Разработка технологической карты урока»




АННОТАЦИЯ


Работа содержит технологическую карту урока базового уровня подготовки по математике по теме «Решение уравнений» 6 класс

Цель работы: создание технологических карт урока по учебному предмету математического цикла (базовый уровень).

Задачи:

  1. обосновать соответствие разрабатываемой технологической карты урока требованиям ФГОС, выбор цифровых ресурсов, методов и форм обучения;

  2. разработать технологическую карту урока по теме «Решение уравнений»;

  3. разработать технологическую карту урока по теме «Выражения с переменными».

Технологическая карта разработана для дистанционных уроков, реализуемых по условно традиционной модели.



СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...……...

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА………………………………….….

РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА 6 КЛАСС» .....………………………...……

ВЫВОДЫ………………………………………………………….……………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ……....

4


6


12

13








ВВЕДЕНИЕ

Изменения образовательной реальности обоснованы ФГОС и связаны, как правило, с новыми педагогическими разработками. Для внедрения новых методик, педагогических технологий требуется понимание того, как эти новшества внедрять и осваивать. Составление технологической карты – вдумчивый и серьёзный процесс, хотя и не более трудоёмкий, чем подготовка подробного конспекта урока. При этом технологическая карта при своей кажущейся сухости и техничности позволяет преподавателю более чётко рассматривать урок как элемент образовательной системы в условиях современных ФГОС.

Для того чтобы разработать дистанционный урок, недостаточно перевести в электронную форму его очный аналог. Необходимо выполнить определенную систему действий, учитывающую специфику дистанционных образовательных процессов, продумать смысловые, содержательные, организационные и иные элементы разрабатываемого урока. Подготовка дистанционного урока начинается с выбора модели урока и ресурса для его проведения.

Для реализации урока использовался ресурс https://coreapp.ai. Платформа https://coreapp.ai предоставляет возможности для создания эффективных онлайн-уроков, проведения дистанционных занятий, проверки домашних заданий и получения аналитики по результатам работы.


РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА


Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности – это вид технической документации, содержащей описание процесса изготовления определенного вида продукции. В данном документе определен четкий алгоритм обработки изделия, применяемое оборудование и время, отводимое для выполнения каждой операции. Целью создания технологической карты является получение качественного продукта в оптимальные сроки.

Технологическая карта является основой управления учебной (точнее самоуправляемой учебной) деятельностью учащихся. Это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с новыми стандартами.

Таким образом, технологическая карта является не только тематическим планом учителя для обучения школьников математической теме, но и обеспечивает условия учащемуся для планирования, организации своей учебной деятельности, контроля хода ее выполнения, анализа, оценки полученных результатов, коррекции выявленных пробелов в знаниях.

В отличии от обычного конспекта урока, в технологической карте отображена деятельность учителя и обучающегося.

Отличительными характеристиками технологической карты являются технологичность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, интерактивность и обобщенность.

Традиционный конспект – это содержание урока по вертикали, а технологическая карта – по горизонтали. При планировании урока учитель определяет все виды деятельности учащихся на уроке в целом и отдельных его этапах, технологическая карта урока рассматривается как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся, направленные на достижение конечного результата. При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести педагогический анализ и самоанализ.

Моделирование и проведение урока с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию базовых учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Технологическая карта урока позволяет структурировать урок по выбранным учителем параметрам.

Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работника и т.п. Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. При проведении самоанализа урока учитель имеет возможность оценить каждый этап урока, правильность отбора содержания, адекватность применяемых методов и форм работы в их совокупности.

Целью дистанционного урока «Решение уравнений» по математике в 6 классе является создание условий для осмысления и усвоения способа решения уравнений.

Модель урока: условно традиционная модель.

Время урока: работа под руководством учителя по открытию нового знания (30 минут) и закрепление изученного в групповых формах работы с консультационной помощью педагога (15 минут).

Условия реализации урока:

цифровые ресурсы: https://coreapp.ai (ссылка для обучающихся https://bit.ly/3GvvRVi), работа в виртуальном пространстве может быть организована с использованием электронных платформ, видеоконференций, мессенджеров (Яндекс Телемост, видеозвонки mail, Сферум, Telegram и т.д.), интернет-сайтов.

дидактические материалы:

‑ Математика: учебник для 6 класса – II часть/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков - 2-е изд. , стер.- Москва: Просвещение – 2022, с.143.

А.С. Чесноков, К.И. Нешков. Дидактические материалы для 6 класса, 6-е изд., Москва, 2014

‑А.С. Чесноков, К.И. Нешков.   Математика: рабочая тетрадь для 6 класса: в 2 -х ч. – 2-е изд., пересмотр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. – 88 с.

‑ Н.Я. Виленкин. Математика: методическое пособие для 5-6 классов / Н.Я. Виленкин. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 215с.

оборудование: персональный компьютер (ПК) учителя, ПК обучающихся с подключением к сети Интернет.

Для реализации урока использовался ресурс https://coreapp.ai. Платформа https://coreapp.ai предоставляет возможности для создания эффективных онлайн-уроков, проведения дистанционных занятий, проверки домашних заданий и получения аналитики по результатам работы.

Для учителей https://coreapp.ai предлагает следующие функции:

  • создание интерактивных онлайн-уроков;

  • использование более 40 типов упражнений для проверки знаний;

  • организация олимпиад и конкурсов;

  • автоматическая проверка знаний;

  • сбор аналитики по успехам учеников и класса;

  • назначение и проверка домашних заданий;

  • предоставление обратной связи через платформу;

  • реализация передовых образовательных подходов;

  • разработка образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • обмен уроками с другими учителями;

  • участие в образовательных вебинарах и марафонах;

  • прохождение курсов повышения квалификации.

Для школ CoreApp.AI предоставляет возможности:

  • организация дистанционной формы работы;

  • проведение онлайн-олимпиад и викторин;

  • внедрение передовых информационно-коммуникационных технологий;

  • создание среды для использования мобильных устройств учеников;

  • обеспечение равенства образовательных возможностей для всех учеников.

Цель дистанционного урока «Решение уравнений» по математике в 6 классе:

  • создать условия для овладения умением решать уравнения нового типа, повторить правила нахождения компонентов математических действий, научить учащихся решать уравнения путём переноса слагаемых из одной части в другую;

  • развивать мыслительную активность учащихся, умение лаконично и математически грамотно высказывать свою мысль;

  • воспитывать интерес к приобретению новых знаний и стремление к их приобретению.

Модель урока: условно традиционная модель.

Время урока: работа под руководством учителя по открытию нового знания (30 минут) и закрепление изученного в групповых формах работы с консультационной помощью педагога (15 минут).

Условия реализации урока:

цифровые ресурсы: https://learningapps.org (ссылка для обучающихся https://learningapps.org/display?v=pf6ke84sj20), работа в виртуальном пространстве может быть организована с использованием электронных платформ, видеоконференций, мессенджеров (Яндекс Телемост, видеозвонки mail, Сферум, Telegram и т.д.), интернет-сайтов.

дидактические материалы:

‑ Математика: учебник для 6 класса в 2 частях, часть II /Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков -2-изд.,стер.- Москва: Просвещение,2022.-143 с.

А.С.Чесноков,, К.И. Нешков. Дидактические материалы по математике для 6 класса: 6- изд.Москва,2024

‑ А.С. Чесноков,К.И. Нешков.Математика: методическое пособие для 5-6 класса/-М: Бином. Лаборатория знаний,2014.-215с.

‑ Презентация «Решение уравнений в 6 классе»

‑ Онлайн-анкета для рефлексии.

оборудование: персональный компьютер (ПК) учителя, ПК обучающихся с подключением к сети Интернет.

Для реализации урока использовался ресурс https://learningapps.org, с помощью которого был реализован сценарий, состоящий из 7 сюжетов.

Сценарный план урока предполагает использование учителем следующих приемов: прием «Работа в парах», прием «Микрофон», прием «Неоконченное предложение», прием «Самопроверка», прием «Рефлексия».

В технологической карте этапы урока построены в условиях реализации системно- деятельностного подхода. Образовательные результаты сформулированы в соответствии с ФРП по учебному предмету «Математика».

Определение ведущих образовательных целей в технологической карте необходимо как обоснование всей технологической цепочки, причем мы определяем формируемые и развиваемые знания и умения, так как цели являются ведущим компонентом технологии обучения как системы. Цели формирования познавательной деятельности в данной ситуации рассматриваются как цели развития и представляют неразрывное единство с целями образовательными.

Межпредметные связи в технологическую карту включены также с позиции системности, ибо учебный предмет - математика представляет собой не изолированную область знания, а органично входит в целостную систему миропонимания, мировоззрения учащихся.

Обратная связь и измерители успешности усвоения включены в карту как компонент, позволяющий определить эффективность педагогической технологии.

Технологическая карта является основой управления учебной (точнее самоуправляемой учебной) деятельностью учащихся. Управление учебной деятельностью учащихся на основе технологической карты осуществляется в соответствии с тремя этапами.

На первом учебном занятии (как правило, это вводное учебное занятие) обучающиеся информируются о новой теме, формулируются конечные результаты ее изучения в действиях школьников, учащиеся знакомятся с содержанием учебного материала в соответствии с технологической картой. Введение учащихся в план изучения учебной темы чаще появляется в совместном сотрудничестве с учащимися, для чего используются различные техники.

Следующий шаг в управлении учебной деятельностью состоит в сообщении о количестве учебных занятий, необходимых для изучения новой темы, знакомство с вопросами и заданиями для самоконтроля учащихся и итогового контроля – все это осуществляется через оценочный лист, который получает каждый школьник на первых уроках изучения новой темы. Таким образом, на первом этапе осуществляется целеполагание и планирование совместной деятельности учителя и учащихся.

На втором этапе - организация, промежуточный контроль, анализ и регулирование деятельностью учащихся в процессе изучения ими учебного материала (в основе, безусловно, рефлексивное управление). Основное назначение контроля в управлении деятельности школьников состоит в обеспечении обратной связи, как положительной, так и отрицательной.

На третьем этапе - итоговый контроль и организация коррекции выявленных пробелов в знаниях или организация продвинутого движения в обучении учащихся математике.

Таким образом, технологическая карта является не только тематическим планом учителя для обучения школьников математической теме, но и обеспечивает условия учащемуся для планирования, организации своей учебной деятельности, контроля хода ее выполнения, анализа, оценки полученных результатов, коррекции выявленных пробелов в знаниях.





Технологическая карта урока по теме «Решение уравнений» (6 класс)


ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс:

6

Предмет:

Математика

Место урока/занятия

6 (Раздел 7 «Решение уравнений»)

Тема урока/занятия

Решение уравнений

Уровень изучения:

Базовый уровень

Тип урока/занятия (укажите тип урока):

урок открытия новых знаний и освоения умений

☐ урок-закрепление

☐ урок-повторение

☐ урок систематизации знаний и умений

☐ урок развивающего контроля

☐ другой (_____________________________________________________________)

Планируемые результаты:

Личностные установка на активное участие в решении простых задач математической направленности, приобретение новых знаний в совместной деятельности, участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы и координировать свою деятельность с другими членами команды. ответственное отношение к учению; формировать умение соотносить полученный результат с поставленной целью, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию; умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентироваться на успех в учебной деятельности

Метапредметные:

Регулятивные: Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать учебную деятельность на уроке; высказывать своё предположение; контролировать процесс и результат учебной математической деятельности, оценивать степень успешности своей работы, анализировать и выделять общее, находить наиболее оптимальный алгоритм действий, выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов, выявлять математические закономерности

Познавательные: Умение отличать новое от уже известного с помощью учителя; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей, структурируют информации в виде записи выводов и определений

Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Предметные: понимание, что такое «уравнение», «корень уравнения»; умение решать уравнения новым способом, построение логических цепочек рассуждений, составление модели задачи, развитие навыков устных и письменных вычислений.

Основные понятия: уравнение, нахождение компонентов математических действий, решение уравнений, корень уравнения, свойство корня уравнения, правило переноса слагаемых из одной части уравнения в другую, умножение обеих частей уравнения на число, не равное нулю, составление модели задачи

Технологии:

 проблемного обучения (И.Я. Лернер, Н.М. Скаткин);

 информационно-коммуникативная

 ИКТ - технология (презентация).

Методы:

 частично - поисковый;

 проблемный;

 практический;

 активные методы обучения (АМО).

Формы организации познавательной деятельности

 фронтальная,

 индивидуальная.

  • групповая

Виды деятельности:

 Сравнение способов решения уравнения: 1) по правилу отыскания неизвестных компонентов и с помощью переноса слагаемых из одной части уравнения в другую; 2) с помощью умножения обеих частей уравнения на одно и то же число; 3) выявление общего, формулирование предположительного вывода, проверка вывода на конкретных примерах.

 Использование полученных выводов для решения уравнений

Функция учителя организатор сотрудничества, консультант - управляющий поисковой работой.

Краткое описание:

цифровые ресурсы: https://coreapp.ai (ссылка для обучающихся https://bit.ly/3GvvRVi), работа в виртуальном пространстве может быть организована с использованием электронных платформ, видеоконференций, мессенджеров (Яндекс Телемост, видеозвонки mail, Сферум, Telegram и т.д.), интернет-сайтов.

дидактические материалы:

‑ Математика: учебник для 6 класса в 2 частях, часть II /Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков -2-изд.,стер.- Москва: Просвещение,2022.-143 с.

А.С.Чесноков,, К.И. Нешков. Дидактические материалы по математике для 6 класса: 6- изд.Москва,20214

‑ А.С. Чесноков,К.И. Нешков.Математика: методическое пособие для 5-6 класса/-М: Бином. Лаборатория знаний,2014.-215с.

‑ Презентация «Решение уравнений в 6 классе»

оборудование: персональный компьютер (ПК) учителя, ПК обучающихся с подключением к сети Интернет.


БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА/ЗАНЯТИЯ


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала


Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность.


Деятельность педагога

Деятельность обучающихся


1. Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Эпиграф уроку «Математика- это язык, на котором говорят все точные науки» (Н.И Лобачевский)

Ребята! Перед вами эпиграф нашего урока. Это слова великого русского математика Н.И. Лобачевского. Вы сейчас изучаете математику, затем в старших классах будете изучать разделы математики – алгебру, геометрию, физику, химию и другие науки. При изучении этих предметов вам придётся по условию задачи составлять уравнение, решать его, затем анализировать полученные решения. Само слово «Алгебра» в переводе на русский язык означает искусство решать уравнения.

Ребята! Над какой темой мы работаем?

Китайский педагог и философ Конфуций сказал: «То, что я слышу, я забываю. То, что я вижу, слышу и обсуждаю, я начинаю понимать. Когда я слышу, вижу, обсуждаю и делаю, я приобретаю знания и навыки». Попробуйте на данном уроке воспользоваться словами Конфуция, и покажите свою одарённость и сообразительность.  Мы с вами будем добывать знания сами, благодаря вашему терпению и старанию. Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы

Каждый из вас получил карту самооценивания. Подпишите ее.

Ф.И. ученика

Выполняемые задания "+" - справился с задачей без затруднений

"_" - не справился с задачей.

Этапы урока:

1.Устный счет

2. Не решая, найдите корни уравнения

3. Устный счет (работа в группе)

3. Определение целей и задач урока

4. Открытие новых знаний

5. Работа в группе (решение уравнений)

6. Самостоятельная работа

7.Решение уравнения с помощью пропорции

8. Решение уравнений № 5.100

9. Мозговой штурм

В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждого задания, вы должны оценить свою работу. За верно выполненные задания вы будете себе ставить плюс, а в конце урока это позволит оценить вашу работу.

Предварительную оценку за урок каждый выставит себе сам, исходя из суммы количества «+», набранных на всех этапах урока. Окончательную оценку за работу на уроке поставлю я, учитывая мою оценку знаний каждого из вас и оценку, выставленную вами.

Приветствуют учителя, настраиваются на продуктивную деятельность на уроке.











Учащиеся формулируют тему урока: «Решение уравнений»



















Учащиеся записывают тему урока в тетрадях







Этап 1.2. Актуализация опорных знаний. Определение темы, постановка цели и задач урока


Деятельность педагога

Деятельность обучающихся


Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета:

  1. Раскройте скобки:

-3+(а+b-4+d); -7- (-a +b-c-d);

10+ (a+ b- c+ d -5); (5a-2b+4c-3d)∙(-3);

-12(-2a+5b-4c+3d); (-3a-2b+5c+4d) ∙ (-15)

2. Приведите подобные слагаемые

4а+6а-3а-9а 2а – в +5а -4а

2-х+41-3х 11а -7в -10а +9в

5а-6в+2а-8в

3. Найдите корень уравнений:

86,7у = 867 3,2х = 3200 0,38а = 38; х +4 = 14

На прошлых уроках мы познакомились с темами, которые мы будем применять при решении уравнений. В младших классах и в 5 классе вы научились находить компоненты математических действий. Сейчас у нас работа в парах. Задайте вопросы друг другу.

Учитель устно предлагает найти компоненты математических действий: 7х=35; -3у= 6,9;

Учитель организовывает работу в группах, каждой группе даётся карточка с заданиями на раскрытие скобок и приведение подобных слагаемых

Задания: 1. Раскройте скобки и приведите подобные слагаемые:

I группа 9·(4у-2) +5·(2у-4); 2а +(3а – 4b +2c) – (11а+ 4в-2с)

II группа -3(5а+7)-4·(3а-1);

III группа -7·(4-4у) +5·(4-8у);

IV группа 3·(4х-13) -4·(5-6х).


Решим задачу из учебника «Математика 6 класс» Н. Я. Виленкин № 5.128

В первом трамвае было в 3 раза меньше пассажиров, чем во втором. Когда на остановке из первого трамвая вышли 7 человек, а из второго – 25 человек, то в обоих трамваях людей стало поровну. Сколько пассажиров было в каждом трамвае первоначально?

- Прочитайте задачу.

-Что известно о количестве пассажиров

в первом трамвае? Во втором?

-Какие действия были произведены с пассажирами в каждом трамвае?

-В результате выполнения этих действий сколько пассажиров стало в каждом трамвае?

-Что нам надо узнать?

Каким способом решают такие задачи?

Какая тема нашего урока?

Какую величину обычно обозначают за х –меньшую или большую?

Если одна из величин в раз меньше, ту величину обозначаем за х обязательно

В этой задаче что обозначим за х?

Тогда сколько пассажиров во втором трамвае?

Моделируем: из первого вагона вышли 7 человек 7 человек, из второго трамвая вышли 25 человек. Стало поровну.

Что надо сделать?

Что получим?

Такие уравнения мы умеем решать?

Какова цель нашего урока?

Почему с нашим запасом знаний мы не можем решить это уравнение?



Как должно выглядеть уравнение, чтобы мы смогли его решить?

Попробуем решить эту проблему.



Решают в уме, один из учеников проговаривает ответ

















Задают и отвечают на вопросы: «Что такое уравнение? Сколько корней может иметь уравнение? Как найти неизвестное слагаемое, вычитаемое, неизвестный множитель, делимое, делитель?»

Приводят также примеры уравнений, которые не имеют решений во множестве натуральных чисел.

х+145= 89; 25у= 385; 250: z = 27 и т.д.



Учащиеся разбиваются на 4 группы. Каждая группа получает задание на раскрытие скобок и приведение подобных слагаемых.

Каждая группа защищает своё задание.











Учащиеся анализируют условия задачи






Такие задачи решают с помощью уравнения.

Тема урока: «Решение уравнений»

- Обычно обозначают за х меньшую величину.


Записывают в тетради:

-Пусть х- число пассажиров в первом трамвае

-3х- число пассажиров во втором трамвае.

В первом вагоне стало (х-7) человек. Во втором вагоне стало (3х – 25) человек. В трамвае пассажиров стало поровну.


-Приравнять левую и правую части уравнения

-Уравнение х-7 = 3х-25

-Нет.

Формулируют тему и ставят цель урока вместе с учителем и записывают тему урока в тетради.

целью нашего урока является обобщение и повторение способов решения уравнений, познакомиться с разными видами уравнений; научиться их решать

Учащиеся участвуют в работе по определению проблемы.

-Неизвестное с двух сторон равенства

Неизвестные должны быть слева, известные справа.



БЛОК 2. Открытие нового знания

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по открытию нового знания

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Подготовительный этап.

– А что значит «решить уравнение»?


– Итак, уравнение – это равенство. А в жизни мы встречаемся с понятием равенство?

Актуализация и постановка проблемы.

– Давайте посмотрим. Весы находятся в равновесии. Что произойдет, если с одной чаши весов убрать груз?

– А что надо сделать, чтобы весы снова оказались в равновесии?

– Это свойство «весов» нам еще пригодится.

Пример 1

Рассмотрим сначала более простое уравнение:

15х-5=10

Назовите, каким неизвестным компонентом является 15 х?

Как найти неизвестное уменьшаемое?





-Назовите, каким неизвестным компонентом является х?

-Как найти неизвестный множитель?




-Что произошло с числом 5 и его знаком на первом этапе решения уравнения? Где было записано относительно знака равно? С каким знаком? Где стало записано? С каким знаком?

Пример 2

Решим другое уравнение 3х+2 = 20

-Назовите, каким неизвестным компонентом является 3х?

- Как найти неизвестное слагаемое?




-Назовите, каким неизвестным компонентом является х?

- Как найти неизвестный множитель




-Что произошло с числом 2 и его знаком на первом этапе решения уравнения? Где было записано относительно знака равно? С каким знаком? Где стало записано? С каким знаком?

Можем ли решить теперь любое уравнение такого вида?

Предлагаю в группах составить алгоритм решения уравнений такого вида

В группах составляют алгоритм, записывают его в тетрадях.

- Итак, к какому выводу мы с вами можем прийти? Можно ли «перенести слагаемое» в другую часть уравнения? Каким образом?

- Вернёмся к уравнению, составленному в начале урока по условию задачи: х -7 =3х -2

Решим его с помощью новых знаний.



Давайте решим уравнение:

1 способ

5(x-3) = 20

5x-15=20

5x=20+15

5x=35

x=35:5

x=7

2 способ

5(x-3) = 20

Что неизвестно в уравнении?

- Как найти неизвестный множитель?

x-3=20:5

x-3=4

x=4+3

x=7

-Что мы получили в итоге?

Что мы называем корнем уравнения?

-Число 7 является корнем уравнения x-3=4

и уравнения 5(x-3) = 20, так как 7-3=4 и 5(7-3) =20.

Поэтому: Корни уравнения не изменяются, если обе части уравнения умножить или разделить на одно и тоже число, не равное нулю.


1. Отвечают на вопросы:

Найти все значения неизвестных, при которых оно обращается в верное равенство или установить, что таких значений нет.

Называют возможные варианты, например, при взвешивании

Чаша с гирями перевесит

Убрать гири.




Уменьшаемым

Чтобы найти неизвестное уменьшаемое надо к разности прибавить вычитаемое.

15х – 5 = 10

15х = 10 + 5

15х = 15

Множителем

- Чтобы найти неизвестный множитель надо произведение разделить на известный множитель.

х=15:15

х = 1

- Число 5 было слева со знаком минус, стало справа со знаком плюс.





- 3х является слагаемым.

-Чтобы найти неизвестное слагаемое надо из суммы вычесть известное слагаемое.

3х =20-2

3х = 18

- Множителем.

- Чтобы найти неизвестный множитель надо произведение разделить на известный множитель.

х = 18:3

х= 6

- Число 2 было слева со знаком плюс, стало справа со знаком минус.




Вариант 1. Да, потому что…

Вариант 2. Нет, потому что у нас нет общего правила


В группах составляют алгоритм, записывают его в тетрадях.

Зачитывают составленные алгоритмы, обсуждают и дополняют их

- Мы можем перенести слагаемое из одной части уравнения в другую, при этом изменив его знак на противоположный

Читают правило в учебнике на стр.230










Объяснение решения уравнения обучающимися

х-7=3х-25

3х –х= 25+7

2х =32

х=32:2

х=16 (пассажиров) ехало в первом ехало в первом вагоне первоначально

3х =3·х = 3·16=48 (пассажиров) ехало во втором вагоне первоначально

Ответ: 16; 48

Ответы обучающихся на заданные вопросы














7 -корень уравнения

Корень уравнение- это значение переменной, обращающей уравнение в верное равенство

А сейчас физкультминутка. Снятие зрительного напряжения. Выполните гимнастику для глаз










Выполняют упражнения

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Решаем с классом Уравнения (а, б)

Учитель отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

Решите уравнение, используя основное свойство дроби:

Вспомним основное свойство пропорции

=









Работав парах,

Индивидуально со взаимопроверкой и самопроверкой по эталону
















Решение уравнений № 5.100





Произведение крайних членов пропорции равно произведению средних членов пропорции


=

3(х-3) =42

3х-9=42

3х=42+9

3х=51

х=17

Работа в парах (Сравнивают решения и ответы с соседом) при необходимости можно воспользоваться помощью учителя или кого-либо из одноклассников. одноклассников.

а) 6х – 12 = 5х + 4

6х – 5х =12 + 4

х = 16

б) – 9а + 8 = - 10а – 2

– 9а + 10а = - 8 – 2

а = - 10

Работают самостоятельно, взаимопроверка, самопроверка по эталону

в)7а + 1 = 8а - 9

7а - 8а = -9 - 1

-а = -10

а = 10

г) – 12у -3 =11у – 3

-12у -11у = -3 +3

-23у = 0

у = 0

Этап 3. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях Поисковая, исследовательская работа

Мозговой штурм (Задача поискового характера)

Старинная задача:

Скажи мне, учитель, сколько учеников посещают твою школу и слушают твои беседы. Вот сколько, - ответил учитель. – Половина изучает математику, Четверть – природу, седьмая часть проводит время в размышлении, и, кроме того, есть еще три женщины.

Решение: х + х+ х+3=х

- х=-3

х= -3: (- )

х=28

Ответ: 28 чел.

БЛОК 4. Подведение итогов, домашнее задание


Этап 4.1. Рефлексия

Задает вопросы:

О чем мы сегодня говорили?

Какую цель мы поставили сегодня?

-Достигли ли мы этой цели?

-Все ли было понятно, все ли успели?

-Пригодятся ли вам полученные знания в жизни? Где? Приведите примеры.

-Все ли получилось на уроке?

-В чем испытывали затруднение?

-Над чем еще надо работать?

-Что получилось лучше всего?

. -Что было самым сложным на уроке,

- А самым интересным?

-Кому не понадобится помощь при выполнении домашнего задания по этой теме?

Продолжите предложение:

Сегодня я узнал…

Я выполнял задание…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я научился…

Я смог …

Меня удивило…

Мне захотелось…

Расположите себя на ступеньках и на горе успеха:

Сумел ли ты подняться на гору успеха?


Выделение и осознание учащимися того, что уже закреплено и что ещё подлежит закреплению, осознание качества и уровня закрепления


Выражают свои мысли



Этап 4.2. Подведение итогов. Диагностика. Самодиагностика Домашнее задание.

Наш урок подходит к концу. Сегодня мы повторили способы решения уравнений, Давайте подведем итог.

Поставьте свою самооценку за сегодняшний урок.

Подсчитайте общее количество плюсов на вашем оценочном листе и запишите напротив итого.

Если вы набрали 9 плюсов, то за урок вы получаете отметку «5»;

7-8 – получаете «4»;

4-7 – получаете «3».

Учащиеся, которые набрали менее 4 плюсов, работали сегодня не совсем хорошо, в следующий раз постарайтесь лучше.

Сдайте мне, пожалуйста, ваши оценочные листы и тетради.

Урок окончен! Вы все молодцы! Спасибо за работу!

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Изучить П 40 стр. 92 Решить № 5.97, № 5.98 № 5.100 (I столбик)

Учитель: заканчивается урок, но не заканчивается поиск знаний.

Да! Путь познания не гладок,

И знаем мы со школьных лет,

Загадок больше, чем разгадок,

И поискам предела нет!

«Мне приходиться делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно» (А. Эйнштейн)

Оценивают свою работу в оценочном листе. Отрабатывается умение соотносить цели и результат собственной деятельности



Записывают домашнее задание в дневник, делая необходимые пометки.




ВЫВОДЫ

В работе были обоснованы соответствие разрабатываемых технологических карт уроков требованиям ФГОС, выбор цифровых ресурсов, методов и форм обучения. Разработана технологическая карта урока по теме «Решение уравнений» (6 класс)

Для реализации урока использовался ресурс https://coreapp.ai. Платформа https://coreapp.ai предоставляет возможности для создания эффективных онлайн-уроков, проведения дистанционных занятий, проверки домашних заданий и получения аналитики по результатам работы.

В технологической карте урока этапы соответствуют урокам, построенным в условиях реализации системно-деятельностного подхода. Образовательные результаты сформулированы в соответствии с Федеральной рабочей программой соответствующего учебного предмета «Математика» и «Алгебра».

После написания данной работы можно сделать следующие выводы:

При правильном использовании технологической карты в работе происходит переориентация от планирования одного урока к проектированию темы (от целого к частному и опять к целому).

Появляется возможность реализации всех базовых учебных действий через алгоритм освоения материала; побуждения учащегося к активной и самостоятельной деятельности.

Происходит расширение выбора предлагаемых форм работы, появится возможность целостного и системного освоения учебного материала, в том числе за счет реализации межпредметных связей; проведения диагностики и контроля на каждом этапе освоения темы; спланированное системное взаимодействие субъектов образовательного учреждения.

Технологическая карта обеспечивает прогноз и рефлексию путей освоения содержания по всему курсу на любой ступени обучения.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений, универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сокращает время на подготовку учителя к уроку.

Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и максимальную эффективность выбранных методов средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

При составлении технологической карты больше вероятность избежать ошибок в работе. Урок становится продуманным и предсказуемым, так как на каждом этапе прописываются результат и деятельность каждого из субъектов образования, поэтому становится возможным быстро и полно проанализировать урок администрации и учителю, снять организационно-методические проблемы.

Также можно сделать вывод о том, что на уроках, проводимых по технологическим картам, у обучающихся повышается интерес к учебно-познавательной деятельности; усвоение учебного материала происходит на продуктивном уровне, повышается мотивация к обучению.

Применение технологических карт поможет существенно повысить качество обучения, будет способствовать достижение целей федеральных государственных образовательных стандартов.











СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

  1. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Методика дистанционного обучения : учебное пособие для вузов : учебное пособие для вузов по всем направлениям : рек. УМО вузов РФ / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Т.С. Грязнова, В.А. Шитова ; под общ. ред. М.Е. Вайндорф-Сысоевой. – Москва : Юрайт, 2017. – 194 с.

  2. Громова В.И. Основные принципы составления технологической карты урока [Электронный ресурс] / В.И. Громова // URL: http://www.openclass.ru/node/364582

  3. Зайцева И.И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации [Электронный ресурс] / ИИ. Зайцева // URL: http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_14_7_656.pdf

  4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74223).

  5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101).

  6. Сетевые уроки, события и игры: как учить подростков в сети? / Коллектив авторов – Москва : Некоммерческое партнерство «Авторский Клуб», 2020. – 160 с.

  7. Федеральная рабочая программа. Математика. 5–6 классы (базовый уровень). – URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/15_ФРП-МатематикаИнформатика-7-9-классы_база.pdf (дата обращения: 22.05.2024).

  8. Хуторской, А.В. Системно-деятельностный подход в обучении : Научно-методическое пособие. / А.В. Хуторской. — 2-е изд. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2023. — 58 с. : ил.

  9. Шарипов, Ф. В. Педагогические технологии дистанционного обучения: монография / Ф.В. Шарипов, В.Д. Ушаков. – Москва: Университетская книга, 2016. – 304 c.